фантЛабораторная работа 11


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «volga» > фантЛабораторная работа — 11. Отзывы судей. Андрей Скоробогатов. Часть 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

фантЛабораторная работа — 11. Отзывы судей. Андрей Скоробогатов. Часть 3

Статья написана 26 июня 2016 г. 18:12

Рваное небо

Красивый, атмосферный, мрачноватый мир, претендующее на оригинальность фантдопущение. Оставляет странное послевкусие — как будто что-то осталось на скобками. Не до конца понятно про соль, непонятно, что за город и т.д. Немного диссонируют отечественные имена со стимпанково-нуарным сеттингом, но не смертельно. Возможно, сеттинг стоило украсить ещё какими-нибудь около-фэнтезийными деталями, каким-нибудь задним планом. В cюжетном плане рассказ местами кажется линейным (особенно вокруг эпизода, где в диалоге раскрывается вся тайна про тени и соль), хоть и вполне интересным, грустный финал эту линейность исправляет, но не вполне приятным для меня образом. Допускаю, что это вкусовщина, но, возможно, стоило бы увеличить объём на половину или в два раза, чтобы добавить ещё пару сюжетных поворотов, промежуточных кульминаций. Тема наличествует.

Просто поверь мне

Ни разу ещё не встречал в рассказах описания пикапа/соблазнения/знакомства, в которых не было бы толики наигранности, неестественности или что-то такое. Допускаю, что история может ходить по кругу, и старые методы через n-ное количество веков снова могут действовать, но уже сейчас подобные примитивные способы выглядят странными. Есть ряд деталей, вызывающих дикомфорт или удивление — про пешеходный мост (о других мостах ничего не сказано — а как же грузоперевозки?), про телепорт в открытом море, о которому никто не слышал, про «астероидные поля» (рекомендую почитать статью Злобного Ыха о штампах в фантастике). Поведение/образ бывшего солдата вполне достоверны. Космооперная-планетарная картина мира достаточно простенькая, без излишеств и оригинальностей, к сюжету привязана слабо, только звёздчатка как некий инопланетный «артефакт» связывает воедино тему, сюжет и декорации. Если заменить её на каких-нибудь наноротов, секретный акваланг, а амфибий — на враждебную державу/корпорацию, то космоопера превратиться в декоративную. Впрочем, раскрытие темы претендует на оригинальность, финал с перевёртышем тоже неплох.

Прививка

Применяется достаточно заурядные фантдопущения декоративного фэнтези — альтернативная география в стиле Скандинавии/Германии, набор артефактов, живые тени. Сюжет не подкачал, вполне увлекательный, но его (как и какие-то моменты сеттинга) портят неизбежные ассоциации с линией Арьи Старк из сериальной «Игры Престолов». Не думаю, что это намеренный плагиат, автор мог даже не смотреть указанный источник целиком, просто идеи витают в воздухе. Тема условно говоря есть, но её решение мне не очень понравилось. Вообще, такие произведения весьма интересно читать в виде длинного цикла, где картина мира, персонажи, рода и прочее раскрываются неторопливо, не спеша, вникать в сюжет и географию, обложившись картами с длинными названиями городов и империй. В форме рассказа такому сеттингу немного тесно, и он, как часто это бывает с классическим фэнтези, проигрывает НФ и смежным жанрам в плане оригинальности. Хотя потенциал — и сюжетный, и в плане сеттинга — у произведения, несомненно, есть.

Подвиг

На самом деле, отличные фантдопущение и решение темы. Рассказ портят две вещи. Во-первых, сатиричность/коньюнктурность/остросоциальность — надо понимать, что от таких суровых наездов на идеологию «бомбануть» может у многих, и потенциальная аудитория произведения весьма специфическая. И второе — то, что весь сюжет рассказа, по сути, построен на обыгрывании темы и служит только этой цели, теряется формальная идея произведения — т.е. «зачем» (если забыть о конкурсе и теме) рассказывается эта история? Чтобы показать, насколько кровавыми были НКВД и ранняя советская власть? Я-то не против даже и такой идеи произведения, потому что любое мнение надо уважать, и подано весьма оригинально, но, по большому счёту, литературной и «фантастической» ценности у произведения мало, это сатира в обёртке из фантдопущений. С другой стороны, у Пелевина что-то похожее, и читается неплохо. В общем, простоватое произведение, а определиться с выбором оценки достаточно сложно.

Край ветра

Вначале — удачное попадание «в аудиторию» — как грибной охотник, я очень жду грибного сезона, который у нас на Урале никак не начнётся. Вот эпизод, в котором главный герой пересказывает сюжет в диалоге, выглядит поспешным. Не вполне понятно, почему нельзя было рассказать всё это авторской речью «от третьего лица» — от первого получилось проще, что ли? В целом, красивая атмосферная зарисовка, в которой маловато именно «фантастического рассказа». Я так понял, что главное фантдопущение, как и главный сюжетный поворот, как и привязка к теме — это раскрытие картины как постапокалипсиса и разбившиеся советские/армейские звёзды в каком-то укреплении/бункере как символ ушедшей эпохи. Это плохо делает рассказ фантастическим. Честно говоря, детали картины мира и сюжетные эпизоды до самого конца напоминали фильм «Таинственный лес», только там в конце оказывается, что стена, окружавшая их лес и «мирок» 19-го века — это стена заповедника, вокруг которого век 21-й. Я всё ждал какого-то похожего решения, какого-нибудь бушующего посткиберпанка за стеной, и когда «кроваво-красные» звёзды разбились, слегка разочаровался.





228
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх