Журнал «Университетская Книга»: Российский самиздат: книжный бизнес на фронтире
Несмотря на геополитические, социальные и экономические явления, сегмент электронных книг эволюционирует, платформы инвестируют в развитие, появляются новые сервисы и каналы дистрибьюции, что позитивно влияет на рынок. Самиздат — одно из немногих книжных направлений, демонстрирующих рост не только инфляционный, но и качественный: расширяется читательская аудитория, увеличиваются количество авторов и объём выручки.
В денежном выражении доля самиздата невелика, около 3% (3,5 млрд рублей), но по объёму потребления сегмент уже превышает 20%. По сути, селфпаб — это общественный проект, где у авторов высока степень социализации, сообщество их читателей активно и лояльно, есть возможность и желание экспериментировать: черновики, литературные сериалы, аудиокниги, подкасты, стриминг, компьютерные игры, экранизации — те форматы, куда книга как текст может легко интегрироваться.
Никита АВЕРИН, директор по развитию компании «Литмаркет»:
— Объём рынка самиздата в прошлом году составил, по нашим оценкам, 3,6 млрд рублей. Если говорить о прогнозных финансовых показателях за текущий, то его ёмкость составит 4,2 млрд рублей по пессимистичному варианту, по оптимистичному — 4,5 млрд. Рост продолжается, несмотря на то что не восстановлена возможность оплаты для зарубежных читателей. При этом ряд площадок смогли найти партнёров, которые оказывают им услуги, для того чтобы читатели из-за рубежа покупали произведения российских авторов.
Общий показатель интереса к самиздату вырос относительно начала 2022 г. По нашим оценкам, суммарная аудитория всех сервисов самиздата — порядка 120 млн пользователей в месяц. В каталоге сейчас более 200 тыс. произведений, если исключить повторы и пересечения. Рост составил примерно 25% относительно прошлого года. Существенную долю занимают аудиокниги — сегмент, который в прошлом году сделал серьёзный рывок и увеличился как за счёт самостоятельного создания авторами аудиоверсий, так и благодаря сотрудничеству с декламаторами и сервисами типа ИДДК и 1С. Такой симбиоз дал в прошлом году невероятные результаты. На нашем сайте на данный момент 55 тыс. названий, из них 5 тыс. — аудиокниги. Это направление развивают почти все порталы.
В целом прошедший год для самиздата, как и ковидные годы, когда традиционной книжной отрасли было очень непросто, прошёл на позитиве.
Продолжение по ссылке: http://www.unkniga.ru/innovation/tehnolog...