fantlab ru

Книжная серия «Российские барды»


Описание:

Начиная книжную серию «Российские барды», Издательский дом «Пенаты» предполагал познакомить своих читателей с лучшими достижениями авторской песни 40-80 гг., развернуть всю историю этого жанра. Первые две книги серии представляют «песни дворов и улиц» — так называемые блатные, одесские, нищенские, лагерные... и т.д. и т.п. Эти песни в нашем понимании — совершенно особая, пограничная и переходная, область Российской культуры.

Во-первых, потому, что, наследуя поэтику и приемы городского Романса, втягивая в свое музыкальное бытование его лучшие образцы, такие как «Маруся отравилась» или «Шумел камыш», эти песни сформировали не только поэтические и музыкальные приемы, но и тот стиль поведения, то мироощущение, то отношение к действительности, на которых и расцветала затем «авторская песня». На этих песнях выросли не только самые знаменитые наши «барды и менестрели», но и — что еще и важнее! — несколько поколений их благодарных слушателей. Эти песни сформировали не только особый стиль музицирования (гитара, тесная компания «своих», костерок или свечи...), но во многом и сам стиль нашей жизни 60-80 гг.

Во-вторых, эти безымянные, бытующие во множестве далеко расходящихся вариантов, песни могли бы, вероятно, считаться городским фольклором, если бы не их резкая ирония, не вызывающе пародирующий, полемический прицел по отношению к официальной культуре, идеологии, житейским стереотипам, не то явно личностное начало, которое заставляет предполагать, что авторы каждой из них, разумеется, вполне конкретны, да предпочли не афишировать себя, не светиться... То есть, это опять-таки область пограничная, переходная — что-то между фольклором и профессионально-личностным искусством.

Можно даже предположить, что фольклорное бытование авторских произведений, порожденных явно не обрядом, не традицией, а личностным отношением к миру, отражает тот регресс общества, тот частичный возврат его к феодальной связанности и стадности, безымянности человека, которая и была на деле сутью почти семи десятилетий нашего «реального социализма».

Короче говоря, «песни дворов и улиц» — прелюбопытнейший духовный продукт взбаламученной, взбудораженной российской жизни XX века. Эти сборники вызывают не только ностальгический интерес тех, для кого они частица отрочества или юности, но и серьезный, профессиональный интерес исследователей российской истории и культуры.

===========

См. также серию этого же издательства «Российские барды. Владимир Высоцкий».

Ведущее издательство:

Пенаты

Все издательства:

Пенаты

Изданий в серии:

7



  • Работа над серией ещё не закончена, информация может быть неполна.
  • Сортировка изданий: по умолчанию по названию по автору по году   Фильтр



    Издания

    №1

    Как на Дерибасовской…

    антология, 1996 год

    Описание:

    Иллюстратор Николай Домашенко
         
    №2

    Чёрный ворон. Песни дворов и улиц

    сборник, 1996 год

    Описание:

    При оформлении использованы карикатуры Михаила Шапиро.
    №3

    Все хорошо, прекрасная маркиза! Песни Утесова

    антология, 1996 год

    Описание:

    Внутренние иллюстрации М. Щеглова.
         
    Александр Галич№4

    Облака плывут в Абакан…

    авторский сборник, 1996 год

    Описание:

    Стихи и начало романа.
    Внутренние иллюстрации И. Ужиновой.
    Александр Галич№5

    Вот стою я перед вами, словно голенький...

    авторский сборник, 1997 год

    Описание:

    Песни и поэмы.
    Внутренние иллюстрации Т. Королевой.
         
    Юрий Кукин№6

    А я еду, а я еду за туманом...

    авторский сборник, 1997 год

    №7

    Буржуйские песни Петра Лещенко и Вадима Козина

    антология, 1997 год

         

    Куратор серии — БорЧ

    ⇑ Наверх