Стивен Эриксон Буря жнеца


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Стивен Эриксон "Буря жнеца": тропы, дороги, пути...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стивен Эриксон «Буря жнеца»: тропы, дороги, пути...

Статья написана 13 мая 2019 г. 04:28

Мне нравился этот цикл. Несмотря на огромный объем и зашкаливающее количество героев, что всегда считаю минусом. Но тут все компенсировалось наличием оригинальной сумасшедшинки, которая держала в постоянном напряжении: никогда не знаешь куда повернет сюжет, какой демон выскочит на следующей странице. Поэтому было несколько грустно читать первую половину романа, пока автор собирал разбросанных им же по миру героев в одном месте и в одно время. Поэтому не могу разделить общего восторга и назвать эту часть самой удачной в цикле. С надеждой на скорое и более успешное продолжение: Стивен Эриксон «Буря жнеца»:

Малазанская "Книга Павших" не просто перечисление имен героев, сложивших голову на малых и больших войнах, кости и кровь которых скрепляют между собой разные реальности и времена этого несчастного мира. Нет, каждый том- отдельная история, в которой есть главные герои и второстепенные персонажи. К примеру, была книга Карсы Орлонга, была книга капитана Парана и его сестры Тавор. Сейчас перед нами Книга, в центре которой не просто отдельная личность или группа героев, а целая страна.

Империя Леттер, куда после бегства из Малазана отправляются Собиратели костей, место не менее неприятное, чем виденные нами до этого. Все тоже самое: одни богатеют и правят, другие беднеют и работают в поте лица, а чтобы последние не забывали свое место есть тайные службы, карающие за любое инакомыслие жестко и беспощадно.

Однако, есть и некоторое отличие. Если в Малазанской империи мы все время провели на фронтах и в сражениях, и, собственно, об обычной жизни страны мало что знаем, то о том, как живут простые граждане этой страны- кто ее населяет и чем занимаются жители от знати до последнего раба, как работает ее экономика и денежная система, как и кем управляется, каких богов призывают себе в помощь и каких винят в неудачах- узнаем подробно. Настолько, чтобы желать этой империи скорого краха и не особенно жалеть ее жителей, когда приходит время финальной битвы.

Это подробное знакомство, с моей точки зрения, большой плюс, немного скрашивающий впечатление от большей части почти бес событийного повествования с огромным количеством второстепенных персонажей, которые не принципиальны для всей истории. Как Красная Маска и остатки его народа, за которыми с огромным количеством подробностей гонялись половину книгу, но так и не поняли, кто он и зачем вообще было это ответвление сюжета. Или история Джанат, в грязные подробности унижения которой пришлось погружаться неоднократно.

К сожалению, это правда: большую часть увесистого тома ничего существенного не происходит. Часть ключевых, сюжетообразующих персонажей, таких как капитан Парана, вообще исчезают бесследно, а такие как Танцор и прочие Боги, игравшие ранее важную роль в истории, возникают лишь эпизодически. От этого становится беспокойно: когда они вновь появятся/если появятся!/, можно уже и не вспомнить, кто они такие вообще.

Но исчезновение Новых Богов вполне компенсируется Богами Старыми, теми, во имя которых почву этого мира усердно удобряли кровью и костями тысячелетиями, но которые оказались практически полностью забыты. Теперь, перед решающими событиями, они просыпаются, оставаясь такими же мстительными, непредсказуемыми и эмоциональными как и в начале своей божественной карьеры. И очень несовременными. Куда им с древними ритуалами и заклятиями против обычной взрывчатки и изощренных интриг.

Вот чем занято две трети романа: одни герои исчезают, другие ранее известные и совершенно новые появляются, отряды героев добираются к месту выполнения своего квеста, по пути занимаясь обычными делами: спят, едят, осматривают окрестности и много разговаривают, порой на темы, о которых читатель уже успел позабыть. Иногда эти отряды героев пропадают из повествования на длительный период , а потом неожиданно возвращаются, да так, что теряется логическая связь между эпизодами. Даже тем, кто уже добрался до места, как Карса или Икарий, придется побездельничать и подождать пока прочие отряды достигнут нужной временной отметки.

Происходит это где в последней трети повествования, когда оно возвращается к вполне уже традиционным массовым баталиям и личным поединкам. Герои сходятся в одной временной точке и в одном месте, чтобы решить проблему несимпатичной империи и ее правителя, заключивших сделку не с тем Богом. Все неожиданно становится очень динамичным, иногда до обидного скоротечным. Проблемы, о которых долго и подробно рассказывалось столько времени, решаются быстро и эффективно. И почти без потерь среди героев. Хотя о потерях к этому тому эпопеи можно перестать скорбеть: когда герои потребуются, можно их вызвать из небытия по отработанной в этом романе схеме.

Т.е. плюсов и минусов в этой части оказалось практически поровну. И главное: осталось совершенно не понятно, в какую сторону повернется сюжет, и с какими героями мы отправимся дальше и в какие страны попадем, чтобы вписывать новые имена в Малазанскую Книгу Павших.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Отдохнем от фэнтези. Спорная и опять остросоциальная вещь Кима Стэнли Робинсона "Красная Луна"





220
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх