FantLab ru

Айзек Азимов «Профессия»

Профессия

Profession

Повесть, год

Перевод на русский: С. Васильева (Профессия), 1966 — 11 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 162

 Рейтинг
Средняя оценка:8.77
Голосов:1065
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


На Земле, по прошествии 4-5 тысяч лет система образования, естественно, претерпела массу изменений и нововедений. В восемь лет все дети должны были пройти День Чтения, когда соответствующая программа с ленты, обучающей чтению, за 15 минут переписывалась в мозг ребенка. В 18 лет на Дне Знаний компьютер выбирал для человека его оптимальную профессию и закладывал в его мозг соответствующую программу. Затем каждый год проводились Олимпиады, где планеты, требующие специалистов, отбирали себе лучших.

Джордж Пленетей страстно хотел стать программистом и тайком от всех изучал книги по програмированию. Но в 18 лет в День знаний компьютер выбрал ему совсем другую специальность.

© ZiZu

Примечание:


Публикации в периодике:

* 1966 — журнал «Дон», № 1, стр. 73-115, С. Васильева;

* 1985 — журнал «Наука и техника» (Рига), №№ 4 (стр. 30-32), 5 (30-32), 6 (29-32), сокращенный перевод С. Кричевской.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2017 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 2-е место (США) ?

Похожие произведения:

 

 


Путь марсиан
1966 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
Избранное
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Избранное
1991 г.
Мертвое прошлое. Часть 2
1991 г.
Дуновение смерти
1992 г.
Новые миры Айзека Азимова. Том 2
1996 г.
Приход ночи
2007 г.
Прощание с Землей
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Complete Stories. Volume 1
1990 г.
(английский)
Why I Left Harry's All Night Hamburgers and Other Stories from Isaac Asimov's Science Fiction Magazine
1990 г.
(английский)
Кінець вічності
1990 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2012 г.

С какой грустью должен взирать на нас с небес Айзек Азимов, видя, как пропали без толку его гениальные пророчества и как мы с редким энтузиазмом реализуем самые мрачные его сценарии. Это я о «Профессии» — настоящей, качественной книге-катастрофе, рассказывающей о том, как погибнет наш с вами мир, подкошенный не ударом из космоса астероида, не войной или коварными пришельцами, а тихо и благостно под приветственные крики сторонников реформ образования. И при этом большинство даже и не заметит, что мира добрых и умных книг, стремлений и открытий больше нет.

Зачем учиться, читать, думать, искать, проводить бессонные ночи в поисках ответа, долго и мучительно овладевать мастерством выбранной профессии, когда все это можно получить просто так — задаром, одним нажатием кнопки на компьютере. Мгновение — и ты специалист, уважаемый человек и не важно, что не ты выбрал свое занятие, важно, что ты органично вписываешься в окружающее общество. Но вместе с муками поиска предназначения, исчезает и творчество, и необходимость/но не способность — это-то у нас не отнять/ думать и стремится к новому и более совершенному. Идеальное общество жрущих, спящих и размножающихся.

И как легко оказалось пойти по этому пути и вот уже необходимость думать самостоятельно заменила способность правильно расставить галочки на ЕГЭ./ Когда я училась в начальной школе у нас в классе висел плакат «Не списывай! Думай самостоятельно!»/. Не успели оглянуться — и наш мир заполонили плохо образованные, но твердо уверенные в своей правоте граждане. Еще немного и саму способность думать будут приравнивать к государственному преступлению.

И все же гуманист и оптимист Азимов оставляет в повести людям шанс в виде изолированных сообществ способных к творчеству, которые героически двигают вперед прогресс, обеспечивая остальным привычный спокойный и незамутненный посторонней мыслью образ жизни. /Но ведь на то он и оптимист, нам может так не повезти/.

Прочитайте эту книгу: в фантастике не так много произведений, которые стали бы настолько актуальны через годы после написания, как полная горькой иронии «Профессия».

