fantlab ru

Все отзывы на произведения Бориса Батыршина

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Борис Батыршин «Новая сила»

andreyby, 4 декабря 2023 г. 18:20

М-да.

Нельзя так пугать читателей.

Вторая серия. Те же самые не напрягающие своей лёгкой опереточностью герои продолжают жить причудливой жизнью в почти так же плавно (в строгом соответствии с дирижабельностью происходящего) развивающемся сюжете — впрочем, динамика, пусть и столь же плавно, но нарастает — и вдруг всё лихо закручивается, происходит какая-то совершенно непонятная хрень и — приехали, поезд дальше не идёт. Внезапно — концовка. И построена так, будто она завершающая и никакого «в следующей серии» не будет. Но весь сюжет просто орёт в голос — будет, будет!!!

Что это, блин!?

Это злой стёб автора. А третья серия уже в работе, нихьт волноваться.

Поэтому спокойно читаем и получаем удовольствие.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Борис Батыршин «Чужая сила»

andreyby, 29 ноября 2023 г. 13:58

Любопытно.

Хорошая первая половина технофэнтези. Долгая-долгая завязка, которая так и не понятно — уже перешла в основное действие или всё ещё нет. «Ждите ответа в следующей серии». Серий в наличии две, а темп развития сюжета вызывает опасение, что или это не всё, или дальше будет «давайпогнали!». Интересный мир. Кое-какие ключевые моменты развития описанной цивилизации — точнее, форка нас, любимых, человеков — совершенно не ясны из описываемых событий. Но это не рояль, впечатления не портит. Герои... с одной стороны, слегка опереточные. С другой — вполне соответствуют описываемому времени. Написано вполне неплохо, в меру живым — но без излишеств — языком.

В общем, вполне достойно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Борис Батыршин «Коптский крест»

dxbckt, 3 ноября 2022 г. 14:32

Прочитав данную книгу — вполне согласен со многими читателями откомментировавшими ее ранее... С одной стороны — данная книга, вроде бы и «не вполне типичный шаблон» как в части выбора эпохи, так и в части ее описания (некой «атмосферы»). С другой — кроме собственно этой самой «атмосферы», здесь мало что есть...

Все «навороты» автора (в части описаний «глупостей» персонажей, и их многоходовок) осавляют некое чувство досады — не из-за «плохой передачи изображения», а из-за отсутсвия всяческого целеполагания)) По ходу пьесы — то один гость «пойдет не туда», то другой «в туже степь», после чего начинаются долгие поиски (выхода из «данной ситуации»)). Так что, если рассматривать книгу в части «попаданческих ништяков» — то данная часть безусловно «не зайдет» (в силу малого объема «попаданческой логистики» и весьма малого эффекта от подобного ... гм... взаимодействия).

Безусловным отличием (данной части) является именно некая нелогичность поведения «наших современников», совершающих «по ходу пьесы — куеву тучу косяков» (в результате своих сиюминутных желаний, кои описывать здесь нет никакого желания).

Так что, если бы не некий... подтекст (который я здесь и называю «атмосферой»), уверен — данный цикл, после первой же части (мной) был бы безжалостно закрыт и забыт.... А так... со временем... думаю все же ознакомиться с продолжением (дабы «узреть очередные подвиги» на ниве прогрессорства и шастания между мирами и эпохами))

P.S немного злобный получился отзыв — но это похоже именно тот случай, когда от книги ждешь чего-то другого... А тут вроде бы «и все совпадает», но... в итоге все получается совсем «не так» как хотелось бы)) Но это все может быть весьма субъективным))

Дописано 2023.12.19

Совершенно случайно (тут на днях) нашел вторую часть данного цикла... Ну а поскольку «как всегда уценка», взял не задумываясь — т.к давно уже собирался прочесть продолжение (а руки не доходили)). Единственное — сразу читать часть вторую я естественно не стал, пришлось «обновить» впечатления о части первой...

Что сказать... Несмотря на то что часть первую я прочел где-то за полдня (пусть и путем пролистывания отдельных запомнившихся «ненужных фрагментов», в чем искренне каюсь)) опять пришел к выводу, что тема достойная хоть и немного не развита (в моем субъективном понимании). Что ж — искренне надеюсь, что часть вторая все же «вывезет меня из этого болота сомнений»))

Оценка: 4
– [  3  ] +

Борис Батыршин «День Ботаника»

Марика, 21 августа 2020 г. 13:59

Я как биолог, социолог и мнэ-э-э... дрессировщик, люблю читать что угодно, близкое биопанку и прочим моделированиям единения с природой. Конан Дойля в детстве знала как автора Затерянного мира, а не творца детективов. Потому что и до сих пор всяким детективам предпочитаю этологию, писхиатрию или хотя бы книгу «Сто лет криминалистики».

А приключалки за ради приключалок меня не интересуют и не радуют. Мне интереснее техническая сторона обоснования мира, обыгрыш-показ обоснования и МЫСЛЬ — за ради чего эта вся история попросилась к написанию.

Часть первая — техническая

Текст для меня оказался тяжёлым. Чтение походило на проталкивание сквозь тягучую субствнцию, переполненную повторами смыслов, проросшую неопределёнными определениями и липучими заместительными. Я вязла на каждом предложении, жаждая провести глобальные мелиорации и пожечь всё напалмом к хренам.

Тут все заросло огромными деревами, там всё заросло громадными деревами, сям всё проросло снова и опять очень большими деревами... То это у нас рогатина, то оно у нас копьё, то ваще пальма... Каякер рулит пирогой — шта? Труженики полей окончили свои дела и перешли к обычной домашней рутине, наполненной бытовыми мелочами и привычными развлечениями... Много-много слов и при этом собственно информации по сути смысла — мало-мало. Ибо описаний как раз много, но так называемых ярлыковых, которые по факту вещей не описывают ничего.

Их спутница, одежда которой выдавала обитательницу одной из Полян.

Вот яжхудожник-визуал, диабло! И как мне надо увидеть эту спутницу? Это косоглазая блондинка полтора метра с кепкой в кумачовых шароварах с выжженым силуэтом бабы яги на обнажённых сиськах или двухметровая африканка, с зубами птеродактиля в обоих ухах и сари из пальмовых листьев? Или еще как видоизменённая самка роду человечьего, которых (я имею в виду модификаций внешности) тут как головастиков в летней луже?

Плюс не самый удачный способ создания интриги путём умолчания, когда для читателя сюжетный поворот превращается в езду на боевом рояле, а всего-то надо было на две странички ранее дать намёк контекстом, что вот это тут не просто так. а потому что.

Плотникову Сергею должно понравится — недаром книга пребывает в его подборке. Я думаю, что это личная мстя за его Гражданина, посвящённого бытооописанию каждого чиха и просто бытовушной бытовухе, которой и тут до х... В общем, словей, словов и слов тут ужасно много. Но на мой взгляд только треть по делу. Остальное — завалы нормальной такой мальчуковой хвилософии про жизнь и тамадушного бла-бла.

Часть вторая — идейная

Концепт истории заключён в нежданчике, воплотившейся помеси халявы с кармой, локально поменявшей мегалополисы нашей планетки в Лес Чудес. Эта фонтанирующая всякими формами жиззни джунгель живенько отвечает на местные традиции, поверья и представления масс об историческо-сказочной флоре и фауне, воплощая всё в натуре. Которая, как известно дура. И вот эта воплощённая дурища, от избытка метафизической силы и потому что может, даёт каждому по потребностям... Карает плохишей и адаптирует кибальчишей... Нет, всё-таки не кибальчишей — Кибальчиш имел активную жизненную позицию, а тут идёт селекция народа в подвид Ильёв Муромцев так с печи и не слезших. Эдаких гринписовцев, получающих всё на веточке и заодно деградирующих до уровня эмпирических детей природы. Нашедших бессмысленный смысл в беззаботном жрать-спать-потреблять... Вот этот принцип халявного сибаритства и амёбно-романтического единства с природой, путём удовлетворения примитивно-животных потребностей — абсолютно противен моей жизненной позиции.

Вывод

Книга должна понравится трепетно-нежным душам, верящим что где-то там в Шамбале живут единороги и не спускаются к нам с гор только потому, что злые люди добывают нефть и штампуют одноразовые стаканчики. Эта история будет как бальзам на душу романтическим товарищам, верящим, что все люди, деревья, рыбы и звери — братья и созданы чтобы нести добро в мир. Восхитит тех, кто мечтал жить в сказке, и у кого уже есть в фантазиях готовые и яркие картинки, и нужен совсем маленький намёк, а кино само расцветёт перед глазами...

Но учтите, книга прямо сейчас на вычитке и там встречаются опечатки и ляпы форматирования.

Мой же бобик сдох.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Борис Батыршин «Забытые в небе»

Ярослав Васильев, 24 июля 2020 г. 11:53

«Всё течёт, всё меняется» — эту мудрость каждый слышал не раз. Но не так уж редко писатели напоминают боязливых старателей, которые нашли вроде бы неплохой участок с золотой рудой, и разрабатывают его, даже когда жила вроде бы иссякла. Страшно ведь рискнуть перейти на новое место, вдруг не выйдет, вдруг не сработает, а тут хоть что-то, но капает. И рождаются сериала, где по однажды придуманному и уникальному миру бесконечно обсасывают каждый гвоздь. Отсюда вывод, что любой писатель обязан бросать миры и каждый раз выдумывать что-то новое? А вот и не обязательно. Ибо литература тем и отличается от добычи руды, что действительно талантливый человек всегда может отыскать на вроде уже выработанном поле новую руду. Это в твёрдом материальном мире истощившаяся серебряная жила не наполнится золотом, в мире фантазии такое случится легко. Например, по вроде бы тому же миру можно взять другого героя с другим характером. А можно взять и написать книгу совсем другого жанра.

Собственно, так и поступил Борис Батыршин в третьей книга цикла «Московский Лес» – «Забытые в небе». Да, это вроде бы всё тот же мир биопанка. Это всё та же Москва, в которой природа когда-то надумала доказать человеку, что титул царя этой самой природы он нацепил рановато. Это всё тот же странный и непонятный Великий лес. Не какие-нибудь там берёзки и дубравы – большая часть деревьев вымахала метров до ста, кустарники поднимаются до уровня третьего этажа, грибы и трава встали в рост человека, под сенью лесных исполинов рыскают виды, которые исчезли полмиллиона лет назад или только появятся через полмиллиона лет эволюции. Но… Если первые две части были очень хорошей фантастикой, но ближе именно к классической фантастике стержнем имели ту самую идею отношений человека и природы (и соотношения звериного и человеческого в людях), то третья… А третья неожиданно стала отличнейшим, звонким приключенческим фантастическим боевиком.

Огромные небоскрёбы Москва-сити, люди на которых после Зелёного прилива оказались заперты и отрезаны на верхних этажах. В зданиях работали и жили тысячи людей, когда внизу начался хаос природного изменения, они не рискнули пробиваться через него, а теперь поздно. Нижние этажи и нижние уровни деревьев полны агрессивно жизни, пробиться сквозь которую с примитивными копьями и луками невозможно. Но человек существо живучее и умеет приспосабливаться. Вот и образовалась немаленькая община, которая живёт на верхних этажах небоскрёбов и на верхних ярусах супердеревьев. Прирост населения своя иерархия и цивилизация. Огнём пользоваться запрещено (хватило одного пожара), ну так можно приспособить алюминиевые панели и жарить мясо в зеркальных солнечных печах, благо климат теперь в зоне Леса круглый год субтропики. Вниз давно и никто не стремиться, кроме разве что мальчишек и девчонок, во все века мечтающих о подвигах и романтике. Считается, что внизу никто не уцелел, да и не нужно это руководителям общины, удобно устроившимся на вершине пирамиды власти.

Только нельзя поселиться в башне из слоновой кости, когда вокруг живой мир. техника и электроника над лесом не работает? Отчаянная девушка Майя из Московского университета по изучению Леса решилась, построила с товарищами дельтаплан и рискнула подняться в воздух над лесом. Первый опыт можно считать удачным – не считая того, что дельтаплан потоком воздуха швырнуло на одну из башен. Но девушка-то уцелела, всё-таки удача? Одна беда, гостья из внешнего мира мешает владыкам замкнутой общины уже там, что может рассказать: мир намного больше, и в Лесу вполне себе живут люди, и за его пределами. Ведь их власть держится на страхе, что уйти некуда, одиночке не выжить. А ещё Майю не бросят отец и друзья. Будет один из главных героев цикла Егор, будет отчаянная команда сорвиголов, которых попросят «отыскать и спасти». Почему бы и нет? И начнётся гонка со временем, придёт ли раньше помощь, или Майя и её новые друзья потерпят поражение наверху?

От себя закончу, что книга читалась на одном дыхании, каждая строчка заставляла замирать дыхание: успеют? Вроде бы всё обязано кончится хорошо… Но это в книжках хорошо, а тут самая настоящая жизнь. И вдруг не успеют?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Борис Батыршин «Клык на холодец»

Ярослав Васильев, 30 июня 2020 г. 17:55

Принято считать, что идеи социал-дарвинизма, в которых считается, что в человеке всё равно доминирует животное начало, а потому и отношения должны строиться по принципу хищников и травоядных – эти идеи родились в девятнадцатом веке. Впрочем, «человек человеку волк» было сказано намного раньше, а на практике этот принцип реализовывался ещё в каменном веке. Собственно, всё вертикальное движение нашей цивилизации шло с одно стороны именно по этому принципу, в поисках способа стать сильнее и активнее топтать слабого… но с другой стороны всё сильнее звучали голоса, что общество всё-таки отличается от стаи. И человек стал царём природы именно потому, что оказался в состоянии проявлять нечто большее, чем инстинкт хищника. Ибо только вместе слабейшие могут стать сильнее сильнейшего. Нужно всего лишь увидеть в соседе не добычу, а всего-то такого, как и ты. А для этого уметь принимать его таким, как он есть, со всеми достоинствами и слабостями.

Но всё это, наверное, справедливо лишь для «нормального мира»? А если у нас форс-мажор, как это случилось в цикле «Московский Лес» Бориса Батыршина? Природа решила доказать человеку, что титул царя этой самой природы он нацепил рановато. В Москве и ещё нескольких крупнейших мегаполисах планеты вдруг за несколько часов выросли деревья метров до ста высотой, кустарники до уровня третьего этажа, грибы и трава встали в рост человека. Под сенью лесных исполинов забегали виды, которые исчезли полмиллиона лет назад или только появятся через полмиллиона лет эволюции. Добавить плесень, которая за три-четыре дня разрушает все современные пластики. Ну а завершить всё лесной аллергией – только одна десятая процента может свободно в этом лесу жить и путешествовать, остальным либо эвакуироваться за МКАД, либо мучиться от удушья и помирать от анафилактического шока. Ну, или оказаться запертым в трёх-четырёх пятачках-анклавах по лесу, где синдром аллергии не действует. Получается раз вокруг снова дикая природа, то и снова можно отбросить мораль и гуманизм, жить как стая хищников?

Ну что же, неизбежно найдутся и такие. В Московском Лесу не так уж мало людей, которые с ним ужились – и они должны склониться перед тем, кто назвал себя Чёрным друидом. Не признают? Им же хуже. Путь к власти будет усыпан в том числе и телами тех, кто пойдёт на опыты. Не по злобе, а точно также как экспериментировали нацисты в лагерях: исключительно для блага узкого круга хищников, отказавших другим считаться равными. И потому если первая книга цикла была под знаком «природа – человеку», то девизом второй книги «Клык на холодец» стало «человек – человеку». Именно эту грань человечности и измеряют события книги, измеряют в каждом и каждого проверяют на прочность. Егерь Сергей и его друзья. Не только Чёрный друид, всегда найдутся те, кто готов шагнуть в тень власти чудовища, чтобы получить хоть крошку уже себе. Спецслужбы уже из внешнего мира, готовые ради общего блага (и вполне реального, а не абстрактного и очень важного блага) миллионов хладнокровно убивать тысячи неповинных. Множество других людей, которые попадутся нам по дороге от начала до эпилога истории. Ибо неважно, кто ты, важно, какое ты примешь решение в самый трудный момент. Оскалить клыки – или протянуть руку.

Оценка: 9
– [  -3  ] +

Пётр Курков, Борис Батыршин «Третий Меморандум»

Cord, 12 марта 2020 г. 16:58

Книга наконец вышла на бумаге в издательстве «Городец». Доступна в «Лабиринте» и других книжных сетях

Оценка: нет
– [  3  ] +

Борис Батыршин «К повороту стоять!»

Ярослав Васильев, 11 ноября 2019 г. 16:50

Пуля спела, что ей за дело, –

Какой у песенки конец.

Похоже друг попал на тот веселый бал,

Где пляшет сталь, поет свинец.

Наши души морям и суше

Возражают в часы разлуки.

Это, дескать, конечно дерзость,

Но не чаем души в друг друге,

А стало быть, а стало быть,

А стало быть – вперед!

Ю. Ряшенцев

Жанр альтернативная история в нашей стране начал просыпаться от спячки ближе к распаду СССР. С одной стороны рухнула идеи магистрального и единственно возможного движения к коммунизму. С другой – выросла целая армии тех, кто со страниц газет и телевидения громко убеждал, что история вообще не наука. Она, дескать, меняется от политического взгляда, всякие профессора на самом деле всё придумали для обмана населения. И тут же последовал вывод, что писателям тоже не возбраняется всё придумывать и называть это стыдливо альтернативной историей. Добавить сюда востребованный в трагические девяностые реваншизм (в жизни проиграли, так хоть в книге победим) – и вот уже читателя захлестнул штормовой вал писанины. Романы по спасению СССР, по великой вышедшей в космос Российской империи, ну или мы выиграли без потерь в Великой Отечественной войне и двинулись к мировому господству… И так далее, «пипл хавает» – автор строчит.

Романов от совсем бездарных до написаных неплохо, но с умыслом как можно достовернее исказить историю в рамках антисоветской пропаганда, было тогда написано многие тонны. С наступлением спокойных двухтысячных градусов понизился. И хотя до сих пор существуют потребители и производители книг, в которых очередной гений перемещается в прошлое к тупым предкам (они дураки, ничего не умеют, я им объясню), как существуют и книги, где ход истории меняет чудо оружие в руках очередного вождя, идея альтернативной истории в русской литературе наконец-то сумела вернуться к своим изначальным формам, которые сформулировал ещё Пол Андерсон в «Патруле времени». Один человек не может повернуть ход реки, имя которой – Время, но он или какое-то ключевое событие может создать в её течении рябь и волны. И эти волны столетия спустя отзовутся совершенно непредсказуемо.

Именно к таким книгам и относится роман «К повороту стоять!» Бориса Батыршина. В реальной истории Балканская война 1877-78 годов закончилась для России мирным договором, по которому она под ультиматумом войны с Британией вынуждено уступила многое из завоёванного. Генерал Скобелев и канцлер Горчаков слишком хорошо знали катастрофичное состояние армейских тылов и армии, скрытых за блеском военных побед – обнажившиеся в Крымскую войну проблемы так и не были решены. Россия могла столкнуться с объединённым вторжением всей Европы, а до Бурской войны, где против белых англичане впервые применили «национальные части», оставалось не больше двух десятилетий. Но если вмешается случай? Командующему экспедиционным корпусом с небольшим интервалом были отправлены две телеграммы. Наступать на Константинополь и остановить наступление. Но если бы вторая телеграмма «остановиться» не дошла или попала в руки командующего до приказа наступать? Исполняется последнее по времени указание Ставки… Сейчас мы знаем, что оборонять столицу туркам было нечем, да и в страна была на грани националистического переворота, скинувшего султана. Для императора Александра же приказ сдать туркам обратно Константинополь – это, учитывая настроения в стране, смерть, причём отнюдь не политическая. И потому столкновению с английскими броненосцами быть…

Сразу скажу – написано хорошо. Автор, конечно, подыгрывает «нашим» разными случайностями, но в меру, не так, чтобы это выглядело откровенно невозможным. И совсем не мешает, что опять же в реальной истории реализовать придуманные (к слову в России) идеи рейдерской войны на английских морских торговых коммуникациях смогли реализовать только немцы к Первой мировой. (Раньше техника и срок службы паровых машин не очень позволяли.) А ещё, читая о приключениях вчерашних гардемаринов и молодых мичманов, я приду к выводу, что книга «К повороту стоять!», несмотря на сюжет и строгое соответствие канонам альтернативки, скорее ближе… Нет, не к классикам вроде Андерсена и Де Кампа, а совсем к другому автору и книге. С первых же страниц вспоминаются скорее Нина Соротокина «Трое из навигацкой школы» и рассказы Станюковича. Ибо как и там, у Батыршина и политика, и жизнь «на суше» описаны довольно условно, многие вещи не выдержат строгой исторической проверки. Ибо целый рад сюжетных линий «на суше» опять же ушли по большому счёту «в никуда». Да автор и не стремился их вырисовывать? Как читатель, я на все эти вопросы суверенностью отвечу: «Да» – книга совсем о другом. Она о море, о броненосцах и о русском флоте – и вот тут красивым языком книга дотошнее любого учебника по истории. (Иллюстрации – больше семидесяти гравюр, литографий и дагерротипов XIX века, до этого хранившихся в исторических архивах). Эта повествование о тех забытых нынче кораблях, которые стали патриархами нашего, современного флота. О тех, про кого император Александр сказал когда-то, что русский флот – это тот настоящий друг, который Россию не предаст никогда.

И да, пусть финал вышел немного неудачен (я только с третьей попытки понял, что это не автор в итоге «реваншизм» свалился, а герой книги мечтает о новых победах…), книгу надо читать именно ради моря и броненосцев.. Ради памяти о славе нашего флота. С якоря сниматься. К повороту стоять!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Борис Батыршин «День Ботаника»

Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г. 11:25

Чего только нету, чего только нет

На этом на белом на свете!

Порою не видим за тучами свет

Порою рассвет незаметен

Хоть глазочком заглянуть бы

Заглянуть в грядущий век

И узнать бы, что за судьбы

Ждут тебя, человек

Юрий Энтин

Жанр апокалипсиса и постапа, то есть выживание в мире после катастрофы, в фантастику пришёл давно, ещё в девятнадцатом веке. Сразу как только человек осознал конечность размеров Земли и пришёл к выводу – катастрофа может захватить всех. Отсюда обязательно масштабность событий. Век двадцатый, сначала с ядерной угрозой, потом с разнообразными техногенными и экологическими угрозами и кризисами, тоже любил рисовать картину глобального разрушения и всемирной катастрофы. И пусть ушли в прошлое атомные страхи, уже не пугают, притерпелись истории про всякую экологию, вирусы, зомби и кризис, производители фильмов и книг продолжают лепить грандиозные катастрофы, стараясь перещеголять друг друга. Что поделаешь, как говорил персонаж одной повести – пресытилось общество: чтобы впечатлить зрителя, надо взорвать отель с десятком кинозвёзд или стереть с лица земли город. А лучше два.

Но ведь и без всякой фантастики в мире постоянно случаются небольшие Армагеддоны, просто они затрагивают лишь какой-то один регион. Как сказала героиня другой книги: «Мы слишком привыкли к телевизору. Даже самые страшные новости для нас уже давно лишь картинка. Посмотреть за утренней чашкой чая и забыть... пока это не коснулось нас самих». Ведь и про печально знаменитое цунами в Азии мы узнали исключительно поскольку там было много туристов и журналистов. Но коснулась ли катастрофа нас, живущих за тысячи километров?

Нет. Заденет такой локальный конец света исключительно тех, кто оказался поблизости. Например, как это случилось в мире, куда нас приглашает прогуляться Борис Батыршин в своей книге «День Ботаника». (Первый том цикла «Московский Лес».) Всего через пять лет, в мае 2024 года природа решит доказать человеку, что титул царя этой самой природы он нацепил рановато. В Москве и ещё нескольких крупнейших мегаполисах планеты вдруг за несколько часов вырастет лес. И не какие-нибудь там берёзки и дубравы – большая часть деревьев вымахает метров до ста, кустарники поднимутся до уровня третьего этажа, грибы и трава встанут в рост человека. Да и остальная флора и фауна не отстанет: под сенью лесных исполинов забегают или поднимутся к солнцу виды, которые исчезли полмиллиона лет назад или только появятся через пол миллиона лет эволюции. Добавить плесень, которая за три-четыре дня разрушает все современные пластики. Ну а завершить всё лесной аллергией – только одна десятая процента может свободно в этом лесу жить и путешествовать, остальным либо эвакуироваться за МКАД, либо мучиться от удушья и помирать от анафилактического шока. Ну, или оказаться запертым в трёх-четырёх пятачках-анклавах по лесу, где синдром аллергии не действует.

Отступая чуть в сторону, на этом месте (и едва прочитав первые три-четыре десятка страниц) мне захотелось автору сказать спасибо. И дважды. Первое за то, что во вроде истасканном и изъезженном жанре конца света он нашёл нечто новое. (И нет, это не роман-катастрофа, ибо происходящее намного масштабнее и пусть опосредовано, но остальной мир затрагивает. Да и по времени протяжённее стандартных рамок романа-катастрофы.) Ну а второе спасибо за то, что написана книга чистым, звонким языком, вдобавок нам показали не привычную декорацию из типового набора, а и в самом деле сотворили целый лес, его сложную и совершенно необычную, непривычную структуру и экологию. (Я нечто подобное, наверное, припомню только в повести Ле Гуин «Безмернее и вечнее империй».)

Впрочем, это художественная лирика для нас, тех, которые сидят от событий вдалеке и за чашкой чая. А вот Сергею, герою рассказанной истории, в том мире приходится жить. Ведь человек выживет где угодно. Даже в таком необычном месте, тем более лес помогает, меняет в полезную сторону. Одних очень сильно, как бледнокожих обитателей подземелий метро: оказались там заперты в момент катастрофы, да и остались жить. Вторых поменьше – живущие на поверхности аватарки отличаются разве что более лёгким телосложением да зелёной кожей, так проще обитать в кронах деревьев. А ещё есть и остальные, просто люди, которые остались жить или приехали позже. Строят деревни, промышляют лесом – за многие ингредиенты медики и химики «снаружи» готовы душу продать. Главное соблюдать простое правило: лесу не вредить. Ибо этот лес может и ответить, и худо тогда придётся не только виновному, но и тем, кто рядом.

Ну а следят за жизнью такие, как Сергей. Егеря. Это не полицейские, не сторожа и не мстители. Иногда курьеры, иногда проводники, где-то помощники. Одиночки, которые поклялись беречь именно Лес… и он для них главное. Работа сложная, поскольку далеко не всегда человеческие правила к ней применимы: волк тоже хочет кушать, а больной, негодный олень пойдёт в пищу, хоть и жалко. Вот только где та грань, за которой якобы соблюдение законов природы становится человеческой подлостью? Где та грань, за которой соблюдение законов человеческих становится подлостью ещё большей? Человек не зверь, раненого и больного бросать нельзя, иначе перестанешь быть человеком – но что делать, когда находятся те, кто законы гуманизма старается подстроить под свои корыстные цели? Жажда власти, алчность и жажда обладать всем, до чего сможешь дотянуться – очень человеческие качества… только место ли им в лесу? Вот для этого и будут егеря топтать лесные тропы, отделяя зёрна от плевел, а человеческое – от того, что человеческим лишь прикидывается. Охранять зверя четвероногого от зверя двуногого. Ибо леса хватит на всех – только не надо жадничать.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Борис Батыршин «Крымская война»

meloman-56, 25 мая 2018 г. 17:54

Крымская война 1854 года.Боль и трагедия нашей истории...Все три книги цикла поставил на свою полку.Крым,Севастополь- моя малая Родина.С помощью Бориса Батыршина МО РФ проводит масштабный эксперимент по изменению прошлого,начали с провальной Крымской войны,основной точкой бифуркации истории. Отправили на неё батальон морпехов на большом десантном корабле,но ,как всегда, у нас не может всё пойти по нормальному,по научному ,чисто и без сучка. В воронку времени попадают и другие корабли, да ещё и прихватывают с собой гидрокрейсер «Алмаз» и миноносец «Заветный» из 1916, вот и появились«Попутчики»(так называется первая книга,следующие имеют очень определяющие характер сюжета названия -«Соратники»,«Соотечественники»). Из книги в книгу автор нам показал, доказал и разложил по полочкам,что русские моряки,авиаторы 1916 , герои цикла,пройдя все стадии боёв,пережив раны,боль утрат,смерть ,смогут встретить и уничтожить анго-франко-турецкую армаду пароходофрегатов, парусных линкоров... «Соратники» ,они оказались совсем неожиданно в прошлом,вовсе не собирались воевать с англичанами и франко-турецкой армией, вторгшейся в Крым,у них в 1916 году были свои счета с немцами. Теперь же им предстояло устроиться в этом временном отрезке истории: жить ,любить,воевать,устроить врагам России новый Цусим , а наши современники великолепно возглавили все три поколения моряков, лётчиков,пехоту и бронетехнику,чтобы отстоять Крым от любого агрессора! «Соотечественники»,третья книга цикла,у наших героев-современников прыжки во времени не всегда проходили без ошибок и помех,вот и здесь при очередном хронопутешествии опять промахнулись во времени и попали в 1920 год, как раз в конец Гражданской. И пришлось им искать общий язык с красноармейцами и их командирами,а ,эвакуированных «белых», вместо позора эмиграции, совершать скачок в прошлое. А затем вместе со всеми поколениями русских воинов решительно закреплять победу в Крымской войне и разворачивать ход истории России,то есть добиваться своей главной цели. Морякам-черноморцам не в первый и не в последний раз сражаться с врагом,который рвался к Севастополю ,сердцу Крыма !

Оценка: 9
– [  6  ] +

Борис Батыршин «Внеклассная работа»

Гидраэр, 17 февраля 2018 г. 21:12

О! Это нечто! Юный попаданец в РЯВ, каждые пол-страницы «сливается»: то про Перл-Харбор ляпнет, то про Цусиму, то еще что-то в этом духе. До слез порадовала сцена , когда юный дебил вытаскивает планшет (на обеде в знатном семействе). Суперкрутая продажа калькулятора (могу напутать, но вроде за 36 золотых монет-империалов) артиллерийскому офицеру — тоже зер гуд. После получения ГГ автографа (блин — чЁ сразу селфи не сделать) у адмирала Макаров, книгу закрыл и поставил за «Внеклассную работу» заслуженную (имхо) двойку. Ну или «неудовлетворительно», по классификации 1905 года.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Борис Батыршин «Коптский крест»

MarchingCat, 26 сентября 2017 г. 20:09

Просто на удивление приятная книга. Главное, оценивать её с правильной точки зрения. Ведь, на самом деле, это не «попаданческий» роман. Нет... попаданческий, конечно. Но попаданство здесь — приём, а не суть. Этот роман (цикл) — суть подростковая приключенческая фантастика. И очень даже хорошая. И оттого имеющиеся ляпы выглядят совершенно по-другому. Они — не важны. Вообще. Как и в любой подростковой фантастике (читай — сказке) старой школы.

А тяга тут именно к старой школе подобных романов. Неужто кто будет оспаривать? Герои, выросшие на Жюле Верне и иже с ним. Романтика и Наивность, Честь и Отвага. Хорошие и Плохие. Мужающие подростки.

Мужи в годах, отдайте эту книгу своим детям, и не пытайтесь оценивать это произведение с высоты своих лет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Борис Батыршин «Коптский крест»

Mozzart1977, 24 июня 2016 г. 10:50

Для читателя, неискушенного произведениями о попаданцах, история будет достаточно интересной. Как правило, в подобных фантастических историях фигурирует один путешественник, проходящий через тернии параллельного мира (иного времени). Автор решил сделать путешествие семейным. Герои произведения достаточно забавны в своих рассуждениях и действиях, но их образы достаточно плоские. Вместе с тем, достаточно интересно описаны Москва и москвичи конца 19-го века. Допускаю, что было бы неплохим решением для такого необременительного сюжета «гостям из будущего» познакомиться с каким-нибудь известным персонажем того времени, даже не обязательно «вершителями советской истории», находящимися на тот момент в пубертатном периоде.

Вывод: Читать? Вполне можно!

Оценка: нет
– [  9  ] +

Борис Батыршин «Коптский крест»

StasKr, 26 мая 2016 г. 14:47

Читая этот роман отчётливо понимаешь, что простым гражданам портал в прошлое не нужен, так как они просто не знают, что с ним делать. Нет, ну серьёзно. Вот, есть калитка в 1886 год. В это время на престоле Российской Империи сидит Александр III. Чем ему может помочь простой обыватель? Подсказать, что его сын Николай угробит страну? А это что-нибудь изменит, если учесть что и другие потенциальные наследники из рода Романовых ничем не лучше? Ну не было в том поколении царственной фамилии умных и деятельных личностей, способных провести страну через вызовы времени.

А может быть, стоит помочь Александру III в его деятельности? Но с текущими проблемами он неплохо справляется и сам, а если говорить о проблемах глобальных, то всё упирается в земельную реформу, крестьянский вопрос и выкупные платежи. При этом и сам самодержец, и правящий класс, твёрдо придерживаются мнения, что менять здесь ничего не нужно.

Самое обидное, что альтернативы государю-императору в этом времени тоже нет. Сталину в этом году исполнится восемь лет, Ленину – восемнадцать. До возникновения партии большевиков ещё семнадцать лет, главной революционной партией на этот момент является террористическая «Народная воля». Ну и надо нормальному человеку связываться с этими экзальтированными придурками?

Так вот, если простым гражданам портал в прошлое не нужен, то дебилам он просто противопоказан. А то, что герои романа – дебилы, у меня сомнений нет.

Вернее не так. Героев в книге три, а дебилов – двое, ибо мальчик из XIX вполне нормален для своих тринадцати лет. А вот наши современники откровенно подкачали.

Иван Семёнов – тупой подросток пятнадцати лет отроду. «Тупой» здесь не оскорбление, а характеристика. Все мы проходили возраст, когда жизненный опыт минимален, а гормоны бьют в голову, поэтому все окружающие (особенно взрослые) кажутся нам дураками и лишь ты сам и твои друзья-приятели – умными и адекватными людьми. При этом Иван – не самый глупый парень. Наблюдательный, тренированный, разбирающийся в истории гораздо лучше своих сверстников (спасибо папе-реконструктору), прочитавший довольно много книг про позапрошлое столетие. И что делает этот интеллектуал, перед тем как отправиться на экскурсию в XIX век? Он выбирает одежду понеприметнее. «Понеприметнее» – это куртка из комплекта полевой формы бундесвера, чёрные джинсы и кроссовки. Очевидно, что в 1886 году подросток одетый подобным образом не вызовет ни у кого вопросов. Но и это далеко не всё! После того как его папа раздобыв в XIX веке денег (как он это сделал – самый позорный эпизод во всей книге) покупает в магазине форму гимназиста Иван одевает только гимнастёрку оставляя на себе кроссовки и джинсы, «логично» предположив, что никто из аборигенов не заметит странностей в его одежде. В общем как в анекдоте про Штирлица, который всё никак не мог понять, что выдаёт в нём русского шпиона, то ли будёновка на голове, то ли парашют за спиной.

Впрочем глупость подростка меркнет перед тупостью его папы-реконструктора, который не придумал ничего умнее как притащить из XXI века в эпоху Александра III партию механических часов и продать их часовых дел мастеру, которого разве что удар не хватил как от качества работы, так и от концентрации неизвестных ему технологических решений. Но и это не главное! Человек, доживший до 40 – 45 лет на полном серьёзе собрался продавать в 2014 году владельцу исторического журнала фотографии сделанные современным фотоаппаратом в Москве 1886 года и выдавать их за «работы выполненные группой талантливых молодых людей с помощью новейших приемов 3D-графики» (с) А ещё он решил сбывать через военно-историческое общество раритеты из девятнадцатого века. Причем самые разные – от старого оружия до одежды и предметов бытового обихода. Мол, люди, посвятившие свою жизнь антиквариату, не заподозрят неладного и будут уверены, что это лишь новоделы, правда, высочайшего качества и должным образом состаренные.

Оцените полёт фантазии! Обладая возможность «пронзать пространство и уйти в прошлое» (с) взрослый человек не придумал ничего умнее кроме как продавать фотографии видов XIX века и потихоньку барыжить антиквариатом. При этом он считает, что никто из окружающих ничего не заподозрит. Что ж, дебил всегда уверен в том, что он – самый умный человек на свете. А лично мне при прочтении этого эпизода вспомнился отличный роман Святослава Логинова «Россия за облаком» в котором максимально наглядно показано, что ждёт вот таких «умников», решивших монетизировать возможность путешествия во времени.

К чести Бориса Батыршина весь этот идиотизм в поведении его героев им ещё аукнется. Так что здесь имеет место авторский замысел, а не глупость (примеров которой в попаданческой литературе не счесть). Другое дело, что наблюдать за похождением дебилов мне было неинтересно. Да и вообще, всё написано как-то простовато и незахватывающе. Читая роман становится понятным, что автор хотя и не графоман, но талантом рассказчика откровенно обделён.

Итог: очень посредственное произведение на тему попаданцев. Если отрешиться от выдающейся глупости наших современников, то вспоминать в романе больше и нечего. Продолжение читать не буду, благо вокруг есть много книг, которые гораздо интереснее, чем эта.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Пётр Курков, Борис Батыршин «Третий Меморандум»

osipdark, 8 марта 2016 г. 13:42

На днях завершил прочтение романа Куркова, завершенного и опубликованного (неким) Б. Батыршаным «Третий Меморандум».

Надо сказать, что впечатление остались в определенном смысле двойственными. Книга ни в коем случае не плохая. Это не то попаданчество, про которое Батыршин в предисловии сразу сказал забыть во время прочтения «Меморандума...». Действительно, уровень другой. Более высокий, более качественный. В конце-концов интересный и сделанный в манере Куркова, которая мне понравилась и запомнилась еще после его «Истории Галактики» — своеобразная псевдодокументалистка/псевдохроника, только здесь выраженная в некоторой основной линии повествования с добавлением элементов-отрывков дневников главных героев и различными научно-историческими работами, якобы написанных спустя значительное время после событий романа. Правда, начало «Меморандума...» меня немного отпугнуло — скажу честно, подумал, что сейчас начнется недописательское попаданческое чтиво, ан-нет. И также немного спугнувшее меня и вновь упомянутое в предисловие Бытыршиным литературное альтер-эго Куркова — Казаков, снова оказалось ложными страхами. Сюжет, хвала небесам, не строится вокруг одного «супергероя-мастера-на-все-руки-великого-лидера», да и его исключительность всегда ставится под сомнения в постоянных политических (иногда лишь «политических») склоках и спорах главных героев, которые выглядят иронично и приносят свою долю юмора.

Без минусов, конечно, не обходится. Только вот не все из них, которые я сейчас перечислю, выглядят так уж однозначно. Например, опять же, в который раз упомянутые в предисловии, многочисленные отсылки. Главным образом, к Стругацким. Сам Курков их и упоминает не раз в романе, да и все эти Эксперименты, Хозяева, былые культуры, попытка построить новое общество — не вспомнить «Град обреченный» братьев вряд ли кто сможет. В данном случае автор-то не исключение — у нас как советская, так и сегодняшняя российская фантастика (может, и вся литература, но, говоря о фантастики России сразу вспоминаем «СТАЛКЕР» и всякие межавторские недопроекты по Стругацким) делится на эпохи ДО и ПОСЛЕ Стругацких. Поэтому неудивительно, что припомнил я и средненький «стругацкий» роман Громова «Феодал». В «Меморандуме...» сложно не разглядеть и самого Куркова — его «История Галактики», опять же. И упомянутая в тексте героями работа Карсака «Робинзоны космоса», разумеется. Но это скорее уж мое личное дополнение, чем минусы. Основной же недочет сего произведения — его незаконченность. Основные социальные идеи, Меморандумы и т.д., попытки и способы построения общества нового типа, так и остались вне сюжета книги. Возможно, что сам Курков не очень хотел ставить какую-либо точку в своей работе — не зря в послесловии от все того же Батыршина мы узнаем о пожелании автора «расширить усилиями молодых фантастов своей вселенной». «История Галактики» также являет собой попытку создать некий шаблон для создания другими межавтрского цикла. В общем, так или иначе, но не завершен «Меморандум...» в своих основных моментах.

Тем не менее рекомендую книжку к прочтению — это добротная российская фантастика, которая имеет право на то, чтобы ее знали. Достойного у нас сейчас мало, поэтому почему бы и не ознакомиться?..

Оценка: 8
– [  8  ] +

Борис Батыршин «Коптский крест»

ЫМК, 25 января 2016 г. 13:19

Удивительный рассказ о бестолковых попаданцах. Амебообразный главный герой вместе со своим пятнадцатилетним сыном становятся обладателями ключа к дверце в прошлое. Главные герои — обычный планктон. Как и большинство человеков они нифига не понимают, что хотят от жизни и совершенно не могут представить как использовать подвернувшуюся удачу. Оба героя, воспитанные правильными книжками мучаются желанием что то сделать, но совершенно не понимают что именно. Сталин еще только пошел в школу, танков нет даже в проекте, о промежуточном патроне, во времена, когда магазинные винтовки являются экзотикой может говорить только сумасшедший.

И что же им остается? Страдать фигней шныряя туда сюда. В одну сторону тащат всякую муру, вроде механических часов с металлическими браслетами, велосипедов и распечаток открыток, в другую гигабайты фотографий, которые активно впаривают разным историческим журналам и телестудиям.

На самом деле, с точки зрения неподготовленного обывателя все логично. Задайтесь вопросом — а что бы сделали вы? Побежали с автоматом калашникова расстреливать царских сатрапов? Для начала, а где вы возьмете этот самый автомат? Притащите в современность кучу антиквариата, что бы разбогатеть? Так, что бы что то купить, надо сначала что то продать... а у вас ничего и нет. Да и кто вам поверит, если вы притащите в современность картину Врубеля, на которой еще даже краска не высохла? В общем, вот вам домашнее задание — придумайте десять способов легализоваться в чужом времени не имея денег, знакомых из текущей реальности и специальных знаний.

К сожалению, автор слишком увлекся решением вопроса как вскроиться в общество, и лишь на последних страницах намечается хоть какое то развитие сюжета. ГГ направляются на поиски тех, кто создал ключи для их временнОй дверцы. В общем, вся первая книга этакое довольно длинное предисловие перед началом романа. К сожалению, предисловие оказалось намного лучше того, что за ним последовало.

На мой взгляд, господин Батыршин если и мог бы стать восходящей звездой, то только в виде китайской самосветящейся наклейки на потолке. Нет, начат цикл свежо, забавно и интересно. Первая книга вызвала только положительные эмоции. Произведение в эдакой стилистике гайдаровской сказки (дедушки естественно, а не «чудилореформатора»). Но есть у этой стилистики одна очень важная особенность — не терпит она бесконечного лепетания из страницы в страницу. Ей подавай отточенный сюжет и малую форму. Если же произведение затянуть, то получается рассказ про белого бычка замешанный на игре в поддавки. Пятисотый рояль выскакивающий из кустов это не только не смешно, это уже даже не грустно...

Оценка: 5
– [  4  ] +

Борис Батыршин «Коптский крест»

igorgag, 28 декабря 2014 г. 12:53

На мой взгляд, Борис Батыршин — восходящая звезда российской фантастики. Издана пока одна книга, но написана уже трилогия. Если две другие части столь же хороши, как и первая, это очень, очень хорошее начало.

По жанру, вернее, поджанру — история о попаданцах. Но свободная от «родового проклятия» типичного именно для такого рода фантастики. Герои книги, отец и сын Семёновы, попав из Москвы 2014 года в Москву 1886, вовсе не спешат усовершенствовать эпоху, а прежде всего стремятся вжиться в новую для них действительность.

Написана книга очень увлекательно, на уровне лучших образцов приключенческой литературы, причем подходит как для юношества, так и для более пожилых людей. Не такое уж частое качество в последнее время.

Автор не только владеет мастерством построения динамичного сюжета, но и любит отечественную историю. Чувствуется, что то, о чем он пишет, ему дорого и близко. И вероятно, тут кроется главный секрет обаяния книги.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Борис Батыршин «Коптский крест»

ЫМК, 5 декабря 2014 г. 01:55

Удивительный рассказ о бестолковых попаданцах. Амебообразный главный герой вместе со своим пятнадцатилетним сыном становятся обладателями ключа к дверце в прошлое. Главные герои — обычный планктон. Как и большинство человеков они нифига не понимают, что хотят от жизни и совершенно не могут представить как использовать подвернувшуюся удачу. Оба героя, воспитанные правильными книжками мучаются желанием что то сделать, но совершенно не понимают что именно. Сталин еще только пошел в школу, танков нет даже в проекте, о промежуточном патроне, во времена, когда магазинные винтовки являются экзотикой может говорить только сумасшедший.

И что же им остается? Страдать фигней шныряя туда сюда. В одну сторону тащат всякую муру, вроде механических часов с металлическими браслетами, велосипедов и распечаток открыток, в другую гигабайты фотографий, которые активно впаривают разным историческим журналам и телестудиям. И лишь на последних страницах намечается хоть какое то развитие сюжета. ГГ направляются на поиски тех, кто создал ключи для для их временной дверцы. В общем, этакое довольно длинное предисловие перед началом романа.

Жаль, что автор не справился с выставленной рамкой... вторая книга читается уже с большим трудом, а третья... в общем читать это уже просто невозможно...

Нет, начат цикл свежо, забавно и интересно. В эдакой стилистике гайдаровской сказки (дедушки естественно, а не «чудилореформатора»). Но есть у этой стилистики одна очень важная особенность — не терпит она бесконечного лепетания из страницы в страницу. Ей подавай отточенный сюжет и малую форму. А чего нет, того нет. Первая часть (книга) читается с любопытством и ощущением новизны и легкого свежего ветерка в попаданчестве. Исторический период взят достаточно «чистый», не заезжанный многими и многими авторами, описания городских ландшафтов и их населения выглядит довольно правдоподобно, герои ведут себя не как картонки на экране, а почти как человеки. Выделяется первая часть и своим правдоподобием в описании совершенно бессмысленных метаний попаданцев поимевшим счастие оказаться в прошлом, но вот дальше.... произведение все больше начинает напоминать стоялую лужу с протухшей водой. Причем от этого ощущение не могут избавить даже «зубодробительные» перестрелки во второй части (вторая книга). Впрочем и выглядеть это путешествие «за коптским крестом» начинают уже не просто фантастично, а на уровне сказок рассказываемых 3-х летнему ребенку на ночь. Причем, если про первую книгу можно было сказать, что декорации выглядят реалистично, то о второй этого уже вообще сказать нельзя. Сплошной окружающий героев картон. Рискну предположить, что это прямое следствие слабого представления автора об описываемом им месте и периоде. Да и сами герои чем дальше, тем больше теряют свои человеческие черты ... они все больше напоминают невнятные тени без логики и смысла...

Третью книгу читать уже просто не смог... все это уже просто начинает застревать на зубах своим непередаваемых ощущением детского бреда...

Оценка: 6
⇑ Наверх