fantlab ru

Все отзывы на произведения Степана Мазура

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  42  ] +

Степан Мазур «Слёзы солнца»

пан Туман, 1 ноября 2010 г. 18:49

Знаете, иногда мне очень досадно, что фантастика считается низким жанром. Ещё мне досадно, что русскую фантастику часто не принимают в расчёт, попрекая во вторичности. Также у меня вызывает досаду, когда кто-нибудь говорит о засилье Молодых Талантливых Авторов, особенно подчеркивая второе слово, так чтобы все понимали... кхм... всю «глубину» таланта.

А уж совсем досадно становится, когда понимаешь, что это всё — правда. А касательно «Слез солнца» — это действительно правда. На все 100%.

1. «Чёрный человек с топором»

Вы читали Никитина? Да? А Головачева? И его тоже? Я тоже читал. Поэтому, с первых страниц мне стало ясно, творчество каких авторов послужило источником вдохновения для Степана Мазура. Слегка перефразируя одну аннотацию, можно сказать: «Так написал бы Василий Васильевич, если бы заразился от Юрия Александровича». Ведичи, лютичи, вятичи, шесть порядков Врат для постижения силы и скольжение в гипнотический сон по родовому каналу. Не куда-нибудь, а ко временам самой Гипербореи!

Солнце точно пустило бы слезу от такого.

2. «Бандитский след»

При всём при этом книга не лишена дыханья «современности». Почему в кавычках? Потому что это современность тех же Головачева с Никитиным. Середина 90ых — именно тогда сложился костяк никитинской «опупеи» про Троих и был написан цикл «Запрещённая реальность». Вот та реальность, где как раз ничего запрещенного не было, а наоборот всё бодро и в охотку разрешалось (и разряжалось!) и выпирает спустя 15 лет из книг Мазура — с её братками на джипах, нищими сотрудниками разорившихся государственных НИИ, стрельбой по подъездам и прочими разборами полётов (и «летчиков»).

С этой — тогда ещё новой и непривычно-жестокой — реальностью и боролись славянские супермены Головачева, от неё же сбегали те, кто был послабее — под защиту тяжелой секиры сердобольного Мрака. Потом добрые отечественные «ведичи» побивали злых буржуйских «конунгов», а молоденькие волхвы, натренировавших, громили целые тцарства ради Правды и Справедливости.

Видимо, автору «Слез солнца» захотелось также. Только «конунги» и «ведичи» — здесь одно и то же. Их зовут волхвы, а так – никакой разницы. Хоть и 15 лет прошло.

И ещё одна слеза зашипела испаряясь на солнце…

3. Ds: Мегаломания

Впрочем, я не прав – кое-какая разница всё-таки присутствует. Дело в том, что практический каждый волхв Мазура – как Олег Никитина, чуть ли не тысячелетнее существо. Вы же помните про родовой канал?

А главному герою – подрастающему волхву Серёже (не брутально? тогда – Скорпиону!) и никаких каналов не надо. Открою маленькую тайну, он всё это и так видел. Вы про его родительницу в Ветхом Завете читали.

Тут светило бы уже полноценно разрыдалось – да и я сам был, мягко говоря, немного в шоке.

4. «Воды спят…»

Очень, конечно, интересно как это всё уживается с панславянским мировоззрением героев, на полном серьезе говорящих о великой ИМПЕРИИ протославян от Канарских островов до Амура со столицей на Урале (Аркаим, не иначе?!) Может, конечно, Лилит тоже была славянкой, я не знаю, я ещё не весь цикл прочитал…

Но, боюсь, что тайне этой суждено быть разгаданной не мной. У меня же нет никакого желания читать подобное «творчество» дальше.

Мне претят эти выкладки в духи незабвенных академиков о богоподобии славянского народа (автор прямо говорит – пятьдесят Врат и ты Абсолют). Мне не внушает доверия языковая теория РА и пророк её Михаил Задорнов. Меня настораживают волхвы, которые говорят про «гомеостатику» и именуют своих воспитанников Скорпионами (очень по-славянски, да!)

И, наконец, меня безмерно расстраивает русский язык автора:

— «Волхов пустили в расход» (расстраивается старый волхв-«политический»)

— «…добродушный дуб лечил энергетику обессиленного волхва» (красиво, правда? даже нарисовать хочется)

- «…почивай чем Род прислал» (это приглашение на обед)

Ну и моё любимое:

«Появилась возможность прочистить родовой канал. Он был на взводе. Стресс оптимизировал внутренний резерв. Одна из клетей в подсознании активизировалась».

Агхора не пугает так как дедушка, изъясняющийся в подобном стиле. При том, вместо исконных русских (славянских) отваров, он потчует гостей… чаем. М-да, непатриотично.

А если серьезно, то чёрт с ним, с этим чаем и родовым каналом. С этими суперменами, РАтниками и РАдогорцами. С этими замшелыми стереотипами о варварстве загнивающего Запада, где все приносят кровавые жертвы идолу золотого тельца и обижают бедных, но духовитых «русских людей». На эту тему написал прекрасное эссе Андрей Мартьянов.

И спорить о месте славян в мировой и сегодняшней истории, я тоже не буду. Хоть и не дело это — превращать «зов новой Гипербореи» в лубок. Но думающий читатель всё равно отделит достойных от желающих махнуть из грязи, если уж не в князья, то хотя бы в потомки этих князей.

Огорчает другое. Легкость, с какой главные герои идут на убийство, в том числе – и обезоруженных противников. Двенадцатилетние мальчики не колеблясь, могут прострелить кому-нибудь шею из лука, подчас совершенно не разбираясь в ситуации. И при этом думать, что они «несут свет»…

Как измельчал ты, Люцифер! Как тебя измельчили…

Оценка: 1
– [  31  ] +

Степан Мазур «Слёзы солнца»

Мух, 29 марта 2011 г. 18:38

Вот не хотел писать, но выставленный кол объяснения заслуживает.

По идейной составляющей лучше промолчу — а то модераторы не поймут. Этакая претенциозная смесь туповатого юберменшества и очередного выступления на тему «Русь — Гиперборея — родина слонов» с комиксом из серии «герои-подростки спасают галактику»... Подается высоким штилем и с убойной серьезностью.

По исполнению... Мордобоя — много. Причем девять десятых явно к сюжету никак не привязаны и вставлены «для оживляжа» — ну, вот такие у автора представления о живости текста. В морду там кому, или просто замочить — они ж все все равно гады... «Гадов» в тексте хватает, и уж таких — куда клеймо ставить! Да еще при этом неимоверно тупых гадов, каких сам бог велел на той же странице убить, закопать и даже надпись не писать. Характеры? Да вы смеетесь! Зачем? И так все ясно: вот у нас герой, он носитель идеи (сомнению не подлежащей) — он хороший. 12 годков, а злодеев всяких уж пачками валит, не сильно задумываясь. Вот друзья (?) героя — они тоже хорошие, но поплоше. А вот — все остальные... по большей части плохие. Что касаемо матчасти... Дело происходит, типа, в наше мире — но офицеры «Альфы» (?) собираясь арестовывать наркобарыг (?!) этак с легкостью подписывают на участие в операции героев. Гражданских. Несовершеннолетних гражданских (!!!)... Если кто собирает ляпсусы — читайте, такого добра там много.

Итог: неопрятная и нечитабельная мешанина из комиксов, комплексов и претенциозных идей.

Оценка: 1
– [  26  ] +

Степан Мазур «Слёзы солнца»

Kuntc, 4 ноября 2010 г. 17:12

Да, встречались мне книги, написанные под впечатлением от творчества Василия Головачева. Попадались произведения, вдохновением для которых послужили книги Юрия Никитина – таких было больше. Но вот чтобы в одной книге было и то, и другое – подобного, честно говоря, я припомнить не могу. К сожалению, «Слезы солнца» этот пробел в моих знаниях восполнили. Почему к сожалению? Да потому что этот роман Степана Мазура оказался одной из самых худших книг, что мне доводилось прочитать в своей жизни. Дикая смесь из боевой эзотерики ВВГ времен «Смерша-2», сочных описаний «а-ля Никитин», и столь возвышенного пафоса, что временами разум читателя впадает в ступор, пытаясь разобрать метафоры автора. С совершенно неправдоподобными героями и отсутствием вменяемого сюжета, с отвратительным идейным содержанием и далеко не лучшим стилем.

История, рассказанная автором в «Слезах Солнца» во многом перекликается с «Запрещенной реальностью» Головачева. Это рассказ о человеке по имени Сергей Корпионов (Скорпион), который так же, как и герой из книг нашего «Грандмастера», в один из обычных дней открывает для себя новый таинственный мир сверхъестественного и становится на Путь Воина. Скорпион под руководством мудрого наставника, славянского волхва, открывает в себе недюжинные способности; длительные тренировки и постижение древних таинств самосовершенствования открывают перед ним все новые и новые возможности бойца. Главный герой учится залечивать раны, передвигаться с неимоверной скоростью и уклоняться от пуль. Во сне подключается к информационному полю Земли и к своей генной памяти, просматривает фильмы о событиях в далеком прошлом. Работает в спецназе. И все вроде бы нормально, вот только в отличие от Матвея Соболева, который был уже довольно взрослым человеком, Скорпиону всего… десять лет. Абсурд? То ли еще будет…

К этому абсурду в «Слезах Солнца» сведено абсолютно все. Здесь герои-мальчишки с легкостью убивают десятки вооруженных бандитов, одни пальцем ломают груды кирпичей, вырывают двери у автомобилей и даже умеют испускать ауру с запахом молотого перца, чтобы сбить с толку преследователей с собаками. Здесь много слов о величии Руси, славян и гиперборейцев, которые были нашими предками. Настойчивые убеждения в уникальности арийской расы и низменности гнилого Запада; что от древнерусского языка произошли все остальные на планете (доказывается методом Михаила Задорнова), так же как и от славян-гиперборейцев все прочие народы мира. Здесь всюду враги, начиная с Соединенных Штатов, Европы и Эстонии и заканчивая Японией с Китаем. Здесь эти враги искажают истинную историю, переписывают древние фолианты, «сужают» летоисчисление – все, чтобы вычеркнуть память о былом великом наследии. Здесь буквально каждая страница вызывает желание вскричать: «Не верю!»

Абсурдно не только содержание, но и то, как написан роман. Не сердце – обязательно «боевая мышца», не автомобиль – «железная колесница», не грудь – «каркас ребер». Даже обычный дождь превращается в «тугие канатики воды». Чуть ли не каждое описание сводится к подобным сравнениям.

На первых порах было просто смешно, но по мере того, как переворачивались страницы, улыбка становилась все бледнее и бледнее, пока совсем не исчезла. Своих героев Мазур преподносит читателю, как пример правильных людей; тех, которыми должен стать каждый уважающий себя человек: занимаются спортом, неравнодушны к судьбе своей страны, готовы пожертвовать собой ради друзей. Хорошие черты. Но каковы эти герои на самом деле, если посмотреть на них чуть пристальнее? Обретя сверхчеловеческие возможности и Скорпион, и его друзья практически перестают обращать внимание на обычных людей. Они для них просто серая масса. Нужно попасть на турнир по боевым искусствам? Изобьем и ограбим другую команду. Законы страны? Какие законы? Они писаны не для подобных Скорпиону, кто встал на Путь Творца. Убить незнакомого человека – ничего не стоит, унизить лучшего друга – пара пустяков, высмеять слабого – это почетно. Но это еще не самое страшное. Самое страшное начинается, когда Скорпион начинает задумываться о будущем своей страны. У него есть вариант, как вернуть России былое величие. Он прост. Надо просто устранить несогласных, кто не верит в это величие, и кто не хочет быть похожим на главного героя. И ничего страшного, что подобных людей по его словам всего девяносто процентов. Творец все поймет...

Оценка: нет
– [  14  ] +

Степан Мазур «Слёзы солнца»

KennetQ, 16 июля 2011 г. 19:57

Не могу понять, как такое издают. Уму непостижимо. Это дискредитация жанра.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Степан Мазур «Цикл Скорпиона»

corex, 29 апреля 2011 г. 19:55

Эзотерический боевик, клон Запрещенной реальности Головачева. Но, к сожалению, копия намного хуже оригинала. Рассказывать сюжет нет смысла, все так же: родовая память, появление сверхспособностей, всякие там аватары, иерархи, эмиссары, даже аналог Чистилища или ККК есть. Первую книгу читал, с трудом удерживая нить повествования, очень уж сумбурно написано. Вторую читал, пролистывая, да и тот небольшой интерес, который и был, постепенно пропал. За третью книгу цикла и не брался.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Степан Мазур «Грани будущего»

FayValentine, 11 сентября 05:40

Я купила книгу в ноябре 22. Выбрала потому что по аннотации ждала киберпанк, наверное. Начала читать, и не пошла книга. В итоге закрыла гештальт два года спустя.

Что не понравилось?

Во-первых, аннотация обещает приключения юноши Земы 17 лет, который живёт в сверх развитом технически городе Москва-сити после ядерного апокалипсиса. Город на минуточку под землёй располагается, счастливо развивает технологии, включая виртуальную реальность. И вот Зиновий с друзьями отправляется поиграть в игру, и тут всё пошло не туда.

По итогу про Зиновия будет упоминаться в 2 главах в первой половине книге. Зато возникнет неимоверно большая куча второстепенных персонажей с именем, фамилией и двойным званием. Я и не старалась их запомнить, да их и поубивали потом.

Дальше. От киберпанка ничего не останется после первой главы. Я читала со стойким ощущением, что написал это Клим Жуков, а в центре внимания альтернативная СССР, в которой не случилось девяностых, но случился развитой ИИ. (Совсем как в Инциденте упомянутого автора) «Кузьмич, ать два, старшина».

Итак, искусственный интеллект развился до такой степени, что счёл человечество вирусом, и потому уничтожил его. Привет, «Терминатор».

Ну да бог с ним. Как фант допущение такая завязка стала каноном. Но дальше то что?

Я дошла до середины. Точнее с горем пополам, преодолевая скуку, продралась сквозь описания и перессказы (а их тут очень и очень много) , и по сути в первой главе не происходит ничего, во второй тоже только долгие приготовления выживших в анклаве. Нет, как бы поворотное событие есть: игра стала реальностью. Но так как нас переключают на других персонажей, оно быстро забывается. Наконец появляется затравка на движуху. Рысь-робот, созданная добивать выживших вышла на след. Как вдруг... Вдруг ничего не происходит и мы просто читаем про поездку в поезде.

По итогу что-то развлекательное случится на 6 главе из 12. Но впечатление испорчено предсказуемостью: герои видят следы маленьких ног на асфальте. И тут меня стали терзать смутные сомнения. Увы и ах. Они подтвердились.

На героев напали механические дети, и надо же! маленькие белесые уродцы с зубами-иглами в два ряда! И все они кричали! Привет, Филипп К. Дик! Тут тебе и первая модель и вторая.

Здесь же, в середине автор, видимо, устал. Начался бардак и каша. Один из персонажей, игнорируя робота-кошку, выбегает из поезда и бежит к двум персонажам, минирующим обочины жд дороги. Он твердит, что там Искатель, и надо предупредить группу, ушедшую в Уссурийск. Как искать пятеро человек в городе, неясно (и да создаётся ощущение, что ушли то пятеро) . И тут вообще ум за разум у меня зашел: парня убивают. Зачем? Почему?

Следующая глава посвящена сражению с «крикунами». Откуда взялось такое количество людей? Когда они успели разделиться на группу прикрытия и группу вошедшую в бункер? Как далеко до схрона, если те двое, что убили парня подоспели к самой заварушке? И даже не двое. Больше! Как люди организовались? То есть автор подробно описал быт в вагонах вплоть до белья на верёвках, а вот глава 7 важная получилась сумбурной. Почему рысь кстати проигнорировала такое количество тушек?

В целом глава 6 с роботами-убийцами оказалась крайне утомительной. 50 страниц ты побываешь у всех двадцати персонажей в голове. Скачки, обрывки, резкие переключения сцен. Голова кругом.

После шестой главы из двенадцати мне пришла мысль, что Зиновий всё же играет в игру по мотивам романа Дика.

Итак. В главе 6 группа ушла в Уссурийск к схрону. Только в главе 8 даётся рассчет персонажам: ушло 40, вернулось 16. Погибли 25, и из общего числа 55 выживших осталось 30. И на том спасибо. Также кое-какие разъяснения даются в главе 7.

К сожалению, книга продолжает бесить. Итак, после мясорубки, выжившие вернулись в поезд, зашили раны, помылись, отдохнули, похоронили погибших, поехали дальше, и гг даже умудрился двух девчонок оседлать. Заслуженная передышка после безумной 6 главы. И тут Бац! А не было первой половины главы 7. Герои валяются раненные и галлюцинируют! Далее описывается фантасмагория.

Глюки это результат воздействия ИИ волнами на людей. А зачем? Неясно. Кот-терминатор собрал из сошедших с ума небольшую жатву. При этом он как живой удивляется, думает и ещё чего-то чувствует.

Дальше к сюжету Терминатора и Модель номер 3 присоединился сюжет Чужого: у персонажа внутри паразит личинка, которой требуется смена носителя.

С таким вот багажом подошли к главе 9. Надо заметить, что Зиновий, заявленный центральным персонажем наконец таким и становится. При том невероятно хладнокровным, как будто он в своей Москва-Сити работал ВДВшником или чекистом. Стреляет в голову через подушку, и знает, что для рытья могилы в мерзлой земле нужно сначала костёр развести. В конце появляется пророчество и магия: рельсы исчезают в шаровой молнии...

В эротических сценах помимо Земы и Ольхи появляются третьи лица: партнёр, завхоз, парень. На самом деле это всё Зиновий. Просто у редактора уже видимо бдительность снизилась и он стал пропускать всяких девушек и прочие наименования ведущих персонажей, забыв, что они отодвигают главного героя на второй план.

Или такое пропустили: «Розовый вагон вообще на половину опустел. За прошедший день вагон порядком опустел,... «

»... пока завхоз не слез с полки, напялив трусы, тельняшку, камуфляжные штаны, куртку... повозившись со шнуровкой на ботинках»

Разберёмся что за чем следует. Во-первых, одежда на полу, герой на второй полке купе. Выходит, он одевался на полке? Что сделав — повозившись с ботинками. Значит, надел ботинки, потом всё остальное, и не слазя с полки? Бррр

Такое нагромождение: «Почти половину ночи Зверь собирал одиноко бредущих по насыпи людей с издающими резкие звуки палками в руках».

Я перечитала раз пять, чтобы понять.

Мальчик, который две главы «мальчик» вдруг стал парнем, и через предложение снова мальчиком. Не понравилось, что «окрестили его Андреем» и дальше по тексту «амнезия». Может, надо было указать, что он всё забыл, даже имя, и уж потому сами и обозвали ребёнка?

Стр. 348 «уровен»

Зря автор обзывает ГГ «завхоз». Все клички отодвигают его на задний план.

Эпизод с избушкой кажется вставлен опосля. Вот герои кричат глядеть в оба, везде роботы-муравьи, подселяющие личинок, но через страницу все спокойно устраивают футбол с самодельными воротами.

Теперь, вдобавок ко всему, кажется будто автору пришлось накидать незначительных мелких происшествий, чтобы выдержать объём в 10 а. л. И герой странный: для жителя подземного киберпанк Сити он удивительно легко и быстро ориентируется на поверхности. У меня Зема вообще сливается с адмиралом поезда. Они не отличаются по поведению.

Ну что же. Глава 10 и глава 11 не принесли ничего нового. Объёмные описания боевых действий в основном, которые я пролистала.

Глава 12 заключительная явила наконец главного босса. Кто-то в комментариях писал, что есть в этом романе «Матрица». Да. А еще Люди Икс, конкретно серия Тёмное будущее со стражами. Чего тут только не намешал автор.

Объяснение происходящего меня не устроило. Чтобы понять окончательно нужно перечитать второй раз, но слишком много букаф. Вдобавок даётся оно гг через видение мальчиком-телепатом. Как кстати эти дети и культисты попадали в подземную Москву? А хз.

Ой наворотил автор за 4 года сочинения. Лучше бы меньше, да лучше, ей богу.

Для кого эта книга, я тоже не понимаю. Подростковая? Вроде татуировка в глазу героя придаёт такой флер... Но! Подростки просто не осилят такое количество плотного тяжеловесного текста. Для взрослых? Но я не могу назвать это твёрдой фантастикой, киберпанком. Уж на что трудный Питер Уоттс и его Ложная слепота, но автор умудрился «не грузить». А тут именно грузит, при этом обычным бытом, банальностями. Только раз в 10 главе мне понравились рассуждения героя об ИИ и созданной ею сети.

Есть ли плюсы?

Книга отредактирована не идеально, но прилично.

Автор прекрасно умеет описать бои. Я думаю, он прочёл не мало военных рассказов и романов.

Хороший ли сочинитель? Не знаю. Удались ли персонажи? Тоже не знаю. Почему богиня сразу не напала сама, а только подсылала пешек? Потому что, видимо. Конец утомителен, и я уже мало вдумывалась и вгрызалась. Тяжеловесная книга, в ней нет воздуха.

Вывод:

Для твёрдой научной фантастики ничего нового книга не преподносит и предсказуема. А для жанровой литература она не развлекает.

И да,как я предположила, герои всё время находились в игровой комнате, откуда управляли аватарами.

Перечитывать, а тем более читать продолжение нет желания.

Пс. Это мнение читателя. Я не профессиональный бета ридер и не критик.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Степан Мазур «Слёзы солнца»

sergey korpionov, 6 июня 2011 г. 08:16

Всем спасибо за ценные замечания. Исправлял, исправля...плюнул и и переписал половину романа. Сссылка на версию для второго издания — http://samlib.ru/editors/m/mazur_s_a/ciklskorpionaslezysolnca.shtml

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Степан Мазур «Грани будущего»

februus, 4 февраля 2023 г. 13:48

Отличное произведение, рекомендую не читавшим к прочтению. Вы, Степан, как и Андрей Тихий с «Поступью потерянных душ», создали отличную вселенную очередного апокалипсиса сейчас.

Произведение и весь цикл Грани Будущего доступен к прочтению в электронном виде по адресу: https://author.today/work/series/885 (Не РЕКЛАМА, а один из источников для прочтения, если кто-нибудь заинтересован в ознакомлении)

Оценка: 8
⇑ Наверх