fantlab ru

Роберт М. Вегнер «Небо цвета стали»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
1443
Моя оценка:
-

подробнее

Небо цвета стали

Niebo ze stali

Роман, год; цикл «Сказания Меекханского пограничья»

Аннотация:

Сыны Войны готовятся к битве за наследство, а значит, котел под названием Великие степи вскоре закипит. Тем временем темные силы повисли над горами, а вольный степной народ верданно спустя тридцать лет, решили вернуться на родину, и проделать длинный путь, почти в пятьдесят миль, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность — кто-то три месяца загадочно и жутко убивает здесь людей. Погибло или исчезло больше чем две сотни человек. В горах исчезали патрули Стражи, но никаких тел не находили.

Генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, обоснованно опасаются, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах.

Лейтенант Кеннет-лив-Даравит, шестая рота Шестого полка из Белендена пополнив свою роту получает приказ – сопроводить обозы Фургонщиков по маршруту, через горную местность до Лиферанской возвышенности. А Кайлеан-анн-Алеван и Дагена Оанитер из племени Геарисов под чужими именами отправятся в замок Клендоан, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками…

Входит в:

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013», 2013 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2012 // Роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2013 // Польский роман года

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2013 // Серебро

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Небо цвета стали
2017 г.
Небо цвета стали
2018 г.
Сказания Меекханского пограничья. Небо цвета стали
2022 г.

Аудиокниги:

Небо цвета стали
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Niebo ze stali
2012 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013
2013 г.
(польский)
Небо зі сталі
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понедельник. «Честь горца».

Вторник. «Все мы меекханцы».

Среда. Все оставшиеся повести «Севера».

Четверг. Весь «Юг» залпом.

Пятница. Лихорадочные поиски продолжения, как итог – успешно найденный и прочитанный «Восток».

Суббота. «Запад» с неугасающим интересом. После него вся ночь была потрачена на «Небо цвета стали».

Воскресенье. Придя в сознание, обнаружил себя гуглящим самоучители польского языка и загадочное «Pamięć wszystkich słów» в открытом доступе. Пришлось напрячь всю силу воли, чтобы выключить ноутбук и хотя бы дойти до магазина. Ночью снилось странное.

У нас было 760 страниц, почти 75 горных стражников, 3 трагико-героических персонажа, один чаардан Ласкольника и гора приключений, схваток и всего такого, всех сортов и расцветок, а ещё ворох новых терминов, старые боги, интересные типы магии, разнообразные народности и целый громадный фэнтезийный мир. Не то, чтобы это всё было нужно для увлекательного чтения, но раз начал погружаться в Меекхан, то иди в своём увлечении до конца. Единственное, что меня беспокоило — это клиффхангер. В мире нет ничего более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем произведение с клиффхангером. И я знал, что довольно скоро мы столкнемся и с этим.

Собственно, что мы имеем непосредственно в «Небе цвета стали»? Если вы читали повесть «Вот наша заслуга», а вы, скорее всего, ее читали, т.к. браться за третью часть цикла, проигнорировав первые две – это форменное извращение. Так вот, если вы читали четвертую повесть восточной части, то в курсе основного сюжетного зачина. Поэтому останавливаться на этом моменте подробно не буду, скажу лишь, что все 760 страниц романа по сути дела описывают переход Фургонщиков в сопровождении Горной Стражи в родные края. Все основные события мы видим глазами трех персонажей, среди которых старые знакомые лейтенант Кеннет и всадница чаардана Кайлеан, а также новенькая Кай’ла, девятилетняя фургонщица. Персонажи все приятные, им сопереживаешь, за их действиями следишь с громадным интересом.

Битв в романе не просто много, по сути, перед нами предстает одна большая битва эпических размахов. Из-за этого создается впечатление, что книга бедновата на события и однообразна, и легко ужимается до объемов повести. Может это и так, да вот мне бы не хотелось видеть это произведение как-то иначе, все же не каждый день имеешь возможность лицезреть столь эпические полотна.

В общем, книга, как и сам цикл, очень хороша и я ее рекомендую всем поклонникам темной героики, постоянно балансирующей на стыке разных жанров, от эпика до детектива, от комедии до драмы.

P.S. Если оценивать объективно, то роман затянут, предсказуем и местами мутноват. Поэтому поставил ему семерку. Тем не менее, весь цикл я проглотил почти в один присест, с огромным удовольствием и жажду продолжения банкета. Поэтому написал достаточно восторженный отзыв.

Оценка: 7
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всего меекханского цикла меня покорила часть про север, и именно она и заставила меня впервые за пять лет купить бумажную книгу. Пришлось даже лампу повесить у изголовья, чтобы ночью читать, проще все-таки с книгами электронными. Купил я ее утром того же дня, когда закончил часть про запад. Вот настолько сильно я хотел ее прочитать.

Книга меня разочаровала. Через весь цикл нитью шла мысль об отсутствии хорошего и плохого, чёрного и белого, что правда у всех своя. А тут автор самым наглым и бесцеремонным образом заставляет сочувствовать фургонщикам, специально суёт под нос примеры их доблести, чести и отваги в жизни и в бою, во сне и наяву. И будто оправдываясь, иногда вставляет: «почему храбрость должна присутствовать лишь у одной из сторон», в тоже время, выставляя кочевников кравожадными безмозглыми варварами.

Описание битвы с кочевниками затянуто настолько, что начинаешь думать, будто автор пытается отомстить читателю за своё потраченное на придумывание бесполезных и невыносимо приторно звучащих боевых терминов типа «метрового цветка» и «бронированной змеи» время, не говоря уже о языке и быте верданно. Читая главы про верданно вообще хотелось сплюнуть и ногой растереть плевок (вы понимаете о чем я, если осилили).

Причём отличную историю с сюжетом, драйвом и хоть каким-то смыслом он послал куда подальше в другой мир, где все сгнило, протухло и солнце не встаёт (это скорее каламбур, чем спойлер), а под конец дал интригу перед новой книгой.

Я конечно понимаю, может кому-то про приключения красных шестёрок читать скучно, а история верданно заставляет сердце трепетать или вся книга одинаково хороша на всех ее этапах, но, начиная с части от лица кошкодура, читал я по диагонали.

