fantlab ru

Александр Довженко (Олександр Довженко)

Александр Довженко
Страна: Украина
Родился: 29 августа 1894 г.
Умер: 25 ноября 1956 г.

Александр Петрович Довженко (Олександр Петрович Довженко) — классик украинской литературы и выдающийся кинорежиссёр мирового масштаба, сценарист, актёр, педагог, художник. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940), народный артист РСФСР (1950).

Родился на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии (теперь пгт. Сосница Черниговской области) в многодетной крестьянской семье. Всего в семье было 14 детей, но до совершеннолетия дожили только он и его сестра Полина. Предки Александра были чумаками, которые переселились с Полтавщины в Сосницу ещё в XVIII веке. Отец и мать были неграмотные. Отец, Пётр Семенович Довженко, принадлежал к казацкому сословию. Довженко учился в Сосницкой начальной школе, в 1914 году окончил Глуховский учительский институт (сейчас Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко). Занимался преподаванием в Кутузовском высшем и 2-м Житомирском начальном училищах (1914-1917 гг.). В 1917-1918 гг. Довженко продолжил получать образование в коммерческом институте на экономическом факультете и в Украинской Академии Искусств в Киеве.

Увлёкшись революцией, он служит в петлюровской армии. За это в 1919 г. едва не попадает в заключение в концлагерь (отбыл три месяца). Как свидетельствовал инженер Пётр Шох, земляк и в то время соратник писателя, Довженко пережил в Киеве в подполье немецкую, русско-советскую, российско-монархическую и польскую оккупации, неоднократно бывая под угрозой расстрела. В 1920 г. Довженко присоединился к КП(б)У, с которой впоследствии был исключён (1923). В 1920 году Довженко назначили заведовать Житомирской партийной школой. Но вместо этого он попал в польский плен, где его показательно расстреляли холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Но ему удалось бежать.

В 1921 г. был направлен за границу на дипломатическую службу (Варшава, Париж, Лондон). В 1922-1923 гг. живёт в Берлине, занимает должность секретаря генконсульства УССР в Германии и совершенствует своё мастерство в художественном училище в Берлине у профессора Э. Геккеля. К тому времени относятся первые публикации Довженко-художника — некоторые из его карикатур были напечатаны в журнале «Молот» (США).

По возвращении 1923 г. поселился в Харькове, в то время столице Украинской ССР, начал работать художником-иллюстратором газеты «Вісті ВУЦВК» и карикатуристом под псевдонимом «Сашко», работает и как книжный иллюстратор, в частности «Голубих ешелонів» Петра Панча. Посещает заседания кружка «Гарт», после распада которого, становится одним из соучредителей ВАПЛИТЕ. С 1925 года г. — стажёр по агитфильму «Красная Армия». В 1926 г. переезжает в Одессу заканчивать фильм, где вместе с Юрием Яновским работает режиссёром на кинофабрике. В том же году создал по своим сценариям первые фильмы «Вася-реформатор» и «Ягодка любви». Переключившись на кино, Довженко планировал посвятить себя, по его словам, исключительно жанру комических и комедийных фильмов.

«Васю-реформатора» и «Ягодку любви» сам Довженко не причислял к своим творческим достижениям. Первым своим фильмом он назвал «Сумку дипкурьера». Первый серьёзный же успех пришёл к режиссёру в 1929 году после выхода на экраны фильма «Звенигора». Фильм стал сенсацией 1928 года, но в то же время это было началом личной трагедии Довженко — за эту ленту, и впоследствии за фильм «Земля», его будут постоянно обвинять в буржуазном национализме. Фильм демонстрировался в Москве, два общественных просмотра в Париже закончились овацией, он обошёл экраны Голландии, Бельгии, Аргентины, Мексики, Канады, Великобритании, США, Греции. А на родине режиссёра фильм вскоре был запрещён к показу.

В 1930 г. Довженко женился на актрисе Юлии Солнцевой, известной ролями в фильмах «Аэлита» и «Папиросница с Моссельпрома», она стала верной соратницей режиссёра, вскоре бросив актёрскую карьеру и начав специализироваться по режиссёрскому профилю. Вообще-то у Довженко было две жены. Первая — Варвара Крылова, с которой он познакомился в 1914-м году, когда они вместе готовили вечер, посвящённый Тарасу Шевченко. Она была на шесть лет его моложе и какое-то время они жили в рамках гражданского брака. Но в 1917-м году Варвару соблазнил белогвардейский офицер, с которым она уехала за границу, где заболела туберкулёзом костей. Любовник бросил её и Варвара вернулась в Украину; Довженко всё ещё любил её и в 1923 году взял себе в жены. Но когда он начал снимать свои первые фильмы и увлёкся молодой актрисой Юлией Солнцевой, Варвара сама решила уйти из жизни Александра Петровича (в 1926 году), чтобы не быть обузой. Жизнь она прожила одноногой калекой.

Следующим фильмом Довженко стал «Арсенал» — фильм-уступка перед властью, как считает большинство киноведов. «Арсенал» — унижение и осуждение освободительной борьбы украинского народа после распада царской империи. Несмотря на то, что сам автор воевал в рядах армии УНР, на этот раз он — на другой стороне. В 1929 г. он создал «Землю» и повёз показывать фильм в Европу, после всех купюр и 32-х официальных и частных показов 8 апреля 1930 г. фильм «Земля» вышел на киевские экраны, а уже 17 апреля фильм с показа сняли. Официальная причина — натурализм и покушение на обычаи. Довженко с удивлением узнал, что фильм имел грандиозный успех в Европе, в то время как он был запрещён в Украине. После премьеры в Берлине об Александре Довженко появилось 48 статей, в Венеции итальянские кинематографисты назвали его «Гомером кино». А вот в Советском Союзе ленту реабилитировали лишь в 1958 году после международного референдума в Брюсселе, где он вошёл в число 12 лучших фильмов всемирной истории кино.

Самый спорный фильм Довженко — «Иван», на тему индустриализации, которую предложило ему руководство «Украинафильм», и который отнял у него больше года жизни. По заказу Сталина Довженко снял в 1935 году фильм «Аэроград», о новом городе, который вырастает среди тундры, о прекрасном и светлом будущем чукчей. За ним шёл «Щорс», который также был снят по требованию Сталина (во время вручения ордена Ленина за «Аэроград» Сталин намекнул Довженко, что тот «задолжал Украинского Чапаева»). После этих двух фильмов Довженко почувствовал себя реабилитированным.

В 1933 г. он переезжает в Москву, а затем на Дальний Восток. В начале войны попадает в Уфу и в Ашхабад. Идёт добровольцем на войну, как корреспондент газеты «Красная армия». В 1943 г. завершает киноповесть «Украина в огне», которую Сталин запретил, усмотрев там критику власти во время войны. После запрета всем органам цензуры было отправлено директиву «не публиковать в гражданской и военной прессе произведения А. Довженко без особого на то разрешения в каждом отдельном случае». Осмысливая эту ситуацию, Александр Довженко записал в своем дневнике: «...неужели любовь к своему народу есть национализм? Или национализм... в неумении художника сдержать слёзы, когда народу больно?..»

Режиссёра уволили с должности художественного руководителя Киевской киностудии, вычеркнули из состава всеславянского комитета и комитета присуждения Сталинской премии, а также из списков будущего Художественного совета. Зато Довженко перевели в Центральную студии кинохроники, где он использовал свой талант монтажёра и комментатора, принимая участие в создании документальных лент «Битва за нашу Советскую Украину» и «Перемога на Правобережній Україні».

Его восстановили в должности на киностудии «Мосфильм» с августа 1945 г. До последних дней он живёт в Москве и работает на «Мосфильме». Этот период своей жизни Довженко будет находиться будто в «вавилонском плену» — поэтому он снял только один полнометражный художественный фильм «Мичурин» по собственной пьесе «Жизнь в цвету», и тот по заказу Сталина. Это последнее произведение, законченное при жизни автора. Проекты «Золотые ворота» и «Тарас Бульба», которые длительно вынашивал автор так и не были воплощены.

В 1954 году Довженко сделал наброски сценария «В глубинах космоса», фильма-фантазии о трёх советских инженерах, которые восемь лет блуждают по звёздной вселенной. Но сценарий был холодно воспринят художественным советом. В 1954-1955 годах режиссёр закончил работу над киноповестью «Зачарованная Десна», начатую ещё в 1942 году, где он вспоминал своё детство. Её напечатали в журнале «Дніпро», но сценария по ней Довженко не создал.

Живя значительную часть жизни в Москве, Александр Довженко сильно тосковал по Украине и в последние годы своей жизни записал в дневнике: «Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы, перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе». В своём дневнике Довженко осуждал сознательное уничтожение украинского народа сталинским режимом, закрепощение, русификацию края, «суржефикацию» нации, затем и преобразование так называемой «элиты» в толпу «безотцовщины», «дурачков убогих», «холодных трусов с замками на душевных окнах и дверях».

В 1950-х ему удалось побывать в Украине, но только в Каховке. Многие говорят, что именно тоска по своей родине свела в могилу великого режиссёра. Он умер 25 ноября 1956 г. от инфаркта на даче под Москвой, в первый съёмочный день фильма «Поэма о море», который завершила его жена. Похоронили Александра Довженко на Новодевичьем кладбище.

Как и «Поэму о море» (1956), «Повесть пламенных лет» (1961) и «Зачарованную Десну» (1964) поставила уже Юлия Солнцева. Кроме того, она сняла «Незабываемое» (1968) и «Золотые ворота» (1969) на основе литературных произведений режиссёра. Фильмы считаются в целом противоречивыми, только «Поэму о море» признают такой, что выражает мнение метра и раскрывает главные темы: преобразование человека революцией и преобразование природы человеком. «Повесть пламенных лет» страдала от перемен, произошедших со времени замысла сценария в 1940-е годы и его реализацией. «Зачарованную Десну» вообще называют пародией на задумку Довженко.

В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко. В 1972 году утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».

«Искусство, в котором нет красоты, — плохое искусство», — считал Александр Петрович. За свою творческую жизнь А. Довженко поставил 14 игровых и документальных фильмов, написал 15 литературных сценариев и киноповестей, две пьесы, автобиографическую повесть, более 20 рассказов и новелл, ряд публицистических статей и теоретических работ, посвященных вопросам киноискусства. Его кинопоэмы «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929), киноповесть «Земля» (1930) были признаны мировой кинокритикой шедеврами мирового кинематографа, а Довженко — первым поэтом кино. Ряд киноповестей А. Довженко были экранизированы после его смерти: «Повесть пламенных лет», «Поэма о море», «Зачарованная Десна».

«Довженко — сын своего времени, этим прежде всего объясняется и его окончательный выбор и многое из его творческой жизни. Не только лавры ждали его. Знал и драмы, и глухоту непонимания, случалось, что шедевры его новаторских произведений по-шутовски высмеивались в фельетонах — Довженко и это выдержал, перенёс с мужеством и достоинством человека, убеждённого в своей правоте», — писал А. Гончар.

В литературоведении творчество А. Довженко исследовалась достаточно активно. Среди работ, посвящённых писателю и кинематографисту, известные исследования С. Плачинды, С. Кобы, Ю. Кочерган и других, обращают внимание на языковую близость автора с Т. Шевченко, чье творчество глубоко проросло в украинские фольклорные источники. В частности, это прослеживается в сочетании реалистической основы и романтических вкраплений.

Фантастика в творчестве автора представлена нереализованными сценариями «Полёт на Марс» и «В глубинах космоса».


Примечание к биографии:

В 1935 г. награждён орденом Ленина.

1943 г. — орден Красного Знамени.

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Сталинская премия I степени (1941), за фильм «Щорс» (1939).

Сталинская премия II степени (1949), за фильм «Мичурин» (1948).

Ленинская премия (1959, посмертно), за литературный сценарий фильма «Поэма о море» (1958).

Почетное звание «Заслуженный деятель искусств УССР» (1940).

Почетное звание «Народный артист РСФСР» (1950).

МКФ в Венеции (1934), приз за фильм «Иван».

МКФ в г. Готвальда (1949), премия труда, за фильм «Мичурин».

МКФ в Марианских Банях (1949), премия за лучший цветной фильм, за фильм «Мичурин».

ПКФ (1959), первая премия автору сценария (посмертно), за фильм «Поэма о море».

Сортировка:
  • Для данного автора по умолчанию показываются в первую очередь даты написания произведений - они указаны серым цветом.
    Чтобы увидеть даты публикации, переключите сортировку.
  • Александр Довженко. Повести

      1938 Щорс / Щорс [киноповесть]  
    6.67 (3)
    -
      1941 Тарас Бульба [киноповесть]  
    8.00 (1)
    -
      1943 Украина в огне / Україна в огні  [= Україна у вогні] [киноповесть]  
    7.45 (11)
    -
    6.40 (5)
    -
      1946 Мичурин / Мічурін  [= Життя в цвіту] [киноповесть]  
    7.00 (1)
    -
      1952 Аэроград / Аероград [Кинопоэма]  
    7.00 (1)
    -
      1952 Земля / Земля [киноповесть]  
    9.00 (1)
    -
    8.60 (25)
    -
    2 отз.
      1956 Арсенал / Арсенал [киноповесть]  
    7.50 (2)
    -
      1956 Поэма о море / Поема про море [киноповесть]  
    7.00 (2)
    -
      1957 Антарктида [киноповесть]  
    -
      1966 Звенигора / Звенигора [киноповесть]  
    -

    Александр Довженко. Рассказы

    7.00 (2)
    -
    -
    6.50 (4)
    -
    10.00 (1)
    -
      1942 Мать / Мати  
    8.50 (2)
    -
    9.00 (1)
    -
    -
    -
    -
      1945 Сон / Сон  
    9.00 (1)
    -
      1945 Хата / Хата [этюд]  
    -
      1946 Капитан Ус / Китайський святий  [= Капітан Ус]  
    -
      1947 Слава / Слава  
    -
      1947 Сіятель  
    -
    -
    -
      1968 Болото  
    -
    -

    Александр Довженко. Микрорассказы

    8.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
      1946 В поле / У полі  [= Ой, у полі]  
    -
    7.00 (1)
    -

    Александр Довженко. Поэзия

    -
      1983 Год 1946  
    -

    Александр Довженко. Пьесы

    -
    -

    Александр Довженко. Киносценарии

      1925 Цар [кинокомедия]  
    -
    -
    -
      1927 Сумка дипкурьера // Соавтор: Юрий Яновский  
    -
      1927 Звенигора / Звенигора // Соавтор: Майк Йогансен  
    7.00 (1)
    -
      1929 Земля / Земля  
    7.00 (1)
    -
      1932 Иван / Іван  
    -
      1934 Аэроград  
    7.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
    -
    -
      1951 Мичурин  
    -
    -
    -

    Александр Довженко. Статьи

    -
    -
      1928 О замысле / Про задум  [= «Начал снимать фильм «Арсенал»…»]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1941 К оружию!  
    -
      1942 [Слава нашему народу!] / Слава нашому народові!  [= Слава народу-воину!]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1942 Я вижу победу / Я бачу перемогу  [= Великое товарищество]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1954 Триста лет  [= Великое товарищество]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -

    Александр Довженко. Эссе

    -
    -
      1969 Ленин  
    -

    Александр Довженко. Очерки

    -
    -
    10.00 (1)
    -
      1942 Украина в огне / Україна у вогнях  [= Україна у вогні]  
    -
    -
    -

    Александр Довженко. Сборники

    -
    9.50 (2)
    -

    Александр Довженко. Отрывки

    -
      1937 Щорс  
    -

    Александр Довженко. Рецензии

      1940 Седовцы  
    -

    Александр Довженко. Интервью

    -

    Александр Довженко. Прочие произведения

    -
    -
    -
      1933 Мужественно и сурово [выступление]  
    -
    -
      1935 Задачи нашего киноискусства [выступление]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1943 Тема победы [выступление]  
    -
    -
    8.00 (1)
    -
    -
      1945 Страна родная / Країна рідна [дикторский текст]  
    -
    -
    -
    -
      1956 В поисках образа нашего современника / У пошуках образу нашого сучасника  [= Митці кіно і сучасність; Художники кино и современность] [выступление]  
    -
    -
    -
    -
      1959 [О воспитании кадров кинорежиссёров]  [= 1 апреля 1936] [лекция]  
    -
    -
      1960 [Никогда не надо терять горизонта]  [= 13 февраля 1956] [лекция]  
    -
      1960 [Режиссура — великое и сложное искусство]  [= 11 октября 1949] [лекция]  
    -
      1960 [Рождение сценария]  [= 6 ноября 1949] [лекция]  
    -
    -
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    -
      1963 [Современный режиссёрский сценарий]  [= 27 декабря 1949] [лекция]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1969 [Мой творческий метод]  [= 17 декабря 1932] [лекция]  
    -
    -
      1969 [Написать сценарий о земле] [выступление]  
    -
    -
    -
      1969 [Нести личную ответственность за картину]  [= 23 апреля 1956] [лекция]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1980 Листи  
    -
    -
      Менше слів у фільмі [выступление]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      Дневниковые записи / Щоденник 1941-56  [= Щоденниковi записи]  
    -

    Александр Довженко. Незаконченные произведения

      1942 [Недоля] (рассказ, не закончен)  
    -
      1954 Полёт на Марс [набросок фильма] (киносценарий, не закончен)  
    -
      1958 В глубинах космоса / В глибинах космосу (киносценарий, не закончен)  
    7.20 (5)
    -
    -

    Александр Довженко. Неопубликованное

      1925 Герои (киносценарий, не опубликован)  
     
      1938 Щорс (киносценарий, не опубликован)  
     
      Згода  [= Повстання мертвих] (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Борис Шаранский  
     
      Повесть пламенных лет (киносценарий, не опубликован)  
     


      Формат рейтинга


      Примечание

    В библиографию не внесены статьи автора, которые он писал будучи журналистом.

    Многие произведения автора существуют в двух вариантах: киносценария (который тоже может быть не первоначальным, а его набросок, восстановлен по памяти, воспоминания о нём...) и написанной позже по сценарию или уже видеофильму киноповести — литературной адаптации собственного творения автора в художественную, литературную форму. Часто такая финальная авторская переделка отстояла от изначального фильма на значительный временной промежуток.


      Библиографы

  • Составитель библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх