Книгоиздательский монополизм


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bort1412» > Книгоиздательский монополизм, или Единый оператор реальности
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книгоиздательский монополизм, или Единый оператор реальности

Статья написана 29 мая 13:53

Написал тут для газеты "Солидарность" колонку по следам любопытного исследования о положении дел на нашем книжном рынке. Кому интересно, текст ниже:

Есть такое творческое объединение — “Союз 24 февраля”. В него входят авторы патриотической направленности — разных возрастов, известности и степени таланта. От многих других объединений участников этого отличает то, что они решили заняться не только творческими, но и вполне прикладными проблемами творческих людей. И тем, я считаю, уже сделали для российской культуры больше, чем многочисленные литобъединения с тысячелетней историей. Например, не побоялись поднять крайне острый, хорошо известный всем, кто хоть как-то относится к литературе, вопрос. Прямо так свой доклад и назвали — “Доклад “Союза 24 февраля” о монополии, сложившейся на рынке издания и распространения книг”.

Коротко: российское книгоиздание и распространение в данный момент контролирует де-факто монопольная структура, принадлежащая известному бизнесмену. Авторы доклада очень грамотно и жестко формулируют основной вывод: “Литература — базовая часть любой культуры, ее фундамент, именно она формирует идеи, которые потом берут на вооружение все прочие формы искусства, прежде всего театр и кино. И именно литература в текущей ситуации целиком отдана на откуп частной монополии, которая не ставит перед собой никаких государственных стратегических целей и задач”.

Государство, конечно, понять можно. Оно выбрало этакого Единого Подрядчика, который формирует художественную реальность в стране, ему удобно направлять финансирование, несложно получить, если что, отчеты об освоении средств, да и вообще — уважаемые же люди в структуре задействованы.

Вот только последствия такого решения мы уже начинаем хлебать, и будем хлебать завтра и послезавтра. О многих последствиях говорят в докладе авторы, например об исчезновении института литкритиков. Но, честно говоря, их судьба меня заботит в куда меньшей степени, чем судьба других, гораздо более приземленных, но важных и полезных для культуры специальностей.

Я говорю в первую очередь о редакторах, корректорах, переводчиках, иллюстраторах, верстальщиках и прочих бойцах невидимого фронта литературы.

Которых защитить, между прочим, просто некому. Поскольку монополия — это еще и гарантированное отсутствие профсоюза, защиты условий труда, соблюдения интересов профессионалов. И, кстати, заботы о надлежащей квалификации профессионалов.

Думаю, не открою особого секрета, если скажу, что институт корректуры сейчас попросту умирает. Нетоповые книги зачастую просто уходят в верстку без корректуры, а расценки и сроки корректуры таковы, что сотруднику приходится работать в потогонном режиме, чтобы заработать хоть что-то.

С редактурой столь же “весело”. Жесткая ориентация на снижение издержек, на продажи книг автора практически со старта уже привела к тому, что с начинающими либо малоизвестными авторами ни редакторы, ни отделы рекламы и пиара не работают. Редакторы просто не имеют возможности и, как следствие, навыка работы с начинающим автором, его раскрутки, выстраивания взаимоотношений. И еще следствие — многие книги, которые могли бы отлично “выстрелить” при минимальной редактуре, выходят сырыми, проваливаются, разочарованный автор уходит продавать посудомоечные машины.

Все, о чем я пишу, в первую очередь бьет, конечно, не по высокоинтеллектуальной боллитре (большой литературе), а по жанровой, беллетристике для ширнармасс, — детективам, фантастике, приключенческому роману (жанр уже умер). Но как раз судьба боллитры не столь критична для общества. Не будет качественной жанровой литературы — исчезнет и “большая”, поскольку исчезнет и квалифицированный читатель, а он растет и развивается как раз на хорошей беллетристике.

Увы, монополии умеют работать только по принципу “выжженных полей”, выдаивания темы или жанра досуха. С минимальными, повторю, издержками.

Пока я знаю только одну встречную “инициативу”. Минцифры который год задумчиво разрабатывает стандарт профессии “писатель”.





28
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх