Вадим Шефнер «Дворец на троих, или Признание холостяка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Судьба столкнула бывшего детдомовца Васю с семьей Творителя и его дочерью Лидой. Но рай на троих в подземном дворце не привлек Васю, он ушел в город. Но не смог забыть подземный дворец, всю жизнь помнил Лиду, но дорогу назад не нашел.
Произведение впервые опубликовано в журнале «Звезда», №12 за 1968 г. под названием «Дворец на троих, или Признания холостяка»
Входит в:
— журнал «Звезда № 12 1968», 1968 г.
— сборник «Девушка у обрыва», 1971 г.
— сборник «Лачуга должника», 1983 г.
— сборник «Сказки для умных», 1985 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 57
Активный словарный запас: низкий (2598 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 24 сентября 2018 г.
Бывший беспризорник Вася цепью обстоятельств оказался вовлечён в чужую тайну. Попадание в подземный дворец Творителя навсегда изменило его, и не только его, жизнь.
Я весьма и весьма далёк от религиозного образа мыслей. Но, читая Шефнера, постоянно ловишь библейские аллюзии. История эта совсем не о беспризорнике Васе, хотя повествование и ведётся от его лица. История эта о грехе, смертном грехе гордыни. Конечно, Творитель никакой не Дьявол, просто человек, наделённый могущественным даром. И вместо того, чтобы использовать его во благо людей, он наслаждается собственным всемогуществом в земных глубинах, не умея предвидеть собственного бесславного конца.
Во-вторых, это история Снегурочки (само собой не той, что с дедом Морозом) времён НЭПа, в сердце которой попал огонь любви и после этого она была обречена.
И наконец, нельзя не отметить, что текст здорово стилизован, реалии начала века переданы так отчётливо и достоверно, что кажется, будто повесть и написана была в те годы.
Профессор, 1 апреля 2018 г.
Повесть о трагедии трех человек.
Николая Алексеевича – Творителя, который обладает сверх способностью создавать вещи из ничего – буквально материализовывать их из своей головы, но не нашедший одобрение в обществе и в научном мире. В итоге, так и не нашедший свое место среди людей и в буквальном смысле закопавший талант в землю.
Дочери Творителя Лиде – которой суждено родиться под землей и противостоять деспотизму своего отца. В итоге, неподготовленная к земной жизни девушка становится жертвой нелепого стечения обстоятельств на Земле.
Василия Васильевича – случайного человека, попавшего в подземный дворец Творителя, влюбившегося в Лиду, но не пожелавшим остаться навеки под землей ради брака с Лидой. В итоге потерявший любимую, но сохранивший в память о возлюбленной свое сердце свободным.
amak2508, 16 декабря 2014 г.
Удивительно непохоже на других авторов пишет свою фантастику Вадим Шефнер: утрированно примитивный бытовой текст, простые и, как правило, не очень далекие герои, самая обыкновенная, окружающая нас жизнь... Но, если приглядеться, сквозь все это проглядывает и милый интеллигентный ленинградский юмор, и ненавязчивое втолковывание читателю общечеловеческих истин, и любовь к своим, пусть не всегда самым умным, но таким симпатичным героям.
Вот и в этой повести все именно так. Почитайте, например, какими навооброжал себе главный герой графские апартаменты, и вы развеселитесь до глубины души. А не покажется ли вам вся эта история отличной демонстрацией (и поучением молодому читателю) таких житейских истин, как «все, что в жизни с нами случается, зависит в первую очередь от нас самих». Или (что прописано совсем уж явно) «не зарывай свой талант в землю». Или «человек — существо общественное и ему чрезвычайно трудно жить без окружающих его людей». И таких «или» можно насобирать в этой небольшой повестюшке еще немало…
Единственный минус произведения — читать такой вот «гиперпримитизированный» текст долго достаточно тяжело, а повесть не так уж и мала по обьему…
Славич, 27 июля 2012 г.
Повесть словно вышла из-под пера Михаила Михайловича Зощенко. Времена НЭПа, внимание к бытовым мелочам, повествование от лица малообразованного обывателя, причудливая смесь просторечия и канцелярита, подчас грубоватый юмор и ощущение абсурдности происходящего – всё схвачено очень точно. Добавлена лишь толика фантастического. Впрочем, эта «сказка для умных» даже не пытается претворяться гуманитарной фантастикой. Современная литературная сказка – она сказка и есть, не стоит отыскивать в ней рациональных объяснений удивительного дара.
Сильнее всего получилась концовка. Когда в подземелье умирает одинокий старик, всё сотворённое им превращается в прах. Не так ли со смертью теряет смысл всё, что человек делает для себя, из эгоистических побуждений?
Конечно, считать Вадима Сергеевича Шефнера учеником и наследником Зощенко было бы неверно. Но всё же заложенная им традиция получила некоторое развитие в городской прозе второй половины ХХ века, в том числе и у Шефнера.
Признаюсь, сам я зощенковскую манеру не очень люблю, но эту повесть всячески рекомендую. Как и другие произведения Шефнера. Хочется верить, что, читая «сказки для умных», мы сами становимся чуточку умнее.
Как жаль, что прозу Вадима Шефнера так редко издают.
Нортон Коммандер, 17 мая 2013 г.
Цитата из повести: «Он потребовал с меня подписку о том, что я больше не буду творить чудес. Я отказался — и получил расчёт.»
Но даже для того, кто умеет творить чудеса (имеет талант), жизнь может оказаться пустой и бессмысленной, если он зароет свой талант в землю. А порой такой человек разрушает не только свою жизнь, но и жизнь других людей.
jamuxa, 27 ноября 2010 г.
У Шефнера очень лёгкое перо — словно играючи, на фоне питерского НЭПа, сквозь который проступают «родимые пятна» гражданской войны и разрухи, он пишет невероятную картину личного всемогущества. Далеко не простая нравственная категория и ситуация в которую попадает простоватый, но с железной детдомовской закалкой герой (свое кредо «пацан сказал — пацан сделал» он с честью пронёс через все перипетии и невзгоды последующей жизни). Сакраментальной библейское «не зарывай талант в землю», как лейтмотив отслеживает жизнь и «деятельность» Творца, который на прямой и простодушный вопрос «А не хочется ли вам иногда использовать свой гениальный талант для пользы всех людей?», даёт такой же прямой и без ложного цинизма ответ: «Я мог бы принести людям много зла, но я этого не делаю, а это не так уж мало...».
Уж не новый ли Фауст ведёт диалог с новым Мефистофелем? Вот тебе и лёгкость сюжета: наряду с анекдотичными бытовыми зарисовками — фельетон да и только ( парфюмерия, свадьба, часы) неожиданно поднимается тема Добра и Зла. Отсмеявшись, понимаешь: а заноза-то останется.... Ведь счастья-то так и не получилось.
В этом и прелесть Шефнера. И задаёшь себе вопрос: «А каково булгаковскому Мастеру в вечном покое?..
Vicca, 24 марта 2011 г.
Знакомство с Шефнером началось со сборника «Девушка у обрыва» и этой пронзительно-грустной повести.
Во всех произведениях нахожу общую мысль: непохожесть на других, особенные умения или талант отрывают человека от его окружения и делают его одиноким.
Вертер де Гёте, 8 февраля 2008 г.
Шефнер, вероятно, лучше всех в фантастике сумел передать питерскую романтику. Все его произведения — об этом городе; даже если действие происходит на другой планете, герои мысленно возвращаются в шефнеровский Ленинград-Ленинград позднего НЭПа, Ленинград предвоенный и послевоенный.Питер 20-го века — главный герой Шефнера и здесь, а не на острове Рай, не на планете Ялмез, происходят самые удивительные чудеса. И вполне веришь, что в этом удивительном городе появился Творитель, создавший Дворец, а когда он попытался уйти от этого города- всё закончилось трагически. Кстати, даже во Дворце жили они в квартире похожей на стандартную ленинградскую.
Darinella, 17 марта 2007 г.
Ммда, шок — это самое меньшее, что я испытала. В конце плакала. «Не зарывай талант в землю» — слова для многих, но сколь малые его слышат. А как иногда обидно, что те, кто может все, не хочет ничего...
Dan-Master, 1 февраля 2008 г.
Мне в жизни повезло, мои родители купили почти одновременно сборник «Белый камень Эрдени» и «Лачугу Должника», и в достаточно раннем возрасте я смо приобщиться к качественной фантастике. До сих пор помню фразу «не зарывай талант в землю». Шефнер однозначно очень талантливый мастер пера, умеющий втиснуть в жесткие рамки рассказа большой филосовский смысл. Читайте и наслаждайтесь
Георгий, 10 декабря 2007 г.
Гиперболизированный пример того. к чему приводит излишнее ограждение близких от мира...
А может лучше каждому выбрать для себя, что ему нужнее — мир с испытаниями или жизнь без бед...
elent, 1 октября 2006 г.
Мысль книги — без людей ты никто — верна во все времена. И дело даже не в том, приносишь ты пользу или нет. Когда себя не с кем сравнить — наступает перекос личности.