Yakuza 0. Много всего Захотелось странного, вот и приобрел себе данную игру, недавно осчастливившую своим явлением православную платформу, где цена на нее вполне приемлема как для представителя серии, о которой я почти ничего не знал. Заранее обмолвлюсь, что выводы мои пока предварительны, так как я пока осилил 5 глав (меньше трети игры), но так как это заняло больше десятка часов, подвести определенные итоги вполне можно. «Якудза» — это игра, которую делали японцы про японцев и для японцев, поэтому если вы на дух не переносите аниме, фильмы Такеши Китано и абсурдную азиатскую рекламу – проходите мимо. А , ну и игра полностью на английском, озвучка – только япона-мать, если подобное вас коробит, то опять-таки вам не сюда. Но по сути это не одна игра, а три игры в одной, весьма диссонирующие по форме и содержанию. Поэтому давайте рассмотрим их по отдельности, а в конце попробуем как-то совместись все вместе и подвести какой-то общий итог. Часть 1.Основнная игра. Эпичная эпичность, скучнейшая скука Что такое «Якудза» по жанру? Да фактически типичная JRPG, только в псевдореалестичном ключе, где вы управляете всего одним героем и ходите всего по одному поселению (в данном случае – один район Токио/Осаки). Технически игра 2015 года, но местами выглядит гораздо старше. Картинка яркая, но далеко не самая четкая, с мирными гражданами никак нельзя взаимодействовать, и повсюду невидимые стены. В конце локации доходишь до дороги, там люди ходят, машины ездят, но ты просто не можешь к ней подойти… Плюс все это «великолепие» иногда еще и подвисает (редко, но метко). А еще тут сохранения по чекпойнтам телефонным будкам. Будто лет на 10 назад вернулся в плане геймдизайна. Что же касается управление, то хоть игра вам со старта тычит «настоящий якудза играет на геймпаде», с клавиатуры и мышки тоже все вполне нормально управляется. Интерфейс не идеален и местами откровенно неудобен, но и не такой тихий ужас двадцатилетней давности, как скажем в прошлогодней Nier Automata. И на том спасибо. Перейдем к сюжету. Нам поочередно предстоит играть за двух персонажей. Первый – Казума Кирию, молодой член якудзы (который вылетает из нее в первой же главе и идет на вольные хлеба), которого обвинили в убийстве (которое он разумеется не совершал) , в результате чего у него начались терки с бывшими боссами. И следить за сюжетом как по мне абсолютно неинтересно большую часть времени. И не потому, что он абсолютно никакой, как скажем в играх от «Убейсофта» , а потому что подается он в типичном JRPG-стиле. Тут аж три типа донесения до нас местных перипетий. Во-первых, это ролики, где все выглядит более-менее прилично (хотя и тут бывают абсолютно левые сцены, как например посетители кабаре обсуждают минут 5 цены на шампанское). Во-вторых, сцены на движке, где все выглядит гораздо хуже. Ну и в-третьих, просто диалоги без озвучки на фоне статичных рож, которые часто даже рты не раскрывают. И вот последнего тут просто море. И часто это диалоги вообще ни о чем, просто переливание сакэ из пустого в порожнее. Учитывая, что все три типа могут идти один за одним, растягивая сцену минут на 10-15, что сильно сбивает динамику и портит общее впечатление. Ну и сам посыл о всех из себя благородных бандитах может кому-то показаться вполне сомнительным. Вполне возможно, что байки о том, что серию спонсируют самые настоящие якудза – не такие уж байки, учитывая, как плотно осели эти товарищи в легальном бизнесе. Но давайте вернемся к игре. Первая глава примерно минут на 50 состоит из разговоров, в перерыве между которыми вас вас учат боевке и дают один раз спеть в караоке. И когда вы уже задаетесь вопросом «что же нафиг это купил и не пора ли за рефандом?» игра говорит «стой, стой, дорогой гайдзин, зацени нашу боевую систему» и вываливает вам ее полную миску. Целая комната врагов, потом вы идете по этажам, где мутузите