А.А. Банщикова. Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян. М.: ЛЕНАНД, 2015. Древнеегипетской культуре хватало поминальных списков и вездесущих надписей, хроники востребованы лишь в позднем, поликультурном Египте. Но историческая память есть в «Романе о Камбизе», «Сказке об Апопи и Секененра», рассказе Ибн ‛Абд ал-Хакама о царице Далуке... Важно: литературные фрагменты, дошедшие до нас, порой, на обороте фискальных документов, не исторический источник о времени рассказа, это египтологи установили давно. Но свидетельства исторической памяти об эпохах, отзвуки которых оказались сами по себе ценнее правильных имен фараонов, числа персидских походов, реальной логики событий и содержания действий. Выживаемость у мемов выше выживаемости фактологии, если хотите. До определенного предела. Рассматриваются непризнание/признание поражения Египта от захватчиков; судьба сирийского временщика Ирсу, изображения военных советов при сильных и слабых царях; исчезнувшая со сцены около 1202-1200 г. до н.э. царица Таусерт; идея, что благородные женщины могут избирать власть неприемлема для семитов, большой папирус Харриса, Ветхий завет и т.д. Не скажу — читать всем, но умеренно любопытными для любителя фантастики показались следующие моменты. В надписи Хатшеспут из XVIII династии насчет гиксосов подчеркивается, что они правили "без Ра". По результатам раскопок наоборот, у гиксосских правителей полно теофорных имен, типа Аусерра, именно для Ра. И, возможно, именно эта прогиксосская верхушка взяла реванш при/в лице XIX династии. Основатель следующей, ХХ, Сетнахт, считал все произошедшее ритуальной скверной и чистил, как мог. Манефоновские "прокаженные", с которыми после изгнания в Аварис воевали еще 13 лет. Выражение "пустые годы" означают всего лишь пустой трон. Отношение к волшебству: в Древнем и Среднем царствах волшебник это какой-то там человек, способности которого годны для придворного развлечения и украшение потерянное выловить. В Новом царстве маг уже способен на спасение жизни. Но царь в "Мери-Ра и фараон" уже не каноничный владыка, это обожравшийся гад и ради наказания его "мудрецов" из потустороннего мира направлен глиняный человек. Саисско-персидский период представлен циклом о Сатни-Хемуасе, сыне Рамзеса Второго, творящего чудеса ради государства и престижа оного. И "Сказание о Нектанебе" Псевдо-Каллисфена можно воспринимать как доказательство крушения надежд на боевую магию и защиту, даже если ей занят царь лично.
|