Все отзывы на автора

Все отзывы на произведения Сергея Семёнова

Отзывы (всего: 8 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Сергей Семёнов «Метро 2033: Цена свободы»

Dobkachleo, 13 февраля 2021 г. 23:28

«Цена жизни»

Рецензия на «Метро 2033: Цена свободы» Сергея Семёнова

Этот роман я ждал без малого четыре года. Так уж совпало, что много лет кряду я призывал авторов писать о Сибири, а не о набившей оскомину Москве. Хотя как раз Сергей Семёнов первый роман посвятил почти родному Нижнему Новгороду и его окрестностям, а Москву тоже слегка затронул в «Перекрёстках судьбы», именно он лучше всех «внял» моему призыву. Сначала рассказ о Якутии, теперь полновесный роман о Сибири и Дальнем Востоке.

Ещё больше лет назад Андрей Дьяков написал «За горизонт», который, как многие думали, опишет путешествие через Сибирь — наиболее логичный маршрут из Северной столицы во Владивосток. Однако сюжетный и географический поворот на долгие годы лишил нас подробностей о бескрайних неизведанных в мире «Метро» землях. Отдельные авторы уменьшали «белые пятна», но сведения о России за Уралом оставались отрывочны. «Цена свободы», в общем-то, затрагивает лишь небольшую полоску, зато мы получили такие крупные города, как Чита и Улан-Удэ.

Особого внимания заслуживают Хабаровск и Биробиджан, описанные мельком в рассказе «Конец Дороги» Дмитрия Глуховского. Как и «За горизонт», роман Сергея Семёнова отсылает к этому произведению создателя «Вселенной Метро», упоминается даже Серафим Антонович, и даже возникает ощущение, что «Цена свободы» — это «Конец Дороги» на максималках. (С другой стороны, это «Хоббит, или Туда и обратно» на минималках.) Столько всего мы узнаём о ранее неисследованных областях, которые чудесно вписаны в кажущийся совсем простым сюжет.

Собственно, завязка сюжета действительно незамысловата: главного героя и его земляков забирают в лагерь, фактически в рабство, но не куда-нибудь, а в далёкий от их родной деревни Комсомольск-на-Амуре. Начало романа притворяется галопом по Сибирям, но не думайте, что показанное из окна в поезде будет повторено в остальном тексте. Кое-какие переклички безусловно будут, но автор умело расцвечивает палитру локаций самыми разными приключениями.

Стремление героя вернуться в родную деревню (это не спойлер, первым рабочим названием романа был «Путь домой») превращает весь дальнейший сюжет в строго линейный квест, и, как в играх, имеются побочные задания. Что сделал бы предсказуемый или не слишком искушённый автор? Отправил бы героя с ними разбираться. Что делает Сергей Семёнов, до начала творческой деятельности как следует изучивший немало трудов по литературоведению? Не превращает обычного паренька из деревни в местечкового супермена, а разумно использует его возможности.

Михей, тот самый главный герой, — достаточно молодой человек, лет двадцати, может, чуть больше, за словом в карман не лезущий, живший в райском уголке, где все свои и хорошие люди. Он правильно воспитан, остро чувствует несправедливость, и от этого в незнакомом для него мире поначалу огребает, а потом притирается, начинает разбираться в происходящем вокруг и, что гораздо важнее, в самом себе.

Михей предстаёт перед нами как моральный компас в сломанном мире, кем-то сродни Макару Северову из «Стального острова» Дмитрия Манасыпова и Шамиля Алтамирова. Такой типаж поведением схож с моральным уродом, потому что ершистость приводит подобных героев к печальным результатам. Наблюдая за Мишкой, мы видим его терзания, прочувствуем расплату за его далеко не всегда обдуманные поступки, и каждое его действие — копеечка в общую сумму, которую он должен за свободу и жизнь.

Права на свободу и жизнь — одни из самых важных в нашей жизни, и «Цена свободы» во многом именно о них. Как мимолётны эти состояния и как тяжело их сохранить и удержать. Но раз мир сломан, раз он настолько жесток, у выживших вообще и героя в частности нет иного выбора, кроме как бороться за эти ценности, не забывая ни на миг, как легко их можно лишиться.

Заложенные в сюжет идеи отлично переданы автором, а разнообразные события, из которых и состоит роман, вместе с изумительными описаниями, которые явственно передают восхищение автором дальневосточной природой (возможно, его чувство даже более яркое, чем у автора «Аркаима», писавшего о красотах родного края), работают на убедительность и занимательность всего произведения. И те, кто дочитает до конца, останется под большим впечатлением. Я в этом уверен.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Сергей Семёнов «Палач»

Miromarh, 10 января 2020 г. 13:52

Первое, что сразу же бросается в глаза — язык. Конечно, это не рассказ Гребенщикова, где каждое предложение можно было смаковать и перечитывать по несколько раз, но всё равно язык в рассказе Сергея красивый, есть интересные метафоры и обороты, удачно вставлены короткие, одно-два слова, предложения. Вот, например, самое начало:

«Шорох во тьме. Тихий, точно шелест пожухлого листа, тронутого лёгким дыханием ветра. Вскакиваю, словно ошпаренный. Вглядываюсь в стылую темень, обступившую меня. Не видно ни черта, будто мешок на голову напялили. И тишина. Задумчива, молчалива ночная тайга.»

Также здесь, как и в рассказе Андрея, повествование идёт от первого лица, что позволяет ещё лучше передать атмосферу. Да, кстати о ней. В рассказе великолепно передана атмосфера страха, а в некоторых моментах и отчаяния. Хоть рассказ вроде бы и не позиционирует себя как хоррор, в некоторых сценах действительно становится жутковато: момент с изолятором или, например, последний разговор Артура и Сапёра. На руку той самой атмосфере играют и постоянная смена повествования от настоящего к прошлому, причём переходы сделаны не абы где, а там, где это нужно. Ещё мне очень понравился финал. И вроде бы он достаточно предсказуемый, но я, например, ожидал какого угодно исхода, но не того, что показал нам Сергей. Герои порадовали: как главные, так и эпизодические. Особенно хочу отметить разную реакцию людей на «светофор», по которой уже можно делать выводы о характере персонажа, даже ничего про него не зная.

А вот что мне не очень понравилось, так это недосказанность истории прошлого Артура, в частности про его семью. Мне кажется, этому следовало уделить больше внимания, а не ограничиваться парой намёков, тем более, что в сюжете было достаточно «крючков», к которым можно было бы привязать подобные воспоминания.

Итак, рассказ Сергея — один из лучших в сборнике. Имея не самый, на первый взгляд, интересный сюжет, он цепляет читателя языком, атмосферой и хорошо прописанными персонажами. Благодаря этому не хочется отрываться от чтения. В общем, мне рассказ очень понравился. После прочтения мне захотелось познакомится и с другими произведениями автора. Сергей, спасибо!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Сергей Семёнов «Палач»

Dobkachleo, 22 декабря 2018 г. 20:03

«Пациент»

Мини-рецензия на «Палача» Сергея Семёнова

Мне весьма нравится стиль, который использует Сергей Семёнов. Такое мерное, чуток простоватое (я не сказал простое!) повествование, от строгих в своей абстрактной точности описаний природы незаметно перетекающее в довольно активную фазу. Если прошлые работы выходили достаточно светлыми, то на сей раз Сергей пробует мрак на прочность.

Действующие лица — сплошь военнослужащие. Конечно, возникают вопросы, как они двадцать лет выживали, когда из всех женщин, если верить сказанному, была только жена командира, которая ни с кем больше не сходилась (по крайней мере, намёков на её нечестность автор не оставляет). Если же отбросить низменные, приземлённые вопросы и сосредоточиться на предлагаемом сюжете, мы увидим, в первую очередь, историю мужества, страха смерти (или, напротив, бесстрашия перед ликом её), а также вариацию на тему «дилеммы вагонетки». Или что-то родственное.

Возникают, конечно, вопросы, почему единственным лекарством от «светофоров» военные избрали пулю, не пытаясь найти, пока не поздно, нелетальное решение. Врач там всё-таки был, но быстро кончился. Что ж, они могли быть стеснены в средствах исследования. Вспоминается «Эдем в аду» Анеты Паздан, где целая станция подверглась неизлечимой эпидемии, но здесь, по-моему, всё ещё мрачнее, как в концовке фильма «Живое».

Хороший язык, приковывающий к себе внимание сюжет и мрачная тональность — всё это позволяет назвать рассказ замечательным, хотя мрачные истории я, увы, недолюбливаю. И в очередной раз скажу, что по-прежнему жду «Цену свободы», где Сергей наверняка разгуляется на полную!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Сергей Семёнов «Снежный охотник»

Dobkachleo, 1 марта 2018 г. 20:19

«Волосатое чудовище»

Мини-рецензия на «Снежного охотника» Сергея Семёнова

Ах, сколько раз я просил авторов описывать Сибирь! Мне, как картографу, этот регион виделся (на самом деле и до сих пор видится) огромным, практически бескрайним «белым пятном» на карте мира «Метро». Сергей Семёнов отправляется в самую что ни на есть сибирскую Сибирь — вглубь Якутии.

Если честно, я тоже пытался участвовать в конкурсе с рассказом про Якутию, но, как вы можете догадаться, он не прошёл. И я рад, что регион представлен, во-первых, вообще, во-вторых, одним из моих любимых авторов, в-третьих, более чем аутентично, на мой далеко не якутский взгляд. Безумно понравилась пушистая околосказочная атмосфера, переданная отлично подобранным для этого произведения стилем.

Чучуна — снежный человек с ментальными способностями — напомнил другого йети из «Вселенной», что встретился у Андрея Буторина. Там он был добрым, хотя и вёл себя какое-то время не слишком дружелюбно (впрочем, у него на то имелись причины). Здесь же мы видим обратную сторону медали. И она же показывает нам тайну охотника.

Вот на этом месте мои восхваления кончаются. Если честно, я не очень понял, что таинственного, замалчиваемого и всего такого в переживаниях человека, потерявшего любимую женщину. Но раз составитель расценил это как раскрытую тему, значит, это я чего-то не понял. Так или иначе, рассказ вышел чудесным, и этого у него не отнять.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Сергей Семёнов «Метро 2033: Чужими глазами»

Kirill12022001, 17 марта 2016 г. 17:28

Ну что ж, сейчас я постараюсь написать рецензию по ознакомительному фрагменту «Чужими глазами».

Пожалуй, я начну с того, что автор изумительнейшее увлекательно пишет, но, по правде говоря, иногда появлялось желание закончить с книгой. Дело в том, что Сергей [Автор], сильно увлёкся описанием мелких деталей, порой забывая про окружающий мир и персонажей. Появляется ощущение, что действие происходит в одной точке с огромным количеством мелких деталей. Я бы посоветовал автору во время описания добавлять описание погоды и расположения зданий ( всё таки не все были в Нижнем Новгороде), можно ещё подробности улиц, но не стоит перебарщивать. Думаю, это может дополнить картину в нужном плане.

Следующее: Сергей хорошо предпринял тактику. Добавил несколько сюжетных линей в одном времени и месте. Тут присутствует политическая и духовная( в частности потеря отцом сына) сфера, которые, на мой взгляд, могут идеально переплестись и создать отменный симбиот(книгу я ещё не читал, но надеюсь это представится в будущем. Хотел бы узнать, прав ли я?).

И ещё, автору не хватает динамики. И как раз эту нехватку переполняет описание. Кстати, когда было описание политики, я этого и не заметил… В общем, хочу на этом и закончить. Я бы поставил ознакомительному фрагменту оценку 6/10, но судя по динамике, которую положил автор, она вполне может увеличиться. И, да, автор создал таки сильнейшую интригу под конец ознакомительного фрагмента, поэтому я искренне надеюсь на то, что в дальнейшем я увижу эту книгу на полке. :)

Оценка: нет
– [  2  ] +

Сергей Семёнов «Метро 2033: Чужими глазами»

Knigolub282, 17 января 2016 г. 13:45

Отзыв по начальным главам, представленным в официальной группе серии «Метро» в социальной сети «ВКонтакте».

Изначально, если честно, я вообще не планировал читать эту книгу. Ну, не тянет меня к «нынешнему метро». Отзыв на «Выборг» написал лишь потому, что хорошие люди порекомендовали прочитать эту книгу. Но все же я прочитал ознакомительные главы и, неожиданно для самого себя, остался приятно удивлен.

Атмосфера.

«Метро 2033» Глуховского подкупало именно атмосферой. В книжке не было никаких открытий, глубокого сюжета, хорошо прописанных персонажей. Это был незамысловатый квест про путешествие из точки «А» в точку «Б», но именно «обертка» этого путешествия и подкупала.Дмитрий «нарисовал» мир в своем романе на твердую пятерку, не оставив без внимания деталей. У Сергея Семёнова схожая ситуация. Атмосфере в романе уделено очень много времени и знаков в «Wоrd». Хорошо это, али нет — ответить за всех не смогу, но для меня это, наверное, плюс. Описываемая местность четко встает перед глазами, ты словно и сам находишься на тех опустевших улицах. Честное слово, подобного не было с книг «Метро» за 2012 год (исключение, «Дорога стали и надежды), а также отличной книги Сурена Цормудяна «Второго Шанса Не Будет».

