О Звездолете с перебитым


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ariel2» > О "Звездолете с перебитым крылом" Эдуарда Веркина
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О «Звездолете с перебитым крылом» Эдуарда Веркина

Статья написана 24 февраля 2020 г. 21:59

1. В основе романа вполне структуралистское противопоставление трех вселенных: «идеальной благополучной»- и «идеальной неблагополучной» и «реальной благополучной»- точнее «Мира Подня», «Мира Парня из преисподней» и позднесоветской эпохи. Как и положено: люди Полдня физически сильнее и боеспособнее людей из преисподней (ну, как Максим Камерер), а люди из преисподней сильнее и боеспособнее советских.

2. Веркин эксплуатирует эстетику «советского детского детектива» (условно — «Кортика») и этим напоминает «Живые и взрослые»

Кузнецова.

3 Но в чем молодец Веркин — в который раз разрабатывая «мир советского детства», он наконец выпячивает вперед его важнейшее свойство, как правило утаенное в других литературных источниках — скуку. Вообще советская история — прекрасная иллюстрация мысли Шопенгауэра, что у человека две главных альтернативы — страдание или скука. И фантастическая Аня, явившаяся двум советским подросткам — в некотором смысле их галлюцинация от скуки. Во всяком случае она связана с миром научной фантастики (и по сути, и в тексте романа), которая тогда была главной реакцией на скуку.

4. Конвертация булычевской Алисы в Аню — возможно аллюзия на аналогичную конвертацию имен при переводе «Алисы в стране чудес» Набоковым.

5. Еще о связи с Булычевым: если писать рецензию на «Звездолет», то ее можно озаглавить «Девочка, с которой уже все случилось».

6. Зашифрованная в тексте романа мысль, что космическое будущее наступит, если будет достаточное количество людей, которые в нее верят, и спасая мальчика, верящего в научную фантастику, Аня из будущего открывает дорогу для «Мира Полдня» слишком воняет ностальгически-совковым «но зато мы верили». Вера , конечно горы движет, но пока ни одна не сдвинулась. Впрочем, как говорит замполит у Пелевина ,всякая душа — вселенная, и надо найти хоть одну такую вселенную, в которой «мы» победим. Так что вторая, «Полуденная» часть романа — в некотором смысле галлюцинация спасенного в первой части любителя фантастики Дюши.

7. Мне лично первая часть романа была гораздо интереснее второй, но думаю для большинства читателей наоборот.





126
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх