К. Кова
Е. Наумов
Курлов Евгений Евграфович — русский поэт, прозаик, издатель.
Евгений Курлов — младший сын управляющего Палатой государственных имуществ, надворного советника Евграфа Никоноровича Курлова и его супруги Марии Николаевны (урождённой Романовой). Курловы проживали в Варшаве, где глава семьи находился на ответственной государственной службе, а обширным земельным владением на Гродненщине занимался управляющий имением.
Оба сына Курловых получили хорошее домашнее образование, после чего старший, Аркадий, не желая учиться дальше, занялся хозяйственной работой, а младший, тянувшийся к книгам, был определён в лучшую в Москве частную гимназию Л.И. Поливанова, открытую в 1868 году. Обучение в ней было платным (230-240 рублей в год), а потому учились в ней дети из хорошо обеспеченных дворянских семей. Программа обучения была рассчитана на девять лет. Преподавали в гимназии лучшие педагоги города, включая и профессоров Московского императорского университета. Направление подготовки в учебном заведении имело преимущественно гуманитарный уклон. Любимыми предметами Евгения Курлова были русский язык, литература, иностранные языки и история. Вместе с Евгением Курловым в этой гимназии учились в будущем такие известные литераторы как Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин и другие. После окончания привилегированной гимназии, Евгений в двадцать один год — против воли семьи — женился на девушке Лизе, происходившей из обычной московской семьи. Несмотря на такой неожиданный для родителей поступок, отец завещал ему ставшее уже родовым имение Новосёлки. Для старшего брата раньше было приобретено небольшое имение неподалёку от Новосёлок. В 1894 году умер отец, а в 1897 — мать. К этому времени братья Курловы пользовались в Гродненском уезде репутацией опытных землевладельцев, а Евгений еще служил мировым посредником. Браться Курловы пользовались всеобщим уважением местных крестьян и соседей-помещиков за свою порядочность и грамотное ведение сельского хозяйства.
К 1908 году Е. Курлов часть своего наследства передал старшему брату, часть земли продал. Главной причиной было увлечение литературной деятельностью, требовавшей немалых затрат личного времени. Всего у Е.Е. Курлова было пятеро детей — три дочери и два сына, и все они требовали заботы, внимания и соответствующих финансовых расходов, немалую часть которых составляли и его занятия издательской, литературной, а также общественной работой и благотворительностью. В 1901 году его, как состоятельного помещика и отзывчивого человека, ставшего вдобавок ещё и известным литератором, избрали старостой ближайшей к имению Новосёлки церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Коптёвке. Для нужд этого храма он в скором времени выстроил большой каменный церковный дом, сохранившийся до наших дней.
Публиковать свои литературные работы Е.Е. Курлов начал с 1889 года. Наиболее активно о своём творчестве в качестве поэта и прозаика Курлов заявил в начале XX века. Именно тогда в различных московских издательствах, но чаще всего через «Общество распространения полезных книг» и «Издательство И.Д. Сытина» увидели свет следующие его произведения: «Война: Драматические фантазии в 9 картинах», «За идею и другие рассказы» (1908); «Пророк: Слово победное, радостное» (1909); «Ира: Вторая книга рассказов» (1911). Эти работы, написанные в подражание тогдашним символистам, воспринимались читающей публикой, привыкшей к реализму классиков русской литературы, с некоторым недопониманием. Подобная реакция критики и читателей к литературным произведениям Курлова последнего мало смущала. Более того, в этом отношении к нему лично и к тому, как и о чём он писал, автор видел возможность ещё сильнее заявить о свою оригинальности и исключительности. Уверенность в собственной правоте и праве на такой формат своей литературной работы особенно возрос начиная с 1910 года, когда он вместе с поэтом Арсением Альвингом открыл в Москве собственное издательство «Жатва» (название ему придумал сам землевладелец и поэт Курлов), которое, помимо одноименного альманаха, периодически выпускала и сборники небольших рассказов и стихов как маститых, так и начинающих литераторов. В этом же году увидела свет и первая книга поэтических произведений Е.Е. Курлова, озаглавлена без всякого изыска — просто «Стихи», а через несколько месяцев любители поэзии получили в подарок от издательства большой сборник поэзии «Песни жатвы». В нём, вместе со стихами Евгения Курлова, были опубликованы и стихотворные подборки молодых поэтов Арсения Альвинга (Смирнова), Юргиса Балтрушайтиса, Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Дмитрия Усова, Натальи Крандиевской и других молодых авторов. В последующих альманахах издательства «Жатва» печатались Анна Ахматова и Александр Куприн.
Первая мировая война, вынужденная эвакуация вглубь России и революционные события 1917 года буквально выбили Курлова из привычной для него литературной среды и творчества. В 1918 году Курлов вернулся в Гродно, был председателем Гродненской Русской Управы, выступившей с инициативой проведения в городе губернского съезда представителей всех социальных и национальных групп с целью определения политического положения Гродненской губернии и решения насущных задач жизнеобеспечения населения в той обстановке, когда немецкие оккупационные власти готовились покинуть её территорию. Этот объединительный съезд, собравший 186 делегатов из большинства уездов Гродненской губернии, проходил 1-2 декабря 1918 года. Активная политическая деятельность Е.Е. Курлова вызывала устойчивую неприязнь к нему со стороны белорусских и польских националистов. Огромным раздражителем для них стал и выпуск Е.Е. Курловым первых номеров русской газеты «Голос Гродно» (апрель 1919 года), позволявшей ему как редактору-издателю заниматься литературным творчеством и отстаивать позиции общерусской культуры в крае.
Предположительно в октябре 1919 года Е.Е. Курлов был убит в своём собственном имении Новосёлки. Как только об этом стало известно, белорусские деятели стали приписывать это убийство полякам, которые рассматривали его как своего политического противника. Более того, Курлову стали приписывать слова, якобы сказанные им перед смертью: «Сознательно и определенно умираю во имя Родины. Желаю ей счастливо выйти из беды…». Подтвердить или отвергнуть этот факт практически невозможно, но в целом замолчать убийство известного землевладельца, литератора и общественного деятеля не получилось, и польские оккупационные власти открыли по факту убийства Е.Е. Курлова уголовное дело, из которого следовало, что это убийство – элементарная уголовщина, и случилось оно отнюдь не по политическим мотивам. Как следует из материалов следствия, этой трагедии предшествовала успешная продажа землевладельцем недавно убранного урожая зерна. 7 октября 1919 года, около одиннадцати часов вечера, в имении Новосёлки появилась группа мужчин в польской военной форме. которые попросили коней до Индуры. Когда служанка Агата Царёва вместе со старшим сыном хозяина Евграфом открыли им двери, незнакомцы ворвались в дом и, угрожая всем оружием, потребовали денег. Курловы пытались бежать через окно, но по ним стали стрелять, в результате чего Евгений Евграфович был убит. В ходе следствия выяснилось, что грабители-убийцы в количестве 8 человек надеялись получить от хозяина имения не менее 200 тысяч немецких марок, но серьёзно в этом просчитались.
Так в возрасте 43 лет ушёл из жизни яркий, талантливый и неординарный человек. Место его захоронения неизвестно.
©По материалам статьи Валерия Черепицы «Е.Е. Курлов, помещик Гродненского уезда, он же — поэт и защитник русского слова»
Фантастическое в творчестве автора
Среди книг Евгения Курлова – драматическая фантазия «Война» (1908), отчасти «фантастические» «Пророк» (1909) и «Полымя. Послесловие к “Пророку”» (1915). Есть фантастический элемент в рассказе «Ира» (1911) и повести «Князь мира» (1914-1916).
©vokula