FantLab ru

Дэвид Кроненберг (David Cronenberg)

Дэвид Кроненберг
Страна: Канада
Родился: 15 марта 1943 г.

«Мне часто говорят, что я хочу довести зрителя до состояния шока.

Если бы я признался, что вовсе не хочу никого шокировать,

что я человек не агрессивный и даже застенчивый,

мне бы, наверное, никто не поверил».

Дэвид Кроненберг — режиссер, которого называют «философом жанра в кино», «неисправимым меланхоликом экрана» и «одним из корифеев современного фильма ужасов».

Родился 15 марта 1943 года в Торонто. Его мать была пианисткой, отец работал в издательстве, публиковавшем комиксы и детективные романы. Хотя еще подростком Дэвид предпочитал более серьезную литературу (Уильяма Берроуза, Генри Миллера, Владимира Набокова), он не пренебрегал и фантастикой. В девять лет сам написал несколько фантастических рассказов и безуспешно пытался пристроить их в разные журналы. Поступив в Торонтский университет, он предполагал специализироваться на биохимии, потом переключился на филологию, однако, сняв еще студентом два короткометражных фильма, твердо решил посвятить себя кинематографу.

Когда на экраны Канады вышла первая полнометражная картина Кроненберга «Содрогание» (1974), на него зашикали не только кинокритики: парламентарии обвинили правительство в субсидировании «отвратительных», «патологических» фильмов. Что бы ни утверждал потом в своих интервью Кроненберг, но без эпатажа, желания пощекотать нервы почтенной публики здесь действительно не обошлось. История о возбудителях страшного вируса, в буквальном смысле разрывавших изнутри организм человека и стимулирующих сексуальную агрессивность, была рассказана с натуралистическими подробностями и имела безысходно-мрачную концовку: вырвавшись за пределы фешенебельного отеля, смертельно больные сексуальные маньяки стали растекаться по Монреалю... «Смерть — это всего лишь одна из естественных форм жизни... Если на нее смотреть с точки зрения возбудителя болезни, то это проявление его жизненной активности. Я думаю, многие вирусы были бы возмущены, узнав, что их полагают жизненной аномалией».

Приверженность к мрачным, трагическим концовкам Кроненберг сохранил по сей день. Гибелью героя кончается большинство созданных им фильмов.

Фирменной чертой его стиля стало моделирование кошмарного, шокирующего «аттракциона» на основе научно-фантастической гипотезы, излюбленной темой — мутация, распад, болезненная трансформация человеческого организма. Образно говоря, «пришельцы» Кроненберга не прилетают извне, а гнездятся внутри его героев.

В «Бешеной» (1976) последствием дорожной аварии для героини становится безобразный отросток на голове, который превращает ее в вампиршу. Феноменальные парапсихологические способности «сканеров» из одноименного фильма (1980) — результат воздействия патогенных медицинских препаратов на беременных женщин. Неуправляемая генетическая мутация постепенно превращает полного сил интеллектуала-ученого в безобразное насекомое («Муха», 1986).

Визуальное воплощение этих болезненных трансформаций могло бы вызвать попросту тошнотворную реакцию, если бы не два обстоятельства. Во-первых, спецэффекты и специальный грим у Кроненберга разрабатываются с особой тщательностью и продуманностью (кстати, сам режиссер нередко принимает в этом деятельное участие). Не случайно грим, благодаря которому актер Д. Голдблюм смог превратиться в муху, был удостоен премии «Оскар». Во-вторых, зритель с достаточным уровнем знаний без труда обнаружит метафорически-философский смысл в большинстве агрессивно-эпатирующих кадров.

«Я не думаю, что мои фильмы — даже «Муху» — можно причислять к «мэйнстриму»... Вот если люди скажут: «О, вышел новый фильмец Кроненберга! Давайте купим воздушной кукурузы и пойдем на него всей семьей!» — тогда я соглашусь, что делаю «мэйнстрим».

Фантастика в творчестве автора.

Практически все творчество Кроненберга связано с фантастикой, начиная от его собственных киносценариев и заканчивая сценариями по произведениям Дж. Балларда, У. Берроуза и т.д. Лишь малая часть всех его киносценариев была опубликована на бумаге, а по одному из них («eXistenZ») автором был даже написан графический роман.

В 2014 году Кроненберг в возрасте 71 года дебютировал как серьезный писатель с романом «Употреблено», получивший множественные положительные отклики от критиков. «Не для слабонервных. Но тем, кто любит путешествия по темным закоулкам мироздания, прочитать следует непременно» (Стивен Кинг). В 2015 году книга была номинирована на премию Брэма Стокера в категории «Дебютный роман».


Примечание к биографии:

  • Раздел «Фантастика в творчестве автора» от составителя библиографии.

  • Сортировка:

    Дэвид Кроненберг. Романы

    7.32 (37)
    -
    3 отз.

    Дэвид Кроненберг. Киносценарии

      1996 Crash  
    8.00 (4)
    -
    -
      2002 Rabid  
    -
      2002 Shivers  
    7.00 (2)
    -
      2002 Stereo  
    -
      2011 Dead Ringers  
    -

    Дэвид Кроненберг. Графические произведения

      1999 eXistenZ  
    6.00 (1)
    -

    Дэвид Кроненберг. Статьи

    -
      1992 Introduction [предисловие к книге Ira Silverberg "Everything is Permitted: The Making of Naked Lunch"]  
    -
      2014 Жук и муха: Предисловие к «Превращению» Франца Кафки / Introduction [предисловие к книге:Ф. Кафка "Превращение"]  
    -

    Дэвид Кроненберг. Сборники

      2002 Collected Screenplays 1 [сборник киносценариев]  
    -

    Дэвид Кроненберг. Отрывки

      1997 From Shivers  
    -

    Дэвид Кроненберг. Интервью

      1992 Cronenberg on Cronenberg [сборник интервью]  
    -
      2005 David Cronenberg: Interviews With Serge Grünberg [сборник интервью]  
    -
      2011 In Conversation: David Cronenberg // Соавтор: Джон Лэндис  
    -
    -
      2015 Interview: David Cronenberg (сетевая публикация) // Соавтор: Дэвид Барр Кертли  
    -

    Дэвид Кроненберг. Прочие произведения

      2005 Red Cars  
    -
      2009 Chromosomes  
    -


      Формат рейтинга


      Примечание

  • В библиографию включены избранные интервью автора, а также только те киносценарии, которые были опубликованы на бумаге.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — sham

  • Куратор библиографии — sham



  • ⇑ Наверх