fantlab ru

Все отзывы на произведения Юрия Слепухина

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Юрий Слепухин «Ничего кроме надежды»

Никтонигдеиниког, 10 февраля 03:27

Тетралогия – подумать только, как это много, как это масштабно, да и писалось автором, хоть и с перерывами, почти тридцать лет. Целая жизнь, что ни говори, и герои становятся словно родными, переживаешь за них. А с другой стороны, оглянешься после прочтения и видишь только наброски, фрагменты к чему-то большему. Вот и война отгромыхала, и Таня прошла немецкие лагеря, и Семен уже гвардии майор, а дядя Саша так вообще генерал, а все кажется, что это только начало чего-то более важного. Еще не жизнь, а только приготовление к ней. Ну не хочется мириться с мыслью, что вот оно так. Да и сам автор не хотел оставить все как есть, только вот не успел…

Иногда нам кажется, что сложившийся уклад жизни будет с нами навсегда. Никуда не денется этот маршрут до работы, эти бессменные лица в новогоднем огоньке, этот очередной …дцатый сезон сериала сменится …дцать первым, и так далее. А потом с удивлением обнаруживаешь, что мир изменился. Теперь ты работаешь на удаленке и даже забыл какая заставка рабочего стола твоего офисного компьютера, на огоньке какие то новые, неизвестные тебе лица (вроде бы эту брюнетку ты где то видел, но не можешь вспомнить где…Бузова может быть? Нет, не Бузова, – со смехом подсказывает тебе племянник, – Чика Бамбина. Да вы чтооооо, – думаешь ты, – надо же, впервые слышу), и ты не можешь вспомнить какой сериал ты смотрел последним (что, что? «Настоящий детектив» – это 2014й? не может быть). Так вот, главное достоинство тетралогии, на мой взгляд, состоит в прослеженной эволюции героев романа: вот мы встречаемся с ними еще наивными, пылкими школьниками с горящими глазами, а вот они преисполненные праведного гнева защитники своей страны, а вот они уже усталые и разочаровавшиеся в Высшей справедливости потертые жизнью взрослые люди. Наверное, так и должно быть. Хочется, чтобы все у них было хорошо, хочется, чтобы все хорошо стало у тебя. Читая роман о взрослении, мы переживаем чью то жизнь, сравнивая ее со своей, удивляемся. Было бы хорошо, если бы я прочел тетралогию в свои юношеские годы, возможно, это спасло меня от некоторых ошибок. Но не жалею, что прочел уже взрослым, роман не пустой, не развлекательный, и, действительно, дает повод для надежды.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Юрий Слепухин «Южный Крест»

strannik102, 9 февраля 03:56

«… даже годы, прожитые на чужбине, не станут для человека потерянными, если они научили его крепче любить родную землю» (цитата)

С именем писателя Юрия Слепухина знаком вот уже почти десяток лет: началось знакомство с «Киммерийского лета», получившего от меня 5 звёзд по пятибалльной, потом закономерно последовала тетралогия о Второй Мировой войне, и три года назад был историко-приключенческий роман «Государева крестница», открывший мне совсем другого Слепухина. И вот теперь книга, написанная отчасти в стиле Юлиана Семёнова, хотя и не в подражание ему, ибо Слепухин написал свой «Южный крест» в два периода: 1956 (это в Буэнос-Айресе) и затем в 1972-77 гг. (Всеволжск, СССР).

Книга на самом деле довольно чётко делится на два смысловых и содержательных блока, хотя и тесно связанных друг с другом. Первая и бОльшая часть романа (около ¾ объёма) в основном своём содержании как раз и является политическим антифашистским приключенческим детективным романом. Ведь здесь герои книги буквально «охотятся»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на бывшего немецкого офицера, который в годы войны был внедрён в ряды французского сопротивления и выдал затем целую сеть борцов, которые были фашистами казнены. Всё это дело происходит в Южной Америке, в Аргентине, Парагвае в 1955-56 гг.

Однако параллельно-последовательно Юрий Слепухин знакомит читателя с судьбой бывшего советского солдата Михаила Полунина, который,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будучи раненным, попал в плен, несколько лет был в лагерях, затем бежал, воевал в рядах сопротивления, а затем в регулярной французской армии, и по окончании войны прихотью судьбы попал в качестве перемещённого лица без гражданства в Аргентину. Мы знакомимся не только с этапами этой трудной военной судьбы, но и с настоящим Михаила, с его жизнью и работой здесь, на временной родине, с его любовью и дружбой, с внутренним миром человека, лишённого Родины вот уже более 10 лет.

И в последней своей четверти роман превращается из военно-политического антифашистского приключенческого детектива в беллетристику о судьбе человека, пытающегося вернутся домой, в свою родную страну, которую он никогда не предавал и всегда любил.

Нужно иметь ввиду, что Юрий Слепухин сам прожил и пережил многое из того, что вошло в его романы, а уж аргентинская часть и вовсе написана под личными впечатлениями и буквально там, в этой стране. Ну, а что касается именно литературы, то в мастерстве Юрию Слепухину никак не откажешь, и потому все его романы читаются увлечённо и безотрывно. Вот и здесь читатель имеет полную возможность получить свою долю читательского удовольствия. А заодно и подумать о многом и о разном. Что никогда не вредно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Юрий Слепухин «Сладостно и почётно»

Никтонигдеиниког, 6 февраля 05:36

Действие очередного романа тетралогии происходит в Германии. О, это уже не та торжественно-мощная, великая, упивающаяся своими военными успехами Германия, всюду видны признаки грядущего конца: вместо настоящего кофе вам могут предложить только эрзац, чтобы приобрести билет на железнодорожном вокзале вам уже нужно сунуть небольшую взятку кассиру в виде нескольких сигарет, во все бОльших домах на полках можно увидеть фото молодых мужчин с траурной каймой. Война пришла туда, где она родилась. И вот, уже в святая святых нацистского государства, в его армии, военной разведке, в министерстве иностранных дел звучат осторожные голоса о необходимости спасаться. Спасаться не через тотальную мобилизацию и последний рывок на поле боя, о, нет. Спасаться через заговор, убийство главного паука, вампира, сосущего кровь миллионов и миллионов людей. Спасаться через хоть и унизительный по существу, но обставленный достойно мир с американцами и англичанами, ведь мы, заговорщики ¬– будущее той Германии, что спасет вас от красной угрозы, движущейся с востока. Да, обстоятельства покушения нам в общем то хорошо известны (как минимум, фильм «Операция «Валькирия» 2008 г. Большинство из нас видело), но читать об этом не менее интересно. Как «вкусно» автор описывает эту немецкую военную машину, этот Ordnung – многозначительные полковники и генералы, только вслушайтесь в их имена – фон Тресков, Шлабрендорф, Канарис, Роммель, фон Штауфенберг. Здесь нас ждут и прусская дисциплина, и устав, и верность присяге, и милитаризм, и презрение к грязным политикам, пропагандистской геббельсовщине – здесь есть все. Валькирия – дева-воительница над полем боя, бункер «Волчье логово» — зловещее темное место, земная обитель сатанинского зла – весь этот символизм всегда впечатлял меня.

Сменились главные герои тетралогии – в этой ее части мы не встретим ни Таню, ни Семена, ни дядю Вову. Главной героиней стала Людмила Земцова, Людхен. Девушке можно сказать повезло, в нацистском плену она попала в качестве домашней прислуги в семью профессора – искусствоведа, пожилую пару настоящих гуманистов, по своему заложников своей страны, ее политического режима. Появляется и новый герой – физик-ядерщик Эрих Дорнбергер. Читая о нем, я представлял его себе в образе Штирлица. Да, Эрих ученый, а не спецслужбист, но его выдержанность, спокойствие, внутренний стержень очень напоминали мне образ, великолепно воплощенный Вячеславом Тихоновым.

Книга понравилась мне. Что-то теплое, человеческое есть в ней – любовь, возникшая, вот уж, как говорится, когда ее совсем не ждешь. Война, чужая страны, совершенно разные люди…Хочется, чтобы все у них сложилось хорошо.

П.С.: внимательный читатель, а ты понял, почему роман назван «Сладостно и почетно»?

Оценка: 8
– [  9  ] +

Юрий Слепухин «Тьма в полдень»

Никтонигдеиниког, 30 января 07:40

В полдень, когда солнце было высоко, когда жизнь только набирала свою силу вдруг наступила тьма. Война пришла на украинскую землю, немецкая военная машина покатилась на восток. Герои книги начинают новую для себя жизнь: кто то, как отчим Тани и ее жених – на фронте с его суровыми, но честными и понятными законами; кто то, как сама Таня и ее подруга Людмила – в оккупации, где все непонятно.

Честно говоря, я слабо представлял себе жизнь в оккупированном городе. Даже не задумывался над тем как она была организована и эта книга восполняет пробел. Автор пишет о чем знает не понаслышке (он тоже прошел оккупацию и угон на принудительные работы в Германию). Жизнь продолжается и в таких условиях: люди ищут возможность заработать, нужно жить, покупать продукты, дрова, нужно лечиться, учиться. Формируется своя теневая экономика, спекуляция, карточная система. Вместе с этим работает ресторан, куда Таня попадает теперь уже не с отчимом как в прошлой части тетралогии, а с образованным, лощеным, воспитанным, галантным немецким офицером. Офицеры флиртуют и ухаживают за девушками. Подруга Тани Людмила оказывается угнанной в Германию, где ее ждет невольничий рынок (автор хорошо описывает удивление от факта невольничьего рынка в 20 веке в высокоразвитой стране, давшей миру Бетховена, Гете, Канта, Гегеля), устраиваясь в конце концов на работу к интеллигентной немецкой семье. Но что мне показалось удивительным, так это описанная строптивость пленников, которые «выбирали» варианты с работой, отказывались от нее при нежелании. Честно говоря я полагал, что трудовой плен выглядел однозначнее: ты или работаешь там, где тебе укажут, либо концлагерь. Оказывается, некоторая мера независимости у пленника все же оставалась. А еще я вспомнил институтскую встречу с человеком, который рассказывал свою историю угона на принудительные работы в детстве. Что меня удивило, он практически ничего не помнил о своей жизни там. Помнил какую то ферму, животных, за которыми ухаживал. Словом, ничего сверхординарного с ним не случилось (и слава Богу, конечно). А мне казалось, что подобный опыт – как ожог, шрам на всю жизнь, трагедия…но нет, как говорится, жизнь продолжается в любых условиях.

В романе появляется партизанское подполье – эта часть прописана тоже без излишней героики и пафоса, да и откуда ему взяться? Партизанское движение разрозненно, не координируется из центра, чем заняться конкретно – не понятно. А еще в романе появляется нетипичный для советской литературы персонаж – эмигрант «первой волны», человек, несогласный с красным большевистским движением, но тем не менее остающийся патриотом своей страны, России. И эта часть романа тоже автобиографична, в свое время такие же русские эмигранты помогли семье Слепухина бежать из немецкого плена в Бельгию.

Что еще: в книге появились жовто-блакитные коллаборанты, полицаи, активно желающие угодить новым господам. А сегодня им ставят памятники. А памятники их противников сносят. По моему, тьма над нами снова сгущается.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Юрий Слепухин «Перекрёсток»

Никтонигдеиниког, 4 декабря 2023 г. 10:57

Перекресток одной жизни, перекресток страны, перекресток истории. Все со всем связано, а с другой стороны никто ни от кого и ни от чего не зависит. Строит маленькая девочка Таня планы на жизнь, мечтает, надеется. Хорошая девочка – честная, смелая, решительная. При этом не слащаво-сахарная, со своими недостатками, где то наивная, где то нелепая, забавная. И вообще, подростки в книге замечательные, как только эта страна созидала таких людей? Так вот, строят они планы, влюбляются, борются за свою правду, но скоро все закончится. И хоть война еще не пришла, тревога уже чувствуется.

Меня всегда удивляла эта милитаризация советской жизни тридцатых. Общество готовится к войне, мальчики интересуются тактико-техническими характеристиками танков и самолетов, девочки записывают на медицинские курсы. ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ, движение ворошиловских стрелков. Царит культ военной силы, передовицы газет заполнены новостями с Хасана и Халкин гола, образцом советского человека является майор Николаев – умелый танкист и политически грамотный офицер, красавец мужчина. Война – дело молодых, и молодая советская страна живет этой силой, игрой мускулов, красотой бронетанковых колонн и военно-морской романтикой.

Еще один нюанс этой книги, как говорится, актуальный сегодня – действие книги происходит на Украине, как я понял, в ее центральной части. Время от времени всплывают в книге моменты, иллюстрирующие отношение автора к миру русского, советского, западноукраинского. Конечно, я изучал в школе историю и знал о событиях, связанных с пактом Молотова-Риббентропа, с противостоянием советской власти в западной части Украины, слышал многочисленные байки-истории о «западэнцах», но никогда по настоящему не воспринимал это всерьез. Все советские люди воспринимались мной как одна дружная семья. Но вот, даже в советской книге что то да проскакивало. Не знаю, может это мне просто показалось, а может быть и нет. Прочитайте и решите сами.

Язык книги живой, повествование не утомительное, сюжет интересный. Читаешь и словно возвращаешься в свой выпускной класс, переживаешь свое прощание с детством, свое взросление, первую любовь…Хорошая книга. Не так много хороших книг о взрослении, и это одна из них. Приступаю к ее второй части.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Юрий Слепухин «Ступи за ограду»

Podebrad, 7 марта 2023 г. 13:31

Это вторая часть дилогии Юрия Слепухина об Аргентине. Автор прожил в Аргентине 10 лет. Ну да, как эмигрант. И дилогия стала в какой-то мере оправданием перед властью и обществом за это самое пребывание в Аргентине. Но получилась она очень честной. Без всяких разоблачений. Идеология — да, конечно, присутствует. Но идеология какая-то странная, непривычная. Политика тоже присутствует, но политика, опять же, не наша и далёкая от нас. И всё равно интересно. Едва ли не впервые советские граждане узнали о жизни в стране, похожей, как ни странно, на Россию. А сюжет второй книги основан во многом на теме, ставшей актуальной и в России спустя четверть века. Боролись против диктатуры, хотели, как лучше, а получилось даже не как всегда, а заметно хуже. Не только у нас, оказывается.

А вообще эта книга не о политике, а о людях. Как всегда у Слепухина. Во второй книге дороги героев заметно расходятся. Нет среди них злодеев и нет образцовых личностей. Каждого ощущаешь, как живого человека, даже тех, кто оказался на втором плане. И каждому сочувствуешь. И каждого понимаешь, даже когда делает явные глупости. Радуются, грустят, злятся, делают своё дело, пытаются чего-то добиться (чаще безуспешно), пытаются как-то прожить, пытаются помочь ближнему, ищут любовь и иногда находят, делают глупости, а иногда и пакости. Слышат всё-таки голос совести, хотя говорит она с ними по-разному. Каждый пытается найти свою дорогу, заходит не туда, куда собирался, и находит там не то, что ожидал. Как обычно и бывает, у большинства из нас. А люди стараются жить, как люди.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Юрий Слепухин «Киммерийское лето»

elninjo_3, 23 сентября 2022 г. 16:10

Трудно писать отзыв на книгу, герои которой так бесконечно далеки от современной жизни. Не смотря на всю реалистичность романа Слепухина относительно других произведений-ровестников, сейчас ты понимаешь, насколько все, описанное автором, далеко от реальности. Какой слой этой книги не посмотри, все о чем, мечтали, думали, все, что делали герои этого романа, обратилось в пепел.

Поколенческий вопрос, который красной нитью вплетен в текст, решился в начале 90-х. Та рационалистичная инфантильность молодежи конца 60-х, которая изумляла и пугала поколение фронтовиков в конце-концов вылилось в явление 60-ков. Именно они добивали СССР и воровали заводы, их дети одели малиновые пинджаки, вступили в опг, нюхали клей по подвалам. Рационалистическая инфантильность выросла из послевоенной стабильности и чувства превосходства над родителями с 5-ю классами образования. Поэтому я с трудом верил всем этим метаниям главных героев, ведь я знал, что все это наивные фантазии автора о том, как должно быть.

У него, действительно, получились яркие герои. Всеъ этих людей я встречал в жизни много раз. Подростки, которые знают абсолютно все, ученые, которые зациклены только на себе, номенклатурные карьеристы, пытающиеся казаться ближе к народу. Все эти типажи стандартны, распространенны и мало интересны. И всю книгу я спрашивал себя, а зачем вообще о них нужно писать? Какую тайну они могут раскрыть читателю? Наиболее интересного персонажа книги автор наделил налетом отрицательности. Это «холодная и бесчувственная» сестра главной героини Светлана. Которая все знала, но ничего не сделала. Но удивительным образом автор сам того не желая сделал именно ее интересной для будущих читателей. Она вышла замуж не по любви, но за надежного человека, она поняла суть проблемы со Славой и поняла родителей (а, может, и не поняла и поэтому отстранилась), она прошла тот же путь, что и Ника и совершенно неизвестно, а не станит ли младшая сестра после всего этого такой же?

Ника, как ни сказать про нее. Как человек с некоторым опытом, я скажу, что 30-тилетнему человеку нет никакого интереса в серьезных отношениях с 16-тилетним подростком. Я уж не говорю, про современные законы. Пусть ей будет даже 18 лет. И то, как себя вела Ника весь роман, полностью доказывает этот тезис. Я видел это много раз, эти метания, истерики, нелогичные поступки. И кончается это совершенно не так, как описано в концовке этого романа. Все это кончается расставанием, мучительным для всех. Кроме того, обычно 30-летние начальники экспедиции не могут позволить отношение со студентами, от этого необерешься проблем. Кроме того, обычно у них есть дома жена и подобная интрижка из-за тех самых душевных терзаний девушек часто заканчивается большими проблемами. Пусть я циничен. Но все это так и есть. Даже такая самоанализирущая и разумная девушка , как Ника, начинает сходить с ума. Так что же говорить о других?