Сюжет.

Я всегда говорил и буду говорить, что в книгах важна именно история. Атмосфера, безудержный экшОн, монстры и описание «стволов» — все это вторично. Именно красиво рассказанная и интересно поданная история может заставить меня когда-нибудь перечитать книгу. Итак, в «Чужими Глазами» у отца загадочным образом пропадает любимое чадо. Незадачливый батя, не долго думая, отправляется на поиски своего драгоценного сыночка. Конечно, ждать от книги психологического триллера в стиле Дэвида Кейджа и его «Неаvy Rain» вряд ли стоит, но все же сюжет сумел меня зацепить. Желание узнать, что же там будет дальше — есть. Кстати, автор молодец, что с первых глав создает заволакивающую атмосферу, а уже затем бросает читателя в гущу событий.

Язык.

Книга написана простым языком, как выразился товарищ Манасыпов, без изысков, но отторжения и желания бросить текст не возникает. Читается роман очень легко.

Минусы.

Есть очень затянутые моменты на которых хочется зевать. Персонажи, как мне кажется, непостоянны, то вполне себе живые люди, то с ними случается что-то и они становятся картонками. Или это я придираюсь? Ясное дело, что минусов можно выловить тонну, но с утра этого не хочется делать.

Итог.

Весьма любопытный роман на заезженную тематику. Книга обязательна к прочтению поклонникам «Вселенной Метро 2033», ибо написана она в духе «старых-добрых» первых книг серии.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Сергей Семёнов «Метро 2033: Чужими глазами»

Dobkachleo, 31 декабря 2015 г. 12:54

«Свои дети»

Рецензия на «Метро 2033: Чужими глазами» Сергея Семёнова

«Вселенной Метро 2033» уже шесть лет. Шесть лет, представляете? Столько времени понадобилось, чтобы в серии наконец-то были описаны в той или иной степени все полноценные метрополитены России. И последним стало метро Нижнего Новгорода. (Я никогда не устану это повторять.)

На самом деле повествование «Чужими глазами» с самого начала идёт не по проторенной дорожке. Читатель не сразу попадает в мир нового для себя метрополитена, не осваивает подземелья. Напротив, Сергей Семёнов решил первые страницы посвятить поверхности. Метро появляется только в конце первой главы, и такой ход неплохо выделяет новый роман из череды вышедших в серии и посвящённых именно метро. Ну а тем временем нам представляют главного героя, показывают его переживания, мысли и проблемы, а заодно кое-что рассказывают и об устройстве постъядерного Нижнего.

Забегая вперёд, скажу, что к настоящему моменту я успел присмотреть фаворита на звание «Лучшей книги „Вселенной Метро 2033“-2015», но теперь я решил изменить выбор. Я стараюсь искать и не находить в книгах того, что мне неинтересно или просто не нравится. Думаю, здесь я (не) преуспел. Читая роман, чувствовал — или, скорее, просто понимал, — что автор ещё учится, и учится он прилежно. В его дебютном романе есть всё то, что должно быть, и нет немалой доли того, чего лучше избегать. А теперь: к чему я всё это? А к тому, что главный герой выполнен, вылеплен в соответствии с правилами. Ему сильно досталось, ему хочется сопереживать, за его поступками интересно следить. В принципе, Сергей немножечко перегнул палку, но каждая деталь встаёт на место, когда приходит время. Герою веришь.

Аркадий чем-то напомнил мне Тарана из трилогии «Тени Пост-Петербурга» Андрея Дьякова, только с чуть более грустной судьбой. Тому хотя бы не приходилось считать Глеба погибшим. Автор решает не поселять героя в тесные рамки метрополитена и отдаёт ему в безраздельное пользование бомбоубежище одного госпиталя. По ходу дела, разумеется, метро появляется, и о нём можно составить достаточно подробную картину, благо, каждая станция засветилась, кроме ни разу не упомянутой Площади Свободы, которой в действительности-то и нет. Однако большую часть времени Аркан и его спутники проводят всё-таки за пределами подземки, позволяя «увидеть» и ту часть города, где с метро негусто. И не только Нижний. Родной город автора и другие окрестности тоже фигурируют!

Да, как же без спутников. В «Выборге» тоже был целый отряд. И не только там. Отряд — это испытание для писателя. Нужно предельно подробно и предельно сжато, чтобы читатель не устал и ничего не забыл, представить каждого члена команды. По-моему, тут Сергей справился не совсем идеально, однако, оглядываясь на прочитанный текст, думаю, что по-разному прописанные персонажи и должны быть такими. Если бы читательское внимание, а тем более читательская любовь, оказалось бы равномерно распределено между целой оравой народа, можно ли было составить качественный драматический сюжет? Едва ли. А так закономерно внимание, помимо собственно Молчанова, достаётся Денису Богуславскому. Такие люди нередко встречаются, и с ним так и хотелось поспорить, поиздеваться над ним. Правда, вряд ли Богус оценил бы юмор, но это уже совсем другая история.

Что просто нельзя не оценить по достоинству — это отношения между персонажами. Их история связана в один сложный клубок, что распутывается нить за нитью на протяжении всего романа. По-моему, в прошлый раз столь хитроумный клубок был в «Рождённых ползать» Виктора Лебедева. Отличие только в том, что теперь любовь другого рода. Родительская. Автор прекрасно показал, что даже после ядерной войны нет ничего ценнее родительской любви.

История в романе закончена, и, на мой взгляд, продолжение здесь не требуется. Конечно, можно было бы развить тему и Нижнего Новгорода, и других мест, связанных с «Чужими глазами», но гораздо любопытнее узнать, что Сергей задумал новенького.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Сергей Семёнов «Метро 2033: Чужими глазами»

DmitryErm, 26 декабря 2015 г. 07:53

Нижний Новгород ждал своего романа очень долго. Вот уже и соседка Казань обзавелась своей книжкой, а Нижний аж до конца 2015го года оставался «обиженным». И вот — долгожданная книга! Что же можно сказать о ней? Масштабы в метрополитене, конечно, не те. Читатели, которые привыкли к московско-питерским «дистанциям огромного размера» и не бывали сами в Нижнем, могут немного расстроиться: «Как, и это — всё?!». Да, друзья. Станций мало и многие невыразительны, хотя есть, например, «Московская» — уникальный метро-объект с четырьмя путями и двумя платформами. Но метро — далеко не единственная достопримечательность древнего города на берегах Оки и Волги . И вот тут хотелось бы снять шляпу перед Сергеем Семёновым — он обеспечил мне трое суток ностальгии! Экскурсия по улицам, площадям и переулкам города оказалась великолепной! Претензии, которые звучали в отношении некоторых книг про другие города («Метро-метро, а как же всё остальное?!») тут неуместны. И мне, как человеку, который лично оттоптал ногами весь маршрут героев (кроме Бора), было безумно интересно. Мне кажется, что читатель, никогда не бывавший в этом городе, может остаться недоволен. Хоть Сергей Семёнов и старался, но без визуальных впечатлений картинка может и не сложиться. Ничего, будет повод побывать в Нижнем самостоятельно. Сюжет книги пересказывать смысла не вижу, он достаточно стандартный для проекта: путешествие с целью обрести себя и найти ответы на важные вопросы. Не первая такая книга под брендом ВМ2033? И не последняя, я вас уверяю. Канон есть канон. Поверьте, даже в рамках типового сюжета можно написать как плохо, так и хорошо. У Сергея Семёнова скорее второе. Ещё про героев скажу пару слов. В принципе перед нами комплект, достаточно типичный для Вселенной метро. Есть гордый и независимый сталкер и его верный напарник; есть командир общины, вынашивающий чёрные замыслы; есть главный гад, способный пойти на всё ради своих целей; милая девушка, попавшая в беду. Да, типажи знакомые. Но каждый из них — живой человек со своей правдой и своими идеалами. Мне было интересно следить за их судьбой.

Что в сухом остатке? Перед нами добротный дебютный роман, написанный пусть и в рамках канона, но зато с любовью. Объектом любви здесь является и родной город, и персонажи, и даже... читатель. Сергей Семёнов уважает своего читателя, старается угодить вкусам самых разных людей. Это чувствуется. И это подкупает. Приятного чтения!

Оценка: 7
⇑ Наверх