кучу врагов и отбиваетесь от одного и того же мужика в QTE, венчает все это побоище в туалете, где вы разбиваете вражье головы о раковины и писуары, после чего вам еще и презентует первого полноценного боса. Выглядит крайне эффектно. И давайте перейдем к главному достоинству игры – к ее боевой системе. Основа геймплея – трехмерный beatm’em‘up, или в простонародье «драчки». Боевка сперва кажется весьма неказистой (два удара, захват, блок, уворот), но тут три разных стиля (быстрый, медленный, средней), между которыми можно свободно переключаться, постепенно разблокируются новые приемы, а в некоторых стилях еще можно хватать предметы обстановки (от рекламного щитка до мотоцикла) и сражаться с помощью их. Есть тут и оружие, которое можно носить с собой, но толку от него чуть, так как от огнестрела толку мало, а всякие биты и мечи крайне быстро ломаются. В бою у вас накапливается шкала «ярости», благодаря чему вы начинаете быстрее двигаться и бить. Также ее можно расходовать для крайне эффектных и эффективных добиваний, снимающих у врагов кучу здоровья – впечатать недруга в стену или с размаха ударить затылком об асфальт, наступить на лицо ногой и все в том же духе. А еще если у вас в инвентаре завалялось что-то вроде солонки или мандарина, добивание можно провести и с их помощью… И благодаря зрелищности и разнообразию врагов тут не надоедает в принципе, хотя за рамками сюжета их всего два типа: гопники, нападающие кучками по три-четыре штуки и здоровенный шкаф по кличке мистер Вымогатель, который может уложить вас с пары ударов, но и награда за победу над ним несравненно выше. Жаль только, что помимо боевки тут еще и полно опять-таки типичного JRPG-стайл бессмысленного блуждания. Вот простой пример: в конце второй главы у бомжей нужно разузнать, где очередной босс в обмен на выпивку. Ок, бегу в ближайшей магазин и покупаю всем пивка. Но на пиво соглашается ровно один, а остальным подавай виски да шампанское. Вот такие они, японские бомжи… Ок, оббегаю еще три магазина, покупаю вроде все, что надо. Но тут выясняется, что я купил НЕ ТО виски, и нужно опять делать круг бешенного якудзы и искать нужное. Абзац, финиш, бандитские будни… К слову о деньгах. Они здесь – единственный ресурс и нужны не столько для покупки вещей, сколько для прокачки, так как навыки требуют десятки, а то и сотни миллионов йен. Сперва единственный способ — выбивать их из врагов (чем эффектней и эффективней деретесь, тем больше получаете), затем появляется еще один, но о нем поговорим в третьей части. И я как-то совсем забыл о втором герое, с которым нам предстоит провести другую половину игры (мы по две главы играем то за одного, то з а другого). Знакомьтесь, Горо Маджима, некогда проштрафившийся якудза, которому выкололи глаз, с позором изгнали и назначили управляющим кабаре. Сюжет за него закручивается с того, что ему выпадает шанс вернуться в банду, но для этого нужно убить одного человека, и как всегда все оказывается не так просто, как казалось герою на первый взгляд его единственного глаза… И пока что Маджима мне кажется куда интересней вечно угрюмого Кирию. Он и как персонаж интересней, и сюжет за него динамичней (впрочем и у него первая глава крайне уныло и симулятора ходьбы полно), и стили куда веселей (вместо быстрого и медленного – брейкданс и неуничтожимая бита, причем для брейкаданса есть еще и специальные схватки, где нужно из других «танцоров» выбивать деньги на время). Уфф, с основной игрой вроде пока все, перейдем к дополнительным заданиям. Часть 2. Дополнительные задания. Бредовый бред, упоротая упоротость. Помните особы отбитые квесты из «Ведьмака 3», где нужно было говорить с лошадью или оформлять справку о собственной смерти? Или из «Первородного греха 2», где нужно было водить за собой цыпленка-мутанта или расколдовывать превращенных в коров людей? Так, вот в «Якудзе» абсолютно ВСЕ дополнительные задания такие. Прикинуться перед отцом девушки ее парнем, узнать тайный пароль от непонятного магазина, помочь Стивена Спиннингу снять клип, где нужно защищать Миракла Джонсона от набегающих зомби… Порой попадается полный сюр, например, прости Господи, история о банде школьниц, которая торгует своими ношенными трусами или доминаторша, которую нужно научить, как быть более суровой с клиентами… Лично я советую воспринимать это именно как отдельную игру, иначе атмосфере основной истории совсем хана будет. Только что герой мучился вопросом, стоит ли ему прикончить человека, который судя по рассказам окружающих чуть ли не ангел во плоти, смена кадра – и вот уже с девушкой в кафе гадает кулинарный кроссворд, с помощью которого ее парень пытается сделать ей предложение. А еще у местных доп. квестов есть три проблемы. Во-первых, все они сделаны максимально дешево (те самые диалоги без озвучки) . Во-вторых, в основном они достаточно однообразны – просто тыкаем нужные варианты ответов в диалогах, изредка в конце кому-то начищаем лицо. Из общей массы выбиваются разве что испытания местных мастеров единоборств, но чтобы их проходить, сперва нужно раскачать тот или иной стиль до нужного уровня. Ну и в-третьих, часто за выполнение задания вам вручают что-то малополезное или вообще фигу с васаби. Впрочем, в последствии их можно нанимать на работу, но об этом опять-таки в третьей части. К которой давайте и перейдем. Часть 3. Мини-игры. Караоке и прочее. А еще «Якудза» — это целый сборник мини-игр. Их тут десятка два. Может больше. Например, то самое караоке, в котором вам даже по сюжету иногда петь придется. А еще тут есть азартные игры, биллиард, рыбалка, маджонг, танцы, оыбалка… Иногда в них можно что-то выиграть, чаще же это просто способ убить время. А еще есть игровые автоматы с древними играми. Не обошлось и здесь без типичной японской упоротости, например игра про секс по телефону. Короче, если вы люите убить минут десять за чем-то совсем не напряжным, забудьте про «офисные» игры. Теперь у вас есть «Якудза». Особняком идет игра с покупкой недвижимости. С пятой главы вам презентуют возможность покупать здания, развивать их, нанимать персонал, собирать с них дань и отбиваться он конкурентов. Короче, простенькая такая экономическая стратегия. Под это тут отведена целая своя линия о противостоянии с пятью местными милиардерами. Упоротая японщинам к слову добралась и сюда. Дело в том, что за дополнительные квесты вам выдают новых сотрудников. Так что тем или иным районом у вас может рулить школьница, что вчера торговала трусами. Или Стивен Спиннинг. И это только за первого героя. У Маджимы будем кабаре со своими заморочками, но до этой части я еще просто не добрался и Будда знает когда еще доберусь. А еще тут есть кафешки, где нужно кушать разные блюда для получения достижений, алтарь, где очки достижений можно обменивать на разные пассивные навыки (например, выбивать больше денег из врагов), автоматы с рандомными призами, почти бесполезный крафт оружия... Но давайте наверное уже закруглятся и подводить итоги. Итого. Купи игру, проклятый гайдзин. Купи, а то палец отрежем «Якудза 0» — штука поистине странная. За кажущимися простотой и дешивизной здесь скрывается поистине гигантская игра с кучей возможностей. Здесь попытки нагнать драму соседствуют с явной клоунадой, а динамичные бои – с заунывным прощелкиванием многочисленных строк текста. Лично мне она как-то неуловимо напомнило изделия от «Лариан», где на каждое «вот это да» часто приходится «Боже, что это за муть». Можно понять как тех, кто превозносит эту игру, так и тех, кто ее терпеть не может. Лично от себя я говорю «Якудзе 0» твердое «да» и продолжу ее неспешно проходить. И советую игру все, кому хочется чего-то необычного (если, конечно, у вас нет аллергии на лютую японщину). Авось понравиться.
|