Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


активист

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 14:39  
Лучшая интерлюдия у Романа это на мой взгляд "Небесный Корабль"...
Но читать интерлюдии отдельно от романов — это то еще занятие.
–––
"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей..." (c) А.С.П.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 14:57  

цитата Тойво Глумов

Так они не сыплются, массаракш .

По любому они падают в комплекте на поверхность планеты, и с большой высоты, иначе откуда такие ямы?

цитата Тойво Глумов

Кроме того, выглядят уж больно волшебно даже для звездолета

Но мы же не знаем как их надо применять на самом деле и для чего они были предназначены. Кроме Перстов конечно. А аборигены уже используют их меру своего понимания. Да и с Перстами тоже возможны варианты.
А наличие   межзвездного портала мне кажется еще более фентезийным.
–––
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 15:03  

цитата be_nt_all

Со вторым, похоже, всё не так просто.

Вот эта не простая ситуация меня и цепляет, а что там с этим монастырем, созданным для оболванивания бедных доверчивых девчонок, особого значения не имеет. Не постом и покаянием, так рытьем пещер их по любому замучают, потому что грешили. Это такая спец колония для женщин с бессмысленным трудом, что должно еще больше угнетать сознание.
–––
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон


миродержец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 15:33  

цитата badger

Проработанность мира у автора

В рамках жанра рассказа?

цитата badger

Но у этого мира должна быть непротиворечивая внутренняя логика

Должна быть. Никаких противоречий у самих по себе внутренней логике у арабских латных конников зороастрийцев нет. Если рассказ самостоятельный, или начинает цикл, буду ждать что противоречие привычной нам (и внешней по отношению к вымышленному миру) логике в нём хоть какого-то объясняется или обыгрывается. Если буду знать что это часть большого цикла — не буду ждать ничего такого.

цитата badger

вторичность

По отношению к Мартину? Не хочу это обсуждать по 5 кругу. Какое-то влияние, наверное, есть (мне, как нелюбителю ПЛиО судить сложно), но вещь же совершенно другая. Я бы даже сказал жанрово другая.

цитата badger

и искусственность

Вот тут сложнее. Мне вот не совсем понятно, что нужно сделать с религией и культурой, чтобы людям даже в голову не пришла идея пороха и ДВС. Какой-то блокирующий запрет на идею взрыва? Но как? Боюсь на этот вопрос автор ответа так и не даст.

цитата badger

Кстати, раз уж поклонники собрались, может бы и библиографию для сайта сделали?

Рассказ в сборнике. В принципе — хватит. Делаю потихоньку, вчера издания романов с литреса внёс.

цитата badger

А так зашел на страницу, а там только основные романы. И непонятно — два прочитанных рассказа входят в их состав или должны присутствовать в библиографии отдельно?

Ответ на оба вопроса положительный. Как вспомню, как надо оформлять произведение в таких случаях — внесу.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


активист

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 15:41  
Мотивация героев, вот что выгодно отличает Суржикова от горячо любимого мной Аберкромби и уже далеко не столь горячо любимого Мартина (Мартина в основном за "не хочешь срать — не мучай... Сноу"). Оказывается, персонажи могут поступать так, а не иначе не только под диктовку властолюбия, амбиций и личной выгоды, но ещё и по закону, чести, обычаю и просто из-за доброты и сочувствия. И мало того, что поступать (Нед Старк тоже пытался), но ещё и добиваться успеха. Это для современной эпической фентези уже настоящая редкость.

цитата badger

Есть ли в цикле пояснения почему монастырь у автора имеет именно такую структуру и организацию?
Да. Потому что это монастырь Сестры Смерти, Ульяны Печальной. Своего рода пожизненное заключение in pace. Но если рассматривать рассказ "Плакса" отдельно от цикла, то какая разница, если это не противоречит внутренней логике? Как говорил Портос: монастырь имеет такую структуру, какую имеет.

цитата Тойво Глумов

Откуда взялась эта из пальца высосанная антропонимика? Где те прогрессоры?
Кто нас выдумал??? Автора!!!
Отлично!


миродержец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 15:45  

цитата Gebri

Вот эта не простая ситуация меня и цепляет,

И Суржиков, будучи детективщиком, даст окончательный ответ в предпоследней главе заключительного романа.

цитата Gebri

потому что грешили

Даже не так, там с грехом помягче. Если некая мадам (не важно из какого социального класса, просто в высших это как-то легче сделать) обустроив мужа под каблуком, открыто заведёт себе альтера — никто (включая церковь) ей и слова поперёк не скажет. А вот если девушка так и не смогла сделать хоть-какогото мужчину своим, то тут ей дорога только в монастырь или в бордель. В худшем случае — в монастырь ульянинок. Хотя если есть за душой титул или капитал — возможны варианты, вот поэтому среди ульянинок таких и нет…
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


активист

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 15:46  

цитата be_nt_all

Я бы даже сказал жанрово другая.

Да. "Полари" это, кроме шуток, детектив.


миродержец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 15:50  

цитата Тойво Глумов

Где те прогрессоры?

24 мая празднуем. Католики (Чехи, к примеру) 5 июля.8-)
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 16:07  

цитата be_nt_all

Рассказ в сборнике.

«Девятая пространства»
Роман Суржиков
Девятая пространства
2010, рассказ

Восемь поколений предков передали ей свои умения, но она нашла цивилизацию, у которой знания не передаются наследственно и каждое новое поколение начинает учиться заново. Так она оказалась на Земле.


–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


новичок

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 16:16  

цитата badger

Где аргументы и цитаты? Могу еще раз повторить вопрос.

Хорошо, давайте разберемся.

цитата badger

Есть ли в цикле пояснения почему монастырь у автора имеет именно такую структуру и организацию?

Структура и организация более чем традиционны: пирамида во главе с матушкой-аббатисой,
Возникшие вопросы были скорее по уставу, верно?

цитата badger

Нет, ссылки на гугл и википедию здесь не прокатят

Ну отчего же. Ведь, припомните:

цитата badger

Апелляции к нашему миру не проходят от слова совсем. Во-первых таких женских монастырей в которых послушницы первые три года проводят взаперти, занимаясь трудом каторжников в нашем реальном мире не было.

Именно поэтому в ответ на ваше бездоказательное утверждение о полном несоответствии нашему реальному миру я привел ссылку. В уставах монастырей есть много общего, как минимум: обет молчания, строгий пост, тяжелое трудовое послушание. О пещерных и скальных монастырях тоже говорилось. Оказалось — апелляции к нашему миру вполне прошли. Что по мелочи не так — это художественное произведение.
Пять слов в день — это авторская находка, на которую обращали внимение и рецензенты конкурса.

Я тоже многого из этого не знал, но высказываться в духе — я об этом не слышал, значет этого нет и быть не может — стесняюсь.

цитата badger

Героини описаны скупо и схематично, никакого личного сопереживания за время рассказа вызвать не успевают. Сюжет шаблонный.

Дошли до сути. Интересно было бы понять, в чем шаблонность, и что вы считаете нешаблонным сюжетом, но это тоже не важно. Суть в том, что "Плакса" — "Женский Волкодав" вам не понравился; более динамичный "До рассвета" — оказался более интересным лично вам, но тоже не шедевр, а "мешанина имен и кличек на первой же странице текста". Вот и все. На вкус и цвет. Я, например, не пью пива вообще и не поклонник рэпа. Рассказывать мне в очередной раз "значит, ты не пробовал хорошего пива!" бессмысленно, оно просто не мое. Литература, к счастью, тоже штука субъективная.

Поймите правильно; я вас не собирался и не собираюсь убеждать в том, что раз вам не понравлась "Плакса" — значит, вы еще не нашли своего Суржикова, читайте и найдете. Не ваше — ну и не ваше! Просто ваши посты с моей субъективной точки зрения отдавали — максимально политкорректно выражаясь — безапелляционностью:

цитата

"Образец для знакомства мягко говоря преотвратный", "произведение совсем не самостоятельное", "мир не прописан от слова совсем", "типичная слезодавилка, нелогичная и банальная", "кроме монастыря нет ничего интересного", "героини описаны скупо и схематично", "нет сопереживания", "сюжет шаблонный", "детали не проработаны".

Стиль передовицы "Правды" приснопамятных лет, ей-богу, Сумбур вместо музыки.
Возникшие у вас вопросы:

цитата

А за чей счет существует данное заведение? Это бюджетная организация, через которую отмываются казенные деньги? В тексте ноль информации... Почему бы не усадить всех послушниц за прялки или ткацкие станки, за раскрашивание тканей, изготовление разной утвари?..

вызвали у меня ассоциации то ли с политинформацией, то ли лекцией по политэкономии, и уж точно — с бессмертным Райкиным.

цитата

Вот балерина – крутится. Крутится, крутится, аж в глазах рябит. Прицепить ее к динамо – пусть ток дает в недоразвитые районы. А ты, иллюзионист, у тебя из пустого ведра курица вылетает. Иди, обеспечивай народ курями. Ведра у всех есть, куры не у всех. Тебе каждый спасибо скажет, если честно будешь работать. А писатель пишет. Ходит туда-сюда, обдумывает. Что он там напишет, никому не известно, а пока ходит – прицепить к нему рычаг, пускай воду качает. Хоть какая польза будет...


Аркадий Райкин: мысли рационализатора

Я объяснил, как мог. Лучше не умею.
С уважением к миродержцу,
Новичок
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))


активист

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 16:34  
Коллеги, полагаю, сомнения "такого в монастырях не могло быть, бо нерационально" развеет игумен Сергий с сайта pravmir.ru, обращаясь к потенциальной послушнице. Речь идёт не про обители Тёмных веков в глуши лесов бретонских, а про нашу страну и наш 21 век.

Готовы ли Вы ежедневно, без выходных работать по 10-14 часов на коровнике, огороде, стройке, кухне, прачечной, пекарне и. т. д.? Придется выполнять грязную и тяжелую работу, за которую возьмется не всякий мужчина. Хотите Вы или нет, спрашивать не будут! День в монастыре начинается в 5 часов утра, заканчивается в лучшем случае в 23, а иногда и после полуночи. https://www.pravmir.ru/uxod-v-monastyr-le...


миротворец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 18:07  

цитата be_nt_all

В рамках жанра рассказа?

А почему нет? Что здесь может помешать автору кроме его желания?
–––
"В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг


философ

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 18:12  

цитата lopuh21

Готовы ли Вы ежедневно, без выходных работать по 10-14 часов на коровнике, огороде, стройке, кухне, прачечной, пекарне и. т. д.?


а готова ли она сидя в яме перекладывать совочком землю из одной кучки в другую и потом там же сдохнуть?
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


миротворец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 18:28  

цитата Тойво Глумов

вызвали у меня ассоциации то ли с политинформацией, то ли лекцией по политэкономии, и уж точно — с бессмертным Райкиным.

Ну если не ограничиваться одним Райкиным, а посмотреть внимательнее литературу по монастырям, то неожиданно окажется что мужские и женские монастыри в плане организации прилично различался. Равно как и различался мужской и женский труд. И если у послушниц будет прижизненный рабочий вклад в "пару дюймов, может быть фут коридора", то вполне понятно что никаким "типичным монастырем" здесь не пахнет. Как возник этот гибрид каторги и почему?

цитата lopuh21

монастырь имеет такую структуру, какую имеет.

Всё. Более ничего убедительного я не услышал. Дальнейший разговор заходящий на надцатый круг считаю бессмысленным.
–––
"В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 18:56  
Полагаю, проблема в том, что суровый монастырь обычно изображают в двух видах. Первый — стандартный трудовой лагерь. Работай с пользой и молись. Второй — то же самое, но дополненное каким-то непродуктивным занятием. Обычно это занятие должно либо раскрыть в герое какую-то способность, дать ему какой-то баф, либо продемонстрировать свдизм и волюнтаризм отдельных лиц. Вполне разумно спросить, прочитав рассказ про рытье пещерки, зачем герои это делают. А еще разумнее ожидать, что в самостоятельном произведении автор даст ответ на этот вопрос.
–––
Ioculator Domini


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 19:43  

цитата be_nt_all

И Суржиков, будучи детективщиком, даст окончательный ответ в предпоследней главе заключительного романа.

Вполне вероятно что так и будет.
–––
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон


миродержец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 20:37  

цитата badger

Что здесь может помешать автору кроме его желания?

Объём, заставляющий выбирать что-то одно. Несколькими штрихами можно либо сослаться на готовую картинку (из истории или литературной традиции). Ну или наоборот, намекнуть, что за пределами обрисованной сцены — нечто неизведанное.

цитата ton-tan

А еще разумнее ожидать, что в самостоятельном произведении автор даст ответ на этот вопрос.

Я вот тоже не согласен, что «Плакса» — хороший пример самостоятельного произведения. Именно потому, что для глубоко его понимания нужно осозновать, монастырь какого культа имеется в виду. Что до прочего, мы это всё уже обсудили. И рещили для себя, что оторванные от производственной базы (всё ещё феодальной в основе своей) социально-нравственные идеи, вроде женского равноправия, и вправду способны порождать таких вот уродцев. Ну и то, как в мире Полари дикий, тоталитарный культ Ульяны вписал в позитивисткую по своей сути религию прародителей лично я нахожу картинкой правдоподобной и весьма поучительной.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 6 марта 2019 г. 23:06  

цитата ton-tan

это занятие должно либо раскрыть в герое какую-то способность, дать ему какой-то баф

Не уверен, что RPG-шная терминология тут хоть сколь-нибудь уместна, но история с Плаксой действительна открыла в героине некую способность. Ну и вообще, монастырь ульянинок стал для неё важным, хотя и очень травматическим опытом.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


активист

Ссылка на сообщение 7 марта 2019 г. 00:05  

цитата Цефтриаксон

а готова ли она сидя в яме перекладывать совочком землю из одной кучки в другую и потом там же сдохнуть?
Мне то откуда знать, готова она или нет? ;-) Я повторю — настоящая работа, в настоящих действующих монастырях порой бывает столь же и даже более тяжелой и на взгляд недалёких посторонних "нерациональной", как и в рассказе "Плакса". Поэтому претензии в стиле "так не бывает" на поверку выходят глупыми и нарочитыми придирками. Нахрена вот монахини погреба роют или в огороде надрываются? Лучше б на джаве кодили, заработали бы кучу бабла, а продукты на яндекс-еде заказывали.


активист

Ссылка на сообщение 7 марта 2019 г. 00:15  

цитата ton-tan

Вполне разумно спросить, прочитав рассказ про рытье пещерки, зачем герои это делают. А еще разумнее ожидать, что в самостоятельном произведении автор даст ответ на этот вопрос.
Из рассказа ясно, что они ведут подземное строительство дополнительных монастырских помещений.
Страницы: 123...56789...757677    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх