Все отзывы на произведения Евгиния Шерстобитова
Отзывы (всего: 3 шт.)
Рейтинг отзыва
Евгений Шерстобитов «Акваланги на дне»
1001, 6 июня 23:19
Сначала я, конечно, посмотрел фильм — нам его привезли прямо в пионерский лагерь (черно-белый, «квадратный» вариант).
Фильм зашел «на ура» (не помню, в каком году это было, но хорошо помню, что главная героиня фильма уже вызывала у меня какой-то непонятный интерес :)
И, естественно, вернувшись из лагеря домой — я тут же нашел книгу (в читальном зале, конечно), по которой был снят фильм.
В то время я еще не знал, что детские писатели в своих книгах описывают свое собственное детство, так как просто не в курсе реалий текущего молодого поколения (а режиссеры — снимают детские фильмы по тому же принципу :)
Поэтому меня крайне удивило начало книги: группа пацанов на пляже занималась какой-то ... Нет, чуть позже стало понятно, что они готовятся стать даже не разведчиками, а контрразведчиками и ловить шпионов (ЮДП — Юные друзья пограничников, с 1959 года) .
Но в 1965, когда была написана эта книга — многое уже успело измениться и такие увлечения выглядели бы очень странно. Тем более это странно выглядело тогда, когда я впервые читал «Акваланги» — лет пять-шесть спустя после выхода книги и фильма, уже накануне «разрядки».
Сейчас-то понятно, что Шерстобитов писал по впечатлениям своего собственного подросткового возраста (1940-1942, примерно) и шпиономания (зачеркнуто) интерес к этой теме у подростков был основательный.
А тогда я все это отнес на то, что действие происходило в приморском поселке, на морской границе СССР — благо я сам тогда жил в городе, от которого хоть «три года скачи, ни до какой границы не доскачешь».
(Плюс в том поселке еще и кино регулярно снимали — можно было немного позавидовать: какая у людей интересная жизнь :)
(более того — и пытаться уйти обратно с того же самого пляжа в поселке, в котором он уже засветился по полной) — это было очевидно и в том, нашем детском возрасте. Режиссер и автор, в одном лице, как-то недооценивал свою аудиторию, уже видевших фильм, где было сказано, что в наше время шпионы прилетают в страну рейсовым авиалайнером (вроде это в фильме про Резидента было :)
Но, как было специально подчеркнуто автором, как раз для скептиков всех возрастов — «кино-то у нас детское!»
(ну и книга, естественно — тоже)
(автор, к слову, весьма иронично относится и к контрразведчикам, у него — допускающим в своей работе просто фантастические промахи :)
Сам автор тоже прокололся — в книге упоминается действующий инспектор ОРУД (при первом чтении моя реакция — «Что за ОРУД такой?»)
Т.е. он таки реально описывал свое собственное детство (так как ОРУД был объединен с ГАИ еще в 1961 году) Однако при этом упоминается капроновая шляпа... так что ни прошлое, ни настоящее :) Ладно, будем считать, что действие книги происходит не позже 1961 года (фильм вышел на экраны в 1966, и за период между 61 и 66 многое успело измениться кардинально).
Но самое интересное для меня началось позже:
1. Я сменил место жительства и оказался в приморском городе.
2. В этом городе постоянно снимали кино.
3. Мой тесть всю жизнь был _морским_ пограничником.
4. Как следствие — куча знакомых пограничников и свободный вход на заставы (своего рода корпоративы, да :)
5. И моя жена таки похожа на главную героиню фильма :)
Т.е. фильм и книга оказались для меня пророческими — причем в полной мере (да и не только этот фильм :)
(мы все живем в матрице, не иначе :)
Евгений Шерстобитов, Герцель Новогрудский «Сокровища пылающих скал»
1001, 21 января 02:13
Очень далекий 1969... или уже 1970.
Стандартный троллейбусный маршрут в центр города.
Троллейбус проезжает мимо афишной тумбы. На нее наклеен огромный лист с рекламой фильма «Сокровища пылающих скал», на нем, кроме названия, есть изображение мальчишки, сидящего в таинственной пещере.
Огромное желание пойти и посмотреть этот загадочный фильм. Но увы — в кино можно только с родителями, а им некогда.
(проезжал мимо раз десять, афиша та прочно врезалась в память)
И все. Фильм не показывали ни в специализированном детском кинотеатре, ни по телевизору. Не привозили в пионерские лагеря.
Очень похоже, что его таки положили на полку (с учетом его содержания — это вполне вероятно).
Увидел я его уже в ХХI веке — когда появился ДВД- диск с этим фильмом. К моему удивлению, в этом фильме одну из главных ролей играл сам Мвен Мас :)
(Ладо Цхвариашвили — очень колоритный актер, жаль, снимался очень мало)
А режиссер фильма, Евгений Шерстобитов, фамилии которого мы не знали, но его фильмы любили — возможно, не был самым известным режиссером детских фильмов в СССР, но по своему значению он стоял на одно уровне с Роланом Быковым — режиссером.
«Сказка о Мальчише-Кибальчише» — один из первых моих фильмов, увиденный на «большом экране.» Масса показов в первые годы после выпуска и все, пропал со всех экранов. Впрочем, это судьба очень многих фильмов, снятых при Хрущеве.
«Акваланги на дне» — пожалуй, единственный фильм Шерстобитова, который периодически показывали даже по ТВ.
«Туманность Андромеды» — еще один, фактически тоже «полочный» фильм, так как после краткого показа в кинотеатрах в год выхода, его не показывали больше нигде (хотя показы для пионерлагерей были бы в самый раз). Первый показ по ТВ- 1979 год (причем в потертой прокатной копии).
«В тридевятом царстве…» — при всем желании не смог посмотреть нигде (у нас в городе было что-то вроде детского киноклуба, где показывали наиболее интересные фрагменты из старых фильмов (Фантомас был в лидерах :) Но и фильм «Тридевятое царство» был не менее интересным, так как лет в 14 все аллюзии из этого многопланового фильма нам были уже понятны :)
Владимир Дмитревский, Евгений Шерстобитов «Туманность Андромеды»
1001, 6 декабря 2024 г. 19:33
Начало 1968 года. Над одним из центральных кинотеатров нашего города появляется огромный плакат (где-то 2х10 метров), на котором, помимо названия фильма, изображены фигуры и лица героев фильма. Все выглядит необычно, непривычно и очень странно.
Мне еще 7 лет, мы идем с отцом мимо, я читаю название и прошу объяснить значение столь необычных слов (и картинок заодно :)
Отцу тоже интересно и на следующий же день мы с ним идем смотреть этот фильм.
У меня предчувствие чего-то очень интересного и таинственного (в 1966 или на год раньше, по ТВ показали фильм «Мечте навстречу», мне было тогда страшно интересно (буквально :), тем более, что я не понимал смысла сюжета фильма. Но фантастику я полюбил сразу :)
И предчувствия меня не обманули — я получил этого самого интересного и таинственного по полной программе — начиная с каменной руки с бьющим из нее пламенем. Что каким-то образом сочеталось с хорошо знакомой мне обстановкой линейки пионерского лагеря :)
И вот на этот раз было четкое и полное понимание сюжета (кроме любовной линии, конечно :)
Как выяснилось позже, я с одного просмотра запомнил весь визуал фильма «наизусть» — причем именно в том виде, как это было в широкоэкранном кино — то, что сейчас доступно в сети — это только жалкое подобие прокатной копии фильма.
(честно сознаюсь — я зажмурился от страха только один раз — в эпизоде с исследованием «Паруса» :)
Единственный фильм, который можно сравнить с ТА в этом плане — это «Космическая одиссея 2000 года» Кубрика.
Весной в нашей школе проводилась традиционная апрельская выставка творчества учеников школы, среди всего прочего там была показана и диорама по фильму ТА — рисованный задник и вылепленные из пластилина корпус земного звездолета, спиралодиска, фигурки космонавтов и транспортер.
Так я понял, что не был одинок в своей оценке фильма :)
А потом этот фильм исчез. Совсем.
Его не было в прокате, его не показывали по телевизору (кстати, и продолжение не было снято совсем не по причине смерти Столярова).
О нем не упоминали в прессе (в том числе и пионерско-комсомольской).
Очевидно, что фильм попал под запрет и был положен на полку (так как и сам роман, и фильм по нему был снят в духе хрущевской эпохи, совершенно не созвучной брежневскому «застою»).
И только в 1979 году, когда начались совсем другие времена, фильм этот внезапно показали по ТВ. Это была найденная где-то в хранилище прокатная копия, обшарпанная и выцветшая, с плохим, прерывающимся звуком (похоже, что именно с нее и делали то, что можно сейчас найти в сети).
Впечатление было такое же, как если бы вместо знакомой нам красавицы — нам бы показали ее же, но в глубокой старости.
А потом дела пошли еще хуже — в сети появилась «отреставрированная» и переозвученная версия, больше похожая на пародию (при ее просмотре мне тут же вспомнился хорошо знакомый уже к этому времени роман «1984»).
Есть в сети и «оригинал», еще более затертый, но таки оригинал (только его и стоит смотреть).
Кстати, настоящую пародию на ТА таки успели снять (и, надо сказать — очень неплохую пародию :)
Она идет вставным эпизодом в другом фильме («Большие хлопоты из-за маленького мальчика», 1968 г.).
Забавно, что режиссер «Мальчика» (по его словам) с книгой Ефремова знаком не был, но с пародийными моментами попал в самое яблочко :)
Ну и последнее замечание: когда я в первый раз смотрел «Чужого» Ридли Скотта (ага, тот же самый 1979 :) — у меня было полное ощущение, что я смотрю римейк ТА — до момента появления лицехвата, конечно :)