FantLab ru

Все отзывы на произведения Владимира Константиновича Келера

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Владимир Константинович Келер «Радость жизни»

stax, 27 августа 2015 г. 14:34

Еще одна «буддистская» новелла Келера, дополнительное очарование которой придают оригинальные рисунки Сергея Лодыгина из первопубликации 1916 года. Будучи в Индии, русский путешественник Дмитриев берет на себя заботу о двух индийских девочках-сиротах. Старшая из них, Шади-Хейят (Радость Жизни), проникается чувством к спасителю, что не может не смущать его. К тому же Дмитриев соприкасается еще и с таинственным сказочным миром Индии, и даже заводит дружбу с живым воплощением Кришны. Окончательно запутавшись во всем этом, наш герой бежит обратно в Россию, не задумываясь о последствиях...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Владимир Константинович Келер «Змеи развалин»

stax, 27 августа 2015 г. 14:06

Действие рассказа происходит в Крыму, что уже само по себе привлекает интерес. Главный герой Михаил Семенович вместе со своим слугой Петром изучает здесь на одной из возвышенностей развалины античного города Мангуп-Кале. Их спокойствие нарушает веселая компания бездельников в составе двух девиц и одного молодого человека по фамилии Мешков.

И если грубоватой Еленой (типичной содержанкой) двигают только меркантильные соображения, то Ольга проникается к исследователю не просто уважением, но и более глубоким чувством. Вот только отдаться этому чувству она не может, потому что над ней тяготеет проклятие. И лишь находка в подземных развалинах древнего склепа с останками помогает это проклятие снять...

Сдается все же, что под «змеями развалин» Келер имел в виду здесь вовсе не безобидных пресмыкающихся, которых слуга угощает молоком, а как раз женских персонажей рассказа, своей расчетливостью и цинизмом превращающих все чистое и красивое вокруг в сплошные «развалины»...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Владимир Константинович Келер «Призраки Венеции»

stax, 23 августа 2015 г. 10:07

Почти каждый из русских писателей Серебряного века, бывая в Италии, счел своим долгом воспеть Венецию. Не избежал этого соблазна и Келер. Его, конечно же, интересовала Венеция ночная, — город легенд, преданий и давних историй.

Главный герой, русский художник Александр Иванович Штурмаков, заранее не озаботившись ночлегом, вынужден принять приглашение молодого гондольера Джузеппе переночевать у него дома. Дом оказывается старинным дворцом, в секретных кладках стен которого кроются свои фамильные тайны...

На самом деле, не самый характерный и не самый лучший рассказ Келера. Поэтому странно, почему именно его решено было сделать заглавным для этого сборника...

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Владимир Константинович Келер «Что бывает в столице»

stax, 23 августа 2015 г. 09:55

Детективная повесть, стоящая особняком в творчестве Келера. Здесь психиатр Келер вступает в союз с паталогоанатомом, — а главный герой на досуге увлечен тем, что лепит скульптуры с лиц умерших пациентов.

В центре сюжета — загадочная смерть неизвестной красавицы. Герой так увлечен ею, что просит анатома принести ее роскошные волосы. Тот, недолго думая, снимает их вместе со скальпом, а потом приволакивает и череп несчастной (!). Между тем, за телом девушки охотится компания странных субъектов. Так что самые острые события с драками, погонями, стрельбой и вскрытием могил разворачиваются на ночном кладбище...

Читать это, конечно, интересно. Но не всегда понятно, какие мотивы лежат в основе странных поступков основных персонажей. И порой диву даешься тому, «что бывает в столице»...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Владимир Константинович Келер «Потомок эльфа»

stax, 16 августа 2015 г. 11:33

Наконец-то, среди вороха мистических сюжетов, мы находим в этой новелле Келера образец суровой фэнтези, навеянной скандинавскими легендами и древнерусскими поверьями. Хотя и тут поначалу действие погружено в привычный приусадебный быт...

Новая владелица старой усадьбы Елена Андреевна пытается наладить доставшееся ей хозяйство. И помогает ей в этом странная женщина в лохмотьях, вышедшая из леса — фру Гедда. Молва говорит о ней, что она — последняя из гульдр и эльфов в этой местности. Она знает язык растений и зверей, и может ими управлять, диктуя свою волю. Несмотря на некоторое недоверие к странной пришелице, Елена Андреевна устраивает Гедду в штат экономкой. После чего дело налаживается, о чем хозяйка бодро рапортует мужу в город. Но дальше события принимают неожиданный оборот...

Психиатру Келеру не хватило психологизма в описании отношений двух таких непростых женских персонажей. Ведь одна — городская барышня, а другая — настоящая лесная колдунья (привет от купринской Олеси). Но даже в таком виде рассказ производит впечатление...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Владимир Константинович Келер «Я жду»

stax, 16 августа 2015 г. 11:11

«Бред любовного очарования» — именно такой подзаголовок можно дать этому рассказу Келера.

В молодости, гуляя среди швейцарских гор и долин, главный герой встречается с милой девушкой Диной. Молодые люди влюбляются. Но летняя сказка заканчивается внезапным отъездом Дины и ее прощальной запиской: «Помни: мы встретимся снова. Не забывай своей Дины. К тебе я приду»... С этих пор герой многие годы, словно одержимый, ждет обещанной встречи...

Происходит она в поезде при необычных обстоятельствах, — и оставляет после себя немало вопросов и загадок...

В памяти читателя, наверняка, останется любопытный образ эмансипированной дамы в черной вуали, — страстной курильщицы опиума, — чуть не сгубившей главного героя... А вот мистики в этом рассказе нет.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Владимир Константинович Келер «Кошмар»

stax, 16 августа 2015 г. 10:57

Перебирая самые распространенные среди символистов и мистиков темы, Келер не мог пройти и мимо такой как «ожившие статуи». Правда, эта тема приобретает у него неожиданно антивоенный и плюс к этому женоненавистнический характер.

Один из героев рассказывает историю о том, как заночевав в заброшенной усадьбе на территории Польши, он стал жертвой оживших статуй. Причем каждая из теней с подробностями поведала ему, какие зверства она творила во время войны, одев солдатскую форму. После подробного описания этих зверств, учиненных женщинами над пленеными врагами, только и остается воскликнуть: «Кошмар!»...

Так что название рассказа вполне оправданно...

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Владимир Константинович Келер «Не прикасайся, о, смертный! (Из записок врача)»

stax, 16 августа 2015 г. 10:43

В этом рассказе с подзаголовком «Из записок врача» Келер, наконец-то, приоткрывает свое инкогнито: «Нижеизложенная небольшая история написана мною в назидание моим милым пациентам, а в том, что она правдива, прошу мне, как врачу, верить». Более того, и сам становится героем сюжета: «Александр Владимирович отправился к вашему покорному слуге, автору этих строк, довольно известному в своих кругах психиатру...». Таким образом, профессия психиатра дает нам очевидную подсказку, где автор частенько черпал сюжеты для своих странных мистических рассказов — из историй болезней своих пациентов...

Вот и эта история странна и в то же время поучительна. Проводя медовый отпуск в Риме, русские молодожены забрели в небольшую церковь, где хранились открытыми останки римского центуриона Кая Лаллия, сопровождавшего на казнь Христа. Узнав, что Кай и после смерти помогает помолившимся за него в супружеской верности, Вера Ивановна, как и всякий русский турист, не удержалась — и стащила одну из его косточек на счастье.

Вернувшись в Россию, она захворала. Более того, ситуация приняла анекдотичный характер: к Вере Ивановне по ночам стал приходить во сне Кай, а к ее мужу Александру Владимировичу — жена Кая, Ливия. Этакое «перекрестное опыление» во сне... Келер, будучи одним из персонажей, дает молодоженам единственно правильный совет: снова отправиться в Рим и вернуть злополучную кость на место...

В сущности, прибегая к жанру мистики, автор высмеивает довольно распространенный и в наше цивилизованное время дикий церковный обряд — поклонение святым мощам. И предупреждает: «Не прикасайся, о смертный. Чти души умерших». И тут я с ним солидарен...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Владимир Константинович Келер «Глаза зверя»

stax, 12 августа 2015 г. 13:46

Действие рассказа разворачивается в курортном местечке Сасниц недалеко от Берлина. Обитатели пансиона фрау Христины ходят на воды, гуляют по лесу, сплетничают, ведут диспуты о любви, интригуют, стараясь хоть как-то разогнать скуку. Немецкий офицер Бруно волочится за русской девушкой Кирой, внучкой княгини Муромской, вызывая ревность одних и восхищение других.

Между тем напряжение в расслабленной атмосфере курорта исподволь нарастает: со дня на день Германия объявит войну России. Обсуждаемый всеми адюльтер приобретает вдруг недобрую политическую окраску. А тут еще объявляется странный черный кот с горящими злобой глазами, который преследует Киру...

Мистика в этом рассказе о нравах курортного общества притянута за уши. Причем за уши того самого кота, которому даже при его потустороннем происхождении далеко до булгаковского Бегемота. Скорее, это черный кот Эдгара По...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Владимир Константинович Келер «Песнь, живущая в замке»

stax, 10 августа 2015 г. 11:27

Пожалуй, этот рассказ можно назвать и повестью. Главный герой — молодой и талантливый музыкант, существующий в невероятном симбиозе со своей волшебной скрипкой. Забредши в развалины старинного замка на берегу Рейна и повстречав там призрак женщины, он с удивлением узнает, откуда у него взялось это умение укрощать музыкой стихии и человеческие страсти...

Вставная историческая легенда о юном миннезингере Освальде и его любви к дочери графини выглядит здесь вполне органично и полна романтического очарования. После прочтения повести Келера поневоле вспоминается знаменитое стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка», ставшее спустя десятилетия эпиграфом к еще одному фантастическому произведению — трилогии Лазарчука и Успенского «Посмотри в глаза чудовищ». Такая вот перекличка эпох и авторов...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Владимир Константинович Келер «Что было и прошло»

stax, 10 августа 2015 г. 11:09

Продолжение рассказа «Как встретила Григория Васильевича новая жизнь», — точнее, своеобразный приквел, в котором автор объясняет, какие обстоятельства привели бывшую владелицу усадьбы Евдокию Петровну Тонскую к совершению преступления.

На свет появляется ее девический дневник, в котором наивная девушка, получившая нежданно предложение руки и сердца от князя, пишет, например, такой пассаж: «Любовь — это тончайшее вещество вроде эфира, который носится в воздухе, он бывает разных цветов: серый, розовый и огненный. Серая любовь — это любовь к людям, розовая — к родным, а огненного цвета — это к одному человеку, которого любишь больше всего...». На героиню подействовал эфир всех трех цветов, — но кончилось в итоге все плачевно...

Если не считать эту «цветовую» гипотезу научной фантастикой, то в рассказе и вовсе нет никакой мистики. Только банальная мелодрама и криминал. Не банально, пожалуй, выглядит только поступок нянюшки Анисьи, взявшей на себя мужскую работу по замыванию следов...

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Владимир Константинович Келер «Как встретила Григория Васильевича новая жизнь»

stax, 9 августа 2015 г. 14:19

С главным героем рассказа мы знакомимся в знаменательный и желанный для каждого момент, когда «скопленных денег достаточно, чтобы прожить безбедно старость». Покупка уютной усадьбы в Тамбовской губернии должна гарантировать ему отдохновение и новую, настоящую жизнь. Однако хозяйская собака, пойнтер по кличке Том, обладающий редким качеством диагноста, не дает ему расслабиться на новом месте. Он чует недоброе в покое и неге комфортного деревенского жилья. Да и таинственные ночные голоса и шепоты тоже не дают новым поселянам покоя. И приходится Григорию Васильевичу провести собственное расследование...

Результаты его предсказуемы. Но финал у рассказа остался открытым. Видимо, автор, и сам это быстро понял. Поэтому написал следом рассказ «Что и было и прошло», в котором объяснил причины происшедшего...

Мистики здесь у Келера, вопреки ожиданиям, почти нет. Зато есть бесхитростная ирония в описании собачьих повадок («Том презирал собак и все их привычки. Правда он так же, как и многие его сородичи, выл на луну, — но ведь луна производит впечатление не на одних собак») и скромное обаяние разоряющихся «дворянских гнезд». А общая атмосфера роднит это произведение с «мистическими вечерами» С. Минцлова.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Владимир Константинович Келер «Алмаз и кровь»

stax, 9 августа 2015 г. 10:44

В отличие от других мистических новелл Келера, погруженных в реальный питерский быт, тут мы имеем дело с буддистской легендой, умело стилизованной под ритмическую прозу. Девушка Лакшми пытается выяснить, в чем же состоит счастье — в мудром покое или в страстной любви. Познакомившись с юношей-рыбаком, она поправляет своего старого наставника...

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Владимир Константинович Келер «У врат жизни»

stax, 9 августа 2015 г. 10:37

Нравоучительный, «рождественский» по духу расказ о бедном, но талантливом сироте Мише. Благодаря оставшемуся в наследство от отца старинному сюртуку, который имеет свойство оживать по ночам, юноша находит и свое призвание, и свое признание, и богатых покровителей. Трогательная история, — которая в дальней родне с гоголевской «шинелью»...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Владимир Константинович Келер «Браслет Изиды»

stax, 9 августа 2015 г. 10:28

Поскольку аннотации на сайте пробить непросто, буду писать их на все рассказы Келера в форме отзывов.

Мистическая фантастика В. Келера зачастую отнюдь не отвлеченная, — она погружена в быт и реалии тех лет. Это и подкупает в его прозе. Вот и в этом рассказе история древнего браслета начинает развитие в петербургском светском салоне, затем переносится в Египет, а в результате оживает античность, связанная с фигурами Цезаря и Нерона. Порой эти сюжетные хитросплетения напоминают бред разгоряченного, болезненного воображения. И не поймешь, браслет ли тут виноват или модное увлечение гашишем...

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Владимир Константинович Келер «Брат Генрих»

stax, 9 августа 2015 г. 10:18

В этом рассказе В. Келер отдает дань модной в Серебряном веке масонской теме. Главный герой знакомится в поезде с загадочным джентльменом средних лет и узнает его необычайную историю. Знак лилии на груди дал Генриху право занимать должность командора в масонской ложе. Но его любовь к женщине («Она выжгла мне глаза...Выжгла память... Выжгла мозг») стала нарушением масонских обетов — и теперь ему суждено пройти обряд очищения Смертью, который дарует ему бессмертие...

Оценка: 7
⇑ Наверх