Рецензия на мои книги:
ДЕНЬ ТЕКУЩИЙ И ЕГО ПРЕДЕЛЫ… (Размышления о двух книгах Виталия Пищенко…)
Собрался я написать рецензию. Или отзыв. Но получилось что-то третье…
Назову это «Размышлениями о двух книгах», созревшими под влиянием ещё одной, здесь прямо не рассматриваемой («Баллада о встречном ветре»).
«Замок ужаса»: Сборник фантастики, составленный по материалам очередного семинара ВТО МПФ при ИПО ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», проходившего в октябре 1990 года в Ирпени, под Киевом. В сборник включены также фантастические рассказы русского офицера Альфреда Хейдока, ранее не публиковавшиеся в нашей стране.
В центре сборника – повесть «Замок ужаса» Виталия Пищенко.
Аннотация: В далеком XXII веке совершено бессмысленное и жестокое преступление, корни которого ведут в прошлое – туда, где рассыпаются в прах останки призрачного королевства Морхольда…
Совершено убийство в приличном, недостижимом отсюда, от нас, будущем. Чтобы понять, разобраться в причинах, надо оказаться там, где корни зла обнажены, где и начинается (или продолжается) его влияние на последующие века.
«Замок…» — первая книга данного обзора-рецензии.
Вторая книга – «Ущелье злых духов», вышедшая в этом году.
Аннотация к ней: Группа туристов, совершавших сплав по далёкой сибирской реке, неожиданно исчезает. Следы ведут в безлюдный угрюмый распадок, туда и направляются разыскивающие пропавших. Они даже не представляют, что ждёт их в этих странных и таинственных местах...
Ох, уж эти аннотации!
25 лет между двумя текстами… Это и не старт, и не финиш в творчестве писателя. А отрезок между ними. Но я их (в отличие от «Баллады о встречном ветре», с которой познакомился давным-давно) прочитал почти одновременно, с разрывом в три недели. И они объединились в моём сознании в двуединую картину. И дать отзыв об одной из них отдельно от другой просто не получится. Пробовал – не выходит.
Далее буду называть рецензируемые книги по первому слову в их названии: «Замок» и «Ущелье».
Выделю несколько блоков своего восприятия…
1. Проблема доверия тексту…
«Замок»: из будущего (которого для нас ещё нет) мы попадаем в прошлое (которого уже нет). Происходит скачок во времени, но вопрос «верю-не верю» у меня не возникает. Сразу приходит убеждённость – да, так и есть, так было, и так будет, как рассказал автор. Финал, вызывающий взрыв эмоций и радость интеллекта, убеждает в этом. Повесть я воспринял как цельное яйцо: идеальная форма и соответствующее содержание. Чёткость линий тем и героев; и гармония, превышающая целесообразность.
А вот в «Ущелье» такой вопрос возник. И доверие пришло не сразу, он крепло по мере продвижения к финалу. Но сомнения в том, а совершенна ли эта, описанная, реальность, остались. Грани формы романа как бы размыты. И мысль моя бродит свободнее, чем в пространстве «Замка», часто выходя за пределы содержания. Завершённость к роману придёт через его продолжение, это несомненно.
«Замок» — это погружение во внутренний мир людей двух эпох на фоне убыстряющейся динамики. Наше настоящее мы минуем, не заметив. Динамика закручена тугой, напрягающей воображение пружиной.
«Ущелье» — мягкое, осторожное, постепенное погружение в ситуацию, в неспешный поначалу разворот событий. Проходы в иновременье здесь свершаются не целенаправленно, а внешне случайно. Предопределённость видна не сразу. Наверное, так и должно быть. Время действия: не будущее через два столетия, как в «Замке», а наше сегодня. Герои романа для меня – проводники в день известной Сибири и оттуда, через врата-порталы, в цивилизации иные. Иные – но земные, лишённые волей автора конкретной привязки к точному веку и месту. А ведь в нашей Сибири наверняка имеются подобные описанному Ущелью узлы пересечения разных миров!
И что интересно: при чтении обоих текстов у меня возникает видеоряд. Но в «Ущелье» он более насыщенный, красочный, детальный. Использована техника, ныне редко применяемая. Имя этой техники письма – мастерство. И, конечно, знание автором обстановки изнутри. Он не просто жил в этих местах, а изучил их. Только «абориген» знает, что лесная лилия называется саранкой. Я видел целые поляны этих солнечных цветов в дальневосточной тайге – красота, словами невоспроизводимая.
Обе книги у меня вызвали одинаковую ассоциацию-привязку к яркому фильму режиссёра Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». И там дело было в Сибири.
2. Отношение к главному герою
«Замок»: для меня им стал Ведун, появляющийся в второй части (основной!). А не учёный пассажир машины времени. Как и во второй рассматриваемой книге, я не согласился с автором, с его акцентом (не очень навязчивым!). Уверен – в продолжении (неизбежном) «Ущелья» именно Виктор, а не Олег, будет решающей фигурой явно, а не скрыто, как сейчас. И несмотря на то, что задание на поиск третьего ключа для Врат получает Олег, не он будет лидером группы, направляющейся в Скрытый Мир. Впрочем, он им не был – его центральное место в команде определялось только личной заинтересованностью в экспедиции. Ведь в Ущелье пропала его сестра. А Виктор – человек предельно надёжный в экстремальной обстановке. Коротко – человек-спецназ. Не случайно Олег в финале колеблется: идти или не идти? Ведь ему вручили весьма солидную сумму в валюте, можно процветать в комфорте хоть две жизни.
И я жду новой экспедиции через загадочное и непредсказуемое Ущелье. Ведь вместе с Виктором и его спутниками мы, возможно, останемся жить в красивейшем и добром анклаве истинной жизни, скрытом в неизвестной нам Сибири. Неизвестной потому, что людей текущего момента интересуют не загадки родной планеты, не смыслы растворяющегося во времени личного бытия, а искушения огня, воды и медных труб. Люди текущего момента не пройдут через Врата, так достоверно показанные Виталием Пищенко!
Но – читатель пусть сам решает. Не моя задача раскрывать сюжет и давать полные характеристики героям романа.
А линии героев «Замка» завершены. И продолжение (если будет) станет независимым. Это будет совсем другая история, пусть даже и с непревзойдённым Ведуном.
3. Динамика восприятия
«Замок» — втягивает сразу и не выпускает. Требует погружения без перерывов на чай.
«Ущелье» — располагает к уютной неспешности. От эпизода к эпизоду… Можно сделать перерыв на день и продолжить чтение со свежим, не угасшим чувством.
Почему так? Ритмы разные? Секреты построения сюжета? Сие есть тайна, которую и автор может не знать. Я и не пытаюсь проникнуть, просто фиксирую различия в магии воздействия на читателя.
«Ущелье» имеет ещё одну особенность… Авторские включения между эпизодами, которые (на первый, или не искушенный взгляд) не имеют прямого отношения к сюжету. Первая глава заканчивается мистическим описанием оживающей древней могилы с трухлявым крестом над ним. Жуткая картинка! Она меняет настроение, и последующие события воспринимаются уже по-другому. Или описание в конце третьей главы громадного таракана, отнимающего жизнь у жертвы медленно и долго…
В «Замке» жути не меньше, но там она господствует всё-таки не рядом с нами, не сейчас. А где-то в забытом нами прошлом.
Что объединяет обе вещи? Первое – действие происходит «не на небе, на земле…» Второе – выход за пределы обыденности. Но не с помощью голой, ничем не обоснованной мистики или запредельной, ни на чём не стоящей магии. Хотя и то, и другое там и здесь присутствуют. Как инструменты проникновения в реальность бывшую ранее, хитро растворённую, вплетённую в текущий день. И она, скрытая реальность, проявляет себя непознанным или отвергнутым знанием. И незримо сопровождает нас, каждого. Но не все замечают рассыпанные рядом знаки и знамения. Виталий Пищенко их видит.
Такие книги расширяют диапазон чувствования, восприятия. И это минимум не вредно.
4. Авторский стиль
Не знаю, как в других видах-жанрах литературы, а в фантастике дня текущего все больше авторов, которые писали пером по бумаге только в школе. И я сразу отличаю их тексты. Отличаю, чтобы больше не открывать эти книги. На моих полках таких нет.
Талант автора за двадцать пять лет не потерял оригинальности. Но изменился – дополнился интеллектом зрелости, насытился эрудицией, прибавил в размышлениях. Контекст обеих книг различен. В первой он мобилизует, заставляет пристально следить за действием. Во второй зовёт к расслаблению, через которую приходит осознанная мысль. Да, мысль через эмоцию сопереживания, которой лишено большинство текстов, выставленных на полки книжных магазинов или интернет-порталов.
Виталий Пищенко владеет и пером, и клавиатурой. В первой вещи преобладает бумага (да и время было такое, бумажное, не компьютерное). Во второй она дополнена клавиатурой. И тень её, бывает, мелькает на страницах.
Цитата: «А ведь стены ущелья друг от друга отличаются. Они идут вдоль мощных гранитных скал.» (с. 46) Автор допустил сосуществование каких-то стен и скал, которыми и ограничено полное тайн Ущелье. Этот отрывок, по-моему, не прошёл через бумагу. Да и время действует, — торопливое, насыщенное суетой…
Язык автора мне нравится. Он органический, всегда соответствует месту, времени, конкретному действующему лицу. И поэтому особенно больно встречать в тексте редакторские огрехи. Их здесь почти нет. Почти… «Всенеприменнейше»! (с. 49 «Ущелья»). Железом по стеклу!
В моей библиотеке только три книги В. Пищенко. А всего их у него (по Яндексу) более тридцати. Встречный ветер… От еще не прочитанных он несёт дух притяжения.
5. Заключение
Я рад тому, что мне нравится читать такие книги. И тому, что имею такую возможность. Пока пишутся и распространяются такие тексты, будущее имеет смысл.
Всё больше книг, которые не сдержать ничего кроме Экшна. Или просто воду без полезных примесей. Дистиллированную, не живую…
«Замок» — уверен! – через какое-то время перечитаю. «Ущелье» — жду продолжения.
Как читатель, люблю писателей, которые пишут! Используют природную рефлекторную дугу: мозг-глаза-рука с пером-бумага… Природа не предусмотрела творчества без пера, кисти, штихеля… Клавиатура и дисплей, с которыми напрямую сотрудничает всё большее число «писателей», не способствует…
Такие книги, как «Замок», «Ущелье» и «Баллада о встречном ветре» иметь в личной библиотеке приятно. Смотришь на них – и внутри теплеет. И я определил им место рядом с собранием сочинений Ивана Ефремова. Ведь от некоторых страниц меня накрывает волной чарующего запаха ефремовских рассказов!
Время моё не потеряно зря. Надеюсь, впитал не только очарование, подаренное Виталием Пищенко, но и что-то из магии его волшебного пера.
Валерий Сабитов