Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Лорда Дансени (Lord Dunsany)

Отзывы (всего: 144 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  0  ] +

Лорд Дансени «Средство доктора Кейбера»

wowan, 30 апреля 22:55

Интересно было бы узнать, откуда в переводе Агуреевых появился «доктор Гейбер»? (The Strange Drug of Dr. Caber) Или они Огуреевы?

Оценка: 9
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Дочь короля Эльфландии»

wowan, 24 февраля 23:32

Дочь короля Финляндии, тьфу -- Эльфландии. Дансейни в гробу перевернулся раз шесть или больше. Нельзя так обращаться с поэззией, нельзя! Для Лихачевой, пусть она и кандидат филологических наук, это явная неудача. Да, я читал оригинал, и считаю, что с переводом Лихачева не справилась. И тем самым вбила еще один гвоздь в гроб Дансейни, которому в России и так не особенно везет.У нас его объявили родоначальником фэнтези и, естественно, ждут от него лихих похождений в стиле властелина колец. А Дансейни -- это другое. С переводом Гришечкина я не знаком, но вряд ли он лучше. Хотя надо посмотреть. А вдруг?..

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Путевые истории мистера Джозефа Джоркенса»

vam-1970, 17 февраля 18:37

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. И даже реализма.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Лорд Дансени «Ведьма в ивах»

vam-1970, 17 февраля 18:28

Входит в цикл «Джоркенс».

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. И даже реализма.

В данном случае сюжет философский: герой упустил возможность побывать в другом мире, на вид который светлый и чистый, вроде Рая. Но надо было пройти через себя -жениться на отвратительной старой ведьме. Ужасный выбор. А заслуживает ли человек согрешивший такого счастья без испытаний. И надо ли такое испытание? Финал на размышления.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Лорд Дансени «Предисловие»

vam-1970, 16 февраля 20:48

В своём предисловии к сборнику, автор в ироничной манере просит своего читателя не сомневаться в правдивости всех историй, которые рассказывал мистер Джоркенс cвоим слушателям. Но сомнений много

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Миссис Джоркенс»

vam-1970, 16 февраля 20:44

Входит в цикл «Джоркенс».

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. И даже реализма.

В данном случае сюжет таков, что можно придать ему разные смыслы: и как легализовать присутствие русалок в нашем мире, и как совместимость взаимной жизни и любви человека и русалки ,и как насмешка над логикой жизни. я ни одном варианте не остановился. Действительно, необычный сюжет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Лорд Дансени «Балаганщик»

vam-1970, 16 февраля 18:17

Входит в цикл «Джоркенс».

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. И даже реализма. Здесь вполне реальная история

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Дочь Рамзеса»

vam-1970, 16 февраля 18:10

Входит в цикл «Джоркенс».

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. И даже реализма. здесь Романтическая история любви козопаса и дочери Рамзеса- фараона Египта. В стихах даже. Блестяще!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Глоток из ручья»

vam-1970, 16 февраля 11:22

Входит в цикл «Джоркенс».

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. И даже реализма. Авантюристы в период сухого закона в США в 1919-33 годы. Выдумка блестящая !!! То ли автора, то ли героев рассказа- даже поверил , что такое возможно. Человеческая смекалка не имеет границ.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Электрический король»

vam-1970, 16 февраля 11:19

Входит в цикл «Джоркенс».

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. Но этот сюжет более реален , чем другой любой. Человек страдает фобией на крысу, и никак не может вылечиться. Способ лечения весьма оригинален, но не фантастичен. Сюжет производит впечатление самим процессом лечения- монахи- монастыри -техногенные достижения.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Коварный остров»

vam-1970, 16 февраля 11:13

Входит в цикл «Джоркенс».

Мистер Джоркенс, постоянный рассказчик самых необыкновенных историй в «Бильярдном клубе», на своём счету имеет столько удивительных историй, что даже одной хватило бы одному человеку на протяжении его жизни. Но литература требует воображений и денег, иначе не проживешь. И автор раз за разом окунает нас в мир мистики или магии. На сей раз мы встречаемся с женщиной, увлекающей мужчин в свои сети. Сюжет неяркий на действо, яркость только сама природа островов в Средиземном море -отдых- кухня -спокойствие. Но на фоне этой красоты и красоты женщины разыгрывается ещё одна неудавшаяся любовь.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Лорд Дансени «Крупный алмаз»

vam-1970, 15 февраля 16:31

Интересна только одна мысль автора -связь появления крупного алмаза размером с гору с тунгусским метеоритом Гипотетически возможно, но нереально. Поэтому и фантазия рассказчика

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Лорд Дансени «Наши дальние родственники»

vam-1970, 14 февраля 16:10

Немыслимая выдумка автора , которая сегодня воспринимается с юмором и иронией. Но такое время тогда было , такие представления о мире. 1929 год.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Лорд Дансени «Амулет от жажды»

vam-1970, 14 февраля 13:29

Описание артефакта и его свойств, но вроде простая история, но заманчивая, решается проблема пребывания в пустынях. За идею автора — хороший балл.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Как Джембу играл за Кембридж»

vam-1970, 13 февраля 16:43

Больше сюжет на моральные требования к человеку- дал слово — держи его. Но тут вмешиваются обстоятельства непреодолимой силы и трудно выдержать обязательства перед колдуном, но должен быть выход -автор его не подсказал.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Эмир Сарабский»

vam-1970, 11 февраля 12:23

Замысловато с подтекстом изложено — словно пословица о Буриданове осле. два решения и оба с неясным исходом, но оба удовлетворяют твои желания. Если решаешь сиюминутную проблему, то и выгода сиюминутная- напился и всё. Нет продолжения кроме липового звания эмира. А если бы не напился, то продолжения нет — там ждали яства на столах, но если это был мираж? Герой оказался в трудном положении. Верен ли его выбор- неизвестно.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «История об абу-лахибе»

vam-1970, 11 февраля 12:15

Чем увлёк рассказ? Атмосферой повествования! Элитный клуб мужчин, где за стаканами виски рассказываются занятные истории. Старинная мебель, тишина, и полное внимание к рассказчику. Кто проявил невнимание изгнан из клуба. А истории могут быть разными -от фантастических до мистических. Приятная атмосфера клуба для читателя способствует медленному чтению и наслаждению рассказом.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Лорд Дансени «История об абу-лахибе»

wowan, 1 февраля 10:47

Интересный рассказ Лорда Дансейни, написанный в созданном им же жанре «клубных историй за стаканчиком виски». Да, цикл о Джоркенсе напоминает истории барона Мюнхгаузена, однако он современее (создавался в 20-40-х гг) и отличается от них большей поэтичностью. И конечно, его можно с полным правом отнести к фантастике-фэнтези, ибо здесь встречаются и ведьмы, и колдовство, и духи, и полет на Марс на аэроплане, и многое другое -- фантазии и литературному мастерству автора можно только позавидовать. Что касается собственно рассказа «История об абу-лахибе», любопытен вот какой факт: таинственное существо (реликторвый гоминид), которое Джоркенс встретил в африканских тростниковых болотах, было действительно открыто в 1995 году. Бахр-эль-газальский австралопитек, от которого правда, осталась только челюсть с семью зубами в незапамятные времена населял именно эти места -- болота в верховьях Белого Нила. Кстати, в рассказе из того же сборника «Самый большой алмаз» Лорд Дансейни описывает импактный способ изготовления алмазов, который был освоен наукой только в 1960-е. И не исключено, что все это -- не единственные прозрения авторо. Похоже, Дансейни, как многие великие фантасты, действительно провидел будущее.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Лорд Дансени «Возвращение песни»

blakrovland, 24 января 08:15

Впечатляет многогранность мифических образов, которые Дансейни подбирает для своих рассказов. Вот, для примера, «Возвращение песни». Рассказчик находится в Вальгалле и наблюдает как через Биврёст летит и поет стая лебедей. На вопрос рассказчика, что это один из богов ответил — погиб мир и лебеди возвращают богам дар пения. Древние греки верили, что умирая, эти птицы поют удивительной красоты песню. Лебеди были символом поэзии и музыки как и бог Аполлон. И вот мир гибнет, и птици возвращают свой дар.

Второй момент касается германской мифологии. Здесь вид лебедей принимали валькирии, летающие над полем битвы и забирающие павших героев на вечный пир в Вальгаллу.

Итак, Дансейни с помощью одного-единственного образа лебедя изображает гибнущий мир и картину того как поэзия и герои покидают его.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Лорд Дансени «Яблоня вдовы Флинн»

blakrovland, 24 января 08:14

Рассказ «Яблоня вдовы Флинн».

Перед нами две истории, точне два противоположных взгляда на одно событие -- в саду вдовы Флинн сержант Райан находит под яблоней обвиняемого Мики. Сержант находит его без сознания и в руках у него сломанная яблоневая ветка с восемью яблоками. Сержант предложил изъять с обвиняемого Мики за причинённый дереву ущерб один шиллинг и три пенса. Потом судья даёт слово обвиняемому Мики и мы слышим ту же историю из его уст. Мики рассказывает как приходит к вдове Флинн (она ещё и колдунья) чтобы узнать у нее есть ли ещё волшебство в Ирландии или оно осталось только в легендах и преданиях. Колдунья превратила Мики в гуся и он несколько лет странствовал с гусиной стаей и беседовал с интересными как и он, превращенными колдунами в птиц.

Короткий и бесцветный рассказ сержанта противопосталяется яркой истории Мики, полной путешествий и волшебства. Обе истории имеют право на существование, но насколько вторая история более красочная и захватывающа. Почему так? С древних времен, зимними вечерами у горящего очага именно такие истории как рассказ Мики, привлекали слушателей, заставляли с замиранием сердца ловить каждое слово рассказчика-волшебника. Такой рассказчик как колдунья Флинн, при помощи слов совершает из слушателем превращение, и вот уже слушатель, как Мики, превращен в птицу, летит на далёкий Север, узнает о заколдованных принцессах и видит с высоты море и города. 10 из 10.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Лорд Дансени «Пегана»

zvezdochet2009, 15 декабря 2024 г. 20:09

Фэнтези в его современном понимании – жанр молодой. Ему едва ли исполнилось сто лет. В порубежный период конца 19 – начала 20 века то, что сейчас принято понимать под таким литературным направлением скорее проходило по разряду сказок и мистических историй, тем более работавшие в тот период авторы воспринимали свою прозу точно так же.

Устойчивый тренд на выделение из подобных сочинений отдельного корпуса литературы, сосредоточенной на магической стороне реальности с описыванием особых миров, задал ирландский писатель Лорд Дасейни, создавший целый цикл о вымышленной волшебной стране под названием Пегана. В цикл вошли два полновесных сборника «Боги Пеганы», «Время и боги» и еще несколько отдельных рассказов.

Цикл рассказов о Пегане коренным образом отличался от других подобных историй по нескольким важным признакам.

Во-первых, базой для рассказов послужили реальные древнегреческие мифы. Дансейни знал и любил античность, он прекрасно прочувствовал дух Эллады и понял этот прекрасный древний мир, стоявший у истоков современности. Вероятно, жажда творчества и влияние мифологии смешались в нем в единый поток, который и дал начало историям про Пегану и ее богов и героев. Действительно, для хорошей мистической или сказочной истории не обязательно разрабатывать что-то фундаментальное в плане идей. Достаточно ограничиться хорошим сюжетом, коллизией, сильной темой и интересными героями. Но если вы создаете целый цикл о новом мире, этого будет мало. Вам понадобится прочный фундамент, придающий миру определенную атмосферу и свою философию. Дансейни это понял, он понял, что в основе выдуманной вселенной должны лежать фундаментальные идеи, концепции и архетипы, и для европейской фантастической в широком смысле литературы, каковую он писал, вполне естественным стало обращение к древнегреческим истокам. Почему не римским? Очевидно, что римские мифы вторичны по отношению к греческим. И действительно, в каждом рассказе ощущается эта средиземноморская атмосфера, эта знакомая свежесть, и почти родные пейзажи той самой «милой сердцу Аркадии». Именно поэтому читая истории из Пеганского цикла читатель как бы прогуливается по знакомым местам.

Примечательно, что хотя Пегана многое унаследовала от античности, но не похожа на нее в точности. В этом мире можно проследить и черты других мифологий, легенд и сказаний. В некоторых рассказах бросается в глаза отчетливый арабский след, эхо Сказок тысячи и одной ночи.

Во-вторых, Пегана представляет собой не просто набор эпизодических сцен, а продуманный отдельный волшебный мир, действующий по своим законам. Это тоже важный признак фэнтези как жанра фантастики – выстраивание особого пространства, где не действуют обычные законы, либо необычного по иному принципу, но главное Иного мира, «иноземья», не-реальности. Дансейни впервые создал такой полностью волшебный мир, продуманный достаточно детально, чтобы в нем уместилось много отдельных завершенных историй с разными героями. Если раньше действие мистической истории происходило в реальности, в других мирах, но незавершенных, а лишь обрисованных, то у Дансейни получилось построить особую вселенную Пеганы, цельную и самодостаточную, то есть фэнтезийный мир, в который хочется попасть и испытать вместе с его обитателями все выпавшие на их долю приключения.

В-третьих, в цикле рассказов об этом мире обязательно присутствие волшебства, магии, что является непременным атрибутом фэнтези. Магия, то есть некая сакральная необъяснимая, сверхъестественная сила – важнейший атрибут фэнтези. Но если в мистике она может выступать основой сюжета, триггером, поворотным моментом, загадкой и так далее, то в мирах фэнтези магия – это топливо, на котором работает все. То есть та самая энергия, что придает вселенной жизнь. В Пегане магия настолько естественна, что является физическим законом мироздания. Применение волшебства не редкость, а необходимость, а чудеса и необычное – данность, вроде восхода и захода солнца.

Пегана – красивый мир. Кажется, что она очень хрупкая и заключена в хрустальный шар, который очень легко разбить одним неловким движением. Поэтому мир Пеганы чрезвычайно уязвим и требует защиты. Вместе с тем этот мир герметичен, он лучится внутренней силой. Он хранит секреты: там, на просторах Пеганы сокрыты древние тайны и мудрость. Но парадокс в том, что вместе с дряхлой стариной в Пегане соседствует и озорная юность, и даже божественная глупость: подобно олимпийским богам, божествам Пеганы не чуждо все человеческое – они любят и ненавидят, обожают загадки и падкие до лести. Словом, все обитатели мира Пеганы – живые. Потому что мир этот живой, наполненный витальной энергией, что вложил в свой хрупкий хрустальный шар его демиург-мечтатель, его первое и главное божество – замечательный писатель Лорд Дансейни.

«Пегана» – первый полноценный фэнтези-цикл с проработанным миром, и написанными о нем историями, невероятно поэтичными и исчезающе красивыми, как сон. Первое слово в истории жанра.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Лорд Дансени «Бедный старина Билл»

ArtemTolmachev, 2 декабря 2024 г. 21:40

Великолепный рассказ! Прочитал с интересом. История не отпускала до конца. Рассказ ведётся от лица одного из матросов. Ощущается космический ужас, одна сцена сильнее другой. В то же время есть здесь и весьма мрачный юмор. А начинается всё с, казалось бы, очередной байки о давно минувших днях — такие сотнями рассказывают в прокуренных приморских таверных. И в финале вот уж действительно не позавидуешь бедному старине Биллу...

Рассказ — словно вишенка на торте или жемчужина, припрятанная на дне морском, но привлекающая внимание свом сиянием. Всем, кто желает ознакомиться с творчеством Дансени и просто ценителям качественной литературы — прочитать однозначно!

10 из 10.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Дочь короля Эльфландии»

ensign, 26 сентября 2024 г. 18:56

Странное дело.

Общая концепция романа — понятна, и — да будет так. А что мы тут все иначе делаем?

Каждое предложение, даже абзац — понятны, и всё ранее написанное о потрясающем авторском языке справедливо.

Но все эти красиво написанные абзацы складываются в очень скучный роман. А еще...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
этот прынц на единорогов охотится. Достойное занятие, пока загнанное существо отбивается от охотника с мечом, собаки выпустят ему кишки. Настоящая забава джентльмена.

Оценка: 5
– [  -1  ] +

Лорд Дансени «Дом Сфинкс»

Frogman, 26 июня 2024 г. 11:59

Рассказ понравился. Здесь нет цинизм Дансени, есть загадочная тревога за дверью, петли которой тщательно смазывают и смазывают до абсурда.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Лорд Дансени «Невеста Человека-лошади»

macabro, 2 февраля 2024 г. 17:53

Довольно сексистское сочинение.Юный кентавр (нет даже двух тысяч лет) скачет за своей возлюбленной. Как он узнал о ней? Тайные силы пронизывающие вселенную донесли: юная дщерь сфинксов, львов, кентавров, людей и богов живет в безбрачии и девственности! Львов она пугает своей грозностью, богов смертностью,людей внешностью. Только человек-лошадь доскакав хватает возлюбленную за волосы и прыгает с ней в пропасть миров, где много веков они будут счастливы... Как говорится: «Топитесь девушки!», но впрочем это совсем другая история.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Лорд Дансени «Боги Пеганы»

Селеста, 20 января 2024 г. 14:26

Если ночью тебя охватит гнев, погляди на звезды: они тихи. Тому, кто мал, подобает ли браниться, когда великие молчат? (ц)

Лорда Дансени, издаться которому помогал сам Уильям Батлер Йейтс, можно назвать праотцом современного фэнтези наравне с Уильямом Моррисом. На У. Морриса ориентировался лорд Дансени, а вдвоём они оказали огромное влияние на Джона Р. Р. Толкина. Несмотря на то, что идеологически лорд Дансени и Джон Толкин не были близки (один агностик, другой христианин; один ирландец, вдохновлявшийся, в том числе, сказаниями своих предков, другой англичанин, ирландскую мифологию по определённым причинам не слишком-то любивший), в «Сильмариллионе» легко можно проследить пересечения. Сравнительному анализу можно посвятить целую монографию.

Может, лорд Дансени и не стал первопроходцем в жанре фэнтези (тот же Уильям Моррис писал лет на десять-пятнадцать раньше), но в чём он совершенно точно стал первым — так это в литературном создании собственного пантеона. Весь сборник «Боги Пеганы», впервые увидевший свет в 1905г., этому и посвящён — мифотворчеству, выдуманным богам и взаимодействию с ними людей. Написан сборник лёгким и красивым языком, каждый рассказ пропитан философией: отношение к смерти, ко времени, к судьбе, к месту человека в сверхъестественных играх богов.

Приступая к чтению стоит держать в голове, что «Боги Пеганы» всё-таки очень далеки от того, что в наше время принято считать фэнтези. Здесь не будет центрального героя, не будет странствий, приключений и магии. Только мифы о создании вымышленного мира вымышленными богами и размышления о вечном.

Я не могу поставить десятку только потому, что лингвистически Джон Толкин всё-таки был сильнее (чем заслуженно гордился, сравнивая себя и лорда Дансени). Имена из «Властелина колец» и «Сильмариллиона» сложные, но певучие, а об имена «Богов Пеганы» взгляд то и дело спотыкается. Также в голове происходит путаница, когда вроде бы кельтские и недалеко ушедшие скандинавские мотивы смешиваются с каким-то восточным колоритом: упоминание Аллаха и Африки, пророки, да даже те же имена. Девять пророков из десяти.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Любитель гашиша»

Alfie, 25 декабря 2023 г. 19:49

Короткая история от одного из пионеров фэнтези, кумира Лавкрафта и Роберта Говарда.

По сюжету рассказчик (похоже сам Дансени) встречает в гостях некоего человека, который говорит, что читал новеллу первого под названием «Бетмора» об одноименном заброшенном городе на Востоке. Также незнакомец утверждает, что ему известны некоторые подробности исхода жителей из Бетморы. В ответ на вопрос изумленного писателя: Вы бывали в Бетморе? Собеседник демонстрирует коробочку гашиша и начинает свой рассказ.

История представляет собой описание наркотических сновидений о звездных скитаниях, приправленных грезами о сказочном городе-призраке, поглощаемом окружившей его пустыней. Получилась эдакая Тысяча вторая ночь: ориенталистская фантазия, выросшая из фанфика на арабские сказки в самостоятельное произведение. Во внешней рамке новеллы Шахерезада на топчане рассказчика обернулась в пристрастившегося к гашишу безымянного англичанина в кресле.

Если что, все это ни разу не минусы или претензии, а просто ассоциации. У Дансени замечательное и самобытное воображение и довольно легкий язык.

Финал получился забавным. Самое то перед сном.

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Лорд Дансени «Рассказы о Сметерсе и другие истории»

ludwig_bozloff, 30 июня 2023 г. 13:51

Согласен с вышесказанным полностью. Детективы от Дансейни ну как-то вообще ни о чём.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Лорд Дансени «Сторожевая башня»

Zangezi, 15 февраля 2023 г. 15:20

Какой пророческий рассказ!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автор путешествует по Провансу и в развалинах старой башни встречает чудаковатого старика, который все время призывает остерегаться сарацин. Автор скептически замечает, что сарацинам нечего делать в Европе, здесь воюют европейские армии, здесь железные дороги и пароходы, и вообще сарацин во Франции не было уже более четырех сотен лет. На что старик отвечает: «Это любимый прием сарацин. Они не приходят некоторое время, они могут не появляться очень долго, но однажды они обязательно придут».

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Лорд Дансени «Легенда о Заре»

Xosander, 11 августа 2022 г. 20:43

Если честно, не самый лучший рассказов из сборника «Время и Боги» (да и сам сборник, немного уступает «Богам Пеганы»). Но рассказ далеко неплохой. Такая, короткая сказка о богах.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Лорд Дансени «Коронация мистера Томаса Шапа»

Xosander, 11 августа 2022 г. 19:53

Любопытный рассказ посвящённый проблеме эскапизма.

Довольно забавная концовка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Коронация как символ окончательного ухода персонажа от мира, кульминация его безумия, это интересно.

Но мне кажется что у Лавкрафта в его «Селефаисе» (который совершенно точно вдохновлён «Коронацией» и является почти его пересказом) получился несколько поэтичнее и законченнее.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Лорд Дансени «Благословение Пана»

arey951, 27 июля 2022 г. 18:51

Где-то далеко, затерянная меж лесов и холмов Англии, есть деревушка по имени Волдинг. Нетрудно догадаться, что это не простая деревушка, а особенная, ведь рядом с ней расположен Круг Камней, в котором еще древние кельты справляли свои кровавые языческие ритуалы. Вероятно, близость к подобному мистическому источнику послужила причиной тому, что Волдинг был избран сверхъестественной и полузабытой ныне силой, известной нам как Пан (древнегреческое божество природы и плодородия). Пан «благословил» местного паренька по имени Томми Даффин, который начинает играть на простой камышовой свирели чарующую музыку, жертвами которой постепенно становятся окружающие его люди (это чем-то напоминает историю о легендарном Гаммельнском крысолове). Большей частью произведение посвящено противостоянию местного деревенского викария Анрела с этой неведомой силой, нашедшей свое выражение в мелодии свирели; противостоянию христианства и язычества.

Написано хорошо, в духе классической прозы, которую дополняет собой мистическая таинственность и незатейливый детектив. Здесь сплетаются воедино религиозные и легендарные мотивы, создавая мир, в котором теснятся прошлое и настоящее. Перед нами оживают образы забытой древности, живущей в гармонии с природой. Дансени целенаправленно противопоставляет эту древность современной (на тот момент) машинной цивилизации и культу потребления. Он показывает нам другой путь, которым тоже может идти человек.

Но самое главное, читая, ты понимаешь, что у тебя на руках действительно хорошее произведение. И это греет душу. Правда, концовка произведения оказалась не такой, какой мне бы хотелось ее видеть. Возможно, дело в том, что я мыслю шаблонами представителя той самой машинной цивилизации. Это несколько скрадывает общие впечатления от книги, но она в любом случае хорошая и стоит того, чтобы ее прочесть.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Лорд Дансени «Две бутылки приправы»

Etamin, 1 августа 2021 г. 21:54

Рассказ этот, вероятно, действительно пародийный, но даже при этом он вряд ли заслуживает такого количества переизданий. Даже если и полиция, и частные расследователи оказались столь тугодумны, что в упор не видят простого разрешения «загадки», то это, может, и пародия. Однако вот что меня удивило:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну пусть преступник съел тело убитой, но куда он дел кости, череп, и различные несъедобные части оного? Все сжег? А ведь за ним следили...

В общем, не более пятерки, и то за оригинальный стиль автора.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Новый гроссмейстер»

god54, 24 февраля 2021 г. 17:45

Конечно, когда это было опубликовано, это было ново, свежо и оригинально. Но, сегодня, когда последователи взяв эту идею растиражировали её в десятках сюжетах, она не вызывает больших эмоций. А потому читать можно, если уважаешь исторические параллели и истоки.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Лорд Дансени «В тёмной комнате»

Iron rains, 14 января 2021 г. 13:31

Неожиданно и невероятно мило, — так бы я охарактеризовала эту прелестную новеллу в духе изящных страшилок «Байки из... / у...», которые подчас подкупают вовсе не детализацией и смакованием ужасов, а почти симфоническим звучанием элегантно подобранных нот. Получилось и смешно, и чуточку страшновато, и «на одном дыхании» — все в очень разумных пропорциях. По качеству не уступает достойнейшим образцам литературы такого рода, хотя и несколько не типично для такого в общем-то предфэнтезийного писателя, как мистер Лорд Дансени. Вроде бы ничего особенного: увенчанный многими лаврами заслуженный и известный путешественник, охотник и сорвиголова Джоркенс вовсю заливает паре «продвинутых» ребятишек о своих охотничьих подвигах, но какая подача! а главное — какой финал!

Итак: блестящая литературная «короткометражка».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Лорд Дансени «Пегана»

Fess_, 11 января 2021 г. 03:49

На прочтение сподвиг титул данного произведения как «дотолкиновское фэнтези», было безумно интересно узнать а как же было вначале до эльфов, гномов, орков и т.д.? Разве может существовать мир фэнтези не наделенный этими существами? В итоге был сильно разочарован и причиной были вещи которые я не ожидал увидеть. Очень сложный язык повествования в первой части Боги Пеганы, во второй части чуть легче, но не вытягивает до хорошей оценки. Помимо самого языка, также сложно уловить смысл и сквозной сюжет отдельных произведений, некоторые микрорассказы настолько обделены каким либо логичным сюжетом, что становится непонятно зачем вообще они были написаны. Лишь 3 рассказа получили от меня 7 баллов, которые были хорошо написаны и их было интересно читать, остальные все получили оценку ниже.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Лорд Дансени «В тёмной комнате»

Moloh-Vasilisk, 21 октября 2020 г. 18:51

Короткий, но интересный рассказ написанный в лучших традициях клубной литературы. Ничего лишнего, стремительный сюжет, набирающий обороты с каждой новой строчкой , и внезапная развязка, щедро сдобренная юмором.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Лорд Дансени «Крупный алмаз»

kmk54, 16 августа 2020 г. 10:20

Единственный доступный русский перевод этого рассказа (История одного алмаза), опубликованный в 1934 году в рижском журнале «Для вас» довольно прилично сокращён. Но это ещё полбеды, — сюжет в конце рассказа абсолютно искажён. Точнее, авторский финал просто выброшен и заменён выдуманным. Почему-то многим переводчикам и редакторам кажется, что они могут гораздо интересней написать, чем некий автор. Ну так пишите, но под своим именем. Не зря, здесь переводчик не был указан — стыдно стало, наверное...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Лорд Дансени «Крупный алмаз»

kmk54, 16 августа 2020 г. 10:04

Если вы думаете, что так называемые импактные алмазы, которые получаются при ударе метеоритов о землю были открыты в 1950-х годах прошлого века, то вы ошибаетесь. Бравый висколюб Джоркенс открыл их ещё в начале прошлого века, сразу после падения гигантского метеорита в Сибири в районах проживания эскимосов. Думаете, нет эскимосов в России, — опять ошибаетесь. Очень даже есть. Хотя Джоркенс и не упоминает Тунгусский метеорит и точный год падения, то всё это и так ясно. А что касаемо алмазов на месте падения этого т.н. Тунгусского метеорита, то и они в прошлом веке были обнаружены. Конечно, они были не такие крупные, как в истории Джоркенса, да и достать осликов на севере Сибири даже летом, очень проблематично..., но вы попробуйте каждый день выпивать столько виски и не начать что-либо преувеличивать... К тому же теория об ударе этого метеорита вскользь и отскочившего куда-то, опять таки была впервые высказана именно Джоркенсом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Лорд Дансени «Средство доктора Кейбера»

god54, 30 апреля 2020 г. 17:22

Я так понимаю рассказ написан ради идеи доказать, что можно совершить безнаказанное убийство, а вот способ мне не понравился ибо он аморален, а во-вторых нереален. Собаки помнят хозяину, в первую очередь по лицу, по запаху в последнюю очередь... Поэтому, если бы это было в реальности ничего бы из этого не получилось. Вспомните спец. агентов некой страны которые пытались убить Папу Римского, а потом два раза в Лондоне и всё закончилось тем, чем закончилось. Тянет же некоторых людей совершать преступления и верить, что они не получат по заслугам. А потому рассказ просто глуп.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Лорд Дансени «Неаполитанское мороженое»

Ofort, 17 марта 2020 г. 18:57

Небольшой рассказ лорда Дансейни под вкусным названием «Неаполитанское мороженое» входит в цикл о Джоркенсе, беспечном любителе поболтать и выпить виски из Бильярдного клуба. Собственно авантюрные истории Джоркенса это рассказ в рассказе, вот и теперь он поведал товарищам по клубу о некой деловой встрече в неприметном ресторанчике, потенциальный деловой партнер решил умаслить Джоркенса и на десерт после сытного обеда подали неаполитанское трехцветное мороженое и удивительный напиток («мёд, розы и нежнейший огонь»), злоупотребив которым Джоркенс перенесся в Антарктиду... Казалось бы рассказик небольшой и шутливый, но с какой поэзией написан! Всё-таки Дансейни великий и вдохновенный выдумщик!

Оценка: 6
– [  2  ] +

Лорд Дансени «Как Райан выбрался из России»

Ofort, 16 марта 2020 г. 18:45

Знаменитый фантаст лорд Дансейни написал более сотни небольших рассказов о Джозефе Джоркенсе, неутомимом рассказчике и большом любителе виски, завсегдатае Бильярдного клуба развлекающего друзей историями, одна невероятнее другой. На этот раз Джоркенс отвел желающих послушать нечто совсем уж причудливое, к своему приятелю назвавшемуся Райаном. И рассказ Райана не разочаровывает: дикая смесь шпионского триллера и фантастики с полётом на Луну пронизанная фирменной тонкой иронией лорда и атмосферой возможности невозможного. Радует осторожность Дансейни когда он пишет о гражданах советской России. Настоящая сатира, и забавно и не обидно никому.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Лорд Дансени «Пегана»

Шербетун, 25 января 2020 г. 16:54

«И они создали Землю, ту, что восхищает...»

«Боги Пеганы» и «Время и боги» — это части фэнтезийного цикла «Пегана», состоящего из рассказов. Цикл сам по себе уникален, ведь это так называемое «дотолкиновское» фэнтези, замешанное на мифологии. Если внимательно присмотреться к рассказам, понимаешь, что это попытка лорда Дансейни создать собственную космогонию и мифологию для маленького выдуманного мира, причем выстроенное по классической схеме – от описания сотворения мира и рассказов о богах, до рассказов о героях и простых смертных, глазами которых нам дают возможность опять же взглянуть на богов.