Я считаю, что ограничивать читателя в выборе стороны это для детских сказок или в крайнем случае для эпического фэнтези, где эпичность возведена в абсолют и является самоцелью, но никак не в цикле, претендующем на глубину, где есть противостояние разведок и неплохие дворцовые интриги. Зачем делать почти 400 страничное описание битвы, чтобы под конец сказать: «что-то грядёт», если предыдущие книги и так на это жирно намекали, я ничем кроме жажды получить гонорар побольше описать не могу.

3 из 10.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стальные рога Сетрена Быка! Да хвалебных отзывов и регалий за этот роман пан Вегнер собрал не меньше, чем товарищ Брежнев — орденов. Вот только, как показывает чтение, ценность первых абсолютно соответствует последним. Не иначе как Роберт денно и нощно приносил кровавые жертвы Майхе и Реагвиру, чтобы получились у него и мир, и война, но не по росту пиджачок (или безрукавка верданно).

Ибо захватывающие приключения первых двух книг остались в прошлом и их место заняла тягомотная рутина с целыми болотами диалогов. Что делать в любой непонятной ситуации персонажам? Конечно же, собраться в кружок и поболтать: все пустоты и закоулки романа заполнены разговорами — поучительными, гневными, совестливыми, неловкими. Ну а когда иссякают словесные доводы — можно и мечом помахать или тетиву натянуть. Вот тут-то, казалось бы, можно реабилитироваться за приевшийся «вкус железа», но очень скоро начинаешь понимать, что из фэнтэзи книга перешагнула куда-то на территорию «Т-34 против «Тигра» или «На «Ишаках и «МиГах».

Стрелой в фургон ударило,

Стрелой в фургон ударило

И маленькими щепками поранило меня.

Вообще легко представить, как Вегнер переодевался то эн'лейдом, то Отцом Битв и крутился перед зеркалом, играя в великого стратега и полководца, вставая в грозные позы и потрясая кулаками в воздухе, любуясь игрой мышц и блеском в глазах, а затем, вдохновлённый, бежал писать. Только давно уж известно, что мало напридумывать красивых названий и всяких тактических схем, сдобренных вывалившимися кишками и отрубленными головами — ну мы же, право слово, не садисты какие, чтобы читать ради этого. А больше тут ничего и нет — ну, то есть, такого, чтобы по-человечески сопереживать, пусть и всё это понарошку, страшная сказка. Исчез куда-то тот стержень, который заставлял предыдущие книги сжимать, что аж пальцы белели. Одни рубят других, кто-то куда-то идёт — и в какой-то момент понимаешь, что абсолютно тебе нет дела до этого, какая разница-то вообще. Меекханский стиль — тот, который изначально захватил внимание, конечно, узнаётся и здесь, но там, где Север и Юг, Запад и Восток знали меру и заканчивались тогда, когда нужно, «Небо цвета стали» продолжает и продолжает тянуть жилы из читателя. Возьмём хотя бы маленькую девочку, которая провисит на крюках почти всю вторую половину книги. O mój Boże, да такого лютого бреда давненько я не встречал.

В общем, стоило ли продираться через 750 страниц самолюбования, чтобы на последних двух-трёх узнать из уст Ласкольника всю правду-матку — это большой вопрос. Но лучше бы я перечитал В. Яна — хоть и без фэнтэзи, зато тоже с кочевниками и вменяемо.

Небо цвета скуки.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна книга Роберта Вегнера – третья в цикле «Сказания Меекханского пограничья».

Что вам сказать? Я разочарован.

Большая часть книги посвящена тому, как один народ (фургонщики) воюет с другим народом (кочевниками). Фургонщики показаны условно хорошими, кочевники – плохими и жестокими. Литературных проблем в этой войне – сразу несколько.

Проблема первая: непрерывная военщина на три четверти книги – уже сама по себе утомительна для читателя.

Проблема вторая: данная конкретная война ничем не цепляет, не вызывает особых эмоций. Здесь нет гениальных полководцев, головокружительных маневров, блестящих побед, трагических поражений. А что есть? Тяжелый и монотонный ратный труд из главы в главу. Скажем, если в седьмой главе фургонщики с натугой отражали атаки кочевников – то в десятой главе они снова будут отражать атаки, но с большею натугой, поскольку уже подустали. Но вместе с ними устал и читатель!

Третья беда: отсутствие харизматичных героев. Любимый мною лейтенант Кеннет и его шестая рота очень украсили несколько первых глав – а затем были по произволу автора усланы… кхм-кхм… в другой мир. Тот другой мир – весьма унылое местечко: безлюдная серая пустыня. Шестая рота там занималась лишь тем, что шла, шла, шла, экономя воду и поедая коней – пока в самом финале книги чудом не вернулась обратно. Так автор убрал интересных героев со сцены, и насытил основной сюжет целой толпою других персонажей – к сожалению, довольно плачевного качества.

Что представляет собой большинство персонажей «Неба цвета стали»? Их условно можно поделить на несколько стандартных типов.

А. Суровые воины. Главная черта характера – суровость. Дело жизни – битва. Желания и мотивы – отсутствуют: эти воины настолько суровы, что даже от битвы не получают удовольствия. Настроение – не меняется: истинный воин всегда угрюм.

Б. Крутые женщины. Если женщина не является мастером боевого искусства, могучей колдуньей и дерзкой сучкой, готовой любому плюнуть в рожу, — Вегнер просто не станет писать о ней.

В. Крутые дети. Дети у Вегнера – главная ударная сила. В детей вечно вселяются духи, призраки, адские собаки, магические субстанции, странники из иных миров, в результате чего ребенок становится непобедимым убийцей, разящим пехоту, кавалерию, авиацию и танковые части. Разумеется, дети ничего не боятся, никогда не плачут, не испытывают голода, жажды и боли. Встретив ребенка в романе Вегнера, нужно развернуться и бежать со всех ног.

Г. Злодеи. Представлены, к сожалению, аморфной массой кочевников, из которой выделяется лишь верховный хан Явенир. Остальные кочевники лишены индивидуальности и описываются словами из учебников по тактике: «Отряд легкой конницы численностью в тысячу воинов нанес удар оттуда-то».

При таком наборе персонажей не стоит удивляться, что условно хорошие фургонщики почти не вызывают сочувствия, а потому наблюдать за их попытками одолеть орду – утомительно и скучно.

Что немного украшает книгу – это наличие скрытой интриги: путешествия сквозь мрак, некая дамочка, пришедшая из иного мира, и серые твари, ее преследующие. Да, становится интересно разобраться в этом, понять, кто-откуда-куда-зачем. Но, во-первых, фокус внимания все-таки нацелен на злоключения фургонщиков, а не на тайну из другого мира. Во-вторых, «Небо цвета стали» — третья книга в цикле. Как для третьего романа, раскрытие интриги на уровне «откуда-то пришла девица, а за ней кто-то гонится» — это очень поверхностно. Стоило бы уже гораздо глубже погрузиться в тайну.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возвращение домой

***

«Небо цвета стали» – первый роман Роберта Вегнера, он же первый роман в цикле «Сказания Меекханского пограничья». И в этой книге автор подтверждает, что каждое произведение у него отличается от прошлых.

…Кеннет и его люди отправлены на очередное задание – Стражу частично стягивают к крепости Кехлорен. В округе пропадают Стражи, но не в Кехлорене. Это беспокоит Чёрного.

Кайлеан и Даг следуют плану Ласкольника, согласно которому они, подчиняясь Крысам, должны отыграть роль меекханки и аристократке из верданно. Казалось бы – чего проще? Для меекханки и верданно. Вот только Кайлеан (верданно) должна отыграть меекханку, а Даг (меекханка) – верданно. И мало сыграть свои роли, нужно ещё и раскрыть тайну пропажи (и смертей) Стражей.

Меж тем Фургонщики отправляются на свою родину. И это не входит в планы Отца Войны…

Итак, «Небо цвета стали». Роман получился чуть длиннее сборников и, как уже было сказано выше, он отличается от сборников. Но здесь всё логично – роман более цельный на фоне-то разрозненных повестей. Но изменён так же и стиль. В сборниках Вегнер часто сбивал темп повествования врезками с другими персонажами. И, наконец, автор начал делиться хоть какой-то информацией о мире.

В романе условно две сюжетные линии, но рассказаны они разными персонажами. Первая сюжетная линия – Фургонщики и Литеранская возвышенность. Вторая сюжетная линия – Мрак. Причём некоторые герои успевают побывать в обеих сюжетных линиях.

Связка Даг и Кайлеан – это отчасти авантюра, отчасти введение в этикет мира Меекханского пограничья. Немного иронии, немного интриг. Группа Кеннета долгое время входит в сюжетку с Фургонщиками, поэтому стоит рассказать об этом подробнее. Верданно – интересный народ. Долгое время кажется, что Вегнер просто взял троп с цыганами\лудильщиками. Фургоны, общины, кочевой образ жизни. Но в романе «Небо цвета стали» автор разбивает этот стеореотип. Это полноценная пересборка тропа, верданно вряд ли после этой книги будут ассоциироваться с цыганами. Описание их фургонов и повозок, их боевых построений, их обычаев и традиций – это прям бальзам на душу. Интересно, самобытно. Да, где-то дерзко и с закосом в имбу. Но почему бы и нет? Наконец, ещё одна связка героев – это кочевники, они же се-кохландийцы. Появляются они далеко не сразу, а до сей поры автор показывал их лишь глазами меекханцев, а значит, всё было однобоко. В этом же романе мы наконец-то видим Отца Войны и его Детей Войны, узнаем об их обычаях, о структуре власти и так далее. Автор не делает попытки обелить образ кочевников, но за счёт того, что антагонисты показаны более детально, они теперь не кажутся Дартом Вейдером (образца оригинальной трилогии, когда до поры до времени он казался абсолютным негодяем). Сюжет с Мраком – это условная часть, её не так уж много, это скорее пролог к дальнейшим действиям. Отдельного упоминания достойна развязка «верданно – сахрендеи». Драматично.

Что сказать о минусах? Временами Вегнер не то, что не пытается объяснить происходящее. Он практически открытым текстом говорит, мол, вот и всё. В будущем, возможно, он и объяснит что-то (пересказом), но это не точно. В итоге обратное путешествие из Мрака – это просто пара строк, не более. Значит, до этого автор описывал приключения во Мраке, густую атмосферу, мрачняк, а потом – бац, и вот Кеннет с его людьми уже там, где надо. И подобных перескоков в романе много. Сцена битвы – огромная сцена – кажется несколько затянутой. И хотя читать интересно (боевые построения, хитрости обеих сторон, интриги), временами так и хочется подсказать Роберту, чтобы он рассказал побольше о Мраке, например. Ну и появление героя в конце – этого, конечно, никто не ожидал. Вообще никто.

Заключение: «Небо цвета стали» – цельный роман, в котором автор сплетает воедино сюжетные линии «Севера» и «Востока», рассказывает (довольно много!) о верданно и се-кохландийцах. Упор, конечно, на сюжетках «Востока», стилистика тоже оттуда. Мрачняка, конечно, хватает. Особенно в этом постаралась Кей'ла. Ей история просто не может оставить читателя равнодушным.

8 меекханов из 10.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Север и Восток встретились, и теперь им предстоит работать над одними и теми же проблемами, хотя общее направление и цели работы двух групп пока видно только закулисным кукловодам. С Севером — отрядом «шестерок»- нам предсказуемо придется отправиться с фургонщиками отвоевывать их давно потерянные Лиферанской возвышенности, а с Востоком — бывшими членами чаардана Ласкольника- разгадывать мистические загадки параллельных измерений и высших сфер. И вполне предсказуемо обе сюжетные линии начнут то причудливо переплетаться , то сходиться в единый мощный поток.

Как мы помним, действие одной предыдущих книг завершилось встречей Севера и Востока- так сказать, Меча и Магии. И этот роман предсказуемо продолжил эти две вечные темы.

Видимо во все времена и в любых реальностях, чем лучше ты себя проявляешь, чем более высокая у тебя профессиональная репутация, тем больше на тебя наваливают работы. Вот и шестую роту Шестого полка из Белендена во главе с Кеннетом-лив-Даравитом за очередные выдающиеся профессиональные результаты награждают очередным заданием с непредсказуемым результатом. Им предстоит провести народ Фургонщиков через горы на их вожделенную старую родину- Лиферанскую возвышенность.

Т.е нам предлагается проехать все 50 миль через горные перевалы, разыскивая дорогу между ущельями, горными перевалами, осыпями и обрывами. Вполне достаточно, чтобы изучить детали быта, традиции, мифы и... заблуждения, которые сильно портят жизнь этим, в общем-то, честным и смелым людям. При этом вся часть путешествия менее событийна и более описательна, чем обычно, включая и историю юной фургонщицы, приютившей неведомое и таинственное существо.

Действие начинает набирать обороты с прибытием на Лиферанскую возвышенность, ничем не примечательная девочка неожиданно становится едва ли на главной героиней- узловой точкой, которая определяет завязку, ход и неожиданный финал эпической и трагической истории. И в этой узловой точке не менее неожиданно концентрируются старые обиды, предательства, предубеждения, жестокость. Концентрация достигает такого градуса, что жизнь маленькой девочки начинает влиять на тщательно продуманные замыслы Кукловодов- людей и более могущественных существ.

В этой части романа, с моей точки зрения, оказалось чересчур много различных описаний и пафоса. Боевые сцены показались неоправданно затянутыми и детализированными, а фрагментарное восприятие происходящего через помраченное сознание страдающей девушки было впечатляющим первые две страницы, ровно до момента исчезновения новизны. Далее появилось раздражение: давайте оставим сантименты и эпический пафос для легенд и сказок и перейдем непосредственно к происходящему на поле брани и другим героям. После медленной завязки и плавного развития этой сюжетной линии осталось ощущение скомконности и недосказанности финала.

Примерно тоже произошло с сюжетной линией Кайлеаны-анн-Алеван и Дагены Оанитер. Мы долго готовимся к началу опасной миссии, в ходе которой девушкам предстоит узнать, что кроется за чередой непонятных смертей и исчезновений и как в этом замещены местные дворяне. Вместе с новоиспеченными шпионками проникаем в замок, узнаем множество подробностей о жизни и обычаях местных жителей, вновь соприкасаемся с магией, чтобы в результате оказаться в неизвестном времени и месте. Долгие совместные с шестой ротой блуждания в каком-то таинственном и негостеприимном измерении, когда постепенно нарастают напряжение и ожидание, что вот-вот приоткроется главная загадка: что за силы пробудились от долгой спячки, что ими движет и какую роль должны сыграть в этом народы Меекханской Вселенной?

Но ни одно из ожиданий не сбывается и это оставляет некоторую нотку разочарования. Да что-то такое затевается- по-прежнему аморфное и непонятное- но этого «чего-то» мне лично уже не достаточно для подогрева гаснущего интереса. Волей- неволей закрадывается опасение, что нужная для понимания общего сюжета информация будет выдаваться столь малыми дозами и с таким интервалом, что пройдут годы, прежде чем картина сложится- нет, на такое надежды практически нет- просто начнет проясняться.

И еще одно небольшое замечание. В паре Север-Восток явно нарушен баланс Меча и Магии в сторону первого. О Магии не так уж много и практически ничего нового. Тема впечатляющих поединков магов Фургонщиков с колдунами-жереберами кочевников не получила никакого продолжения. А жаль. В «восточном» романе это, наравне с личностью Ласкольника, было самым занимательным. Про Ласкольника тоже, к сожалению, практически ничего.

Надеюсь более мистическая пара Юг-Запад не разочарует, внеся новые краски в основную сюжетную линию. Как и грядущее объединение всех четырех сторон в единое пространство-время.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После первых двух книг эта скорее не понравилось.

- Слишком затянуто

- сюжет про детектив в замке слит

- фургонщики очень не правдоподобно, невозможен такой караван

еще они тупые и заслужили проиграть

раз чего вам в империи не живется и два может надо на ошибках учится и сделать уже свою кавалерию?

- твист в конце с этой девочкой духами и обманутыми родными хрень полная, лучше бы ласкольник к ним на помощь прибежал или настоящие демоны

- разъяснения в конце скомканные и вообще я заметил у автора в конце почти любой книги будь то экшен или другие действия как то все сумбурно описано и не с первого раза понимаешь что происходит и приходится перечитывать

может это трудности перевода я не знаю

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описать свои ощущения от данного произведения без раскрытия некоторых моментов не представляется возможным, поэтому, буду спойлерить.

По прочтении первой пары сотен страниц, у меня возник вполне законный вопрос к автору: не рано ли переходить к большой форме? Наверное — нет, ведь на этих двухстах страницах произошло аж два грандиозных события: разрушение горной стражей склада и проникновение двух шпионок в замок предгорного графа. И если, такая насыщенность действием будет преследовать меня и дальше, то не засну ли я раньше положенного? Опять — нет. В дальнейшем, события начинают литься рекой, из-за чего, к финалу, перестаёшь чувствовать дно под ногами, и на плаву держишься лишь из последних сил, с одной целью — получить подтверждение своим не шибко замысловатым догадкам. К слову, откуда возникла такая нелепая мысль, что малая форма это что-то вроде трамплина перед написанием чего-то более грандиозного? Да, блин, у многих авторов, эти самые малые формы всю жизнь выходят более глубокими, чем большие у бездарей!!! Иногда просто бессмысленно лить воду в надежде ощутить себя звездой. Так что, ребята, считаю ранние повестушки автора более ёмкими и ценными для искусства, чем данный роман.

Основная моя претензия в том, что представляет собой «Небо цвета стали» — даже не нагромождение разнообразных верданских повозок, а, скорее, совокупность роялей разных размеров. Причём, основную партию здесь играет магия:

— что, точнее, кто спасёт нас от бездушных убийц в капюшонах? — конечно же, это женщина, соединившаяся в нужный момент с духом собаки;

— кто остановит на полном скаку колесницы верданно, направляющиеся в ловушку? — конечно же, боец того-же вездесущего чаардана Ласкольника, умеющий превращаться в рояль, пардон, во льва;

— кто лучший разведчик в книге? — конечно же, дивчина, говорящая с духами. Достаточно погрузить руку в почву или положить на почву (не важно) и численность противника для вас не секрет. А кто же эта девушка и где она живёт...? Здесь не ошибётся даже школьник — конечно же, в чаардане Ласкольника. Забавно то, что Ласкольник здесь появляется редко, но у читателей может сложиться устойчивое впечатление, что он с нами всегда;

— а как же героям горной стражи оказаться в нужной точке в нужное время? — для этого автор сообразит нам и портал и загадочного проводника через него;

— и если читатель, за перипетиями транспортных и военных действий, которых здесь хоть залейся, не заметит мелких рояльчиков, то в финале, получит под дых роялем столь же грандиозным, как и родинки на щеках, губах и прочих частях индийских родственников.

Я не против магии как таковой, но против её бесконтрольности. Даже стандартные попытки жереберов подпалить повозки с помощью магии, а так же попытки верданских магов этому воспрепятствовать, смотрятся для меня уместнее, чем финальный твист неприкаянных душ, разрушающих предыдущие попытки автора создать что-то боле-менее жизнеспособное.

Несмотря на сказанное выше, поставить низкую оценку произведению я не могу. Поскольку, есть у автора моменты, вполне соответствующие моим понятиям о добротном фэнтезийном романе:

— крепкие орешки из Горной стражи, со своими принципами и секретами;

— единственный адекватный из всех полководцев, пусть и благодаря той же магии, — Отец Войны, истинно реальный план которого имел полное право на вознаграждение, а разлетелся в пыль благодаря безграничной любви автора к своему нелепому творению — верданно, и даже, не столько самим верданно, сколько душам их, небезразличных к настоящему, предков. Верите Вы или нет, но это единственный человек которому «сопереживаешь» в его правдоподобности, единственный здесь чел, который не рассчитывает на авось... А это стоит многого;

— понравилась линия маленькой девочки, пострадавшей от большой войны, мужество и стойкость которой выглядит не глупее персонажа, ловящего души людей голыми руками. Странно читать мнения коллег, приветствующих буквальное перевоплощение человека в животное, при этом напрочь отвергающих возможности ребёнка терпеть боль даже при помощи тех же духов;

— чуть раньше, я резко выразился о верданно, но это лишь из-за ключевого момента с их участием, испорченного автором. В остальном, очень даже интересно наблюдать за их путешествием и борьбой за место под солнцем. И если имеют право на существование «сказочные» мосты Сандерсона, то фургоны Вегнера — и подавно.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лютейшая польская графомань. Апофеоз всей дичи, что происходит на страницах — специальная емкость под плевки (лагерь мучает жажда, десятки тысяч людей), откуда народ планирует потом... ну, пить, да. Емкость под плевки, Карл!

В целом, книга не заслуживает даже этих строк.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть у Вегнера такая особенность. Ближе к концу произведения его всегда начинает нести — неважно, дело в накрученном до сумасшествия сюжете или в вопящем из каждой строчки пафосе. В рассказе конец наступает сравнительно быстро, а вместе с ним приходит и разочарование. В романе же пришлось страдать только последние пятьдесят страниц, когда все имеющиеся линии автор постарался самыми нелепыми способами увязать между собой — в полном очумении от происходящего оказалась даже его Горная Стража. Как кажется, удачный твист с ласкольником убедил автора, что все остальные дурные и нелогичные сюжетные повороты никто не заметит. Заметили.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заметили и идиотию с появлением Горной стражи прямо у Кейлы и ее чудесное спасение и внезапное — за страницу — поражение Отца войны (любимейший прием Вегнера) и сотни совершенно ненужных страниц про путешествие двух мамзелей в замок с подробным выписыванием всей графской семьи, будто она хоть что-то значит во всей истории. Заметили и многое другое.

В очередной раз можно похвалить сочный язык, знание материальной культуры средневековья, проработку особенностей быта и поругать за непременное катехизааторство в концовке, когда начинается объяснялочка, так как действием в очередной раз не удалось объяснить читателю ШТО ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ. И даже из такого объяснения лично я почти ничего не понял.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То у автора ну никто не знает, как и куда они попали, то в конце все вдруг всё поняли и начинают подробно докладывать читателю и раскрывать тайны одну за другой, будто в роман вдруг ворвался Шерлок Холмс.

Дополнительно хочется усомниться в самой возможности появления подобного живого города из повозок и колесниц на 500 тысяч человек. Откуда на все это берется древесина? Откуда она бралась раньше, если это тоже степняки? Такая орда сметет все леса на континенте за несколько десятков лет. Я уж не говорю о доставке еды, воды, оружия и расходников. Все-то у них есть и все с собой. Кажется каким-то читерством, что разведением одних только животных и ремесленничеством верданно настолько разбогатели, что могут позволить себе просто всё. За подобными авторскими выкрутасами следовали бы неизбежные экономические последствия в виде огромной инфляции и подорожания во много раз всех товаров в окрестных городах и селах — какая разница, верданно все равно заплатят, они же должны что-то жрать, кроме говядины. Такое богатство очень быстро как минимум сравняется с довольством остальной империи, а учитывая их права бедного родственника на территории Меекхана, верданно могли даже нищенствовать.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые две книги выделялись из фэнтезийного потока тем, что эпический размах событий гремел энергичной дробью законченных историй страниц по девяносто каждая. Синхронность событий, сквозные темы (одержание, пробуждение, магия и меехканские правила). Занятная была перекличка: тут молодой офицер пехоты — там старый кавалерийский комкор, честь мундира — честь рода, край степи — край моря, вор — охранник... Юг и Восток это индивидуализм, древность, измена, вторжение Других и богоборчество (мода — Беннет, Скалл, Пуллман), а Север и Запад — группы, недавнее, войны и чародейство.

Ассоциации с историями Северо-Востока исключительно несовременные. Тексты, в которых врагов разоблачает зоркий глаз и смекалка, в которых главное — выдержка и смелость, а погоны командира это право, которое нужно удержать пониманием людей, гор и обычаев. Скромный героизм, хвала боевому товариществу, порицание жадности... Киплинг, Богданов, Диковский. Пограничники и кавалеристы вдали от начальства, костры, рейды и всё такое.

«Небо цвета стали» — широкий виток, на котором развивается только «восточное».

Сюжет о прорыве племен верданно в се-кохландийские степи по исполнению суть военно-инженерная поэма, серьезный конкурент Бэккеру в номинации «За лучшую фэнтезийную логистику». Сохранив атмосферу, стиль и драйв, роман несколько утерял в легкостиизложения. Красиво, изобретательно, стратегически и тактически умно, но описания эволюций боевых фургонов на половину полноразмерного романа... Это для очень терпеливых и терпимых. Да, мы побываем и в шатре Отца Войны, и в графском замке, ознакомимся с методом медленной смерти для маленьких девочек и затруднениями в путешествиях между мирами, но эти линии откровенно рассчитаны на продолжение.

Полиграфия в норме, перевод скорее похвалю, читается легко. Но, почему-то, вместо упряжек исключительно «запряжки» и т.п. запинки для глаз.

Рекомендации: тем, кто уже увлечен и вовлечен.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Разница между жизнью и театром такова, что жизнь либо в сто раз скучнее, либо в сто раз интересней.»

«На самом деле историю создают те, кто записывает ее на пергаменте.»

«Комплимент должен быть как прикосновение лепестка розы, а не как удар шестопером...»

После частей цикла, состоящих из самостоятельных повестей, нашему вниманию представлен полноценный роман достоинством в 800 страниц. Ничего не имею против предыдущих произведений, они были потрясающими (каждому из них я не задумываясь поставила максимальную оценку). Однако широкоформатная проза всегда воспринималась мной с бóльшим интересом. Здесь было, где разгуляться авторской мысли-фантазии и читательскому взору. Тревожные и невероятно захватывающие события подстерегали нас буквально на первых страницах. Героям предстояло разобраться с таинственными исчезновениями людей и выйти на след неуловимых преступников. Параллельно с этим мы стали свидетелями грандиозного действа по возвращению на родные земли народа Фургонщиков, когда-то изгнанного оттуда жестокими кочевниками. Масштабы происходящего сложно было представить. Это был «Кровавый Марш» тысяч фургонов через самые негостеприимные места опасных гор на северо-востоке Меекханской империи. И читатели вместе с героями оказались в самом эпицентре этого исторического безумия, чарующего своим размахом.

«Дом — место, которое принадлежит человеку, и место, которому принадлежит человек.»

Эта история является прямым продолжение северо-восточной части цикла. Автор интересно переплетал сюжетные нити, которые то неожиданно пересекались, то уходили в кажущуюся параллель. Они как будто эстафетно передавали друг другу бразды повествования, составляя общую картину истории. Многие важные события были показаны с ракурса нескольких персонажей, расширяя тем самым читательские границы восприятия происходящего. Язык автора очень многогранный. С одной стороны «солдатская» сюжетная нить несет нам северный, жесткий слог, сопровождаемый суровым, но невероятно уместным юмором. Чаще всего он встречался в диалогах, которые немного развеивали флер трагичности и безысходности. С другой стороны, наличествуют невероятно образные словеса, наделяющие прозу автора милым красноречием. Например, «ночь укладывалась спать, уступая место дню» или «в свете факела скальная стена рыдала влагой». Хотелось цитировать каждую фразу, особенно в части романа, относящейся к народу фургонов и повозок.

»- Стебель теряет опадающий цветок...

- …и тот умирает там, где коснется земли...» 

Сложно не проникнуться всей душой к героям. Со времен предыдущих книг они стали уже по-своему родными. Поэтому происходящие с ними неприятности и трагедии не могли не вызывать у читателей чувство глубокого сострадания. Среди многочисленных действующих лиц были персонажи, которые лидировали на фоне других. Однако каждого из них трудно было представить без того окружения, неотъемлемой частью которого они являлись. Будь то Красные Шестерки Горной Стражи, народ Фургонщиков, отряд степных наемников или неожиданно появившееся племя сахрендеев. Сплоченность представителей каждой из вышеперечисленных общностей формировала из них несокрушимую твердыню, способную выдержать любые жизненные удары. Фургонщики запечатлелись в сердце образами своих детей. Они оказались из того поколения ребят, которое стало не по годам старше своих родителей. Эти дети превратили все свои мечты в горстку пепла из-за вечного желания вернуться на родину предков. Красные Шестерки поразили хладнокровием и рассудительностью, с которыми они встречали и преодолевали трудности. Багрянец цифр на плащах связывал их сердца крепче любых оков, а совместная служба незаметно перерастала в крепкую дружбу. Эти вояки при жизни носили горы в костях и были друг для друга скалами, на которые можно было опереться в самые трудные минуты.

«Порой я забываю, что тебе уже девять, а во время войны — это как тридцать.»

Абсолютно ничего здесь не казалось затянутым и неуместным. Даже магии было ровно столько, что она воспринималась ярким и очень неожиданным дополнением, будоражащим воображение. Там, где была возможность, автор сокращал сюжет флешбэками и фрагментарными описаниями. Каждый эпизод, сцена, фраза — все имело свое значение и играло огромную роль в раскрытии важных тем, затронутых Вегнером. А таковых было великое множество. Ключевой из них для меня оказалась одна из самых острых проблем всех времен и поколений — война и сопутствующие ей темы родины, кровного единства и самопожертвования. Читать финальную часть было невыносимо трудно: именно там эти предметы рассуждения стали концентрированными, приняли кульминационный оттенок. Автор вовсе не стремился выдавить из читателей слезу. Он повествует в своем стиле красноречивой размеренности. Вот только от одного осознания того, что происходило на наших глазах становилось тяжело. Мы видели страшные события с точки зрения нескольких героев, в том числе — девятилетнего ребенка. Как такое может не задевать за живое и не рвать душу? Ребенок и война..! Здесь каждое слово, каждый взгляд метко били туда, где бьется сердце. Проникновенно до слез.

«Слезы — это дождь, который вымывает засохшую кровь из наших ран.»

Восхищает то, как завораживающе у Вегнера получилось описать батальные сцены. В этом романе он разыгрывает очень необычное и грандиозное сражение между фургонами-колесницами и конницей. Оно оказалась комком непрекращающейся боли и ближе к финалу приобрело проникновенные черты сумасшедшей мистерии. Боль! Удары железа о железо, крики, топот ног, глухой стук в борта боевых фургонов смертельного дождя из кровожадных стрел. Боль! Шанс кровью вернуть утраченный дом, чтобы хотя бы еще раз увидеть ненаглядные белые цветочки родных земель. Боль! Месть за предательство и измену давно минувших дней ценой жизни тысяч не в чем неповинных людей. Боль! Кадры батальных событий с каждым ударом сердца героев ускоряли свой ход, постепенно превращаясь в мерцающее чередование знаковых эпизодов. Боль! Напряжение достигало невероятных высот, поэтому финальные сцены подкрались совсем незаметно. Они облегчили боль повествования, принеся с собой неожиданный и такой долгожданный исход героического кровопролития. На примере этой истории автор показывает, что чернота ненависти, людской злости и жажда безграничной власти способны привести к очень плачевным последствиям. Любая цивилизация может стать жертвой всего вышеперечисленного, рискуя когда-нибудь остаться без человеческих душ, имея над головой вместо голубого неба серую, бездонную пропасть.

«У страха — сила тысячи копий, мой Сын. Он отбирает дыхание, ослабляет ладони и мутит сознание. Он — лучшее оружие на поле битвы.»

Думаю, что следующий роман под названием «Память всех слов» вернет читателей на юго-восточную часть Меекханской империи, где ждут нас не менее любимые герои. С нетерпением спешу к ним, а так же надеюсь, что уже совсем скоро мы снова встретимся с сюжетной ниточкой, в которой люди навсегда отдали свое сердце горам, которые своей монументальной красотой стремятся к небесам.

"– Проблемы с горлом?

– Один сукин сын попал мне локтем в шею.

– Что-то личное?

– Не сказал. Может, вся проблема в том, что я воткнул ему корд в брюхо.

– Нечто такое обычно приводит к тому, что человек забывает о манерах.

– Именно.»

Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами третья часть цикла и первый полноформатный роман. Отправной точкой романа служат события последней повести «восточного» подцикла. Шестая рота Горной Стражи и чаардан генерала Ласкольника наконец-то встретились. Это совсем не значит, что две эти сюжетные линии теперь будут идти вместе, скорее периодически пересекаться.

В центре сюжета – возвращение народа верданно на родину – Литеранскую возвышенность. Когда-то с родных мест их изгнали се-кохландийцы под предводительством Отца Войны Йавенира, и Фургонщики были вынуждены бежать на земли Империи. Прошло 20 лет, и верданно готовы любой ценой вернуть потерянные земли. Меекхан негласно поддерживает этот исход, хотя официально и не вмешивается. Империи выгодно иметь на востоке лояльного соседа, который к тому же ненавидит Отца Войны и его се-кохландийцев. В случае же поражения кочевники всё равно будут ослаблены и ещё долго не вспомнят о вторжении на территорию западных соседей.

Народ верданно показан интересно и колоритно. Они дали клятву своей богине Лааль Сероволосой, что никогда не сядут на лошадь. Это и является их слабой стороной. Колесницы, которые верданно используют в бою, сильно уступают кавалерии. Несмотря на это, у молодого поколения Фургонщиков, выросшего на рассказах о героическом прошлом, в сердцах горит огонь мести.

Проводить караваны Фургонщиков через горы Олекады поручают Шестой роте Горной Стражи под предводительством лейтенанта Кеннета. Во время совместного путешествия между горцами и верданно завязывается уважительное отношение. Мирные имперские горы таят множество опасностей, преодолеть которые вместе гораздо проще. Автор демонстрирует нам, что Фургонщики очень основательно подготовились к своему возвращению, поставив на кон всё. Основная проблема в том, что провести незаметно двести тысяч человек невозможно, и на равнине их уже поджидают войска кочевников. Если бы не вмешательство Стражи, первая же стычка могла бы обернуться большими жертвами.

Параллельно с этим мы видим своеобразную детективную линию. Кайлеан и Дагена, хорошо известный нам по «восточному» подциклу, должны по поручению Норы (внутренней разведки) отправиться в замок местного дворянина и разузнать о загадочных смертях, будоражащих окрестные горы. Постепенно детектив переходит в кровавый триллер, и девушки вынуждены бежать из замка вместе с загадочной персоной, выдававшей себя за гостью графа. В определенный момент их путь пересекается с Шестой ротой, посланной на поиски девушек, и они все вместе попадают в загадочное место, именуемое Мраком. Здесь нет воды и жизни, вокруг черные скалы и небо цвета стали. Когда-то давно этот мир был практически уничтожен неизвестным катаклизмом. Невольных исследователей неизвестного мира пытаются убить загадочные войны, одетые во все серое. При тщательном исследовании выясняется, что это не совсем люди.

Еще одним важным персонажем является сводная сестра Кайлеан – девочка Кей’ла. Их с сестрой едва не убивают серые войны, но в последний момент их спасает таинственный мальчик, голыми руками разорвавший взрослых мужчин. После этого Кей’ла находит его, заботится о нём и лечит, спрятав в отцовской кузне. Ее отец, Анд’эверс, командует караваном верданно во время марша. После спуска на равнину верданно вступают в череду боёв с кочевниками, и во время одного из них Кей’лу похищают. Девочке достаётся нелегкая доля, но она с честью выносит унижения и пытки, выдерживая то, что сломило бы и взрослого мужчину. Ей ещё предстоит сыграть свою роль и стать символом для собственного народа.

«Небо цвета стали» по праву можно назвать военным фэнтези. Очень много внимания в романе уделено описанию батальных сцен, тактики, стратегии и логистики. Кочевники раз за разом обрушиваются на караван, колесницы мчат им наперерез, горят фургоны, вокруг тысячи трупов. Все это помогает проникнуться атмосферой войны. Мне такая детализация лишней не показалась и скуку не вызывала. Немного не понравилась некая однобокость восприятия: верданно хорошие, смелые, доблестные, а се-кохландийцы сплошь злые, беспринципные и коварные. От современного фэнтези ждешь несколько другого. Очень удачно это обыграно, например, в книге Джо Аберкромби «Герои», где мотивы и поступки обеих сторон понятны. Мистического и «божественного», на мой взгляд, здесь довольно немного. По-прежнему всё, что связано с играми высших сил остаётся непонятным, и читателю остается лишь догадываться о дальнейшем развитии этой идеи. Ближе к финалу градус «мистичности» всё более нарастает, и, скорее всего, именно идея новой Войны Богов останется ключевой в последующих книгах.

Итог: Красивое и проработанное военное фэнтези с динамичным сюжетом, множеством интриг и неожиданных поворотов. Чего только стоит идея с истинным происхождением Призрачных Волков! Читать как отдельное произведение было бы проблематично, а вот как часть цикла, роман очень хорош. Вероятно, самый «немистический» из всего «Меекхана».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это третья книга цикла о Сказаниях Меекханского пограничья. Первые две книги были сборниками рассказов, на этот же раз нас поджидает самый настоящий объемный роман. Вопреки моему ожиданию, не все стороны Меекхана (север, юг, запад и восток) были соединены в этом романе. Фургонщики с Востока решили вернуться на свои родные земли, с которых те были изгнаны кочевниками се-кохландийцами, а помогать им в этом будут ребята из Меекханской стражи, т.е. Север.

Основные сюжетные линии две — фургонщики со стражей идут на север, две наемницы шпионки из бригады Ласкольника должны пробраться в замок одного графа под видом принцессы и слуги, чтобы узнать, почему в этом районе люди пропадают и находятся убитыми.

Меня практически сразу обрадовало то, что наконец-то Вегнер не использует малую прозу для своей эпопеи, а посвятил целую книгу какому-то одному течению сюжета. Лично мне роман читался приятнее, чем рассказы. Из двух ответвлений мне больше понравился детектив про двух шпионок. Там были тайны и интриги — все как я люблю. Правда, где-то в середине весь этот детектив скомканно закончился, а блуждания по сумраку финишировали только в самом конце книги.

Примерно на то же половине книги фургонщики заканчивают свое путешествие, т.к. их встретили недруги — те самые злые и коварные монголокочевники. Там начинается долгое и нудное описание сражения не на жизнь, а на насмерть. Я не большой любитель книг про масштабные бои, пускай и с применением сил колдунов и шаманов. А вот Вегнер именно такой любитель, которой долго и кропотливо описывает, куда отошел один фланг, что атаковал второй, где занять положение, где сойти с места. В какой руке меч, как замахнулся, как выставил щит. Трупы, жара... Фургонщики сами (и я в том числе) уже не понимали, зачем они вообще сунулись на эту территорию... Мне кажется, мотивация невнятно была описана автором. Или может быть это во мне говорит человек, который прежде всего думает о своей безопасности. Стоит ли стольких жертв возможности поставить свой фургон на историческое место?

Из плохого — много воды. Роман запросто мог бы уместиться на 350-400 страницах. Кто не любит масштабных баталий, тому будет скучно. Есть ощущение, что до сих пор длится вступление, я постоянно ждал появления высших негативных сил, которые встряхнут Меекхан, но ничего такого не было (лишь легкий ветер).

Из хорошего — большая форма мне понравилась больше малой. Если рассказам я готов был поставить 6-7 баллов, то этому роману 7+. Детектив был неплохим, кровища местами хлестала фонтаном, намеки на высшие силы были, а значит дальше будет что-то интересное.

В целом, третья книга получше первых двух, но я все еще не понимаю всеобщей истерии по Меекхану.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С некоторой опаской брался я за первый роман Вегнера. Дело в том, что Север и Восток показались мне наименее интересными частями первых Сказаний. Приключения отрядов виделись несколько надуманными, а коллективы этих отрядов плохо прописанными. Только главные персонажи были похожи на живых людей, а прочие — картон и антураж.

Но не зря Вегнер, как он сам говорил в интервью МФ, долго готовился к первому полновесному роману. В третьей книге как писатель он заметно вырос. Композиция хорошо выстроена, слог хорошо подогнан к содержанию, сами события романа воспринимаются взятыми из жизни, а не из книжек вычитанными. Мне лично было интереснее всего читать о походах по горам и степям. Сам я, к сожалению)), много раз в горах бывал, лазал по ним и испытывал всякие сопутствующие мучения. Да и о степях, выросши в Казахстане, не понаслышке знаю. Так вот всяческие описания преодоления трудностей и обстоятельств походов мне казались очень реалистичными и фэйспалм не мучил.

Мистика, детектив и индивидуальные рубилова острыми железными предметами — это стопроцентный зачет.

Но есть и недостатки. Это опять же плохо прописанные команды, что разрозненный чаардан, что спаянные в боях Шестерки. Казалось бы, присоединение Конюхов и конфликт старых служак с новыми дает пищу для ярких моментов и живописных образов. Но если сравнить, как Вегнер прописывает индивидуально того же Фенло Нура, нового сержанта, становится понятно, что как командный игрок автор пока проигрывает. ОН вообще сосредоточен, как и в сборниках, на прописывании главный героев, прочие, опять же, фон. Мне бы, например, хотелось лучше узнать Йавенира, Отца войны, и Андеверса — герои с очень большим потенциалом, но даны они слишком грубыми и широкими мазками. А вот Кейла — это несомненное достижения Вегнера-беллетриста. Девочка прекрасна. Причем это наша девочка из континентальной старой Европы. Очень непохожая на детишек из англосаксонской литературы.

Еще из явных недостатков уже отмеченные затянутость некоторых сцен и прописанность финальной битвы. Вегнер любуется собой, когда выстреливает яркими, хлесткими диалогами, при этом заметно замедляющими действие. А битва — особенно ее вторая половина, после поворота к холмам. С одной стороны схематична — глазами Йавенира, с другой стороны импрессионистична — Кейла. Очень не хватило проработанных деталей, которые пусть и были бы не особенно оригинальными, зато придали бы глубины и эпичности.

В финале умело, пусть и несколько механистично сведя воедино две фабульные линии романа, автор выводит книгу на метасюжет, который очень уж в разные стороны разрастается, что и тревожит, и дает пищу для догадок и предвкушения новых открытий.

Подводя итог, должен сказать, что я крайне доволен как самим премированным и одобренным критикой и читателями романом, так и писательским ростом Вегнера. НА днях обещают выход Памяти всех слов с более для меня интересными линиями Юга и Запада, так что ЖДУ-НЕ-МОГУ))

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх