Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Владимира Осиповича Богомолова

Отзывы (всего: 41 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Кропус, 24 сентября 21:42

Стремительно раскрученный текст, к концу вдруг начинает тормозить, одни и те же события показываются от лица разных героев, а сами события разбавляются документами. Но в данном случае это не недостаток. Так автор нагнетает напряжение на читателя и показывает напряжение героев, чётко показывает, как действует каждый чистильщик при захвате. Но главное, без подробного показа «внутренней ситуации» персонажей было бы невозможно объяснить почему один из них (прикомандированный) далеко не глупый, мягко говоря, безусловно отважный войн, и искренний патриот вдруг повёл себя как дурак.

Подвело личное неприятие к СМЕРШевцам, и не понимание специфики их работы. Иногда бывает, что и действия по совести подводят, если нет понимания ситуации.

В этом смысле совершенно не понимаю Nomosа (две рецензии назад), который ставит это в вину автору. И возмущён напыщенностью гэбухи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мол лучше бы Скорохват погиб, а то он нехороший спокойно константирует, что мёртв человек. Но ведь они неизбежно привыкли к этому, (да привычка старшна, но неизбежная). В книге говорится, что Таманцев за два года, кажется, шестерых начальников потерял, и из-за глупости Аникушкина, который перекрыл линию выстрела, едва не потерял седьмого (Хотя может и потерял — насколько тяжело ранение неясно). Так, что сильно жалеть Аникушкина он не может, просто рад, что свои целы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

sergej210477, 20 августа 21:49

Вечная классика военной прозы.

Пишет В. Богомолов очень профессионально, со знанием дела. Жаль, что из под его пера вышло так мало книг... Так вот, один его шедевр, «Момент истины — на мой взгляд, одна из самых лучших и реалистичных книг о работе контрразведки в годы В.О.В. А эта повесть — по-моему, одна из нескольких самых ярких и правдивых книг о армейской разведке...

Осень 1943 года. Советская армия готовится к наступлению и форсированию Днепра. Ночью, происходит нечто странное: солдаты из боевого охранения задержали двенадцатилетнего мальчишку, «...который ползал в воде возле берега...на вопросы не отвечает...требует доставить в штаб...»

Рассказ о нескольких крошечных моментах из фронтовой жизни. И, в то же время, это подробное и грамотное повествование о том, как готовится и проводится разведывательная операция.

Ну, и в этот сюжет, вплетена история жизни необычного подростка — Ивана Буслова.

Трагическая повесть о детях на войне. Наверное, у меняю ассоциации сразу возникают с книгой Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Там — неестественность и противоречащее всем главным законам жизни, присутствие женщин на войне. Здесь — история мальчишки, ребенка, изуродованного войной.

Драматичный финал...Сильный, но, печальный. Хотя, если задуматься, может быть, хоть это и страшно, наверное, закономерный. По-другому, жизнь Вани Буслова, закончится и не могла...«Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя…» Жуткие вещи война вытворяет с психикой здоровый взрослых людей, а тут — ребенок...

Яркие герои. Реалистично и атмосферно описанные фронтовые будни. Профессионально показанная работа разведки. И, страшная драма о судьбе мальчишки, сломанной войной.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Сердца моего боль»

Стронций 88, 20 июня 21:13

Вот этот коротенький сборник – две маленькие повести, один рассказ, четыре миниатюры – это, как я понимаю, всё, что написал автор до романа «Момент истины». Вот такая горсточка произведений, а до «Момента истины» ещё почти десять лет, но здесь уже есть повод говорить, что автор мощный. Да, миниатюры и рассказ, чуть слабее, но и в них мне видится и своя тонкость, и своя душевная боль. А повести – «Иван» и «Зося» – на мой взгляд, просто золотые самородки. Проникновенные, глубокие, прочувствованные истории, оставляющие бесконечно долгое послевкусие.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Роман. Повести. Рассказы»

Стронций 88, 20 июня 18:32

Взяв именно эту книгу в руки, я впервые узнал, что Богомолов – это не только «Момент истины» и повести «Иван» и «Зося»; что, выходит, в багаже автора есть и несколько рассказов, и целая горсть миниатюр. Позже я и вовсе удивился, узнав, что есть у него ещё и целый документальный роман, который, оказывается, весьма нелегко найти – но об этом иная речь. Богомолов крепко связан для меня с тремя вышеперечисленными историями. Более короткие произведения оказались чуть слабее, но всё же не лишенными эмоция, и – чаще всего – ощущения авторской совести, будто именно душевную боль он и пытался передать. В целом, по этому сборнику можно практически полностью представить авторское творчество, в котором короткие истории-зарисовки, практически миниатюры, добавляют новые грани к основным (и великолепным, по-моему) произведениям автора.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

strannik102, 20 июня 09:35

Бабушка приехала!

Этот роман Владимира Богомолова вот уже лет этак с сорок как входит в мой личный топ-список книг о Великой Отечественной войне. И за это время был прочитан, наверное, раза три. И, конечно же, были посмотрены обе экранизации этой книги — и «Момент истины» (2001), и новенькая (2023) «Операция «Неман». Можно составить отдельный разговор о достоинствах того или иного фильма и об актёрских удачах и неудачах того или другого варианта, но это не здесь. Но мне захотелось получить ещё и вот такое впечатление — от прослушивания аудиоспектакля (1995), записанного с участием великолепных отечественных актёров.

На мой прихотливый вкус эта версия книги получилась наиболее качественно, по крайней мере, мне понравилась больше, нежели киноверсия 2001 года («Операция «Неман» хочу пересмотреть ещё раз, чтобы впечатление было более полным и взвешенным). Ведь не секрет, что при чтении полюбившейся книги у читателя возникают образы героев романа, их голоса, внешний вид, манеры двигаться и говорить, мимика и всё прочее — воображение читателя достраивает образы героев и внешнего мира. И потому удача любой экранизации во многом зависит, в том числе и от совпадения вот этих воображаемых читателем образов с их киноверсиями. Для меня, как вы вероятно уже догадались, в этом смысле к фильму 2001 года есть вопросы. А вот при прослушивании аудиоспектакля много совпало с моими представлениями о героях книги, которые живут во мне вот уже более четырёх десятилетий. Ну и, конечно же, добавила к этим впечатлениям отлично подобранная музыка в аудиоспектаклю, а также интонации самого Хейфеца, который читал все документы, озвучиваемы в постановке.

В общем, уже понятно, что аудиоспектакль мне понравился, при этом отсутствие видеоряда сыграло скорее положительную роль.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Сердца моего боль»

Стронций 88, 19 июня 21:47

Трогающая за душу миниатюра. Чтобы быть хорошим писателем надо уметь сочувствовать и сострадать – иметь совесть, душевную боль. То, что Богомолов не просто хороший, прекрасный писатель, я понял по роману «Момент истины» и повестям «Иван» и «Зося». В его коротких произведениях нет такого пространства, чтобы в них отразилось его большое художественное мастерство, они, скорее зарисовки, мгновения. Но зато в них чувствуется авторская совесть, не отпускающая боль, даже стыд, за других и за себя, в тех случаях, когда стыдится-то и нечего. И особенно ярко это ощущается здесь – стыд за то, что вернулся, а они – нет; боль за семьи тех, близких и далёких, кто не вернулся. И это, человеческое, очень трогает.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Кругом люди»

Стронций 88, 19 июня 21:45

Очередное короткое произведение-зарисовка автора. Как всегда с эмоцией. На этот раз светлой, оптимистической.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Всюду люди» – это о том, что «человек поможет человеку», о том, что чистосердечие всегда находит отклик, так как в свою очередь само рождает чистосердечие в других.
Так я это понимаю.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Второй сорт»

Стронций 88, 19 июня 21:42

От этой микроистории тянет лёгкой сатирой. Как минимум она чувствуется в образе именитого писателя, приехавшего на праздник. Удачный образ чашки –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тут как бы и в ней и в самом писателе оказывается подделка. Таким образом, что же второй сорт – чашка, именитый писатель как человек, или его отношение людям (близким, кстати, родственникам)?
Параллель удачная, хотя сам рассказ по прочтении кажется очевидным, хоть и со скрытой тонкостью. Немного смягчает общее ощущение, скопившееся в самом конце (оно в конце, но при этом общее, так как рассказ совсем короткий), чувство стыда, испытанное начинающим филологом – иная столь же гиперболизированная чаша весов – совесть рассказа.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Кладбище под Белостоком»

Стронций 88, 19 июня 21:36

Короткое, на страничку (не на листок даже – на страничку) произведение-зарисовка:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
польское кладбище и престарелая польская чета, плачущая над могилой русского война.
На самом деле, в общих чертах можно представить, почему они делают это. Жаль только, что сейчас – там – такую картину увидеть, наверное, уже невозможно.

Мне кажется, что по-настоящему талант Богомолова раскрываются в более объемных произведениях, но и такие короткие зарисовки тоже чем-то трогают.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Первая любовь»

Стронций 88, 19 июня 13:30

Короткое эмоциональное произведение. В прочем все малые истории Богомолова напоминают скорее новеллы или миниатюры – короткие, берущие не сюжетам, а эмоцией происходящего. Так и здесь, за кратким мигом нежности чувствуется тревога будущего осязаемого горя (положа руку на сердце, ведь предсказывался исход).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Войне всё равно, кого забирать – пусть даже юных, счастливых девушек с ребёнком под сердцем. И тонкое, короткое как штрих, но глубокое отчаяние – ведь я так понимаю, не настои герой на своём, не попытайся он оградить от опасности свою возлюбленную, она была бы жива; а не пытайся она выгородить своего возлюбленного, было бы законно, что под её сердцем его ребёнок.
Первая любовь как общая безымянная могила. Так получилась.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Nomos, 17 апреля 22:41

Впечатлило постепенное нарастание напряжённости сюжета – начинается всё медленно, не спеша, вразвалочку. Затем постепенно события начинают ускоряться и обостряться. И ближе к концу сюжет летит на всех парах, словно локомотив, и главы проносятся, будто верстовые столбы!

Но есть также некоторые претензии к автору за неоправданные ожидания, причём трижды. Сначала это было с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Павловским, которого автор тщательно выписывал – его характер, способности, мужество и т.д. Читал в ожидании, как же будет себя вести такой волевой и опытный человек при захвате, а затем на допросе. Результат – никак. И второе, аналогичное, но уже куда более сильное разочарование – это главный антигерой всей повести – супермеганевероятнокрутой шпион-стрелок-борец-диверсант Мищенко. Уж какой стальной образ выписан автором – ну, думаю, сейчас он задаст чекистам жару, а уж на допросе покажет настоящие чудеса выдержки и изворотливости! Результат — ПШИК. Аж зло взяло на Богомолова – раздразнил, и… ничего.

Больше того, не просто ничего, а того хуже! Итак, претензия три – Аникушин. Богомолов не менее тщательно создавал образ настоящего преданного Родине опытнейшего бойца, прошедшего огонь и воду в горниле войны, с обострённым чувством справедливости, и к тому же, весьма талантливого певца звёздного уровня. В общем, Человек. С большой буквы. Какую же судьбу уготовит ему автор? Ответ: никакую. Прямо как в анекдоте – «а как дышал, а как дышал».

После этого, помимо автора, злоба появилась к «парням с холодной головой и горячим сердцем» — ко всей этой напыщенной гэбухе, которая в лице «волкодава» говорит о свежем трупе ещё секунды назад мыслящего человека – «холодный». Лучше бы ТЫ был холодный, считающий себя пупом земли! Но увы, уходят лучшие, а «скорохваты» остаются.

Однако же, отдавая дань мастерству автора, оценку ставлю 8/10.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Lexa_snZoO, 16 марта 17:48

Одна из величайших книг Русской литературы, и (тут имхо) лучшая по Великой Отечественной.

Во-первых, редкая фактура, мне не встречались более детальные вещи о работе Смерш. А я немало почитал про ВОВ, скажу без ложной скромности. Большой плюс, что фактура творчески переработана и не подана в утомительном официальном стиле в виде, например, отчетов, а перемежается с выдержками из отчетов, радиограмм и прочим. Если почитать сильную документальную вещь «Органы ГБ СССР в период ВОВ», там тоже много интереснейшей и страшной по сути фактуры, например в виде отчетов пограничников или войск по охране ж/д, но устаешь читать сухие отчеты и донесения.

Во-вторых, форма произведения исключительная, детальная и высокохудожественная проработка характеров, взгляд на одну ситуацию со стороны разных действующих лиц...

Здорово схвачены и описаны недостатки сложившейся системы подчинения в армии, да и в народном хозяйстве. Взять хотя бы того же Егорова, подобных скотов и сейчас пруд пруди на производстве и в армии. У нас на производстве их называют «толкачи», минимум своих идей и креатива в исполнении должностных обязанностей, но зато в избытке «я жду результат» и прочих цу. Такие незаменимы в низовом звене руководителей, ибо с готовностью подпинывают подчиненных в работе, но часто выбиваются в высокие руководители благодаря своей энергии, но без твердой руки также быстро начинают злоупотреблять властишкой или просто не дают развиваться коллективу благодаря тому что они лишь толкачи, а не идеологи, не созидатели. Недавно у нас такого «толкача» с зам. начальника отдела сняли, начала требовать буквальное выполнение инструкций по ОТ в ущерб производству))) ну урезонили ее, сейчас ведущим инженером бегает))) обижена чегой-то... Или также узнаваемый образ Полякова (и похожего на него Алехина). Везде есть такие свои Поляковы-Алехины, которые терпят бесконечное, бесцельное и беспощадное траханье мозгов со стороны начальства, при этом работая не за страх или за зарплату, а за совесть, при этом зачастую в ущерб своим семейным делам. Более чем уверен, что автор еще Егорова очень по-доброму описал, ибо цензура в те года писателей железно держала за первичные половые... На цензуру спишем и описанные (мерзко описанные, но в тогдашнем тренде) отношения Абакумов-Сталин, ибо вряд ли автор знал о них больше нашего...

Классно описана ситуация со смежниками — прикомандированным капитаном Аникушиным. Вроде боевой офицер, а вот дал волю чувствам, а не мозгам, и сам погиб и чуть другим не помешал. Выставил себя тупым «сапогом». Но винить его рука не поднимается, ситуация-то крайне нестандартная.

Да много что еще можно писать про книгу, да... Шедевр ... именно так, с заглавной буквы.

Я бы поставил 12.

п.с. крайне не рекомендую смотреть экранизацию после прочтения книги... Представить Галкина в роли Таманцева можно только в диком пьяном угаре ... ну или будучи слабым на голову с рождения (что относится к большинству отечественных режиссеров)...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Зося»

Стронций 88, 5 января 10:11

Какая прекрасная повесть! Насколько она тонко-лирическая! И прекрасный язык – поистине поэтически, перекликающийся на равных со стихами Есенина.

На этот раз у Богомолова не война, а короткий отдых от войны (да и отдых ли? – как заполнение похоронок, среди имен в которых и твои друзья), но с непременным убедительным солдатским бытом (Богомолов всегда до боли честен, как вам, например подслушанный разговор, в котором боец советует поляку бежать в город от будущих колхозов?). Но есть тут и другая убедительность – убедительность эмоций и чувств, первая, не раскрывшаяся до конца мимолетная, но оставившая память на всю жизнь любовь, неумение рассказать о своих чувствах и даже хоть чуточку их показать, ревность, неуверенность – грустная, тягостная и слегка комичная.

«Только звезды да ещё луна, должно быть, знают, сколько в мире влюбленных и сколько среди них неудачников…»

Прекрасно всё. И особенно то, что поэтический образный язык (а какое описание природы!), не увел историю в сторону, не оторвал её от земли – и психологическая достоверность чувств и неподдельная чёткость в описании солдатского быта её на земле и держали. И долгое послевкусие чего-то упущенного, важного и неповторимого – всё это дорогого стоит.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

Стронций 88, 18 декабря 2023 г. 11:31

Я, конечно же, смотрел фильм Тарковского, и не раз, так что теперь, читая повесть Богомолова, я знал, каким будет сюжет. Но дело ведь не в сюжете. Вернее, не только в нём.

Как и в «Моменте истины» в этой довольно ранней повести прекрасный язык, подкупающая цепкость деталей, выпуклость образов, живые, четко прорисованные персонажи. На самом деле Богомолов тот автор, который вызывает искреннее доверие к своим текстам – мелкими, но важными нюансами военной службы и военного быта – наверное, потому что сам всё это прошёл и смог передать это через свои тексты. Повесть получается настолько живой и неподдельная, что поневоле задашься вопросом: а не случилось ли это с самим автором, не существовал ли Иван Буслов на самом деле? И понимаешь, если уж не Иван Буслов, то наверняка существовал какой-нибудь другой Иван, и не один – такова судьба поколения.

Я тут подумал: литература о детях-героях она ведь большая. И в какой-то момент она всё-таки начала уходить в героику – в пионеров, бегущих на фронт, в высокий патриотизм, отчасти добавляющий историям ореол скорее былинный, чем реалистический. Таков ли Иван этой повести? Бежит ли он на фронт, чтобы совершить геройский подвиг и, возможно, погибнуть? Нет. Да мы и не узнаем, сделал ли бы он это, сложись его история иначе. Он не бежит на войну, он ей застигнут, он ей проглочен. Не жажда подвига, и не высокий плакатный патриотизм его двигатель, а ненависть. И в этом ужас той войны (тут вспомнился труд Алексиевич «У войны не женское лицо», который показывал похожий ужас и героизм – то, как женщине, существе созидающем, милосердном пришлось испытать на себе совсем иные жестокие материи). Ненависть к бесчеловечному врагу понятна (да и в самом герое понятна –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убитый отец, сестренка, убитая на его руках, пройденный лагерь смерти
), но ненависть – не то, чувство, что должен испытывать ребенок. Но пришлось. Вот что делает война. Большая заслуга автора, что он сделал Ивана осязаемым – не плакатным и не огрубевшим (всё же остались в нём черты ребенка, пусть повзрослевшего, серьезного, но ребенка); обошелся без лишнего ненужного пафоса
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(да и разве геройская его гибель – попавшись глупо, самовольно, с обмороженными, поражёнными гангреной пальцами?)
, потому что именно так виден настоящий народный героизм. И это история не о том, как «Можем повторить!», а о том, чтобы такое никогда не повторилось.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Стронций 88, 18 июля 2023 г. 13:57

Мой дедушка любил эту книгу, мой отец любил эту книгу – теперь и я эту книгу просто обожаю. Великолепный роман. Читается быстро, проглатывается. Но в отличие от других историй, который проглатываются и ничего от себя не оставляют, этот рельефен, хлёсток и запоминается вплоть до тонких мимолётных деталей.

Кстати, о деталях. Тут подумалось: ветеранов осталось – по пальцам пересчитать; и так как написать что-то художественное они уже вряд ли смогут, этот роман из-за иссякшего военного поколения становится, возможно, и уникальным. При всём желании невозможно его повторить, так как нужно быть «в теме», как был в теме Богомолов, нужно знать эти детали – от тонкостей передачи информации, от специфики полевой (не киношной) работы военной контрразведки времён ВОВ, до банального жаргона. И использовать это вот так, не выпячивая, а естественно, доступно и живо – а это достигается лишь тем, что ты живешь (или жил) этим в реальной жизни.

В романе есть мощное напряжение. Объёмное напряжение – напряжение детектива, в котором есть охота на преступников (шпионов), обостренное военным положением и постоянно растущими ставками; розыск, отяжеленный полевыми условиями, крупицами информации и иными сложностями от которых, как говорил Таманцев, любой городской Шерлок повесился бы на первом суку от безысходности (к тому же, против тебя не урки, а целое государство и его институты; а розыск нужно проводить скрытно, чтобы не спугнуть). Напряжение цейтнота, когда чем дальше, тем меньше времени – счет идёт не только на дни, но уже и на часы, а в конце и вовсе на минуты, да ещё есть постоянное давление сверху. Напряжение масштаба, когда от одного действия может завесить судьба огромной военной операции; а масса оперативных документов создаёт свой масштаб – масштаб приложенных сил, масштаб задействованных людей, масштаб нюансов и оперативных нитей. Напряжение возможных ошибок, когда до последнего решающего момента не ясно, а правильно ли выбрана цель…

Объём – это, пожалуй, главная характеристика романа. При всей его динамичности, увлекательности. И то, как автор переключается с персонажа на персонаж, от третьего лица до первого, тоже создает объём, полифонию, когда на один объект возникает сразу несколько взглядов, когда ситуация рассматривается под разными углами. И создаётся полотно, то самое, выходящее далеко за рамки задач героев и сюжетной канвы – создаётся плотно войны, масштабное и глубокое, отражающее и всю армию и отдельного солдата, всю обстановку местности и судьбы людей, которые на ней живут.

И герои (все персонажи, даже третьестепенные) получились яркие, выпуклые, со своими запоминающимися чертами и характерами – тот случай, когда тройка главных героев (Алехин, Таманцев, Блинов) и вовсе стали родными.

Язык у романа прост, лаконичен, зацементирован текстами оперативных документов. Но – и в этом поразительное умение владеть таим стилем – создаётся и эмоциональное напряжение, и даже моменты, которые выбивают слезу, моменты истинного драматизма (например, однорукий мальчик, виденный Алёхиным, или то, как Блинов встречает в городе своих бывших сослуживцев, но не может пойти попрощаться с ними; Блинов, на самом деле очень драматичный персонаж, с этим его чувством, что он младший, стажёр, практически пятое колесо). Да и вообще, роман – это тот редчайший случай, когда сухой стиль создаёт кристально чистую картинку, когда неподдельное знание деталей и показанный с разных углов объём сами создают художественность. Причём, высокую художественность.

И, что самое главное, это просто невероятно увлекательнейшее, поразительно интересное чтение.

Такие вещи просто обречены на вечность.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

artem-sailer, 5 января 2023 г. 00:08

Наконец-то добрался до этой легендарной книги и... на двое суток абсолютно выпал из реальности. Да, товарищи, это действительно посильнее «Фауста» Гёте, далеко не от каждой книги испытываешь подобный захватывающий эффект — эффект полнейшего погружения.

Достоверность действия зашкаливает, и это вполне понятно — автор сам служил в военной контрразведке, а кроме того имел доступ к специальным архивам. При этом только искренне преданный своему делу человек мог настолько увлекательно написать о тяжелейшей и рутинной работе, написать так, что дух захватывает. Да-да, я вовсе не оговорился: как и признают многие герои романа, работа разведчика — это не красотки и головокружительные приключения, а прежде всего — рутинная, скрупулёзная, нудная работа, работа, работа, работа по заучиванию примет из ориентировок, фактов из протоколов, перелопачивание гектаров лесного массива в поисках сапёрной лопатки, сбор спичек и окурков и многое-многое другое. Сколько ориентировок перебрал в голове Алёхин во время кульминационного финала на поляне? Сколько галочек в своём внутреннем списке проставил, вчитываясь в документы шпионов? Интернета и сканера у него под рукой не было. Как не было ноутбуков у Полякова и Егорова, в это же время отвечающих на бесконечные запросы, шифровки, приказы. Попробуй ошибись, недогляди, отмахнись — в августе 44-го это могут расценить как саботаж со всеми вытекающими. Не говоря уж о том, что невнимательность к несущественной с виду детали может запороть многодневный труд многих тысяч людей.

Вообще, книга заставляет по-другому взглянуть на многие вещи, мнение о которых вроде бы уже давно устоялось. Я вот раньше тоже не особо понимал, что такого страшного в том, что сидит условный шпион Гадюкин на станции и считает, сколько вагонов прошло мимо в одном направлении, а сколько — в другом. Но Богомолов наглядно и последовательно объясняет, чем чреваты подобные вещи: из копеек складывается рубль, а из рутинных, монотонных и многонедельных наблюдений сотен таких вот Гадюкиных в аналитическом центре складывается мозаика, при грамотном изучении которой можно переломить ход войны, даже если численный перевес не в твою пользу.

И несчастный капитан Аникушин — бравый и самоотверженный советский офицер, стыдящийся своей комендантской должности, ходатайствующий о переосвидетельствовании для того, чтобы побыстрее попасть на фронт... Лично мне было горько от того, что он недооценил угрозы и не проникся спецификой задания. Война ошибок не прощает, даже если ты не на передовой...

Потрясающая книга и великолепная экранизация. Не скрою — впервые с произведением познакомился по фильму с блестящим актёрским составом: умница Алёхин-Миронов, матёрый Таманцев-Галкин, скромняга Блинов-Колокольников, проницательный Поляков-Феклистов и, конечно же, харизматичный Егоров-Петренко — попадания, на мой взгляд, стопроцентные. Даже чудовищного Мищенко Александр Балуев поначалу играет так, что вызывает симпатии, как и было описано в тексте книги. Финальная сцена на поляне — однозначно шедевр, смотрел её тысячу раз, реплики героев заучил наизусть, а теперь, чувствую, зачитаю до дыр 80 страниц с её подробным описанием в книге.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Мета, 20 ноября 2022 г. 18:47

Данный производственный роман скрупулезно описывает работу военной контрразведки. Малейшие улики на местности, окурки, бессонные ночи, функельшпиль, ползание на брюхе в кустах, обертки от сала, скрытое преследование, криптография, выброшенные огурцы, погони, агенты-парашютисты, следы по росе, засады, качание маятника, [нержавеющие скрепки в удостоверении, дуло в форточке — зачеркнуто], интуиция, колесо Фортуны и вот это все.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Контрразведка — это не загадочные красотки, рестораны, джаз и всезнающие фраера, как показывают в фильмах и романах. Военная контрразведка — это огромная тяжелая работа… четвертый год по пятнадцать — восемнадцать часов каждые сутки – от передовой и на всем протяжении оперативных тылов… Огромная соленая работа и кровь… Только за последние месяцы погибли десятки отличных чистильщиков, а вот в ресторане я за всю войну ни разу не был.»

Расписано все от первых зацепок и работы специалистов на местности до заседаний высших чинов, взаимодействия с другими ведомствами и подготовки войсковой операции. Стиль повествования крайне серьезный. Никаких разговорчиков и шутеечек в строю, вот вам еще регулярных документальных вставок сверху.

Жанр обязывает, поэтому персонажи мало отличимы друг от друга. Описания природы и окрестностей лаконичны, минимально обрисовывают местность и отмечают значимые для поисков подробности. Приступы рефлексии у действующих лиц редкие и непродолжительные. Но, хотя персонажи в большей степени функции, исподволь вырастает общая картина искалеченных войной народов, семей и отдельных человеческих душ.

Благодаря такому раскладу непрестанное действие поддерживает постоянный интерес к происходящему. В этом отношении книга очень ровная. Так что если вам не понравились первые главы, дальше можно не пытаться — там тоже самое. Система начинает сбоить лишь на середине на главе с участием Сталина. Стараясь придать внушительности по сути весьма камерной концовке, автор начиняет доселе по-деловому сухой текст многословными и ни на что не влияющими подробностями. В самом процессе чтения уже понятно, что сведения о том, какой жесткости воротник у мундира Иосифа Виссарионовича; сколько стульев не хватает на военном совещании; и сколько девушек было у помощника коменданта, ничего не значат. Написано это все длинно и топорно, от чего становится еще скучнее и томительнее. Раскрытие некоторых моментов биографии основных героев было бы неплохо, если бы опять таки хоть как-то влияло на сюжет. Но поменяй житие одного на житие другого и... ничего не изменится. Единственное, что среди всего этого радует — достойная мотивация парня_который_облажался. Очень четко прописано, как и почему он увидел ситуацию одним конкретным образом. В остальном же вторую половину сочинения можно сократить раза в два-три, и оно от этого только выиграет.

Подводя итог, это суровая книга про суровых парней на суровой службе. На сегодня роман не кажется чем-то особо выдающимся, хотя и был культовым в свое время. Если вы ничего не знаете о работе военной разведки, но внезапно заинтересовались — эта книга для вас.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Drud, 6 ноября 2022 г. 15:04

Раз 10 читал,не меньше!И ещё столько же буду.Одна из лучших книг о контрразведчикам,диверсантах,о войне.Экранизация отличная,но роман- непревзойден.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Maximontano, 13 мая 2021 г. 14:02

Холодные военные будни. Голод, бессонница, постоянное напряжение. Тяжелое время для всех людей живших в ту эпоху. Кто твой друг, а кто твой враг? Герои просто герои того времени, благодаря которым мы живем сейчас. Роман Богомолова настолько приближен к действительности, что мимолетом возникает ощущение, что ты присутствуешь где то там с ними. Шпионско-военный роман, обязательно к прочтению.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

tiwerz, 8 февраля 2021 г. 09:52

Этот роман прочитал ещё в школьном возрасте, и в силу огромного изобилия книг военной тематики, особо не запомнился. Лишь сложилось твёрдое убеждение, что так как мы воевали с немцами, то и шпионы-диверсанты тоже были немцы. Теперь же, решив ознакомиться с ним поподробнее, удивлённо узнаю, что враги наши по сюжету — Павловский, уроженец Минска, Мищенко, уроженец Ростова... Эти люди, вероятно считая себя патриотами в своём роде, обучались своей диверсионной деятельности в европейских спец школах, с запада же получали указания и финансирование. Только свободу эти верные псы Германии понимают, кхм, специфически... Вам никого не напоминает, из нынешних?

Роман слушал в аудиоверсии, в виде радиоспектакля, образца, правда, 1995 года. Характеры героев переданы очень хорошо, действие увлекает, хотя перестроечная специфика дала о себе знать в виде «тупых» генералов, «зловещих комиссаров», с «кавказским акцентом»)), и как верх либерального обострения «Сталин» — Этуш, который ничего не понимает, и лишь тупо пытается выяснить, почему это операция называется именно «Неман», и нет ли тут подвоха? Ну конечно, он же параноик был)) (или всё же его либеральные трактователи?) Вся это кровожадная публика (Сталин, генералы и комиссары) всячески мешает бравым рядовым контрразведчикам работать, и грозится на каждом шагу расстрелами через повешенье. Вобщем иллюстрация перестроечной версии, что войну выиграли не Сталин и Коммунистическая Партия, а... хз кто, Райан, Шиндлер и Солженицын, в свете нового европейского учения. Остальные герои переданы замечательно, отдельно отмечу майора Полякова, в исполнении Валерия Баринова, которого люблю со времён Петербургских тайн. Его голос — это отдельное искусство: мягкий добродушный, вдруг совершенно незаметно для слушателя, не меняя громкости и интонаций, приобретает металлическое жёсткое звучание, и перед нами уже человек с железной волей, а то и с жестокой.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

IgorLutiy, 21 ноября 2020 г. 01:21

Книги о войне. Когда-то, в далеком детстве, это была особая категория книг и много чего было перечитано. И вот спустя много лет и множество совсем других книг в руки попала данная повесть.

Иван это мальчик лет двенадцати. И хотя сюжет завязан на нем, главный герой у повести другой. Да и дело вовсе не в мальчике или его поступке. Не один он такой был и даже если книга и не основана на реальном факте — таких или подобных мальчишек тогда было много. Люди тогда были другие, страна была другая и война была особенная. Хотя... война всегда одинаковая. И вот именно отдельные, очень характерные черты войны рисует нам автор этой повести глава за главой.

Один эпизод из длинной войны. Один эпизод, но в котором отражается вся война. Передовая, быт, отношения людей, потери, боль утрат, вылазки к врагу и искренность. Искренность в отношениях, описанные люди — вот ценность. Ты веришь в них. Ты видишь их перед собой. Молодые, но увидевшие на своем веку уже более чем достаточно. И они были не такие как мы. И в этой повести можно прочитать, какие они были.

Финал предсказуемый, но от этого не менее яркий и печальный одновременно. Как бы кто не относился к той войне, но эти люди достойны, чтобы их помнили. И читать подобные произведения нужно, чтобы помнить что такое война. И кто такие настоящие люди.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Алексей_Ше, 16 октября 2020 г. 20:54

Одна из лучших книг о ВОВ. Момент «прокачки» и задержания диверсантов, где-то порядка 100стр., вообще читал с каким-то запредельным напряжением в ожидании развязки (фильм не смотрел и не знал чем всё закончится). Тут без вариантов — высший пилотаж и браво автору.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

vorpol, 23 сентября 2020 г. 02:07

Отличная книга, перечитал после фильма. Конечно же, благодаря наличию места, представлено больше деталей и раскрыты некоторые не показанные в фильме моменты. Во-первых, почему в «августе» а не «в июне» например, когда готовился «Багратион». Во-вторых, раскрытие персонажей: Алехин-Миронов оказывается агроном, у коменданта-«тормоза» вечером было свидание и т.п. Также в фильме совершенно не раскрыт гигантский масштаб войсковой операции и те ресурсы, что были на нее потрачены. Отдельно понравилась шифровка, где уточнялось, что изюм выдавать красноармейцам не по 5 грамм а по 3 грамма на положенную норму сахара.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

O.K., 16 апреля 2020 г. 00:37

Эта книга замечательная с нескольких позиций.

Во-первых, прекрасные характеры, даже эпизодические, прописанные до последней буквы, включая довоенные эпизоды. Люди живые и разные. Столкновение характеров и подходов, желание выслужиться против желания сделать дело, и то, как по-разному это дело понимают разные люди. А все эти люди вместе, вписанные в умело подчёркнутые детали окружения, создают довольно масштабную картину.

Во-вторых, любопытный детектив. Любопытный, в принципе, не нитью расследования, потому что она всё время рвалась и улики друг за друга, вроде, и не цеплялись, а самим ходом, всеми теми мелкими деталями, из которых состоит расследование, и которые не видны со стороны.

В-третьих, что я часто отмечала: книги о войне похожи одна на другую. Потому что одни на другие похожи боевые действий – лицо войны, и самая главная её часть. И книги, вроде этой, где описывается та же самая война, только совсем другая её часть, совершенно специфическая изнанка, одна из изнанок – выделяются среди других.

И в-четвёртых, что лично для меня было важнейшим: идеологическая точка зрения. В послесталинском Союзе, и тем более в постсоветской России принято хаять органы госбезопасности, выставлять их если и не кровожадными маньяками, то как минимум, глупыми, не в меру подозрительными, а на самом деле, ничего не делающими. Данный роман – ответ всем так думающим. Эта кропотливая, ответственная работа, требующая огромные умственных и физических затрат, посложнее, чем махать автоматом. И подозрительность – неприятная, но необходимая база этой работы. Конечно, ни в одном деле не обойдётся без перегибов, но основа основ – смысл существования и сложнейшая служба СМЕРШа – прекрасно раскрыты в этой книге.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

mputnik, 5 июля 2019 г. 23:21

При массированной загрузке в мозг попаданческого чтива возникает очень интересный эффект. Фантастический антураж практически нулевой, а ожидания — все ещё традиционные, сугубо жанровые. Но на этом фоне — спокойно, тихой сапой проходит ненавистная боллитра. Голословным не буду: «Реваншист», «1970», «Билет на ладью Харона» — в этих текстах собственно фантастического практически ничего и нет, только фантДопущение путешествий во времени, все прочее — практически чистокровная боллитра.

Преодолел рвотный рефлекс, решил — для сравнения — загрузить в тот же мозг мэйнстрим, литературу нефантастичнского жанра. На удивление — пошло хорошо. На удивление.

Это самое железобетонное доказательство из всех железобетонных, уважаемый потенциальный читатель, свидетельствующие о том, что сей текст — Литература, именно вот так вот, с большой буквы. Хотя я, все же, реализмом увлекаться не советую, но конкретно вот эта книжка — вполне достойна внимания. Это увлекательно, умно, динамично, интеллектуально.

Да, бывает и такое. Есть многое на свете, друг Горацио...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

URRRiy, 14 июня 2019 г. 14:12

Великолепная стилизация работы советской фронтовой контрразведки — комбинация оперативной работы и аналитики — через нормативные документы (приказы, телефонограммы и прочее) сгруппирована идеально. Читал первый раз в юношестве, второй раз — недавно в двухтомнике сочинений Богомолова — кстати, рекомендую! Сюжет известен, охота на германских диверсантов группой отдела СМЕРШ в период, указанный в заглавии книги. Прочесывание ближних тылов фронта оперативниками, прокачка мозгов в интенсивном режиме, психология разнородных персонажей, пули и ножи, засады и досады, причем гораздо плотнее, чем в фильме, обычно бывает наоборот. Хотя собственно по авторству и личности писателя В.О. Богомолова очень много версий — вплоть до того, что на самом деле он и в армии не служил, и труд его на основе писем с фронта его товарища придуман, и фамилия у него по паспорту Богомолец — все это вполне возможно и правда. Но книга — шедевр. Тем не менее, вряд ли ее возможно принимать за стопроцентную истину. Я заинтересовался этой темой, прочел документальные труды о работе главного управления контрразведки НКО СМЕРШ, о флотской контрразведке и отмечу, что профессионалов — оперативников там практически не было, в основном переменный состав выздоравливающих / откомандированных на два-три месяца, тяготящийся своей рутинной задачей — проверками, проверками и ещё раз проверками. А вот в войсковой разведке фронтов следопыты встречались, и могли реально принимать участие в охоте на «коллег» с той стороны. Тем не менее, роман от этого отнюдь не хуже, не говоря о его правильном патриотическом настрое, рекомендую.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Ридан, 15 мая 2019 г. 02:42

Одна из лучших книг про войну, и безусловно лучшая про контрразведку во время войны.

Действие происходит в 1944 году, в регионе где у контразведчиков очень много работы, тут и недобитые немцы с власовцами, и прибалтийские «лесные братья» и поляки получающие приказы из Лондона. Народ устал, запугал, за последние 5 лет 3 смены власти и самое опасное, профессиональные немецкие диверсанты. Главные герои опытные спецы из СМЕРШ знающие свое дело.

Повествование идет от лица разных главных и второстепенных героев( (но всегда советских военных, от простого офицера, до Верховного Главнокомандующего), хорошо показана что хотя все хотят Победы,все на нее работают, но у всех есть свои коротковременные цели ведущие к ее достижению. И часто, то что важно для одного, недопустимо для другого, причем мотивация обоих железная, не поспоришь. Осталось места и для личных переживаний, которые отлично раскрывают героев, но при этом не снижает накала происходящих событий. Все герои крайне индивидуальны и интересны, им сопереживаешь.

Очень интересно показана работа контр разведки. С одной сторона тихая незаметная высокоинтеллектуальная работа с другой жаркие короткие схватки, когда надо живьем взять вооруженного человека, порой готового умереть но не сдаться.

Из минусов могу назвать разве что непрописанного врага. Главный вражеский диверсант раскрывается только через свою биографию, да и то перед самой последней схваткой. При том что судя по биографии личность крайне колоритная.

Если сравнивать с фильмом, то книга намного глубже. При том что фильм вышел хороший, но раскрыть глубокую психологическую работу на экране у режиссера не получилось. Так же не получилось показать и мотивы ставки, настаивающей на скорейшем решение проблемы любой ценой.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Зося»

ant_veronque, 24 апреля 2019 г. 14:14

Тот редкий случай, когда книга очень понравилась, а сказать особо и нечего. Настолько жизненна эта история. Случайная встреча, которая навсегда осталась в памяти столь яркой, которую не смогли затмить никакие другие встречи. Правда, мне не очень понятно, почему же наш герой так ничего и не сделал, после того как Зося ему открылась. Ведь он мог написать ей, ведь знал адрес, знал, что она будет рада письму. Как знать, возможно, совсем иначе сложилась бы судьба. А так всё закончилось еще не начавшись и осталось лишь ярким воспоминанием. Хотя, возможно, именно так и лучше.

Но впечатлила меня эта повесть вовсе не любовной историей. Настолько в каждой строке этой повести сквозит война, хоть и не было сделано ни одного выстрела, хоть и не было за всю повесть ни одного вражеского солдата. Но во всем дикая усталость, горе потерь и утрат, настороженность, и даже во время отдыха — строевая подготовка («Бездействие, как и безделье, разлагает армию!»), куча, просто огромная, бумажной работы (за три дня не получилось даже письмо матери написать) — донесения, донесения, донесения, похоронки. Сцена написания похоронок, наверно, самая впечатляющая в повести, просто до дрожи. А старушка, которая плакала, прося Витьку привезти ей дров, и Витька — истинный освободитель — везущий ей дрова, рискуя собой. И сожженный санитарный автобус в лесу. Но несмотря на это стихи Есенина, вечер с танцами (в основном, солдат с солдатом в паре), влюбленность.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

taipan, 22 марта 2019 г. 20:39

«В августе сорок четвёртого» — впервые изданный в 1974-м году, культовый триллер Владимира Богомолова, бывшего офицера ГРУ.

В лесах прифронтовой полосы оперативники СМЕРШа – невозмутимый капитан Алехин, бывалый вояка «Скорохват» Таманцев и неоперившийся стажер «Малыш» Блинов, чьи розыскные действия курирует сама Ставка — ищут и находят матерых гитлеровских диверсантов, используя при этом весь свой нешуточный арсенал – от познаний в трасологии до стрельбы с двух рук по-македонски, от продвинутых органолептических навыков до способностей удержать в голове и вовремя вспомнить чудовищное количество примет, фотопортретов, характеристик, фамилий, чисел…

Едва выйдя, роман сразу же приобрел бешеную популярность – и не только благодаря исключительному литературному таланту автора, но и из-за новизны материала. До Богомолова работу отечественных спецслужб было принято показывать в сумрачно-романтическом ключе, особо не вдаваясь в детали, а тут получился настоящий экскурс во внутреннюю «кухню» контрразведки, который и теперь читается на одном дыхании.

Дополнительный эффект вовлечения создают включенные в текст многочисленные рапорты, ориентировки, сводки, начальственные телеграммы и т.п.

В 2001-м году роман был экранизирован белорусским режиссером Михаилом Пташуком, с артистами Мироновым, Галкиным и Колокольниковым в главных ролях.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

говедарци, 12 января 2018 г. 00:38

Шедевр уровня, повторить который удастся не скоро...

Оценка: 10
– [  15  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

bubnov1959, 7 сентября 2017 г. 18:21

Трудно представить человека, который разочаруется прочитав эту книгу. Офицер СМЕРШа В.О.Богомолов написал о своих друзьях так ярко, словно вместе с ними находишься в опасном Шиловическом массиве среди опасностей со всех сторон. «Не судите, да не судимы будете» — эта евангельская истина леймотивом вспоминалась мне по ходу чтения. Да, как любим мы принижать труд тех, о которых мы знаем только поверхностно. Так и здесь: вроде служба в тылу...особисты...а столько опасностей! И вспомнились ничтоже сумнящиеся суесловы в публицистике перестроечной прессы,обливающие грязью то, чего не знают... И в наше время за сухими данными новостей: обезврежена террористическая группа..с нашей стороны есть потери, стоит опаснейшая работа замечательных смелых ребят. И еще книга учит о смиренномудрии: какие бы не были твои заслуги, но там, где ты новичок, слушайся спеца и не выпендривайся. P.S. Никогда бы не подумал, что многостраничное перечисление бюрократических данных в документах подозреваемых может быть таким захватывающим!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

Felis, 14 мая 2017 г. 19:20

Я не знаю, описан в рассказе реальный случай или это вымысел писателя. Я верю, что так могло быть, а значит было.

Я привыкла к комфорту, централизованному водоснабжению, теплу в квартире. А когда-то, какой-то пацан лет двенадцати остервенело сражался. Его ненависть была сильнее холода и других лишений, которые он готов был терпеть. Его психика была поломана, он не был уже ребёнком, но и не во всём был взрослым. Мне больно думать об этой несправедливости. Говорят, на войне нет места гуманизму. Всё, что могу сказать — только бы не было войны!

Я думаю, что рассказ вне оценок из-за его содержания. У меня нет претензий к тому как написано.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

kven irden, 19 февраля 2017 г. 17:37

Крепкая увлекательная военная повесть. Что за мальчик, конечно, догадываешься сразу, но главным здесь мне видятся не повороты сюжета, а атмосфера фронтовой жизни: ожидание форсирования Днепра, постоянная боевая готовность, снайперы, пулеметные обстрелы с того берега. И атмосфера передана прекрасно. Очень напряжена кульминационная часть — заброс Ивана в тыл. Порадовали мелкие детали: посасывание кусочков сахара, облучение глаз красным светом для обострения ночного зрения и прочее — такие маленькие вкусности в тексте (в плане расширения читательского кругозора). Персонажи очень разные, даже второстепенные обладают индивидуальностью, и все очень живые. Мне кстати больше пришелся по душе не мальчик, а герой, от лица которого идет рассказ — у нас с ним схожие понятия о чести и правильности поступков. Приятный язык — люблю хороший литературный русский, такой можно видеть только у наших писателей (и то не у всех), в переводах им не насладишься. Понравился стиль — повествование идет от первого лица, кроме того, автор два раза меняет время глаголов, выделяя самую напряженную часть настоящим временем.

Единственной ложкой дегтя при чтении стало, пожалуй, попавшееся мне издание (1976 года). В нем аннотация была совершеннейшим спойлером, да к тому же негативно отзывалась о творчестве другого военного писателя, что уж вовсе вызвало недоумение — это нормально? Так что осторожно. Удачно, что к развязке автор подводил довольно степенно, поэтому та аннотация хоть и ущербна, но испортить удовольствие от прочтения повести не смогла.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Аlexander66, 15 февраля 2017 г. 11:38

Из десяти лучших книг о Войне, для меня это произведение было бы в первой тройке. Читается на одном дыхании, нет затягивания сюжета, тягомотины, частенько присущей этому жанру. Динамичное повествование о спецназе времен Великой Отечественной. Полностью раскрыты характеры главных героев. Все живое, осязаемое. Момент взятие агентов — высший пилотаж, сплошное напряжение Ну и конечно документальная часть романа, усиливает правдивость событий. Словом очень и очень.

Жаль очень, что военные -прототипы главных героев погибают в дальнейшем. Алехин при аналогичном задержании агентов, Таманцев -во время рукопашного боя при прорыве немцев.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»

mr_logika, 5 октября 2016 г. 22:32

Трудно писать об этой уникальной книге. Наиболее адекватная реакция на неё — минута молчания. Ничего подобного о войне и армии мне читать не приходилось. Ну, близко поставил бы Астафьева «Прокляты и убиты» и «Дневник 1941 — 1946» Гельфанда. Но роман Богомолова не менее, чем на треть состоит из документов и это резко выводит его вперёд, т. к. у читателя возникает ощущение присутствия в центре огромной панорамы, не сравнимой с Бородинской или Севастопольской. Причём, после прочтения многих документов романа читать дальше становится невозможно и долго сидишь без движения, бессмысленно уставившись в одну точку.

Вот примеры.

1. Письмо и. о. командира 10-го ОШБ майора Назарова

10 мая 1945 г.

Военному комиссару г. Гаврилово-Посад

Прошу срочно возвратить извещение о смерти, высланное нами ошибочно 4.5.45 г. ... на якобы погибшего в боях 30.4.45 г. северо-западнее Берлина рядового Шахова Семёна Васильевича для объявления его жене Шаховой Лидии Константиновне, проживающей по адресу: Ивановская обл., г. Гаврилово-Посад, ул. Советская, д. 21.

Как выяснилось только сейчас, Шахов С. В. не погиб..., а был ранен и отправлен в тыловой госпиталь. Дальнейшая его судьба нам неизвестна и никакими данными о его смерти мы не располагаем.

Прошу высланное ошибочно извещение о гибели ... считать недействительным и возвратить его без промедления.

Ответ Военного комиссара

Высланное Вами ошибочно извещение ... о гибели рядового Шахова С.В. было получено военкоматом 12 мая и 14 мая вручено его жене Шаховой Л. К.

Спустя четверо суток, 18 мая, гр-ка Шахова в результате нервного потрясения по малодушию покончила жизнь самоубийством.

Для сведения сообщаю, что 23 мая в её адрес пришло письмо от самого Шахова С.В., который после ранения был эвакуирован в тыл и находится на излечении в госпитале в гор. Саратове.

Ошибочно высланное Вами извещение ... возвращаю.

2. Запрос Военного коменданта г. Острув подполковника Симонова

17.06.45 г.

Коменданту лагеря №207

Прошу сообщить, когда будут высланы бойцы, которых обещал направить Ваш представитель старший лейтенант Федотов за одной репатрианткой Дёмкиной. Она не может ходить, на ней практиковались немцы, и она сейчас находится в доме престарелых в г. Острув вместе с немцами. Сама она родом из Одессы, имеет там семью. Муж был у неё партизаном, а двое детей остались в Одессе с её матерью. Письмо Дёмкиной прилагаю.

«Началнику лагеря непатриантов

Продводителю комиссии

Простите если обращаюс к Вам лично с моей прозбой но я не имею другого выхода. А дело в том я нижеподписанная гражданка СССР постоянная жителница гор. Одесси перевезена в Германию в 1944 г. после того когда надо мной были сделаны опиты в одеском лазарети. Для немецких врачей я была крольиком. Теперь ноги мои недействуют и я не могу самостоятелно ходить.

Я нахожус в доми для немецких старцев они уже вышли из ума. Болше руских здес нет я лежу без любой помощи. Даже еду у меня отнимает соседняя старуха. Хотя я говорила здешним военым с прозбой отправить меня к Вам в лагер но ничего не сделали.

Двое мои дети остались в Одесси у моей матери и я желаю скорей вернутся к ним. Как я уже заметила коменданту я жена руского партизана Дёмкина Алексея Петровича повешеного немцами. Меня 31 год и перевезена в Германию насилно после опита. Прошу уважить мою прозбу и забрать меня в лагер и в СССР.

Дёмкина Эмиля Багданавна подлежащая в СССР Мой адрес Город Острув, ул Партизанская 8, Немецкий дом старцев»

Потрясающая и беспрецедентная книга. Я уже упоминал об эффекте гигантской панорамы. Возникает ощущение огромного Арканара, но не такого как в книге Стругацких, а того Арканара*, что показан в фильме Германа, т. е. ещё более страшного. В каком ужасающем средневековье жил народ, сражаясь с другим Арканаром под лозунгом «Всё для фронта!». А победили всего лишь по трём причинам: намного большей площади, значительного превосходства в населении и не сразу заметной, но многое определившей разницы в степени человекообразности правящей верхушки.

Прочитать эту книгу должен каждый, кто хочет понять, чем была эта война для нашего народа и Армии и какова была цена Победы. Цифры мы знаем, а что они скрывают — далеко не всегда.

*) Арканар приходит в голову ещё и потому, что не показанная в книге другая половина страны-лагеря существует одновременно со всем, что есть в книге. Читатель-то знает, что примерно в тот же исторический период, когда одни штурмовали линию Маннергейма, Кенигсберг или Берлин, другие других, таких же, как те одни, топили в баржах (в нужниках масштабы не позволяли) и расстреливали вагонами.

PS. В классификаторе я отметил пункт «контакт». На всякий случай поясняю, что имеется в виду контакт советских оккупационных войск в Германии с местными жителями. Контакты в научной фантастике скромно стоят в углу.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

sergej210477, 6 мая 2016 г. 21:22

Один из лучших романов про В.О.В.

Заинтересовался им после просмотра великолепной экранизации. Но, книга лучше, подробнее, сложнее и, вместе с этим, даёт более развёрнутое и полное понимание операции, проведенной военной контрразведкой, работа которой и описана в этом романе.

Не лучший вариант, сравнивать книгу и ее экранизацию, но, это такой случай, когда по гениальному произведению, снять не менее шикарный фильм.

Ходило много слухов, служил ли сам Богомолов в военной контрразведке, но, по-моему, данное произведение написано очень профессионально, в смысле знания данной специфики.

Перечитывал книгу не раз, с удовольствием. Хоть это и военный детектив, и, знаешь, кто диверсанты, и, как все закончится, но, тем не менее, для меня она по-прежнему остаётся яркой и захватывающей.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

florell, 16 января 2016 г. 11:47

Одна из любимейших моих книг про Великую Отечественную войну. Мощная, буквально прошибающая насквозь. Автор просто гениальнейше и при этом максимально правдиво показал работу фронтовой контрразведки, которой в простой жизни особо и не видно..

Вероятно половину книги занимают различные документы, разведсводки, ориентировки и протоколы. Все они здесь не лишние, вот это и есть — настоящая работа контрразведчика.. Мы буквально вживаемся в тело Алехина, читая его глазами дела карателей. Или ощущаем своей кожей то слабое дуновение, которое замечает Таманцев, осматривая Шиловичи..

И да, огромное спасибо нашему кинематографу, что в «Августе 44-го» сняли практически слово в слово с книгой.. Здесь нет и не может быть режиссерского видения.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Изенгрим, 9 декабря 2015 г. 21:55

Написанный в 1973 году роман, насколько я понимаю, стал одним из первых (наряду с книгами Семенова о Штирлице), с которыми получила признание, популярность и даже определенную рекламу деятельность отечественных органов контрразведки. Я, конечно, не знаком с большей частью данной литературы, но даже мне очевидно, например, откуда есть пошел на земле русской писатель Бушков и сонмы его разноталантливых апологетов. Понятно, почему роман был и остается таким востребованным и выдержал более полутора сотен переизданий: подробное, со знанием дела описание специфической деятельности Смерша, тщательная подача информации, создание нужной атмосферы с помощью (псевдо)документальных вставок, множество выпуклых, живых, с реальными биографиями персонажей, каждое действие которых логически обосновано их опытом и психологическими особенностями, демонстрация работы командной цепи вплоть до Ставки и самого Сталина.

Но вот авторская манера повествования мне не понравилась. Ужасно коробили меня время от времени какие-то странные провалы в стилистике. Как будто писали два разных автора. Один — вполне себе крепкий такой ремесленник, звезд с неба не хватающий, но вполне заслуживающий читательское внимание. Второй — рабкор Урюпинского Комсомольца, не способный двух слов связать без перехода на газетные шаблоны. Как мне кажется, Богомолов пытался писать, подражая другим известным ему писателям, пытаясь делать то же, что и они. Однако в результате временами у автора прорывается какой-то картонный слог, словно он старательно вырезал все образы и описания по лекалу, причем не лучшему. То много лишнего, то явно чего-то не хватает. То многовато определений или находятся они там, где, в общем не нужны. То сбивается на газетный стиль и суконные фразы, отчего целые абзацы выглядят насквозь фальшивыми. Чрезмерная подробность описаний зачастую выглядит механической, скопированной. Впрочем, стоит заметить, что у такой манеры есть сильная сторона: Богомолов скрупулезно описывает внешний вид почти всех персонажей, даже эпизодических, четко указывая не только вид одежды, но и обувь, тип головного убора, нашивки, ордена, погоны и прочие аксельбанты: это производит немалое впечатление наличия по-настоящему уникальных, настоящих, реальных персонажей.

Не понравилось, что последняя часть безбожно затянута, сводки, ранее помогавшие создать атмосферу и добавлявшие нужные и точные детали, здесь только мешали и раздражали, авторские намерения увеличить напряжение были видны как на ладони и нужный ударный момент Богомолов упустил: к развязке мне уже было скучно, весь азарт испарился, что приехала бабушка, что не приехала — мне уже было все равно. Да и обрывается книга на полуслове — не знаю, кому как, а лично мне было бы интересно узнать о последней фазе операции, а ведь захватом троицы шпионов дело очевидно не закончилось. В общем, роман отличный, несмотря на все мои субъективные претензии к авторской стилистике, но концовку автор не дожал, что изрядно разочаровывает.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

Ev.Genia, 5 мая 2015 г. 11:57

Книгу прочла уже после неоднократного просмотра известного и горячо мною любимого фильма. Казалось бы сюжет знаю уже очень хорошо: знаю что за чем следует, знаю, как поведут себя герои, знаю это напряжение ожидания, волнение, сопереживание и восхищение – каждый раз эти чувства проявляют себя и нисколько не становятся менее сильными. Но книга… Книга невероятно мощная. Несмотря на то, что всё знакомо, она действительно держит в напряжении до самой последней страницы, до самой последней и знакомой фразы: ,,Ба-бушка! Бабулька приехала!!!»

Мне хотелось проследить каждый шаг Таманцева и Блинова, увидеть глубину напряжения Егорова, услышать голос Алёхина в голове, как он не просто говорит, а буквально гудит, набирая силу, перечисяляя приметы всех известных лазутчиков, находящихся в розыске. И я никак не ожидала, что этому перечислению, этой прокачке будет посвящено так много страниц. Это потрясает.

Всего несколько дней из жизни сотрудников СМЕРШа показывает Автор. Но кажется, что именно эти несколько дней являются самыми важными и решительными в ходе войны. И не только потому, что контроль над операцией ,,Неман'' взяла ставка, не только потому, что задействовали сотни человек на розыск, а просто становится понятно, что не было ни одного неважного эпизода за все эти тяжёлые и страшные годы. А им: Алёхину, Таманцеву и Блинову не нужно столько сил, им нужно только время, которое поджимает, которого у них нет. Ставка не на жизнь, а на смерть. И Момент истины – это не просто фраза. Это когда всё сходится в единой точке и его, как оказывается, испытывали не многие.

Участников истории хочется называть только герои, а не персонажи и эти герои истинно живые – это ощущается каждой строчкой. Читая успеваешь не только вникнуть в ход операции и сложности решаемой розыскной задачи, но и многое узнать об этих людях, чьи судьбы сплелись в единый клубок и прочувствовать насколько каждый из них ценен. Каждый из них особенный, совершенно не такой как другие. У каждого есть что–то близкое, родное и значимое в жизни. Кто–то по молодости горяч и порывист, а кто–то по опыту степенен и рассудителен. Но каждый невероятно профессионален, а кто–то уже имеет такой авторитет и такую славу профи, что на него смотрят, как на легенду, хотя по внешнему виду порой про него так и не скажешь.

История рассказана мастерски и очень реалистично. Чувствуется, что Автор рассказывает то, в чём хорошо разбирается и знает не по наслышке и не только по документам. Автор вставляет в текст документальные выдержки и это придаёт ему особую значимость. При этом использует и расшифровывет профессиональный жаргон, что делает книгу ещё более глубокой и важной. Он использует множество эпитетов, показывает тонкости, нюансы и кропотливость работы следователей, показывает важность каждой мельчайшей детали. Приводит захватывающие примеры из жизни непосредственных участников истории и работников СМЕРШа вообще. Всё вместе делает книгу просто шикарно захватывающей. Нельзя сказать, что речь Автора красочна и очень цветиста, но она очень органично, чётко и точно транслирует картину происходящего по отношению к описываемым событиям. И эта чёткость, точность и простота позволяет пронзительно прочувствовать всю значимость и невероятное напряжение событий.

В итоге, книга потрясающа. И фильм нисколько не помешал мне её вспринять со всей её мощью. Наоборот, фильм снят замечательно и последовательно и Миронов, Галкин, Петренко и другие только помогли в чтении, потому что не просто передали характеры героев, а вместе с ними прожили эти несколько дней.

Оценка: 10
– [  -4  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

Plast, 31 января 2015 г. 22:45

Типичная книга о патриотизме, смелости, мужестве и т.п. Только здесь автор «прокололся» в драматической части книге — т.е в конце, применив один и тот же приём два раза.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть Катасоныча и смерть Ивана
что вызывает лишь эффект дежавю, но никак не сопереживание. В общем, для детей пойдёт, взрослым — не рекомендовал бы.

Оценка: 1
– [  21  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

cdewq, 2 ноября 2013 г. 01:57

Когда-то, еще при Союзе, мой папа принес «Момент истины...» на одну ночь (дал почитать знакомый), конечно же она осталась еще на сутки. Оторваться было просто невозможно. Один из лучших романов о контрразведчиках в Великой Отечественной. Без лишнего пафоса, с реалистичным сюжетом и живыми людьми, но с любовью автора к главным героям, которая передается и читателю.

Сюжет пересказывать нет смысла, все видели фильм «В августе 44-го...» с Е. Мироновым, В. Галкиным, А. Балуевым. Очень удачная экранизация, великолепный подбор актеров, замечательный саундтрек от Градского (сразу вспомнился «Узник замка Иф») — все в лучших традициях советско-российского кинематографа.

Оценка: 10
⇑ Наверх