Shurhendd В продолжение темы о Э.Сальгари- его сотрудничество с писателями это жанра — или великолепная "САЛЬГАРИАНА". .............................. Пираты, джунгли и романы Антонио Куаттрини… Трагедия «Бенгальского тигра». ..................... …Индия, Бенгалия, Бангладеш… Земли, полные тайн, мистицизма и опасностей. Сокровищ и нищеты, храмов и дворцов, где страстная любовь и многоликие Боги показывают себя в бесчисленных формах. Дикие джунгли и владения величественного и благородного тигра и смертельной змеи. Земли, в которых мы души нечаем с мальчишества, вычитав о них в романах приключений! Земли, в которых бесстрашных и ловких воинов издревле величали тиграми.
Как хитромудрого и зловещего Нана Сахиба — героя романа А. Куаттрини «Бенгальский Тигр» из огромной и необъятной страны романтиков « Сальгариана»! И тысячу раз скажем спасибо ее отцу и создателю, талантливому итальянскому писателю Эмилио Сальгари (1862-1911).
Э. Сальгари с переездом семьи в Турин 1898 г. уже достиг национальной известности! Десятки бурных романов приключений были написаны им! Оригинальный Сальгари, держась подальше от заумной, официозной педагогики, предпочитал педантичному воспитанию молодежи — активные действия своих героев в упорной борьбе с врагами на суше, в океанских просторах, за личное счастье и независимость, романтичную и пылкую любовь!
Однако такие зажигательные романы-серии, как «Черный корсар», «Тайны Черных джунглей», «Пираты Малайзии», «Два Тигра» и другие, с безумно смелыми и храбрыми героями Сандоканом, Янесом, Тремаль-Найком, Каммамури не давали покоя в Италии менее способным, но честолюбивым писателям-подражателям романов Э.Сальгари.
Поэтому многочисленные эпигоны его творчества, лишенные его оригинальности, перекраивали в своих сочинениях богато разработанные им приключенческие и исторические сюжеты. Они размалевывали и нередко повторяли миражи его экзотической любви и имена его героев, малоизведанных стран и племен - и напыщенно раскручивали их в своих книгах! Ведь блеск славы романов Э. Сальгари приносил им неплохую прибыль! Ну как не извлечь выгоду из популярности писателя, если имена его героев были синонимом отличных продаж и шелеста купюр!
Однако и после смерти Э. Сальгари (совершенного им харакири бритвой в лесу в 1911 г., чтобы защитить честь семьи), по следу его романов кинулась куча подражателей, вовсю эксплуатировавших жгучие темы его индийских, африканских, пиратских и других серий!
Скажем откровенно, среди этих безвестно канувших в лету времени писак, были и талантливые авторы, создававшие дальнейшую честь и славу «Сальгарианы!». Например, друг и последователь Э. Сальгари Луиджи Мотто, автор ярких историко-приключенческих романов о дерзких пиратах и отважных рыцарях. Или автор «Бенгальского тигра», историко-приключенческий писатель А. Куаттрини и другие. К слову, продолжения известных и недописанных романов Э.Сальгари сочиняли его сыновья Омар и Надир Сальгари.
И неустрашимые герои этих самобытных сочинений выносливо шли по белу свету, тонули и выплывали в штормах, пропадали в зловонных тропиках, спасались от кровожадных каннибалов и спасали своих возлюбленных и сокровища! Им помогали не только сабли и кони, томагавки и карабины, но главное, преданность друзей, личная отвага и неистребимая вера в победу и Его Величество Жизнь. Как и в жизнестойких сочинениях Э. Сальгари!
Сейчас мы познакомимся с произведением одного из блестящих писателей плеяды «Сальгарианы». Это современник Э. Сальгари, итальянец Антонио Куаттрини (Antonio Garibaldo Quattrini), автор остросюжетных романов. Родился он в 1880 году в Морли, а скончался в Риме в 1937 году.
Мальчишеская страсть Антонио к чтению увлекательных книг и играм, изображающим роковые события, рано обострила его впечатлительность и воображение. Он, пропитанный духом книг Г.Ферри и Г. Эмара, Л. Жаколио, Л. Буссенара и Э. Сальгари, оставался всю жизнь поклонником остро приключенческой, исторической и фантастической литературы. Господствующие тогда художественные жанры, конечно, накладывали свой отпечаток на максимализм юношеских увлечений.
А. Куаттрини, расположенный к литературной деятельности, основал в 1905 году с братом Атилло книжное издательство Roma. Окрепнув на этом поприще, создал престижный Итальянский издательский дом. В качестве директора он возглавил популярный иллюстрированный журнал «Путешествия и приключения на суше и на море», в так же остросюжетные «Сфинкс», «Море» и другие увлекательные выпуски.
— Мы каждый божий день видим А. Куаттрини за столом, заваленным картами и кинжалами, статуями индийских божеств, ожерельями раковин! – улыбались его друзья. — Карты мира придавливали компасы, кремневые пистолеты и ожерелья раковин. — О, самые дальние и загадочные страны и народы пришли и уютно поселились за этим столом! – подшучивали его неугомонные коллеги!
А он, с большим воображением и эрудицией, с удовольствием « путешествовал» за своим столом по древним странам и эпохам! Его бойкое перо влекло героев в романтику странствий по морям и джунглям, в жгучие пустыни и снеговые горы, где беснуется стихия, манит свет чужедальних берегов и ждет, усмехаясь, рискованная неизвестность. Куаттрини улыбаясь, признавался: «Мой ум постоянно будоражат необычные темы, риск и пылкая любовь, врываясь глухими ночами в беспокойные сны. Меня безумно влечет к флибустьерской стезе, к дерзким «королевским псам» и буйным, бесшабашным головам. И я вместе с ними, вооружившись острым пером, бесстрашно бросаюсь на абордаж неприступного литературного Олимпа!»
Куаттрини довольно успешно продолжает традиции славной «Сальгарианы». Он поддерживает дружеские отношения и набирается опыта у вечно занятого сочинительством и финансовыми хлопотами Э. Сальгари, с которого выжимали все соки издательства, озабоченного четырьмя детьми и теряющую разум любимую жену, артистку И. Перуцци. А Куаттрини, обладая необыкновенной силой воображения, напряженно работая, создает блестящий Пиратский цикл о колоритных «пенителях и грабителях морей».
— Бойкие названия его романов никого не могут оставить равнодушными! – восклицали его восторженные почитатели! И потрясали у киосков перед группами страждущих книгочеев красочными обложками его книг с броским названиями! Это были «Пираты Нила», призрачный «Летучий голландец», «Вождь пиратов», «Капитан «Террора», «Жена командира», «Дочь пирата»… Немало было издано писателем таковых сочинений в бойкой серии «Приключения на море» и в отдельных массовых выпусках.
Романтические персонажи таковых романов Куаттрини необыкновенно сильны, потому что во имя достижения поставленной цели умеют забывать себя, свои невзгоды. Писатель вооружает их быстроходными парусниками, всевозможными разящими клинками, огневыми мушкетами для странствий по неизведанным маршрутам и островам! Да, мы встречаем среди них авантюристов и проходимцев с лужеными глотками и пудовыми кулаками, с бешеным нравом и жаждой злата, грабежей и крови. И автор не грешил против правды. Ибо описываемая им эпоха была весьма жестока! Однако его лучшие герои отличаются активным человеколюбием, водоворотом страстных чувств и упругой, отзывчивой душой! Благородство и рыцарство упорно и мужественно противостоят в них темному злу и насилию. И в этом секрет их обаяния. Ибо таковым натурам присуще, «жадное стремление жить удесятеренной жизнью, стремление создать такую жизнь», подчеркивал тогда А. Блок. В качестве издателя А. Катторини сотрудничает с Э. Сальгари, выпускает в Милане в 1909 г. его приключенческий роман «Ловцы трепанга», пишет предисловие к его книге «Проклятый корабль», и т.д. Таким образом, при жизни и знакомстве с Э. Сальгари, Катторини стал продолжателем «Сальгарианы» и ее бесстрашных, одержимых героев.
Чья не пылью затерянных хартий, — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь.
И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так что сыпется золото с кружев С розоватых брабантских манжет.
И, может быть, под неотразимым влиянием таковых романов, сочинил эти зажигательные строки Н. Гумилев?!
Куаттрини, дабы не отстать от экзальтированных произведений Сальгари об индийских, японских, восточных авантюрных приключений, сочиняет цикл загадочно-мистических романов на эту таинственно-зловещую тематику. Публикует в серии «Сухопутные и морские приключения» такие сочинения, как «Тайны Ганга», «Глаз Брахмы», «Бенгальский тигр», «Кровавая свадьба», «Секта Хризантемы», «Кровавые сокровища», «Львы Явы» и иные.
Роман «Тигр Бенгалии» Куатторини выпустил в 1923 г в Риме с использованием в сюжете известных героев Э. Сальгари. И Куаттрини удавалось удачно вдохнуть в них вторую страстную жизнь! Повествование основано на подготовке в Индии в 1861 г. нового восстания сипаев и индийцев-сектантов против английского владычества. Во главе мятежа должен стать ранее потерпевший поражение в восстании сипаев в 1857 г. бывший руководитель Нана Сахиб, ныне вождь бандитов, он же «Бенгальский тигр».
Роман насыщен доступными в то время автору историческими фактами и описаниями ужасной жестокости с обеих сторон со времени захвата Индии английской армией. Конечно, не все в нем подано достоверно. Например, судьба и место смерти Нана Сахиба после неудачного первого восстания до сих пор неизвестны. Куаттрини же для остроты фабулы «воскрешает» его и показывает как одного из жестких вождей, обуянных к тому же личной местью.
Автор вводит в свое повествование героев Э. Сальгари из серии «Тайны черных джунглей» воинов Каммамури и Тремал-Наика, с которыми мы испытываем в диких дебрях, среди кровожадных тхагов-душителей и диких хищников, опасные похождения! Роман написан в духе лучших произведений «Сальгарианы». Он параллельно с подготовкой нового восстания, наполнен захватывающей интригой мести и поиска друзей и врагов, необычного переплетения судеб и любви молодых героев, особенно Паоло и Люси, с головокружительными деяниями злодеев на фоне исторических событий. И этот сплав крепко держит читателей в неослабном напряжении.
А какова грозная стихия бушующих океанских просторов, пышные и загадочные пейзажи лесов и гор, таинства подземелий сектантов, ужасы кровавых жертвоприношений Богам, необычные традиции и образ жизни Индии! Катторини настолько это хорошо изучил и описал, что они придают особенный колорит роману! И несут массу интересной информации читателям о том колониальном времени.
Примечательно, что порабощенная Индия возлагала большие надежды на поддержку своих восстаний против английской армии сильной Россией — соперницей Англии, и тайно направляла послов с просьбой о таковой помощи. Да уж больно далеко от столичной реки Невы до священных вод Ганга!
Мечтавший об объединении Индии и ее независимости Нана Сахиб, был суровым росчерком пера в романе А. Куаттрини был уничтожен, а судьбы претерпевших невзгоды героев благополучно устроены. Об этом уникальном индийском вожде восстания писал и Ж. Верн в романе приключений «Конец Нана Сахиба» или «Паровой дом». Интересно, что после провозглашения независимости Индии в наше время Нана Сахиб был провозглашён борцом за свободу страны. Куаттрини, неутомимый и жизнелюбивый, был влюблен в писательство. Как Э. Сальгари или Ж. Верну ему не обязательно было фактичного присутствия в какой-либо горячей событиями географической точке — достаточно было карт и справочных томов! А затем длинная вереница персонажей его будущих романов стояла за дверями писательского кабинета.
Одаренный писатель ежегодно издавал 2-3 новых романа. В них героев на торном пути поджидали землетрясения и людоеды, ураганы и ужасные эпидемии, кораблекрушения и пожары! Они достойно проходят через все испытания, уготовленные им Провидением, отличаясь отвагой и помощью погибающим.
А. Г. Куаттрини, являясь продолжателем славной «Сальгарианы», создал около 50 захватывающих, жизнестойких романов, и литературоведы и книголюбы признают в них самобытный талант. А талант, как заметил один поэт, «это вновь обретенное детство, вооруженное мужественной силой и аналитическим умом». И, пожалуй, о А. Куаттрини можно сказать пронзительными словами романтика того бурного времени Н.Гумилева. Есть люди с пламенной душой, Есть люди с жаждою добра, Ты им вручи свой стяг святой, Их манит, их влечет борьба!
Николай Бичехвост, Волгоград.
|