Все отзывы на произведения Юрия Котляра
Отзывы (всего: 18 шт.)
Рейтинг отзыва
Юрий Котляр «Тень синего утеса»
Privalova, 30 декабря 2023 г. 16:26
Скорее рассказ, а не повесть. Написано хорошо. Тем кто знает Томск и окрестности будет вдвойне интересно. Произведение грустное, как мне показалось с ностальгической ноткой. Необычное. Но есть, некоторые сюжетные линии, начатые и брошенные,
Privalova, 30 декабря 2023 г. 10:03
Добротная НФ повесть, в меру увлекательная, хорошо написанная история прибытия инопланетян на доисторическую землю, прочиталась, что называется «на одном дыхании». Сюжет, частично перекликается с романом Виктора Невинского «Под одним солнцем», который всё же более проработан. Финал повести на мой вкус слегка подкачал, хотя вполне себе логично завершает повесть.
Произведение судя по данным ФЛ была напечатана в СССР всего один раз в антологии «На суше и на море» и более не переиздавалась.
Автор написал три повести в разных жанрах и все три неплохие, если прочитали одну и вам «зашло», можно прочитать остальные.
amak2508, 19 июня 2023 г. 08:52
Простая, но совершенно правильная и нужная мысль: прежде чем что-то сделать, надо обязательно остановиться и подумать. Даже в критические моменты не стоит отчаиваться и принимать решения впопыхах — нужная мысль обязательно придёт, стоит только взять паузу.
Но, к сожалению, эта прекрасная мысль втиснута автором в такой бездарный сюжет, что впору ещё раз посмотреть на год создания (1964) — год, когда Стругацкие написали уже чуть ли не половину своих произведений, а после публикации «Туманности Андромеды» прошел чуть ли не десяток лет.... Итак: у членов экспедиции на эту очень негостеприимную планету пропал общий любимец — кот Трофим. Поискали, поискали — не нашли, так и улетели. А теперь на членов новой экспедиции, выходящих из станции на поверхность планеты, стало нападать что-то тёмное, прорывая когтями рыхлую ткань (!) противолучевых скафандров. Вот такая «необычная» завязка. А дальше ещё интереснее: вот начальник экспедиции возвращается на станцию — «С бешенно бьющимся сердцем Данил НАЖАЛ НОСКОМ НОГИ КНОПКУ ДВЕРНОГО АВТОМАТА и шагнул в ЧЕРНЫЙ проём люка».
Как итог: прекрасная нужная мысль и текст, который тоже стоит прочитать — там такие перлы есть... :).
Юрий Котляр «Последнее повеление Гато»
Массаракш, 27 января 2023 г. 02:51
Из глубин Галактики прилетают добрые ласковые пришельцы, но сесть на Землю не могут, хотя страстно желают. Ну, нет у них в корабле такой функции – сесть без специально подготовленной площадки. Не предусмотрено. Остаётся только годами реять в небесах и засеивать Землю табличками, на которых прикольными пиктограммами указано, каким образом аборигены должны построить космодром. Долго реют, пока древний ближневосточный гений не просекает фишку и не сооружает – ба-бам! – Бааальбекскую террасу. Приземлившись наконец, измученные, но очень благодарные инопланетяне обучают туземцев земледелию, скотоводству, горшкоделанию, промискуитету – всему, в общем. Отсюда есть пошла наша цивилизация.
Была такая модная тема – палеоконтакты. Казанцев её обожал, за бугром фон Дэнникен здорово приподнялся, ну вот и Юрий Котляр поучаствовал – в меру скромных возможностей.
Юрий Котляр «Последнее повеление Гато»
Козлов, 14 апреля 2022 г. 15:14
Рассказ, содержащий в себе огромную задумку. С какой бы стороны Вы на него не посмотрели. И из-за этого никто в наличие скрытого смысла не поверит. Здесь: и знания — настоящие знания — древних, и пришельцы, и проникнутый противоречивыми, но понятными каждому эмоциями мир. И в конце вывод о том, что не всё в нашей истории может быть так однозначно. И так же несомненно: рассказать читателю, что действие происходит на Земле — жутко неверное раскрытие главного секрета. После уже видишь все недочеты, все условности. Но Котляр, удивительным образом, умеет настоять на своей правоте. Ведь, в этом и смысл. Фантастический сюжет строится на условностях и предположениях. Чему удивляться, если Вам рассказывают сказки? Гораздо интересней узнать, откуда взялась сама история: древняя ли это легенда, рассказанная на новый лад, россказни западных любителей древностей или понимание местными того, что всегда будет интересно недалекому иностранцу. Именно, недалекому. Потому, что условности научной фантастики сделали её новым мифом. А миф — это логичное описание реальности по средствам собственного ограниченного знания. Если Вам нужно что-то реально интересное, стоит всегда возвращаться с небес на землю. Конечно, жаль, что из-за таких выводов Котляра назовут ретроградом, пытающимся в бессильной злобе ужалить «прогрессивных» писателей. Жаль людей, считающих, будто советская цензура запретила «философскую» фантастику. Но, всё же, хорошо, что всегда будут люди, которые понимают: самое интересное в процессе познания — это сам процесс познания. Пока только благодаря этому Человечество усваивает полезные знания.
Юрий Котляр «Меня зовут звёзды»
Козлов, 9 апреля 2022 г. 13:09
Я не очень хорошо знаю, что писалось у нас в «Золотой век» научной фантастики. Но, пожалуй, вернусь к своему старому утверждению. Многие не знают, что в СССР такое писали. Это рассказ о подростке, для подростков и напечатанный в детском журнале. Такие обстоятельства могут вынести произведению приговор. Но это не отменит того, что в рассказе изображена настоящая жизнь. Простой, местами, ломаный стиль повествования как раз и показывает, что перед нами ребенок. В чьем мировоззрении постепенно смешиваются детская непосредственность, не осознающая опасностей и героизма, любознательность и понимание необязательности объяснения некоторых вещей. Да, я считаю, что в этом рассказе изображена часть настоящей жизни. И сам рассказ читается, как нечто большее. Как вступительная часть к фантастическому роману. Потому, что впереди у Данила целая жизнь, которую обязательно наполнят открытия и свершения. И я верю, что именно таким людям покорится Космос.
Козлов, 16 января 2022 г. 13:32
Чудовища, питающиеся человечиной. Земляне, убивающие чудовищ. Штамп на штампе. Наверное, один я вижу пионеров и нашествие земноводных на любимые грядки. Весь рассказ проникнут задорным ребячеством, мальчишеским героизмом. Рассказ, как будто бы писался семиклассником. Возможно, для них он и писался. И тогда это очень большой комплимент. Герои старше, но и ситуация более живая и опасность более реальная, а финал более впечатляющий. Автор не боится ставить себя на место читателя и умеет разговаривать с ним на одном языке. Так делается — на мой, конечно, взгляд — хорошая приключенческая фантастика.
Козлов, 16 января 2022 г. 13:04
Небольшой рассказ о трудностях жизни людей на другой планете. Всё, что могут сказать о нем — предположения откуда списал. А некоторые, вообще, не знают, что в СССР такое писали. Трудно, конечно, на сегодняшний день понять человека, который переживания героев представляет в виде диалогов и восклицаний, а не бесконечного внутреннего монолога. Но можно, хотя бы, постараться. Главное в произведении — атмосфера. Обычно говорят: если Вы её не чувствуете, значит не прониклись, ведь вещь известная и узнаваемая; либо атмосферы там и не было, раз никто до сих пор не читал. Далекая планета, смертоносные излучения, пятьдесят часов сидения на месте для небольшой бригады, один час на все работы из пятидесяти и мелочь, способная уничтожить гигантский труд, опасность от которой не сбежать. Согласен, молодые коммунисты настолько же инфантильны, как и у Стругацких. Но, раз космолетчику и через сто лет будет двадцать, то нельзя бросать его одного. Старый добрый воспитательный посыл. И смотрится он здесь довольно выгодно. Снизил оценку лишь за маленькие стилистические просчеты, которые стоят на самом видном месте и, тут же, куда-то исчезают.
Нескорений, 18 июня 2020 г. 08:58
Мир классической приключенческой литературы всегда привлекал меня возможностью прикоснуться к неведомому, стать соучастником невероятных открытий, побывать в самых удаленных уголках планеты, в которых в реальности мне скорее всего никогда очутиться не придется. По примеру Н. Гумилева в школьные годы, читая того же Хаггарда, хотелось ощутить на себе тяжесть доспехов «конквистадора», пробираться сквозь джунгли, рискуя получить индейскую стрелу или быть укушенным ядовитой змеей, а в конце пути разгадать тайны какого-нибудь заброшенного города древней цивилизации, скрывающего в своих подземельях несметные богатства. Подобные впечатления хотелось получить и от данной повести Ю. Котляра, по началу ожидания оправдывались, но в ключевой точке сюжета автор решил всё совсем иначе.
С первых же строк произведения мы переносимся в Бразилию, где знакомимся с главным героем — чешским инженером Андреем Бартошем. Андрей, будучи сотрудником европейской компании «Петробраз», приехал в Южную Америку на поиски нефтяных месторождений. Вопреки заверениям американских коллег чех уверен, что нефть здесь есть, и ее в избытке, нужно только хорошо поискать. В результате странной поломки генератора работа инженера стопорится, и в ожидании поставки нужных деталей для ремонта, он проводит время, гуляя по улочкам городка Розарио, а вечера коротает в местной кофейне за чашечкой ароматного напитка. Андрею нравится одиночество, но каждый вечер за его столик подсаживается странный молчаливый джентльмен, который представился Флорином Эспиной — золотоискателем из Боливии.
