автор |
сообщение |
_Y_
миродержец
|
3 августа 2015 г. 10:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Огромное число лаборантов что-нибудь, да пишет. Спектр: от профессиональный писателей, через полупрофессиональных, через любителей и до клинических графоманов. И всем, наверное, интересен чужой опыт, интересно доводить свои произведения до идеала (ну, кроме как графоманам – их произведения идеальны по определению).
Предлагаю пообсуждать разные вопросы-аспекты-приемы текстописания. Как и в каких случаях использовать те или иные формы изложения для усиления желаемого эффекта.
Предлагается к обсуждению: принципы всего, чего угодно: перескоки, прямая речь, голос за кадром, время, место, падежи, восклицания, вставки на непонятных языках, выдуманные слова, смайлики… и-еще-пять-мильёнов-всего-чего-угодно.
Предлагается запретить к обсуждению: тексты произведений. Пожалуйста, не постите и не прикрепляйте к сообщениям свои или чужие произведения или их фрагменты больше одного абзаца длиной. Если понадобилось по ходу пьесы – используйте для текстов личку.
Это позволит сконцентрироваться на общих принципах и не сползти в малопродуктивные «учитесь на примерах» и «отфотошопьте мой текст, пожалуйста». К тому же, для обсуждения текстов имеется тема Творчество фантлабовцев
Формат обсуждения: В начале обсуждения какого-то вопроса давайте, пожалуйста, его название жирным шрифтом. В ответах старайтесь, пожалуйста, чтобы было понятно какой из вопросов обсуждаете. Можно, например, дублировать то же название и тем же жирным. Это позволит не путаться кто о чем говорит.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
|
bbg
миротворец
|
12 мая 2016 г. 18:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Sawwin Если произведения не запоминаются, они не художественны.
Следует ли из этого, что таблица умножения высокохудожественна?
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Sawwin
миротворец
|
12 мая 2016 г. 20:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Следует ли из этого, что таблица умножения высокохудожественна?
Если бы она запоминалась... мне 64 года, но до сих пор после вопроса: сколько будет шестью семь, следует секундная заминка, во время которой я бешено складываю числа и лишь потом даю ответ. А сколько слёз было пролито пятьдесят пять лет назад, когда меня заставляли учить эту проклятую таблицу! Но так и не заставили. А вот "Старуху Изергиль" я выучил наизусть безо всяких затруднений.
Впрочем, это офтоп. Давайте прекращать дозволенные речи, пока не объявился некто в красной шапке.
|
––– "Называть себя писателем -- дурной вкус. Надо, чтобы тебя назвали писателем другие" (с) Сергей Снегов |
|
|
ааа иии
философ
|
12 мая 2016 г. 21:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ Общеизвестно, что в короткой форме, рассказе, не должно быть больше пары-тройки героев. Сколько хотите, столько и вводите, а при сомнениях отсылайте критиков к "Встрече в Мурене" Романа Воронежского: 19 строчек, 12 персонажей и — блестяще. цитата _Y_ Какие сушествуют методы обозначения-выражения кто герой, а кто
Рассказ от первого лица. Прямое объявление: "герой тут Павел", вполне уместное в заголовке. Использовать старый принцип: актер действует, статист изображает. По проценту выделенного текста. В конце останется только один. Но, коли можете выдать текст, в котором будет непонятно, кто главный — вперед. Ничего плохого именно в этом нет, а для детектива в смысле загадки это и вовсе прекрасно.
|
|
|
_Y_
миродержец
|
12 мая 2016 г. 21:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии тсылайте критиков к "Встрече в Мурене" Романа Воронежского
Я не в курсе что это такое. Покажете?
цитата ааа иии актер действует, статист изображает
Идея красивая, но как это перевести в плоскость текста? В смысле "действует" я понмаю, а вот "изображает"?
цитата ааа иии По проценту выделенного текста
Здесь я не уверен. Понимаете, большинство возражений множественным героям строится на том, что читатель путается. А колличество выделенного текста можно оценить только после чтения, то есть уже после того как запутался.
Мне кажется, что читателю действительно надо сразу понимать за кем следить, а на кого взглянуть и забыть. Но вот как это обозначить без использования жирного шрифта?
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
ааа иии
философ
|
12 мая 2016 г. 22:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ Покажете? http://www.labirint.ru/fragment/128947/ — легко берется поисковиком
цитата _Y_ а вот "изображает"? "Короля играет свита". Если подробнее, то в сказке о Колобке заяц, волк и медведь — второстепенные персонажи, а лиса — антагонист. В рассказе Стерлинга "Рой" второстеенные персонажи — Инвесторы, симбионты и Галина. Мало реплик, легко заменимы на совершенно других — их дело функция. В рассказе Лема "Альтруизин" кошки это статисты — без них можно обойтись, но факт присутствия оживляет текст.
цитата _Y_ Мне кажется, что читателю действительно надо сразу понимать за кем следить, Кажется. У читателя ведь нет выбора — он не может следить только за Волком, если сказка о Колобке. И, кстати, можете привести пример рассказа, в котором
цитата _Y_ читатель путается. Запутаться можно в длинном диалоге без ремарок — кто что сказал. Но спутать ГГ с "кушать подано"?
|
|
|
_Y_
миродержец
|
4 апреля 2020 г. 21:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В сети можно найти множество советов начинающим авторам. Основная тема "Как построить композицию рассказа, повести или романа". Всё класс, но все советы, которые я видел, перемывают практически одно и то же — стандартную, самую простую из возможных, композицию, описанную ещё древними греками. Поэтому, оживлю-ка я тему таким вот вопросом:
Как построить композицию рассказа, в котором имеются две или несколько параллельных и независимых сюжетных линий, сходящихся только к концу?
Хочется получить ответ не только по самой композиции, но и комментарии про особенностям написания таких рассказов.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
vxga
авторитет
|
4 апреля 2020 г. 22:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ две или несколько параллельных и независимых сюжетных линий, сходящихся только к концу?
Про "Игру престолов" слышали? "Властелин колец"? Берется "Красная шапочка" — и вот тебе линия девочки, которая отправилась к бабушке, линия волка, который гуляет по лесу в поисках еды, линия охотников, которые не знали ни о девочке, ни о звере, но сыграли свою роль в их судьбах. На самом деле, не такой уж редкий вариант композиции.
|
|
|
bbg
миротворец
|
4 апреля 2020 г. 22:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И можно эти линии тасовать как угодно...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Gourmand
миротворец
|
4 апреля 2020 г. 22:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vxga линия охотников
Охотники в "Красной шапочке" — рояль.
|
––– Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни |
|
|
SAM77
гранд-мастер
|
4 апреля 2020 г. 22:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
_Y_ , а мне кажется, что при упоминании нескольких сюжетных линий, имеется ввиду всё таки роман. Хотя, может,я ошибаюсь.
|
––– Nothing lasts forever, it all will be gone. У тяжёлой железной хтони отобьём ещё миллиметр. |
|
|
bbg
миротворец
|
4 апреля 2020 г. 22:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вообще, кмк, экспериментировать с композицией можно как угодно, лишь бы не скучно было. Если язык позволяет:))
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
_Y_
миродержец
|
4 апреля 2020 г. 22:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
vxga спасибо, но мой мозг с примерами не дружит. Так уж устроен, что обучаемость у него идёт от принципов, а не от примеров.
SAM77 нет, именно о рассказе. Ведь в романе или повести вопрос решается просто — разбивка на главы позволяет вести параллельные линии, не особо заботясь об их взаимодействии. А вот с короткой формой сложнее и для меня как-то непонятнее.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
vxga
авторитет
|
4 апреля 2020 г. 22:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gourmand Охотники в "Красной шапочке" — рояль.
Не обязательно. Они вполне могли быть в лесу, согласитесь? А вот зачем — это уже неплохая возможность поиграться. Может, они вообще хотели грабануть и изнасиловать Красную Шапочку, а на волка просто отвлеклись? А может, они ввязались в эту историю, потому что им важна была бабушка, на которую волк напал первой? Вдруг старушка у охотников браконьерскую добычу тайком скупала для перепродажи, например? Так что рояль они — только у плохого писателя.
|
|
|
vxga
авторитет
|
4 апреля 2020 г. 22:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ от принципов
Тут они могут быть разными. Самый очевидный: по принципу того же романа — переключаясь между героями. Но тут возникает интересный вопрос: либо заранее создавать интригу, не давая читателю догадаться, как сойдутся линии, либо наоборот — нагнетать напряжение, намекая на то, что ждет героев.
|
|
|
_Y_
миродержец
|
4 апреля 2020 г. 22:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vxga Вдруг старушка у охотников браконьерскую добычу тайком скупала
Если серьезно, то мне не нравятся тексты, в которых читатель должен искать автору оправдания, додумывая за него. По мне, так додумывать читатель должен то, к чему автор его подтолкнул, а заполнять пробелы читатель не должен.
Так что не скупала старушка браконьерскую добычу. А была она наркодиллером, который охотникам, едущим в лес, чтобы побухать от души, был совершенно фиолетов.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
Gourmand
миротворец
|
4 апреля 2020 г. 22:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vxga Так что рояль они — только у плохого писателя.
имеется в виду базовый вариант сказки. Там они — рояль. А я хороший писатель, не волнуйтесь. В моём фанфике по Красной шапочке охотники пришли не просто так. Думаю, что и у других писателей, обыгрывающих изначальную сказку, тоже были объяснения. И как раз именно потому, что в самой сказке охотники — это такое спасение свыше, внезапное и не укладывающееся в современное понятие о композиции. Навскидку я не припомню другой сказки со столь откровенно "пришитым" финалом.
|
––– Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни |
|
|
_Y_
миродержец
|
4 апреля 2020 г. 23:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vxga переключаясь между героями
А как между ними переключаться? Ведь не глава на героя, а абзац.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
vxga
авторитет
|
4 апреля 2020 г. 23:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ммм... рояль — нечто не уместное, а охотники в лесу, повторюсь, вполне могли быть. И лично мне этот финал, кстати, никогда не казался "пришитым". Охотники просто не особо интересуют сказочника — он рассказывает не о них, вот и все. Этот как в сказке о богатырях камень на распутье — тоже не рояль, а предмет обстановки, сравнительно правдоподобный. Но расписывать откуда он взялся, кто его вытесал и поставил, как была сделана надпись — сказочник не станет. Да и среди писателей такое мог разве что Толкин учудить, но у него с композицией вообще странноватые отношения.
|
|
|
bbg
миротворец
|
4 апреля 2020 г. 23:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ как между ними переключаться? Ведь не глава на героя, а абзац.
Можно начинать новый абзац с многоточия:)) Становится понятно: нечто изменилось. Локация, время или герой. Или вообще что угодно.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
vxga
авторитет
|
5 апреля 2020 г. 07:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ Ведь не глава на героя, а абзац.
Во-первых, почему? Рассказы, состоящие из главок, вполне существуют. Во-вторых, почему не переключаться между абзацами? Не обязательно многоточиями — речевой характеристикой, например. У того же Джойса, емнип, вообще не всегда понятно "а кто, собственно, рассказчик в данном отрывке".
|
|
|