fantlab ru

Все отзывы посетителя Genie

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Genie, 23 ноября 2014 г. 18:52

Начну с того, что читала книгу на украинском, и кажется, мне достался перевод. Ненавижу читать переводы, когда отлично знаю язык оригинала.

Итак, общее впечатление. Как книга разделена на три части, так и у меня три раза сменилось настроение при прочтении.

Первая часть захватила. Разыгрывается интрига, с нетерпением ожидаешь, что же будет дальше!..

Во второй части увлекательность пошла на спад. Учеба, учеба, учеба – не совсем, кстати, понятная, так как половину умных слов из образовательного процесса я не поняла. Кое-какие события, явно задуманные захватывающими (метаморфозы героини, ее вмешательство в природу ребенка) все же не позволили отложить книгу. Но и не спасли те положительные впечатления, возникшие в первой части. Ни видимого продолжения прежних интриг, разгадок на предыдущие загадки, ни интриг и загадок новых. Ах да, были еще метания Сашки между двумя парнями… Но это меня зацепить не могло изначально, так как я давно вышла из того возраста, когда подобные вещи вызывают жуткий интерес. В общем… Скучная вторая часть.

Третья стала интересней. Кое-какие развязки предыдущих интриг присутствуют. Порадовал момент, когда Сашина мама приехала в Торпу – хоть какая-то встряска в сюжете. Но третья часть содержит еще и не очень удачное окончание. Почему неудачное?

Половина учебного процесса, включая всякие философские размышления, описана так, что мне было просто непонятно, как изменится природа студентов после переводного экзамена и вообще после выпускного. Я рассчитывала, что хотя бы в конце, на экзамене, к которому и шла вся книга, мне покажут Сашку-глагол повелительного наклонения, я увижу и пойму, кем она стала. И этого было бы вполне достаточно. А тут мало того, что не показали результата описываемого всю книгу процесса, так еще и сделали героиню каким-то Паролем, насмерть перепугавшим половину преподавателей. Сам по себе сюжет, когда ученик превосходит все ожидания учителей и самих учителей – жуткий баян. Испуг учителей в таких сюжетах выглядит примитивно. Создалось впечатление, что такую концовку замутили чисто для пафоса.

Многих разъяснений мне не хватило. Когда стало понятно, что монеты, которыми рвало героиню, несказанные слова (а это стало понятно уже в институте), тогда же стало интересно: а тогда, на море, в парке – какие именно слова она не сказала благодаря своим утренним занятиям?

Также не хватило объяснения, чем Лиза такая особенная, что ее заданиями было спать с незнакомцами. И зачем так обязательно нужно было лишать Сашку девственности? Задание она выполнила, а как это на нее повлияло, читателю не поведали.

А еще возник вопрос, для чего в таком специфическом вузе нужны самые обычные предметы: математика, английский, история, право, физкультура? Английский можно объяснить тем, что он, как-никак, тоже связан со словом; математика – с геометрическими фигурами и телами, упражнения с которыми выполняют студенты. А вот правильная ли моя версия, осталось непонятным. Про необходимость остальных предметов вообще молчу.

Ну и почти в самом конце: зачем нужно было предлагать героине вернуться в прошлое и не знать, ни Фарита, ни института?

Теперь о нелогичностях.

Начать все с тех же монет. Если это несказанные слова, то почему они появляются из желудка в приступе тошноты? Да, слова выходят изо рта, но на выдохе, то есть, пищеварительная система к этому процессу не имеет никакого отношения, в нем задействованы дыхательные органы. Так не логичнее было бы, если б героиня внезапно испытывала удушье, пыталась откашляться, и именно в этот момент появлялись монеты?

Дальше меня постоянно удивляла логика преподавателей. Особенно нападки на бедную Сашу. Институт настолько старый, что даже учебники потрепанные. Сколько поколений студентов здесь уже проучилось? И что же, преподавателям никогда не попадались очень усердные студенты, которые из любопытства самоучкой шли вперед программы? Ой не верю, что Самохина – первая такая! А они, бедные, в растерянности, не знают, как девочку контролировать, прям целый консилиум нужно было собирать!

Нелогичным выглядит и поведение преподавателей, когда после несчастного случая с ребенком они дружно ругали Сашку. Если они такие опытные, то должны были предусмотреть вариант, что девочка сорвется. Зачем Стерх отпустил ее домой, отделавшись толерантным «я бы не советовал»? почему не запретил ей ехать?

А если уж чуть не случилась беда, в чем, собственно, виновата Сашка? Да и не только в случае с ребенком, а и когда она делала лишние задания? Да, студентам никто ничего не объясняет, мотивируя тем, что «еще не доросли до понимания» и приводя в пример совсем маленьких детей, которых тоже воспитывают без объяснений сути вещей.

Но ведь детям хотя бы объясняют последствия! Не сунь пальцы в розетку – ударит током, будет ожог и будет больно. Ни играй со спичками – будет пожар, все в доме сгорит. Почему Стерх не мог предупредить Сашку «не делай ничего с ребенком – это может угрожать его жизни»?

Первое из двух самых крупных разочарований я испытала тогда, когда Сашку подсадили на колечко, то есть, закрыли в одном повторяющемся дне, чтобы она подтянула программу Стерха.

Ну хорошо, но если существует такой способ, почему его нельзя было применять и к остальным студентам? К тому же Косте, вместо того, чтобы убивать бабушку? Не такой страшный метод? Но ведь в без конца повторяющемся дне наверняка есть свои ужасы, которые могут представляться даже страшней любых ужасов реальных.

Второе разочарование, в принципе, похожее. Когда Фарит предлагал Сашке вернуться в шестнадцать лет, начать жизнь сначала, а вся ее учеба в Торпе воспримется, как сон. Если существует такая возможность, почему бы не возвращать назад тех, кто не сдал экзамен? В конце концов, есть же и такой вариант, что не все люди захотят становиться словами. Ну вот не захотят – и все, и никакие Фаритовские страшилки не помогут. Почему нельзя поступить с ними более гуманно, чем превращать в картинки, как Захара? (Захар – персонаж, которого мне по-настоящему жаль).

Вообще после таких сомнительных заданий, как купаться голыми, спать с кем попало и в обязательном порядке лишаться девственности мне уже не верится в то, что героям открывается некий очень гармоничный мир, который намного лучше знакомого им мира. Этой благодатной гармонии я не увидела. Ну научилась героиня летать, манипулировать со временем – а испытывать чувства должна разучиться. Нужны ли мне крылья, нужна ли власть над временем, если воспоминания о предыдущей жизни я должна воспринимать не более, чем проекцией событий, и при этом мне даже должно быть все равно, реальные события или выдуманные? Авторы честно сказали, что герои перестают быть людьми, но нисколько не убедили меня, читателя, что быть словом – лучше.

Да и в целом сложилось впечатление, что гипертекст – чернушный роман. Ну, если посмотреть на наш мир, то легко поверить в такую версию. Но мне на месте героини было бы так неприятно звучать именно в этом жанре!..

Хотя и без позитива тоже не обошлось.

Главное положительное впечатление от книги – это потрясающая институтская атмосфера! Я никогда не училась в вузах, и сейчас мне показалось, что с книгой я пережила нечто, что безвозвратно упустила в далекой молодости.

Был и один прикольный момент: при первом же описании внешности Портнова мне представился Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска. И дальше, где читаю – Портнов, хоть убейте, Борисенков видится. Даже в очках, хоть Дмитрий Александрович их не носит. Даже с сигаретой, хоть он и не курит!

PS. Якобы по книге планируется фильм http://www.kinopoisk.ru/film/807651/ Было бы интересно посмотреть. Заодно проверить, улучшат сюжет экранизацией или ухудшат.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оригинал отзыва с иллюстрирующими его смайлами лежит здесь http://youthworld.4bb.ru/viewtopic.php?id=260

Оценка: нет
– [  5  ] +

Анна Гурова «Мельница желаний»

Genie, 15 января 2014 г. 16:12

Знакомое, но почти забытое с детства чувство, когда не хочется, просто не хочется, чтобы книжка заканчивалась. Вот критерий профессионализма автора — когда читатель и оторваться от книги не может, и в то же время пытается как можно на дольше растянуть удовольствие.

«Мельницу желаний» я купила почти случайно. Тогда был сайт Литакадемия, и я решила ознакомиться с творчеством писателей, выкладывавших там лекции. Анна Гурова была в их числе. Честно говоря, по обложке и аннотации поняла, что фэнтэзи, и решила, что мне не понравится. На тот момент у меня была какая-то антипатия к выдуманным странам и мирам...

Оказалось, не совсем так — книга написана по реальным легендам. И это было первым приятным разочарованием. Следующее, на что обратила внимание — насколько по-человечески изображены даже самые кровожадные персонажи. Какими бы подлыми ни были, к примеру, Рауни, Калли или Антеро — они не гнусны. Это как и в реальной жизни: люди могут быть последними подлецами, но это привычно и всем понятно, рядом с такими людьми живешь и хочешь-не хочешь, а миришься с их недостатками.

Еще один плюс книги — особо важные, ключевые моменты умело спрятаны в нехитрых репликах героев. Своеобразная авторская хитрость на любителей подглядывать наперед. Обычно в книгах герой долго размышляет над проблемой, чтобы понять происходящее. Никто из героев этой книги долго не размышлял — все становилось понятным из событий или разговоров.

Порадовало и отсутствие пошлых моментов в книге. Почему-то редкий автор понимает, что можно обойтись без этого. Но возможно, дело в том, что, насколько я понимаю, у Анны Гуровой репутация подросткового писателя.

Еще сильно удивила одна деталь в сюжете — главный герой постоянно оказывается не там, куда направлялся. Как относиться к этому факту, я так и не решила.

«Земля оборотней», откровенно говоря, мне понравилась намного меньше. Если в «Мельнице желаний» автор выложилась по полной, то следующую книгу написала, видимо, просто чтобы не оставлять историю незаконченной.

Здесь уже появились всякие пошлости, без коих можно было обойтись — весьма огорчило.

Неожиданно изменились многие герои. То, что Локка из отрицательного персонажа вдруг стала героиней, я осудить не могу. Но почему Ахти вдруг стал таким глупцом и горе-героем, а Аке — предателем?

Не обошлось и без некоторой халтуры. Например, совершенно неправдоподобно Асгерд вдруг полюбила Ахти, чересчур легко всех тунов лишили связи с Калмой... Да и «злая жена» для Ахти тоже получилась странной...

Кое-что было вообще упущено. Так, я бы не отказалась узнать, кто же такая Кюликки. Ведь сильная же колдунья — стоило уделить ей больше внимания. А в эпилоге не хватает пары слов о судьбе Ильмы и Лоухи...

Но тем не менее, несмотря на все недостатки, история все равно слишком хороша. Здесь необычный, оригинальный сюжет, что я вообще ценю. Я думала, что продолжение «Мельницы желаний» будет другим. То, что Ахти погибнет в Похъеле, было понятно. Но я представляла себе такой сюжет, что Ильма, желая сохранить жизнь Ильмо, назовет его именем Ахти, они как-нибудь поженятся, а потом Ильма убьет его, как будто это Ильмо... А Ильмо тем временем как-нибудь увезет сампо... Ну а у автора все по-другому. На то и автор.

В целом же впечатление от этих двух книг осталось сильное. Не откажусь почитать еще что-нибудь от Анны Гуровой...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Больше рецензий на книги написано здесь http://youthworld.4bb.ru/viewtopic.php?id=260

Оценка: нет
⇑ Наверх