Жанна-Мари Лепренс де Бомон (Jeanne-Marie Leprince de Beaumont, урождённая Мари-Барб Лепренс / Marie-Barbe Leprince) — французская писательница и педагог, вероятная прабабушка Проспера Мериме, автор наиболее известного варианта сказки «Красавица и чудовище».
Родилась в г. Руане в семье мелкопоместных дворян Жана-Батиста Ле Принса и Мари-Барб Плантарт (Jean-Baptiste-Nicolas Le Prince и Marie-Barbe Plantart). Когда ей было одиннадцать умерла её мать. Жанна-Мари с младшей сестрой остались на попечение двух богатых женщин, которые записали их в монастырскую школу в Эрнемонте в Руане. В школе с 1725 по 1735 годы обе девочки сначала получали образование, а затем и сами преподавали. Впоследствии Жанна-Мари получила престижную должность учителя пения для детей при дворе герцога Лотарингии Станислава Лещинского в Люневиле.
В 1737 году состоялся её брак с Антуаном Мальтером — танцором и учителем танцев, известным своим распутством и склонностью к азартным играм. Обладая красивым голосом, она выступала со своим мужем на разных сценах, в частности в Марселе. По какой-то причине её брак с Мальтером считается недействительным, но у них была дочь, которую отождествляют с Элизабет Гримар, её Жанна-Мари позже представит как свою племянницу под именем Бетси. Примерно в 1744-м году, устав от измен супруга, она порывает с ним. Тогда же в её жизни появляется контрабандист Антуан Гримар, маркиз де Бомон. Она взяла его имя и выдавала его за своего мужа. Вместе в 1748 году они покидают Францию и уезжают в Лондон. Теперь уже де Бомон становится гувернанткой, занимается образованием детей английского высшего общества.
С 1756-го года она порывает с Гримаром и завязывает отношения с французским шпионом Томасом Пишоном, которые продолжаются до 1762-го года. Свидетельство о браке или разводе никогда не связывало её с двумя последующими спутниками, а её брачный контракт с Мальтером, хотя и считался недействительным, никогда не был юридически расторгнут из-за недостатка финансовых средств.
После успешной издательской карьеры в Англии, де Бомон покинула эту страну в 1763 году со своей дочерью Элизабет и зятем Моро. Сначала она жила в Савойе, недалеко от города Анси, затем переехала в Аваллон недалеко от Дижона в 1774 году, где и умерла в 1780 году.
Её первое произведение, моралистический роман «Le Triomphe de la vérité» (Триумф истины), был опубликован в 1748 году. В Лондоне она начала издавать «Новый французский журнал», дайджест из литературных новинок и научных статей для юных читателей. Сама де Бомон писала в него статьи на педагогические темы. За время своей литературной карьеры она опубликовала около семидесяти подобных изданий под разными названиями. Самыми известными были сборники, которые она назвала «magasins», учебные пособия для родителей и воспитателей с детства до юности. Она была одной из первых, кто включил в свои произведения народные сказки в качестве моралистических и образовательных инструментов. В одном из таких журналов («Журнал для детей», Magasin des enfants, ou dialogues entre une sage gouvernante et plusieurs de ses élèves) в 1756 была напечатана сказка «Красавица и чудовище».
Фантастика в творчестве автора. Её перу принадлежит ряд сказок, сюжеты для которых она черпала из разных источников, в основном народных. Сказка «Красавица и чудовище» стала самой известной из них. Она представляет собой сокращённый пересказ сюжета другой французской писательницы — Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнёв — с тем же названием. Но именно вариант де Бомон теперь известен во всём мире. По сказке неоднократно ставились спектакли, писались оперы, снимались фильмы. В 1991 вышел одноимённый мультфильм студии Уолта Диснея, заслуживший два «Оскара».
Превращённый в отвратительное Чудовище жестокий принц безнадежно ждал в мрачном замке своего бесславного конца. Ведь разрушить колдовство могла только Красавица, и то, если произойдет невероятное, она полюбит монстра, прежде чем волшебная роза потеряет свой последний лепесток. Но вот в окутанном страшной тайной особняке появляется само очарование — прекрасная девушка с ясным умом и удивительно добрым сердцем. Сможет ли сила её чувств, преодолев все преграды, пробудить в звере человеческое, под какой бы личиной оно не скрывалось?..