В ходе одной из бесед Эспина рассказывает историю о том, что он лично побывал в древнем городе загадочного племени «белых индейцев» и даже наладил с ними взаимовыгодный обмен, привезя из экспедиции два очень ценных бриллианта. Эспина повторно собирается посетить те края, но ему нужен компаньон, в качестве которого соглашается идти Бартош. Остается уладить незначительные формальности и вот — путешествие начинается. Довольно неплохо получилось у автора подать начало квеста — сплав по Амазонке, тяжелый переход через джунгли, где каждый шаг нужно прорубать себе ударом мачете. Перед нами встают красочные картины экзотической флоры и фауны — находится место и для напряженных моментов и даже эпизоды, которые вызовут улыбку. На этом этапе повествования градус интереса читателя довольно высок.
Мне показалось забавным, что автор посчитал необходимым пояснить в комментариях значения таких слов, как «пираньи» или «шпикачки», хотя может быть в 1965-ом году это и имело смысл сделать, не знаю. Образы персонажей показались мне довольно плоскими, одномерными. В принципе для жанра приключенческой литературы не требуется особой глубины характера, но яркие детали в поведении, внешности героев обязаны быть, иначе они не запоминаются, воспринимаются безликими манекенами. Главный герой здесь являет собой собирательный образ идеального советского человека, распространяющего лучи социализма и гуманизма во все концы земного шара. На его месте мог быть хоть болгарин, хоть русский, ведь вся его «чехословацкость» ограничивается любовью к уже упоминавшимся выше шпикачкам, ну и к пиву, конечно.
Повесть читается с интересом аккурат до раскрытия главной интриги, а происходит это довольно рано, по этой причине оставшиеся 2/3 произведения читаются уже скучновато, просто потому, что «надо, Федя, надо». Эффект обманутых ожиданий имеет место быть, ведь вместо классического приключения по итогам мы получаем клишированный сюжет, который в послевоенной советской литературе был обсосан до зеркального блеска. Все сюжетные ходы и концовку можно угадать без малейших усилий, не прибегая к дарованиям Ванги или же к блестящей дедукции Шерлока Холмса. Честно говоря, я бы даже с большим удовольствием почитал банальный хорророк на тему «гигантская змеюка ползает по джунглям и жрёт все, что движется», чем очередную из +100500 вариаций на сюжеты рассказов из журнала «Подвиг».
Юрий Котляр «Тень синего утеса»
Григорий Глоба, 19 февраля 2020 г. 00:58
Вроде бы на дворе уже ХХ век, самые отдалённые закоулки хожены любопытными охотниками и геологами, то и дело в тайге попадаются лагеря лесорубов и промышленников, а для жителя ближайшего города поход в леса и на болота такое же бытовое дело, как на дачу на выходных. И всё же эта с детства знакомая природа поминутно скрывает угрозу. Потерять жизнь, здоровье, или ещё страшнее, близкого человека среди этих прекрасных пейзажей столь же просто, как выронить мелочь из кармана.
В небольшой текст автор сумел вложить очень многое – почти «паустовские» пейзажи и драматичные судьбы военного поколения, в котором форму носили все, и парни и девушки. Затерянное в болотах жилище умершего отшельника с незахороненным гробом и ветшающим средневековым «Апокалипсисом», детские воспоминания, семейные драмы и победа над собственным страхом и малодушием. При этом, столь насыщенный текст не смотрится «винегретом», не рассыпается, не мельтешит перед глазами постоянной сменой тем и ракурсов, а как-то неторопливо протекает, разворачивая картину непростой жизни в Сибири 40-х гг. А смерть… ну, так она здесь дело житейское, особенно для тех, кто вернулся с фронта, рефлексиями и слезами горю не поможешь. И на фоне сибирских масштабов – как пейзажей и просторов, так и людей — смерть смотрится не непреодолимым фатумом, не неподъёмной, ломающей трагедией для тех, кто остался жить, а вызовом со стороны пока ещё непокорённой природы. Принять который человеку так же по силам, как и героям нордических мифов, не стеснявшимся бросать вызов своим богам.
Штрихи довоенного быта, насыщенная старыми и диалектными словечками речь, все эти обласки, таски, «паняй, паняй», уже непонятные городскому жителю без примечаний, приоткрывает перед ним ещё один пласт богатств русского языка, завораживает, позволяет на время вынырнуть из торопливой и какой-то скомканной эпохи компьютера и интернета туда, в мир нехоженых лесов и болот, озёрных лабиринтов, речных штормов. И сильных, хотя неброских на первый взгляд, человеческих характеров.
Это не современный экшен и не «советский вестерн», а добротная, красивая и неспешная русская проза ХХ века, читать которую стоит именно как пищу для ума и души, глубоко вдыхая её лесные запахи.
тессилуч, 8 сентября 2017 г. 02:17
Не вижу особых заимствований из Кларка, тем более плагиата.
Это рассказ о выживании кота в условиях Марса. Когда он пытался контактировать с людьми его просто били. Считаю пародией на рассказ АБС «Ночь на Марсе» (1960 г)
Юрий Котляр «Последнее повеление Гато»
Тиань, 16 мая 2017 г. 22:04
Рассказ хорош тем, что раскрепощает собственную фантазию читателя. Ходит по царству свергнутый правитель, охраняют его таинственные Стражи Жизни, и веет от всего этого атмосферой восточной сказки: немного непонятной, таинственной, красивой. Но летает Черная птица, сбрасывает перья и в первый момент думается, что это бомбардировщик, опасность, подкравшаяся с небес, и совсем не сказочен создаваемый автором мир.
Затем начинается строительство каменной площадки, понятно, что Гато хочет посадить на Землю Черную птицу. Птица садится и появляется сомнение: космический корабль разве может сесть на обычную каменную площадку? Но возникает Баальбек — наша реальность и связанные с ней версии. Сомнение остается, но уже не критичное, ведь существует же на самом деле версия древнего космодрома, кто знает, какими были космические корабли во времена палеоконтакта.
Так сюжет постоянно цепляет какие-то посторонние, но близкие и понятные читателю факты и гипотезы, сказка сливается с историческими легендами и неразгаданными тайнами прошлого и настоящего. История уже закончилась, а тайна далекого прошлого все еще будоражит воображение и хочется в очередной раз пересмотреть фотографии Баальбекских сооружений уже в контексте данной истории, сказочной, но и принадлежащей нашему времени тоже.
Слабым моментом рассказа мне показалась некоторая неровность повествования, слишком резкий переход от сказочной части к объясняющему финалу. В этой вещи фантастическое превалирует над литературным, фантазия автора более ярка, чем уровень владения словом. Так мне показалось. Но, несмотря на это, созданные Автором образы и атмосфера увлекают и запоминаются.
god54, 7 февраля 2016 г. 11:36
Специально перечитал рассказ А. Кларка «Кто там?» и убедился, что идея с котом полностью принадлежит этому автору. И пусть рассказ данный имеет собственный неповторимый сюжет, тем более, что он еще и дополнен победой над звездной чумой, но он потерял для меня весь интерес. Не гоже списывать. Я в школе никогда не списывал, а вот в СССР это очень ценилось. Примеры, Буратино, Волшебник изумрудного города и так далее.
god54, 7 февраля 2016 г. 11:09
Рассказ в чисто советском стиле, но не памфлет, а рассказ, как образец фантастического боевика. И это в СССР? Хотя действие и перенесено в Америку с намеком мол видите, как у них все плохо. Однако рассказ читается и читается сегодня, хотя и замечаешь некоторое количество логических нестыковок.
Юрий Котляр «Последнее повеление Гато»
god54, 6 февраля 2016 г. 15:10
Рассказ преподнесен в виде пересказа древней легенды, а такая форм изложения позволяет не обращать внимание на логические нестыковки, чем и выигрывает произведение. В итоге вполне приемлемое чтение, хотя концовка уж очень разъяснительная, особенно для современного читателя фантастики.
god54, 6 февраля 2016 г. 14:41
Трудно не согласиться с аннотацией, хотя, если разобраться, она таковой и не является. Такие произведения я включаю в раздел «Рассказ ни о чем». Два землянина на чужой планете десяток страниц убивают инопланетных чудовищ, хорошо хоть имена имеют. Иные писатели и имен не дают. Мрак.
тессилуч, 3 августа 2010 г. 09:29
Рассказ-предупреждение о вреде испытаний ядерного оружия в атмосфере и в океане. Ужасные приключения в подземельях прибрежных городов США. Таким представлялись мутации в 60-е годы ХХ века. Впервые прочитал в Уральском Следопыте. В юности казался очень интересным и захватывающим.
По-моему Томас и Вильгельм перед тем как написать свой КЛОН, этот рассказ прочитали или это просто «Бродячий» сюжет
swgold, 3 мая 2008 г. 23:00
Рассказ, бивший в своё время все рекорды популярности, оставляя далеко позади многих маститых авторов. В той или иной мере известен всем детям Советского Союза, когда-либо ездившим в пионерские лагеря. Ведь все они, с замиранием сердца слушали вечерами тревожный шепот с соседней кровати, когда рассказывали о вещах страшных и чудовищных. И, особенно, — о кровожадной и неуязвимой ЧЁРНОЙ МАССЕ...