Кристи Агата Убийство в доме


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» > Кристи Агата. Убийство в доме викария.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кристи Агата. Убийство в доме викария.

Статья написана 28 марта 2012 г. 17:27

Хоть мы и скупаем ее ПСС, одолеваемые мечтами о куче свободного времени на пенсии, пока что я только одну книгу оттуда уговорила, первую. И то в период острого токсикоза: нуждалась я тогда в чем-то, что не будет подгружать мое абстрактное мышление. Которое, по правде сказать, в ту пору особенно абстрактным не было.

А сейчас вот у меня возник интерес к пошаговому построению интриги. Признаться честно, несмотря на весь свой трехгодичный уже выпендреж, я не имею ни малейшего представления о том, как мастер классического детектива выстраивает интригу. Фантастику – представляю. Даже сложную. Вот берем пятнадцать сюжетных линий (привет, Капитан), из них, допустим, половина попаданцев (привет, МТА), они долго топают и приключаются, мудрые всякие по дороге могут раздать им сопутствующих квестов… в общем, все не столько просто и понятно, сколько логично и привычно.

А вот как взять, допустим с одного конца – преступление, с другого – его логическое раскрытие, и проследить, как это произойдет. Как грамотно навешать ружей и избавиться от роялей? Как ни упустить ни одной ниточки и не навязать лишних уродливых узлов?

И я решила вернуться к классике. И это правильно. Вот читаю и думаю: всех, кто хочет писать фантастику, сначала надо принудительно заставлять писать классический детектив. Да, это вторая моя гениальная идея, сразу после той, что барышень нельзя в мединститут пускать. Ну или хотя бы ужесточать им условия приема. Кто не согласен? Короче, кто не согласен, пусть всю жизнь у баб и лечится – долго все равно не протянет. ))))

Да, повествование вскачь не несется, зато потихоньку обволакивает своей паутиной и, по мере затягивания узлов, ты наблюдаешь, как к тебе мерно, степенно, ползет паучок. Диалоги, размышления, впечатления героя, выдаваемого за главного – в этом часть очарования Агаты Кристи. Это невозможно описать, там надо жить. И уже даже преступление, вокруг которого все крутится, не имеет значения, есть только ты и английская колониальная неспешность, их мир, который вдруг проснулся в тебе. Это, господа, гениально.

Недавно, кстати, в новостях Олмера увидела, что старушка все еще на пике продаж – уж не помню, в первой ли десятке или двадцатке. Все равно показательно. Уже почти сто лет прошло с тех пор, как она написала свою первую книгу, а до сих пор в лидерах. И уж точно может называться литературой, это вам не бестселлеры-однодневки.

В общем, как всегда при перечитывании особо мной любимых классиков, я поражена. И довольна. Хорошо, что в мире есть такие книги и что в мире были такие авторы. Может, будут еще?

Оценки.

1.     Мир автору удался лучше, чем удается многим фантастам. Это другая планета, а может и другая вселенная. Английская деревушка, ее характеры, ее чопорность, ее снобизм и мнимое добродушие. Ее бабушки, которые так похожи на наших, но так от них отличаются! Леди, однако… Десять – я бы съездила туда на недельку-другую, побродила бы по окрестностям. Хотя, казалось бы, что толку? У нас все то же самое. Да, но люди другие. Или автор и по-другому видит и показывает нам, слепцам.

2.     Читабельность избыточно размеренная, но удовольствие от книги это не портит. Единственное нарекание – в современном бешеном ритме такие книги не читают. Или надо снова начинать курить, чтобы использовать свое святое право перекура на размеренный отдых, втиснутый в десять минут. Ритуал… Книга его практически вымогает. Сварить кофе, непременно в турочке, или заварить чай, непременно в чайничке и по чуть-чуть капать в чашку, подкрашивая напиток молоком. Потом взять свежий эклер и насладиться книгой.

Да, а в метро такое читать неважнец. Жаль. Семь.

3.     Интрига, которая так необходима детективу остросюжетному, спокойно может обойти стороной детектив классический. И правильно сделает. Мы не марафон бежим, мы расслабляемся. Пульс у читателя не участится, дыхание не перехватит. И ладно. Нет такого, чтоб «Пассажирский поезд столкнулся с самолетом. Оба засмотрелись на тонущий корабль.» (с) Задорнов. Может, это хорошо, а, может плохо… Шесть – отдыхайте, господа, отдыхайте.

4.     Персонажи удивительны и все по-своему харизматичны. К сожалению, мы можем пронаблюдать и основной недостаток классического детектива: некоторый избыток действующих лиц, которые запоминаются плохо (за исключением основных) и особого впечатления не производят. Да и просто теряются на фоне главных героев.

Мисс Марпл, конечно же, образец харизматичности, тем более что всем читателям советской закалки воображение услужливо подставит чудесную актрису из английского же сериала. Ну и главный герой, от лица которого ведется повествование очень мил, хоть и несколько простодушен. Собственно, в таких детективах это всегда Доктор Ватсон. Тот же Гастингс, например.

Но сейчас все равно пишут лучше, в чем я особенно убедилась после Аберкромби, потому вынуждена поставить шесть.

5.     Идеи некоторые есть, они в разгадывании человеческой природы, кое увлечение декларирует мисс Марпл. Всего лишь неплохо. Три.

6.     Душевность заключается в мире и вовсе недурна, но нам не близка. Я ж говорю: те же чудные старушки-сплетницы, конечно, вызывают такое же раздражение, как и наши, но, блин, автор наших определенно не видела. Вот, например, над нами живет чУдная тетя Галя, всю жизнь проработавшая в овощном магазине, а на старости принявшаяся разводить цветочки под подъездом. Я сильно подозреваю, что она пьет уксус: выражение лица полностью соответствует и светится ненавистью ко всему миру. В ответ на что угодно, включая искреннее улыбчивое приветствие, она поджимает губы и мычит.

Или еще одна чудная цветочница тетя Люда, которая бросает камни в кошек, потому что они лежат на ее клумбе… Тоже пролетарское прошлое просвечивает. Или активисты со второго парадного, которые срывают все объявления, как порочащие звание дома высокой культуры быта потому как им с объявлениями не нравится. Соседи им необычайно благодарны, когда плановое отключение воды становится для них неплановым.

В общем, отдыхают английские склочницы. Оттого не торкнуло. Три.

7.     Погружение хромает еще сильнее, точно как при чтении Даррелла: мы можем англичанами восхищаться, но вряд ли можем их понять. Нашу злобу и разгильдяйство не пронять их утонченностью, но помечтать-то… помечтать приятно. Хоть и не особо верится. Пять.

Синопсис.

Дальше поговорим о Маленьком пушистике Пайпера. Очень заводное начало, но очень повествовательная, предсказуемая и не сильно далекая середина. Да, и не в том смысле, что близкая. ;)

2010-06-22





199
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх