Все отзывы на произведения Михаила Гребенюка
Отзывы (всего: 6 шт.)
Рейтинг отзыва
Михаил Гребенюк «Парадокс времени»
Козлов, 18 июня 2022 г. 11:48
Опять вместо аннотации рецензия Ревича. Роман «Парадокс времени» — энциклопедия фантастических сюжетов, которые уже где-то были. Что ж вы ругаете советскую фантастику, если в ней всё было? И где конкретно было? У того же самого Гребенюка. «Парадокс времени» — это собранные воедино истории о кирчанах. Здесь, как раз, критика будет более уместна. Ведь повести автор перенес целиком с небольшими правками. И, действительно, неудачно. Повести «Из глубин тысячелетий» и «Прошедшие сквозь время» выглядят хоть и наивно, но обладают своим шармом. В романе же я не знаю чего больше: плохой редактуры или мест, которые автор считал понятными (это мелочи, но режет глаз). И скрепляется всё теориями о НЛО, йоге, телепатии и т.п. Нельзя сказать, что без логики. Но когда йог-любитель Костя с ходу начал общаться с неким Тевсом (светом), меня просто покорежило.
Но зачем-то же это было соединено вместе? Кирчане так и остались сказочными персонажами, появляющимися в виде репортажей-отчетов или на несколько мгновений. Пусть в романе они занимают много места, но главную роль должны были сыграть земляне. С этим Михаил Гребенюк, на мой взгляд, справился неплохо. Он и «спец эффектами» привлекает внимание. И разные мнения показывает. Но на середине роман как-то рвется. То, что автор задумал просто не может вписаться в рамки научно-популярной сказки. А именно, свое видение теории времени Козырева. Теория Козырева должна была дополнить второй закон термодинамики, должна была объяснить, почему Вселенная не остыла мгновенно. Гребенюк поступает проще, чем описание физических процессов. Он объясняет жизнь Вселенной единством разумных существ. Кирчане не просто летают к Земле и обратно. Это циклический закономерный процесс, создающий центр концентрации Разума — человеческую цивилизацию, которая соберет вокруг себя разумные миры и вместе, покорив законы природы, двинется еще дальше. Красиво звучит и есть, над чем задуматься. Но теорию Козырева легко было увязать с популярными слухами о инопланетянах и древних практиках. Ведь, помимо температуры, для людей есть другой важный способ выражения теплоты. Это любовь. Любовь угаснуть не может. Где нибудь она снова появится, даже если от вас ушла. Это, по-моему, так неуклюже и пытался сказать Гребенюк через линию Кости. Парадокс времени в том, что Мы живем внутри времени. И никаким другим, кроме как линейным, Мы его увидеть не способны. И Костя остается один. Без любви, без сказочных инопланетных помощников. С планами, которые займут всю его оставшуюся жизнь. Ведь для Нас на Земле второй закон термодинамики — это аксиома.
Хоть Михаил Гребенюк и строит роман на материалистических началах, но данную концепцию лирикам доверить сложно. Слишком масштабно и основательно должно быть подобное произведение. Лирикам лучше рассуждать на извечные темы, о которых люди задумаются. И показать то, что людей волнует, я думаю, Михаил Гребенюк смог.
P.S.
Конечно на этот роман надо смотреть проще. Я и сам о нем более простого мнения, чем написал. Но упрощать, значит не хотеть ни в чем разобраться. Не хотеть разбираться, значит потерять интерес. А потерять интерес значит: соглашаться со Всеволодом Ревичем. У Ревича в жизни может всё уже было и в теории Козырева он разбирается от и до. У меня же, как и у многих, ситуация обратная.
Михаил Гребенюк «Парадокс времени»
Кропус, 14 января 2021 г. 01:21
Читал ещё в детстве, в «Звезде востока». Не знаю какое впечатление было бы сейчас, но тогда очень нравилось. Причём именно за то, за что ругают предыдущий рецензент и автор анатации — за обилие идей. Идея о суперцивилизациях переживших гибель собственной вселенной и вошедших в число «Существующих вечно» по тем временам это было нечто. Это, пожалуй, превосходит идею технологической сингулярности. За прошлые впечатления ставлю 8.
artem-sailer, 24 декабря 2020 г. 19:17
Хороший добротный сборник старых проверенных произведений от самых лучших авторов в жанре фантастики. Пожалуй, на любой вкус: лирические и социальные рассказы Рэя Брэдбери, строгая (а иногда — и нет) НФ Артура Кларка, юмористика и сатира Роберта Шекли. Открыл для себя «Онирофильм» итальянского автора Лино Алдани.
Включаем тёплый ламповый свет и читаем!
Михаил Гребенюк «Парадокс времени»
GOLOTA, 20 декабря 2020 г. 19:44
«Энциклопедия фантастических мотивов», нет эта солянка в которой количество ингредиентов не перешло в качество.Безликие герои, рваный сюжет,. штампованные фразы.Абсолютно не увлекательное повествование.Последнюю треть читал по диагонали.Произведение не несет никакой смысловой или развлекательной нагрузки.Одним словом кич времен развитого социализма.Зато какое издание и иллюстрации,за это 6 баллов.
olpo70, 7 августа 2015 г. 20:56
Вот очередной сборник конца перестройки.Подбор авторов и рассказов великолепен.А самое главное что этот сборник был выпущен в Узбекистане.В то время на наши прилавки массово начала поступать хорошая фантастика.И «Ёш комсомол»(как мне это нравится) не остался в стороне.А всё правильно-новые времена-новые веянья.Мы Ёш комсомол не хуже других.Но опять один минус,как и у многих подобных антологий того времени.Нет ни одного оригинального рассказа-всё это уже было непечатано и изданно не один раз.Но все кто читал книги в то время скажет -Спасибо Ёш комсомол!!!!!
Михаил Гребенюк «Марсианский феномен»
Kons, 1 декабря 2013 г. 13:56
Прочтение этой книги для меня было как путешествие в terra incognita. Во-первых я ничего не знал об авторе Гребенюке, во-вторых я понимал, что, наверное, фантастика в Узбекистане была, но этот «зверь» раньше мне не попадался.
Скажу сразу — такую прозу можно писать где угодно и никакого местного колорита, ну разве только что в именах, здесь нет. Мы имеем дело с космической фантастикой, а в ряде случаев можно было бы сказать и с космической оперой.
Наиболее слабым произведением является короткий роман, который при прочтении очень отдает опереточностью и непонятными политкорректными реверансами. Угадываемые плохие американские капиталисты, с которыми справляются строители коммунизма. Такое впечатление, что роман всплыл аж из двадцатых годов, а не написан в 70-м.
Небольшая юмореска в конце сборника — ничего по сути не меняет. Могла быть, могла не быть написана — ни холодно, ни жарко. Похохмили на тему вечных взаимоотношений мужчин и женщин и хорошо.
А вот в том, что касается повестей (их три) можно сказать, что автору удавалось в данном объеме рассказать основное, избегая ненужных затягиваний и долгот в сюжете.
Отключитесь на момент от знания фантастики — забудьте на время корифеев и представьте ситуацию. Периферийный автор, который до этого в основном писал детективы и тут выдал фантастику, да и с каким вселенским масштабом. Не исключено, что Гребенюком было прочитано что-то из написанного в предыдущие годы. Да сюжетность произведений повторяется (ну кто только не писал про покорение космоса землянами в советской фантастике (американскую я думаю трудно было достать в УзССР)), но автор все равно достаточно интересно строит фабулу и повести читаются на одном дыхании. Мне даже показалось, что у этих повестей есть исторический привкус палп-фикшна 30-40 американской фантастики (могущественная цивилизация, суперспособности героев, артефакты исчезнувших цивилизаций и пр.), но все это дополняется достаточно современным техническим дополнением. В чем-то я скучаю по такой фантастике. Сейчас такую не пишут.
«Из глубины тысячелетий» — история опосредованного контакта землян с цивилизацией с другого конца галактики. История прогрессоров, прилетевших на Землю и тайно участвующих в развитии человечества. Произведение в форме короткой повести, благодаря чему сильно выигрывает в динамике.
«Прошедшие сквозь время» — ну просто стандарт в жанре «космической оперы» — супервозможности одного из героев, суперсиловые поля, борьба с другими инопланетянами, попытки порабощения землян и пр. Опять же размер произведения идеально позволяет вместить все события и сохранить динамичный сюжет.
Наконец заглавная повесть, рассказывающая об изучении Марса землянами — наверное во многом повторяет произведения как советских, так и иностранных писателей о Марсе и особой оригинальностью не отличается. Но писательская фантазия и здесь не подводит автора и описываемые события держат читательский интерес.
Примечательный сборник, изданный к 90-летию автора, открывающий еще одну неизвестную страницу истории русскоязычной фантастики. Огромное спасибо составителю сборника, который перерыл для издания редкие местные журнальные публикации с иллюстрациями, можно сказать вытащил из небытия, однако ограниченный тираж сборника — всего 80 экземпляров, к сожалению откроет автор для узкого круга читателей. Но возможно это первый шаг...