fantlab ru

Каллистрат Жаков

Каллистрат Жаков
Страна: Россия
Родился: 30 сентября 1866 г.
Умер: 20 января 1926 г.

Каллистрат Фалалеевич Жаков [18(30).09.1866 – 20.01.1926] — коми/русский этнограф, философ, фольклорист, педагог, литературовед, писатель. Создал собственное учение о «лимитизме» познания — «философии предела».

Родился в семье крестьянина-коми деревни Давпон, недалеко от Усть-Сысольска Вологодской губернии (ныне г. Сыктывкар), был последним, одиннадцатым по счёту ребёнком. До десяти лет не видел книги, но затем закончил Усть-Сысольское уездное училище (1879) и Тотемскую учительскую семинарию (1884). Семинарию Жаков окончил успешно, но к деятельности на поприще сельского учителя допущен не был. Причиной тому были убеждения 18-летнего выпускника: под влиянием прочитанных книг и бесед с товарищами он переживал период умственного развития, который позднее сам охарактеризовал как «полный атеизм».

В 1885 году устроился на Холуницком заводе Вятской губернии чернорабочим. Пожив в новой среде, Жаков вернулся на родину, попробовал себя в роли волостного писаря, после чего двинулся на штурм очередной вершины знаний, на этот раз в Вологду. До Устюга Великого – 400 вёрст, от Устюга до Тотьмы – около 250 верст, от Тотьмы до Вологды – 200 вёрст с лишком, большей частью пешком, иногда по реке на лодке или по волоку на подводе. Жаков остановил свой выбор на реальном училище, открывавшем в перспективе путь в промышленные, технические и торговые высшие учебные заведения.

Он засел за учебники алгебры, геометрии и немецкого языка, проводя за ними по 10 часов в сутки, и вскоре, блестяще сдав экзамены, был зачислен в пятый класс вологодского реального училища. А далее было учение с упоением, восхищение красотой алгебраических уравнений, радость от понимания того, как можно вычислить расстояние до Солнца и Луны, проникновение в тайны человеческой души через посредство произведений словесности, вечерние и ночные занятия с отстающими учениками, слава удивительного репетитора, способного втолковать самым отсталым школярам основы алгебры, увлеченное чтение книг по философии, включая непростые для недавнего семинариста сочинения Ипполита Тэна и Иммануила Канта.

Но в седьмом, последнем классе реального училища сознание бессилия в решении вопроса о смысле жизни толкнуло Жакова к покушению на самоубийство. Случались у него срывы и иного рода: попойки, дебоши, приводы в полицейский участок. В глазах городских обывателей «падение» зырянского «умника» выглядело и закономерным, и знаменательным. Кончилось тем, что Жакову пришлось покинуть реальное училище досрочно, без желанного аттестата. Побыв недолго у родителей и осознав, что другой дороги, кроме той, с которой он временно уклонился, для него нет, Жаков вернулся в Вологду, сдал экзамены за курс реального училища, уехал в Петербург и поступил в Лесной институт.

Но институт его надежд не оправдал, ибо не давал ответа на главный вопрос: в чём смысл человеческого существования? Им овладела новая идея – стать священником. Жаков опять приехал в Вологду, получил благословение владыки Иллариона и стал послушником подгородней Заоникиевской пустыни. В обители его ласково принял игумен Варфоломей, ему поручили преподавать арифметику в монастырской школе, но неумеренный энтузиазм ревнителя науки привел к конфликту с братией. Недовольство вызвало то, что новый преподаватель, не ограничиваясь своим предметом, начал излагать ученикам гелиоцентрическую систему и эволюционную теорию Дарвина. Пришлось спешно покинуть обитель, разуверившись в своей пригодности к роли служителя церкви.

Но в Вологде Жакова вновь ждали неприятности. Он и ранее состоял под гласным надзором как человек вольномыслящий и водящий знакомство с политически неблагонадежными людьми. На самом деле политика мало интересовала Жакова, но отношение властей дало повод жителям города отказывать в репетиторстве «авантюристу и безбожнику», лишая тем самым крайне необходимого заработка. И все-таки он продолжал идти по избранному пути: изучал латинский и греческий языки, занимался высшей математикой, писал сочинения на философские темы. В 1896 году Жаков был освобождён от полицейского надзора и сдал экстерном экзамены за курс гимназии. Ему шел тридцатый год, и он наконец-то мог поступать в университет.

В 1896 году Жаков успешно поступает в Киевский университет. Обучаясь на физико-математическом факультете, он начинает интересоваться историей, что побуждает его перевестись на исторический факультет. В это же время он увлечен философией и психологией, изучает труды многих великих мыслителей. С 1901 года он преподаёт русский язык, грамматику языка коми, историю, логику, философию в различных учебных заведениях Петербурга, сдаёт магистерские экзамены и в 1902 году успешно защищает магистерскую диссертацию «О грамматическом строе зырянского языка». В 1905 году начинает преподавательскую деятельность на общеобразовательных курсах, открытых выходцем из крестьян Вологодской губернии А.С. Черняевым. Ориентировочно в 1906-1907 годах открывает издательство Парма.

В 1908 году академик В.М.Бехтерев приглашает его читать логику в основанный им Психоневрологический институт. Спустя три года с начала его работы в институте Жаков становится профессором. Большинство его работ посвящено изучению религиозного мистицизма. За исследование «О зырянах» получил медаль Русского географического общества; за работы в области астрономии избран членом Парижского астрономического общества.

Кроме того, с 1901 года Жаков публикует одно за другим свои литературные произведения — сборники рассказов, очерков и сказок на материале этнографии и фольклора народа коми, в том числе «На Север в поисках Пама Бурморта» (1905), «Очерки жизни рабочих и крестьян на Севере» (1906), «В хвойных лесах» (1908), «Под шум северного ветра» (1913). Многочисленными тиражами выходила его философская сказка «Мудрый Пам. Легенда Крайнего Севера» (1910) и коми народное предание «Царь Кор. Чердынское предание» (1911).). Особое место в творческом наследии писателя занимает большая поэма «Биармия», обобщающая мотивы и сюжеты народной эпической поэзии коми-зырян. Это своеобразный аналог всемирно известной «Калевалы», карело-финского эпоса. Во всех своих произведениях, созданных на основе национальных сказок и преданий, Жаков реконструирует натуральную мифологию и даже создаёт (домысливает) поэтический эпос народа.

В период с 1917 до лета 1919 года он успел немного поработать в Тамбовском университете, затем в Тартуском университете в весеннем семестре 1920 г. Жаков, помимо зырянского языка, читал лекции по логике, планируя в дальнейшем приблизиться к чтению своей собственной философии – лимитизма. С 1921 года жил в Риге, где и скончался в 1926 году и был похоронен на Покровском кладбище. Последняя брошюра, вышедшая в Выру в 1921 году на эстонском языке. называлась «Teaduslik waidlus» (Научный спор) и была издана членами Тартуского, Таллиннского и Валгаского философского общества. В кратком биографическом введении говорилось, что Каллистрат Жаков является отцом зырянской интеллигенции. С разрешения дочери Каллистрата Фалалеевича – Райды Тимуки — 10 декабря 1990 года прах философа был перевезен в Сыктывкар.

Фантастическое в творчестве автора:

Попытка Жакова создать полноценную коми-«Калевалу» не увенчалась успехом. Но, тем не менее, его эпическая поэма «Биармия» представляет интерес как художественное произведение высокого класса. Среди художественной прозы Жакова, основанной на зырянском народном эпосе, – фантастические повести «Ниеганелла (Сказание о Зле)» (1908), «На другой земле. Путешествия и злоключения Гараморта» (1911). Жанра фэнтези во времена Жакова не существовало, но среди написанного им есть откровенно фэнтезийные зарисовки, замаскированные под зырянский народный эпос, например, «Царь Кор. Чердынское предание» (1911), или «космогонические мифы Севера», такие как «Ен и Омоль» (1909). В сборник Жакова «Под шум северного ветра» (1990) включены рассказ с элементом фантастики «Дочь Пармы» и почти 20 сказок.

©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)

Сортировка:

Каллистрат Жаков. Романы

  1914 Сквозь строй жизни [автобиографический роман]  
-

Каллистрат Жаков. Повести

  1908 Ниеганелла [повесть-сказка]  
6.33 (3)
-
  1911 На другой земле. Путешествия и злоключения Гараморта  [= Гараморт на Крайнем Севере]  
-
  1911 Царь Кор [повесть-сказка]  
-

Каллистрат Жаков. Рассказы

  1901 Визябож  
1.00 (1)
-
  1901 Вишера  
-
  1901 Ипатьдор  
2.00 (1)
-
  1901 Коквицы  
3.00 (1)
-
4.00 (1)
-
  1901 Локчим  
1.00 (1)
-
2.00 (1)
-
  1901 Серегово  
4.00 (1)
-
  1901 Тюво  
-
  1901 Усть-Вымь (Емдин)  [= Устьвымь]  
-
  1901 Ыджыдвидз  [= Ыджит-видзь]  
-
  1901 Эжол  
-
3.00 (1)
-
-
-
-
  1907 Придаш  
-
  1908 Дарук Паш  [= Дарук-Паш]  
-
  1908 Дарья Родионовна  [= Дарья Радионовна]  
-
-
  1910 Атаман Шыпича  [= Атаман Шипича] [подзаголовок: Легенда крайнего Севера]  
-
-
-
  1910 На Щугоре [подзаголовок: Из жизни печорских староверов]  
-
  1910 Парма Степан [подзаголовок: Рассказ из жизни Севера]  
-
-
-
  1911 Беглецы [Подзаголовок: Рассказ из жизни Севера]  
-
-
-
  1911 На подсеке [Подзаголовок: Рассказ из жизни Севера]  
-
  1913 Агафья  
-
  1913 Жизнь Фалалея [подзаголовок: Рассказ из зырянского быта]  
-
-
  1913 Николай Елкин [подзаголовок: Очерк из жизни]  
-
  1913 Нялай  
-
-
-
-

Каллистрат Жаков. Сказки

  1901 Уриила  
-
  1905 Жизнь Пама-Бурморта  [= Жизнь Пама Бурморта]  
-
  1905 Тювэ  
-
-
-
-
-
  1908 Майбыр  [= Счастливый]  
-
-
-
  1910 Джак и Качаморт  [= Джон и Когаморт]  
-
  1910 Ен и Омоль  [= Ен и Омэль] [Подзаголовок: Космогонический миф Севера]  
-
  1910 Мудрый Пам [Подзаголовок: Легенда крайнего Севера]  
-
-
  1911 Вой-Морт [Подзаголовок: Северная сказка]  
-
-
-
  1911 Серебряная сказка  [= Сказка серебряная]  
-
  1911 Тогай  
-
-
  1913 О птице Дуур-Кури [Подзаголовок: На мотив тунгусских легенд]  
-
  1914 Два мира  
-
-
-
-
-
-
-
-

Каллистрат Жаков. Поэзия

-
-
-
  1901 Море  
-
-
  1901 Ответ  
-
-
-
  1901 Призыв  
-
-
-
  1901 Яран  
-
  1905 Дума  
-
  1905 Песни и думы Пама-Бурморта  [= Песни и думы Пама Бурморта]  
-
-
  1910 У ксифодонов: Лиликара [подзаголовок: Геологическая поэма]  
-
  1911 Беженида-Вирси-Урго  [= Беженада-Вирси-Урго] [Подзаголовок: Северная поэма]  
-
  1924 Биармия [литературный эпос Коми]  
-

Каллистрат Жаков. Пьесы

-

Каллистрат Жаков. Монографии

-
-
-
-
-
-
-
-

Каллистрат Жаков. Учебные издания

-

Каллистрат Жаков. Статьи

-
-
  1902 Вотяки  
-
-
-
  1907 О духе  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1917 Учение о душе [лекция]  
-
-
-

Каллистрат Жаков. Эссе

-
-
-

Каллистрат Жаков. Очерки

-
  1903 По Иньве и Косе (У пермяков) [Этнографический очерк.]  
-
-
-
-
-
-

Каллистрат Жаков. Сборники

  1901 На Север, в поисках за Памом Бур-Мортом  [= Песни Пама Бур-Морта]  
-
  1907 Из жизни и фантазии [сборник рассказов]  
-
-
-
  1913 Под шум северного ветра [Рассказы, очерки, сказки и предания]  
-
-

Каллистрат Жаков. Прочие произведения

  1904 Гносеология в ряду других наук [Тезисы доклада 9.11.1904г]  
-
-
  1905 Об актуальном и субстанциональном понятии души [Речь на годовом собрании...26 янвваря 1905 г]  
-
-
  1907 Первобытные племена [Лекция в Народных чтениях при курсах А.С.Черняева]  
-
-
  1907 Попытка критической оценки позитивизма [Тезисы доклада 14 февраля 1906]  
-
  1908 К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии [Записка к Отчёту о деятельности отделения русского языка и словвесности Императорской Академии наук за 1907г.]  
-
  1908 Личность и общество в учениях Ницше, Достоевского и Толстого [Тезисы к докладу, прочитанному 22 марта 1908]  
-
  1909 Иван Карамазов [лекции в Народном университете]  
-
  1910 Кризис в жизни и мировоззрении зырян Вологодской губернии в последние десятилетия [Доклад на собрании Архангельского общества изучения Русского Севера]  
-
-
  1926 Гимны  
-
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Издания автора в Ген. каталоге книг на русском языке РНБ (позиции 1-42)

  • Статьи автора в периодике и предисловия в книгах других авторов включены в библиографию не в полном объёме.

  • У некоторых сказок и очерков, вошедших в сборник «Под шум северного ветра» (1990) место и год первоизданий не установлен. Администрация сайта будет признательна за такую информацию.

  • При подготовке биографии и библиографии использованы материалы:

    Е.К. Созина. Специфика художественности Каллистрата Жакова

    Е.К. Созина. Творчество К.Ф.Жакова в культурном контексте XX века.

    Н.А. Дмитриева Русское неокантианство: теоретические истоки и исторические трансформации

    Страница автора на «Коми-культура»: Зырянский Фауст

    Тексты сборников (pdf) Из жизни и фантазии и На север в поисках за Памом Бур-мортом


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — borch

  • Куратор библиографии — БорЧ


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх