fantlab ru

Все отзывы на произведения Сергея Мишенёва

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Сергей Мишенёв «Шпага мастера»

hemmelig, 2 ноября 2016 г. 09:55

Небольшая предыстория. Сама я занимаюсь HEMA (европейским фехтованием на двуручных клинках), но кроме этого направления в спортивном клубе, который я посещаю, есть дуэльное фехтование и артистическое фехтование. Во время одной из тренировок в зал заглянул никому не известный мужчина, распространяющий сильный запах перегара, и спросил главного тренера, после чего передал ему эту книгу. Отказавшись разглашать информацию об отправителе посылки, он исчез.

Принимая во внимание такое таинственное возникновение, интригующую аннотацию о странных событиях, масонах, тайнах и крови и авторский статус президента Международной академии фехтовальных искусств, не прочесть её было бы глупо.

Роман оставляет странное впечатление. Он не является художественным чтивом для массового потребителя — слишком много фехтовальных терминов без приведения их описания в тексте или сносках. Но в то же время человек, немного сведущий в теории техники фехтования, не найдет для себя ничего примечательного. Роман находится в некоем промежуточном состоянии между простой художественной литературой и «литературой для посвященных».

Действие романа происходит в нескольких основных локациях, в которых герои фехтуют и разглагольствуют. Фехтуют меньше, разглагольствуют больше. Большая часть книги посвящена размышлениям о сущности фехтования, истории фехтования (с большим налетом мистики и религии). Описания поединков сводятся к перечислению приемов, которое опять же ничего не даст среднестатистическому читателю. Фехтовальщик же воспроизведет в голове картинку всего происходящего, но не более того. Сухие, академические названия приемов и связок абсолютно не вызывают интереса и желания читать дальше.

Слабый сюжет, вялые интриги, блеклая любовная линия. По большей части отсутствие динамики повествования, но при этом огромное количество восклицательных знаков в тексте, призванные передать патетику и те интонации героев, которые автор не может передать художественными приемами. Назовите меня ханжой, но 16 восклицательных знаков на страницу — это явный перебор. К середине книги каждый восклицательный знак будто вонзался в мозг через глазницы.

Дополнительную трудность в прочтении составляет также мое несогласие с идеями автора, который ставит на пьедестал классическое фехтование как искусство, как состояние духа. Красота и эффектность превыше эффективности. И низвергает прикладные единоборства и фехтование как спорт.

Однако, есть и хороший момент. «Фехтовальные истории» — небольшие зарисовки, рассуждения, факты, так или иначе связанные с фехтованием или оружием. Читать их действительно интересно, в каждом отрывке узнаешь что-то новое. Если бы можно было поставить отдельно оценку за этот небольшой сборник из двадцати страниц, он бы заслужил оценку намного выше, чем сам роман.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Сергей Мишенёв «Шпага мастера»

ааа иии, 2 сентября 2016 г. 10:57

Французская провинция, 1907 год. В школе последнего адепта классического фехтования щедрый, но неуклюжий ученик. Движения, созданные для отнятия жизни в равном поединке никак ему не даются, он цепенеет от шуточных вызовов. Но насколько же хорошо разбирается в оружии! С каким наслаждением следит за ним местный масон, сколько внимания уделяет происходящему Ватикан! А во сне он орудует деревянной саблей — Жанне есть о чем задуматься.

Цитата:«Я племянница мастера и я устанавливаю здесь традиции»

Читается бегло. Простые характеры, гладкая любовная линия, от эпохи самый верх и тот с анахронизмом. Ассоциации: несложное, несовременное. Пикуль, Щербаков, Чаянов, Казанцев, Саббатини, даже Макс Фрай (сцены из жизни школы и клинок в букете).

Интрига в науке шпаги. Она не проще и не моложе парусной, а в книге ее больше, чем у маринистов бизаней. Что осложняет происходящее. Флорет чем не рапира, понимаете? Объяснение, почему укол должен быть красив, оцените? Втягивание во фразу? Дюма, Крапивин, Лейбер и Аберкромби не в помощь — здесь говорят и фехтуют по-фехтовальному, без оглядки на профанов.

Цитата: «...Захват в кварту, укол прямо, парад сикст, ответ, обобщение в секунду со сближением, двойной укол...»

Впрочем, читающий фантастику обычно готов к темным местам, а «Шпага мастера» производственная, замешанная на криптоистории НФ. Свежо. Лекция о масонской пирамиде, ударе Жарнака и приобщении к Богу мечами бронзового века хороша, место о противоестественности — весьма. «Арете всегда приписывают врагу» — хм. Любопытное приложение.

Полиграфия в норме.

Рекомендации: учесть, что в отечественной фантастике теперь есть книжка о фехтовании и зайти на fensinggroup.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Сергей Мишенёв «Шпага мастера»

Анри д_Ор, 3 июля 2016 г. 17:27

Пожалуй, роман Сергея Мишенева «Шпага мастера» одна из самых странных книг, прочитанных мной за последнее время. Аннотация гласит:

Франция, начало XX века. В маленькую провинциальную школу фехтования поступает новый ученик. Поначалу он не блещет ни умением, ни обучаемостью, однако с его появлением вокруг фехтовальной школы происходят странные события. Масоны, представители Ватикана… А когда сходятся вместе тайна и большая политика, крови уже не избежать.

Казалось бы, читателя ждут головокружительные приключения, но это только кажется. По большому счету в романе вообще ничего не происходит. Да, есть масоны и агенты Ватикана, есть даже заговоры, но это не более, чем попытка оживляжа, а так вся книга представляет из себя разговоры и рассуждения о том, что такое искусство фехтования и что есть доблесть, и хорошо ли, когда доблесть овладевает всем обществом. Признаюсь, читать эти рассуждения было интересно, хотя бы потому, что автор — мастер фехтования, обладатель кучи титулов и член множества фехтовальных и каскадерских ассоциаций. Роман «Шпага мастера» даже стал победителем в номинации «За лучшее описание боевых сцен». Правда, тут возникают вопросы. Я не знаю, с какими книгами соревновался роман Мишенева, но если вы ждете от описания его боевок драйва, то это напрасные ожидания. Книга «Шпага мастера» больше напоминает собрание баек и как раз ими и заканчивается. Да и само описанием поединков дается в стиле рассказа о событиях, которые случились давно и уже мало волнуют, что не значит, что эти поединки не интересны с технической точки зрения. С бОльшим драматизмом, но драматизмом театральным — что не удивительно для преподавателя театрального фехтования — описывается подготовка к поединкам. А в целом книга «Шпага мастера» напомнила мне одну замечательную старую книжку «Мой прадедушка, герои и я», разве что «Шпага...» не может похвастать литературным мастерством. Возможно, дело в том, что это первая художественная книга автора. Я даже не уверен, что «Шпагу мастера» действительно можно назвать романом. Но прочесть книгу стоит. Пусть и один раз.

Оценка: 6
⇑ Наверх