Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 09:14  
цитата Учебная тревога
тот же Адриан. Ждала от него большего величия духа, хотя уже в "Люди и боги" его поступки наводили на размышления..
.
Мы в начале видим Адриана глазами влюбленной Миры, а потом фокус меняется. Сам Адриан каким был, таким и остался.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 11:40  
цитата Учебная тревога
Что до протагонистов, чем дальше, тем ущербнее. С одной стороны импонирует, что автор не пытается сделать зло привлекательным, напротив, утрирует почти до гротеска. С другой, они настолько явно с изъянами психики и личности, что странно как хоть кто-то может за ними следовать.

Увы, но в истории полно примеров когда миллионы шли на убой за людьми с изъянами в психике.
Вот как раз этот момент разобран автором на примере Джоакина. Кроме того, жители Полари не знают того, что знает читатель


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 13:59  
цитата Stan8
Протагонист это по определению положительный герой. Главные протагонисты в Поларийском цикле


Вы правы, перепутала определение, стыжусь. Речь шла об антагонистах.


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 14:03  
цитата 10-la

Мы в начале видим Адриана глазами влюбленной Миры, а потом фокус меняется. Сам Адриан каким был, таким и остался


Не соглашусь. В первых книгах его поступки скорей располагают к нему. Покровительство науке, разумность в государственых делах, ум, храбрость это всё показано и вне зрения Минервы.


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 14:04  
цитата Учебная тревога
Вы правы, перепутала определение, стыжусь. Речь шла об антагонистах.
Но это не так. кто протагонист в преступлении и наказании? А в сериале Бригада кто протагонисты?
–––
Чтение-Сила


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 14:13  
цитата oberond
Увы, но в истории полно примеров когда миллионы шли на убой за людьми с изъянами в психике.

Как правило, обладающими харизмой и рычагами воздействия.

Шейланд, Пауль, Мартин, Галард — они живые, но, харизмы, имхо, не наблюдаю.
Могу понять почему та же Чара пошла за Паулем, но почему им увлеклась..
Почему Десмонд из всех партий выбрал Шейланда..
Галард вообще выглядит одномерным, а ведь столько интриг провернул, тут нужна гибкость мышления.


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 14:18  
цитата просточитатель
Но это не так. кто протагонист в преступлении и наказании? А в сериале Бригада кто протагонисты?


Протагонист и антагонист, герои по разные стороны баррикад, противоборствующие друг другу. Протагонист при этом носитель условного "добра". В указаных вами примерах они достаточно четкие.
Мотивы совершения неблаговидных поступков, не являются их оправданием. Зло бывает меньшим, даже допустимым, но светом от этого не становится.


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 14:22  
цитата Учебная тревога
Зло бывает меньшим, даже допустимым, но светом от этого не становится.
Разумеется. Я о чем пишу? Есть разделение герой -злодей. Тувсе просто.Герой добро. Злодей по названию зло. Однако протагонист антагонист это другое разделение. Протагонист это персонаж от которого идет действие Он не обязан быть добрым. Положительным. Их часто путают потому что в большинстве сюжетов протагонист и есть герой. Но это не всегда так
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 16:07  
цитата Учебная тревога
В первых книгах его поступки скорей располагают к нему. Покровительство науке, разумность в государственых делах, ум, храбрость это всё показано и вне зрения Минервы.


Он уже в первых книгах продемонстрировал отсутствие ума. Когда взял на себя сожжение Альмеры, и отправил Ворона к Ориджинам


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 16:09  
цитата Учебная тревога
Шейланд, Пауль, Мартин, Галард — они живые, но, харизмы, имхо, не наблюдаю.


У Пауля и Галларда харизма вполне есть. Виттор использовал лозунги вида "мир хижинам война дворцам". У дураков такая демагогия всегда популярна


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 17:11  
цитата oberond
Когда взял на себя сожжение Альмеры, и отправил Ворона к Ориджинам


То что взял на себя сожжение Альмеры, поступок неоднозначный, но откровенно глупым его не считаю. Если бы не Эрвин, остальные дома это бы сожрали.
С отсылкой Ворона, как и другими вспышками импульсивности, я несколько в непонятках. Как можно успешно и хладнокровно воевать, и так лажать, идя на поводу у эмоций?


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 17:14  
цитата oberond
У Пауля и Галларда харизма вполне есть. Виттор использовал лозунги вида "мир хижинам война дворцам".


Что Пауль, что Галард говорят штампами, живости ума не демонстрируют.
В ком что-тотмелькает, так это в Рихарде, но уж слишком прёт одержимость. Перегнул палку Шейланд с ульяниной пылью в его случае)
Шейланд неплох как интриган, но при приближении фальшив насквозь. Слишком явноипытается подстроиться под каждого. Имхо


миродержец

Ссылка на сообщение 17 июля 17:16  
цитата Учебная тревога
говорят штампами
Это в нашем мире идеи про хижины и дворцы являются штампами, а у них — весьма ново и оригинально


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 19:15  
цитата Учебная тревога
То что взял на себя сожжение Альмеры, поступок неоднозначный, но откровенно глупым его не считаю. Если бы не Эрвин, остальные дома это бы сожрали.

Самое забавное, что эта акция была устроена Кукловодом как раз таки для того чтобы мятеж Эрвина и состоялся, а Адриан послушно засунул голову в петлю по совету Шейланда))


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 19:50  
цитата Учебная тревога
Не соглашусь. В первых книгах его поступки скорей располагают к нему. Покровительство науке, разумность в государственых делах, ум, храбрость это всё показано и вне зрения Минервы.

В первых книгах Адриан появляется только в главах Искра. Это POV Миры. То есть исключительно ее восприятие. Она очарована, хочет видеть прекрасное и видит. Многие указанные качества в нем остались до конца, плюс надо учитывать его "смерть" и то с чем он столкнулся на жизненном пути. Легко быть умным и благородным, когда родился принцем и вырос во дворце, когда можешь делать все что угодно.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 20:15  
цитата Учебная тревога
Что Пауль, что Галард говорят штампами


Галлард изображая праведника успешно вел за собой монахов-вильгельминцев. А Пауль вполне успешно возглавил шаваннов. У Пауля определенно были задатки вождя — он сильный, бесстрашный, мастерски планирует военные операции, знает как использовать местную религию


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 20:26  
цитата Учебная тревога
Покровительство науке, разумность в государственых делах, ум, храбрость это всё показано и вне зрения Минервы.

А ещё такие забавные чудачества как услать главу разведки на верную смерть (при том за то, что просмотрел мятеж, к которому сам Император в основном и приложил руку) и живьём зарыть невесту. Милейший человек)


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 21:31  
цитата Михалка_79
живьём зарыть невесту.

Это уже в поздних книгах.
Глава разведки просмотрел мятеж. Хотя, конечно, это косяк Адриана и, пожалуй, проявление его мстительности.


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 21:33  
цитата 10-la
В первых книгах Адриан появляется только в главах Искра.

Адриан есть и в главах Мэнсона.
В "Цене страха" где Адриан юн, видны нехорошие зачатки, но там скорее Телуриан с Альденом и Десмондом лучше раскрыты и змеюшник Шейландов.


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 21:36  
цитата Эгоистка71
Это в нашем мире идеи про хижины и дворцы являются штампами, а у них — весьма ново и оригинально

Не отразила чтоб Шейланд это пропагандировал. И, учитывая как лихо с начала войны он пускал своих подданых в расход, ему простой люд не особо верил.
Но я ещё два тома Древа не дочитала.
Страницы: 123...7374757677    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх