fantlab ru

Все отзывы на произведения Елены Чудиновой

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  9  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Podebrad, 9 декабря 2022 г. 14:00

Художественные достоинства книги минимальны. Это вещь в чистом виде социально-политическая. Поэтому разговор будет только об этой стороне романа. Автор искренне обеспокоена судьбой христианства, России, Европы, европейской цивилизации. За честность ей можно многое простить. А прощать есть что.

Итак, власть в Европе захватили исламские экстремисты. Как захватили, силой или через выборы, не совсем ясно. Видимо, сочетанием всех методов. Случилось это где-то во второй половине 2020х. Во всяком случае, в 2029 против них уже ведены международные санкции. Впереди поголовное истребление христиан, агностиков и атеистов, не успевших или не пожелавших вовремя сориентироваться. Первый вопрос к срокам. Сегодня уже ясно, что сроки нереальны. Но так надо. Когда человека пугают катастрофой, которая случится через 100 или даже 50 лет, это одно, а если через 15-20 лет, это совсем другое.

Второе — характер новой власти. В Турции тоже правят исламисты. Многие бывали в Турции и знают, как это выглядит в реальности. И покойный президент Египта Мурси был исламистом, да ещё каким. И даже в ультраисламском Иране христиан никто не трогает, они ходят в церкви и заседают в парламенте. Террористический режим торжествует только в самых бедных странах, к тому же прошедших через серию разрушительных войн. Так что когда/если Европа превратится в халифат, он будет выглядеть иначе. Но опять же, надо напугать.

Третье — борцы с режимом. С экстремистами они борются террористическими методами. Лично к ним претензий нет. Какая у них жизнь, такие и методы. Впрочем, не появляется и особых к ним симпатий. А претензии к идее книги.

Четвёртое, и главное. Автор — верующая христианка, и книгу она старалась написать христианскую. По моему разумению, при всей важности догм и таинств, в основе всех направлений христианства, если это христианство, лежат понятия любви и прощения. Здесь нет ни того, ни другого.

На самом деле, главное в книге — не исламисты и не борцы с исламистами. Главное — саморазрушение старого общества. Не только европейского, всех обществ старого мира. Для современного человека основными ценностями стали комфорт, личная безопасность, хороший доход при минимальных затратах труда и, главное, развлечения. Само по себе всё это нормально. Ненормальна цена, которую мы все готовы заплатить за это. Заплатить верой, справедливостью, свободой, Родиной, всем, что было главными ценностями для предыдущих поколений. А в результате — суетливая неподвижность последних десятилетий. А за застоем обычно следует распад, когда не останется ни комфорта, ни достатка, ни безопасности. В таком мире плохо будет всем, местным и понаехавшим, христианам, мусульманам и атеистам. И создаём этот мир мы все, общими усилиями. Вот об этом, собственно, и говорится в романе. И за это ему можно действительно простить многое.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Елена Чудинова «Колдовской ребёнок. Дочь Гумилёва»

volodihin, 11 января 2022 г. 04:04

Сложная, интересная вещь, посвященная людям русской дворянской культуры, которых постепенно убивает советская власть, а они не дают себя перекроить, упростить.

Роман по форме — семейная хроника, в центре стоит судьба дочери Н.С. Гумилева Елены и семьи его второй супруги — Анны Энгельгардт. Но это очень условный «ствол дерева». По большому счету, книга представляет собой сплетение историй о многих людях, принадлежащих к русскому дворянству, постепенно истребляемых большевиками в 1930-х, а затем гибнущих во время ленинградской блокады.

К советской власти Чудинова справедливо беспощадна.

Стилистически роман — удачная архаизация под русский литературный и русский разговорный язык (но только под лексику, но также интонации, ситуативное звучание) первой половины XX века. Повествование неторопливое, текущее, как река по равнине. По сути же это хроника трагедии, которая к концу не становится менее страшной, скорее, наоборот, чем дальше, тем ужаснее ситуации, через которые проезжает трамвай романа.

Фантастический элемент минимален — десяток эпизодов с элементами мистики, и, главное, ночь ухода главной героини из жизни, где мистический элемент весьма силен и ощутим.

В литературном плане «Колдовской ребенок» — удача (в отличие от «Победителей»). В идейном смысле это, конечно, «белый роман», и пафос его белизны мне близок, понятен, вызывает радость как нечто родное. Человек с «красными убеждениями» книгу вряд сможет прочитать без приступов бешенства.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Елена Чудинова «История Англии для детей»

ПосторонимВ, 1 марта 2021 г. 01:51

Пролистал, поржал над главой о битве при Гастингсе. Собственно сражению уделен 1(один) абзац, зато расписано как тело Годвинсона искала «одна лэди, которую звали Эдит Лебединая Шея, очень любившая Гаральда» (вообще-то она ему 6 детей родила :-)). Сразу представил, как на вопрос «Битва при Гастингсе, участники и их цели, решающие моменты боя, исход битвы» школьник шпарит про «одну ледю». Золотая медаль обеспечена, чо уж там.

Ну а после «Ковер этот занял в длину несколько миль» (гобелен из Байё — 70м/231фут) пожалел ребенка и переместил книгу в мусорное ведро.

Но если вы хотите воспитать из дочери полную ДженЭйр, эта книга именно для Вас.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Елена Чудинова «Побѣдители»

Dith, 25 декабря 2020 г. 17:54

Не могу себе представить более нелепой и смешной (или сложной — при серьёзном подходе) темы для романа, чем утопическая хроника альтернативной Российской Империи после восстановления монархии.

Автор неуклюже наступила во все самые крупные лужи:

тут и героиня, мятущаяся институтка, однако зовущая монарха запросто Ник (и прочих членов царствующего дома конечно тоже знающая запросто);

тут и её друзья, основными проблемами которых является выбор к примеру между любовью к конкретному человеку и конфессией христианства (хорош однако срез общества?);

тут и демонизация революционеров, и идеализация белых офицеров (персонально выведен Колчак, но упомянуты многие) — это само собой один процесс;

тут и полное отсутствие авторской иронии, что по нынешнему времени трактуется как авторское слабоумие.

Я слушал произведение в аудио-формате, и просто извёлся, когда читающая актриса (автор?) пропевала песни вроде «Полюшко-поле» с текстом, измененным в соответствии с авторской идеологией (певице внимали с умилением члены императорского дома, а то!) — знаете, в середине 90-х в среде толкиенистов, к которым я да, имел честь принадлежать, подобные поделки уже считались свидетельством крайне дурного вкуса. Но автор довольно заметно топит за художественный вкус, ох.

Язык изложения при этом на удивление стилизован под начало 20 века, впечатление создаёт, тут автору плюсик.

Резюме: инструмент для изготовления несчастных женщин из романтических девочек 11-ти лет, для остальных — абсурдная и непонятная драма, которую легко проиллюстировать кадрами бросающих друг-другу в лицо тортами кинокомиков начала 20-го века. Иными словами — фэнтезийная девачковая проза, легко порхающая вокруг героинь и совершенно не касающаяся той или иной реальности: принцессы не какают, принцессы переживают и обсуждают свои переживания с другими принцессами.

Предлагаю обсуждаемый Хруст французской булки в качестве эталона (почти недостижимого, вроде единицы измерения электрической ёмкости Фарад), реакцию вызывает страшнейшую.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

crystalowl, 28 июля 2020 г. 12:44

Впервые услышал о данном произведении не менее 10 лет назад. Причем подача была такая, что создавалось впечатление о неком Откровении, никак не меньше. Рассказывалось, что Автор зрит в корень, видит суть и не вангует, а просто сканером проходит сквозь ближайшее будущее Европы и Мира. Подобный, явно рекламный напор СМИ, несколько смущал и роман остался непрочитанным. Но прошло время, название и все что сопровождало первое издание сего труда давно выветрились из головы, книга попалась под руку и пошла в читку.

Ну и барахло же попалось! На 300 страниц автор выдала читателю гору смешной государственной и религиозной пропаганды, да еще и оформила текст так, как если бы его писали 50 на 50 кто-то из основных пропагандистов федеральных СМИ и ребенок класса эдак 4-6 (за пропаганду отвечал пропагандист, за художественную часть — ребенок). Степень «вангования» — 0. Автор так смело взялась за прогнозирование краха в Европе и возвеличивание России, так мощно оторвалась от реальности и ушла в фантазии, что не попала никуда, даже в «молоко». Прошла примерно половина срока до описываемых в романе событий, но мы не видим ни только этих самых событий, но даже внятных предпосылок для них. Наоборот, в странах ЕС все довольно неплохо, а вот с экранов телевизоров в России периодически вещают об угрозе развала после двадцатилетия сплошных «побед и успехов».

ПС: уже в ходе написания отзыва заглянул в энциклопедию и прочитал про автора. Оказалось, я начинал читать еще один ее роман «Победители», но после 50 страниц выкинул.

Рекомендации: параноикам

Оценка: 1
– [  4  ] +

Елена Чудинова «Лилея»

Ca ira, 16 июня 2019 г. 16:26

Автор — монархистка, поэтому ее видение и понимание Французской революции вполне объяснимо и предсказуемо. К сожалению, изложение слишком черно-белое, а сами герои крайне «плоские». Всякий революционер у нее изображен непременно дегенератом-люмпеном, лязгающим клыками от жажды убивать всех подряд, если он из образованных, то также «кровавый фанатик», подчеркнуто лишенный всяких человеческих чувств и качеств. Мало того, все республиканцы в ее романе наделены еще и отталкивающей внешностью! С другой стороны все то же самое, все лица дворянского происхождения и прочие роялисты (монархисты), все как один, и добры, и благородны, интеллектуальны и высокодуховны, плюс к тому красавцы и красавицы внешне! Плюс приплетение мистики, с монархистами Бог, с республиканцами темные силы...Ну разве это не перебор?

Оценка: 1
– [  3  ] +

Елена Чудинова «Побѣдители»

VovaZ, 3 марта 2019 г. 20:48

Ну и сволочи же мы. Не дали сбыться ни одной из двух сказок. Нет нам ни светлого мира коммунистического будущего «Полдня», ни прекрасного и справедливого монархизма «Гравилёта Цесаревича». А всё, человеческий фактор, будь он не ладен. Далее, по роману.

Сюжетная интрига, как я заметил выше, заимствована у Вячеслава Рыбкова, почти буквально. Справедливая монархия. Где-то там, в мире снов, существует альтернативная вселенная победившего большевизма, полна уродства и насилия. Ментальное проникновение между мирами.

Однако, линии альтернативной истории, компактного детектива, и мягкого политического триллера в романе не главные. Главным образом, перед нами качественный женский роман. Сердечные переживания, мелодрама, девичьи шепотки и наряды. Все действия и диалоги пронизаны непреодолимой женской энергией. Вместе с тем, сценизм высок и колоритен. Автору гораздо важнее показать псевдоисторический колорит придуманного времени, глазами героини, нежели развивать сюжет романа.

Персонажи живы и динамичны. ГГ Чудинова несомненно писала с себя, вернее со своего «идеального образа».

Линия исламофобии, по сравению с «Мечетью Парижской Богоматери», усиливается и мотивируюется. Прибавляется американофобия. Демонизация демократии. Демонизация большевиков и, вообще, левых.

Русофильская линия занятно комбинируется с приязнью к евреям.

Я назвал роман качественным, потому что, не смотря на аллергию к жанру, прочёл на одном дыхании, причём с полезным «послевкусием».

В качестве ехидного замечания — если бы наш «человеческий фактор» допустил бы идеальную монархию, он допустил бы и идеальное коммунистическое общество.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

zzergi0, 21 декабря 2018 г. 21:40

Сразу после прочтения возник вопрос: «Что такое я сейчас прочитал?» Хотя судя по распиаренности книга должна была быть суперской, но, к сожалению, реальность оказалась жестокой. Произведение оказалось средненьким боевичком, без продуманного сюжета и с плохо прописанными главными героями. С логикой у автора тоже не очень ладится, судя по нелепым действиям героев.

Другое, что удивило — это, с одной стороны, осуждение мусульманского терроризма, но тут же восхваление терроризма христианского) Было бы смешно, если бы не было так грустно.

И про засилие Европы мусульманами тоже хотел пару строк написать. Подумайте, оказались бы там эти тысячи и тысячи беженцев, если бы та же самая Европа вместе с США не разбомбили до этого их родину, их страны? Да если уж называть их варварами, то не забывайте откуда в средневековую Европу пришли медицина, математика, геометрия и культура? С крестовых походов принесли, научившись культуре на тогдашнем востоке)

В общем, я что-то отвлекся. Возвращаясь к произведению, хочу сказать в конце только то, что роман вышел не очень, ни то, ни се. На хорошую фантастику не тянет, а для публицистики слишком много воды. Вот и оценка соответствующая

Оценка: 5
– [  12  ] +

Елена Чудинова «Побѣдители»

Mezeh, 2 июня 2017 г. 09:39

Наконец удалось дочитать, а точнее дослушать аудиокнигу «Победителей». При переходе с Мадейры на Санта Марию в первый день меня разбила морская болезнь, так что выворачивало и так и хуже уже не стать не могло. Но оставим лирику. Определять сие произведение как «белую утопию» в корне неверно, это никакая не белая утопия, а в чистом виде розовая мечта Чудиновой о паралельном мире в котором ей хотелось бы жить и кем бы ей там хотелось бы стать. Естествнно мечте не нужно быть сколько нибудь реалистичной или правдоподобной — мечта же. В сей мечте нашли отражение весьма своеобразные взгляды автора на идеальное с ее точки зрения политическое устройство, а так же и ее религиозные воззрения тоже несколько нестандартные. То, на что у Чудиновой взглядов нет в книге остуствует — бесполезно искать в ее описаниях идеального мира или «ретрспективах» что то об экономике или социальном устроействе ее идеального общества. К плюсам можно отнести то, что мечта Чудиновой в целом весьма миролюбива и некровожадна. Никаких пылающих лондонов и вашингтонов, а в России нет смертной казни даже для террористов покушавшихся на Государя. Публичные казни большевиков в «прошлом» понять можно, хотя тут наличествует примитивизация — большевики у Чудиновой абсолютне зло стремившееся лишь к власти и лишеное прочих идеалов, что при всей моей нелюбви к большевизму неправда.

Вне «политико-исторического» контекста мы имеем доволько «классический» женский роман с элементами детектива. Далеко не худьший, передать чувства и эмоции у Чудиновой получается.

Заключение — могло бы быть значительно хуже, измени Чудинова пропорции мечты, лирики и политики в своем романе в пользу последней.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Елена Чудинова «Побѣдители»

volodihin, 10 мая 2017 г. 13:08

Альтернативно-исторический роман Е.П. Чудиновой для меня раскладывается на несколько составляющих. Они связаны с двумя фантастическими допущениями и стилем книги.

1. Фантастическое допущение № 1. В 1919 году полки Юденича вошли в Петроград. К 1920 году усилиями разных белых армий под общим руководством Колчака Гражданская война в России закончилась поражением красных. Позднее у нас была восстановлена монархия. Роман повествует о Российской империи 2.0, какой она стала к середине 1980-х. Это своего рода «русский антиОруэлл». Идея, на мой взгляд, вполне разумная и полезная. Во-первых, в течение Гражданской войны, полагаю, у белых была пара реальных шансов закончить вооруженное противостояние победой. Я не симпатизирую красным, социализму, революции, и т.п. И, во-вторых, думается, хорошее дело: посмотреть, чем могла стать Россия, если бы она вернулась к христианским монархическим устоям, но с учетом того горького опыта, который был ею получен после самоубийственного революционного кризиса, а также нескольких лет чудовищной Гражданской войны. То, что Чудинова показывает возможности позитивные -- политическую стабильность, экономическое процветание, взлет культуры, разумный государственный строй, в рамках которого монархия (хотя и не самодержавная в узком понимании этого слова) отнюдь не пустое место и играет роль чрезвычайно важного агрегата в «политической машине» страны, -- все это очень привлекательно и радует взор. Для русского народа тут проложен гораздо более удобный, гораздо более комфортный маршрут, нежели продирание сквозь стальные тернии СССРЛаг. Некоторых научно-технических новинок, которые к середине 1980-х уже были в СССР, в Российской империи нет, однако разница не столь уж существенная, она не имеет стратегического значения, материальное благосостояние народа, включая его нижние слои, намного лучше, нежели было в реальности-1, экономика не стоит на месте. Более того, народ поднялся до высот большей цивилизованности, более высокого уровня личной и общественной культуры, и это выглядит а) весьма привлекательно; б) вполне мотивированно, т.е. следует из тех социально-политических схем, которые заданы в качестве основного вектора развития страны. Обо всем этом я ничего, кроме самых положительных слов, сказать не могу. Весь этот комплекс идей вызывает у меня полнейшее сочувствие.

2. Фантастическое допущение № 2. В Европе возникает своего рода «второе издание Венской системы». Оно в первую очередь опирается на политический процесс во Франции, где также возрождается монархия, притом не без влияния России. Союз монахов-христиан распространяется почти на всю Европу, а к концу романа — еще и на Северную Америку. Все это, конечно хорошо, хотя и намного более фантастично, нежели победа белых в России. Но отчего не помечтать в фантастическом романе? Где же еще? Вот только конфессиональная составляющая новой «Венской системы» — не какая-либо одна разновидность христианства, а некая политическая уния католицизма с православием. Допустим, в 19 веке элементы подобной «унии» порой приносили России успех (а порой приводили к тяжелым хлопотам). Но в романе о новой Российской империи 20 века слишком сильный упор, сделанный на авторизированную главную героиню-католичку (Нелли Чудинова), приводит к тому, что устройство и история полукатолического «Священного союза-2», превосходит по интенсивности описания собственно православную тематику в России. Она едва-едва обозначена. Каковы отношения Русской Православной церкви и государства? Какова ее роль в обществе? А Бог весть. Она, вроде бы, Церковь большинства, а сказано о ней -- с гулькин нос. Разумеется, неудобно было героине-католичке рассуждать на темы церковно-государственного устройства России... Но ведь эта героиня — плод творчества автора, литературный персонаж. И, следовательно, он сделан именно таким потому, что автор заранее поставил тематику православной Церкви и православной веры куда-то далеко на периферию своих творческих интересов. Сие лукавое умолчание режет глаз и вызывает раздражение. Обо всем в состоянии России сказано в подробностях, только вот слона на самом видном месте обошли и почти что не заметили...

3. Стиль романа: мне чрезвычайно трудно было дочитать до конца, поскольку именно литературная составляющая книги является ее слабым местом. Роман-трактат в принципе, по формату, -- чтение неспешное. Для того, чтобы создавать читателю дополнительный стимул дочитать вещь до конца, автору подобного произведения хорошо бы придать сюжету дополнительную динамику. В данном случае произошло нечто прямо противоположное. Роман написан чудовищно тягуче, с перебором всевозможных родственных и дружеских связей главной героини, с огромными описательными пассажами, с весьма длительными уходами в сторону от основной сюжетной линии. Книгу просто-напросто тяжело читать, это сильно осложняет освоение разумной и полезной части ее идейной составляющей.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Елена Чудинова «Побѣдители»

Vlad Tot, 12 марта 2017 г. 10:42

Не смог дочитать, но отзыв просто вынужден оставить. Итак, от хруста французской булки просто взрываются барабанные перепонки. Книга являет собой набор «белых» штампов в абсолюте. Я очень сомневаюсь, что Россия смогла бы вообще остаться единой страной в случае победы разнородных белых армий, поддерживаемых Антантой, которой процветающая Россия нужна не более, чем Украина Евросоюзу. Но у Чудиновой Россия не только в исторических границах, но и с пресловутыми проливами под контролем. Я себя отношу к тем еще антисоветчикам, но банальнейший курс истории в школе (который, кстати, был вполне в духе времени слегка белореваншистским) дает убедительно понять, что мысль о подобном даже в случае чудесного монархического избавления не пришла бы в голову ни одному вменяемому деятелю белого движения. Еще более весело осознавать, по ходу прочтения (прослушивания в моем случае), что культурной революции в этом мире не случилось. Можно понять, дескать экономический марксизм победили, а культурный в этой связи и головы не поднял, но ведь общество и без коварных планов мировой закулисы (если она вообще есть, хех) эволюционирует, рождает новые идеи, парадигмы, подходы и т.д. У Чудиновой ничего этого нет — Россия и мир застыли даже не в начале двадцатого века, а где-то у Александра Третьего. Опять же, монархистов среди белого движения было не так уж и много, плюс народ по Царю-Богоносцу, прямо скажем, не тосковал. Более востребованными были достижения Февраля, которые смял Октябрь, но ничего этого вы в этом опусе не почувствуете. Причем показанный социум настолько слащавый и приторный, что невольно сомневаешься в том — шла ли здесь история до Революции тем же путем, что и наша? В реальной Российской Империи, я уверен, поморщили бы носы, читая невероятно чинные разговоры между ласково именуемыми собеседниками. Вердикт — аляповатая сказочная монархическая агитка, дискредитирующая нашу историю.

Оценка: нет
– [  35  ] +

Елена Чудинова «Побѣдители»

Corell, 13 февраля 2017 г. 10:45

Признаться, друзья, к жанру альтернативной истории, да ещё и не сдобренному попаданцами, отношусь с немалым трепетом.

Потому мимо книги Чудиновой пройти не мог.

Название через «ять» буквально шептало: «Съѣшь ещё этихъ хрустящихъ французскихъ булокъ, да выпей чаю».

Съел. Выпил. Докладываю.

Мои ожидания встретить хорошую, годную замену изрядно опостылевшим книжкам про товарища Сталина, в очередной раз побеждающего бесчисленные фашистские, англо-саксонские, японские и жидомасонские полчища, не оправдались.

Книжка вышла безнадёжно девочковой, вплоть до того, что целая отдельная глава была посвящена одевашечкам и обувашечкам главной героини, а вал душевных терзаний персонажей временами перехлёстывал и мою голову, и всякую меру. И хотелось отложить чтение, чтобы вцепиться в спасительный томик свежего Поселягина или в ещё какую не тонущую субстанцию.

Автору было мало сделать героиней саму себя, так по сюжету она ещё и влюблена в самого государя, а он в неё, но им не суждено быть вместе, ибо над ними довлеет долг и прочие железобетонные обстоятельства.

Отдельные места в тексте содержат сноски, из которых понятно, что вот такой-то персонаж (зачастую присутствующий всего в трёх с половиной абзацах) это реальная личность, знакомец автора, и на самом деле (для стопроцентной гарантии опознания его близкими), ему тут столько-то лет.

Надо сказать, такое поведение и в опусах начинающих графоманов пошло выглядит, а уж тут эти «приветы любимой тёще с капитал-шоу поле чудес» и вовсе превращают книгу в какой-то фанфик девочки-подростка, написанный для сестры и мамы.

Но перейдём к сюжету.

В нём мы видим Белую Утопию.

Утопия Чудиновой сложилась в результате двух событий:

а) победы белого движения, под предводительством Колчака;

б) последующего и повсеместного монархического ренессанса в Европе, который привёл заключению «Священного союза» между христианскими монархиями, принёсшего народам мир (утопия), нравственность (утопия же!) и процветание, не отягощённое излишними военными тратами (и снова – же!!).

Реалистичностью такой мир отнюдь не блещет.

Чтобы получить картину тихого и благостного ХХ столетия, автор скрестила нынешнюю европейскую сытость с выдуманной высокоморальностью христианских монархий.

Откуда она взялась? Не ясно.

В реальной истории христианнейшие государи столетиями грызлись между собой, опустошая войнами Европу и устраивая дружеские вояжи с грабежами и убийствами к своим соседям по глобусу.

Для вящей мирной благостности, Чудиновой пришлось обойти молчанием Японию, Турцию и Балканы, каковые в мире Победителей, очевидно, сидели тихо, как мыши под веником, и никому не докучали.

А чтобы укрепить нравственность персонажей книги, пришлось напрочь вычеркнуть из реальности самое чудовищное порождение Сатаны – Телевидение.

Ибо какая же в людях может быть нравственность, когда рядом Оно?

Телевидение у Победителей отсутствует не из-за технологической отсталости – тамошний 1984-й это почти что наш 2000-й – в нём есть «панели» – домашние видеотелефоны, по которым транслируют новости и репортажи с мест. Вдобавок, наука того мира даже «почти сумела победить рак», что лично меня впечатлило более всего прочего.

Для обоснования отсутствия телевидения автор изобрела могучий обоснуй: подруга главной героини делится своей идеей – транслировать по «панелям» ролевые постановки, на что Чудинова жмёт плечами: кому это нужно, если фильму можно смотреть на большом экране?

О, наивные жители Утопии! За сотню лет до вашего рождения ушлые газетчики додумались публиковать в своих изданиях кроссворды и светские сплетни, анекдоты и гороскопы, объявления и некрологи, заметки о путешествиях и даже творения популярных писателей, тем самым наглядно доказав, что аудитория средств массовой информации широка и разнообразна, и нуждается не в одних лишь только новостях.

Надо ли говорить, что от всего этого до теле- и радиовещания, в привычном нам виде, один шаг?

И вот так в этой книге всё.

Тут и вычурная речь героев, в лексиконе которых, как столетние коряги из реки, торчат выражения «таксомотор» или «пластические массы». А ведь автор наверняка знает, что и до революции русская речь не гнушалась адаптировать подобные слова в более удобные формы, например, конно-городская железная дорога была легко и просто переименована в «конку».

Тут и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершенно убойное финальное обращение американского президента к нации, легко и непринуждённо предложившего избрать его королём.

Тут и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
само такое избрание свершившееся уже буквально через несколько страниц и дней.

Словом, чем ближе была концовка, тем более Утопия теряла всякую привязку к действительности, превращаясь в нелепую сказку.

Что в итоге? Инфантильная мелодрама с претензией на «наш ответ большевистской сволочи».

Как человек, симпатизирующий белым господам, скажу, что чем такой ответ, уж лучше никакого ответа вовсе.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

mr.uchaev, 23 января 2017 г. 08:48

Рецензии и описания в интернете преподносили, как хорошо прописанную антиутопию. Но на деле это очень слабое произведение наполовину агитка наполовину мешанина политических тем середины нулевых. Все герои картон и гипсокартон, сам мир крайне неправдоподобен, ислам тут можно заменить на инопланетян, натовцев, американцев и т.д(разницы не будет впрочем подобные книги пишутся по одинаковой болванке), некоторые перлы будто взяли из адского трэша «Дети против Волшебников». Не ведитесь на рекламу ребята, книга сиюминутная коньюктурщина.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

snaut, 24 ноября 2016 г. 21:55

С художественной стороны не берусь оценивать, но как прогностическая публицистика выше всяких похвал. Прошло уже 12 лет со дня выхода романа и теперь ясно видно, что события развиваются, как и было описано в книге. Боюсь, что возможно Чудинова угадала и по срокам, когда евроислам победит окончательно. Не то, что бы я в этом сомневался, но думалось, что ещё весьма не скоро, однако в свете всего происходящего сейчас уже и неизвестно дотянем ли хоть до 2048.

Оценка: 8
– [  38  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

dimon1979, 19 апреля 2016 г. 19:07

Честно говоря, даже и не знаю, как это произведение можно было назвать антиутопией? Третьесортный боевик, с бессмысленным сюжетом и абсолютно «мертвыми» персонажами. О каком предостережении идет речь? Неужели автор думает, что исламский мир состоит исключительно из террористов? Тысячи людей в Европе нашли себя в спорте, культуре, науке. Конечно, как и в любой замкнутой среде, особенно в бедных странах, процветают радикальные идеи, но это применительно не только к исламу.

О сюжете говорить даже и не буду, это полнейшая чушь. Настолько все нелогичное, бессмысленное, ни на чем не основанное, постоянные отсылки к церкви и к католической, и к РПЦ. Особенно меня порадовало течение мыслей автора, в котором она возмущена негативной оценкой нынешних правителей церкви по отношению к Крестовым походам. Оказывается, это был поход за Веру и Бога, а не жажда убийства и наживы. Это до чего нужно скатиться, чтобы говорить о пользе этих бессмысленных и жестоких попыток изменить существовавший миропорядок. Особенно «успешным», наверное, был поход, в котором разграбили Константинополь и убили тысячи горожан-христиан.

Автор не просто расист, она разжигает межнациональную ненависть, пытается идти таким же путем, как и радикалы в исламе. Вообще, поражает ненависть ко всем окружающим и к Украине, и к Прибалтике, которые обязательно сгинут без России и станут бандитскими анклавами, а вот Беларусь спасется, так как она в союзе и будет защищена. Польша тоже будет спасена, ведь на ее границе будет стоять российская армия и поляки будут в восторге от этого. Вызывает вопрос, автор хоть в чем-то разбирается?

Бессмысленное, неинтересное, не имеющее никакой связи с реальностью, основанное на новостях «России 24», такое же правдоподобное, как и все, что там показывают. После прочтения хочется тщательно вымыть руки с мылом и никогда больше не брать в руки книги Чудиновой.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Елена Чудинова «Ларец»

Podebrad, 11 апреля 2016 г. 20:13

Поставленная задача очевидна. Написать увлекательный по возможности авантюрный роман, предназначенный в первую очередь для подростков, и с его помощью донести до читателя консервативную идею. Основной посыл — всё зло на Земле от просветителей, их предшественников и идейных наследников, которые вольно или невольно служат Злу. С этим трудно согласиться даже консерватору. Главное зло нашей истории, крепостное рабство, завели уж точно не вольтерьянцы, а люди весьма консервативные, благонамеренные и не шибко просвещённые. Несогласие, впрочем, не есть повод для критики. Если начнём ставить в литературе идеологические фильтры, она превратится в литературу для одноклеточных.

Что касается литературных достоинств романа, то они довольно средние. Для подростков здесь, мне кажется, маловато экшна и многовато пространных рассуждений. Взрослому бросятся в глаза несерьёзные повороты сюжета, чёрно-белый взгляд на мир и недостаточная убедительность персонажей. Главной фишкой должна была стать стилизация под XVIII век. Стилизация получилась и, что ещё важнее, осталась в границах разумного. Подлинные сочинения галантного века в наше время читать, как правило, трудно и тоскливо. Исключений очень мало. Здесь архаизмы, языковые и сюжетные, почти не мешают чтению. В то же время такая вот частичная стилизация оставляет впечатление некоторой искусственности.

Итог сформулировал бы так — книга написана от души, но без блеска.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

ФАНТОМ, 24 сентября 2015 г. 12:49

Написанный 10 лет назад роман оказался пророческим, к сожалению...

Наше сегодня — это закат Европы, европейской цивилизации.

Да, собственно говоря, и России, русской цивилизации — тоже.

Не сиюминутно, не всеохватно — постепенно, поэтапно, но тем не менее неумолимо и без альтернативно.

Роман-предупреждение, роман-политический прогноз, роман-попытка показать обществу его болезни, стал романом-констатацией факта.

Горько, тяжело, но — тем не менее...

История не стоит на месте, кому-то открывая двери в будущее ( уж какое — второй вопрос ), кого-то — оставляя в прошлом.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

denik, 24 сентября 2015 г. 09:12

Сейчас смешно читать гневные отповеди футуристическим прогнозам автора.

А сейчас, летом 2016 — еще смешнее. Шумэр противу. Они нэ бвндеровци. Гейропа, а шо?

Оценка: нет
– [  19  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Zvonkov, 22 сентября 2015 г. 20:46

Я читал этот роман лет десять назад или чуть меньше. ОН только вышел. Впечатление произвел большое. Вообще, сложно подобрать эпитеты, чтобы описать свое ощущение от прочтения. Думал, потом отнес отцу, он прочитал, потом он передал книгу кому-то из знакомых французов, знающих русский язык. (Он у меня тогда работал во Франции, и вернувшись в РФ, еще частенько выезжал туда по делам). В общем, книжка зацепила не меня одного. А потом я связался с автором и узнал, что роман переведен на французский и весьма неплохо там продается.

Оценка: 9
– [  32  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Silent Knight, 9 января 2014 г. 11:31

Когда я узнал об этом романе, то сразу заинтересовался. «Мечеть...» была заявлена как остросоциальная антиутопия, затрагивающая одну из из самых серьёзных проблем западной цивилизации — угрозу исламского радикализма, а также излишнего потакания мусульманским общинам в странах Европы. Мне, как человеку с гуманистическими проевропейскими взглядами, стороннику классического капитализма и западной демократии, а также консервативных европейских ценностей, такая проблематика идеологически близка.

Сказать, что я был разочарован — значит, ничего не сказать. Я прочитал не антиутопию, а примитивный боевик в надуманном антураже, пронизанный духом казарменного патриотизма и истеричной церковной пропаганды, к тому же написанный топорным, примитивным языком. Ближайшее по духу произведение — печально известные «Дети против волшебников», только там Матушке Святой Руси угрожают нехоррошие жидомасонские маги, а здесь — карикатурные мусульмане.

Претензиям несть числа, и я даже не знаю, с чего начать...

Во-первых, мир. О нелогичности оного уже говорилось в предыдущих отзывах. Я же добавлю от себя ещё кое-что:

1) В описаниях геополитической ситуации прямо-таки изо всех щелей сквозит коньюктурный, «кремлёвский» патриотизм автора — Украина и Прибалтика плохие, не хотят одно место России лизать — будут страдать под пятой евроислама; Беларусь хорошая, там наш друг Батька сидит — значит, будет им dolce vita в союзе с Россией.

2) Автор, по-моему, забыла, что одной Европой, Россией и Ближним Востоком мир не ограничивается, на дворе у нас не XIV век. О Канаде, Китае, Африке, Латинской Америке в книге ни слова; умилила фраза про то, что Польша осталась последним католическим государством на планете. А как же Латинская Америка, католическая до мозга костей? Мусульман там почти нет, превратить костелы в мечети некому, а традиции церкви сильны. Что ж вы так, автор, взяли да полмиллиарда человек со счетов сбросили? С каких это пор Турция стала единственной светской мусульманской страной? Огромной и достаточно развитой Индонезией уже можно пренебречь? Когда ко власти в Иране успели прийти ваххабиты, и, главное, кто их поддержал в стране с подавляющим шиитским большинством? Как Израиль умудрился «невероятно усилиться» без европейских и американских субсидий? Зачем российским мусульманам устраивать теракты против своей власти, если им так хорошо живётся в светской стране без шариата и благочестивой стражи, а многие из них вообще эмигрировали в Россию подальше от евроисламского тоталитаризма? Нет ответа.

Во-вторых, герои и сюжет. Это ниже всякой критики. Ненавидящий европейцев агент-серб, погибающий за идеи католического подполья, восемнадцатилетний юноша, оценивающий привлекательность девушек по целомудрию их облика, французская мусульманка, принимающая в своём доме девочку из Сопротивления — все эти необычайно «логичные» персонажи составят вам поистине незабываемую компанию. Ну, а сюжет — просто шитый белыми нитками незатейливый боевичок, серый, невыразительный и предсказуемый.

В-третьих, язык. Ничего не буду говорить, просто позволю себе несколько цитат:

«А над Парижем стоял сплошной, идущий отовсюду молитвенный призыв муэдзинов, пронзительный, монотонно вибрирующий, словно кто-то резал исполинского поросенка в вертящемся барабане стиральной машины.»- метафора, достойная Cannibal Corpse.

«Не было больше нужды обсуждать то, как телеэкраны понесут по всему миру кадры, запечатлевшие, стотысячекратно множащие то, как избитый, пропитанный ужасом человек, между истерзанным трупом одного ребенка и еще живым другим, задыхаясь, выплевывает, как в астматическом приступе «ашхаду… алля… иляхаилляллах…» а затем, сопровождаемый одобрительным гоготом, подталкиваемый прикладами, уже сам идет в чужой дом – «свидетельствовать кровью» – и будет влечься своими мучителями от порога к порогу до тех пор, покуда не сыщется горло для вложенного в его руку ножа.» — вы ещё ругаете Перумова за длинные, неуклюжие предложения? Тогда мы идём к Вам!

Ну, и на десерт — авторская идеология. Произведение необычайно заангажировано, градус христианского фундаментализма зашкаливает, да вот только для меня, атеиста, львиная доля критических высказываний в адрес ислама, протестантизма и неокатолицизма — мимо кассы. Христианство — фундамент европейской культуры, вы уверены, гражданка Чудинова? Древняя Греция и Древний Рим христианскими не были; по большому счёту, христианство — такая же паразитарная религия, как и ислам. Все научные открытия и большинство культурных достижений Запада и Востока за IV-XVIII века сделаны не благодаря, а скорее вопреки религиям креста и полумесяца. И христиане в Риме вели себя так же, как в наше время — европейские мусульмане, по сценарию «лисички со скалочкой». Перестаньте нас преследовать за антиобщественную деятельность, уравняйте нас в правах с государственной верой, дайте нам руководящие посты, покайтесь или умрите, проклятые язычники! Вот где была подлинная катастрофа, истинный триумф варварства и величайшее поражение цивилизации... Впрочем, я отошёл от темы. «Если одна святыня девальвируется, ее тут же вытесняет другая» — я согласен с этой мыслью Чудиновой, но не понимаю, почему святыня обязательно должна быть религиозной. В самом деле, сколько раз человечество ещё должно наступать на грабли фанатизма, террора и нетерпимости? Неужели нельзя объединиться вокруг какой-то другой идеи? «Американская мечта», «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «Быть свободным народом в своей земле» — да мало ли таких идей.

Подводя итог, могу сказать, что написание качественного произведения, раскрывающего потенциальную опасность политкорректных перегибов — дело будущего. «Мечети...» я ставлю вполне заслуженную 3\10, хотя, пожалуй, накину балл за злободневость. Пусть будет 4\10.

Оценка: 4
– [  17  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

skour, 13 декабря 2013 г. 08:18

Было бы читабельно, если б не корявый сюжет и навязчивая пропаганда христианства на каждой странице.

А христианский фанатизм ничуть не лучше исламского. Дай власть христианской церкви — и она не хуже исламистов заставит всех носить традиционно-средневековые костюмы и возродит славные традиции инквизиции.

Но христианские фанатики, конечно, этого не понимают.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Елена Чудинова «Держатель знака»

фрейзи, 9 октября 2013 г. 01:04

После « Мечети парижской богоматери» накинулась на это произведение полная приятных надежд. К сожалению они не оправдались. Всё как -то несуразно, кусочки произведения у меня в голове не складываются, хоть я и люблю мозаичные произведения. Видимо издатель на волне успеха « Мечети» и поспешил выпустить раннее произведение и какую-то прибыль получил. У второй части этого цикла продажи наверняка были хуже.

А всем кто хочет окунутся во времена революции и гражданской войны да с мистикой рекомендую Око силы, первая часть Андрея Валентинова. Гораздо интересней .

Оценка: 4
– [  5  ] +

Елена Чудинова «Смерть статуи Ахиллеса»

Enciso, 25 июня 2013 г. 16:31

Очень интересная и основательная статья, позволяющая другими глазами взглянуть на творчество господина Чхартишвили-Акунина. Прекрасно раскрываются многочисленные грехи этого беллетриста: нечаянные ляпы, слабое владение историческим материалом, откровенная подтасовка фактов и промывание мозгов под сурдинку «легкого историко-детективного чтива».

Размеренное и спокойное повествование, сонм примеров, не такой уж и большой объем — мне кажется, статья заслуживает массового читателя.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Елена Чудинова «Ларец»

Daini, 26 мая 2013 г. 17:08

Самое мое большое впечатление от книги — стиль написания. Она написана устаревшим стилем, этакий фрыштык, постоянно встречаются такие слова, как гиль, щастие, рачение, куафюра, кат и т.д. По прочтении начала ловить себя на том, что невольно употребляю эти слова, пока, правда, только мысленно, но у книги есть продолжение — еще аж две книги! Сам сюжет довольно увлекателен, но поначалу язык очень напрягает, потом, правда, привыкаешь, и даже как-то втягиваешься в атмосферу того времени, для этого, видимо, и писано на таком языке. Так вот о сюжете — много приключений, очень много, много и мистики, противоборство с самим, нет не Сатаной, но скорее с его наместником в Петербурге демоном Венедиктовым, молодой священник, французский фехтовальщик, новгородские купцы и бродячие цыганы. Чем-то напомнило Колдунью Бушкова. Хочется отметить, что автор очень вольно обошлась с историческими фактами, слишком все перевернув и вывернув наизнанку. Хотя это и фэнтези, но все же можно было бы и поаккуратней. Общее впечатление от книги — вполне читабельно, но... не для всех. Если не понравилось главе к десятой, то уже вряд ли понравится.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Enciso, 28 апреля 2013 г. 15:53

Книга – конечно, более идеологическое, чем литературное произведение и призвана показать, что между восточным и западным христианством куда меньше противоречий, чем между цивилизацией Запада и варварством Востока. Именно варварством, поскольку мусульманские народы даже с реактивной авиацией и ядерным реактором остаются дикарями в глазах людей, усвоивших ценности Просвещения.

Расхожая мысль, что мусульмане, изучив язык, наевшись досыта, получив в свое распоряжение блага технического прогресса, интегрируются, также развенчивается Чудиновой. Возможно, эта схема и действует, когда на 100 европейцев приходится один азиат, при этом отношение к чужакам практикуется крайне жесткое и ему приходится ассимилироваться, чтобы хотя бы его дети не были изгоями.

Из минусов – пожалуй, чрезмерный акцент на христианском фундаментализме. Конечно, не бывает атеистов в окопах под огнем. Конечно, в экстремальных ситуация даже архаичные концепты вновь становятся актуальными (как, к примеру, при красной тирании миллионы людей сохраняли верность православию – и тут же отшатнулись от него как только оно стало едва ли не государственной религией), но тут уж через край. Равно как и оправдание «явочным порядком» терроризма. Не очень приятно выглядит логическая цепочка «у нас разведчики – у них шпионы»: исламисты-подрывники – плохие (спору нет), но зачем делать «хороших» из уподобившихся им европейцев? Терроризм – занятие презренное, и даже если взрывают муслимских эсэсовцев, ему нет оправдания.

Слишком вольное обращение с историческими фактами – «Гитлер, свергнув серба Петра II, швырнул Косово, как подачку, албанцу Зогу I». Но албанский король Зог был свергнут итальянцами еще в 1939 году, а разгром Югославии произошел в 1941-м…

Я даже не беру в расчет крайне невнятный рассказ о приходе ваххабитских нацистов к власти. На мой взгляд, это настолько неправдоподобно, что автор сама это понимает, поэтому решила преподнести сложившуюся ситуацию как данность, без особого углубления в предысторию.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Mezeh, 28 июня 2012 г. 10:14

К сожалению я знаком и с другими произведениями подобного жанра, а именно псевдохудожественной политической пропаганды. Ближе всего ИМХО не слишком широко известный «роман» израилькой журналистки Софьи Рон «Пережить фараона» о последствиях прихода в Израиле к власти левых. Пропаганда по определению однобока и лжива и «роман» Чудиновой тут не исключение. Как уже отвечалось в других отзывах литературно он слаб, футуристическим прогнозом не является — поскольку это «страшилка» в чистом виде, реального анализа ситуации у Чудиновой нет. Кроме того в той части, где он пересекаеся с действительностью полно как передержек, так и заведомых искажений. Так что «злободневность» ИМХО идет сему «произведению» не в плюс, а в минус. Без нее только за литературный уровень было бы 3. А так единица.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

юнана, 28 июня 2012 г. 01:01

Вопрос о политкорректности здесь вообще не стоит!

Это антипропаганда ислама и оскорбление чувств верующих мусульман чистой воды!

Прежде чем писать о чем-то, следует изучить тематику вопроса, который собираешься описывать.

А передергивание фактов, искажение постулатов религии, пусть даже чуждой вам, не делает чести никому, тем более писателю!

Оценка: нет
– [  4  ] +

Елена Чудинова «Лилея»

Игорь Евдокимов, 14 декабря 2011 г. 17:11

Мне как раз эта книга понравилась больше первой: она менее сказочная, скажем так — повзрослела вместе с героинями.

Пожалуй, с прочтения этой книги я окончательно «заболел» эпохой Французской революции, шуанами и французскими истоками белого движения.

Автор, надо заметить, тему эту очень добротно знает, так что с исторической точки зрения натяжек вроде бы быть не должно.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Елена Чудинова «Держатель знака»

Ketrin, 13 июля 2011 г. 17:49

Прочитала эту книгу еще 5 лет назад, очень полюбила ее, о событиях того времени должна была подробна знать моя бабушка (ее мать была замужем за адьютантом генерала Шкуро, замучен в подвалах ЧК), и по дедушкиной линии кого расстреляли, кто отсидел в лагерях, но нам она рассказывала об этом буквально намеками. А эта книга поведала мне очень многое.

Оценка: нет
– [  27  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Norman, 25 июня 2011 г. 09:40

Все отзывы на эту книгу довольно объемны. Я решил написать краткий. Как то я слушал интервью Чудиновой по радио. Вот несколько ее высказываний: «Живущий в России обязан любить Христа», и «Я борюсь за то, чтобы живя в России не знать Коран». Вот, примерно, и книга об этом.

Я не считаю, что пророчества Чудиновой возможны к реализации, но, просто, политкорректность надоела выше крыши, поэтому книга понравилась.

Оценка: 9
– [  37  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Dentyst, 1 марта 2011 г. 13:12

Ну, как оценивать-то будем?

Как прогностическую публицистику или как литературное произведение?

Я вообще-то и не собирался читать это произведение. Ну, слышал где-то что-то. Ну а мало ли таких страшилок о будущем существует? Но как-то раз смотрел по телеку репортаж из Франции, там было интервью с каким-то парижанином. И из уст этого француза чётко донеслось «Мечеть Парижской Богоматери» русской писательницы Чудиновой. «Ну, раз уж до Парижа дошло,- подумал я — то надо хотя бы «по диагонали» просмотреть».

Но с первых же страниц понял, что по верхам с романом не получится ознакомиться. Стал читать более-менее вдумчиво. Увлёкся. Вжился.Ужаснулся.

Понравилось в целом. Притянуло полное отсутствие политкорректности, которая надоела хуже горькой редьки. Наконец-то нашёлся автор, который не боится называть вещи своими именами. Достаточно убедительно показано, чего нужно остерегаться нынешнему поколению, чтобы не построить «светлое будущее» описанное автором.

Конечно, по сюжету и событиям разбираемый роман — натуральный триллер. Но мир (прописанный детально и подробно) в котором происходят описанные события показан так, что «мама не грюй». Не хочу, чтобы мои потомки так жили. Слава Богу(нашему Богу), что по Чудиновой как раз Россия остаётся последним оплотом христианства.

И ещё. Нынешняя дешёвая политкорректность и толерантность (с... в глаза — всё Божья роса) приводит героев романа к тому, против чего нынче борется прогрессивное человечество — к терроризму. Добро должно быть с кулаками — к такому выводу приходят антиисламисты. Только не поздно ли? Не лучше ли заняться наведением порядка сейчас. И «малой кровью».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Елена Чудинова «Держатель знака»

ostav, 28 февраля 2011 г. 03:00

После прочтения романа у меня в душе остались и печаль, и слёзы, и жалость, и любовь — всё то, что оставляет после себя хорошее произведение. Очень жалею, что мало знаю о том времени с «белой» точки зрения. Но в этих мальчише буквально влюбилась. Честь, достоиество, нравственность, патриотизм — как не хватает этого в наше время. А дружба какая! Интересно всё.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Pavel_Otmorozov, 1 февраля 2011 г. 10:09

Не могу оценить ценность футурологического прогноза Чудиновой, так как слабо знаком с ситуацией в Европе. Полагаю, многое преувеличено и гипертрофировано в угоду политической коньюктуре. Зато легко могу оценить литературную составляющую произведения. Она крайне слаба, если не сказать беспомощна. Это стилистика провинциальной газеты — органа КПСС 30-ти летней давности. Я пробивался через повествование буквально с усилием. И то только потому, что привык дочитывать книги до конца.

Между прочим, чисто для сравнения могу предложить уважаемой публике диаметрально противоположную точку зрения на ислам в Европе, точнее в России, подзабытый [link=http://www.fantlab.ru/work24436]роман В. Михайлова «Вариант И»[/link]. Право же, написано на два порядка лучше, и еще неизвестно, какой из вариантов будущего более вероятен.

Оценка: нет
– [  40  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Gelena, 23 июня 2010 г. 21:06

Роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» должен был быть мной прочитан довольно давно. Но как-то все не срасталось у меня: то со временем, то с желанием. И вот, наконец, чтение закончено. И я считаю, что это сделано вовремя. Именно сейчас, а не в момент написания (в 2004 г) этот роман стал актуален. Настолько актуален, что становится страшно, насколько пророческими оказались некоторые вещи. Потому что после последних вооруженных беспорядков в Париже воспринимать «Мечеть», как фантастику и антиутопию практически невозможно. В 2010 году то, о чем пишет Чудинова, стало практически реальностью.

Воспринимать данное произведение, как чисто художественное – невозможно. Слишком много в нем от публицистики. Сам сюжет по сути своей – второсортный боевичок, каких много, и не более того. Но.. Есть одно большое, просто огромное НО. Это экскурсы в историю ислама и католицизма. Причем иногда с весьма необычных и нетривиальных сторон. К примеру: традиционное описание исламского рая со страстными черноокими гуриями с точки зрения христианства выглядит как ад, с иссушающим тело и душу бесконечным сексом с суккубами (демонами-женщинами). И кто скажет – чья точка зрения здесь правильна?

«Мечеть Парижской Богоматери» — описание эпохи победившего радикального ислама. Христиане согнаны в гетто, их насильно обращают, проверяя новообращенных кровью тех членов семьи, которые захотели остаться в своей вере. Эпохи, когда в Европе (Еврабии по Чудиновой) совершенно серьезно обсуждается необходимость повсеместного введения «фараонова обрезания» для женщин, где за занятия музыкой можно умереть, так же как и за торговлю книгами. Времени, когда во всем Париже останется один единственный христианский священник. Времени последних дней современной, нашей с вами, цивилизации. Времени, когда в соборе Нотр-Дам будут стоять ванны для омовения ног. Того времени, когда будет отслужена последняя месса. Отслужена ценой многих жизней.

Герои романа – вот они удались. Это живые люди. Не герои. Это – заложники обстоятельств и политики веротерпимости, потомки тех, кто до последнего верил в некие демократические ценности и не замечал угрозы у самого порога. София Севазмиу – русская, побывавшая в детстве заложницей у чеченцев, агент Слободан – серб, переживший бойню в Боснии, отец Лотар – последний священник Парижа, Жанна и Левек – представители юного поколения, дети гетто. И Валери – маленькая юродивая святая со стигматами. Это – основные действующие лица, но так же хороши и многие проходные герои – портретная галерея нового времени.

Заранее хочу сказать, что людям терпимым не стоит читать роман Чудиновой. Тем, кто не верит в угрозу терроризма, он также строго противопоказан. Кто-то даже сможет упрекнуть автора в разжигании межэтнической розни и будет даже в чем-то прав. Позиция автора к тому, что происходит в современном мире, действительно непримирима. Но и правдива. Дважды, трижды, жестоко правдива. Автор, как хороший журналист, просто собрала в своем произведении все виденные образы : ребенка-заложника, продажных политиков и правозащитников, прибалтийской снайперши, серба-сепаратиста и многих других. Она собрала их и показала нам. Без прикрас показала нам нас самих и то, к чему мы идем. И призвала задуматься. Выводы у каждого будут свои, но мне стало страшно. Очень.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елена Чудинова «Лилея»

ridgerr, 9 октября 2009 г. 15:09

Героини «Ларца» выросли, но внезапная беда собрала их вместе. Они отправляются во Францию, где бушует революция. Здесь обошлось без демонов, автор ограничился людьми и всемирным заговором.

Эта книга понравилась мне ощутимо меньше и оставила чувство раздражения. Альтернативно-авторский взгляд становится слишком навязчивым и нравоучительным, взгляд на семейные отношения и советы моей любимой героини даже немного злят. И еще книга очень мрачная: много смертей, много расставаний — и болезни. Героини стали старше и потому в финале их будущее куда менее оптимистично. Я бы советовала ограничиться первой книгой.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Елена Чудинова «Ларец»

ridgerr, 9 октября 2009 г. 15:07

Автор молодец: она очень непринужденно вписала магические способности в исторический мир. Героини не швыряются файерболами, не летают и не вызывают демонов; их способности вполне вписываются в суеверия того времени и не особо пригодны в бою.

Про историю: мне нравится подаваемая автором историческая информация, даже несмотря на откровенно альтернативный авторский взгляд: восхваление всего русского и православного, божественность помазанников на престол, отрицания души у тех же татар, всемирные заговоры и гугенотов, тайно разрушающих церковь изнутри.

Интересно, очень и очень увлекательно; очаровательные героини и неплохие герои. Честно говоря, я предпочитаю воспринимать эту книгу как замечательное изящное фэнтэзи в альтернативном и близком нашему миру.

Несколько раз перечитывала эту книгу. Мне очень нравится авторский стиль. Рекомендую — если вас не смутит авторский взгляд.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

ameshavkin, 4 октября 2009 г. 17:01

Написано довольно увлекательно, а большего требовать бессмысленно. Автор не писатель, а идеолог.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Елена Чудинова «Ларец»

Felicitas, 28 августа 2009 г. 23:46

Давно я не читала книги, которая бы вызвала у меня такое отторжение на идейном уровне — при том, что книга написана моим единоверцем. Цареславие с расистским душком и сатанинско-тамплиеро-масонский заговор, фу. Литературные же достоинства книги не настолько велики, чтобы компенсировать в моих глазах идеологию — сюжету не хватает необходимой для приключенческой книги динамичности, характерам — глубины и развития. Язык романа стилизован под язык эпохи — мне трудно судить, насколько стилизация лингвистически верна, но мне как читателю она показалась слишком навязчивой, очень скоро наскучила и только мешала читать. Знакомство с творчеством Елены Чудиновой на этом прекращаю, однозначно не мой автор.

Оценка: 5
– [  30  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

StasKr, 22 декабря 2008 г. 05:35

Глупо обвинять героев в неадекватности, раз весь мир в произведении автора неадекватен. Но всё же меня во время прочтения книги удивило поведение главного героя – российского разведчика, серба по происхождению, и его желание сложить голову в бессмысленном теракте в сердце Парижа вместе с горсткой партизан. Поведение французов понятно – их страна погибла, их нация без боя сдалась захватчикам и процесс ассимиляции зашёл уже слишком далеко. Так что «зажечь на последок» и погибнуть вместе с собором Парижской Богоматери – вполне естественно. Но принесение самого себя в жертву со стороны Слободана попахивает мазохизмом, ибо пользу Родине эта жертва совершенна не принесла. Настоящий Штирлиц должен был пожелать террористам счастливого пути на тот свет, посмотреть кровавый спектакль, который развернулся в центре Парижа, а потом продолжить работу на благо России в частности и всего православного мира (точнее того, что от него осталось) в целом.

Что касается самой проблемы, поднятой автором в романе. Да, проблема с растущим процентом мусульман в Европе есть. Отрицать это глупо. Но так же глупо доводить проблему до абсурда.

Да, и автор, и те, кто высказывались ранее, правы: слишком часто европейские власти ведут себя неадекватно мягко по отношению к мусульманским диаспорам, слишком часто потакают тем во многих их требованиях. Но это вовсе не значит, что европейцы так уж и без боя (как это показано в книге) отдадут свои страны, свои жизни и своё имущество арабским варварам. Это в отношении других стран (например, к России) европейцы готовы применять самые жёсткие этические стандарты, но когда дело доходит до них самих их мораль становится удивительно эластичной. В этой эластичности морали (кто-то назовёт это двойными стандартами, кто-то просто подлостью) я вижу залог выживания Европы. В конце-концов это когда жизнь сыта и безопасна можно быть беззаботным эльфом, пекущимся о защите пингвинов и правах лабораторных хомячков, зато когда твоей жизни угрожает опасность все эти принципы вроде прав человека, мультикультурности и прочего становятся тем, что они есть на самом деле – обычной словесной шелухой.

Опять же, автор выставляет арабов как единую силу, что мягко говоря не совсем так. Различий и вражды между мусульманами в европейских диаспорах хватает. Тем более, что многие мусульмане вполне удачно вписались в европейские реалии и по сути, в грядущем гипотетическом конфликте, скорее станут на сторону европейцев, чем на сторону «братьев-мусульман». В этом свете показательна история с карикатурным скандалом. Помните, как полтора года назад весь мусульманский мир дружно митинговал выражал своё возмущение против карикатур опубликованных в датских газетах? Много тогда было сделано и сказано глупого (одно только негативное высказывание Путина о подобных публикациях чего стоило. Как будто нам есть большое дело до датской прессы), в том числе о возрастающей силе исламского мира и его нетерпимости к инакомыслию. Но вот многие чего не заметили, так это предыстории этого скандала. Карикатуры хоть и были датские, но первые митинги против них прошли в Секторе Газа. Причём здесь Газа, где датских газет до этого дня в глаза не видели? А дело в том, что как ни старались датские имамы поднять свою паству на митинги протеста против карикатур в самой Дании им этого не удалось. Тамошние правоверные оказались настолько поражены «скверной», что не увидели ничего такого в изображениях Мухаммеда. И пришлось неудачливым муллам ехать в нищую и живущую на международные подачки Газу и уже там поднимать на акции протеста профессиональных демонстрантов. А уже после Сектора Газа демонстрации прошли по другим странам мусульманского мира. А потом – и не мусульманского. В самом конце этой мировой эстафеты демонстрации прошли и в самой Дании – тихо, мирно и довольно вяло. Видимо всё равно не горели желанием тамошние мусульмане выражать протест против глупых карикатур в частности и свободы слова вообще. Но после ТАКИХ акции протеста не выйти на унылый митинг они уже просто не могли…

Так что не всё так ладно в мусульманских общинах, как рисует это Чудинова. И если Европа в нынешнем состоянии (и с нынешней политикой) сможет продержаться лет тридцать-пятьдесят, то, скорее всего никакого европейского халифата там не случится.

В итоге имеем следующее: недостоверный мир, слабо мотивированные поступки главного героя, довольно посредственный язык произведения, попытки наезда на гораздо более успешного автора, выступившего когда-то с противоположными идеями (если кто не понял, то в послесловии Чудинова говорила о Ю. Никитине и его серии «Ярость»). Единственный плюс – некоторая злободневность романа. Но ИМХО, лучше уж никак не писать, чем писать вот так (скучно и серо). Всем интересующимся подобной темой рекомендую читать Ориелу Фалаччи. Ну и соответственно, оценка романа получается вполне заслуженная.

Оценка: 4
– [  18  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

loki1969, 7 сентября 2008 г. 16:32

А это не фантастика — это та реальность, которая нас ждёт, если ничего не предпринимать!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елена Чудинова «Держатель знака»

chupasov, 19 мая 2008 г. 04:33

Переплетение множества человеческих и даже не совсем человеческих историй, грозящее скатиться в суматошную бессвязность. Но не скатывается, балансирует на грани хаотичной фрагментарности, на пути от бреда к гениальности. Читатель фрагмент за фрагментом восстанавливает судьбы героев, данные нам в нелинейном повествовании. Истории центральных героев связаны не столько даже сюжетно, сколько общей для всех идеей мистического опыта, глубоко индивидуального пути в Истории. Здесь трудно выделить какой-то главный сюжет (если не считать таковым собственно мистическую интригу), при этом многие сюжеты лишь намечены, не проговорены до конца.

В общем, написано посредственно, но замысел грандиозен: апофеоз внутренней свободы в условиях внешней связанности, ограниченности судьбой. При этом сама фрагментарность трудночитаемого повествования удивительным образом соответствует замыслу (как я его понимаю). Незавершенность, невыстроенность текста создает впечатление живого куска реальности, не помещающегося на страницах романа.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Елена Чудинова «Словопомол»

Veronika, 21 апреля 2008 г. 21:49

Замечательная статья. Очень точный диагноз. Правда, Чудинова рассматривала нефантастический словопомол, в 1998г. фант-словопомола ещё не так много было, но сейчас эта ниша бурно заполняется. Тенденции очерчены точно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Елена Чудинова «Лилея»

Veronika, 1 апреля 2008 г. 02:19

Вторая книга о приключениях трёх подруг — уже взрослых женщин. Французская революция показана в довольно мрачном (но, думаю, правдивом) свете. Впрочем, сюжет несколько уступает «Ларцу», иногда (ИМХО) — некоторые натяжки. Но читать всё равно интересно. Очень хороша сюжетная линия с мощами Людовика Святого.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

vim3, 25 марта 2008 г. 11:07

При всем уважении к полемическому градусу произведения, художественных достоинств в тексте практически не наблюдается. Проблема есть, проблема раскрыта хорошо, а текст написан плохо.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Елена Чудинова «Ларец»

Азура, 17 марта 2008 г. 18:21

Замечательная книга. Приключения девочек, их борьба с одним из проявлений сатаны — поистине захватывают душу.

Книга не является ни исторической, ни агитационной. Но она заставляет задуматься о связи человека и Бога. Она показывает грани отношения и прихода человека к Богу. И хоть я ярая атеистка (а может и язычница, т. к. мне ближе понимание Творца времён Волхвов :smile:) — всё равно задумалась и попыталась осмыслить православную философию книги.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Елена Чудинова «Держатель знака»

Veronika, 17 марта 2008 г. 01:29

Сегодня дочитала до конца роман — и поставила 10. Давно не получала такого удовольствия от чтения. Страницы, посвящённые Николаю Гумилёву и Луке Воино-Ясенецкому — прекрасны.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Елена Чудинова «Ларец»

Inquisitor, 17 марта 2008 г. 00:16

Книга понравилась. Читал с огромным удовольствием.

Повествование яркое и образное. Язык в стиле 18-ого столетия придаёт дополнительный шарм этой книге. Герои яркие, каждый из героев обладает своим характером. Сюжет интересный и захватывающий. Порадовало отношение автора к православию.

А вот отношение с историей у автора несколько неделикатное. Стоит также отметить, что в некоторых местах книга становится довольно нудной.

Оценка: отлично. :appl:

Оценка: 9
– [  21  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

baroni, 16 марта 2008 г. 00:06

Рассуждать о романе Чудиновой как об исключительно литературном явлении сложно, да и, пожалуй, просто невозможно. Постоянно будешь соскальзывать на весьма зыбкую почву рассуждений о противостоянии цивилизаций, религий, культур. «Мечеть Парижской Богоматери» откровенно памфлетна и плакатна. Даже, я сказал бы, кричаще плакатна. Иногда до безвкусия. Чудинова взялась за осмысление слишком острой, актуальная, и, главное, архисложной темы (Актуальной — ввиду повторяющихся с печальной регулярностью парижских погромов и признания ведущими странами ЕС «независимого» Косово). Ждать от политического памфлета высокого уровня художественности не стоит. Роман Чудиновой указал на болевую точку, действительно (на короткий срок) взбудоражил общественное мнение. Чудинова пишет о вторжении «чужих» на территорию европейской цивилизации, культуры. О том, как эта цивилизация постепенно сдает свои позиции, утрачивает базовые ценности и, в результате, уходит в небытие. Нет больше «старой доброй Европы», «прекрасной Франции». Европейцы превратились в этнияеское меньшинство, загнанное в резервации. Выживают только те, кто добровольно соглашается на утрату национальной, культурной, религиозной идентичности.

Смог ли роман изменить что-нибудь в общественном сознании? Если исходить из последних политических событий — сильно сомневаюсь. «Процесс пошел». Европейцы в ускоренном темпе продолжают копать себе одну, гигантскую могилу.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Елена Чудинова «Ларец»

Veronika, 11 марта 2008 г. 22:09

Очень занимательный роман, с интересным сюжетом, и вызывающими симпатию героями. Понравилась стилизация языка под 18-й век. Много интересных старииных обычаев, о которых я ранее не знала. Интересный сюжетный ход с Белой Крепостью на Алтае, историю Соломонии Сабуровой я узнала только после прочтения романа.

Идейная составляющая книги не вызвала отторжения, а совсем наоборот:glasses:.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

chupasov, 11 марта 2008 г. 21:45

Роман очень тенденциозный, но, кажется, искренний. Причем не на уровне «мочить их всех в сортире», а именно как роман-беспокойство. Потрясти, наверное, не потрясает (слишком плохо для этого написан), но впечатляет.

Хотелось, бы, конечно, прочесть роман с попыткой объективно подойти к обеим конкурирующим культурам. Но есть что-то и в односторонности — когда это подчеркнуто своя сторона. Что есть мусульмане для западной цивилизации – фрамлинги, раман или даже варелез – решать на основании пусть и с чувством, но средне написанного романа, наверное, не стоит. Как бесспорно и то, что сформировать свое мнение все-таки нужно, причем до того, как вновь взорвутся дома. И в этом смысле роман является неплохим толчком к собственному подумать.

В общем, прочесть, наверное, стоит — все-таки роман два года назад п(р)огремел.

Довольно занимательными, кстати, мне показались пассажи о католиках-традиционалистах, я мало что слышал об этом до прочтения романа.

Оценка: 7
⇑ Наверх