автор |
сообщение |
Zharkovsky
авторитет
|
6 июня 2011 г. 18:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мир "Великого кольца", это трилогия — "Туманность Андромеды", "Кор Серпентис" и "Час Быка".
У меня лично есть нынче два огромных конкретных интереса к этим работам Ефремова.
Первый — почему столь разные по среде обитания и по мировоззрению (первое, впрочем, гораздо значимей, поскольку второе, конечно, довольно телепатично) писатели как Ефремов и Хайнлайн практически одинаково подходили к проблемам смерти и ответственности, к их смыслу в человеческой жизни. Сравнение "Туманности Андромеды" и "Луна жостко стелет" иногда приводит в состояние мозгового паралича.
Второй — баланс технологии и ресурсной базы мира ВК, этика экономики. Верна ли (работоспособна ли) модель Ефремова. Не отсюда ли у Стругацких выросла Тагора с её общественным транспортом, проводной связью и прочими чудесами ограничения технологии. (Интересно, что ныне культурологический отдел при национальном космическом агентстве есть только в одной-единственной стране — в Словении.)
|
|
|
suhan_ilich
миротворец
|
|
Leningradka
авторитет
|
8 июня 2011 г. 14:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата suhan_ilich Второй — баланс технологии и ресурсной базы мира ВК
Сомневаюсь, что ресрусная база, описанная Иваном Антоновичем, возможна — уж очень глобальной переделке подверглась Земля будущего, начиная с намеренно уничтоженных "вредных" видов и заканчивая глобальными преобразованиями климата etc. Понимаю, что экологические проблемы стали волновать общство, и писателей в том числе, несколько позднее. Но ведь это писал человек с естественно-научным образованием. Кажется, он мог предвидеть, с какими рисками связано воплощение его модели. Могли бы произойти катаклизмы, по сравнению с которыми голливудские фильмы-катастрофы выглядят сказкой для детей. Но это касается "Туманности". В "Часе Быка" мы видим более взвешенные взгляд: правда, там почти не говорится, что произошло на Земле, зато о том, что сотворили со своей новой родиной тормансиане, рассказано куда как подробно. Впрочем, здесь возникает дополнительный вопрос: насколько богатый мир остался в наследство людям эпохи Великого Кольца? Судя по фильмам "Природа-человеку", кторые демонстрировал Ч. Чагас, в будущие столетия земляне наломают дров нешуточно.
|
|
|
Сат-Ок
магистр
|
8 июня 2011 г. 14:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka Судя по фильмам "Природа-человеку", кторые демонстрировал Ч. Чагас, в будущие столетия земляне наломают дров нешуточно.
Такие фильмы можно снимать уже сейчас, отдельными фрагментами такого плана часто оформляются остросоциальные передачи. Скажем, постепенная остановка Гольфстрима и начавшееся изменение климата в Европе — во многом итог нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе.
|
––– Орлы мух не ловят (С. И. Павлов) |
|
|
suhan_ilich
миротворец
|
|
Leningradka
авторитет
|
8 июня 2011 г. 15:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вполне. Но там идет такое нагнетание ужасов, какого, боюсь, в нашем мире пока нет, равно как и в демонстрируемой тем же героем военной кинохронике. Хотя то, что мы имеем в реальной жизни, тоже впечатляет.
Что до истоков мира Ефремова, то есть и еще один — "Современная утопия" Уэллса, где есть и что-то вроде острова Забвения, евгеника и проч. Правда, у Уэллса все выглядит куда жестче, чтобы не сказать — прямо бесчеловечно. Например, в "Мире Ефремова" есть эвтаназия — при несовместимых с жизнью травмах (см. случай Рен Боза), в редких случах врожденных уродств. Уэллс прямо говороит следующее: "неполноценные" и тяжелобольные будут уничтожаться — как в младенческом, так и во взрослом возрасте. Как только речь заходит об евгенике, он начинает говорить, что определенные гурры людей (в том числе инвалиды, люди с наследственными болезнями) не должны размножаться: кажется, он предлагает их стерилизовать. В утопии Циолковского еще круче: там в будущем нет места не только "вредным" животным (акулы, ядовитые медузы и др., упомянутые в "Туманности"), но и животным вообще. В конце концов люди переходят в некое эфирное состояние, что напоминает уже "Конец детства". Кстати, о "вредных" видах: насколько популярно было в годы написания "Туманности" (1950-е) понятия о биоценозах?
|
|
|
evgeniy_n
гранд-мастер
|
8 июня 2011 г. 15:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Взгляды Ефремова на природу и роль человечества в её развитии и "упорядочивании" по большей части совпадают со взглядами Вернадского, то есть человек рассматривался как часть природы, необходимая для её дальнейшего развития и распространения жизни на другие планеты (ну или примерно так).
|
––– "Все лучшее устремляется к звездам..." /Р.Э.Хайнлайн/ |
|
|
Leningradka
авторитет
|
8 июня 2011 г. 16:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Да, герои "Часа Быка" то и дело ссылаются на идею ноосферы. Но мир, придуманный Ефремовым, тоже развивался и менялся вместо с автором — в "Туманности", кажется, ссылок на Вернадского и Фромма (Эрф Рома?) еще не было.
|
|
|
evgeniy_n
гранд-мастер
|
8 июня 2011 г. 16:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
для краткости процитирую статью о Вернадском
цитата Основные предпосылки возникновения ноосферы: 1) расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; 2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; 3) открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; 4) победа демократий и доступ к управлению широких народных масс; 5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Всё это уже есть в ТА, только в космических масштабах. Особенно вот это бросается в глаза: создание единой для человечества информационной системы Остальное, в принципе, типично для научной фантастики.
|
––– "Все лучшее устремляется к звездам..." /Р.Э.Хайнлайн/ |
|
|
terrry
миротворец
|
8 июня 2011 г. 16:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Ефремов и Хайнлайн практически одинаково подходили к проблемам смерти и ответственности, к их смыслу в человеческой жизни.
Не вполне понятно, что это означает. Речь, может быть, идет о том, что ответственность оба понимали как осмысленность, понимание своих действий в перспективе, а не как юридический термин. Это, если речь идет об отдельных героях, что как бы оправданно для Хайнлайна. Но у Ефремова человек очень сильно "завязан" на общество, т.е. не только он ответствен перед обществом, но и строго наоборот. Поэтому, признаться, не вижу особых параллелей между Миром ВК и "Луной". Слишком уж это разные миры.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
8 июня 2011 г. 17:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Общее в творчестве Ефремова (цикла "Великое Кольцо") и Хайнлайна в том, что оба писали собственные "Истории будущего". Мы в этих историях живём, — отсюда и нынешнее увлечение соответствующими обсуждениями и дискуссиями.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
|
terrry
миротворец
|
8 июня 2011 г. 17:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата мрачный маргинал Общее в творчестве Ефремова (цикла "Великое Кольцо") и Хайнлайна в том, что оба писали собственные "Истории будущего".
Это верно. Но такие параллели можно и продолжить. Сопоставление "историй будущего" по ИАЕ и АБС стало "класическим". Жарковский, насколько я понимаю, имел в виду психологические и мировоззренческие установки Хайнлайна и Ефремова, сходным, по его мнению, образом проявившиеся в их творчестве. Кстати, Лем назвал Хайнлайновскую историю будущего ложным, но существенным прогнозом. Про Ефремова он, как известно, ничего не сказал. А интересно было бы послушать. Я в первоначальной теме уже писал, что как раз Лем подобен ИАЕ в смысле творческого метода, когда предметом художественного исследования берется общество в целом, цивилизация.
|
|
|
Борис68
авторитет
|
8 июня 2011 г. 20:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Ефремов и Хайнлайн практически одинаково подходили к проблемам смерти и ответственности, к их смыслу в человеческой жизни
Герои Хайнлайна и Ефремова и атмосфера их произведений похожи, может быть, потому что это сами авторы принадлежат к одному поколению (родились почти одновременно), а значит и общечеловеческий исторический опыт у них общий. Взгляд на современность совпадал, что в свою очередь делал общим (общим по духу! а не по прогнозу) взгляд на перспективы будущего. Что особенно показательно и доказательно, так как жили-то они в странах-антагонистах.
|
––– Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод! Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот! |
|
|
Alex Dragon
активист
|
9 июня 2011 г. 03:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka Но там идет такое нагнетание ужасов, какого, боюсь, в нашем мире пока нет, равно как и в демонстрируемой тем же героем военной кинохронике.
Вы забываете, что по сюжету в коллекции, предоставленные Чойо Чагасом Фай Родис, были намеренно отобраны наиболее ужасные картины. С вполне конкретной целью — проникнуться ненавистью и избавиться от сожалений по покинутому миру. Это всё равно что про нас с вами через тысячу лет писать сугубо по подборке криминальной хроники.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
9 июня 2011 г. 15:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Разумеется, это пропаганда, точнее, тенденциозный подбор кинохроники, но, кажется, даже среди имевших и имеющих место в нашей истории самых ужасных ужасов пока нет того, что показано в "экологической" серии или в военной кинохронике. Военная кинохроника — это точто что-то из будущего, хотя первоначально по прочтении книги мне показалось, что это Вторая мировая война. Но масштабы атомных бомбардировок, к примеру, которые показывает Ч. Чагас, явно помасштабнее Хиросимы и Нагасаки.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
9 июня 2011 г. 15:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата terrry Лем подобен ИАЕ в смысле творческого метода
Лем отметил общее для всех незаурядных произведений (не только фантастики) свойство: со временем произведения классиков начинают жить собственной жизнью, насыщаясь читателями смыслами и содержаниями, о которых сами авторы не могли знать в своё время. Вот ещё одна из причин, почему творчество Ефремова так оживлённо обсуждается и дискутируется на Фантлабе.
|
|
|
terrry
миротворец
|
9 июня 2011 г. 15:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата мрачный маргинал со временем произведения классиков начинают жить собственной жизнью, насыщаясь читателями смыслами и содержаниями, о которых сами авторы не могли знать в своё время. Вот ещё одна из причин, почему творчество Ефремова так оживлённо обсуждается и дискутируется на Фантлабе.
Это верно. Но важно ещё и каковы эти новые смыслы, абстрактные или животрепещущие. Интерес к ИАЕ обусловлен и непреходящей "актуальностью" его творчества. Кроме того, я еще не встречал по настоящему новых смыслов, которых бы ИАЕ, в той или иной мере, не закладывал в свои произведения. Это хорошо показала первичная тема об ИАЕ. Но то, что "Великое Кольцо" — плодотворный генератор новых содержаний, бесспорно.
|
|
|
Alex Dragon
активист
|
9 июня 2011 г. 16:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Скажем так: изображаемая ИАЕ хроника является не слишком большим преувеличением. Скорее обобщением. В принципе в основном всё так и было.
Собственно, прямо по тексту:
цитата Громадные концентрационные лагеря — фабрики смерти, где голодом, изнуряющим трудом, газовыми камерами, специальными аппаратами, извергающими целые ливни пуль, люди уничтожались уже сотнями тысяч и миллионами. Горы человеческого пепла, груды трупов и костей — такое не снилось древним истребителям рода человеческого.
Было? Было.
цитата Атомными бомбардировками за несколько секунд уничтожались огромные города. Вокруг нацело выжженного центра, где сотни тысяч людей, деревья и постройки погибали мгновенно, располагался круг разрушенных зданий, среди которых ползали ослепленные, обожженные жертвы. Из-под обломков несся нескончаемый вопль детей, призывавших родителей и моливших о воде.
В Хиросиме и Нагасаки было ровно так. Спорить о том, насколько множественное число подразумевается или можно ли считать Хиросмиму огромным городом, мне кажется, не слишком нужным.
цитата И снова шли сцены массовых репрессий, перемежавшихся с битвами, где тысячи самолетов, бронированных пушек на суше или корабле с самолетами на морях сталкивались в сплошном шквале воющего железа и гремящего огня.
День на Курской дуге. Практически любой фильм о Второй и многие эпизоды Первой мировой войны.
цитата Десятки тысяч плохо вооруженных солдат упорно, напролом лезли на сплошную завесу огня скорострельного оружия, пока гора трупов не заваливала укрепления, лишая противника возможности стрелять, или же его солдаты не сходили с ума.
Первая мировая как она есть.
цитата Бомбардировка городов, где храбрые люди прошлого фотографировали рушащиеся и горящие здания. В комментариях не нуждается. От Испании до Вьетнама. Ханой под ежедневными бомбёжками жил годами.
цитата Обреченные на смерть летчики-самоубийцы мчались сквозь завесу снарядов и разбивались о палубы гигантских кораблей, вздымая огненные смерчи, летели вверх люди, орудия, обломки машин.
Кадры общеизвестны.
цитата Подводные корабли неожиданно появлялись из глубин моря, чтобы обрушить на врагов ракеты с термоядерными зарядами…
Тоже не слишком фантастическая сцена. Можно потолковать о том, что между «что бы обрушить» и действительно обрушить есть разница и том, что кадры любых военно-морских учений времён холодной войны показывают такие подлодки, но смысл? Это близко к тому, что мы знаем и так. Нарезка из программы «Время» и «Международной панорамы».
Иван Антонович всегда выступал за единство мысли и чувства, и мне думается вот хотя бы такой ролик может быть уместной иллюстрацией к тому, что могло бы попасть в подобную коллекцию:
http://www.youtube.com/watch?v=yEZJk7gH3gw
И сейчас волосы встают дыбом, когда видишь опадающий осенним листом громадный самолёт.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
|