fantlab ru

Все отзывы на произведения Роберта Льюиса Стивенсона (Robert Louis Stevenson)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»

astoun, 11 марта 19:11

На мой взгляд, бледное и неправдоподобное подражание «Преступлению и наказанию».

Герою Достоевского, чтобы нравственно переродиться, потребовалось проделать огромную работу над собой, многое пережить, прочувствовать, проникнуться состраданием. А у героя Стивенсона перемена происходит внезапно, как по взмаху волшебной палочки. Только что он был прожженным циником, всячески оправдывающим собственные пороки, ни капельки не раскаивающимся в совершенном убийстве, но после беседы с дьяволом мгновенно прозрел, переметнулся на сторону добра и сдался властям.

Не верится от слова «совсем».

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Окаянная Дженет»

astoun, 4 марта 09:11

Не понравилось.

Прочитав, что окружающие считают Дженет ведьмой, я был уверен, что писатель вывернет все наоборот, реабилитирует ее и заклеймит мракобесов-обывателей. Но Стивенсон убил на корню даже возможность какой-то интриги. Кем старуху объявили в самом начале, тем она и оказалась. Ничего неожиданного, никакого развития, и даже непонятно, ради чего это писалось.

Лично я воспринял рассказ как апологетику охоты на ведьм. Мол, они действительно существуют, поэтому те, кто топит их в реке, сжигает на кострах и так далее, поступают правильно. Нечего жалеть дьявольское семя!

Оценка: 5
– [  0  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Дом на дюнах»

astoun, 28 февраля 11:08

Неплохая повесть. Написано зримо, характеры схвачены, интрига в наличии. Добавлю, что мне, как и одному из рецензентов, на ум сразу пришла сцена из «Острова сокровищ», где пираты штурмуют трактир «Адмирал Бенбоу». Похоже, в «Доме на дюнах» прошла ее репетиция.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон, Ллойд Осборн «Потерпевшие кораблекрушение»

Корделия, 7 февраля 12:21

Пожалуй, лучше всего о своём произведении сказал сам Стивенсон в эпилоге романа: это «современное произведение, отражающее варварские нравы и сомнительную мораль, где всё сводится к погоне за деньгами и чуть ли не на каждой странице звенят доллары; где нашла отражение беспокойная суета нашего века; где читатель переносится с континента на континент, с моря на море, так что эта книга не столько роман, сколько панорама, и где конец обагрён кровью».

Стивенсон и Осборн задумали написать детектив. Но чтобы детективная составляющая не превратила книгу в схему, в «шахматную задачу», они дополнили его множеством других жанров. «Потерпевшие кораблекрушение» одновременно жизнеописание, роман-биография, роман-исповедь, психологический роман, приключенческий роман, роман воспитания, роман о трудной судьбе людей искусства. Вот только любовная линия разработана совсем слабо, и при всём желании жанр любовного романа здесь не отыщешь. Хотя предпосылки и для такой сюжетной линии имеются.

Вот объяснение авторов: «Надо сказать, что нас уже давно и привлекал и отталкивал современный жанр полицейского романа, когда рассказ начинается чем угодно, но только не началом, и кончается чем угодно, но только не концом. В этом жанре нас привлекала возможность заинтриговать читателя, а также те трудности, которые надо преодолеть, чтобы достичь этой цели. Отталкивала же нас неотъемлемая от него лживость и поверхностность. Потому что читатель, думая только о скрытых уликах, воспринимает жизнь в подобном произведении как сложный, но мёртвый механизм, который заслоняет от него реальную действительность. Поэтому книги такого рода увлекательны, но не художественны и напоминают скорее шахматную задачу, а не произведение искусства. Нам казалось, что отчасти это объясняется отсутствием предыстории героев и событий и что, если развивать сюжет постепенно, вводя некоторых действующих лиц заранее, короче говоря, если начать эту книгу как роман нравов, то упомянутый недостаток смягчится и наша тайна станет жизненно правдоподобной».

Действительно, так и есть. Вероятно, каждый читатель при всём многоообразии ходов найдёт в этой книге что-то своё. Мне было неинтересно читать про деловые предприятия и родственные взаимоотношения, но меня привлекла детективная линия, впечатлили динамичные сцены «морского приключенческого романа», включая небольшую робинзонаду, и понравились живые французские зарисовки.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Чёрная стрела»

korsrok, 29 января 22:08

Главный герой эталон рыцарской чести и галантности: он расследует преступления друзей, если появятся весомые сомнения в их верности, и даёт второй шанс врагам, когда поверит искренность их раскаяния, да, а ещё влюбился в совершено очаровательную девушку с «вражеской партии». Так уже делал Чарльз Роберт Мэтьюрин и (много позаимствовавший у него) сэр Вальтер Скотт в готическом жанре. Роман Роберта Льюиса Стивенсона, пусть также с исторической составной, больше с романтическим и приключенческим уклоном. А ещё это в некоторой мере предшественник «Игры престолов», ведь события разворачиваются на фоне войны (Йорков против Ланкастеров) Белой и Алой Розы, а из-за целой главы про угон корабля и шторм, произведение в моей библиотеке попало в раздел на морскую тематику. Из всех локаций больше всего понравился лес, где героям предстоит провести чуть ли не половину романа, что-то в нём сильно напомнило Шервуд, казалось, рядом шастает Робин-Гуд :)

Заслуженное 8.4

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Провидение и гитара»

Omnia est nihil, 22 января 17:33

Повествование нетривиально рассказывает читателю, как нелегко порой приходится людям искусства взаимодействовать с посредственными обывателями, всегда составляющими большинство в любом обществе во все времена.

При этом это не история о «непризнанных гениях», ибо сам автор неоднократно подчёркивает относительную ограниченность таланта на примере одного из главных героев Леона Бертелини, певца и актёра, в чьём лице безграничная любовь к искусству доходит порою до позерства. Читателю самостоятельно предстоит решить, на чьей он стороне и каково его личное отношение к искусству.

Похожая история и с художником, чей дом ночью бродячая компания в лице четы Бертелини и студента Стаббса осветила своим присутствием. Интересно, что в обоих случаях творческую ограниченность мужчин раскрывается в репликах их жён.

Отдельную роль играет образ молодого студента, чьё имя читатель так и не узнает, потому как автор ограничивается его фамилией – Стаббс (видимо, не заслужил!). Несмотря на незначительную, на первый взгляд, роль, без этого персонажа история вообще рисковала бы не получиться. Именно его на первый взгляд неуместные реплики продвигают сюжет. Автор наделеят его глупой внешностью «с одутловатым лицом» и «пустым взглядом» (фрагменты описания взяты из подлинника), напрочь лишая его тяги к прекрасному. Он даже на словах не в состоянии проникнуться «заоблачными эфирами искусства», о которых ему вдохновенно повествует Леон, и слушает, абсолютно не понимая и не разделяя экзальтации собеседника.

Конечная мысль студента, с которой он покинул дом художника и которой и заканчивается рассказ, на мой скромный взгляд, получилась эпически меткой. Мораль проста: людям из разных вселенных едва ли суждено понять друг друга до конца. Кажется, рассказ не мог закончиться лучше и поучительнее. А поучительность эта кроется в том, что другим людям всегда нужно оставлять место для проявления своих профессиональных склонностей (естественно, это не относится к проявлениям девиантных наклонностей), будь то музыка, пение, рисование или работа в банке. Как говорится, все профессии нужны...

Но самое главное, по какой бы жизненной стезе ни повела судьба, – это взаимопонимание среди самых близких, как в примере с героями – взаимопонимание с их жёнами, которое у Бертелини имелось изначально, а у худодника появилось в конце рассказа не без помощи посредничества супругов Бертелини. А вот студент так и остался не понятым другими героями. В Экклезиасте сказано: «Горе одинокому».

Рассказ определённо достоин внимания со многих точек зрения. Рекомендую!

Оценка: 10
– [  19  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

pontifexmaximus, 18 января 22:39

Сказ про то, как в младые годы я считал, что Джим Хокинс — это такой милый мальчик, а вот теперь посмотрел на него глазами взрослого человека, и такой вот даже холодок пробежал вдоль позвоночника по спине...

Ну то есть Стивенсон искренне и честно пытался написать приключенческий роман для юношества, но перестарался и вместо этого сочинил шедевр, повествующий о том, кто далеко пойдет по чужим головам...

Джим, конечно, опоздал родиться в плане того, чтобы застать золотой век пиратства, и флибустьером ему не быть. Но с каким едва скрываемым восторгом описывает он Джона Сильвера, и с каким едва скрываемым презрением повествует о разных там благородных докторах, капитанах, сквайрах...

Кои все такие из себя благородные, но с радостью разделят сокровища, ради обладания которыми пули дробили черепные коробки, а ножи выпускали кишки на прогулку. Еще и на филантропические цели пару фунтов пожертвуют...

И только Сильвер догадался о том, кто есть Джим. Вся шайка Флинта трепетала перед одноногим, но сам Сильвер дрогнул в поединке с этим юнцом. Таким вот примерным, хорошим, скромным мальчиком, в котором увидел, скорее всего, свой собственный образ в юности. Образ человека, который всегда несколько в тени, но под чью дудку пляшут все остальные. Который не мечет громы и молнии, но его молчание внушает страх. Образ непревзойденного манипулятора и мастера сложных многоходовых интриг...

Слишком умного, чтобы согласиться на предложение Сильвера и пойти в пираты. Время пиратов прошло. Но не сомневайтесь, Джим возьмет свое от жизни по полной. Возможно, станет одним из тех досточтимых господ, которые во имя прогресса и цивилизации истребят миллионы разных там индусов или же станут капитанами индустрии, изобретая крайне изощренную потогонную систему...

Так или иначе, рассказу самого Джима Хокинса о событиях, начавшихся с появления Билли Бонса в трактире его матушки, я бы полностью не доверял. Юноша явно что-то недоговаривает и скрывает самое важное в тени болтовни о второстепенном. Впрочем, большая часть читателей легко ему верит, не замечая того, что именно испугало самого Сильвера, заглянувшего в душу сего отрока...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Окаянная Дженет»

Iricia, 12 января 11:31

Рассказ очень понравился, как раз из-за того, что комментатор ниже назвал странным. Мне просто нравится такая двойственность, когда у событий может быть сверхъестественное и вполне реалистичное обоснование. И, если честно, оба варианта жуткие!

С одной стороны, история молодого неопытного пастора, который столкнулся с чем-то зловещим, потому что не хотел послушать более мудрых и опытных местных, и только чудом смог спастись. Рассказ поначалу шел туго, но потом захватил внимание, и описание событий было зловещим и страшным. И «черный человек» этот, и труп, который герой находит, который весит на гвозде на шерстиночке. Было вот это ощущение, что рядом есть какая-то необъяснимая и злая сила, перед которой герой почти беззащитен и вот-вот станет жертвой.

А с другой стороны вот есть у рассказа такой привкус местной городской байки, которую передавали из уст в уста достаточно долго, чтобы детали в итоге исказились, но реальные события как будто проглядывали через всё это. И ты можешь представить о том, как местные говорят о ведьме, когда на деле это могла быть просто больная несчастная женщина. Эпизод с её избиением и попыткой проверить на наличие дьявола путем утопления (мол, всплывет — ну точно ведьма, а если потонет — ну извините, обознались, с кем не бывает?) сам по себе жуткий, но к тому же еще показывает менталитет местных жителей. Опять же автор очень подробно рассказывает о том, что пастор, когда видел все эти ужасы, уже длительное время страдал от стоящей в то время жары и связанных с этим истощения, бесоницы и пр., так что легко представить, что ему всё это привиделось.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Похититель трупов»

Alfie, 26 декабря 2023 г. 19:38

Один из мистических, страшных рассказов Стивенсона.

Атмосфера у истории густая и мрачная. Иначе и быть не могло, ведь сюжет расскажет о студенте-медике по имени Феттс, помощнике анатома, в чьи обязанности, помимо всего прочего, входит доставка, получение и распределение анатомического материала. Иными словами, скупка трупов в полуночные часы у «неопрятных мрачных» незнакомцев.

Тут вам и муки совести, убийства, расхищение могил, туман, дождь, трупы, трупы, трупы. И все это исключительно в ночных декорациях или, на худой конец, в сумерках или полумраке диссекционных комнат. Во краю угла стоит идея о разделении людей на львов и ягнят, очень злободневная в период написания рассказа (эдакая вариация на тему: тварь или право имею).

К тому же история затрагивает вопросы научной этики и морали как таковой. Ведь действительно, откуда берется анатомический материал для диссекции? А как он оказался у людей, которые поставляют его врачам? А если материала не хватает, что тогда делать? На все эти вопросы в рассказе Стивенсон дает ответы, но показывает, что злодеяния и сделки с совестью чреваты очень серьезными последствиями.

Возмездия не избежать даже льву. Но бесповоротно сломит оно только ягненка в львиной шкуре. По крайней мере, такой вывод напрашивается по прочтению рассказа. Ведь Феттс по итогу стал безвестным пьянчугой в захолустье, а Макферлен, его напарник по практике и соучастник в темных делах, вырос в уважаемого, зажиточного и авторитетного Лондонского доктора, который если и мучается от воспоминаний, то только когда встречается с отголосками прошлого лицом к лицу.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Molekulo, 8 декабря 2023 г. 16:26

«Остров сокровищ» — идеальная приключенческая книга из старых времен.

Бывают настолько хорошие произведения, что даже сложно в них выделить что-то конкретное.

Берем героев. Они все очень хорошо прописаны, их мотивация не вызывает вопросов, все поступки понятны, за «наших» болеешь, а для их противников желаешь всевозможных трудностей. Каждый из основных героев качественно проработан, обладает своим характером и мировоззрением.

Очевидно, это было бы не так просто, если бы не великолепный язык как автора, так и переводчиков.

Сюжет — это классические приключения с пиратами, перестрелками, хитрыми планами и, конечно, благополучным завершением.

Однозначно рекомендую вне зависимости от того, читали ли вы раньше.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

horoshogromko, 23 октября 2023 г. 05:17

Знаменитая история о благопристойном докторе Джекиле, у которого была и тёмная сторона, и о том, как доктор с помощью специальной микстуры сумел превратить две стороны своего характера в две отдельные личности, добрую-благородную и жестокую-развратную, так что этим личностям не надо было мучительно уживаться друг с другом одновременно, вместо этого они жили в нём по очереди, так что каждая захватывала его целиком. В результате доктор в буквальном смысле раздвоился и стал двумя разными людьми.

Смесь ужасов, научной фантастики и психологической драмы. Вещь.

Я в восторге от повести, и от формы, и от содержания. Форма особенно хороша. Всё-таки жизнь в XIX веке текла с совсем другой скоростью, и чувствуется, что произведение было написано от руки пером, а не отпечатано по-быстрому на клавиатуре. События изложены обстоятельно, эмоции персонажей изучены пристально и описаны в подробностях. Впечатляет, что при такой ярко выраженной неспешности повествование динамичное и увлекает с головой. Даже больше впечатляет, что сюжет всем хорошо известен, а всё равно с первых страниц образуется таинственность и напряжение в ожидании развязки.

Содержание ещё лучше. Классическая борьба добра со злом, которую можно читать и буквально, как научную фантастику про волшебную микстуру, которая превращает приличного человека в чудовище, и образно, как психологическую драму о том, что в каждом из нас уживаются несколько персоналий.

Имхо, индикатор качества любого произведения литературы — это насколько интересно его потом обсуждать. А “Доктор и мистер” дают множество поводов для дискуссий. Почему доминирующим в паре Джекил-Хайд Стивенс сделал монстра Хайда? Значит ли это, что зло сильнее? Со всеми этими внутренними личностями какова степень ответственности человека за его поступки? Можно ли контролировать свои множественные я? Нужно ли их сдерживать? Какое из всех я настоящее?

Учитывая, что мы до сих пор ищем ответы на эти вопросы, повесть актуальна сегодня даже больше, чем когда была написана.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Клуб самоубийц»

Lunetta, 6 октября 2023 г. 20:37

Первый из рассказов цикла меня поразил до глубины души. Под впечатлением, прочитала остальные, до Алмаза раджи. Что ж, остальные не так интересны, особенно из-за моей неприязни к сменам главных героев.

Сложно подобрать определение этим рассказам, казалось бы в них идет речь о вещах жестоких, но подано это всё под ироничным соусом... Впечатление неоднозначное.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Солнечный ветер, 27 июля 2023 г. 00:09

Не знаю вернется ли пик популярности книг про пиратов, возможно это будут какие-нибудь космические пираты, но в советском детстве не было детей, которые не читали книгу, или не смотрели фильм, или не смотрели мультфильм.

Нужно отдать должное и книга, и фильм (советский) и мультфильм (советский) были отличные.

Это были времена, когда все читали Дюма, Жюль Верна, Купера и конечно Стивенсона, а приключения были на пике.

Давайте читать и читайте детям хорошие книги. А это хорошая книга!!

Оценка: 9
– [  -2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Олалла»

AgentSmith2018, 25 июня 2023 г. 11:17

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Падение дома Ашеров версии Стивенсона приправленный вампиризмом. Минусующим : неужели не читали Падение дома Ашеров? Так у Стивенсона идея сюжета такая же, без готики. А если в двух словах(специально для минусующих): есть старинный но захудалый род, лишившийся былого могущества(обоими авторами преподносится как Божье наказание за грехи предков) . Приезжает ГГ на лечение и поправляется, ему всё рассказывают об этом роде. ГГ поселяется у этого рода, влюбляется в Олаллу. И т.д.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд»

Stalk-74, 28 апреля 2023 г. 21:47

Вот читаешь сборник переводов старинных британских поэтов в переводе Маршака. Где-то интересней, где-то тривиальней. Но, будем откровенны, мало что запоминается после прочтения, и к повторнуму знакомству не тянет. А тут — трах-бабах «Вересковый мёд». Запоминается влёт. Как «Евгений Онегин» Пушкина, как «Федот-стрелец» Филатова. А ещё и свойственная балладам яркая трагичность. «Не верил я в стойкость юных, не бреющих бороды». Даже в фильме «Тимур и его команда» пионеры замирали от восторга, читая произведение Стивенсона на чердаке. Правда, перевод Маршака появился чуть позднее повести Гайдара.

Конечно, вряд ли в этом советском почитании заслуга поэта Стивенсона. который нам известен не стихами, а авантюрно-приключенческими романами.

«Пришёл король шотландский,

Беспощадный для врагов,

Он разбил отряды пиктов

И погнал их, как козлов.»

Это «Вересковое пиво» Чуковского. Текст тот же, а музыки нет. А стихи читают не ради сюжета. Поэтому большую часть славы заслужил именно Самуил Маршак. Сошлись звезды. Тем более, литературоведы отмечают большую вольность Маршака в переводе, чем у других авторов.

Двойная классика.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Приключения Дэвида Бэлфура»

Oleg83tt, 26 апреля 2023 г. 21:52

Решил оставить отзыв не на понравившееся произведения Стивенсона Р.Л., а наоборот, так как, там и без меня, хватает больших и не очень, но хороших отзывов.

Данный цикл давался тяжело, а порой и очень. Когда знаешь, что автор написал понравившейся «Остров сокровищ» и вполне читаемую «Черную стрелу», возникает вопрос, а что произошло? Где та самая интрига, психологическая дрожь, интересные события и красивые описания, куда все исчезло.

Тяжелый стиль повествования угнетает. Герои повествований обычные, средние и блеклые, таких сейчас полно в большинстве современных книг. Характера повествования нет, остросюжетность спит, стандартный набор поворотов и непонятная глупость героев, которая оставляет неприятный след. Нудные и долгие описания, как и часть многих диалогов. Это то, что так повлияло на негативно на романы.

В итоге так и не смог понять, таких высоких оценок читателей.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»

Iricia, 21 апреля 2023 г. 10:03

В какой-то момент рассказ показался скучным, но он понравился мне, когда прочитала его полностью. Следить за внутренними метаниями убийцы интересно, и мне кажется, повествование выстроенное таким образом, что любое решение персонажа после того, как он открыл дверь оставило бы впечатление.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

adons, 8 января 2023 г. 14:32

Недавно перечитал роман в возрасте 49 лет и восхитился, насколько замечательно прописан образ Джона Сильвера. Это прирожденный лидер, прекрасный психолог и переговорщик. Благодаря своим качествам он смог быть незаменимы и в команде Флинта, перевербовать всю команду «Эспаньелы» на мятеж, «выкрутиться» после провала операции по захвату сокровищ. Если бы этот человек пошел в политику, то он смог бы занять очень высокий пост.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Umnik, 2 января 2023 г. 21:30

«Остров сокровищ» — самая атмосферная книга в истории человечества

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Сатанинская бутылка»

Ynona, 31 декабря 2022 г. 23:11

Вариация на классическую тему «Исполнителя желаний». Получилось неплохо, и история очень интересная. Мужчина покупает бутылку с чертом внутри, который может исполнить любое желание, но не может продлить хозяину жизнь. И если он умрет с бутылкой в ​​руках, он попадет в ад. Если он продает бутылку, он должен продать ее дешевле, чем заплатил. Интересный подход к логическому парадоксу: зачем вообще это покупать? Книга превосходно описывает угрозу (и сопутствующий страх) нынешнего владельца бутылки, не двухсмысленно намекая, что вечный ад настолько ужасен, что никакое исполнившееся желание не может оправдать покупку бутылки. Как бы то ни было, это была захватывающая история!

Я прочитала «Сатанинскую бутылку» сразу после того, как закончила перечитывать «Стрпнную историю доктора Джекила и мистера Хайда». История — напоминает игру «горячая картошка» с очень высокими ставками. Он ставит под сомнение вопросы морали! «Сатанинская буцтылка» — интригующая история о влиянии на жизнь жадности и безграничного успеха. Сюжет развивается примерно так, как можно было бы ожидать от такого рода вещей: есть триумфы, неудачи, жертвы и разумное стечение обстоятельств и работа мысли, любовь и самопожертвование. Основная проблема и проста для понимания, и трудноразрешима, что быстро создает напряжение и интерес.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Похититель трупов»

technocrator, 31 октября 2022 г. 00:14

Да, всё-таки реальные события Уэст-портских убийств с продажей трупов медикам, упоминаемые в рассказе, и связанные с этим этические проблемы интереснее самого рассказа. Мистика оказалась здесь совершенно лишней, тем более, что «чудо» с мертвецом, явившимся убийце и сообщнику, как-то нелепо и не имеет внятных последствий: Макферлен, ставший респектабельным доктором, поживает себе припеваючи, а Феттс продолжает богохульствовать и, непонятно на какие средства, пьянствовать...

В принципе, какие-то моральные наблюдения делаются в истории «падения» нечистоплотных ассистентов («Нельзя начать и остановиться. Это правило. Для дурного человека нет отдыха»), но психологически не особо достоверно звучат в устах самого преступника. У Честертона похожие мысли в «Летучих звёздах» переданы убедительнее.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Manowar76, 29 октября 2022 г. 11:33

Моё издание 1979-го года содержит замечательное предисловие Кашкина, из которого я узнал детали биографии Стивенсона и, главное, то, что «Остров сокровищ» по видимому, является первой в мире новеллизацией настольной игры!

Естественно, все, росшие в позднем СССР, не по одному разу видели отличный фильм и гениальный мультфильм по мотивам романа. Вот и я. И книжка была практически в любой домашней библиотеке. Но как-то прошла мимо меня —зачем читать, когда сюжет знаешь наизусть?

Может и хорошо, что добрался только что. Замечаешь такие моменты, которые экранизировать было невозможно. А раньше просто не обратил бы на них внимания, торопясь за сюжетом. Как вам этот сюр:

«Этот одноногий моряк преследовал меня даже во сне.

Бурными ночами, когда ветер сотрясал все четыре угла нашего дома, а прибой ревел в бухте и в утесах, он снился мне на тысячу ладов, в виде тысячи разных дьяволов. Нога была отрезана у него то по колено, то по самое бедро. Порою он казался мне каким-то страшным чудовищем, у которого одна-единственная нога растет из самой середины тела. Он гонялся за мной на этой одной ноге, перепрыгивая через плетни и канавы.»

Про роман. Быстрое действие, полное приключений, опасностей, романтики и нелогичностей с роялями в кустах.

Если задуматься, книга является просто гимном непослушанию!

Нравятся пираты и вся та эпоха в целом. Нашел книгу Точинова «Остров без сокровищ», где он проводит дотошную коспирологическую деконструкцию романа. Интересное параллельное чтение получилось.

Естественно, такая культовая вещь не могла не породить существенное количество вольных приквелов и сиквелов. «Фанфики» насчитывают пару десятков романов! Присмотрел пару романов: «Одиссею капитана Сильвера» Дрейка и «Джон Сильвер: Возвращение на остров Сокровищ» Чупака. Оба романа в оригинале называются совсем по другому и являются, соответственно, приквелом и сиквелом к «Острову Сокровищ». Написаны оба романа, что любопытно, в 2008-м году.

Более того, находясь под впечатлением, скачал пересмотреть и фильм и мультфильм по роману.

Рад, что прочитал один из основополагающих романов приключенческой литературы!

10(ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Zabiyaka, 29 октября 2022 г. 05:34

Предложили мне эту повесть почитать в качестве ужастика или триллера в рамках Хэллоуина.

Ожидания не совсем оправдались, ничего страшного для себя, увы, не обнаружила. Попугаться не вышло.

Всё-таки это больше фантастика.

Что сказать? Всегда интересно знакомиться с первоисточниками. Чем то напомнила повести Человека невидимку или Остров доктора Моро Герберта Уэльса.

Лёгкая манера повествования, хорошая динамика, понятный сюжет, наличие интриги (по меркам XIX века) делает Странную историю хорошей. Но всё-таки за последние 150 лет в этом жанре появился огромный выбор более интересных историй, миров, персонажей.

Можно, конечно порассуждать про белое/чёрное в человеке, дуальность, вспоминать притчи про волков. Задаваться вопросом, почему вылезла такая сторона, а не другая и т.д.. А можно просто провести приятные два вечерних часа за книгой, где герои джентльмены (для меня это самое очаровательное в английской литературе позапрошлого столетия).

Для общего развития я бы рекомендовала. Перечитывать скорее всего не буду.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Дверь сира де Малетруа»

Ofort, 23 октября 2022 г. 15:17

Небольшая историческая фантазия, действие в режиме реального времени. Чтобы принять судьбоносное решение у героев 2 часа. Начало как мистери-триллер, а затем мелодрама.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров голосов»

Lilian, 11 октября 2022 г. 13:09

Ещё один рассказ, чья история разворачивается в декорациях гавайских островов и быта местных племён. Начинается почти как притча: о молодом туземце, узнавшем от колдуна один волшебный секрет, приносящий деньги, и возжелавшем всяких благ вроде красивой одежды и ручной гармоники. И за свою жадность поплатившемся. Но история не заканчивается, там где ожидалось, и главному герою представляется возможность поплавать на корабле белых, пожить в одиночку на волшебном острове и встретиться с племенем людоедов — то есть ещё какое-то время поприключаться. История, где главного героя нельзя назвать умным или храбрым человеком, скорее по-детски наивным, ленивым, но удачливым. Почти Иванушка-Дурачок, но на гавайский манер.

Любопытно в первую очередь мировоззрением персонажей.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Берег Фалеза»

Lilian, 10 октября 2022 г. 14:17

Противоречивое впечатление оставила эта повесть. И речь не о том, как она написана — написана она на нормальном хорошем уровне. Речь о том самом «устаревании», когда ситуации и герои, нормальные для одного времени, смотрятся совсем по-другому в другом времени.

Проблема в главном герое. Он — продукт своего времени. Мягко скажем, противоречивый. Пренебрежительно относится к туземцам, но при этом влюбляется в свою туземную жену (разумеется, продолжая не считать её ровней). Человек простого происхождения, грубоватый, нерелигиозный, но при этом способный порой признавать свои ошибки и исправлять их, а также использовать религию и местные суеверия в своих целях. Сильный, не очень умный, но упорный.

Волею случая главный герой, перебравшись по торговым делам на очередной тропический остров, сталкивается с белыми людьми, которые ещё хуже. И поэтому, а также в силу искренней влюбленности, представляет в развернувшейся истории условное добро. Борется за своё счастье и благополучие, заодно «наказывая» плохих людей. Так уж получилось.

Написано любопытно, показывает срез времени и характеров в определенной местности определенного исторического периода. Чисто субъективно — вызывает слишком много противоречивых эмоций за счёт поступков и мироощущения героев.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Сатанинская бутылка»

Lilian, 7 октября 2022 г. 11:36

Это красивый рассказ, удачно сочетающий в себе несколько достоинств.

Во-первых, это история о волшебной бутылке, исполняющей желания. Разумеется, как и всегда в подобных историях, не обошлось без подвоха.

Во-вторых, благодаря четко очерченным правилам использования и продажи бутылки, заранее известным всем потенциальным покупателям, это логическая задачка. Где нет тайн и подводных камней, где всё решается подсчетом «плюсов» и «минусов» и собственным выбором, а в случае проигрыша на кону вечность в адском пламени. Где читателю легко представить себя на месте героев и спросить себя: «а смог бы я на это пойти, зная все опасности и возможности».

В-третьих, это на удивление лёгкая и романтичная история, особенно с учетом заявленной темы. Ведь в итоге история оказалась не столько о бутылке, сколько о готовности жертвовать собой ради любви. Именно поэтому финал не выглядит натянутым — он именно такой, каким должен быть.

В-четвёртых, место действия. Гавайские острова. Таити. Красивые, залитые солнцем города. Добрые люди, искренне верящие, что они попадут в Рай (а почему бы и нет, собственно). Люди, поющие от радости и искренне плачущие от горя. Если и любящие, то всем сердцем. В показанном мире даже сатанинская бутылка, исполняющая желания, используется для относительно безобидных желаний вроде дома, корабля или богатства — то есть для того, чтобы сделать лучше себе, а не навредить другим (по факту, конечно, возможны нюансы).

Мне понравилось это сочетание логики и эмоций, светлой атмосферы и моральных дилемм. Красиво.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Олалла»

Lilian, 4 октября 2022 г. 11:42

Это очень красивая повесть. Красота природы, угасающее очарование замка и его последних обитателей, пленительность чувств, вспыхнувших под его сводами, и вес мрачного прошлого, определяющий жизнь героев. Повествование неторопливое, обстоятельное и немного наивное в описании всепоглощающей любви с первого взгляда — но всё это вполне можно считать частью атмосферы. Много наблюдений, размышлений и разговоров — и относительно мало самого действия. Что не мешает быть истории полностью законченной, со своей кровавой кульминацией и печальным, но по-своему светлым финалом.

Мне понравились картины о прошлом древнего рода (череда сменяющих друг друга портретов, единых в общности похожих черт, где все различия лишь подчеркивали общее сходство) и размышления юной девушки о том, насколько она сама является лишь совокупностью черт, доставшихся от предков. Последнее немного спорно, но красиво. А красота для героев этой истории была лучшей похвалой.

Финал повести развивает темы жертвенности, противостояния веры и индивидуальной душевной стойкости гнету прошлого, доставшемуся от предков.

И да, это история не вампирах. Даже не думала о них, пока не прочла предыдущие отзывы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»

Lilian, 3 октября 2022 г. 11:35

По мере чтения этого рассказа невольно хочется сразу же проводить параллели с темами «Преступления и наказания». Убийство и внутренние переживания совершившего его человека. Вот только для хоть какого-то подобия раскаяния представленному здесь главному герою потребовалось вмешательство потусторонних сил и долгий диспут с ними. Долгий — в рамках рассказа, а не романа. И всё же это были бездны рассуждений о человеческой натуре и грехе, самооправданий и постулатов на подобии «это не я виноват, это жизнь такая». Представитель потусторонних сил при этом выступал голосом разума и жестокой правды. И именно поэтому я сомневаюсь, что его можно однозначно отнести к силам зла.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Весёлые Молодцы»

Lilian, 1 октября 2022 г. 19:02

Повесть, в которой рассказывается о небольшом окружённом скалами островке, его немногочисленных жителях и о нескольких кораблекрушениях.

Поскольку я сейчас читаю подряд намеченные для знакомства повести и рассказы автора, не могу не отметить некоторые уже практически характерные авторские черты. Герои очень остро воспринимают понятия чести, долга, греха и веры (даже когда сами грешат). Они эмоциональны, склонны вести довольно странные, обрывочные диалоги и очень остро реагировать на любые не вписывающиеся в их картину мира события.

Многое из перечисленного справедливо и для этой повести. В дополнение идёт описание суровой, но красивой природы, восхищение мощью океана и явная тема о расплате за совершенное преступление, когда человек во многом сам доводит себя до безумия под гнетом осознания вины. До безумия, но не до раскаяния — в данном случае.

Оценка отражает мой сугубо субъективный взгляд на реакции и поведение персонажей — всё же этой повести не удалось избежать некоторого устаревания.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Окаянная Дженет»

Lilian, 27 сентября 2022 г. 15:05

Странное впечатление. Мне кажется, что автором этот рассказ задумывался как довольно простая и прямолинейная история о старой ведьме, нечистой силе и молодом пасторе, который не прислушался к мнению «почтенных» людей и взял подозрительную женщину к себе в дом в услужение, но оказался в достаточной степени силён духом для противостояния злу, когда правда открылась. Но эту же историю можно рассматривать и с совершенно другой точки зрения: предубеждения «почтенных» людей довели одинокую и нелюдимую женщину до частичного паралича, а её единственный защитник, образованный молодой пастор, спустя какое-то время сдался под напором людской молвы и нафантазировал себе всякое. Не слишком помогает в идентификации «правильной стороны» в том числе чуть было не проведённое добропорядочными обывателями жестокое испытание предполагаемой ведьмы в реке (всплывёт — не всплывёт).

Рассказ, в котором слова «почтенные люди» вызывают неприятный осадок, а описанные события заставляют сомневаться в однозначной трактовке истории.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Вилли с мельницы»

Lilian, 26 сентября 2022 г. 11:11

Небольшой рассказ, вместивший в себя целую человеческую жизнь. Интересный в первую очередь мыслями героя, становлением его мировоззрения и его искренним восхищением миром. Красиво написано, особенно первая из трёх частей истории, где герой юн и полон мечтательных стремлений.

Потом стремления уходят, и остаются только мечты. И это чисто эмоционально разочаровывает. Ведь автор через своего героя показывает философию любопытную, в чем-то красивую, но ужасно бездеятельную. Человек-чудак, прирожденный мечтатель и мыслитель — он настолько проникся своей философией, что просто не захотел ничего менять в своей жизни. Ему важнее были мечты, а не реальность, «обладание ими». И это в первую очередь показано на примере его странной влюбленности, чем она закончилась (ничем) и сколько сожалений принесла вместо возможного счастья...

Одно нельзя отнять у этого рассказа. Философская подоплека работает хотя бы потому, что после прочтения истории хочется обсуждать выбор и мировоззрение главного героя, разбираться, был он прав или не прав. Но осадочек чисто эмоционально всё же остаётся.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Lilian, 25 сентября 2022 г. 21:22

Как оценивать классику? Несомненно, что эта небольшая повесть оставила свой след в массовом литературном сознании. Основная идея, главное фантастическое допущение этой истории впоследствии было множество раз обыграно, интерпретировано и использовано в других произведениях, и это не говоря про прямые экранизации. И всё это, наверняка, лишь верхушка айсберга, видимая обычному читателю.

Дошло до того, что я не уверена, читала ли эту повесть в школьные годы, хотя безусловно её суть мне известна.

Так что сейчас это попытка «заново познакомиться с первоисточником».

Совсем небольшая повесть, написана понятным, ничуть не устаревшим языком. Если уж и говорить про приметы времени, то они выражаются в некоторых деталях правил поведения героев, в суховатых нюансах образа порядочного человека и в обязательном соединении науки и философии, где открытия в области химии высвобождают силы, связанные с метафорическим дуализмом тьмы и света. История поучительная и трагичная. Содержащая в себе малость преувеличенные с современной точки зрения эмоциональные реакции персонажей на события, чем-то не вписывающиеся в их привычную картину мира.

Из более-менее удивительного. По итогу образ Джекила, человека, одновременно потакающего своим слабостям и стыдящегося их, привыкшего к двойной жизни и не способного справиться с искушениями даже ради формально важных для него нравственных идеалов, мало чем лучше Хайда. Хайд низок в своих стремлениях, но хотя бы не склонен к самообману, да и вообще по природе своей лишён выбора. Возможно, в подобном не столь однозначном противопоставлении двух ипостасей тоже был свой смысл.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон, Ллойд Осборн «Потерпевшие кораблекрушение»

crystalowl, 27 августа 2022 г. 16:21

Периодически хочется окунуться в юность и прочитать, а чаще, перечитать, что-то из классической приключенческой литературы. Дошла очередь и до «Потерпевших кораблекрушение» от могучего Стивенсона, который читал впервые.

Прежде всего хочется сказать, что желаемое было получено, книга довольно увлекательная, читается легко, слог прекрасный. Но и ложка дегтя тоже найдется. В первую очередь затянутость некоторых фрагментов. Достаточно сказать, что к основной сюжетной линии Автор подводит нас примерно к 200-й странице. Ничего так вступленьице, да!? Второй минус опять же во «вступленьице» — Автор очень старается прорисовать ГГ, водит его по разным странам (США Франция, Англия), погружает в нищету и тяготы, но последующие события книги не дают понимания, для чего все это делалось. Все случившееся с ГГ в первой половине повествования никак не влияет на вторую часть.... Совершенно спокойно можно было начать роман со знакомства двух друзей в США и их совместного бизнеса.

Такое сюжетное решение осталось мной непонятым.

А в остальном все замечательно, соответствует общему уровню Мастера. исторический период ближе к концу 19 века в США и отличия от темпов жизни в патриархальных еще Франции и Англии показаны на 5+.

7/10

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Double Black, 29 июня 2022 г. 18:35

Это классика жанра. Это было круто много лет назад. Это можно с определенным интересом читать и сейчас. С тем же примерно, как проехаться на машине производства 1920 года. Один раз ради интереса можно. Постоянно ездить — глупо. В фантастике было написано очень много, горы, того, что больше заслуживает прочтения. Но не потому, что «Джекил и Хайд» плохи. Потому, что сейчас пишут иначе и лучше.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

almorkin, 28 июня 2022 г. 14:52

Карта.

Карта — главный персонаж Острова! Карта — источник всех приключений. Именно благодаря карте заварилась вся эта каша!)

Да, несомненно, Джим, Ливси, Трелони, Смоллетт и Окорок — ключевые фигуры, но именно В КАРТЕ ВСЕ ДЕЛО! Ни в одном приключенческом романе карта не играла такой важной роли! И сейчас, даже не заглядывая в книгу, я могу вспомнить названия — Подзорная труба, остров Скелета, Северная стоянка. Черт побери, только при одном упоминании Острова сокровищ меня тянет в тропики на поиски клада!)

Остров Сокровищ — гораздо больше чем книга. Это путеводитель по детству, одна из самых светлых и запоминающихся вещей моего детства.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Похищенный»

AshenLight, 21 февраля 2022 г. 22:40

Этот роман весьма насыщен событиями при сравнительно небольшом объёме. Начало, встреча с дядей, совсем удручающее и дискомфортное. Да и дальше Дэвиду, хоть и везёт, нельзя сказать, что события развиваются блестяще. Ему приходится нелегко, но он не сдаётся. Мне такие авантюрно-приключенческие истории нравятся. Но здесь всё время присутствует ощущение какого-то злого рока, портящее впечатление.

Мне кажется, ни в одном произведении Стивенсона нет явного хэппи-энда. У меня одного такое ощущение или как? «Потерпевшие кораблекрушение» и «Отлив» вообще мрачные.

Однозначно, на «Острове сокровищ» останавливаться не стоит. Автор не так много написал, поэтому вполне можно прочитать все его сочинения. (Это вам не Г. Р. Хаггард.) Они достойны внимания.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

wowan, 10 января 2022 г. 21:59

«Идеальная книга ! Гениальная книга ! КНИГА на все времена ! Сочный и одновременно четкий литературный слог. Харизматичные и запоминающиеся персонажи «. Это я цитирую предыдущего рецензента, и не потому, что хочу с ним в чем-то не согласиться. Я не особенно люблю морские приключения или поиски кладов, но Стивенсону нужно отдать должное. И точно также, нужно отдать должное Николаю Чуковскому, в переводе которого я читал эту книгу неоднократно. Не знаю, как соотносится его перевод с переводом Корнея Иваныча, но думаю, они не сильно отличаются. Дело, однако, не в этом, а в том, что перевод настолько близок к идеалу, насколько это возможно. И в том, что «Остров сокровищ» завоевал сердца миллионов читателей, заслуга не одного лишь Стивенсона. Судя по странице книге на Фантлабе, роман переводило еще с десяток переводчиков, и их даже издавали. Зачем? тайна сия велика есть. Обычно издатели ссылаются на жадность наследников, но здесь как раз тот случай, когда жадность издателей не должна была пересиилить.

Единственное замечание к переводу возникло у меня (при внимательном прочтении) только в одном месте: пираты развели такой большой костер, что к нему, да и то с некоторой опаской, можно было приближаться только с ПОДВЕТРЕННОЙ стороны. может, все-таки, с наветренной? Или издатели сперли черновик перевода? не должны бы по идее -- все-таки,

то был «Московский рабочий! 1975 года.

А может я чего-то не понимаю? На качество романа (и перевода) этот момент не влияет никак.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Владетель Баллантрэ»

Petro Gulak, 14 декабря 2021 г. 14:06

После каждой новой – ну, очередной – книги Стивенсона удивляюсь, как ему удалось написать «Остров сокровищ» и «Джекила и Хайда». Каждая его книга – о том, как ту же фабулу можно было воплотить куда лучше. Так и здесь: что хорошо (рассказчик-управляющий, смена повествователей, неполное знание о героях) – то из «Лунного камня»; прочее – о том, как Стивенсон не знает, что ему делать со зловеще-привлекательным Баллантрэ. Джон Сильвер остался недостижимым образцом.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Дом Старости»

Omnia est nihil, 13 ноября 2021 г. 07:34

Превосходный тонкий рассказ, на любителя, но мне повезло оказаться тем самым любителем!

Что вы готовы сделать для того, чтобы освободить свой народ? А уверены ли вы в том, что они хотят освобождения? Стивенсон (с Днём рождения его!), отвечая на эти вопросы, весьма пессимистичен, но близок к действительности.

Читал взахлёб со всевозрастающим интересом. Думаю, что и для самого автора этот рассказ значил очень много: бесконечные споры и разногласия с отцом-пуританином в молодости на религиозной почве нашли у молодого вольнодумца Роберта Луиса отражение в этой истории. Поэтому отчасти мы можем говорить о своеобразной автобиографичности Однако оковы религии – не единственные оковы, в которых живёт любое общество. Тут это также показано, хотя, конечно, акцент делается на религиозной составляющей.

Басня/притча заставляет задуматься. Рекомендую!

10/10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Весёлые Молодцы»

zaika676, 3 ноября 2021 г. 11:37

Отличный рассказ... Даже маленькая повесть с элементами мистики... Но меня всегда интересует время действия любого произведения... Попробую вычислить... В тексте сказано, что с момента гибели Непобедимой Армады (1588) прошло несколько веков... Но! Это было время, когда на побережье Шотландии ещё мог высадиться претендент принц Чарльз. И среди фигур, копошившихся на берегу он мог быть собственной персоной. Принц умер в 1788 году в Ватикане. Значит, действие до. А чего было этому старому черту копошиться на берегу... А, в 1780 году его бросила жена... Таким образом время действия — 1782/1783 годы... В это же время происходит действие в мистической новелле Вальтера Скотта «Комната с гобеленами». И это ровно 100 лет после публикации «Весёлых молодцов». Ч.т.д.

Да и дядюшка сходит с ума потому, что никогда не видел негров. А ведь сам ходил под парусом.. Не, точно 18 век...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

arey951, 28 октября 2021 г. 12:49

Повествование представляет собой добротную готическую историю о некоем докторе Джекиле, сумевшем приоткрыть дверцу в глубинные пространства человеческой души, превратив себя в чудовище. История хорошо в себя погружает, читается на одном дыхании и позволяет получать эстетическое наслаждение стилем изложения. Такая вот нетленная классика.

Здесь хорошо все, кроме самого сюжета. Автор, безусловно, замечательный во всех отношениях писатель, но сложно отделаться от чувства, что Стивенсон писал ради того, чтобы писать. Сама идея с трансформацией в свое злобное эго не раскрыта практически полностью. Есть лишь несколько куцых эпизодов и объясняющая происходящее записка в самом конце произведения. Да, это создает полог некой таинственности, но в то же время и печалит тем, что столь хорошее повествование заканчивается не на той ноте, на которой мне бы этого хотелось.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Дом на дюнах»

Стронций 88, 25 октября 2021 г. 17:15

В очередной раз ловлю себя на мысли, что Стивенсон – прекрасный Стивенсон! – выдаёт не только приключенческие истории, но и триллеры. Ну, правда же, здесь в «Доме на дюнах», мастерски использовано напряжение, хотя бы напряжение тревожного ожидания опасности и неминуемого конца. А, например, странности, виденные героем в начале, и тонкие, но действенные намёки на присутствие бок о бок таинственной угрозы, так напугавшей обитателей дома? Унылый пейзаж дикого места, окружённого зыбучими песками, глушь, в которой может тихо и незамечено произойти самое страшное злодейство? Странные иностранцы и мелькнувшее ощущение полной беззащитности? Отличный же набор!

В чём-то повесть напомнила мне «Остров сокровищ», эпизод осады пиратами таверны «Адмирал Бенбоу», но здесь всё разворачивается с тем ещё отличием, что рядом и другая пока спящая угроза, сулящая удар ножом в спину – это ли не верх напряжения? И герои вышли прекрасными, тот же Норсмор очень запоминающаяся личность.

Есть здесь и любовная линия чуть разбавляющая, конечно, общую концентрацию, но она же, в конечном итоге, и даёт новый импульс, новые проблемы. Другое дело, что автор нет-нет да запускает спойлеры – и вот это, по-моему, уже лишнее, заметно сбивающее накал... Но что ж поделаешь. И с этим повесть остаётся увлекательной и интересной.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Клуб самоубийц»

Стронций 88, 14 октября 2021 г. 17:18

«Клуб самоубийц» меня удивил. Во-первых, благодаря своему антуражу – лондонское дно, психопаты, играющие в смертельную игру, убийцы, выдающие себя за докторов, трупы в чемоданах; какие-то махинации, преступные ловушки, и каждый раз новые герои, попадающие в их сети и становящиеся свидетелем странных событий, складывающихся в определённую общую последовательность. И легкий налёт иронии. Изысканность. Кивки в сторону арабских сказок – и принц Флоризель в образе Гаруна Аль-Рашида попавший в смертельную передрягу.

Ощущение портило лишь то, что автор иногда сбегал во время самого разгара, будто не имея должной выдумки (при том, что в остальном эта выдумка фонтанировала), чтобы залатать сюжетные дыры – и это было очень досадно…

«Алмаз раджи» шёл уже легче. Он был более плавным, обстоятельным. В нём не было этих дыр, и автор никуда не сбегал. Но вот нерв чуть-чуть спал, пропал не только дух залихватского дна (хотя негодяи и обманщики были и тут), чуть ослабла и рваная пляска чудачеств. Никуда не делся приём с историями-пазлами, и интрига всё ещё горела, и ощущение тайны, скрытой за поворотами сюжета, не пропадала, присоленная тонкой авторской иронией. Но чуточку всё стало серьезнее, чуточку взрослее. И Алмаз Раджи – это точка моральной опоры, бриллиант, высвечивающий в людях их духовную сторону; зловещий, способный сворачивать с истинного пути даже самых праведных – это было сильно. Но мне всё-таки чуточку не хватало пусть сумбурной, но всё же яркости того, первого цикла – самую малость.

И принц Флоризель, тут был взрослым. Он уже не искатель острых ощущений, спускающийся на самое дно вместе с верным другом полковником Джеральдином. Он один. И не участник событий, чья жизнь висит на волоске, а некая высшая сила – человек, взявший на себя роль сановного блюстителя порядка, судьи и вершителя. Так меняются и растут герои. И в этом тоже что-то есть.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Алмаз раджи»

Стронций 88, 12 октября 2021 г. 18:12

С одной стороны этот маленький цикл (а для меня он опять скорее произведение, разбитое на четыре части), кажется цельнее «Клуба самоубийц». Автор тут не уходит в сторону, скрывая пиковые моменты так, будто он не смог их придумать. Но куда же делось ощущение лондонского (да и не только лондонского) дна? Где эти маньяки, преступники, трупы в чемоданах? Всё-таки без них скучнее… Хотя и этот цикл выдал парочку: охотник за бриллиантами и бывший тиран, например, – тот ещё фрукт.

Но здесь иной и сам принц Флоризель. Куда делся его помощник и верный друг? Да и сам он не участник событий, а некая высшая сила, приносящая кару – над ним не весит той угрозы, что исходила от хитрого председателя Клуба самоубийц. И это тоже слегка сбавляло накал историй.

Но ведь никуда не делся приём – рассказывать общую историю сплетением отдельных частных историй. Не исчезла лёгкость и непредсказуемость. Не пропали превратности судьбы, и при лёгкой ироничности всё же возникало ощущение ловушки и туго сплетённых интриг, которые ещё предстояло распутать – и всё это тоже доставляло при чтении массу удовольствий.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть о встрече принца Флоризеля с сыщиком»

Стронций 88, 12 октября 2021 г. 17:44

По прочтении этот рассказ кажется мне скорее неким эпилогом. А концовка истории Алмаза Раджи была всё-таки в «Повести о доме с зелёными ставнями». Тут же лишь малая толика –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
логическая точка, кроткая история первого английского владельца драгоценности, и прекрасное, в два абзаца, саркастическое, слегка даже издевательское прощание с героями.
Вот оно-то и понравилось мне тут больше всего. Судьба, раздающая пинки, – это, пожалуй, лучшее, что сотворил Стивенсон во всём цикле.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть о доме с зелёными ставнями»

Стронций 88, 11 октября 2021 г. 16:30

Автор опять берёт нового персонажа, чтобы его глазами открыть продолжение истории Алмаза Раджи – и мне определённо нравится этот приём. Тем более что герой оказывается впутан в весьма интересные события, смысл которых открывается не так быстро и не так легко, а поиск скрытого смысла – это главная детективная интрига историй о Флоризеле. И она чаще всего удаётся на славу. Как и тут. Есть, конечно, и лёгкий рояль в кустах, но он при столь стремительном снегопаде событий и ситуаций не так уж и режет глаза.

Хорошая часть. И в коей-то веке выглядящая самостоятельной – в ней даже можно при желании поставить точку, и ничего не рассыплется, а объёма и сюжета хватает, чтобы сказать, что история вполне себе полноценна. Хотя, конечно же, участие её (и кажется, центральное участие) в истории об Алмазе Раджи только прибавляет ей интереса.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть о молодом человеке духовного звания»

Стронций 88, 9 октября 2021 г. 17:57

Прошлая повесть раздала карты, и вот теперь начинается тихая игра. Начинается она с преподобного мистера Роллза преуспевшего на «поприще исследования этических учений». Но Алмаз раджи, как правильно заметил принц Флоризель, такое дело, что любого свернёт с благого пути…

На мой вкус этот рассказ преснее других,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хотя в конце он и разрежается небольшим удивительным поворотом, и – обрывается.
Всё-таки и он – лишь составная часть одной общей истории. И мне эта часть показалась, возможно, пока самой фрагментарной из историй о Флоризеле (в которых он чаще где-то за ширмой). Но поглядим, как события её отразятся на эпопее украденного алмаза.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть о шляпной картонке»

Стронций 88, 8 октября 2021 г. 13:08

Флоризель совсем не виден.

А вот и начало новой истории. И снова самостоятельность рассказа лишь условна – он начало, затравка, эдакая первая серия, разбрасывание камней, если хотите. К сожалению, тут нет такого напряжения и топкого ощущения лондонского дна, полного негодяев. На некоторую маргинальность намекает лишь излишняя женственность главного героя, но женственность без дальнейших намёков на какие-либо особые пороки. И сама история больше напоминает комедия – тычки, пинки, погони. И только в какой-то момент превращается вдруг в подобие мучительного сна, когда всё сыпется, рушиться и безвозвратно гибнет, оставляя давящее ощущение бессилия и неизбежной кары. И это, в какой-то мере здорово. И как начало приключений, что у Стивенсона могут быть самыми неожиданными, интригует. Но вот чего-то – чего-то того, из «Клуба самоубийц» – мне всё-таки не хватало…

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Клуб самоубийц»

Стронций 88, 1 октября 2021 г. 19:34

Со Стивенсоном я познакомился уже в зрелом возрасте. Его «Остров сокровищ» и «Черная стрела» доставили массу приятных впечатлений. А вот теперь ещё Стивенсон начал меня удивлять. Сначала «Владетель Баллантрэ», который показался психологическим триллером, едва ли не саспенсом с давящим ожиданием трагичной концовки. А вот теперь «Клуб самоубийц» – вещь авантюрная, интригующая, эдакие сказки «Тысячи и одной ночи» лондонского дна с психопатами, убийцами, преступными гениями, сановными чудаками и любителями острых ощущений. В этом уже было что-то от Хичкока с его непредсказуемой игрой событий диковинного мрачного карнавала, и терпкой щепотью черной иронии. Удивительное ощущение – как раз для промозглых сентябрьских вечеров.

Другое дело, что цикл (или сборник) – это слишком громко, так как каждая из историй, хоть и ведутся отдельными не связанными друг с другом персонажами, но, так или иначе, рассказывают одну сквозную историю – историю противостояния богемского Аль-Рашида принца Флоризеля и влиятельного жестокого Председателя Клуба самоубийц. Таким образом, хоть эти «повести» (видимо от слова «повествование») и раскрывают отдельную часть оного, но, по сути, читать их независимо друг от друга затруднительно. Поэтому «Клуб самоубийц» для меня не цикл, а цельное произведение из трех частей. Но это не минус – это его особенность. И особенность моего восприятия.

А беда же в том, что не всегда автор свои рассказы-части «дожимал». И это при всей его изобретательности и смелости, что особенно была видна в “Повести об английском докторе и дорожном сундуке” (она показалась мне наиболее цельной и самой удачной во всех отношениях). В первой «повести» сдута концовка (на мой взгляд). А в последней – на которую легло бремя завершения всей истории – самое интересное и важное автор просто взял и увёл с глаз читателя – что это, не смог придумать? И это уже кажется не игрой с читателем, а промахом – и до жути обидным.

Оценка: 8
⇑ Наверх