Мир грез Дансейни причудлив и хрупок, здесь сосуществуют различные демиурги,мелкие божества и люди. Несмотря на то, что каждый рассказ повествует о событиях, происходящих в разных уголках Пеганы, и автор явно смешал элементы множества верований, все же мне кажется, что Дансейни опирался в основном на мифологию Востока, Древней Греции и куда меньше позаимствовал в мифологиях Северной и Западной Европы.

Сборник полон аллегорий, снимешь одну шелковую накидку с рассказа, а под ней еще десяток наслоений-«паутинок», и добраться до нижнего слоя практически невозможно. Слог красив, витиеват, порой возникает ощущение, что читаешь стихотворения, замаскированные под прозу. Своеобразная проза, однозначно стоящая прочтения, однако она будет, скорее всего, интересна только тем читателям, кто интересуется историей литературы, в частности историей фантастики начала 20 века. Да и читать сборник стоит неспешно, маленькими дозами, иначе может произойти перенасыщение и отторжение, слишком уж он непрост.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Лорд Дансени «Пегана»

Deliann, 1 ноября 2019 г. 16:10

Когда-то давно лорд Дансени открыл для своего читателя чудесный мир, населенный различными богами и магическими существами. Он назвал этот мир Пегана. С тех пор, любой путник, истосковавшийся по волшебным историям, мог прийти в Пегану и отдохнуть душой от суеты дней.

Лорд Дансени не просто рассказал о новом мире всему свету, он смог передать все мифы и легенды этого мира, начиная от его рассвета, и заканчивая закатом. Самое интересное, что Дансени работал очень скрупулезно, а значит, его истории, как и настоящие мифы, могут противоречить друг другу, могут быть туманными и слегка запутанными, и при этом, они неизменно чудесные и своеобразно поэтичные.

Множество путников заходили в Пегану, и еще множество зайдут. Некоторые ищут там покоя, некоторые вдохновения, кое-кто затем пишет собственные истории, не хуже Дансени и не лучше, а другие и о другом. Есть и те, кто приходить в Пегану полным надежд, но уходит из нее разочарованным. Этот мир полон чудес, но он очень хрупок. Стоит подступиться к нему с неверным настроением или пробежаться вскользь по избранным историям, и волшебство исчезнет. Магия прячется на глубине.

Только для любителей легенд, по форме и по содержанию. Всем остальным подходить очень осторожно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Лорд Дансени «Дон Родригес, или Хроники Тенистой Долины»

ahenobarbus, 24 марта 2019 г. 17:40

Это один из немногих случаев, когда мне было сложно выставить оценку. Честно сказать, эта история не пришлась мне по душе. Но не то, чтобы не понравилась — написан роман весьма неплохо. Слог изящен и хотя временами и чрезмерно, на вкус современного читателя, пышен, но всё же приятен. Автор достаточно остроумен и временами — не так часто, увы, — его рассуждения не лишены интереса. Некоторые страницы романа доставили мне неподдельное удовольствие, но — немногие. Вообще, в этом тексте слишком мало того, что могло бы оправдать затраченное на его прочтение время. Разве что считать таким оправданием сам факт знакомства с творчеством небесталанного и широко разрекламированного в узких кругах автора. Действие «Дона Родригеса» вяловато, герои схематичны (подавляющее их большинство при этом даже не наделено собственными именами), а юмора не столь и много. Удачного, по крайней мере. Уже упомянутые авторские рассуждения о том и о сём, не являются примером глубокой философии и не имеют какого-либо серьезного значения в структуре романа — они не суть, ради которой «Дон Родригес» писался, а просто необязательное дополнение. Необязательное во всех смыслах. Вообще, книга немного напоминает плутовскую прозу (благодаря фигуре слуги), немного мушкетерские романы Дюма (благодаря фигуре главного героя), но больше всего она показалась мне похожей на «Троих в лодке, не считая собаки» Джерома. В самом деле, небольшая (в данном случае ну очень небольшая) группа совершает путешествие из пункта А в пункт Б, сопровождаемое то забавными, то не очень происшествиями и пространными авторскими комментариями. Так что почитателям «Троих» должен прийтись по вкусу и «Дон Родригес», я почти уверен. Могу отметить и еще одну любопытную вещь. Хотя сюжетно роман вроде бы представляет собой историю о молодости и ее свершениях, тем не менее, содержательно он, скорее, о тщете человеческих усилий и о безжалостности времени. Кстати, эти мотивы вообще очень весомы в творчестве Дансейни, они присутствуют не только в «Родригесе», но и в Пеганском цикле, и в «Рассказах сновидца» и в «Книге чудес». Выглядит несколько монотонно и это ощущение тоже для меня является сигналом, что творчество лорда в чем-то «не дотягивает». Может быть, это книга для другого возраста или для другого настроения, или просто для другого читателя.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Лорд Дансени «Дон Родригес, или Хроники Тенистой Долины»

Vyvert, 17 января 2019 г. 16:46

Прочитав небольшую книжечку «Рассказы сновидца» из серии «Личная библиотека Борхеса», в которой кроме рассказов также нашлось место и роману, я сделал для себя два вывода о творчестве Эдварда Дансейни.

Во-первых, его трудно, если вообще возможно, причислить к такому ходовому сейчас жанру фэнтези. Особенно к тому, что сейчас читатели подразумевают под ним. Да, здесь есть (иногда) некая магия или, если точнее, волшебство. Но то, как оно преподносится читателю, напоминает не Толкиена и продолжателей его дела, а скорее сказочный жанр и некоторые притчи. Например, библейские. Кстати, это отмечал сам Дансейни, делясь воспоминаниями о своем детстве. Именно тогда он открыл для себя сказки братьев Гримм, мифы Древней Греции и Святое Писание. Поэтому, стиль у автора достаточно цветистый и пафосный, что соответствует выбранной тематике – в первых его двух сборниках это выдуманный автором пантеон Богов и их деяния, к примеру.

Во-вторых, ознакомившись с романом «Дон Родригес» и основываясь на его сравнении с предыдущими произведениями малой формы, вынужден признать, что роман удался хуже.

Нет, стиль всё так же блещет и сияет красотой, к нему нет претензий. Но вот то, что происходит на страницах иначе как сюрреализмом (если не бредом) назвать нельзя. Юмор у Дансейни здесь примерно как в вечерней комедийной передаче по ТВ. То есть, если вас смешит ситуация, когда противника главного героя оглушает сковородкой его несмышленый слуга, и ГГ начинает объяснять ему, что такое рыцарский этикет и что так нельзя, то вам стоит взять это, подобное Вудхаузу, произведение на заметку.

Впрочем, смех смехом, но есть у писателя и более досадные промахи. Когда лорд Дансейни вдруг начал выдавать свои собственные мысли и догадки за абсолютную истину, мне неожиданно стало за писателя как-то неловко. Это касается и его деления людей на 2 вида (если вкратце, то он разделяет их на планирующих жадин и веселых мечтателей; никаких полутонов!), и теории о том, почему у винных бутылок вогнутое дно (конечно ради коммерческой выгоды!), и что на полу, оказывается, не дано заснуть никому, и т.д. Я бы снисходительно к этому отнесся, если бы это писал молодой автор, но Дансейни-то, на минуточку, было на момент написания романа за 40.

Тем не менее роман все же довольно хорош. Есть в нем какая-то тайна, и вера в то, что и среди людей возможны чудеса. Нет, даже не так – Чудеса. Ведь впечатлившую меня сцену из 4 главы, которая по мощности превосходит аналогичную из «Дома на краю» Ходжсона, иначе как Чудом (с большой буквы) назвать нельзя. И не важно, что просчитать кто такой король Тенистой Долины или же тот самый противник, оглушенный сковородкой, не составляет особого труда для читателя с хорошим багажом прочитанных книг. Важно, что такой романтик и мечтатель как Дансейни в фантастической литературе лишь один, а почитателей и подражателей – тьма, в которой затесались и Г.Ф. Лавкрафт, и К.Э. Смит, и тот же Толкиен.

Я сам вышел на этого изумительного писателя благодаря Лавкрафту, и несмотря на то, что путь к пониманию и восхищению его прозой занял около 2 лет, я ни о чем не жалею. Просто ко всему нужно подходящее настроение и расположение духа.

Так что, если вы любите добротно написанную классику, интересуетесь истоками фантастических жанров, и вам не мешает некоторая наивность, не проходите мимо Дансейни. Только не забывайте о его рассказах.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Лорд Дансени «Благословение Пана»

strannik102, 24 сентября 2018 г. 04:35

У этой книги явственно присутствует некий специфический мифологический вкус. А также оттенок и аромат. Не говоря уже о завораживающих звуках той самой камышовой свирели Пана.

При всей нашей разнообразной и порой просто диаметрально противоположной религиозности, все мы в разном возрасте проходим стадии стихийных язычников. Причём слово «стихийных» в этом определении обозначает не просто как бы «врождённых», а именно поклоняющихся стихиям (в частности) и всей Природе (в целом). Т.е. культ Пана, несмотря на погасшие жертвенные костры и огни в его честь, таки жив, курилка. И даже без всяких стараний со стороны возможных жрецов этого культа (буде таковые есть на самом деле) Пан и поклонение этому божеству постоянно присутствует в человеческой культуре. Или хотя бы в душах и сердцах людей.

Но красота и привлекательность этой книги даже не в этом указании, а просто в самой красоте слога. Что-то такое неуловимое от Брэдбери есть в этом романе (но тогда уж скорее наоборот, в творчестве Брэдбери имеются признаки влияния творчества лорда Дансейни, ибо всемирно известный, популярный и любимый фантаст жил-был позже Эдварда Дансейни). Красота и магия воздействия на читателя совершенно точно заключается в тексте этого коротенького чарующего романа. Это сложно выразить неумелыми и непослушными словами рецензента, но зато совсем просто почувствовать, прочитав саму книгу.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Лорд Дансени «Король Аргименес и Неведомый Воин»

Seidhe, 17 июля 2018 г. 21:54

Признаюсь сразу: я не любитель театра и всего, что с ним связано. Поэтому очень редко читаю какие-либо пьесы, даже если они написаны авторами, за творчеством которых я слежу много лет (для примера — те же Олди). Вот и пьесы лорда Дансени я до сего момента не читал, хотя множество их, стараниями уважаемого Александра Сорочана, доступны для чтения в переводах на русский язык. Пьесу же «Король Аргименес и Неведомый Воин» я прочитал из-за того лишь, что она послужила своеобразным толчком для написания Флэтчером Прэттом замечательного романа «Колодец Единорога».

По итогу могу сказать только одно — неплохо, но всё-таки не моё. Предпочёл бы, чтобы этот же сюжет лорд Дансени использовал в одном из своих рассказов. Получилось бы, как мне кажется, не хуже. Вполне возможно, что мне попросту не хватает «театральной чуйки», ведь чтобы оценить всю прелесть данного творения, необходимо живо представлять, как всё это действо выглядит на сцене, а я, к стыду своему, за тридцать с лишним лет жизни в театре был хорошо если раз пять, поэтому для меня это — сложно.

Сюжет пьесы достаточно прост — томящийся в рабстве бывший король Аргименес случайно находит бронзовый меч неведомого воина, что придаёт ему решимости освободиться от рабства. В это же время нынешний король Дарниак беседует со своими королевами о проекте небывалого сада, не подозревая, что царствовать ему осталось совсем недолго... Написана повесть, как, впрочем, и все остальные вещи раннего, «фантастического» периода творчества лорда Дансени, весьма качественно. Одновременно и красиво, и возвышенно, и поэтично, и иронично, и даже жестковато местами.

Для примера — речь короля Дарниака перед поверженным изваянием своего бога Иллуриэля:

«Король Дарниак: Они должны быть замучены здесь, пред лицом Иллуриэля, и их глаза будут повешены на нити вокруг его шеи, так, чтобы Иллуриэль видел все, и на их костях мы поставим его снова. За дело!»

В итоге однозначно советовать пьесу к прочтению поостерегусь даже поклонникам творчества самого Дансени. Однако, оценку ставлю достаточно высокую. Во-первых, за то, что благодаря ей спустя три десятилетия появился великолепный роман Прэтта, о котором я со дня на день выскажусь отдельно. А во-вторых, за изящество финала, демонстрирующего, говоря словами уже упоминавшегося Александра Сорочана, «всю мощь сугубо дансенианской иронии» =))) В моей системе оценивая, одним словом, 8 баллов пьеса однозначно заслуживает.

P.S. Да и другие пьесы лорда Дансени я, пожалуй, всё-таки со временем прочитаю...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Лорд Дансени «Грустная история Тангобринда-ювелира»

Utyug, 30 мая 2018 г. 17:29

Переводчик Сорочан слегка заруинил концовку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И единственная дочь Принца Торговцев испытывала так мало благодарности

за это великое избавление, что обратилась к респектабельности воинственного

рода, и стала агрессивно унылой, и назвала своим домом Английскую Ривьеру, и

там банально вышивала чехольчики для чайников, и в конце концов не умерла, а

скончалась в своей резиденции.

«Не умерла, а скончалась» звучит абсурдно.

В оригинале было так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
And the only daughter of the Merchant Prince felt so little gratitude for this great deliverance that she took to respectability of the militant kind, and became aggresssively dull, and called her home the English Riviera, and had platitudes worked in worsted upon her tea-cosy, and in the end never died, but passed away in her residence.

Пояснения нашел на сайте quora:

Rob Rouse Jr, Entrepreneur.

It originated from Judaism.

They tended to avoid the word “death” because they believe that one’s soul never dies; instead, it “passes away” to the next realm.

The first time we, as humans, ever saw the term “passed away” was actually in the year 1375 A.D. It’s written in a book titled, “Lay Folks Mass Book”, where it’s quoted saying, “God lord graunt .. rest and pese Þat lastis ay to christen soules passed away.”

Не факт, что это объяснение верное, но оно звучит более менее логично и убедительно.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Лорд Дансени «Дочь короля Эльфландии»

Rovdyr, 3 мая 2018 г. 06:46

Главным достоинством романа лорда Дансени «Дочь короля Страны Эльфов» я считаю его литературный язык произведения — как почти всегда у этого автора, очень живой и художественно богатый. Для меня это чрезвычайно важный фактор ценности литературы. Следовать перипетиям жизней персонажей романа было довольно увлекательно на протяжении большей части действия.

Правда, надо отметить, что описание Страны Эльфов получилось скудноватым, и из него мне как читателю оказалось затруднительно составить для себя образ Мира, гораздо более прекрасного и удивительного, чем наш (как раз наш Мир описан куда как роскошнее). Это тем более странно, что в творчестве лорда Дансени нет никакого дефицита искрометной фантазии. Но, полагаю, в данном произведении Дансени ставил иную задачу — не описывать в подробностях Мир Чудес, а показать его контакт с нашим Миром.

Но именно в контексте этого контакта, при чтении романа, начиная с VI главы, в глубине моего сознания поселились недоумение и сомнение, которые к концу книги стали доминирующим чувством.

В творчестве лорда Дансени контакты между Миром людей (нашей реальности) и Миром эльфов (точнее говоря, волшебства и чудес; или, в более широком смысле, той сферы, что описывается английским словом weird) фигурируют постоянно, и многие примеры их реализации вызывали у меня четкое ощущение «естественности», если здесь уместно это слово. Тут можно найти и эпическую драму (рассказ «Каркассон»), и гротеск («Любитель гашиша»), и сюрреализм с элементами юмора («Старое коричневое пальто»), и печаль на грани личностной трагедии («Чудесное окно»). Есть масса других удачных примеров. Но в отношении романа «Дочь короля Страны эльфов» мое мнение иное. На мой взгляд, тот образ Страны эльфов, что создал Дансени, плохо вяжется с возможностью контакта с нашим Миром — контакта в той форме, которую выбрал писатель. Процитирую важнейшую характеристику этой страны:

{{ Это правда, что в Стране Эльфов время никуда не движется, но сама последовательность событий служит вполне определенным его проявлением. В вечной красоте Страны Эльфов, дремлющей в напоенном медом воздухе, ничто не движется, не блекнет и не умирает, ничто не ищет счастья в движении или в изменении. Там живет наслаждение вечным созерцанием всегда существующей красоты, которая сияет над лужайками и лугами столь же ярко и свежо, как и в тот день, когда она была сотворена магическим заклинанием или песней. Только в том случае, если бы вся мощь ума короля-мага восстала навстречу чему-нибудь новому, тогда та же самая сила, что возложила на Страну Эльфов печать спокойствия и остановила время, ненадолго смутила бы ее спокойствие. }}

Таким образом, во главу сюжетного угла поставлена оппозиция Миров не с точки зрения чудесного / реального, а с точки зрения подвластности Времени; кстати, этот сложный философский аспект в книге еще более утяжелен какими-то невнятными рассуждениями о материи и тому подобном.

Разумеется, я ни в коей мере не отрицаю возможности контакта такого вневременного Мира с людьми — но не так, как это сформулировано лордом Дансени. А именно: он ввел в наш мир дочь короля Страны эльфов, и не просто ввел, но и соединил брачным (любовным) союзом с человеком, плодом чего стал ребенок. Как это обитатель мира, в коем нет движения и изменения (а это неизбежно означает ПОЛНОЕ отсутствие желаний и чувств), мог бы сойтись в любви с человеком? Зачем?

С другой стороны, и человек никак бы не смог надолго сойтись с таким существом — наверное, он мог бы испытать кратковременное влечение, но итог такого контакта со 100% вероятностью был бы плохим.

И тем паче я не могу себе представить, как могли бы прижиться существа из Мира Времени в Мире Вне Времени. При этом мать принцессы Страны эльфов, насколько я понял, как раз происходила из нашего Мира, и ее пребывание в Мире чудес было сопряжено с неизбывной тоской по фундаментальному принципу нашего Бытия — постоянному изменению под воздействием Времени (в итоге она умерла, так как слишком часто возвращалась в нашу сферу).

Таким образом, на интересный сюжет произведения в моем восприятии наложилось стойкое ощущение того, что все это по сути неправдоподобно (неорганично, слишком искусственно). А сущностное правдоподобие должно быть даже у фэнтезийной литературы.

В последней главе произведения Страна эльфов приходит в земную долину Эрл (несколько странно, кстати, что речь идет только о какой-то избранной территории) и поглощает ее. И картина сего феномена такова, словно люди оказались в своего рода Раю, или, точнее, Стране бессмертных блаженных (ВСЕ волшебство Страны эльфов производит впечатление исключительно благостного для людей — и это лично мне тоже показалось «слабым звеном» романа), каковая хорошо известна по многочисленным примерам древних мифологий. Но то, что прекрасно для мифологии, по-моему, плохо подходит для творчества XX века.

Оценка: 5
⇑ Наверх