fantlab ru

Все отзывы на произведения Даниэля Пеннака (Daniel Pennac)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  -2  ] +

Даниэль Пеннак «Людоедское счастье»

holyship, 22 мая 2021 г. 21:20

Возможно среди любителей Большой Литературы Пеннак не очень котируется.

И то, что он превратил данное произведение в сериал не делает ему чести.

Но поскольку это сайт любителей фантастики, планку можно немного опустить.

За первое произведение в цикле ставлю смело десятку.

Прошло много лет, а впечатление не поменялось, это большая редкость.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Даниэль Пеннак «Людоедское счастье»

majj-s, 17 мая 2021 г. 10:07

Семьянин

А мне видится другой Дед Мороз, гигантский и прозрачный, возносящий над этой застывшей людской сумятицей свой жуткий каннибальский силуэт. У него вишнево-красный рот, у него белая борода, он добродушно улыбается. А из углов рта торчат детские ножки.

Тот же прием, который Стивен Кинг использовал в своем «Оно», немало поспособствовав профессиональному кризису и общему падению доходов аниматоров, чье приглашение на детские праздники в традиционном клоунском образе с той поры устремилось к нулю. К счастью, Даниэль Пеннак не так популярен, как Кинг, а светлый образ Рождественского Деда, ведущего родословную от св.Николая, не так-то легко замутить.

Да книга и не ставила цели опорочить или ниспровергнуть. Скорее напомнить о том, что волки могут рядиться в овечью шкуру, особенно постарев и одряхлев, при этом не переставая быть волками. Итак, «Людоедской счастье», первый из серии романов о семье Малоссенов, принесший Пеннаку мировую известность. Они парижане, хотя далеко не принадлежат к сливкам общества. Они живут в Белльвиле, неблагополучном на тот момент районе Столицы мира. Они многодетная семья, но совсем не в том смысле, в каком можно было бы подумать.

Бенджамен, старший в семье, первый из детей странной мамы, которая находится в вечном поиске нового спутника жизни, попутно обретая очередного ребенка от всякого следующего мужчины мечты. Дитя... сбрасывается на руки Бену и старшим детям, которых он уже успел вырастить. Скажете, так не бывает? Ну. в жизни чего только не бывает. Вот он человек, наделенный мощнейшей харизмой семьянина. Работает менеджером по претензиям в крупном супермаркете, работа не то, чтобы пыльная, скорее идиотическая и подловатая.

Но тут нужно вспомнить, что книга написана в далеком восемьдесят пятом, мир ощутимо потряхивает угрозой ядерной войны, о грядущем распаде лагеря соцстран и помыслить невозможно, до интернета, мобильной связи и соцсетей как до луны пешком. И о кризисе перепроизводства никто всерьез еще не говорит. Нет сегодняшнего уровня конкуренции среди производителей и продавцов, вековой торговый принцип Galorium Emptorium (качество на риске потребителя) еще не до конца изжит. Таким образом, магазин, продавший некачественный товар, заменит его, конечно, но по-настоящему серьезной проблемой может явиться судебный иск покупателя.

Так вот, Малоссен — тот человек в магазинной иерархии, чья задача — не допустить подачи иска. А уж как он будет действовать: убеждением, уговорами, давя на жалость (чаще всего именно так) то не забота работодателя. Он козел отпущения и сам должен справляться. Он и справляется — ему ведь надо кормить семью. Но не подумайте, что Бен считает себя галерным рабом. Свой вклад считает инвестицией в будущее и кто мы такие, чтобы говорить ему, что это не так?

С некоторых пор, однако, в магазине регулярно происходят теракты, в каждом из которых гибнет не больше одного-двух человек, окружающие отделываются испугом. Что? Да это же красный уровень! Ну нет, ну вспомните же, восемьдесят пятый, до башен-близнецов еще шестнадцать лет и все вокруг воспринимают эти взрывы, как безусловное зло, которое не может, однако, отменить предрождественских хлопот. Шоу маст гоу ван.

И разумеется, так выходит, что Бенджамен оказывается в непосредственной близости от каждого из взрывов. Козел отпущения, по большому счету — это не только работа, но и роль по жизни. Роль, которую ему придется сыграть во всех этих событиях, в достаточной степени будет окрашена тем же колоритом.

Там, на самом деле, страшные преступления из прошлого, о которых даже и сегодня, когда табуированных тем много меньше, нельзя подумать без содрогания. Но в целом книга производит впечатление легкой, беззаботной и праздничной, несмотря ни на что. Отчасти благодаря атмосфере, которую спустя пятнадцать лет подхватит и перенесет в свои книжки Дарья Донцова — заметьте, упоминаю о ней ничуть не в уничижительном смысле.

Такое: когда мир так враждебен, а жить страшно, лишь в кругу близких тебе людей обретешь радость и покой. А для того, чтобы они, эти ближние. у тебя были — культитвируй взаимную привязанность, любовь и дружбу, начав с себя. Отличная книга, хоть я не по ироническому детективу. Но мне повезло слушать ее в аудиоверсии, исполненной Игорем Князевым, который с любым материалом хорош, а с хорошим превосходен.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Даниэль Пеннак «Как роман»

majj-s, 15 мая 2021 г. 10:37

Мы читаем против смерти

«Культ книги восходит к устной традиции.»

Если ответ на вопрос «Почему ребенок не читает и что делать, чтобы он полюбил чтение?» в принципе существует, то он здесь. В этом эссе Даниэля Пеннака. Небольшом по объему, но не по значимости.

Три факта, которые позволят составить представление об авторе: 1. он был плохим учеником, но стал прекрасным учителем; 2. в эссе «Как роман» он сформулировал десять принципов, которые вскоре стали известны как «Декларация прав читателей»; 3. мировую известность ему принесла серия нуарных детективов о семье из неблагополучного парижского района.

Итак, ребенок идет в свою комнату, потому что ему «надо читать». И это действительно так, завтра сдавать сочинение по «Госпоже Бовари», будь она неладна, а у него за две недели прочитано десять процентов от почти пятисотстраничной книги и как с этой долбаной Эммой управиться за последний оставшийся вечер, он ума не приложит. Как же он ненавидит читать!

Упс. А ведь вы всегда были ответственными родителями, вы столько делали для того, чтобы привить ему любовь к чтению, потребность в книге. И было время, когда ежевечернего чтения вслух ждал как лучшего завершения дня. Почему теперь так плохо? Где, на каком этапе все пошло не так? А что, если вернуться и попытаться разобраться.

И он возвращает нас в благословенные времена ритуала вечернего чтения. Которое было прекрасно, но порою так утомительно (признаемся себе). Помните, с какой откровенной радостью спихнули надоевшее бремя, когда он научился читать — теперь давай сам. Забыв, а вернее, не желая помнить, какая пропасть между умением и навыком, как трудно получить удовольствие от езды на велосипеде, пока толком не научился держать равновесие.

Мало того, мы еще и взяли на себя роль контролера-экзекутора: ну, расскажи, о том, что прочел, куда пошел и кого встретил принц, что и у кого он спросил? Ожидая от ребенка равномерного поступательного движения вперед и вверх, мы забываем, что жизнь строится по иным принципам, что у каждого свой ритм, а всякому рывку предшествует накопление потенциала, которое может казаться топтанием на месте или даже откатом назад.

Мы разочарованы, ребенок обескуражен, дезориентирован и хочет найти виноватого. Это не он, потому что каждый склонен оправдывать себя. И не мы, потому что мы его любимые родители. Ну конечно виновата во всем она, эта противная книга! А мы еще и лишаем его права смотреть телевизор, играть в компьютер, гулять, «пока не прочтешь от сих до сих и все мне не перескажешь!» — наказывая чтением.

Узнали себя? Я, к стыду своему, да. На самом-то деле, оба мои выросли читающими, хотя дочь бумажные, а сын отдает предпочтение аудиокнигам. Но ни один из детей не книжный гик, как я. Хотя и это не показатель, таких вообще немного. Значит тысячи часов чтения вслух даром не пропали. Любое зерно, упавшее в добрую почву, дает всходы. А все же советы Пеннака, как вернуть ребенку интерес к чтению, замечательно хороши, книгу от души советую всем родителям.

И в заключение та самая «Декларация прав читателей»:

- Право не читать.

- Право пропускать страницы.

- Право не заканчивать книгу.

- Право перечитывать.

- Право читать что угодно.

- Право на боваризм (требует расшифровки, отчасти связано с тем,что Флобер пережил, описывая финал «Госпожи Бовари», когда тяжко слег с симптомами отравления мышьяком — переживание событий книги на физическом, физиологическом уровне).

- Право читать где угодно (в том числе за столом, в постели и в туалете).

- Право грабить (нет-нет, речь не о криминале, но о том, что читать можно с любого места, откуда тебе заблагорассудится).

- Право читать вслух (в нашей культурной традиции проговаривание это моветон, но иногда так хорошо написано, что проговорить, почувствовать слова на языке доставляет много радости).

- Право молчать (ты не обязан делиться глубоко интимным впечатлением от прочитанного).

От себя добавлю Право читать в той форме, какая тебе нравится. Это эссе пришло ко мне в аудиоформате, замечательно начитанное Игорем Князевым. Собственно, его исполнение и стало причиной, по которой взяла книгу до тех пор неизвестного мне корсиканца. Которого теперь люблю и стану читать еще.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Даниэль Пеннак «Как роман»

KindLion, 3 октября 2020 г. 21:25

Ума не приложу, как попала ко мне в читалку эта книга со столь неудачным названием. Вероятно, волной от недавно прочитанной «Собака Пёс» того же автора ее ко мне прибило. Ну прибило и прибило.

Насколько я понимаю в литературных жанрах, «Как роман» — это такое слегка раскормленное авторским вниманием и трудолюбием эссе. Начинается с рассуждений о том, почему некий абстрактный, а, на деле, вполне конкретный подросток не любит читать. Поняв это, я чуть было не отложил книгу, решив – что мне она ни к чему – ведь мои младшие дети, едва вступающие в столь непростой подростковый возраст, читать-то как раз и любят. Да и старшие тоже читали с удовольствием.

Но – книгу не отложил, дочитал до конца, и, считаю – правильно сделал. Ибо: а) по словам Пеннака, дети, которые изначально читать любят, в какой-то момент, став подростками, читать-таки перестают; б) автор, конечно, говорит, в первую очередь, о чтении, но призма его взгляда на любовь к чтению может быть также применена и на другие вопросы воспитания; в) кроме того, эта книга может служить неплохим маяком в бурном море литературы, помогая вычертить верный (насколько это возможно) курс чтения, избежав песчаных мелей литературы ширпотребовской.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Даниэль Пеннак «Собака Пёс»

KindLion, 3 октября 2020 г. 20:04

Путеводная звезда читательской удачи привела меня к берегам нового для меня материка по имени Даниэль Пеннак. Очередной мой поход в библиотеку принес, среди прочих, и эту книгу. Я затрудняюсь сейчас сказать, чем я руководствовался, выбирая этот томик неизвестного мне автора, с мультяшными небрежными иллюстрациями. Но – выбрал.

Книга рассказывает о судьбе одного кобелька, бомжа-дворняжки. Кобелек был уродливой, но очень талантливой. Наипервейший, наиважнейший для собаки талант – умение находить что угодно и кого угодно по запаху. Им кобелек обладал в совершенстве. Ну и других талантов у него было не счесть – сообразительность, умение дружить, храбрость – только часть из них.

В этой книге автор представляет нам мир собак, в котором собаки действуют, рефлексируют и размышляют похлеще иных докторов наук. И, при всем притом, книга не показалась мне слишком детской. Скорее ее целевая аудитория – подростки. Впрочем и я, давно покинувший лоно сего нежного возраста, с удовольствием прочитал эту книгу. Правда, должен признаться, что пара-тройка глав, почти в конце книги, меня откровенно разочаровали. Это то место, когда стая собак, начав действовать совсем уж по-мультяшному, громит квартиру.

Так и осталась бы моя оценка на балл, а то и на два, ниже нынешней, если бы не… послесловие. Называется оно – «Кто кого дрессирует», и начинается с прекрасного: «Я не специалист по собакам. Всего лишь друг. Может быть, сам немного собака». В этом послесловии автор немного приподнимает завесу над своей жизнью. Рассказывает, что он с детства очень любил собак, и у них всегда были собаки. Именно это, видимо, и помогло ему написать такую замечательную книжку. По большей части правдивую. И это не смотря на то, что собаки в ней – почти как люди.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Даниэль Пеннак «Людоедское счастье»

Апельсин, 11 марта 2020 г. 21:39

Трагикомедия, в которую самым естественным образом вплетен детектив. Сочное,живое повествование. Смеяться будете однозначно потому, что это комедия характеров, поступков, отношения к окружающим и к жизни. Есть скабрезные моменты, но выписанные автором виртуозно и опять-же, с врожденным у него, чувством юмора.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Даниэль Пеннак «Дневник одного тела»

arturramires, 29 ноября 2017 г. 00:20

В общем не плохо. Первые три четверти меня раздражал общий сдвиг в физику за счёт метафизики. Но под конец выровнялось. С интересом наблюдал моменты совпадений и несовпадений с личным опытом, особенно по мере приближения повествования к моему нынешнему возрасту (когда телесные проявления ещё не становятся отдалённым воспоминанием). Потом, вполне себе закономерно, дневник меня начал пугать (чем дальше в лес, тем ну его нафиг...) физиологическими подробностями упадка телесности. Несомненный плюс от всего этого чтива — предупреждение о разного рода ментальных ловушках, поджидающих на пути к пределу срока воплощённости.

Почему только 6, а не 7 и не 8? Признаться, ожидал большего — тема слишком благодатна и обещала полное разгуляево..

А, — не шедевр.

Хотя, может быть я просто привередлив: стиль сухой, но прозрачный; всё по-честному, но не хватило полётности! И честность — не предельная, не наотмашь..

Тут кстати, уместно будет упомянуть, что «Дневник» изначально как-бы адресован другому лицу, — а значит включён внутренний цензор.

И ещё, — видимо мне просто оказался не симпатичен и не близок по мировоззрению и по стилистике проживания самой жизни персонаж, от лица которого идёт текст.

Буду рад познакомиться с другим взглядом на эту книгу. Всё-таки послевкусие осталось долгое. Значит, — читал не зря.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Даниэль Пеннак «Людоедское счастье»

starko22, 9 августа 2015 г. 13:57

Иронический детектив — первый роман из саги о Малоссене.

Главный герой — представитель интересной и довольно необычной профессии — козла отпущения. Его работа заключается в принятии на себя вины за поступки которые он не совершал.

Роман полон необычных, нестандартных персонажей. Чего только стоит семья Малоссена с его ветренной матерью и довольно странными младшими братьями-сестрами. Да и девушка у Малосенна необычная — есть у нее желание что-то украсть время от времени. Да и друг у него нетрадиционной сексуальной ориентации.

Роман полон странных, порой жестоких, событий и неприкрытой иронии. Присутствует критика режима Виши и сочувствующих фашизму.

Роман, в первую очередь, будет интересен интеллектуалам искушенным детективными сюжетами и способным на осмысливание прочитанного.

P. S.Чуть не забыл — по книге в 2013 снят фильм.

Оценка: 7
⇑ Наверх