fantlab ru

Оливер Саари (Oliver Saari)

Оливер Саари
Страна: США
Родился: 22 марта 1918 г.
Умер: 25 января 2000 г.

Оливер Саари (Oliver E. Saari) — американский инженер и автор научной фантастики финского происхождения.

Оливер Саари родился в Хельсинки, Финляндия, 22 марта 1918 года. В 1927 году его семья эмигрировала в Соединённые Штаты, где они часто переезжали: из Бруклина (Нью-Йорк) в Рочестер (штат Миннесота) — пока наконец, 8 лет спустя, не осели в Миннеаполисе. После окончания средней школы в 1936 году Оливер Саари служил в Гражданском корпусе охраны окружающей среды. В последующее десятилетие он писал рассказы, изучал изготовление инструментов и штампов на факультете машиностроения в университете Миннесоты. В Университете он познакомился с другим известным писателем Гордоном Диксоном. После окончания университета в 1943 году работал научным сотрудником в отделении компании «Дженерал Моторс» в г. Мичиган, где занимался зубчатыми передачами.

Он был одним из основателей (и первым директором) Миннеаполисского отделения Лиги научной фантастики в 1936 году, а позже стал одним из лидеров Миннеаполисского общества фэнтези. До середины 50-х годов Саари был активным участником конвентов, в том числе ряда Ворлдконов. Участвовал в работе Ассоциации непрофессиональных издателей фэнтези. В 1944 году редактировал фэнзины «STF Comment» и «So Saari» (вышло только по одному номеру каждого из них).

Первая авторская публикация состоялась в журнале «Astounding Stories» в 1937. Уже в рассказе «Звёздная миграция» появились основные темы, интересовавшие раннего автора — космические полёты и контакт с различными формами жизни. Следует отметить, что техническое образование было серьёзным подспорьем для автора. В его произведениях можно найти описание различных типов космических кораблей, но также и различные новаторские для того времени идеи о «мультивселенной», теории относительности и др.

В последующие пять лет им были написаны более дюжины рассказов. После чего в творчестве Саари наступил перерыв, связанный сначала со Второй Мировой войной, а потом профессиональной деятельностью.

В 1945 году Оливер перешёл работать в компанию «Illinois Tool Work Inc.». В 1954 году им было создано семейство зубчатых колёс «Спироид», на которые он получил первые свои патенты на передачи с перекрещивающимися осями. Благодаря особенностям геометрии и кинематики зацепления и, как следствие, высокой нагрузочной способности, износостойкости, стойкости против ударных и вибрационных нагрузок они получили широкое признание. Хотя «Спироид» и «Геликон» остаются самыми успешными изобретениями Саари, он принимал участие и во множестве других разработок. Результаты его изобретений в настоящее время можно найти во всём мире, начиная от морских систем управления оружием и атомных электростанций до приводов закрылков крыла коммерческих реактивных двигателей и систем наведения ракет, медицинских устройств и коммерческих и военных беспилотных наземных транспортных средств.

В ноябре 1950 года он женится на Вирджинии (Джинни) Хаас (в последствии она была главой оргкомитета Вордкона в Чикаго в 1952 году, а Оливер был одним из активных организаторов конвента). После свадьбы они поселились в Чикаго. В браке родились трое детей. Их отношения завершились разводом в 1977 году. Также в этом году Саари завершил сотрудничество с компанией «ITW», в последующем выступая только как консультант по техническим вопросам.

В начале 50-х Оливер Саари также вернулся к литературной деятельности, после почти десятилетнего перерыва, выпустив в последующие шесть лет ещё с полдюжины рассказов. В этот период в его рассказах происходит смещение акцентов от внешнего космоса к психологическим проблемам героев. Первая проба состоялась ещё в 1941 году, когда автор написал психологический рассказ «Дверь» с минимальным фантастическим допущением. Рассказы второго периода удачно сочетают как фантастическую, так и психологическую составляющие. Рассказ «Лёгкая добыча» представляет собой описание страхов астронавтов на первой в истории космической станции на фоне грядущей ядерной войны. Страх потери собственной личности является движущим причиной рассказа «Незваный гость». В рассказе «Лунная пыль» показано столкновение силы человеческого духа и готовность к подвигу против жестокой мощи целой Вселенной, на примере астронавта первой экспедиции на Луну, который потерпел катастрофу при посадке.

В последующем Саари отошёл от литературной деятельности, но продолжал активно участвовать в жизни фэндома.

Скончался Оливер Саари на 81 году жизни. За свою активную фэн-деятельность на протяжении более чем 30 лет Оливер Саари был введён Зал славы Первого фэндома (посмертно в 2011 году). Единственный авторский сборник Саари вышел в 2021 году на русском языке.

Сортировка:

Оливер Саари. Рассказы

7.00 (2)
-
1 отз.
7.00 (2)
-
1 отз.
6.50 (2)
-
1 отз.
  1938 Space Station  
-
7.50 (2)
-
1 отз.
8.50 (2)
-
1 отз.
6.00 (2)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
1 отз.
7.50 (2)
-
1 отз.
  1941 Death Meteor  
-
7.50 (2)
-
1 отз.
  1941 Дверь / The Door  
5.33 (3)
-
1 отз.
-
7.50 (2)
-
1 отз.
  1951 The Deathless Ones // Соавтор: Джон Чэпмен  
-
  1951 Собака / Dog  
6.50 (2)
-
1 отз.
7.50 (2)
-
1 отз.
8.50 (2)
-
1 отз.
  1953 The Space Man  
-
6.67 (3)
-
1 отз.
  1957 After Life  
-

Оливер Саари. Статьи

-

Оливер Саари. Эссе

  1937 Size  
-

Оливер Саари. Прочие произведения

  1934 Letter [письмо, Amazing Stories, November 1934]  
-
  1935 A Horrible Incident [письмо]  
-
  1935 Flowers for Coblentz [письмо]  
-
  1935 Letter [письмо, Amazing Stories, February 1935]  
-
  1935 Letter [письмо, Amazing Stories, April 1935]  
-
  1935 Letter [письмо, Amazing Stories, May 1935]  
-
  1935 Letter [письмо, Amazing Stories, June 1935]  
-
  1935 Letter [письмо, Amazing Stories, August 1935]  
-
  1935 Something for Nothing [письмо]  
-
  1936 A Letter About Letters [письмо]  
-
  1936 Amazing Stories Is Said to Be Improving [письмо]  
-
  1936 Containing a New Suggestion [письмо]  
-
  1936 Letter [письмо, Astounding Stories, January 1936]  
-
  1936 Letter [письмо, Astounding Stories, February 1936]  
-
  1936 Letter 1 [письмо, Astounding Stories, November 1936]  
-
  1936 Letter 2 [письмо, Astounding Stories, November 1936]  
-
  1938 Letter [письмо, Science Adventure Stories, #2 October 1938]  
-
  1938 Letter [письмо, Astounding Stories, January 1938]  
-
  1938 Letter [письмо, Astounding, July 1938]  
-
  1939 Beynon's Masterpiece [письмо]  
-
  1940 Letter [письмо, Astounding August 1940]  
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Claviceps P., Kons

  • Куратор библиографии — Kons



  • ⇑ Наверх