fantlab ru

Надежда Бромлей

Надежда Бромлей
Страна: Россия
Родилась: 17 апреля 1884 г.
Умерла: 25 мая 1966 г.

Надежда Николаевна Бромлей — русская актриса, режиссер, поэт, прозаик, драматург.

Родилась в хорошо известной в России семье промышленников. Её дед — англичанин Эдуард — и его брат Фридрих прибыли в Россию из Ганновера в середине XIX века, приняли русское подданство и открыли небольшую мастерскую в Москве по производству серпов, топоров, кос и прочего инвентаря. Через тридцать лет неподалёку от Донского монастыря вырос завод, позднее превратившийся в «Общество механических заводов братьев Бромлей», в котором трудилось более тысячи человек. После революции предприятие было национализировано и переименовано в «Красный пролетарий».

Отец Надежды Николай (Карл), получив часть капитала, организовал самостоятельное предприятие. Его супругой стала Вера Владимировна Шервуд, наследница знаменитой художественной династии. Её отец — Владимир Иосифович Шервуд — прекрасный художник, график, автор проекта здания Исторического музея на Красной площади. В семье Николая и Веры родились пять девочек: Татьяна, Надежда, Наталья, Вера и Анна. Две из них тесно связали свою жизнь с театром и литературой: Надежда стала актрисой, а Наталья — писательницей.

Надежда окончила московскую женскую гимназию, училась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (Филармоническом училище). По окончании училища брала уроки живописи в Мюнхене у Шимона Холлоши.

В 1908 году Надежда Бромлей была принята в труппу Московского художественного театра. Играла в «Горе от ума» Грибоедова, «Синей птице» Метерлинка, активно участвовала в литературных движениях, сочиняла стихи, рассказы, повести, пьесы. Ценители считали Надежду одним из самых интересных беллетристов первой трети XX века.

В 1911 г. в Москве она выпустила первую книгу стихов и прозы «Пафос: Композиции, пейзажи, лица» в духе модного тогда футуризма. На выход сборника откликнулась поэтесса и художница Елена Гуро, творчеством которой восхищались ведущие футуристы начала века. «Ваша книга полна сокровищ ярких, неподдельных, и я перечитываю их с наслаждением. Так они несомненны, как действительно уродившиеся помимо нас живые вещи», — писала Е. Гуро из Петербурга в апреле 1911 г.

Основные произведения Н.Н. Бромлей написаны в необычном фантастическом жанре: «Исповедь неразумных» (1927), «Из записок последнего бога» (1927), «Потомок Гаргантюа» (1930). Настоящий гимн театру звучит в рассказе «Птичье королевство. Рассказ актрисы» (1929).

В 1918 г. Надежда Бромлей принята в 1-ю студию МХТ (с 1924 г. — МХАТ 2-й), где была занята во многих спектаклях, а также дебютировала как режиссёр — вместе с актрисой Л.И. Дейкун поставила «Дочь Иорио» по произведению Г. Д'Аннунцио.

Слава драматурга пришла к Надежде Бромлей в самом начале 1920-х гг., когда она написала пьесу в стихах — трагифарс «Архангел Михаил» о средневековом художнике и его трагической судьбе. Хотя эта пьеса не была ни опубликована, ни показана широкому зрителю, в московском театральном мире начала 1920-х гг. о ней знали многие. Пьеса очень понравилась наркому А. Луначарскому. Но более всего трагифарс восхитил Е. Вахтангова. «Надо создать театр Бромлей», — писал он в мае 1921 г., обращаясь к актрисе «Гений Надежда!». Режиссёр-новатор был уверен: он получил пьесу, которая станет для его театра программной, укажет новый творческий путь. Е. Вахтангов страстно хотел сыграть в спектакле главную роль — мастера Пьера. Но Вахтангов был смертельно болен. Главная роль была передана Михаилу Чехову, спектакль стал репетировать Б. Сушкевич. Несколько генеральных и публичных репетиций состоялись после похорон Вахтангова в конце мая и в июне 1922 г. В июле 1-я студия в полном составе выехала на зарубежные гастроли. Богоборческая пьеса была забыта, и спектакль так и не состоялся.

Неудача постигла и вторую пьесу Н. Бромлей «Король квадратной республики», в которой речь шла о революции в фантастической стране. В 1925 г. Б. Сушкевич поставил её на сцене МХАТа 2-го, но спектакль не получил зрительского признания и вскоре был снят с репертуара.

Тем не менее ни авторы разгромных рецензий, ни актёры не могли отказать Н. Бромлей в уме и таланте, не подвергались сомнению ни её яркое обаяние, ни эффектная внешность, ни светские манеры. Природа щедро наградила её раскрепощённой фантазией, восприимчивым умом, живым чувством юмора. Но её личная жизнь сложилась не сразу: в первом браке родился сын Виктор, но умер в раннем детстве. Вторым мужем стал режиссёр Борис Сушкевич. Несомненной была глубокая привязанность и взаимное влияние этих творческих и одарённых людей.

Н. Бромлей, получившая звание заслуженной артистки РСФСР, входила в режиссёрское управление МХАТа 2-го и заведовала его литературной частью.

В 1933 г. Б. Сушкевича назначили директором и художественным руководителем Ленинградского государственного академического театра драмы. Н. Бромлей уехала в Ленинград вслед за мужем.

С 1934 по 1941 г. Н. Бромлей играет на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы. Зрители запомнили её по ролям в горьковских пьесах, в образе будущей императрицы Екатерины в пьесе А.Н. Толстого «Пётр Первый».

На Малой сцене «Госдрамы» Н. Бромлей пробует себя как инсценировщик и режиссёр чеховской «Дуэли» (1934), пьес «Мера за меру» Шекспира (1937), «Мария Стюарт» (1938) и «Заговор Фиеско» (1939) Шиллера, «Зыковы» Горького (1940).

В конце 1930-х гг. Н. Бромлей вместе с мужем работали в Новом театре (впоследствии — театр им. Ленсовета). Оригинальное дарование Н. Бромлей воплотилось в ярких постановках классических пьес. Трагедии Шиллера ставились в её переводах, причём проза «Заговора Фиеско» была переведена стихами.

В октябре 1940 г. Новый театр был отправлен на длительные гастроли по Дальнему Востоку, где его застала война. Во время дальневосточных гастролей Н. Бромлей осуществила инсценировку «Милого друга» Ги де Мопассана, поставила историческую хронику В. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов».

В сентябре 1945 г. труппа вернулась в Ленинград. В июле 1946 г. Борис Сушкевич ушёл из жизни. Надежде Николаевне пришлось взять на себя руководство театром. В послевоенные сезоны на сцене Нового театра шли пьесы в её постановках. В 1949 г. значительным театральным событием стала её постановка пьесы Г. Ибсена «Нора».

Актриса, писательница и режиссёр Надежда Николаевна Бромлей умерла в Ленинграде 25 мая 1966 г., похоронена на Большеохтинском кладбище.

© Из статьи А.Ф. Векслер. «Надежда Бромлей и Борис Сушкевич: актёры, режиссёры, вахтанговцы» (Журнал «Обсерватория культуры». 2020. Т. 17, № 5.



Фантастическое в творчестве автора

В первом сборнике Надежды Бромлей «Пафос» в поэтических и прозаических произведениях звучали экзотические, волшебные, библейские мотивы, использованы демонические мифопоэтические образы. В прозаических произведениях, вошедших в сборники «Исповедь неразумных» и «Потомок Гаргантюа» причудливо сочетаются пришельцы, кентавры, ангелы и т.п. с обычной жизнью, бытом. Свою пьесу «Архангел Михаил» Н.Н. Бромлей так описывала в своей статье «Путь искателя»: «Что же такое этот “трагический фарс” о великом ваятеле, сотворившем крылатую фигуру из гремящей меди? Это рассказ о падении и позоре человека, забывшего себя, разменявшего свой дар, о его поздней встрече “с самим собой”, с этой медной статуей, ныне творящей чудеса; отчаяние; гибель статуи; попытка создать ее вновь; и вот падший человек создает чудовище. Ирония пьесы направлена против церковников. Они требуют запретить чудеса, творимые простой скульптурой, до того, как она будет канонизирована в качестве “Архангела”». Действие пьесы «Король квадратной республики» происходит в фантастической стране. У главного героя пьесы «Легенда о Симоне Аббате Чудовище, истребителе рода людского, изгнавшего души людей и вселившего в них духов тьмы и ярости» аббата Симона коровье тело и огромное лицо быка или бизона. Власть в сказочном городе Вилайете он захватил с помощью колдовства и преступлений. В городе молчат колокола, призрачные чудовища воплощаются в людей, и те теряют разум.

© Nina

Сортировка:

Надежда Бромлей. Повести

-
  1916 Повесть дружбы и любви  [= Повесть любви и дружбы]  
-
-
-
-
-

Надежда Бромлей. Рассказы

  1911 Берег  
-
-
-
  1911 Мать  
-
  1911 Урод  
-
-
-
  1915 Сестра  
-
-
-
-
-
-
-
-
  2006 Повесть  
-

Надежда Бромлей. Поэзия

-
  1911 Mephisto  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1911 В пути  
-
  1911 Видения  
-
-
  1911 Враг  
-
-
  1911 Зелёное  
-
  1911 Земле  
-
-
-
-
  1911 Никому  
-
  1911 Пасха  
-
-
  1911 Принц  
-
  1911 Саломея  
-
-
-
-
-
  1911 Цветное  
-
  1911 Экстаз  
-

Надежда Бромлей. Статьи

-
-
-
-
-
-
-

Надежда Бромлей. Сборники

  1911 Пафос  
-
-
-
-

Надежда Бромлей. Прочие произведения

-

Надежда Бромлей. Неопубликованное

  1921 Архангел Михаил (пьеса, не опубликована)  
 
 
  1925 Король квадратной республики (пьеса, не опубликована)  
 
  1934 Дуэль (пьеса, не опубликована)  
 
  История одного рояля (повесть, не опубликована)  
 
  Товарищ Гавриил (пьеса, не опубликована)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Nina

  • Куратор библиографии — Nina


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх