Александр Петрович Довженко (Олександр Петрович Довженко) — классик украинской литературы и выдающийся кинорежиссёр мирового масштаба, сценарист, актёр, педагог, художник. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940), народный артист РСФСР (1950).
Родился на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии (теперь пгт. Сосница Черниговской области) в многодетной крестьянской семье. Всего в семье было 14 детей, но до совершеннолетия дожили только он и его сестра Полина. Предки Александра были чумаками, которые переселились с Полтавщины в Сосницу ещё в XVIII веке. Отец и мать были неграмотные. Отец, Пётр Семенович Довженко, принадлежал к казацкому сословию. Довженко учился в Сосницкой начальной школе, в 1914 году окончил Глуховский учительский институт (сейчас Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко). Занимался преподаванием в Кутузовском высшем и 2-м Житомирском начальном училищах (1914-1917 гг.). В 1917-1918 гг. Довженко продолжил получать образование в коммерческом институте на экономическом факультете и в Украинской Академии Искусств в Киеве.
Увлёкшись революцией, он служит в петлюровской армии. За это в 1919 г. едва не попадает в заключение в концлагерь (отбыл три месяца). Как свидетельствовал инженер Пётр Шох, земляк и в то время соратник писателя, Довженко пережил в Киеве в подполье немецкую, русско-советскую, российско-монархическую и польскую оккупации, неоднократно бывая под угрозой расстрела. В 1920 г. Довженко присоединился к КП(б)У, с которой впоследствии был исключён (1923). В 1920 году Довженко назначили заведовать Житомирской партийной школой. Но вместо этого он попал в польский плен, где его показательно расстреляли холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Но ему удалось бежать.
В 1921 г. был направлен за границу на дипломатическую службу (Варшава, Париж, Лондон). В 1922-1923 гг. живёт в Берлине, занимает должность секретаря генконсульства УССР в Германии и совершенствует своё мастерство в художественном училище в Берлине у профессора Э. Геккеля. К тому времени относятся первые публикации Довженко-художника — некоторые из его карикатур были напечатаны в журнале «Молот» (США).
По возвращении 1923 г. поселился в Харькове, в то время столице Украинской ССР, начал работать художником-иллюстратором газеты «Вісті ВУЦВК» и карикатуристом под псевдонимом «Сашко», работает и как книжный иллюстратор, в частности «Голубих ешелонів» Петра Панча. Посещает заседания кружка «Гарт», после распада которого, становится одним из соучредителей ВАПЛИТЕ. С 1925 года г. — стажёр по агитфильму «Красная Армия». В 1926 г. переезжает в Одессу заканчивать фильм, где вместе с Юрием Яновским работает режиссёром на кинофабрике. В том же году создал по своим сценариям первые фильмы «Вася-реформатор» и «Ягодка любви». Переключившись на кино, Довженко планировал посвятить себя, по его словам, исключительно жанру комических и комедийных фильмов.
«Васю-реформатора» и «Ягодку любви» сам Довженко не причислял к своим творческим достижениям. Первым своим фильмом он назвал «Сумку дипкурьера». Первый серьёзный же успех пришёл к режиссёру в 1929 году после выхода на экраны фильма «Звенигора». Фильм стал сенсацией 1928 года, но в то же время это было началом личной трагедии Довженко — за эту ленту, и впоследствии за фильм «Земля», его будут постоянно обвинять в буржуазном национализме. Фильм демонстрировался в Москве, два общественных просмотра в Париже закончились овацией, он обошёл экраны Голландии, Бельгии, Аргентины, Мексики, Канады, Великобритании, США, Греции. А на родине режиссёра фильм вскоре был запрещён к показу.
В 1930 г. Довженко женился на актрисе Юлии Солнцевой, известной ролями в фильмах «Аэлита» и «Папиросница с Моссельпрома», она стала верной соратницей режиссёра, вскоре бросив актёрскую карьеру и начав специализироваться по режиссёрскому профилю. Вообще-то у Довженко было две жены. Первая — Варвара Крылова, с которой он познакомился в 1914-м году, когда они вместе готовили вечер, посвящённый Тарасу Шевченко. Она была на шесть лет его моложе и какое-то время они жили в рамках гражданского брака. Но в 1917-м году Варвару соблазнил белогвардейский офицер, с которым она уехала за границу, где заболела туберкулёзом костей. Любовник бросил её и Варвара вернулась в Украину; Довженко всё ещё любил её и в 1923 году взял себе в жены. Но когда он начал снимать свои первые фильмы и увлёкся молодой актрисой Юлией Солнцевой, Варвара сама решила уйти из жизни Александра Петровича (в 1926 году), чтобы не быть обузой. Жизнь она прожила одноногой калекой.
Следующим фильмом Довженко стал «Арсенал» — фильм-уступка перед властью, как считает большинство киноведов. «Арсенал» — унижение и осуждение освободительной борьбы украинского народа после распада царской империи. Несмотря на то, что сам автор воевал в рядах армии УНР, на этот раз он — на другой стороне. В 1929 г. он создал «Землю» и повёз показывать фильм в Европу, после всех купюр и 32-х официальных и частных показов 8 апреля 1930 г. фильм «Земля» вышел на киевские экраны, а уже 17 апреля фильм с показа сняли. Официальная причина — натурализм и покушение на обычаи. Довженко с удивлением узнал, что фильм имел грандиозный успех в Европе, в то время как он был запрещён в Украине. После премьеры в Берлине об Александре Довженко появилось 48 статей, в Венеции итальянские кинематографисты назвали его «Гомером кино». А вот в Советском Союзе ленту реабилитировали лишь в 1958 году после международного референдума в Брюсселе, где он вошёл в число 12 лучших фильмов всемирной истории кино.
Самый спорный фильм Довженко — «Иван», на тему индустриализации, которую предложило ему руководство «Украинафильм», и который отнял у него больше года жизни. По заказу Сталина Довженко снял в 1935 году фильм «Аэроград», о новом городе, который вырастает среди тундры, о прекрасном и светлом будущем чукчей. За ним шёл «Щорс», который также был снят по требованию Сталина (во время вручения ордена Ленина за «Аэроград» Сталин намекнул Довженко, что тот «задолжал Украинского Чапаева»). После этих двух фильмов Довженко почувствовал себя реабилитированным.
В 1933 г. он переезжает в Москву, а затем на Дальний Восток. В начале войны попадает в Уфу и в Ашхабад. Идёт добровольцем на войну, как корреспондент газеты «Красная армия». В 1943 г. завершает киноповесть «Украина в огне», которую Сталин запретил, усмотрев там критику власти во время войны. После запрета всем органам цензуры было отправлено директиву «не публиковать в гражданской и военной прессе произведения А. Довженко без особого на то разрешения в каждом отдельном случае». Осмысливая эту ситуацию, Александр Довженко записал в своем дневнике: «...неужели любовь к своему народу есть национализм? Или национализм... в неумении художника сдержать слёзы, когда народу больно?..»
Режиссёра уволили с должности художественного руководителя Киевской киностудии, вычеркнули из состава всеславянского комитета и комитета присуждения Сталинской премии, а также из списков будущего Художественного совета. Зато Довженко перевели в Центральную студии кинохроники, где он использовал свой талант монтажёра и комментатора, принимая участие в создании документальных лент «Битва за нашу Советскую Украину» и «Перемога на Правобережній Україні».
Его восстановили в должности на киностудии «Мосфильм» с августа 1945 г. До последних дней он живёт в Москве и работает на «Мосфильме». Этот период своей жизни Довженко будет находиться будто в «вавилонском плену» — поэтому он снял только один полнометражный художественный фильм «Мичурин» по собственной пьесе «Жизнь в цвету», и тот по заказу Сталина. Это последнее произведение, законченное при жизни автора. Проекты «Золотые ворота» и «Тарас Бульба», которые длительно вынашивал автор так и не были воплощены.
В 1954 году Довженко сделал наброски сценария «В глубинах космоса», фильма-фантазии о трёх советских инженерах, которые восемь лет блуждают по звёздной вселенной. Но сценарий был холодно воспринят художественным советом. В 1954-1955 годах режиссёр закончил работу над киноповестью «Зачарованная Десна», начатую ещё в 1942 году, где он вспоминал своё детство. Её напечатали в журнале «Дніпро», но сценария по ней Довженко не создал.
Живя значительную часть жизни в Москве, Александр Довженко сильно тосковал по Украине и в последние годы своей жизни записал в дневнике: «Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы, перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе». В своём дневнике Довженко осуждал сознательное уничтожение украинского народа сталинским режимом, закрепощение, русификацию края, «суржефикацию» нации, затем и преобразование так называемой «элиты» в толпу «безотцовщины», «дурачков убогих», «холодных трусов с замками на душевных окнах и дверях».
В 1950-х ему удалось побывать в Украине, но только в Каховке. Многие говорят, что именно тоска по своей родине свела в могилу великого режиссёра. Он умер 25 ноября 1956 г. от инфаркта на даче под Москвой, в первый съёмочный день фильма «Поэма о море», который завершила его жена. Похоронили Александра Довженко на Новодевичьем кладбище.
Как и «Поэму о море» (1956), «Повесть пламенных лет» (1961) и «Зачарованную Десну» (1964) поставила уже Юлия Солнцева. Кроме того, она сняла «Незабываемое» (1968) и «Золотые ворота» (1969) на основе литературных произведений режиссёра. Фильмы считаются в целом противоречивыми, только «Поэму о море» признают такой, что выражает мнение метра и раскрывает главные темы: преобразование человека революцией и преобразование природы человеком. «Повесть пламенных лет» страдала от перемен, произошедших со времени замысла сценария в 1940-е годы и его реализацией. «Зачарованную Десну» вообще называют пародией на задумку Довженко.
В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко. В 1972 году утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».
«Искусство, в котором нет красоты, — плохое искусство», — считал Александр Петрович. За свою творческую жизнь А. Довженко поставил 14 игровых и документальных фильмов, написал 15 литературных сценариев и киноповестей, две пьесы, автобиографическую повесть, более 20 рассказов и новелл, ряд публицистических статей и теоретических работ, посвященных вопросам киноискусства. Его кинопоэмы «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929), киноповесть «Земля» (1930) были признаны мировой кинокритикой шедеврами мирового кинематографа, а Довженко — первым поэтом кино. Ряд киноповестей А. Довженко были экранизированы после его смерти: «Повесть пламенных лет», «Поэма о море», «Зачарованная Десна».
«Довженко — сын своего времени, этим прежде всего объясняется и его окончательный выбор и многое из его творческой жизни. Не только лавры ждали его. Знал и драмы, и глухоту непонимания, случалось, что шедевры его новаторских произведений по-шутовски высмеивались в фельетонах — Довженко и это выдержал, перенёс с мужеством и достоинством человека, убеждённого в своей правоте», — писал А. Гончар.
В литературоведении творчество А. Довженко исследовалась достаточно активно. Среди работ, посвящённых писателю и кинематографисту, известные исследования С. Плачинды, С. Кобы, Ю. Кочерган и других, обращают внимание на языковую близость автора с Т. Шевченко, чье творчество глубоко проросло в украинские фольклорные источники. В частности, это прослеживается в сочетании реалистической основы и романтических вкраплений.
Фантастика в творчестве автора представлена нереализованными сценариями «Полёт на Марс» и «В глубинах космоса».