Издательство «Гиперборей»Годы существования: 1914 – 1918 Описание:Первоначально «Гиперборе́й» — «Ежемесячник стихов и критики», литературный сборник поэтов-акмеистов 1912—1913 годов. Издателем и редактором его был поэт и переводчик Михаил Леонидович Лозинский, на его же квартире происходили и собрания редакции. Активнейшее участие в создании журнала принимали С.М.Городецкий и Н.С.Гумилев. Всего было выпущено 10 номеров. В 1914 году «ежемесячник Гиперборе́й» был преобразован в издательство «Гиперборей», которое существовало до 1918 года, — всего в нём вышло 12 книг. Некоторые источники утверждают, что «ежемесячник Гиперборе́й» уже изначально был издательством. Однако, «Гиперборей» начал издаваться осенью 1912 года и был заявлен именно как периодическое издание. Кроме стихов, этот журнал имел отдел критики, в котором печатались рецензии, писавшиеся Гумилёвым, Мандельштамом, Г.Ивановым, Городецким и Лозинским. Издательство «Гиперборей», возникло уже «из журнала» и выпускало только сборники стихов: «Четки» Ахматовой, «Горницу» Г. Иванова, «Облака» Адамовича, «Камень» (2-ое издание) Мандельштама. С осени 1914 и до начала 1916 года в «Гиперборее» наблюдался период спада работы и некоего «безвремения». Последними же вышедшими в издательстве книгами стали «Четырнадцать стихотворений» М.Зенкевича, поэма «Мик» Николая Гумилёва и его же «Фарфоровый павильон». В 1916 г. рецензент «Нивы» писал о деятельности этого издательства: «оно избрало своей специальностью труды молодых и подарило нас уже многими более или менее ценными сборниками». Этот отзыв, впрочем, не был положительным. Рецензента «Нивы» не устраивал «благородный холод» и эмоциональная сдержанность, присущие стихам акмеистов. «Теплая задушевная лирика, — писал этот критик, — вообще… упразднена нашими молодыми, и может быть, именно поэтому молодости в их творениях меньше всего». Лучшая статья о поэтах Гиперборея принадлежит перу В.Жирмунского. Опубликованная в 1916 году в «Русской мысли», она по сей день не утратила своего значения. Жирмунский рассматривает не журнал «Гиперборей», а лишь поэтические сборники, выпущенные одноименным издательством. В своей статье Жирмунский показал, что не случайная близость объединила поэтов «Гиперборея», но особое чувство жизни, отличавшее их от поэтов предшествующего поколения. «Наиболее явные черты этого нового чувства жизни — в отказе от мистического восприятия и в выходе из лирически погруженной в себя личности поэта-индивидуалиста в разнообразный и богатый чувственными впечатлениями внешний мир». В начале 1917 года в газете «Русская воля» появилась рецензия Жирмунского на «Вереск» Г. Иванова. И хотя «Вереск» был издан не «Гипербореем», а «Альционой», Жирмунский в этой рецензии, которая может быть рассмотрена как продолжение статьи в «Русской мысли», уточнил некоторые свои положения об эстетике «гиперборейских» поэтов. О «кухне Гипербореи», кабаре «Бродячая собака», многих поэтах-гиперборейцах — может статься, будет интересно почитать: Кабаре «Бродячая собака» (Веселая драма) Петра Киле. ©borch для fantlab.ru (по материалам сети) Издательство прекратило своё существование. Всего изданий:2Внесерийные издания |
Куратор — БорЧ