Все отзывы на произведения Татьяны Буглак |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Параллельщики» |
| |||
Кибренетик, 16 сентября 2019 г. в 11:09 | ||||
Отзыв Московского Книжного клуба Новые горизонты фантастики (ВНИМАНИЕ!!! Книга читалась в версии самиздата и после публикации возможны изменения. Правда, вряд ли кто из читавших книгу в клубе будет её перечитывать!!!) История рассказывает историю девушки Наты волей случая оказавшейся в параллельном мире. Этот мир очень сильно похож на наш, но ближе к утопической модели. Чем именно – будет показано позднее. О чем же эта книга? По сути, тут есть все: интриги, боевые столкновения, террористические заговоры, лихие повороты. И все бы ничего, если бы не одно НО. Все эти действия происходят за кадром и о большей части удаться узнать только ближе к концу романа. Что же в книге на самом деле: жизнь и привыкание к новому миру Наты, дружба, драма, немного экшена и куча физических и псевдофизических теорий и понятий (серьезно, очень много, к месту и не к месту). Много времени в романе занимает повествование о повседневной жизни девушки, в мире, где попаданцы (а точнее параллельщики) не редкость, пусть и при этом Ната уникальна в своем попаданчестве. При этом это время препровождение скучно и скучно тем, что главной героине фиолетово на новый и неведомый ей мир, она даже не стремиться узнать его, ограничиваясь фантастическими фильмами и книгами. Ну, серьезно, кто так делает? В общем, процентов пятьдесят этой «повседневности» можно было выкидывать за ненадобностью и насилием над читателем. Большая часть персонажей, а их не мало, имеют «псевдо живой» характер, если читать книгу по диагонале они все кажутся вполне интересными и запоминающимися. А вот если вчитаться, то наберется всего 4-5 нормально прописанных персонажей, включая Нату. Плохо и отсутствие развития большей части даже прописанных персонажей. Взаимодействие персонажей между собой, их химия дружбы в первых двух частях романа движется по синусоиде: от «не верю» — до «вроде норм». Хотя смысл этого в книге вполне понятен — крепкая дружба может быть даже между людьми разного социального происхождения. В третьей части показывается уже дружба между людьми разных национальностей и вот этот переход, хоть и обоснован с точки зрения развития истории, не очень удачен. Он будто бы притянут за уши, и начинает восприниматься нормально только ближе к середине части, и то только с появление двух чудных параллельщиков и из миров с задержкой в историческом развитии. Про особенности четвертой части я промолчу, но первая её половина – самое неудачное, что есть в романе, не сточки зрения сюжета, а с точки зрения подачи и уменьшения логической обоснованности происходящего, а во второй хочется кричать «а почему бы не об этом написать?». Зачем же я завел речь об утопии в самом начале? Позиция правительственной политики «сначала люди по том деньги Россия (и возможно другие страны)» хоть и пришла из-за террористической угрозы на принудительно добровольной основе, но все же существует. Книги и фильмы не потеряли «душу», в отличие от современных «бестселлеров» из Натиного и, соответственно, нашего мира. Отношение к людям: помощь в адаптации и освоении попавшим из параллельных миров; четкость действий при опасности – о стариках и обычных рабочих тут не забывают и ещё множество примеров раскидано по самой книги. В книге скорее представлена некая фантазия, пусть и с весьма неудачной реализацией, на тему, а как придти к утопии реально, не скатившись в антиутопию и какие проблемы при этом могут возникать. Вердикт: Книга оставляет двойственное впечатление: неприятное, очень скучный текст, особенно когда автора пытается объяснить то, что не нужно, путаясь в терминах и меняя картину мира (и такое не раз); с другой, остается чувство, что подправь книгу, переработай и будет годное приключения, хоть и все равно на любителя. Кому читать: довольно сложно сказать кому может понравиться эта книга, по крайней мере в самиздатовской версии. Разве что тем, кто устал от всесильных попаданцах и хочет почитать что-то более мягкое и ламповое. | ||||
| ||||
«Параллельщики» |
| |||
be_nt_all, 16 сентября 2019 г. в 21:09 | ||||
Пишу также по черновой самиздатовской версии, которую прочёл не без некоторого удовольствия, хотя приобретать полную окончательную версию и перечитывать скорее всего не буду (хотя — кто знает, да и автор — заинтересовала). Мир, в который переместилась главная героиня, сильно отдаёт ностальгией по СССР, хотя скорее это постапокалипсис-light, и ностальгичность этого мира обоснована не всегда. Я вполне могу понять, почему «угроза исконников» (напрямую связанная с обыденностью присутствия тут попаданцев-параллельщиков и угрожающая целостноси здешних пространства-времени) «не разъединила, а сплотила людей, дала толчок науке, освоению космоса, вычистила наносную «пену» псевдокультуры», но вот почему при этом здесь, в 2017 году, устоялись «такие моды», которые героиня «не застала, ну или ребенком, так что даже не помнила, только в фильмах видела. Рубашки и пиджаки с широкими плечами, юбки с воланами, брюки, предназначенные для узкобедрых и длинноногих женщин. А еще яркая, крупная пластиковая бижутерия, прически с начесом, блестящая косметика, особенно синие и фиолетовые тени, темно-вишневая помада» — ответа нет. Впрочем и то, что (возможно) автор понимает под псевдокультурой вызывает очень большие вопросы: «Максим Горький и Фёдор Достоевский находятся в разделе «Забытые авторы», зато одним из крупнейших писателей второй половины девятнадцатого — начала двадцатого веков был какой-то Виктор Михайлов… Никто здесь не знал Айзека Азимова, Артур Кларк и Рэй Бредбери оказались малоизвестными, зато огромной популярностью пользовались рассказы Шекли. Александра Беляева никогда не забывали, и его книги пусть не огромными, но всё же значительными тиражами выходили всё время, с перерывом лишь в годы войны. Стругацкие перестали писать в конце семидесятых, Кира Булычева вообще не было, ни под псевдонимом, ни под настоящим именем, зато Сергей Другаль считался одним из самых популярных писателей, до самой смерти» — это цитата из другого места, и возможно прямой связи с первой приведённой мной цитатой и нет, но осадочек-то остался. Однако, несмотря на подобные неприятно цепляющие моменты, раздражения при чтении роман не вызывал, да и скучно мне не было, хотя на мир я и смотрел глазами главной героини Наты, которая в принципе, в силу своего характера, живёт в достаточно замкнутом мирке. И заметная часть интриги романа просходит как бы в стороне от неё (хотя и на её долю приключений хватает). Даже когда мир на самом деле открыт, и замкнутость не является объективным результатом очередной террористической атаки «исконников». Спасает текст та самая «мягкая ламповость» и достаточная нестандартность, да и попытка изобразить утопию — далеко небезинтересна… Хотя лично я бы на месте героини оказаться не хотел, не уверен, что мне этот мир не показался бы душной антиутопией (по, скажем так, культурным мотивам), но ей (и, вероятно, автору) описанная реальность — как раз в пору и за них обеих можно только порадоваться. И да, это тоже одна из причин, по которой, возможно, стоит обратить внимание на книгу. Ведь если проза писалась с удовольствием, то часть этого удовольствия обычно передаётся и читателю. ps. Перечитал лежащую в открытом доступе демоверсию и понял, что к книге ещё скорее всего вернусь. В основном — по последней озвученной мной причине, но и некоторые заложенные в ней идеи стоит ещё раз осмыслить. К тому ж начал читать следующий роман автора — «Три «Л»». Это своего рода продолжение этого, по крайней мере действие происходит в той же параллельной реальности спустя тридцать с небольшим лет. Судя по началу — вещь более зрелая и сильльная, чем эта. И да — книги Азимова там знают. | ||||
| ||||
«Три «Л» |
| |||
unreg, 27 октября 2019 г. в 12:34 | ||||
«Три Л» – это роман о том, как одну девушку пригласили на работу с привлекательными условиями и о том, что из этого вышло. Вышли же из этого всякие события, начиная от появления новых людей «с необычным происхождением» и заканчивая международными судебными заседаниями. Все эти разнообразные события – повод поговорить (или задуматься) о вечных вопросах: кто такой человек (и кто им является)? как далеко могут заходить люди в познании мира и в практическом применении научных открытий (чем «Три Л» перекликаются для меня с Булгаковым, хотя, конечно, в «Л» и в «Собачьем сердце» эти проблемы решаются совершенно по-разному – по крайней мере по форме)? чем ограничивается или до каких пределов распространяется ответственность ученого за свое открытие? как связано бытовое благополучие с так популярным в наши дни понятием саморазвития? «Три Л» представляют собой классическое фантастическое произведение с описанием будней не столь отдаленного будущего; из-за особенностей развития сюжета большое внимание в романе уделяется судебной драме, хотя встречаются и приключенческие, и прямо-таки шпионские эпизоды. По моим ощущениям в «Трех Л» присутствуют и элементы антиутопии, которые уравновешиваются теплыми бытовыми зарисовками. «Три Л» — это добротное цельное литературное произведение, в котором каждая часть, каждая глава способствуют раскрытию главной идеи вместе со стилем изложения и подачи материала. Стиль иногда имеет черты научного или юридического дискурса (используется этот прием в нужное время и в нужном месте), порой он суховат и местами достаточно тяжеловесен, но это из разряда «не баг, а фича»: он работает на создание не слишком динамичной и развеселой атмосферы прений, судебных заседаний и так далее. Хотя лично мне из-за этой самой фичи не хватило индивидуальных особенностей героев, в частности – речевых особенностей там, где они прямо просятся в кадр. Но при этом автор умеет вставать на позицию разных персонажей и показывать мир их глазами, создавая многомерную картинку, и несколько таких эпизодов мне запомнились особенно. Что касается не формы, а сути, то глубина и методичность проработки затрагиваемых вопросов с отсылками к реально существующим документам впечатляет (хотя, понимаю, такое может прийтись по душе не каждому). Однако же, гм, со структурной точки зрения мне роман показался немного неоднородным: когда коротенькие главы с завязкой имеют тот же удельный вес, что и длинные части, то возникает ощущение некоторой общей несбалансированности (впрочем, вероятно, это просто мой персональный заскок). Особой фишкой романа считаю название, которое можно расшифровать как минимум несколькими способами. В каждом литературном произведении, словно в женщине, должна быть загадка, и в «Трех Л» она есть. :) В общем, «Три Л» — это произведение не только для поклонников научной фантастики, но и для всех, кто интересуется современной русской литературой. | ||||
|