P.S. Кстати, первые опыты по непосредственной передаче информации в мозг уже успешно проведены.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2010 г.

Ученые теоретически доказали, что каждый человек в отдельности и человечество в целом тратят около 80-90% всех эмоций и энергии на создание преград и комплексов, а потом на борьбу с ними! Представляете?! По этим же раскладам выходит, что если бы этого не было, то Homo Sapiens как вид уже бы заселил половину галактики! Я не знаю, было бы это хорошо или плохо для природы человечества в целом. И впервые прочитав рассказ, всё внутри меня восстало против такого «грубого» вмешательства в мозг и душу! Но сейчас, глядя на наше общество, видя вокруг всё больше НЕПРОФЕССИОНАЛОВ, которые занимают тёплые местечки, а не занимаются реальной работой, хочется сложить ладони вместе и обратиться к Богу с просьбой: «Боже, пусть уже завтра в нашем обществе и стране будет так, как в рассказе Азимова«! Чтобы сын нефтяного магната, которому нравится техника, крутил гайки и с любовью чинил эту самую технику, а не пел тупые песни или просиживал костюмы топ-менеджером в дочерней фирме своего отца, не принося ни грамма пользы. Чтобы человек с мозгами и душой врача, мог и дальше дарить тепло души и здоровье страждущим, а не продавал тряпки на оптовке, используя свои знания не на благо всем, а чтобы не помереть с голоду или не стать коррупционером!

Вы посмотрите на лица людей, занимающихся нелюбимым делом — их видно, их очень много, и их ЖАЛКО!

Вот где настоящее насилие над собой, над своей природой и сутью! Бесполезное существование, пустое потребительство!

Браво, восторг, бис, МАСТЕР!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2014 г.

После почти трехлетнего перерыва решил вернутся к Азимову, начиная именно с этой повести. Черт, какой же он все-таки гениальный писатель! Его строчки не просто бегут, а плавно проносятся мимо на огромной скорости, оставляя прозрачнейшее понимание прочитанного. Возможно, я просто 'поймал волну', нашел своего писателя (книга же всегда найдет своего читателя), но любят Азимова столь же яро слишком уж многие.

Первое, что сразу же хочется отметить, — простота и ясность написанного при нетривиальном вложенном содержании. 'Мастер писать просто о сложном', как он сам себя называл. В своей оценке самого себя Азимов так же точен и прост, как и в своих книгах.

Обратимся к самой повести. Не самая знаменитая книга, ее легко пропустить среди других намного более обсуждаемых и разрекламированных читателями книг и циклов. Повесть, однако, ничуть не уступает по идейности и мастерству написания самым основательным 'кирпичам'. Снова читатель видит социальный эксперимент в аранжировках далекого (настолько ли?) будущего. Снова Азимов в необычных обстоятельствах раскрывает нам глаза на обычные вещи, имеющие непосредственное отношение к обычным же людям. Действительно, хороший вопрос. Зачем к чему-то стремиться, желать, добиваться, если можно просто плыть по течению? Усилий никаких, зачем это нужно. Ведь все равно в один прекрасный день набор нулей и единиц заполнит пассивными знаниями голову, знаниями, которыми далеко не каждый сможет пользоваться одинаков эффективно. (Так, кажется, у нас сейчас дают диплом за усидчивость?) И только немногим дано понять, что на самом деле главных успехов можно добиться не примитивной закачкой информации в извилины, а как раз-таки шевелением этими самыми извилинами.

В каждой книге Азимова я сталкиваюсь его непреодолимым желанием показать читателю, что настоящий человек — это человек постоянно думающий и анализирующий. Тот, кто строит планы и идет намеченным путем, несмотря ни на что. Тот, кто не боится провалов, потому что они его попросту не остановят. У Азимова получается заставить шевелить мозгами каждого, кто берется за его книги. Ну а если нет, то пора для таких уже изобретать что-то вроде перфокарт с профессиями. Серьезно, этим людям терять нечего.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2015 г.

Sawwin, конечно, прав: если подходить к этой истории с точки зрения логики и достоверности, то она не выдерживает ни малейшей критики. И дело тут даже не в вычислительных машинах длиной с милю, программирование которых осуществляется на перфокартах. Подобные милые анахронизмы, с моей точки зрения, только добавляют шарма старой фантастике. Просто очевидно, что если человека не заставлять учиться, день за днём не тренировать его мозг и не прививать ему навыков самостоятельно получать знания, то к 18-20 годам из него вырастет абсолютно бесполезное существо не способное ни к какой трудовой деятельности. Чем занимаются дети в возрасте от 8 до 18 лет в этой повести? Да ничем, даже упоминаний о занятиях спортом или лагерях бойскаутов и то, отсутствуют. А ведь опыт человечества свидетельствует: подросток должен быть максимально загружен учёбой или работой, в противном случае здравствуйте молодёжные банды, алкоголизм и наркомания.

Но это если говорить о первом уровне восприятия повести. Если же копнуть чуть глубже, то мы увидим, что эта история рассказывает о модели неоколониализма, в которой Земля выступает Метрополией, а все остальные планеты, даже богатая и успешная Новия, её колониями.

Что Азимов изобразил в этом произведении? А изобразил он общество, в котором система образования фактически уничтожена. Однако, высокоразвитая цивилизация не может обойтись без массы высококлассных специалистов, поэтому по достижению определённого возраста люди получают набор знаний и навыков, который закладывается им в голову с помощью гипноизлучателей. Но это происходит практически мгновенно и без всякого участия со стороны человека, а в дальнейшем от большинства специалистов требуется лишь исполнение своих обязанностей. Да, конечно, остаётся возможность для накопления профессионального опыта, который невозможно заменить никакими гипноизлучателями, но вот навыка обучаться чему-то новому эти люди лишены, а значит они вынуждены действовать в строго заданных кем-то свыше рамках образовательных программ. К какой-либо научной работе такие люди просто не пригодны.

В результате получается довольно любопытная картина. Только правительство Земли понимает ценность людей, которые умеют получать знания самостоятельно и способны двигать вперёд научно-технический прогресс. Только на Земле созданы условия отбора и обучения людей, способных к самостоятельной научно-технической работе. И именно поэтому не имеющая ресурсов и страдающая от перенаселения Земля держит в узде полторы тысячи планет, разбросанных по всей Галактике. И всё это без малейшего военного принуждения, ибо никто не заставляет колонии покупать новые технологии и принимать у себя земных специалистов. Но и отказаться от диктата Земли колонии не могут, в противном случае они обречены на стагнацию и обнищание. Надо ли удивляться, что описанная в повести система образования возникла аккурат перед началом звёздной экспансии человечества и основанием колоний за пределами Солнечной системы?

У этой истории есть и третий уровень восприятия. Если отрешиться от фантастического антуража, то мы увидим, что описанная в произведении ситуация является отражением нашей суровой реальности. И шестьдесят лет назад, когда была написана эта повесть, и сегодня на Земле есть масса стран, которые не могут позволить себе создание и содержание полноценной системы образования. Участь этих стран печальна. Их судьба – быть сырьевыми придатками, рынками сбыта и источником дешёвой рабочей силы для государств, в которых вопросам науки и просвещения уделяют большее значение. Кстати, как вы думаете, какова роль России в системе «Метрополия – Колонии», после того как мы уничтожили советскую систему образования, а взамен неё ввели у себя ЕГЭ и Болонскую систему? Вот тото и оно…

Итог: отличная история, которую не портят ни многочисленные анахронизмы, ни определённая искусственность сюжета. Можно воспринимать эту повесть как фантастику, можно – как аллегорию на нашу реальность, всё равно впечатления от прочитанного будут положительными.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июня 2009 г.

Хороший рассказ. Сначала думал что действительно жутковатое будущее, а потом когда в конце появились необычные индивиды — все стало на свои места. И действительно массам их примитивное счастье в качестве крутой профессии а оттуда мажорный образ жизни и прочие удовольствия (их бесполезно перевоспитывать, это надо осознать и тогда понятно станет что это будущее описаное Азимовым почти Утопия) а остальным нечто на мой взгляд боле лучшее. Хочу в такое заведение :gigi: но шанс быть таким избранным очень мал.

Задумайтесь — те кто все еще считают что описанное здесь страшное зло лишающее людей индивидуализма...и вспомните а как много людей хочет учится и уж тем более мыслить самостоятельно? Кто их чего лишает? Да никто, просто разбираются с ними поскорее и все. Живут в своих иллюзиях, и по телеку им расскажут какие они великие и прекрасные и что главное в жизни, и что те творцы несчастные придурки :). В конце концов никто никого насильно не заставляет отказываться от процесса обучения. А машина всего-то и делает что вычисляет людей наиболее метко и эти люди не будут проявлять тягу к самостоятельному мышлению. Ну а если пойдут таки всем на перекор, то окажутся в дамках как герой рассказа, к этому собственно и поощряют а не наоборот запрещают железной рукой.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2011 г.

Ну начнем с того, что многим, да и мне тоже, в бытность школьником очень хотелось бы иметь такую машинку — подключил датчики к голове, нажал кнопку и все выучилось само собой. Но, как правильно говорит Азимов, это не выход, потому что знать-то человек будет все, а вот думать он не будет. В повести человек научившийся на такой машине работать на одном типе анализатора металлов, не мог и не хотел переучиться на новую модель, отличающуюся от старой незначительными деталями, о которых можно было бы узнать из книг или даже додуматься логически, умей он это делать. Вообще умение думать это в некотором смысле дар и проклятие, потому что многие этим умением не пользуются или избавляются от него разными путями, как шеали в «Спектре» Лукьяненко. Но необходимо помнить, что двигателем прогресса является разум и только он. И не будь таких как Джордж Пленетей описанная цивилизация погибла бы.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2013 г.

«Профессия» — это творение номер 1 в моем списке мировой литературы. Ни одна книга не поражала меня настолько, насколько поразил этот маленький и на первый взгляд обычный фантастический очерк.

Не могу сказать что рассказ стал мотивирующим. Осознание того факта, что человечеством движет всего несколько тысяч человек ,а остальные — это паразиты,сосущие соки планеты — не может быть мотивирующим. ведь это так и есть! и всегда так было !

Меня охватывает ужас от того, что все меньше и меньше людей хочет стать учеными, ломающими барьеры невозможного,открывающими новые возможности, стоящими на острие прогресса, а предпочитают стать посредственными сотрудниками посредственной компании. Материальные заботы стоят выше духовных. Они всегда были выше... но то что происходит сейчас... Меня охватывает отчаяние от того, что я сам не могу стать ученым — мне не на что будет жить!! Материальность... она губит человечество, и от этого горько. очень горько.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2013 г.

Очень хороший рассказа, который хорош не столько своими литературными качествами — тут было куда расти: и стиль и много недомолвок-нестыковок оставляют простор к совершенствованию (и в итоге понизили мою оценку); сколько идеей ради которой он скорее всего и был написан. Если рассматривать лишь идею, то рассказ получился удивительно актуальный и многослойный, побуждающий мыслить и переосмысливать, после него приходится сделать паузу и собраться с мыслями, перед тем как продолжить чтение со следующего произведения. И я согласен с большинством отзывов к нему (что тоже не так часто бывает), так что не буду повторятся, но как я уже сказал, рассказ многослоен и тут не только проблемы образования, творчества или выбора профессии. Поэтому, кроме уже достаточно раскрытых аспектов, хочу поразмышлять на тему устройства общества описанного Азимовым. Этот слой остается после прочтения не самым очевидным и несколько на втором плане, но ведь если подумать — он не менее важен и актуален чем само образование. Ведь и в современном обществе образование призвано не столько удовлетворить личные потребности человека и наградить его профессией, сколько поддерживается и развивается державой для своих нужд (а они могут идти и в разрез с личными интересами).

И в этом плане, мне кажется, Азимовым нарисована отличная Утопия. Все население счастливо и само стремится участвовать в этом строе, нет протестов и социальных волнений, нет невостребованных, решена проблема перенаселения, Земля успешно колонизирует остальные миры, все люди равны в своих возможностях получить профессию к которой они более всего предрасположены и вроде бы даже посредством Олимпиад устроить свое будущее в соответствии со своими возможностями и т.п. Так и герой рассказа не бузит и не шляется по подворотням, а стремится получить профессию и переселиться на планету класса А, тем самым дав родителям возможность гордиться своим сыном. Я сначала даже не понимал откуда и в этом рассказе такая нелюбовь к родной Земле, что считается престижным выучится и побыстрее покинуть ее. Но в конце рассказа все становится на свои места: это ж как удобно бороться с перенаселением — население само хочет (но в рамках дозволенных ему квот — вспоминаем Тревельяна) отселится на другие планеты тем самым расширяя влияние материнской империи. А какова Империя! Сотни планет которые мнят себя независимыми и конкурирующими, а на самом деле разговаривающие на единственном языке метрополии и намертво зависимые от нее по части «моделей», то бишь дипломированных специалистов. Это уже сродни «Матрицы» когда у всех перед глазами пелена и массы не осознают мира в котором они живут. Но кто-то же стоит и у руля, это прям как у Стругацких в Обитаемом острове — «Неизвестные отцы», вот на них то как раз акцент почему-то не ставится. А так автором нарисован идеальный тоталитарный строй, когда массы о нем даже не подозревают, более того любопытен образ Новянина, который не просто не осознает своей непричастности к Истории (он не принимает решения), он упивается своей значимостью и своим титулом «достопочтенный». Тут любопытно даже не само наличие тоталитаризма, тут кроется философский вопрос: а является ли подобный строй злом, ведь он несет массам мир, чувство счастья и процветания, ну и что, что в отместку по сути и по большому счету отбирает у них свободу выбора?

Ну и напоследок еще несколько нюансов:

- закладывая в мозг программу профессии наверняка попутно можно заложить и толерантность к строю и согласие жить по подготовленному течению и веру в то, что заложенная тебе профессия, тебе именно больше всего подходит, и веру в отсутствие возможности ошибки системы и т.п. Люди при таком подходе по сути куклы или биороботы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— главный герой очутившись «в системе», или как Нео выпав из Матрицы и имея теперь свободу выбора, что заставляет думать, что он захочет своим детям такую судьбу какую он избежал, даже если они не будут столь одарены? Выходит где-то тут должны быть и города небожителей? :)

- а женщины? Вокруг все и так марионетки, а прекрасному полу Азимов даже и такого шанса не дал, их удел дипломированная домохозяйка и стоять под олимпиадой в надежде закадрить мужа выборовшего право отлета на Нову?

Но и это не все, финальный аккорд: так все таки, «Почему состязания называются Олимпиадой?»

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2007 г.

А мы уже приближаемся к этому будущему.Когда нам нужно что-то узнать или вспомнить-мы не напрягаем память и не листаем книги,а нажимаем кнопочку в поисковике.Это удобно.И обучающие ленты,когда их изобретут,будут восприняты на ура-сколько времени и сил можно будет сэкономить.Но как не хочется,что бы исчезла радость познания,удовольствие от того,что ты научился чему-то сам.Желание учиться-в миллион раз дороже любых механических знаний-об этом и напоминает Азимов.

А мир,который он описал («с самой совершенной системой образования»)-жутковат.Сверхтоталитарное государство.Пока им машины ещё профессию выбирают,потом будут выбирать жён,образ мысли.И большинство людей при этом счастливы.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2015 г.

Примем как данность возможность такого рода обучения, но при этом один момент Айзек Азимов упустил. Юный балбес, до восемнадцати лет ничем не занимавшийся, навеки останется инфантильной личностью, не способной ни к чему. Можно насильно внедрить ему кучу знаний, навыков и умений но совершенно невозможно научить его нести ответственность за свои поступки. Драма Джорджа Пленетея, которую добрый автор не превратил в трагедию, ничто по сравнению с драмой всего человечества, превратившегося в край непуганых идиотов.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2013 г.

Чем-то напомнило вещи начала прошлого века, в которых главным был не сюжет, а прогноз – прогноз будущего, какой-то части его; а сюжет – лишь в той мере, чтоб этот прогноз описать со всей возможной ясностью и чтоб это не было похоже на статью или трактат. В общем, автору это с успехом удалось. Не скажу, что чтение было увлекательным, но, надо сказать, зевотой я тоже не страдал. Возможно ещё и потому, что тот «прогноз» был неплох, но сути. Здесь мы видим систему образования 7-го тысячелетия. Систему, позволившую человечеству заселить многие миры. Система специалистов и специальностей, получаемых мгновенно, с помощью записывания прямо в мозг, с учётом тех особенностей мозга, которыми человек обладает с рождения (с учётом врождённой «специализации»). Однако этот путь исключает создание нового, человек просто разучился учиться… он привык, что все знания поступают к нему в готовом виде.

Вместе с героем мы проходим три основных момента в этой системе – День чтения (дети обучаются чтению – тем самым все миры читают и разговаривают на одном языке), День Знания (в котором человек получают оптимальную профессию) и День Олимпиады (в котором юноши путём состязания получают распределение на другие планеты) – последнее чем-то смахивает на «Туннель в небе» Хайнлайна, каким-то общим духом. Однако для главного героя не всё так просто. На стадии Дня Знаний он оказывается в совсем другой группе… группе без этих самых знаний… так как его мозг не подходит для чего-то конкретного. Честно говоря, я ожидал, что дальше будет такое возвращение – герой добьётся способа участвовать на Олимпиаде и покажет, что знания, полученные трудным путём гораздо лучше знаний полученных мгновенно. Однако развернулось по-другому…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой добрался до сути, до того, что он не изгой и не слабоумный, а наоборот – он вершина этой системы, человек, который создаёт новое, он выше на голову этих специалистов с мгновенными, но ограниченными знаниями.
Вот и получается, что прогресс прогрессом, но важно не это – всегда должны быть люди, чьи знания и опыт получены трудом, люди, у которых есть желание доказывать и создавать новое, иначе человечество просто остановиться в своём развитии. Вот так – шах и мат групповой системе, к которой мы клонимся на самом деле со своими ЕГЭ. Только вот будущее в этом рассказе куда более оптимистично – в них есть место «браку», мало того этот «брак» формирует цивилизацию, развитие её, так как для развития нужно выходить за рамки известного, где-то даже разрушать каноны… В системе реальной «брак» скорее всего будет отправляться на помойку…

Такой вот рассказ. Любопытная идея. Да, написан, может, не очень увлекательно – просто в рамках того, чтоб эту идею развить и показать. Да, может затянут. И мир этого 7-го тысячелетия выглядит во многом архаично даже для дня сегодняшнего. Но в целом-то неплохо, по-моему. И главное – с мыслю.

Какой бы не был мир – всё решат не технологии, а желание, желания получать знания, рыться в учебниках постигая новое. И это гораздо лучше знаний «задарма» полностью убивающих желание учиться, убивающих возможность создавать и постигать что-то новое. И в этом есть огромный смысл. И не бойтесь быть не как все – возможно ваш путь – это путь будущего, путь по которому позже пойдёт всё человечество… человечество с умом, построенным по шаблону.

И есть всё-таки в этой повести ощущение доброй НФ-классичности. Очень неплохо – несмотря ни на что.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2013 г.

Это произведение будет близкО любому человеку. Каждый из нас когда-то ходил в школу, для того чтобы получить знания. У каждого из нас был любимый предмет. У кого-то математика, у кого-то химия, история. Кто-то силен в точных науках, кто-то в гуманитарных. Полученные знания, если к ним правильно подойти, давали нам базу для будущей профессии. И всю жизнь нам родители твердили: «Вот будешь плохо учиться, будешь всю жизнь подъезды убирать» (никого не хочу обидеть).

Проходят тысячилетия и Айзек Азимов дает нам всем возможность заглянуть в будущее.

На дворе 6492 год. Самый актуальный вопрос для каждого живущего на Земле это выбор профессии, которая даст возможность хорошо материально жить, иметь непререкаемый авторитет и уважение. Земля нуждается в фермерах, шахтерах, инженерах, конструкторах... Но самой престижной является работа на других планетах, куда требуются самые высоквалифицированные специалисты.

Об этом всю свою жизнь мечтал и Джордж Пленетей. Единственный сын своих родителей, именно он должен был прославить свою фамилию. С детства Джордж увлекался програмированием,подпольно читал книги и надеялся в будущем отправиться работать как высококвалиционированный програмист на планету класса А.

В этом поизведении мы увидим новшество придуманное автором. Оказывается для того, чтобы получить образование тебе не надо читать книги, решать задачи. Заложенная в компьютер программа сама подбирает профессию под тебя. Главное заложить в компьютер показания датчиков мозга. И все. И читать ты учишься точно также, все через программу. 15 минут и все готово. Как скажется самодеятельность Джорджа с чтением книг и самоличного изучения програмирования мы скоро узнаем.

Очень понравилась идея Айзека Азимова с Днем Чтения, Днем Знаний и с Олимпиадой. Но эта не та Олимпиада, которую мы знаем...

В очередной раз порадовал стиль написания Азимовым- легкий, ненапрягающий, но в тоже время такой мудрый!

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2012 г.

От повести у меня двоякие впечатления. С одной стороны, вместе с героем возмущаешься системе, а затем осознаёшь её преимущества и успокаиваешься тем, что есть и те, кто этот процесс двигает. А ирония: «приют для слабоумных» = «Институт высшего образования» представляется на сегодняшний день актуальной. Хотя грустной.

С другой стороны, смутил возраст для начала чтения, эмоциональный и физический отрыв от родителей как источника поддержки даже в случае «слабоумия», изоляция от общества. Разве сможет художник (в любой сфере) творить в отрыве от людей таких, какие они есть?

Конечно, творческая личность индивидуальна, чувствительна, требует особого внимания. Но всё это обеспечивается не только избранными «из второго эшелона», а любым любящим, ценящим, имеющим вкус.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2009 г.

Сколько людей мается на своих рабочих местах вследствие того, что уже сегодня родители выбрали этот ВУЗ, потому что это престижная профессия, потому что нужно высшее образование, там платят больше. Сегодня лишь единицы выбирают свою профессию по собственному усмотрению. А если это будет делать машина вместо родителей, да еще с учетом физиологических и психических аозможностей... Может в мире будет значительно больше счастливых людей на Земле. А таланты всегда пробьются в жизни. Потому они и таланты.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2014 г.

До конца думал, в чём же подвох. Автор, возможно, хотел, чтобы читатели до конца верили в то, что ГГ ни на что не способный человек, которому суждено прожить никем. Я сразу же подумал, что его готовят к чему-то более серьёзному, гораздо важнее того, чем занимаются и будут заниматься остальные, в том числе и его «друг» Тревельян. И был прав. Но от этого произведение не стало мне менее милее. К тому же, ГГ в чём-то близок мне. После получения высшего образования, я как бы тоже был никому не нужен, считал себя хуже всех (всё складывалось неблагоприятно), особенно, когда на глаза попадались более успешные и чего-то добившиеся знакомые ровесники, хотя знал, что не глуп. Но потом как-то нашёл себя. Как бы эта повесть должна являться пособием для людей, опускающих руки в результате неблагоприятных обстоятельств.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх