fantlab ru

Кшиштоф Пискорский «Тенеграф»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
370
Моя оценка:
-

подробнее

Тенеграф

Cienioryt

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прелесть средневековых переулков, отчаянность и темп повествования в стиле плаща и шпаги, тайны, родом из книг Артуро Переса-Реверто и чуточку магии, столь характерной для латино-американской литературы. Все вместе это составляет «Тенеграф», новый роман Кшиштофа Пискорского, одного из наиболее интересных творцов польской фантастики.

В портовом городе юга, Сериве, всякая тень – это окно в опасное и неизведанное тенепространство, туннели в которое открывают адепты тайных искусств. Шесть грандов сражаются за влияние ядом, предательством и сталью, малолетний король с трудом удерживается при власти, а инквизиция растет в силе.

Но это все дела, которые почти незаметны из окна маленькой комнатки на улице Альаминхо, где обитает Арахон Каранза Мартенес И’Грената И’Барратора, опытный учитель фехтования. Арахон жаждет лишь обеспечить безопасность близким людям и отложить достаточно денег, чтобы покинуть город. По крайней мере до времени, когда в его руки попадет тенеграф – выжженная на стекле картинка, представляющая таинственную фигуру...

«Тенеграф» — это не только богатый, хорошо написанный роман, наполненный удивительными поворотами действия, но еще и галерея героев, которые надолго остаются в памяти.

В Сериве тень может отбрасывать человека, удаленные на много миль двери могут соединяться, обычное пожатие ладони порой приносит трагические последствия, а солнце обладает черным братом-близнецом. Путешествие в этот город – это незабываемое переживание. Особенно в компании таинственного рассказчика романа.

© Перевод аннотации ergostasio

Входит в:

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2013 // Роман

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2014 // Золото

Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Польский роман года. 2-е место

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года. 4-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Тенеграф
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Cienioryt
2013 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014
2014 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже много веков эстетика «плаща и шпаги» в авантюрных историко-приключенческих книгах будоражит фантазию читателей, начиная с комедий де Вега, продолжая мушкетерами Дюма и заканчивая циклом о капитане Алатристе Переса-Реверте. Роман Кшиштофа Пискорского «Тенеграф» во многом заимствует эти традиции, перенося их на поле фэнтези. Хитросплетения политических интриг соседствуют у него с магией тенепространства, в роскоши купаются не только гранды, но и тенемастера, впрочем, вполне оправданно при рискованности их профессии. А любовь и честь неоднократно становятся движущей силой сюжета.

Морской ветер легко пролетает над купеческими кораблями, приплывающими в Сериву, с шумом проносится над парусами, растянутыми над двориками и улицами, одаряет свежестью дворцовые террасы, врывается в приоткрытые двери таверн, в которых сидят ветераны и художники. Серива — город опытных клинков и твердых принципов, коварных интриг и воинской чести, смолянисто черных теней и жаркого солнца. Здесь возвышается Ребро Севера, дающее огромную власть над тенепространством. Здесь творятся заговоры и ведется большая политика. Здесь наемные мастера шпаги и рапиры крадутся по крышам по ночам, беспощадно убивают в трактирах и закоулках, однако знатные роды все чаще прибегают к звону монет, шороху векселей и шепоту угроз. Здесь соприкосновение теней может стать фатальным, больше того, тени могут одичать или даже зажить своей жизнью.

Главный герой нашего романа — Арахон И’Барратора, ветеран Двадцатилетней войны, позже был королевским шпионом, одним из Серивской Троицы, затем скатился до наемного фехтовальщика у грандов, а впоследствии и до простого наемника у теневых воротил. Однако даже в бедности он сохранил строгие принципы, а возраст лишь позволил отточить умения и навыки обращения со шпагой. Опытнейший фехтовальщик и матерый убийца, он, впрочем, не гордится число убитых и старается избегать лишних жертв. Арахон уверен, что уже давно вылетел из круга большой политики, списан со счетов и забыт. Но цепочка случайностей приводит к тому, что он вмешивается к масштабные интриги со множеством игроков и промежуточных звеньев, где каждое вскоре жаждет убить одинокого фехтовальщика. Впрочем, сказать или приказать проще, чем сделать...

Одна из главных фишек «Тенеграфа» — продуманная и сложная система магии, основанная на существовании параллельного нашему миру тенепространства с его странными законами — раскрывается в полной мере только ближе к середине книги. До тех же пор роман успешно притворяется помесью исторического манускрипта с приключенческой историей, ибо многочисленные цветистые отступления и размышления здесь соседствуют с подробными описаниями схваток и поединков, где едва ли не каждое движение и удар просчитаны, выверены и отточены до блеска.

Пискорский неторопливо плетет витиеватое полотно, ведя сразу несколько побочных сюжетных линий, чтобы затем в полной мере развернуть сложную многоплановую интригу. Поэтому первое время повествование может показаться незамысловатым и даже излишне громоздким, пока рассказчик легко отвлекается на события недавнего и далекого прошлого, сообщая читателю об истории и архитектуре Серивы, о повадках и принципах Арахоны, о надвигающихся на печатника Камину и ученого Хольбранвера неприятностях. Но с определенного момента, когда Арахона выходит на тропу войны, а схватки следуют одна за другой, теневая магия резко врывается на передний план, становясь важной частью сюжета. Например, угадаете, почему девиз корсаров-патрийцев звучит «Один из всех, все из одного»?

Итог: авантюрно-приключенческое фэнтези в духе плаща, шпаги и тенемагии.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современное фэнтези стремится к культурному разнообразию: на страницах романов, изданных в последние годы, всё чаще и чаще появляются китайцы, индусы, арабы и так далее — герои, чья этническая принадлежность и сопутствующая ей культура лет двадцать назад были в этой области, как правило, экзотикой. Однако при том, что определённые «географические направления» становятся более популярными, на фэнтезийной карте по-прежнему есть белые — или почти белые — пятна.

Много ли вы можете припомнить ярких и необычных фэнтези-романов, на страницах которых возникает Испания или край, очень на неё похожий? Кроме «Львов Аль-Рассана» Г.Г.Кея? Палящее солнце, густые тени, мрачные переулки, благородные идальго, звон шпаг и так далее, и тому подобное… Да, по большому счёту — всего лишь новый набор стереотипов, но на фоне приевшихся сценариев, из которых тут и там торчат уши артуровского мифа, и дивного народа из британских холмов, чьи создатели вслед за Профессором пытаются доказать, что шаловливый Уилл Ш. с его «крылатыми малютками» был неправ, новые для фэнтези стереотипы выглядят свежо. В конце концов, клише — это инструмент, с помощью которого можно создать что угодно, от полной ерунды до истинного шедевра.

Что же создал Кшиштоф Пискорский? Прежде всего, новый мир, увлекательный и загадочный, нестандартный и пугающий, сбивающий с толку из-за обилия деталей касательно военно-политической истории, похожей и одновременно непохожей на ту, что известна нам. Забудьте о стереотипах: автор сумел не просто придумать уникальную систему магии и мироустройства, но и органично выстроить вокруг неё общество, технику, культуру, причём не одного государства и даже не одного континента. Кроме того, уже во время второго прочтения я стала обращать внимание на мелочи, свидетельствующие об эрудиции автора и о том, что с матчастью он поработал очень хорошо. Вот, допустим, такой пример: один из героев, печатник, вспоминает времена, когда «наибольшей проблемой было раздобыть побольше чернил, достаточно бумаги, найти переплетчиков и отыскать достаточно манускриптов, как древних, так и новых». Про поиски манускриптов первыми печатниками я читала в других источниках: да, так всё и было, лавинообразный рост популярности печатных книг привёл к тому, что первым производителям этих самых книг пришлось изрядно попотеть, разыскивая манускрипты, которые ещё не издал кто-нибудь из конкурентов. Или же: Дестреза, испанская школа фехтования; фамилия её основателя и второе имя главного героя «Тенеграфа» совпадают, и это явно не случайность. Можно ещё вспомнить датского астронома, который в молодости получил такое же ранение, как и второй главный герой «Тенеграфа», также в каком-то смысле астроном. Можно отыскать и другие совпадения, но в эту игру интереснее играть, как уже было сказано, при втором прочтении, коего книга, на мой взгляд заслуживает.

Ибо во время первого прочтения вы всё внимание уделите захватывающему сюжету, который скорее заставляет вспомнить авантюрно-приключенческие романы, чьё действие происходит в Испании или испаноязычных краях, чем какие-то другие фэнтезийные произведения, потому что — на мой взгляд — ничего похожего у других авторов фэнтези нет. Пискорский не копирует чужие достижения, а позволяет собственной фантазии подсказывать всё новые и новые нетривиальные пути развития истории. Не раскрывая её перипетий, скажу лишь одно: «Тенеграф» не раз вас удивит и даже, рискну предположить, ошарашит.

Итак, добро пожаловать в удивительный «испанский» театр теней, созданный польским автором. Вас ожидают встречи с отважными мужчинами и женщинами, опаснейшими магическими существами и коварными политиками, поединки и погони, интриги и предательства, трагические потери и чудесные находки. «Тенеграф» — яркое, запоминающееся, нестандартное и в чём-то лукавое произведение; если его магия на вас подействует, вы не заскучаете.

Пожалуй, у этой книги единственный недостаток: ну почему она не часть цикла?..

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор старался, но ему еще учиться и учиться. Сюжет провисает, персонажи несбалансированы, унылые и сверх-банальные части сюжета превалируют над наиболее интересными изобретениями, как скучный герой превалирует по месту в тексте над интересным. Базовая идея про мир теней хороша, но не получила почти совсем никакого развития, не говоря уж про содержательную проработку. Можно представить, как круто реализовал бы это Мьевиль, скажем.

Роман состоит из двух довольно разных частей. Первую (и большую, увы) думаешь, ну вот, очередной Алатристе, осточертевшее всем фэнтези плаща и шпаги, и автор даже не слишком потрудился замаскировать Испанию века 17 — она торчит отовсюду, но не особо украшает, поскольку антураж самый базовый: условный город, мир грандов и бедноты, все ходят со шпагами, процветают фехтовальные школы.

Воистину, нет ничего хуже начинающего автора фэнтези, который выучил слова «финт» и «пируэт» и теперь на десяти страницах подряд описывает один бой героя: как тот уклонился, а этот сделал финт, а тот как даст ему в рог... Шахматные нотации и то представляют больший интерес, по крайней мере, в них больше разнообразия, но эти бесконечные унылые описания боев, мальчуковые радости, кочуют из романа в роман в совершенно неизменном виде, и «Тенеграф» не исключение. Смело пропускайте их.

Особенно учитывая, что первый герой — самый что ни на есть стандартный бретер, наемный убийца, впрочем, не лишенный возвышенного понятия о чести (ну как водится), крутейший фехтовальщик и все такое прочее, что обычно бывает в этом комплекте.

Довольно обидно, что пока этот персонаж на сцене, мы мало узнаем про самую интересную черту романа, которая, собственно, одна выделяет его из бесконечной череды условных фэнтези плаща и шпаги условного Средневековья — а именно, что такого в этой точке мира происходит с тенями, и почему горожане ни в коем случае не допускают, чтобы их тень пересеклась с чужой. В глазах героя это банальная вводная, которой дается немного объяснений, и автор мог бы сделать ее поинтересней, пожертвовав парой финтов и пируэтов ради объяснений.

Точно так же обидно и несколько странно, что заглавный «тенеграф», то есть снимок королевской тени, за которым гоняются все персонажи на протяжении всего текста, так и остается некоторой загадкой. В смысле, понятно, что это, но 500 страниц никто из центральных персонажей не задумывается, что же он означает и почему вокруг этой вещицы происходит такая безумная заваруха — хотя, казалось бы, это первая мысль, которая должна прийти им в голову. Но увы, этот текст отличается теми же недостатками, что и «Обманы Локки Ламоры»: слишком концентрируясь на незначимых деталях, автор как-то упускает, что у сюжета должна быть динамика, а у персонажей — соображалка и здравый смысл (пусть не у всех, но хоть у некоторых). В итоге мы получаем старательно вышитый бисером коврик, на котором не изображено ничего конкретного.

«Теневая» часть, конечно, самая интересная, но при этом поверхностная проработка и довольно банальное изложение во второй половине романа несколько разочаровывают. Вот тут-то можно было развернуться, вот тут можно было погрузиться в такие бездны, но автор как-то то ли поленился, то ли побоялся. В общем, мир теней выглядит не более достоверным и захватывающим, чем «Королевство кривых зеркал».

Под конец сюжет все-таки раскачался и стало интересно даже следить за происходящим. Тут, правда, стало ясно, что смена одного героя на другого — чисто техническая, а писаны они по одной модели и ничем особо не различаются, а уж когда автор доходит до математики в духе «у Пети было три яблока», это становится совсем комичным. Мир, увы, не привлекает. Герои очень типовые: типовой бретер, типовой ученый, типовая «героическая вдова», типовой «главный шпион». Идея с тенями заслуживает лучшего воплощения.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я на полном серьезе предлагаю исследовать генеалогическое древо Кшиштофа, поскольку там обязаны затесаться испанцы или португальцы, иначе мне просто нечем объяснить так обстоятельно, талантливо созданные и переданные декорации, в которых происходит сюжет. От переулка, завешанного полотнищем, до бункера на дне морском, от света до тени — во всем истинный колорит иберийского полуострова, завуалированный, но узнаваемый!

И не верьте аннотации про Дюма и Мартина. Это чистейший, возведенный в абсолют, кристализированный Перес-Реверте с его капитаном Алатристе. От мушкетеров в книге разве что девиз и то — мясом наружу, к другим персонажам и с другим значением. Арахон — рыцарь даги и обмана — явно человек не компанейский, если Д`Артаньян — история взросления среди бывалых на службе в пользу государства в рамочке приключенческой псевдоистории, то поступки Арахона — история самонаказания тертого жизнью и смертью калача с потаенной мечтой о покое домашнего очага. Жестокости здесь хватает, но она... немартиновская, в той трактовке, что от Мартина теперь мы теперь ждём войн, развязанных интригами высокородных домов, а в Тенеграфе упор сделан на магию, да еще какую!

Миры и их отражения, антисолнце, складчатость пространств, путешествия тенеукоротами, гибель от тени, слияние разумов и душ, классификация конструктов и многое, многое другое. Для того, чтобы понять, кто такой Ирахон, мне пришлось накидать матричную сеть, подобно расчетам потомства в задачке по генетике :)))

Тенеграф — прекрасный пример авантюрного романа периода золотого века испанской литературы. С главным героем (отнюдь не ангелом, а человеком с пластичной моралью), которому предстоит пройти определенные испытания, с двойным, а то и тройным дном в сюжете да парочкой роялей в кустах, и с развязкой, от которой порою горчит. Уж какую заслужил.

И знаете что? Если у романа не появится продолжения, полагаю он от этого даже выиграет. Когда блюдо приготовлено не просто хорошо, а изумительно, его малое количество и неповторимость исполнения придаст пище не только большую стоимость, но и большую ценность воспоминаниям об её вкусах. Так же и здесь: эти недосказанности в биографиях героев дадут роману большую завершенность, чем обратное положение вещей.

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Авантюрный роман на псевдо-испанском материале: идальго, инквизиция, гранды, король. Интриги, поединки, покушения. Достижения прогресса: печатный станок, фотография, т.е. тенеграфия. Редкий случай – «научная фентези» в жанре «плаща и шпаги». Структура здешнего слоёного мироздания оригинальна и забавна, а главное, имеет вполне разумную упорядоченную структуру, несмотря на общую волшебность допущения. Действие идёт энергично, бодро, не давая читателю заскучать. Неожиданные повороты сюжета вполне ожидаемые, если понимать, в русле какой традиции работает автор, но это не снижает интереса к происходящему. Текст спокойно сочетает лирику, пафос и иронию, перевод также хорош.

Многие отмечали сходство «Тенеграфа» с книгами Перес-Реверте. Как по мне, такого сходства крайне мало, а в стилистике его нет вообще. Ну, у нас теперь принято: если идальго, значит, Перес-Реверте, ибо одного Реверте и читали в такой манере. Скорее уж я отмечу тонкие отсылки к Сервантесу (это дается сразу в предисловии), Лопе де Вега, а также к Г. Х. Андерсену с его прославленной «Тенью».

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начал было писать отзыв, и тут же попал в тупик. Книга для российского читателя свежая, ещё теплая и пахнет типографией. А потому, вроде как, надо бы рассказать завязку сюжета, притом не повторить аннотацию и отзывов других рецензентов, которые уже успели насладиться темной магией и звоном шпаг до меня. И сделать это оказывается не так-то и легко. С какой стороны не зайду, тут же начинаю залезать на территорию спойлеров или, что ещё хуже, в пространные объяснения устройства теневой стороны оригинального мира сотворенного Кшиштофом Пискорским.

Начну я, пожалуй, сразу с впечатлений. Понравилось, зацепило, увлекло.

И, в первую очередь, зацепило бережным и влюбленным отношением к жанру. Вернее жанрам. Чувствуется трепетная любовь к авантюрным романам в стиле «плаща и шпаги» и героическому фэнтези, с хорошей поправкой на зрелищность и кинематографичность.

Представьте себе старого ветерана, потрепанного жизнью и бесчисленным числом поединков, уставшим от убийств, но бессильным что-то поменять в своей жизни, вдруг попадающего в центр вихря интриг от которых зависит судьба мира. И вот одна из лучших шпаг Серивы готова к танцу смерти, где враги будут захлёбываться кровью, даже не успев понять, как этот дьявол нанес смертельный укол. И главное здесь, что Автор не просит нас поверить в мастерство фехтовальщика на слово, он заставляет внимать ему, подробно описывая бои и технику. Да так, что читатель будто присутствует на поединке. А теперь добавьте к этому совершенно фантастический элемент, когда тень может быть порталом и другим, изнаночным, миром, которым фехтовальщик при должном умении может воспользоваться в бою... Неожиданные удары из тени, битвы сразу в двух измерениях и тому подобное, уверен, вскружат голову любому читателю. Да, мы получаем адский и драйвовый коктейль чуть разведенный уютными диалогами за бокалом южного терпкого вина.

К сожалению, по поводу теневого мира Пискорский все по полочкам не расставит — уж больно он у него получился масштабный и мудрёный. Магия и фантастические элементы часто спущены на фантазию читателя. С другой стороны, Автор выдерживает баланс, уходя от скучных лекций в сторону лихого приключения. Кроме того, персонажи, декорации, стиль повествования очень хороши. Наряду с классическим построением сюжета много новых находок. Да и повороты, с которых заносит так, что приходится останавливаться и переводить дух, тоже идет плюсом роману.

Ещё один немаловажный момент — это интрига. Автор держи в сильном напряжении две трети книги, в последнюю треть, хоть давление чуть и спадает, но расслабиться не даёт до самого конца.

Очень понравился главный герой, Арахон И’Барратора. С одной стороны он чуть ли не бог шпаги, с другой получился очень человечным и ранимым.

Главный антагонист — который хоть и держится в секрете до самого конца, но угадывается на раз — тоже получился личностью неоднозначной. А вообще, если разобраться, все враги, друзья и прочие действующие лица в романе личности незаурядные и живые – в них хочется верить.

Дочитывая книгу, очень не хотелось прощаться ни с жаркой Серивой, ни с полюбившимися героями, ни с их тенями. Но история закончилась ровно там, где и следовало поставить точку. А это ещё один, без всякого сомнения, плюс «Тенеграфа».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Преимущества «Тенеграфа»:

1) Интересный сеттинг с опасными тенями, солнцем и антисолнцем, миром теней и его каббалистическими уровнями, зачатками стимпан-, даже нет, тенепанка.

2) Колорит Испании времён начала Ренессанса.

3) Книга закончена, продолжений не нужно, сюжет логически завершён.

4) Хороший вотэтоповорот в середине истории.

Нейтральные аспекты:

1) В целом несколько тяжеловесный, стилизованный язык.

2) Прорва батальных сцен, описанных специфически. Кому-то покажутся бодрыми, кому-то унылыми.

3) Попытки углубить сеттинг за счёт разных механизмов, работающих через мир теней. Это интересно, но появляется только после первой трети книги. Как будто автор сначала писал просто авантюрный роман, и только потом, обдумывая собственный мир, начал давать ход воображению.

4) Сюжет немного водит из стороны в сторону. Иногда кажется, что автор хотел развлечь себя то одним, то другим. Например, главный герой вдруг преображается в ниндзю и устраивает стелс-миссию, хотя ничто не указывало, что он такое умеет, и никто не объясняет, откуда такие навыки. Потом выскакивает типа зловещая инквизиция и тут же [спойлер], ничем наглядно не проявив свою зловещесть.

5) мир за пределами Серивы очерчен очень смутно. Например, множество раз упоминается некий «Всетень», но мы так ничего про него и не узнаем — только что это некто важный и неоднозначный. А ведь он играет свою роль в развязке конфликта.

6) Не сказать, чтобы в книге была большая идея или великая мораль. Это не хорошо и не плохо, но это стоит отметить. Боевик — он и есть боевик.

Отрицательные стороны:

1) Персонажи абсолютно не продуманы. У них практически нет характеров, и нужны они только как двигатели экшена. У главного героя, на мой взгляд, есть только одна живая и уникальная черта — как он искренне печалится по поводу трупов, пока нарезает их направо и налево. Без иронии, данная конкретная деталь вышла хорошо.

2) Мир теней описан невнятно. Жар, холод, бурление каких-то вредоносных субстанций и жидкостей, вот вроде и всё.

3) Внезапно, мерзостная сцена казни цареубийцы. Аж на несколько страниц, без малейших предпосылок или последствий. Выпирает из книги, как гнойный бубон на коже. Зачем? Ну зачем? Идею можно было донести в одном абзаце.

4) Минорные претензии к логике сюжета. Например, а) если первую и вторую часть рассказывал «истинный герой», который видел всё, что происходило — кто тогда рассказывает эпилог? Что это за лирический герой и откуда он знает это всё? б) почему один-единственный тенеграф имел такое значение, раз его увидел весь город, и все учёные уже начали копировать технологию? Впрочем, крупных провалов в сюжете нет.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если я не ошибаюсь, именно с этого произведения началась фантастическая «экспансия» польских писателей, которую тщательно подготовили и реализовали в издательстве АСТ. Сегодня невозможно представить сразу несколько фантастических серий, причём, вполне успешных, без присутствия современных писателей из Польши.

Главной отличительной особенностью, на мой взгляд, является неординарное и необычное воплощение задуманного. Это произведение привлекает внимание с первого знакомства, начиная с аннотации, которая обещает приключения и тела, и духа. И что более важно, не обманывает ожидания, так как читателей ждёт невероятный мир и вряд ли даже самому искушённому поклоннику жанра приходилось бывать в подобных местах.

Автор использовал практически беспроигрышный вариант, когда взял за основу средневековую Испанию, Сицилию, Корсику и сделал главным героем обладателя шпаги, который вполне может быть и мушкетёром, и капитаном Алатристе. То есть, перед нами будет составлен чёткий образ и героя, и предполагаемого места действия, что делает историю по-настоящему понятной. Конечно, все мои ощущения навеяны прочитанным или увиденным ранее, автор старательно избегает любых упоминаний, связанных с нашим миром и его героями.

Не стоит думать, что это сугубо приключенческая история. Нет, это полноценный роман в жанре фэнтези, причём, я бы его отнёс к тёмному поджанру. Даже сама фабула имеет отношение к теневой части и играет важную роль в сюжете. В этом мире тень является неотъемлемой частью любого живого существа, только живёт в мире теней. Это живое существо, которое проживает свою жизнь, только в изменённом мире и иногда может выходить в наш. Это работает и в обратном режиме, когда обычный человек попадает в мир теней. Нахождение и для одних, и для других в непривычных для них местах сопряжено с болью и возможностью погибнуть. Есть люди, которые освоили навыки использования тенепространства для собственных целей, могут скрытно перемещаться в любые места, преодолевая большие расстояния за короткое время. Это общие сведения о мире и его отличиях от обычной Испании.

В этом произведении достаточно внимания уделено самым разным боевым столкновениям. Не все схватки будут напоминать рыцарские поединки, чаще победителем будет более коварный и умелый, умеющий и обмануть, и подло ударить в спину. Жестокость в этом мире возведена в ранг государственной политики, никакой жалости или милости к побеждённым. Кровная месть, заказные убийства, это обыденное явление, дань прошлого и суровая реальность сегодня. Инквизиция, загадочные гости из других регионов и государств, пришельцы из мира теней, все старательно убивают друг друга и хотят добиться каких-то целей.

Это отдельный роман, что само по себе уже большая редкость. И даже, если автор надумает продолжить историю собственного мира, то это будет совсем другая книга.

Рекомендую любителям жанра. На мой взгляд, это очень необычная книга и пропускать подобные вещи будет непростительной ошибкой.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления:

Польские писатели продолжают радовать, как говорится не единым теперь паном Сапковским))) На «Тенеграфа» я обратила внимание сразу же, еще с анонса, уж слишком я люблю «Под знаком мантикоры» Пехова, а здесь обещались похожие испанские декорации, фехтовальные поединки, интриги церковников и заговоры. Получила же я от книги даже больше, чем ожидала. Более того, я так привязалась к главному герою, что финт автора в середине книги поверг меня в растерянность и я долго не могла прийти в себя от такого неожиданного поворота сюжета. В общем, Пискорский меня в своем «Тенеграфе» смог удивить не раз и заставил очень поволноваться за героев, которые мне были симпатичны. А такая привязанность к книжным персонажам и волнение за их дальнейшую судьбу, как по мне говорит о мастерстве автора, и о том, что ему удалось сделать свой мир абсолютно реальным) И пускай мне пришлось сильно попереживать и даже расстроиться ибо автор не собирался своих героев жалеть и не все они счастливо добрались до финала, но история Арахона И'Барраторы определенно вышла очень и очень хороша!;)

Мир.

Вы когда-нибудь обращали внимание на свою тень, которая следует за каждым человеком до самого конца его жизни? Наблюдали за тенями неживых предметов и как они меняются под воздействием Солнца? Пытались ли вы когда-нибудь наступить на свою тень или догнать тень другого человека? Пискорский создал свой уникальный мир основываясь на тенях, которыми полнится наш мир. В его Сериве тени являются вторыми половинками человека, и если тени двух живых существ случайно соприкоснутся, то произойдет слияние душ, сущностей и воспоминаний. Поэтому южные города, такие как Серива, имеют уникальную планировку и архитектуру: в концах прямых улиц стоит высокое здание, бросающееся тень на всю длину, а пешеходные аллеи прячутся под тентами и навесами. Приближаться к чужой тени слишком близко считается невежливым, более того оскорбительным. Но сильные тени могут поглощать более слабые и таким образом противники могут вступать в поединок, в котором будет лишь один выживший победитель. А ещё через тени можно открывать порталы и путешествовать как по внешнему миру, так и по многослойному тенепространству. Великолепная идея! Мне признаться очень понравились вставки от лица учёных и тенемастеров, рассказывающих о тенепространстве, о двойниках людей, живущих в теневом мире, о свойствах тени и ее связи с человеческим телом. Было очень любопытно поразмышлять над такими вопросами)))

Но и внутреннее устройство Серивы не менее интересно. На троне полубезумный юноша-король, вокруг него советники из самых влиятельных родов, а с другой стороны, конечно же, Церковь. И все эти силы сражаются за власть ядами, заговорами, предательствами, холодным оружием или нанимают убийц, как мастерски владеющих рапирой, так и тенемастеров, способных открыть для них портал в любой тени. Ещё мне очень понравилась мрачная история о монастыре Молчащих сестер, прям до мурашек пробрала. Когда нынешний глава Церкви пришел к власти, то решил сделать религию единой, но Сестры, живущие по своим уставам в монастырях без окон, отказались повиноваться. И тогда однажды ночью все двери были заложены и верующие с Сестрами остались в кромешной тьме в монастыре, превратившимся в склеп. Но их мучения не кончились быстро, ещё долго камни монастыря испускали из себя, доносящиеся с глубины крики...

Герои.

Главный герой «Тенеграфа» Арахон И'Барратора, ветеран нескольких войн, некогда лучшая рапира Серивы и человек, выполнявший тайные миссии старого короля, при новом вынужден выживать в бедных кварталах, учить купцов и крестьян самым простым фехтовальным приемам и браться за заказы властьимущих по устранению не угодных им лиц. Несмотря на то что Арахон по сути стал обычным заказным убийцей, он не утратил совесть и честь, ему знакомо великодушие и он всё ещё способен на благородные порывы. Он хочет подкопить денег и наконец-то покончить с такой жизнью, но судьба предподносит ему сюрприз. Он оказывается втянут в разборки между королем, Церковью и тенемастерами. И если изначально речь шла лишь о спасении ученого, сделавшего опасное открытие и создавшего тенеграф, то вскоре Арахону пришлось спасать ещё печатника, решившего опубликовать мемуары опасного для страны изгнанника, прозванного Черным Князем, искать его украденную маленькую дочь и защищать семью своего соперника, которого он убил в честном поединке, но совесть не позволила бросить без средств его вдову с сыном.

Арахон вообще очень интересный персонаж и о нем ещё много чего можно сказать. Мне он понравился, даже несмотря на его род занятий. Поддалась я его «мушкетерскому» обаянию, а фехтовальное мастерство мастера и прекрасно прописанные поединки привели меня в восхищение*_* Кстати, судя по обложке, я думала, что главный герой будет чуть ли не пожилым ветераном, а оказалось, что Арахону только тридцать лет0_0 И ещё было любопытно наблюдать за Черным Князем, очень он неоднозначный персонаж. В одном эпизоде поступает подло и без зазрения совести убивает возможно невинного, а в следующем эпизоде поступает благородно и рискует собственной жизнью. Но наверное это черта страстной натуры всех жителей Серивы)

Итого:

Замечательный авантюрно-фэнтезийный роман с уникальным миром, увлекательным сюжетом и запоминающимися героями. Я получила от чтения «Тенеграфа» огромное удовольствие и очень привязалась к героям этой истории. Единственная «тень» в этом произведении — мне было мало страниц. С таким обширным и интересным миром, который хочется изучать и изучать, можно было автору написать как минимум дилогию или трилогию. Я требую продолжения авантюр Арахорна И«Барраторры! А пока точно буду «Тенеграфа» перечитывать) Рекомендую всем любителям приключенческого фэнтези и особенно тем, кому нравится «Мантикора» Пехова=)

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С большим удовольствием провела время с книгой. Мне понравилась идея, персонажи, лёгкость изложения, увлекательность сюжета, то, что история вполне самодостаточна и не является частью цикла, сейчас это такая редкость.

Очень хороший главный герой. Именно хороший, не идеальный. Большой мастер шпаги и непривзойдённый виртуоз поединков Арахон, вольный наёмник. Не выносит известности и чванства, за это его и ценили, никогда не задавался, а те с кем он скрещивал клинки уже никогда и никому не могли выдать секреты его мастерства. Арахон, выпивая вина, любил помечтать, что когда-нибудь соберёт достаточно золота, чтобы купить поместье где-нибудь и осесть там в покое. В этих мечтах, в тишине жаркого полдня, он работал над книгой – чудесным фехтовальным трактатом, центром которого должно было стать описание его прекрасного удара. Раскрыть его преждевременно чужим людям – означало предать собственную мечту, даже если, протрезвев, кавалер глубоко её стыдился. Избегать ненужного боя он никогда не считал бесчестием. В общем Арахон И’Барратора словно кусочек серебра в грязи, обломок века чести и шпаги, которому уже пришла пора окончательно закатиться. Вот такому персонажу и вапало по стечению обстоятельств попасть в историю и спасать не только себя, но и близких и даже весь свой мир, вступив в неравный поединок с потусторонним.

А мир, показанный Автором, похож на Испанию солничную и жаркую, где тенепространство и светлый мир существуют друг подле друга, как картинки с двух сторон кривого зеркала, соединенные навечно, хоть и не похожие с виду. Всякое разумное существо в этом мире живёт одновременно в обоих местах и состоит из двух половинок: тёмного существа, обитающего на самом дне тенепространства и существа света, населяющего светлый мир. Единственной связью между этими частями является тонкая таинственная нить, благодаря которой они остаются единым целым. Всякое тёмное существо обладает своим человеком. Всякий человек обладает своим тёмным существом. Рождаются они и умирают в один и тот же миг. Не знают они друг о друге, хотя вторая половина всегда на расстоянии вытянутой руки – за окном в тенепространстве.

В книге присутствует авантюрный дух, без страха и упрёка, бесшабашный, присущий настоящему приключению, которое закручивается вокруг прибора тенеграфа, который приоткрывает тайну связи между миром света и миром тени. События развиваются стремительно: тайны, интриги, погони, звон шпаг, схватки, поединки, узкие улочки, дворцы, площади, смерть, любовь и тенепространство. В главного героя, как и во всех персонажей верится, потому что они обладают настоящими чувствами. И когда Автор подбрасывает по итогам книги неожиданные повороты по отношению к своим персонажам в них тоже верится с радостью, потому что они тоже присущи только настоящему приключенческому роману, от которого я уже поотвыкла. Конечно не всё в этом романе гладко, иногда возникало ощущение зачем нам рассказывают про то или иное, если в дальнейшем это не получило развитие, но всё же в целом это очень классный роман, который напомнит какие интересные приключения мы читали в юности.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тенеграф попал мне в руки совершенно случайно — просто услышал название, оно показалось звучным, «а почему бы и нет?» , даже аннотацию толком не читал. Пару раз такой метод срабатывал, и мне попадались действительно отличные книги-нежданчики, от чего удовольствие было только сильнее. Но вот с поляком, к сожалению, другой случай, претензий я могу выдвинуть весьма много.

Начну с того, что автор очень, ну прям очень топорно вводит в свой мир. Да, в местной истории были интересные моменты, да, здесь есть любопытные обычаи, вытекающие из свойств тени. Но, черт возьми, почему читателю это все подается так топорно! Почему экскурсы в события прошлого так резко врываются в повествование (а это, между прочим, все слова рассказчика) и сбивают с ног темп, почему ради сомнительных по важности исторических справок жертвуется «экранное время» одного из персонажей, который заявляется рассказчиком как один главных?

Подобные претензии можно выдвинуть практически ко всем аспектам — у мира есть свои фишки, построенные на тенях, но идея проработана слабо, и возникает куча вопросов к тому, как же живет мир по таким законам. Рассказчик в начале заявляет о трех персонажах в центре истории? но автор прописывает более-менее только одного, а другой вообще очень редко появляется на страницах. Сюжет с твистами? Но история финтит исключительно роялями, из кустов вылезают такие вещи, к которым нет абсолютно никаких подводок.

Самое же интересное среди всего этого заключается в том, что после последней страницы все же не остается сожаление о зря потраченном времени, впечатление остается нейтральным. Все-таки в Тенеграфе есть определенная динамика, неплохие экшен сцены, главный герой обладает толикой харизмы. Книга, безусловно, посредственная и проходная, но это середняк из разряда «пойдет, не смотря на....», что куда лучше книг, где номинально куча плюсов, но никаких эмоций.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Тенеграф» Кшиштофа Пискорского – уже третье проявление не столь давно возникшей волны изданий современных польских авторов фэнтези и фантастики на русском языке, и роман вновь демонстрирует их «сцену» с непривычной стороны. Можете смело не искать параллелей с мрачными героическими сказаниями границ могучей Меекханской Империи, где нити судьбы спутываются в тугой хитровыплетенный узел, перемалывая всякого подвернувшегося (прислушайтесь к их крикам – в отзвуках можно уловить коварное «ЭТО ЕЩЁ ПРОЛОООГ!») и пока только обещая миру грандиозные потрясения. Равно как и есть лишь минимум общих черт с историей странствующего по стылой реальности оживших сюрреалистических кошмаров лихого землянина, что временами прерывается повествованием о том, как элегичный мирок вьюной монаршей особы методично погружается в кромешный гримдарк и Израиль. Нет, пан Пискорский рассказывает совершенно свою историю, где фэнтези пропитано атмосферой авантюрных романов «плаща и шпаги» – вкусивший всей мощи теневой стороны силы владыка Дарт Аньян с обложки настраивает на должный лад. И книге есть чем удивить.

«Тенеграф» насквозь пропитан атмосферой Пиренейского полуострова с его палящим солнцем, непроглядными тенями, без передыху копошащимися муравейниками портов, воинами плаща, шпаги и предполагаемой чести... И при всё растущем ныне культурном разнообразии основ вымышленных миров подобное остаётся явлением крайне редким, но суть не в этом. И даже не в том, что «Тенеграф» – редчайший по нынешним временам представитель вида «роман фэнтезийный одиночный», нет. При таком подходе сложно ожидать не просто захватывающей истории в эффектном магическом антураже, но и детально раскрытого мира, одновременно близкого нашему и совершенно иного, с погружением в тайны мироустройства, перипетии политики и истории, а то и развитие средневековой научной мысли. Автор же гармонично умещает в недлинный роман столько сведений, что иным англоязычным писателям и на трилогию было бы сверх меры. И это притом, что завязанное на измерении теней и влиянии его на мир под солнцем мироустройство «Тенеграфа» – вовсе не попытка оригинального украшательства, а полноценная основа для общественного уклада, традиций, культуры и даже архитектуры, да ещё и своя для разных народов.

Начисто чуждое человеческому восприятию тенепространство с его лютыми искажениями привычной реальности, безумными измерениями и множеством сокрытых возможностей станет и центральным сюжетообразующим элементом, но не сразу. Начало неспешно и местами кажется перегруженным – повествование регулярно переключается с драматичного приключения фехтовальщика на жизнь учёных мужей. Акценты же сплошь и рядом уходят в сторону экскурсов к давно ушедшим временам и едва отгремевшей войне, детальной демонстрации архитектуры и социума портового города Серивы, рефлексии персонажей... Такой подход окупается в полной мере – когда вереница невероятных совпадений сплетёт сюжетные линии в занятную интригу, а история обернётся ураганной пляской клинков и теней, щедро украшенной мотивами долга и мести и сдобренной толикой закулисных игр сильных мира сего, мира того и не от мира сего, представление о реальности романа будет сформировано в полной мере. Но это немного после, пока же… Придворный учёный Хольбранвер, чей пытливый ум сравнится лишь с неуёмным аппетитом, совершает открытие, что поставит под удар множество жизней. Слепнущий от еженощных корпений над пергаментами и рукописями печатник Камина собирается с духом, прежде чем опубликовать памфлет, способный пошатнуть основы власти в Сериве. Кавалер Арахон И’Барратора, ветеран войны, участник выполнявшего особые поручения отряда, а ныне учитель фехтования и наёмный клинок на службе у грандов города, заливает вином преследующий его образ…

По словам рассказчика, и уж поверьте, достовернее его сыскать попросту невозможно, “на выборе героя, словно на гвозде, повисает вся тяжесть повествования” – и гвоздь выдерживает. Арахона И’Барратору, на котором сосредоточена история, жизнь успела здорово поистрепать, но и в своём тяжёлом положении он не утратил благородства, а из множества передряг извлёк ценный опыт. И в кои-то веки этот самый опыт заключается не в том, что герой шинкует врагов как чёрт. Нет, не подумайте плохого – Арахон ещё как шинкует врагов как чёрт, что автор демонстрирует в детально и красочно выписанных батальных сценах. Но главной благодетелью мастера клинка он всё же полагает возможность эти самые клинки без крайней необходимости не обнажать и прибегает к насилию лишь когда она наступит. С ним же связана романтическая линия – и дела прошедших дней оставляют на ней замысловатый след традиции и возможной кровной мести. Прочим героям, будь то учёные мужи, опальный дворянин или загадочная опасная женщина из-за дальних морей, места отведено несколько меньше – но всем дан шанс раскрыться, и у каждого из них свой уникальный голос.

В итоге “Тенеграф” оставляет исключительно приятное впечатление. Это характерная героическая история, правда, начисто лишённая иной раз присущей жанру наивности. След же романов “плаща и шпаги” здесь столь глубок, что остаётся только гадать, не искал ли пан Кшиштоф вдохновения, заняв стойку diestra с двумя шариковыми ручками наголо и оголтелыми выкриками “Я Артуро Перес-Ревертеее! Вегнер, Гжендович, Рак – к барьеру, господа!” Здесь и глубокий поклон “Трём мушкетёрам” Дюма, и даже – спойлер ужасающих масштабов – возглас “Каналья!” (неясно, фишка эта оригинального текста или перевода, но Сергей Легеза с его очаровательной фиксацией на слове «подле» снова на высоте) присутствует. В прекрасно выписанных, стремительных и захватывающих поединках погибнут многие – и доведётся иной раз искренне сопереживать ещё одному погибшему наёмнику гранда. Роман ни разу не гримдарковый – только вот от отдельной сцены и бывалому читателю великого Джорджа Аберкромбэккерсона может изрядно подурнеть. Раскрытию мира по нынешним меркам уделено довольно мало времени, но он получился глубоко выписанным и живым, загадочным и порой пугающим. Этот мир просто требует возвращения к себе. Тем более что финал истории сулит неимоверные историко-культурные потрясения. Так что можно смело закрывать глаза на недочёты плана громоздкого начала или малость топорного объяснения сути антагониста. Единственная весомая проблема книги сводится к безжалостным вопросам. Какого? Чёрта? Это? Не? Цикл? Впрочем, будь оно иначе, проблема звучала бы как «Где? Чёртово? Продолжение?» Но раз уж на герое, как на гвозде, повисает вся тяжесть повествования... ещё больше отяготить судьбу благородного фехтовальщика было бы к нему попросту несправедливо – а стало быть, история завершена как ей должно.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий роман, интересный своей слегка испанской атмосферой и оригинальным миром, но слегка проседающий в плане основной истории и героев.

Автор пишет основательно и отчасти неторопливо. Что не является недостатком, поскольку описания и отвлеченные экскурсы в историю мира получаются хороши настолько, что они работают на атмосферу книги.

Мир придуман интересный, с оригинальными идеями о природе тени.

Главный герой — классический типаж, потрепанный жизнью и сражениями, но сохранивший благородный стержень в душе. Мастер фехтования, безжалостный к врагам, но не радующийся необходимости убивать. Есть у него и любовный интерес, хотя там все непросто из-за переплетения мотивов чести и кровной мести.

Другие герои, скажем так, не самые типичные. Ученые, уже в возрасте, со своими недостатками и не самым героическим характером. Или ветераны сражений. Или вообще иномировые сущности.

То есть все вроде бы хорошо. Но вот сама история при всех столь многообещающих предпосылках постфактум выглядит простовато. Да, в ней есть неожиданные сюжетные повороты и динамика. Но складывается впечатление, что автору удалось придумать интересный мир и героев, но не удалось на должном уровне показать их взаимодействие. Отсюда некоторые рояли, слишком простые решения проблем, сливы второстепенных персонажей.

И именно поэтому это не более чем просто крепкий роман. Пускай и с многими достоинствами.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивляют комменаторы, которые пишут отзывы сопоставимые по объему с самой книгой :)

Сам «Тенеграф» — плохая копия Алатристе с небольшим вкраплением мистики (знаете, когда заканчивается порошок и появляются черные полосы на листе, а сам текст бледный). Написано слишком объемно (можно было сильно короче). С другой стороны, если кто-то любит Испанию и занудство, то ему может и зайти.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Штучный экземпляр

***

«Тенеграф» — это почти пережиток ХХI века, когда в ходу длинные циклы\сериалы\межавторские циклы, романа с многочисленными приквелами и\или вбоквелами. «Тенеграф» — сольная книга. Берешь её в руки и понимаешь, что перед тобой законченная история, как она есть. Кто-то посчитает это анахронизмом на фоне Космера Сандерсона или многотомного «Колеса времени». Да и мартиновский ПЛиО всё еще ждут фанаты. «Тенеграф», увы, рискует затеряться на их фоне. По крайней мере у широкой аудитории.

А ведь роман Пискорского – вещь очень оригинальная. По первым главам казалось, что меня ждет обычный приключенческий боевик, в котором будет много шпажных боёв да и только. Однако произведение Кшиштофа отнюдь не такое простое. «Тенеграф» на самом деле оказывается крепким приключенческим боевиком с обилием интриг, прекрасным миром и одним хорошим твистом. Но обо всем по порядку.

Сюжет закручивается вокруг нескольких героев, которые сперва подаются врозь, но затем сходятся воедино. Это Арахон И’Барратора – фехтовальщик, герой двух войн, человек с добрым сердцем и совестью в мире порока и грязи. Арахон вызывает сопереживание, за ним интересно наблюдать. Возможно, его характер выписан не так уж прекрасно, как хотелось бы, но страничного времени у него было маловато. Второй из героев – это Кармина – типографский работник, который получает интересный заказ. Естественно, этот заказ и является катализатором сюжетной линии. Кармина – человек-функция, его характер тут и не нужен. Наконец, третий важный герой – это ученый Хольбранвер – довольно занятный мужчина, у которого страсть к новым исследованиям. Именно его изобретение является третьей и последней деталью к паззлу. Когда он (паззл) собирается, Пискорский лихо вкручивает максимальную скорость и выдает запредельный экшен. Вот этого момента приходится ждать практически треть книги. Порой следить за ходом событий становится трудно из-за обилия персонажей и воюющих сторон. Но в конечном итоге картинка складывается, а это главное.

Мир. Далее последует один большой абзац-спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Страна, где происходят события, подозрительно похожа на Испанию, точнее, на её провинцию. Король здесь малодушен, дворцом правят заговоры и интриги. Но самое примечательное – это мир шпаги и магии. Сражения на холодном оружии прописаны очень красочно и интересно. Есть названия различных стоек и приёмов. Думаю, Пискорский мог и больше увлечься в этом направлении, но что есть, то есть. Магия же строится вокруг мира тени – это параллельный мир, немного похожий на Сумрак Лукьяненко, но это лишь на поверхности. На самом же деле Свет и Тень антогонистичны друг другу, но одновременно и симметричны. У любого светлого человека есть свое темное составляющее в мире тени. При этом у любого же светлого человека есть тень, как и у темного человека – светотень. Достаточно двусмысленное уравнение, которое, впрочем, не лишено оригинальности. Вместе с тем герой Пискорского может «вобрать» в себя умирающего человека. Это не просто память (как вампиры в сказках узнают о человеке, выпивая его кровь), а полноценное вбирание части человека. За всё ценное приходится платить – вот уж точно слова про мир «Тенеграфа». Особенно понравилась идея тенеукоротов– эдакие порталы (из одноименной игры), но только через мир тени со всеми вытекающими последствиями. В общем, Пискорский придумал очень интересный и перспективный антураж для своей книги. Потенциал у мира велик, но автор решил ограничиться одним произведением. Это смелое, даже дерзкое решение, заслуживающее уважение.

Заключение: «Тенеграф» — глоток свежего воздуха. Он не идеален. Минусы весьма заметные – экшен начинается далеко не сразу, мир и герои могут показаться не прописанными, язык порой кривоват (но это не вина переводчика, стоит только заглянуть на его страницу и список его работ, чтобы убедиться в его проф пригодности). В книге нет карты, хотя она была бы очень полезна. Но при всём этом «Тенеграф» знатно отличается от многих фэнтези-книг современности – он самостоятелен, он сам и начало, и финал. С ним есть уверенность, что историю ты узнаешь, что тебя не разводят на сериал и трату денег. С удовольствием прочту и другие работы Пискорского, если таковые появятся на русском языке. И отдельная благодарность автору за систему магии. Она сильна и чем-то напомнила работы Сандерсона и МакКлеллана, пусть и звучит это слишком претенциозно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх