https://vk.com/wall-91418061_514 — исследование традиционной шведской сцены, в основном, на базе книги Дэниела Экерота.
Копирую основное, надеюсь, здесь можно оставлять длиннопосты. Можете полагать, что реклама, но автор старался, да. Что-то вполне можно покритиковать, ибо автор открыт к критике.
"А теперь для начала некоторые предварительные объяснения.
Роупанк (råpunk) — это скандинавский грязный хардкор-панк, которые писали анархисты, вдохновлявшиеся в первую очередь UK82, а также тем или иным американским хардкор-панком. Например, Mob 47 сочетали риффы Discharge, которые относятся к UK82, и скорость ранних DRI, которые не относятся. Предупреждаю, последний оборот был шуточным, кроме того, что они действительно не. Исключая сказанное, эти люди слушали и континентальный хк например, те же Anti-Cimex — финских Riistetyt и итальянских Indigesti. У роупанка был в некотором роде схожий аналог в UK и Японии, называемый нойзпанком, но там, как правило, всё куда более свистяще и шипяще, а японский материал отличается своей, кхм, японностью. Шведский краст базируется по большей части на роупанк-наследии, поэтому звучит динамичнее, чем краст из Великобритании, и даже местный стенчкор, если так можно выразиться, не такой монотонный, хотя как сказать.
Дискор (discore) — это примерно то же (не про нойзпанк), но при тотальном копировании упомянутых дисчардж. И звук тупее, примитивнее, чем весь прочий роупанк, и мелодий ноль, и обыкновенно агрессивнее. Ну и никаких запредельных скоростей, которые могут возникать в стиле выше, а два аккорда — всё, что нужно для счастья. Zionide, Cracked Cop Skulls, Angry Mob и так далее. Сам по себе дискор — это хардкор, но достаточно прямолинейный и жёсткий, да и играют его красти. То есть, если условиться, что краст — это не хардкор (хотя тут много тонкостей, так как краст сам по себе не един, это комплекс направлений, и среди них есть откровенный хардкор), а потом придираться, то выйдет, что дискор — это не краст (музыкально), но вот по тусовке это краст: клёпаные грязные анархисты в коже, драными штанами, цепями, шипами, бомжеватым видком и прочим.
Стенчкор (stenchcore) — другая сторона краста, и это его более металлизированная версия, темп от среднего до очень медленного. В Британии было такого много, начиная от Antisect, Deviated Instinct и Hellbastard. То бишь, есть дискор, красткор, красти панк и всякое такое, есть просто какой-то краст, а есть стенчкор — примерно такая градация. После дэтмета и блэкмета он, как говорится, принимал формы дэткраста и сатаникраста (или если без идеологии — просто блэкенед, да). Есть вариации со сладжем: линейка Dystopia, Largactil и Carcinogen. Также советую ознакомиться с японской группой Armenia, которые интересно сочетали готик-рок и стенчкор.
Ну и для танкистов, краст — это юкей / что-то на его основе плюс Celtic Frost и им подобные (для некоторых — Motörhead, но при понимании этого не стоит, пожалуйста, называть всякий моторпанк крастом). Краст — металлизированная по дефолту музыка. Также крастом именуют в частности пост-панк Amebix, который они делали в первой половине 80ых (точнее, до 84ого и исключая 79ый), а также последовавших за ними в этом кредо.
Кангпунк (kängpunk, и, если честно, хрен знает, как правильнее читать) — общий термин для всего такого, что производилось в Швеции.
* * *
Теперь к делу. Сразу поворот к сухим фактам.
В Швеции было как минимум две метал/хардкор-сцены. То есть, люди ходили туда-сюда и писали то панк, то метал. Первая — это сцена Авесты, вторая — сцена Эскильстуны.
В Авесте выходило две компиляции в то время — Avesta Magel I и Avesta Magel II: группы Uncurbed, Asocial, Uncanny, Entrails, SGR, Andromeda, Fulmination и Regurgitate. Mangel означает примерно то же, что и канг, но обычно отсылает к более ранним группам.
Дополнительно нужно заметить, что члены Asocial были позже в Hatred (уважаемый тогда трэш-метал: Johan Jansson, Sonny Svedlund, Kenneth Wiklund, Thomas Andersson, Tommy Bergren), Beyond, Interment и Dellamorte (Johan и Sonny), Centinex (Johan и Kenneth), а Йохан как самый плодовитый — ещё и в Moondark, Fulmination и S.G.R. То есть, они были не просто какими-то там временными, для подработки, а то и сессионными для концертов или отдельных песен в студии, музыкантами, а основателями указанных коллективов или их важными участниками. И с другой стороны, эти группы не какие-то второ- и третьестепенные, а теми, кто задавал правила и на кого позже ориентировались, особенно это касается сверхизвестных Interment.
У этих людей также были другие панк-бэндс, которые важны в данном контексте: Uncurbed (Johan, Kenneth и Tommy), Desperate Brains (Sonny, Kenneth, Tommy), Distrust у Кеннета, а также Svart Parad у Андерсона, хотя про двух последних ничего сказать о их роли для дэт-метала конкретного не могу, разве что Кеннет, как я говорил, играл позже в Centinex с 1993 по 2002 год (основана в 1990ом).
Asocial, Svart Parad, Distrust и Desperate Brains играли роупанк, Uncurbed делали изначально крастграйнд, а продолжили как скандикраст, у Svart Parad также были пост-панк-песни, а Asocial соревновалась одно время с Protes Bengt / Mob 47 в скорости: "How could hardcore be any worse?" 1982ого. Regurgitate тоже были замешаны на грайнде, только на gore-версии, а по указанным выше причинам были достаточно похожими на крастграйнд (не всегда, есть совсем быстрые / динамичные песни), если не обращать внимания на вокал. Остальные — тот самый дэт-метал, построенный на панк-ритме, панк-схемах и метал-фишках, считая тексты песен и последующую тусовку. SGR и Dellamorte затем перешли в канг.
Из метал-групп Avesta Mangel, а именно Uncanny, Entrails, SGR и Fulmination потом вышли Moondark и Dellamorte, о которых уже есть выше, а также October Tide (Fredrik Norrman, который позже играл долгое время в Katatonia), однако последняя группа из-за одновременных связей с кататонией (Jonas Renkse), которые однозначно металлисты (если не узнается чего-либо нового), звучит иначе. Mattias Norrman из Moondark тоже потом был с Katatonia лет десять. Кроме Йохана, из перечисленных в Interment участовали также Kennet Englund (по всей видимости, это не Wiklund) и Jens Törnroos, плюс ещё Michael Gunnarsson из Beyond.
Кстати, я думаю, метал мог аукнуться и на самих Asocial: Гунарсон же сначала метал делал, а потом заиграл у Asocial, судя по всему, в 90ых, и на слух это вероятно подтверждается. Послушайте, там у них краст. Хотя также послушайте их вещи середины 80ых и подумайте, а может, и не аукнулся.
Такие же отношения, но с Uncurbed, у Henrik'а Lindberg'а из Entrails, ещё у Гунарсона (до этого был в Beyond и Interment, повторюсь) и Торнроса (до этого Uncanny). Туда-сюда, в общем, как я и писал вначале.
* * *
Теперь про Эскильстуну. Там всё куда запутаннее.
В истоке было слово. И слово это было таково: No Security, Cruelty, Chronic Decay и Asmodeus, 1987ой год. Первые играли роупанк, вторые по словам Экерота некий "брутальный хардкор" (брутальный не в значении всякого рыгодэта), третьи — deathrash, а последние, может быть, металпанк/хардкор или что-то такое (сужу по предыдущему проекту Death Ripper). Они могли, наверное, как-то влиять друг на друга в то время, хотя я — не они, сказать не могу, а очевидного маловато, так как Cruelty и Asmodeus у меня вообще нет, сравнить с ними нет возможности. Если не учитывать Hellfire (pre-Chronic Decay) и Death Ripper, No Security были раньше, хотя конкретный интересующий нас участник начал у них только в 89ом (предположительно). Правда, это ничего не говорит, ведь раз он там был и там играл, то это уже что-то значит.
Так вот, о чём я? Это Mattias Kennhed, и параллельно No Security он в 89ом же играл в Macrodex (дэт-метал, ex-Cruelty) и дискорной Dischange, которая позже пересобралась из-за смерти одного из участников как Meanwhile. Потом — House of Usher, Leukemia, традиционные шведодэт-исполнители.
Roger Petterson с 87ого находился и вовсе в Cruelty, Asmodeus и Chronic Decay сразу. После — в Macrodex, Infester и Tears of Grief.
Peter Bjärgö начинал с Dischange, продолжил в Crypt of Kerberos (тоже ex-Cruelty), Ileus, внезапно в Chronic Decay в 1993-1994 (а там у них уже совсем не deathrash, а тот самый дэзняк с d-beat, хотя и с некоторыми старыми приёмами), а в конце концов ещё внезапнее ударился в Arcana и Sophia, известные среди мартиальщиков. С другой стороны, Jocke Hammar и Micke Sjöstrand (тот самый, кто умер) — это сначала Chronic Decay, а уже потом Dischange. Такая вот обратная связь от Бьярге.
Martin Larsson из Macrodex и House of Usher c 93его проработал три года у At the Gates. Кстати, у них, гейтсов, в 92ом где-то прохлаждался Cliff Lundberg из Black Uniforms (металпанк), Moderat Likvidation и Anti-Cimex (роупанк). Что-то мне подсказывает, что по приглашению: участники At the Gates как минимум основали Skitsystem под влиянием в том числе Anti-Cimex.
В дополнение к этому участники Crypt of Kerberos и Infester ходили друг к другу, а Marcus Pedersén из Infester принимал участие в деятельности в The Black. Такая Эскильстуна.
* * *
Теперь немного отдохнём и поговорим более образно.
У Arch Enemy есть каверы на Anti-Cimex и Moderat Likvidation, и Майкл Эмотт говорит, что эти две группы — его первые влияния. Ну конечно, ведь Эмотт с 83его шпарил в Disaccord (отгадайте жанр), а уже потом — в Carnage (1988-1990) и Carcass (1990-1993). Нужно ещё понимать, что Carnage достаточно плотно связана с Dismember (Fred Estby и там, и там хотя бы, а это не хрен с горы для дисмембер).
At the Gates каверила No Security. А ещё два важных основополагающих члена гейтс вышли из хардкор-тусовки: Tomas Lindberg и Alf Svensson. Что было у Линберга, мне не известно, но он искал туда басиста. Обратившись к Kristian'у Wåhlin'у, металхэду из Conquest, он получил отказ, зато вот Волин утянул его в Grotesque. Туда же пошёл и Альф из мелодичной роупанк-группы Oral (иные такие мелодии в будущем станут основой тралльпунка, но в то время это считалось хардкором). Линдберг после Grotesque и кроме At the Gates был в Infestation и Liers in Wait, а потом его закоротило, и он стал гнать краст в Skitsystem и Disfear. Свенсон тоже был в Liers in Wait (увы, просто мелодичный метал), а также в полистилистических Oxiplegatz: блэк, дэт, панк, электро, индастриал, что-то ещё. Если верить метал-архивам, в Oxiplegatz был Uno Bjurling, тоже из Oral. I don't have any idea, почему метал-архивы считают Oral дэткрастом, т.е. стенчкором по сути (его вариацией).
Участники Marduk и Edge of Sanity родили вместе Total Terror, обосновав жаждой к Totalitär, Svart Snö и Anti-Bofors. Последние играли в духе Bombanfall, а затем переименовались в Disfear. Кавер на бомбанфалл у них, Disfear, есть. Также они играли достаточно важную роль в дэт/блэк-тусовке, это про Disfear.
Marduk вместе с Wolfpack создавали Moment Maniacs. Роджер Свенсон говорил, что они слушают краст, какой, увы, не указал. Edge of Sanity с другими как-то ещё — Tortyr. Другие группы, может, лень конкретно это вспоминать сейчас.
А знаете, что? Изначально в Edge of Sanity из металхэдов был только Сванё. Andreas Axelsson — F.Z.Ö (техничный хардкор) и Lucky Seven (какой-то панк, не нашёл). Sami Nerberg — F.Z.Ö. Benny Larsson — F.Z.Ö. Anders Lindberg — F.Z... нет, Ulan Bator, которые играли тралльпунк. А Marduk, соответственно, это ex-F.Z.Ö., ex-Moses (тралльпунк, Morgan Steinmeyer Håkansson) и ex-Grimorium (дэт-метал, Joakim Göthberg). Как страшно жить, вокруг панки.
Напомню, что Аксельсон — ещё и Infestdead, а Benny Larsson — ещё и Ophthalamia, Pan.Thy.Monium, Stygg Död и Godsend.
Я бы не сказал, что это прям в тему, ведь речь шла не про тралльпунк, да и F.Z.Ö не очень вписывается, но упомянуть стоило. Про тралльпунк тоже хотелось бы рассказать, как люди оттуда уходили в метал, но пока мало информации.
Кстати, Tobias Gustafsson из Vomitory до этого постукивал в металпанке Eureka, а pre-Embalmed — это Eternal Tormentor, упоротый нойзкор, но это тоже не в те поля.
* * *
Кроме Cruelty, перешедших в Macrodex, были ещё две подобные хардкор-банды и одна не очень, но подобная: Centinex, Hetsheads (до этого назывались Hetsheads with Hetsfaces and the Fuckfaces of Death) и Living Guts, ставшие Cauterizer. Hetsheads родили дэт-н-ролл Blackshine и связаны с Necrophobic (pre-Dark Funeral), ориентировывавшихся примерно на Nihilist. Cauterizer были, видать, полушуточным проектом, у них в демке есть в том числе грайнд и кавер на Electro Hippies. Cauterizer наплодили: Mastication, Keks, Goregoat 3007, Utuk-Xul, Bloodstone, Bifrost, бытие в иных коллективах.
Похожая судьба смены плоскости без смены кучи товарищей, в принципе, была у роупанков Agoni (связаны с Discard через Per'а Lundström'а, а там до кучи разного доходишь). Однажды мутировало их имя на Agony, а музыка показала миру трэш, который был аналогично Hatred уважаемым среди металхэдов. Позже Pelle Ström создаст Omnitron (наверное, ещё более уважаемые, да и протодэтстерный саунд наличествует), а дальше — крастующий дэт Comecon, у которого все драммеры были 2D. Радикальная разница в том, что Agoni начинали значительно раньше.
* * *
А теперь самое интересное. Возможно, самая влиятельная в плане полученных групп даже не Asocial, а никому не известные The Clint Eastwood Experience.
Шли 1981-1984 гг., а Нике Андерсон, которому было девять-двенадцать лет, что-то забыл в Brain Dead Bodies, The Breaking и Belsen Barnen. Что там было — не знаю. Затем был Maximal Skandal: некий Motörhead-like (метал, панк — не сказано) от Kenny Håkansson, Nicke Andersson и Fred Estby в 1985ом. Фред, Кенни Хакансон и Нике в том же далёком восемьдесят пятом играли в панке Parodi. Что именно из себя это представляло, тоже не могу знать. Там ещё были Corrupt, Snubsiggurat, Blasphemy и Sons of Satan, что-то из этого под Morbid Angel или Slayer, или Venom? а ещё вероятно, что это одно и то же, но под разными наименованиями: Нике говорил, что Sons of Satan меняли названия чаще, чем репетировали.
И вот наконец The Clint Eastwood Experience: Kenny Håkansson, Nicke Andersson, Fred Estby, Jörgen Thullberg. Предполагаемо, 85-86ой. Кто эти люди? Carnage, Dismember, Daemon, Terra Firma, Nihilist, Mezzrow, Entombed, Treblinka, Tiamat, ну и рокеры The Hellacopters, Supershit 666 и The Hydromatics. К рокерам никаких претензий, пусть рокерят, а с металхэдами хотелось бы разобраться.
После Клинта Иствуда была группа Brainwarp 1986ого: Daniel Strachal, Alex Hellid, Leffe Cuzner, Nicke Andersson. К списку добавляется Lobotomy. Найдены такие описания группы: что-то по следам Voivod и Wehrmacht, но по-шведски и агрессивнее — раз, Sodom, Cryptic Slaughter и DRI — два (и снова упоминания Voivod), хардкор-панк — три. Три источника, то есть, было. Выходит, они играли примерно то, что в 80ых называли спидкором и дэткором, об этом говорят Wehrmacht и Cryptic Slaughter. Скорость DRI, техника Voivod и злобность Sodom? Вероятно, но нужно помнить, что всё это — люди из The Clint Eastwood Experience, ну и Parodi. Записи Brainwarp, кстати, просрали, видимо, сами музыканты, и Лейф говорил, что его единственную копию спионерили. Не знаю.
Судя по словам Нике Андерсона и следуя методу абдукции (есть оформленные посылки и заключение, нужно выявить другие посылки, которые были не учтены), можно предположить, что Клинт Иствуд — это было нечто Discharge-образное. Вполне не исключаю, что металлизированное. В любом случае, схемы у Nihilist, Carnage, Dismember и Treblinka дисчарджевские.
* * *
<...>
* * *
Чем дальше, тем дальше. Примерно со второй половины 90ых группы начинают более массово, чем было до, отходить от своего изначального звучания и / или звучания среды, в которой всё появлялось. Кто-то реализовывал себя в шаблонизирующимся мелодэте, кто-то играл с рок-н-ролл-подобными вставками, кто-то маскировался под сатанистов и жонглировал своим имиджем, кто-то откровенно и открыто крастовал и пел про политику и социум, собирая залы радостных металлистов и панков (последних — не всегда), кто-то делал просто странные вещи, и прочее, прочее.
Нет, и в это время можно услышать то, что делало этот метал металом, традиционным для тех мест в конце восьмидесятых и начале девяностых (и затем широко распространённым по всему миру из-за его удачной формулы), но те же Blackshine действительно в общем и целом мало похожи на то, что делали их предшественники Hetsheads, а что насчёт Oxiplegatz, Grotesque и Oral — того более. Dellamorte вообще заиграли чуть ли не классический kängpunk образца середины 90ых и под Motörhead, не то, что брутальные Moondark — а считается отчего-то всё ещё дэт-металом, хотя вы сами можете послушать, выбрал самый дэтстерный трек из всего альбома, сравните со Skitsystem, считающихся крастом, но звучащих более дэтстерно, чем они.
В общем, закономерный конец, не считая ряда современных групп, которые решили удариться в старину — такое явление Даниель Экерот решил провозгласить в своей книжке как "retro death metal trend", разделяя, собственно, сам тренд и всем известную олдскул-стилистику."
|
|