Наверное, это книга для подростков. Наверное, эта книга для подростков 60-х. Я, сквозь призму своего опыта, уже не могу воспринимать мир так, как это делает Ника. И мне скучно читать обо всех этих страданиях. Но это не повод снижать балл очень уж сильно. Роман написан талантливо и проницательно. Жаль, что многое в нем — это фантазии автора об идеальных людях.

И мне жаль, что эти фантазии так и не сбылись.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Юрий Слепухин «Киммерийское лето»

MikhailC, 28 сентября 2021 г. 00:05

Совершенно не ожидал наткнуться на такую сильную книгу. Никогда даже не слышал о таком авторе, как-то он прошел мимо нашей «интеллигентской» студенческой тусовки, где полагалось читать Стругацких, Маркеса и Кортасара с Борхесом, ну допускался скажем Бунин с его эротикой «Темных аллей» — а вот ничего «советского» мы не читали... Теперь, будучи уже пожилым человеком я крайне сожалею, что не взял эту книгу в руки в момент ее первого издания в 1978 году, в свои 16-18 лет... тогда она имела шанс перевернуть мою жизнь... А ведь в книге так ясно показана одна из возможностей, которая могла бы быть в жизни любого настоящего мужчины — не спешить, не кидаться изо всех сил сражаться за в общем-то чужих себе девушек-ровесниц, спокойно и сосредоточенно работать над своей карьерой и .. ждать своего часа, своей Никион. И разница в 12-13 лет между мужчиной и девушкой — великолепна на самом деле... мы все знали про 30-летнего Пушкина и его 17-летнюю Натали, но «это было давно и неправда», это дворяне и прошлый век... а тут, на примере наших практически современников показано, что такое счастье — любовь молоденькой девушки ко взрослому мужчине — вполне возможно!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Юрий Слепухин «Тьма в полдень»

kagury, 7 июня 2021 г. 11:16

Кто бы мне лет 10 назад сказал, что я буду с удовольствием читать книгу о войне, ни за что бы не поверила. Война и революция – две темы, которые всегда вызывали у меня отторжение. Но вот дослушала «Тьму в полдень» (это продолжение «Перекрестка» Слепухина) и, наверное, даже начну третью.

Во второй книге речь идет о жизни в оккупации. Непростая ситуация, непростая тема, к которым автор отнесся очень аккуратно и тактично. Поскольку я и сейчас чувствую себя, словно живу в военное время, то книга оказалась на редкость своевременна по настроению.

Татьяна оказывается совсем одна после того, как ее подругу (которая по этическим соображениям отказалась работать переводчиком у немцев) отправляют в Германию. Немного странно, что нет почти никакого общения между вчерашними одноклассниками, многие из которых остались в городе, т.к. эвакуироваться удалось далеко не всем. Татьяна общается только с одним мальчиком из своего класса, и то лишь потому, что так сложились обстоятельства. И не скажешь, что автору не хватило мастерства, чтобы описать взаимоотношения. Может быть действительно, возникала какая-то отчужденность в отношениях? Хотя вот сестры моего дедушки и их подруги, оказавшись в аналогичной ситуации и почти в тех же краях, напротив, сплотились и до конца жизни были не разлей вода.

В городке непросто. Партизанское движение вроде и хотелось бы иметь, но минусов у него оказывается больше, чем плюсов при отсутствии оружия и поддержки. Ну, убьешь пару немцев. И что? А они за это пол-улицы расстреляют. И кому польза? Тем не менее, через какое-то время удается наладить что-то вроде передачи сведений из немецкого офиса партизанам и осуществить несколько удачных дел. Но это уже позже.

Чтобы прожить, надо где-то работать. Без еды ведь никак. Работать – значит работать на немцев. Плохо? А куда деваться? Татьяне с работой везет. Сначала она работает продавцом у давнего знакомого, который нежно о ней заботится, а когда он уезжает в Одессу, то пристраивает ее в офис к немцам – машинисткой (то есть это почти то, от чего отказалась ее подруга Людмила парой месяцев ранее). Там Татьяна знакомится с немецким офицером и считает допустимым пару раз сходить с ним в ресторан. Насколько это прилично? Насколько вообще возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сказать, что узнав о том, что Таня работает у немцев, ее школьная подруга, увидев ее на улице, отказалась с ней общаться.

Параллельно нам рассказывают, что происходит с Людмилой в Германии. Той, в общем-то, тоже повезло. Она попала на работу не на завод, и не к фермерам, где надо вкалывать сутками, а в интеллигентную немецкую семью (пара пенсионеров, он – искусствовед), где к ней хорошо относятся. Но вне этого дома – она совершенно бесправна.

В это время на фронте сражаются Сергей (Татьянин друг) и ее приемный отец. И порой кажется, что на фронте даже проще. Да, каждый день ты рискуешь жизнью, но ты делаешь дело, и главное — ты среди своих.

Много деталей, много моментов, где есть о чем задуматься. Хорошая, умная и спокойная книга, которая при этом читается так, что не оторваться. Наверное, это первая книга о войне, которую я читала ради себя самой, а не потому, что задали в школе. И для меня – это первая книга о войне, которая на все сто процентов стоит прочтения.

Читала в отзывах, что события смягчены автором, и это, мол, такой вариант лайт. Не думаю. Просто это ещё одна сторона войны. Не все совершали подвиги, кто-то просто пытался жить, по возможности честно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Юрий Слепухин «Перекрёсток»

kagury, 13 мая 2021 г. 11:36

Когда-то давно, перед поездкой в Крым, я прочитала «Кимерийское лето» Слепухина. Чудесная советская книжка оказалась, про нормальных людей. А тут где-то наткнулась на восторги в сторону «Перекрестка», и обнаружила, что это тот же самый автор. Взялась читать. Точнее слушать. Книга отлично начитана Татьяной Лузковой.

Татьяна остается сиротой, и ее забирает из Москвы к себе на Украину дядя. Там Татьяна и проводит свои четыре последних школьных года – предвоенных. Жизнь школьников конца 30х годов в небольшом украинском городке описана просто замечательно. С высоты нынешних лет это особенно интересно. С одной стороны, школьники кажутся гораздо взрослее не то, что нынешних детей, но и моих сверстников в аналогичном возрасте. Вообще нет понятия капризов или нытья, никто не трясется над детьми, не ноет насчет переходного возраста и прочих надуманных подростковых проблем. Кружки – это совсем не занять ребенка в свободное время, а заняться серьезным делом. Туда приводит не мама за ручку, а учитель – на экскурсию. Скажем, один из главных героев мастерит модель электровоза, и это занятие представляется более важным, чем школьные уроки. Сергей остается на второй год (ему неинтересно, как размножаются жабы), но зато его машина занимает третье место на республиканском конкурсе. Горд ли он? Нет, ему немного стыдно, что только третье.

Быт, конечно же, очень простой, но, с другой стороны, домработница – вполне нормальное явление для обычной семьи. Например, Татьяна в свои 13 лет живет практически одна почти все время (дядя – военный, и поэтому постоянно в разъездах), разве что суровая соседка (мать-командирша) приглядывает за ней немного. Однако готовить еду и прибрать квартиру к Татьяне приходит домработница. Такая же помощница есть и у ее одноклассницы, мама которой – крупный ученый, и почти все время проводит в институте. Ей тоже некогда заниматься бытом. Интересно, в Москве было также в те годы?

В общем, книга длинная и обстоятельная, но слушается просто взахлеб. Очень рекомендую. В каком-то смысле, это своего рода живой учебник истории.

«Перекресток» — первая часть тетралогии, я начала сейчас слушать вторую, про военное время. И только вот на второй части до меня дошло, что Татьяна и ее одноклассники – ровесники моих бабушек и дедушек, плюс-минус год. В общем, для меня это оказалось не то, чтобы шоком, нет, но явным пинком в сторону переосмысления и перепонимания.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Юрий Слепухин «Государева крестница»

strannik102, 3 марта 2021 г. 05:36

Духовный инцест, пожалуй, поизощрённее инцеста родственного, а?

Юрий Слепухин написал весьма интересный историко-приключенческий роман. Наверное, немножко в стиле Дюма. И в то же время полностью русский, кондовый и махровый (не советский, а русско-исторический, не путайте).

Времена правления Ивана IV Грозного, уже есть опричнина (хотя опричники в романе практически не действуют), ибо мелькают имена Федьки Басманого и Малюты Скуратова, и, соответственно, у царя уже налицо все признаки того поведения, из-за которого его и прозовут грозным — гневливость, мстительность, подозрительность, распущенность интимной жизни, ну и всё прочее.

По сути, мы имеем дело с околодворцовыми интригами, потому что в действе (действах) замешаны самые высокопоставленные лица государства русского — тут вам (изъясняясь по-современному) и министр иностранных дел, тут и постельничий царя (т. е. ФСОшник того времени), тут и прочие значимые люди. И каждый из них преследует свой интерес и старается получить свою выгоду. Не всегда материальную, однако. А царь что, царь, несмотря на свой уже не молодеческий возраст, тот ещё жеребчик, и когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ему лекарь. знахарь и чуточку колдун (поганый старичишка) пытается подсунуть в постель молоденькую красотку, то Иван свет Васильевич недолго сомневается и совестится. Ну, а что же родичи и заветный дружочек, спросите вы? Так в том-то всё и дело, и нашла коса на камень, и начался цирк с конями, потайными ходами и секретными комнатами.

Однако, помимо вот этой чисто приключенческой линии роман интересен ещё и яркими и харизматичными героями и персонажами. А они у нас разных кровей, вер и национальностей, разных мастей, и разных, как бы теперь сказали, социальных групп. И конечно же, качественно прописан мир московской Руси того времени, и пусть автор не старается показать нам все реалии жизни конца века XVI, однако весьма умело обозначает какие-то приметы времени и образа жизни московитов, да и какие-то исторические нюансы политического положения тоже обрисовывает, в результате читатель более-менее ясно себе всё представляет и понимает.

Хорошая книга, интересная и развлекательная одновременно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Юрий Слепухин «Сладостно и почётно»

Podebrad, 3 сентября 2020 г. 19:13

Третья книга тетралогии Слепухина о войне заметно отличается от первых двух, хотя почти не уступает им по силе воздействия. Прежде всего, дело происходит исключительно в Германии. Почти все герои романа – немцы. Немцы разных убеждений, но понять автор старается почти всех. В центре романа, в отличие от остальных книг, реальные события – заговор против Гитлера, бомбардировка Дрездена, немецкий атомный проект. Автор говорит о них подробно, объективно, с точностью историка, насколько это возможно для романа. Особенно подробно изложена история заговора против Гитлера. Кажется, в нашей литературе нет более интересного рассказа на эту тему.

Книга была готова около 1970, но вышла тогда только в сильно урезанной журнальной версии и не издавалась до перестройки. Не запрещалась, но не издавалась. Хотя идеологически спорных эпизодов в ней меньше, чем во второй книге, издававшейся без проблем при всех властях. Думаю, дело не в истории любви русской девушки и немецкого офицера. Дело, скорее, в том, что война тут показана почти исключительно глазами немцев. Немцы в большинстве своём выглядят здесь более или менее прилично. И степень их порядочности не всегда совпадает со степенью оппозиционности режиму. Собственно, так и бывает во все времена, но в случае нацизма нас это действительно задевает. Слишком страшно прошлась эта война по каждой нашей семье.

Но объективно книга очень сильная. Сюжет, хоть и полудокументальный, захватывает целиком. Герои по-настоящему живые, со всеми своими сложностями. Их рассуждения и сомнения, хоть и привязанные к конкретной эпохе, относятся не только к ней. И окончательных ответов не звучит. Единственным минусом показалась некоторая громоздкость романа. Похоже, изначально предполагалось несколько глав в составе следующей книги, но постепенно автор увлёкся и создал самостоятельное большое произведение.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Юрий Слепухин «Перекрёсток»

KindLion, 17 июля 2020 г. 21:20

Обычно книга, которую я читаю, пестрит закладками и выделенными цитатами – ведь одним из критериев, по которому я выбираю книгу к прочтению, является язык. «Перекресток» Юрия Слепухина стал одним из немногих исключений из этого правила. Более того, признаюсь честно, едва начав читать, мне захотелось эту книгу оставить. Уж очень пресным и невыразительным показался мне язык. От картонности героев в прямом смысле (не вру!) чесался язык. Боже! думал я – в какие же годы это написано! Каким кондовым канцеляритом советского разлива пользуется автор! В какие же годы это написано?

Ринулся я гуглить – роман написан в 1962-м году, и, получается, является своеобразным свидетелем эпохи. Причем даже сразу двух эпох – эпохи описыеваемой (1936 – 1941гг) и эпохи написания – начало 60-х годов прошлого века. Автор сам являлся свидетелем советской жизни предвоенных лет, сам, будучи угнанным в Германию в 1942-м, хлебнул, я полагаю, горя полной мерой. Герои, которых Слепухин выводит в романе, скорее всего, имеют черты людей, с которыми он был знаком в реальной жизни.

И, в тоже время, книга эта – свидетель и начала 60-х годов прошлого века – времени хрущевской оттепели и относительной (по сравнению со сталинскими временами) свободы слова.

Именно по этим двум косвенным признакам книга показалась мне достаточно правдивой. Я следил за судьбами героев с интересом и тревогой – как будто за судьбой своих дальних родственников и добрых соседей. Переживал — не то чтоб очень сильно – нет в книге какого-то запредельного эмоционального накала. Зато есть правда (выше я объяснил, почему я так думаю). Люди того времени, скорее всего, действительно – так поступали и так думали.

Книга начинается с того, что 5-классницу Таню Николаеву, оставшуюся круглой сиротой, забирает из Москвы в украинский городок Энск ее родной дядя, майор-танкист. О взрослении девочки, о людях, которые ее окружают, и пишет Слепухин. Описывается мирная жизнь мирного городка, но за границами советской страны уже набирает мощь клокочущий смоляной котел войны – Монголия, Финляндия, относительно мирное расширение границ на западе страны. И читатель быстро прибавляет к 5 5 и, как провидец, понимает, что ждет Таню и ее одноклассников аккурат к выпускному вечеру. Но, несмотря на это знание, читать мне книгу было интересно. Потому и оценка высокая, потому я и продолжение взялся читать (эта книга – первая в тетралогии).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Юрий Слепухин «Перекрёсток»

Podebrad, 20 июня 2020 г. 12:20

Это первая книга тетралогии Юрия Слепухина о Второй мировой войне. Хотя для большинства героев война начинается только на последних страницах книги. Вещь очень светлая. Добрая, умная, интересная. Прекрасно написана, легко, ясно и грамотно. Психологические характеристики героев, на мой взгляд, на уровне хорошей классики. И книга очень честная. Автор пишет о том, о чём во времена Хрущёва и Брежнева писать не запрещалось, но и не поощрялось. О бедности почти всех советских граждан тех лет. Об относительном достатке немногих. (Называть это неравенством по сегодняшним временам язык не повернётся). О шпане на улицах (настоящая шпана, не гайдаровский Квакин). Об избыточном и часто бессмысленном идеологическом давлении. О ненужных жертвах в необязательных конфликтах, вроде финского. И при этом книга, повторяю, поразительно светлая. Герои, обычные старшеклассники, дружат, влюбляются, ссорятся на пустом месте, спорят ни о чём, кое-как учатся, слегка хулиганят, помогают друг другу без всякого расчёта. И всем кажется, что впереди долгая жизнь со своими радостями и сложностями. Радостей, конечно, будет намного больше... Из двадцати, кажется, мальчиков 10А до конца войны доживут двое. Девочек уцелеет больше, но тоже далеко не все.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Юрий Слепухин «Перекрёсток»

Zlata.24, 19 июня 2020 г. 09:19

Сначала опасалась большого объема, а затем наслаждалась каждой строчкой. Все время чтения меня стойко сопровождала ностальгия по своим школьным годам — таким беззаботным и безоблачным. Пусть роман Слепухина описывает более ранние годы, чем годы моей юности, но много есть созвучного, особенно те переживания за высокое звание пионеров и комсомольцев. Для нас это был не пустой звук.

Первая любовь, выпускные экзамены и начало войны... Не один раз я пустила слезу... Замечательное произведение, рекомендую!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Юрий Слепухин «Перекрёсток»

ant_veronque, 31 марта 2019 г. 11:58

Часто, смотря советские фильмы о молодежи, я думала: молодежь и в самом деле была такой или так было принято ее показывать? Вот и когда читала эту книгу, меня не покидала та же мысль. Вот не такие они, герои «Перекрестка», как нынешняя молодежь, как были мои ровесники в их возрасте. Даже прогуливая, даже нашкодив, они были другими — полными идеалов что ли. Даже не знаю, как эту разницу выразить. Но именно потому, что герои тем не менее далеко не примерного поведения, верится, что такими они и были. И кажется, что только такие люди и могли победить.

Последние главы страшные, конечно. Особенно выпускной, перемежающийся подготовкой немецкой армии к нападению, и падающая в постель счастливая уставшая Татьяна и одновременно с ней падающие первые бомбы на страну.

Книга поведала мне довольно много исторических мелочей о быте предвоенного времени, о школьном образовании и об изменениях в нем в связи с приближающейся войной, о некоторых особенностях призыва в армию и мобилизации в начале войны. Оказалось, что многого я не знала. Например, Сергей был освобожден от призыва в армию, так как его брат погиб в финской войне. Но больше всего удивило введение платы за образование в предвоенном СССР и «образовательная мобилизация» детей.

И насколько замечательный язык у автора: простой (но отнюдь не примитивный), понятный, но какой яркий, сочный, богатый, как достоверно переданы диалоги молодых девчонок и парней, старшего поколения — интеллигентного и рабочего. После «Перекрестка» начала читать современную книгу, так на стиль изложения плеваться хотелось: то и дело по два раза перечитывать мудреные конструкции фраз приходится. На контрасте особенно заметно.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Юрий Слепухин «Джоанна Аларика»

vfvfhm, 7 марта 2019 г. 20:54

Давно меня так не шарашило не от выдумок, вычитанных в книжке, а от правды, в ней изложенной!

В детстве, юности, когда я читал что-то вроде серии «Пионеры-герои» или Карателей Адамовича, да, бывало. Но с тех пор изрядно я ожесточился сердцем. «Опыт», как сказал в подобном случае Пес Клиган. Но повесть Слепухина может растопить любой душевный лед. Особенно ее вторая половина.

Вот люди любят другу друга, строят планы на жизнь... И вдруг гром среди ясного неба. Авианалет, артобстрел, местность прочесывают вражеские автоматчики. И конец счастливой жизни, и вообще жизни как таковой. Зверства, невыносимые страдания и горе побежденным. Карнавала не будет, хэппи-энда тоже. У финансового капитала, взявшего планету за горло, не прописан для нее хороший сценарий.

Как это написано у Слепухина. Очень хорошо прописана вещная сторона бытия человека, ее быт. Выпукло, ярко, интересно. Сразу понятно, что автор великолепно разбирается в автотехнике. Даже в самый жуткий и драматичный момент он точно указывает, о какую деталь ударилась головой героиня. Из-за подобных скрупулезно воссозданных мелочей повышается доверие к рассказываемому, возникает большая вовлеченность в события, и даже как ни странно сопереживание персонажам.

Сама Джоанна, ее отец дон Индалесио Монсон, учитель Мигель Асеведо, механик Педрито Родригес — очень яркие, живые, страстные и неукротимые. Настоящие латиноамериканцы, которых мы прекрасно знаем по произведениям писателей-магов. И нашего не хуже получилось. Каждый персонаж показан не только изнутри, но и глазами близких, друзей и врагов.

А их у двух влюбленных, Джоанны и Мигеля, более чем достаточно. Воротилы бизнеса и их приспешники — шпионы из США, наемники, бандиты и недобитые эсэсовцы, предатели из собственных воруженных сил Гватемалы. Цель у них весьма достойная — захватить все богатства страны и сделать ее жителей рабами. И это никакой не спойлер — у них все получилось. Ромео и Джульетта — просто сказочка по сравнению с тем, что творят заправилы из центра мирового капитала с его периферией.

Так что эту повесть можно читать как социальную фантастику ближнего прицела. Россия — полупериферия, скатывающаяся в периферию, если говорить в терминах модного нынче мир-системного анализа. И то, что когда-то произошло в Гватемале, может произойти и у нас, если победят любители самой передовой американской демократии. Может только внешнего вторжения первоначального не будет, испугаются случайного ядерного удара. А все остальные прелести в большей степени вероятны — предательство элит, массовые бессудные расправы, переходящие в геноцид, обращение выживших счастливчиков в рабов, террор и бесконечная деградация. Вот только прислужники Светлого Эльфланда зря надеются всплыть на поверхности, как известная субстанция. Пирог мировой экономики страшно сократился за прошедшие со времен, описанных в повести. И как только норма по выработке трупов перестанет выполняться к стенке поставят и их самих. Никто ни чем делиться с ними не собирается.

Так что не перестану повторять, вслед за замечательным русским писателем хорошо узнавшему на собстенно шкуре ,что значит быть бесправным рабом: люди, будьте бдительны! Не превращайте сами себя в навоз истории и корм для зверей в человечьем обличье. Думайте головой, пока она у вас на плечах!

П.С. Вот такой пикантный момент. Джоанне Аларике к началу событий повести двадцать три года. Она училась в Колумбийском университете и у нее уже шесть лет есть жених. И она девственница. Изменение ее, так сказать, статуса один из самых трогательных эпизодов книги. Но все-таки, как сильно изменилась психология и жизнь людей после сексуальной революции!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Юрий Слепухин «Тьма в полдень»

Brother Bunny, 6 марта 2019 г. 08:33

Энск — по географии, действительно, соответствует Кировограду, но, как показано исследователями биографии Слепухина, под именем Энска выведен Ставрополь, причем ими найдены даже фотографии конкретных мест, описанных в романах.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Юрий Слепухин «Перекрёсток»

Линдабрида, 26 ноября 2018 г. 20:56

Славные они, ребята 20-х годов рождения. Даже если не живут в идиллии. Книга вышла в свет в 1962 году, и автор ничуть не скрывает перекосы предвоенного времени: шпиономанию, репрессии, пакт Молотова-Риббентропа.

А все же славный тихий город Энск, где можно смотреть «обезьянов» в зоопарке или ловить раков на Архиерейском пруду. Спорить о полетах в космос, прятать под подушкой томик «Войны и мира», одолевать упрямую тригонометрию. Немножко ухаживать за одноклассницами или влюбиться насмерть, как главные герои — Сергей и Таня. Порой мучиться непониманием, ведь они все же очень разные — парень с рабочей окраины и девушка из офицерской семьи. Порой утопать в золотом сиянии. И конечно, строить планы на будущее — в какой вуз поступить, чем заняться в жизни.

Да только веселый выпускной бал шумит 21 июня того страшного года. Война почти с самого начала присутствует на страницах романа. Вначале где-то далеко и едва ли не романтично: детские фантазии Тани о том, как бы стать отважной разведчицей, детские же сожаления, что ее «Дядясаша» на Халхин-Голе не заснял танковую атаку, вот ведь зрелищно. Потом брат Сережи гибнет в Финляндии. Газеты и радио приносят все новые известия — о Дюнкерке, о бомбардировке Ковентри. «Не хочу слышать о войне!» — твердит Таня, словно надеясь словами отвратить неизбежное. «Я — человек мирный», — говорит и Сережа, и мечтает строить автоматизированные заводы, но только не военные предприятия. «Вы в книжках прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы...» — да, это о них.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Юрий Слепухин «Тьма в полдень»

Podebrad, 26 апреля 2018 г. 17:22

«Тьма в полдень» — вторая книга тетралогии Юрия Слепухина о военном поколении. На мой взгляд, самая сильная в цикле, хотя первая и третья её почти не уступают. Война как таковая, военные действия, здесь чаще на втором плане. Мальчик и девочка, окончившие школу 21 июня 1941, оказались по разную сторону фронта. Он на фронте, она в оккупированном Энске (судя по всему, Кировоград). Книга тонкая, нежная и жестокая, очень сильная психологически, нестандартная с точки зрения идеологии и удивительно реалистичная. Я плохо понимаю, как она смогла пройти через цензуру шестидесятых (третья книга не прошла). И ещё больше поражаюсь точности картин оккупации. Моя мама в войну, ещё подростком, жила в Симферополе, и то, что можно найти на страницах романа, точно совпадает с её рассказами об оккупации. Некоторые эпизоды совпадают до жути. Её саму поразило, когда прочла. Сами оккупанты, взятые каждый по отдельности — разные люди, в основном всё-таки люди, но немецкая оккупационная машина — это настоящее чудовище. Она способна уничтожить всех, кто попадётся ей на дороге. Механически, без злобы, но с показательной жестокостью. А у тех, кто встал на её пути сознательно, шансов нет никаких. Но люди вставали.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Юрий Слепухин «Киммерийское лето»

kagury, 24 мая 2016 г. 14:41

Классическая такая советская книга. Много психологии, много нормальных людей и все это хорошим и умным языком. Крыма — увы, совсем чуть-чуть (зато археологического Крыма!), родной мне Москвы (причем, вплоть до любимых районов — Университета и Замоскворечья) и изысканно-дождливого Ленинграда — куда больше, но достоинств книги это не умаляет.

Вообще-то, это история внезапно случившейся любви девочки-школьницы и молодого археолога, сложной, местами мучительной, но за фон к ней можно простить все метания подростка, не справляющегося с внутренним кризисом. А фоном идет — спокойная, интересная жизнь 60-70-х, с ее научными институтами, моральными проблемами (которыми мало кто сейчас вообще задается с таким уровнем серьезности и ответственности) и порядочностью даже тех людей, которые в то время считались ужасными и невозможными циниками и приспособленцами.

Прочитала с удовольствием.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Юрий Слепухин «Киммерийское лето»

Mishel5014, 10 ноября 2015 г. 13:13

Одна из лучших книг советской литературы, отличный документ жизни обычных людей СССР 70-х годов. Многие мостики перебрасываются в военную эпопею (цикл романов «Сладостно и почетно», «Перекресток» и другие) — некоторые из героев и события взяты оттуда. Очень близка интонация автора — умная, ироничная, добрая. Читать однозначно!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Юрий Слепухин «Киммерийское лето»

strannik102, 15 февраля 2015 г. 10:29

Вообще книга ошеломительная. Причём в любой своей стадии чтения, в любой фазе развития сюжета. Начинаешь читать сначала как подростково-юношескую романтическую историю, переживаешь за всякие соблазны, встающие перед Никой и её друзьями-одноклассниками, и поневоле тащишь сюда свои собственные девятиклассные воспоминания... и радуешься за неё, когда она проскакивает мимо этих «ухабов и рытвин» в лице всяких ловеласов и донжуанов, стиляг и фарцовщиков. Вместе переживаешь чувство первой влюблённости и вызревание Любви... и начинаешь недоумевать, что же там автор припас во второй половине книги, коли тут всё вроде как-то определилось и устаканилось.

Но ведь никогда не бывает настолько хорошо, чтобы было всё время хорошо — всегда вмешается какое-нибудь «плохо» и сделает всё плохо, непросто, заковыристо. И гонят автор и вместе с ним сюжет нашу Нику-Веронику-Лягушонка-Никион по ухабам и кочкам жизни так, что впору караул кричать... И заканчивается Детство.

Автору крепко удались персонажи — каждый с характером, с изюминкой, со своим разговорным слогом, с привычками и ценностями, с внутренним миром и Поступками. Причём и положительные герои и отрицательные написаны с необходимой, но не чрезмерной степенью привлекательности, так что не всегда сразу поймёшь, что же хорошего или нехорошего в этом «плохом хорошем человеке».

Автор сумел-таки не свалиться ни в амикошонство, ни в назидательность или нравоучения, хотя возможностей и поводов у него хватало. Да и читателя подвести к тому, что «не судите, да не судимы будете» он сумел тонко и точно.

Хорошо, что автор оставляет открытым финал книги, хотя не без надежды на надежду — откровенная хэппиэндность тут явно была бы лишней. Потому что в реальной жизни ведь никогда нельзя поставить точку, разве что когда уже остаются только пластмассовые веночки-цветочки на холмике земли.

Книга в большей степени ориентирована на молодую читательскую аудиторию, хотя отнюдь не исключительно на старшие классы средней школы советских ещё времён, как может сгоряча показаться. В принципе интересна она может быть на любой читательский возраст, другое дело что люди, исповедующие нигилизм и пофигизм, найдут тут возможность вволю погорлопанить и пометать икру, ну, да это уже их личное дело.

Однозначно возьмусь читать другие книги автора, тем более, что некоторые истории имеют в них пересечения в разных временах и обстоятельствах. В том числе и с героями или эпизодами «Киммерийского лета».

Оценка: 10
⇑ Наверх