Все отзывы на произведения Макса Гладстона (Max Gladstone)
Отзывы (всего: 4 шт.)
Рейтинг отзыва
Амаль Эль-Мохтар, Макс Гладстон «Как проиграть в войне времён»
Manowar76, 29 июля 10:40
Ключ к пониманию данной повести — цикл Лейбера «Война перемен» о хроновойне Пауков и Змей. И если рассматривать «Как проиграть» как современный фанфик и, одновременно оммаж «Войне перемен», всё встаёт на свои места.
Каждую грань повести Эль-Махтар и Гладстона я буду сравнивать с «первоисточником» Лейбера.
От палеозоя до далёкого будущего, в разных Прядях-вариантах времени ведут войну технократическое Агентство и Сад, полагающийся на биотехнологии. Две противостоящие силы разительно отличаются друг от друга и взглядом на то, какой должна быть реальность, и методами борьбы. Агенство более динамичное, но и более поверхностное; Сад предпочитает укоренять оперативников во времени задолго до событий.
У Лейбера всё было одновременно концептуальней и слабже — чем отличаются Пауки от Змей, не знают даже оперативники высокого уровня. Кто тебя завербовал, тому и служишь, не понимая конечной цели войны. Методы тоже похожи.
В одном из эпизодов войны сталкиваются агентесса Агентства Рэд и оперативница Сада Блу. Красная и Синяя. Ну как сталкиваются — мешают друг другу, не сходясь лично. И начинают писать друг другу письма. Сначала это жёсткие подначки, профессиональное противостояние, и подозрения на компрометацию и провокацию. Постепенно хейт переходит в платонический, но сильный лав.
У Лейбера тоже в цикле есть рассказы на тему романтического интереса между бойцами Пауков и Змей. Ну в сюжетах о противостоянии спецслужб это общее место, с Джеймса Бонда пошло, а то и раньше.
Рэд и Блю — плоть от плоти своих организаций. Рэд — суперкиборг, Блу — чудо биотехнологий с вирусами и эпидемиями на кончиках пальцев.
У Лейбера наймиты Пауков и Змей — всегда обычные люди, вытащенные из основного потока времени за секунду до смерти.
Теперь по поводу фрагментарности описаний операций во времени и их количестве. Да, авторы не разжёвывают, но сапиенти сат.
У Лейбера и самих эпизодов операций меньше, и описания скуднее, поэтому для меня уровень детальности в «Как проиграть» достаточный.
Уровень вмешательства. Тут вчистую выигрывает современная повесть. Пауки или Змеи у Лейбера вполне могли рвануть ядерную бомбу в сражении римских легионов. Агентство и Сад такого себе не позволяют. Даже если на убой идут целые планеты — анахронизмов нет. Но в целом действуют очень тонко: сделать так, чтобы полые кости напели паломнику определенную мелодию, дабы он просветлился, организовал монастырь и новую философскую концепцию. Изящно. Таких примеров много.
Почему Красная и Синяя полюбили друг друга? Тут всё понятно — два одиночества. Позже покажут, что они с детства «не такие, как все». Плюс понятно, что партнер-конкурент человек умный, умелый, ровня.
Красоты стиля, отсылки к культурному коду. Лейбер не заморачивался каким-то особым стилем. Есу был интересней сюжет, конфликт, настроение. Рэд и Блю выглядят эрудированней. За словом в карман не лезут. Подробно описывают свои чувства.
В конце все ружья, коих немного, выстреливают.
Мне повесть понравилась, очень. Награды заслуженны, оммаж Лейберу удался.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Спасибо повести за наводку на другую новеллу — «Иди легко» Митчисон. Многого жду от книжки 1952-го года, написанной женщиной-Командором ордена Британской Империи, прожившей без малого век.
Амаль Эль-Мохтар, Макс Гладстон «Как проиграть в войне времён»
heresyhub, 20 июня 2023 г. 12:54
Книга, которую сложно кому-то рекомендовать, но которая цепляет. Это гимн почти исчезнувшему искусству писать письма и влюбляться по переписке, что делают постоянно и сейчас, но и близко не так взвешенно и изящно. Две женщины-спецагента устраивают диверсии во времени и изменяют ход истории, чтобы приблизить победу своей стороны, — на разных планетах, в разном времени, меняя облики по необходимости. Как лучшие в своем деле, противницы неминуемо сталкиваются, порой срывая операции друг друга, но красота оставленных следов, отпечаток личности сквозь время подкупает их, словно писательский стиль. И вот одна из них оставляет записку, чтобы полюбопытствовать и потроллить, но обе слишком сложны и серьезны, чтобы это было забавно.
Этот роман даже не пытается казаться реалистичным, поэтому женщины пишут друг другу скрытые письма, зашифровывая послания в рисунке древесных колец (время позволяет это делать), в рисунки перьев, движение чаинок, даже в лаву, что окончательно убивает «приостановку неверия», но зато переключает на нужный лад — зарождающиеся чувства требуют лавы. Послания должны быть сложными, чтобы их контакт не раскрыли, но связь становится все крепче, ведь у скачущих в пространстве и времени немного возможностей для подлинной связи. Минус — схожесть их писем и нереалистичная длина, их стиль почти не различается, хотя различаются описываемые привычки. Одна из женщин воюет за техномир, другая — за Сад, где все, включая людей, выращивается. Это книга про медленный танец, прелюдию, растянутую на века. Война выглядит окончательно бессмысленной перед лицом этого танца. Не совсем мое, но красиво.
Амаль Эль-Мохтар, Макс Гладстон «Как проиграть в войне времён»
Fantalogia, 15 июня 2022 г. 10:31
Рэд и Блу – лучшие спецагенты противоборствующих сторон. Они путешествуют во времени и во множестве параллельных вселенных кроят историю на свой лад. А точнее так, как это выгодно их стороне – технократическому Агентству или биогенному Саду. Их общение начинается с невинного обмена саркастическими сообщениями, полными взаимных подколок, но постепенно тон посланий меняется на более доброжелательный. А соперничество перерастает в глубокое взаимное чувство.
Очень люблю тему путешествий во времени, сложные мозгодробильные головоломки и все такое, поэтому ожидания от книги были самые радужные! Но увы не срослось.
Несмотря на интересную задумку, ожидаемая научная основа и темпоральные теории здесь отсутствует. Не будет ни временных парадоксов, ни зацикленных петель. Вместо технической части авторы сосредотачиваются на описании главных соперниц.
Слог авторов богат и поэтичен, насыщен цветистыми метафорами и культурно-историческими отсылками. С одной стороны, это украшает произведение, выделяя его из ряда прочих.
Но с другой стороны, необходимость постоянно продираться сквозь пышные заросли авторского красноречия сбивает читателя.
Например, вот цитата:
Питание — довольно мерзкая штука, согласись. Я имею в виду саму концепцию. Когда ты привыкаешь к гиперпространственным станциям дозарядки, к солнечному свету и космическим лучам, когда практически все твои представления о красоте сосредоточены в сердце великой машины, трудно польститься на такую концепцию: костями, торчащими из смазанных слюной десен, измельчать выросшие в грязи объекты в кашу, которая пройдет сквозь влажную трубку, соединяющую твой рот с мешком кислоты, плещущейся под сердцем.
А вот романтическая линия мне очень понравилась тем, что не имеет ярко выраженной сексуальной подоплёки. Речь в большей степени идет о единении душ или, если угодно, разумов. Это очень необычный подход, редко встречается в книгах.
Что в итоге? Книга непростая и не мэйнстримная. Сложно её рекомендовать, но вероятно она может понравиться любителям фантастики и одновременно неторопливых интеллектуальных текстов.
Амаль Эль-Мохтар, Макс Гладстон «Как проиграть в войне времён»
Hidalgo, 18 июля 2020 г. 14:25
Эта история о двух путешественниках во времени, которые начинают как представители двух пост-сингулярных противоборствующих сторон (технократической и биоцентрической), но в процессе постоянно обмениваются посланиями и влюбляются друг в друга. Повесть написана попеременно от лица двух героев — сначала небольшое описание их подрывной деятельности в разных временах и континентах, а потом очередное послание. Послания эти чаще всего выполнены в какой-то изощренной форме, например, в виде кода из узелков на веревке или из чаинок на дне чашки.
Чтение требует довольно высокой концентрации. Сюжетные переходы рваные, и читатель должен постоянно включать воображение, и вдумчиво осмысливать детали контекста. Чего уж там, первые процентов 10-15 от повести я вообще с трудом понимал, что именно происходит вне писем — стало попроще лишь к последней трети, где персонажи перестали прыгать друг за дружкой по разным эпохам. Авторы начитаны и эрудированны, и вплетают множество смыслов и контекстов в описания — но чтобы насладиться этой книгой, важно уметь наслаждаться стилем в ущерб содержанию. Но опять-таки, поэтика и глубина языка на месте, поэтому повесть найдёт своего читателя.
Ложным будет и впечатление, что это история о противостоянии — на деле это эпистолярная повесть о любви двух персонажей.