На ближайшем Росконе, который пройдет с 30 марта по 2 апреля под Москвой в пансионате «Лесные дали», я, видимо, буду проводить круглый стол о вреде или пользе конкурсов.
Последние несколько волн активно участвуют в конкурсах, и при этом очень мало издают романов (особенно — романов концептуальных, дающих представление о волне).
Конкурсы чем-то сродни писательскому наркотику: они позволяют почти мгновенно по писательским меркам получить обратную связь. Если в обычной ситуации еще лет двадцать назад классический писатель создавал произведение, годами его пристраивал, получал минимальную обратную связь от редакторов и/или близких и друзей и в итоге чаще всего не доходил до момента получения массового отклика от читателей, то сегодня ситуация совсем иная.
Можно написать рассказ, а уже через неделю, а то и на следующий день получать массовый отклик на свой рассказ. И если для тех, кто пишет не очень хорошо (по общепринятым меркам) это не дает особо большой эмоциональной прибыли, то для тех, кто умеет складывать буквы в интересные рассказы, ситуация совсем другая. Они получают положительный отклик на только что написанный рассказ в кратчайшие сроки — и причем получают от незнакомых людей, не прикладывая к этому никаких дополнительных усилий.
Вокруг конкурсов и лучших конкурсных «чемпионов» формируются свои компании, в которых как правило авторы, которые тоже пишут неплохо и связаны общностью по нескольким факторам — возраст, стилистические и жанровые предпочтения.
Логичный переход от конкурсов не в большие одиночные романы, а в проекты: там ситуация во многом похожа — нужно написать в срок, на заданную тему, и отдача в виде денег и тиража практически гарантированна и быстра.
То есть конкурсы для талантливых авторов — это такая ловушка, которая перестраивает вектор развития со стандартного на проектный. Естественно, каждый случай — уникальный, и работа с проектами как правило не отменяет написания самостоятельных вещей. Мое поколение выбрало проекты. Те люди, с которыми я общался на конвентах, играл в покер в 2006, 2007 годах и позднее — Николай Желунов, Алекс де Клемешье, Лариса Бортникова, Иван Наумов, Юлия Зонис, Марина Дробкова и многие другие — практически все спокойно отметились в проектах, и некоторые больше не собираются в ближайшее время писать что-то и как-то еще. проекты дают быструю обратную связь, деньги и тиражи. Это не корыстность: это закономерный переход от конкурсов.
Так что же — конкурсы вредны для талантливых людей?
Я считаю — нет, не вредны. Просто надо понимать, что есть определенная техника безопасности и соблюдать ее.