fantlab ru

Все отзывы посетителя lady-maika

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Денис Назаров «Матерь Бездна»

lady-maika, 18 ноября 2018 г. 21:49

Лучший роман ужасов из тех, что я читала на русском. Чем-то напоминает «Судные дни» Невилла. Не сюжетом и не антуражем, а вот этим ощущением удушающей тайны, которую если не разгадать — то все, аллес, смерть и герою, и возможно всему миру. Проглотила за один день.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Журнал «Redrum №3(10), 2017»

lady-maika, 9 августа 2017 г. 12:47

Добрый Филин, присылайте нам в редакцию молодых авторов с гениальными текстами — с удовольствием опубликуем!

Оценка: нет
– [  20  ] +

Виктор Глебов «Фаталист»

lady-maika, 22 июля 2017 г. 23:28

Поскольку именно я рекомендовала этот роман изд-ву, будет справедливо мне первой и отчитаться по прочитанному.

В западной литературе роман ужасов – жанр вполне развитый и традиционный. Не важно, с какой точки вы начнете отсчет – с «Вампира» Полидори и с «Франкенштейна» Мэри Шелли или с «Дракулы» Брэма Стокера, и насколько строгими будут ваши критерии отбора — вы в любом случае обнаружите великое множество произведений, как классических, так и современных. Русская литература, отнюдь не чуждая мистики и ужасов (если говорить о рассказах, сказках, новеллах), по части хоррор-романов практически не имеет, чем похвастаться. И это при том, что русский роман вообще признан в мировой литературе образцом жанра.

Почему же так плохо у нас с романами ужаса? Как правило, ничто в мире нельзя объяснить какой-то одной причиной — всегда есть сразу несколько, называемых стечением обстоятельств.

За отсутствие литературных ужасов у нас обычно винят советскую власть – дескать, материалисты-коммунисты не допускали мистики и все такое. Хотя советской период – это всего лишь 70 лет! Как быть со всей предыдущей историей?

Романы ужасов выросли в свое время из литературного романтизма, направления, хорошо и богато представленного в отечественной литературе. Тем не менее, золотой фонд русской классики не был пополнен достойными образцами хоррора (напоминаю: мы говорим о романах). Почему же тогда?

На мой взгляд, гораздо важнее различия в менталитете Запада и Русской цивилизации, обусловливающие различный подход к роли искусства в целом. Нельзя не согласиться, что русский взгляд на литературу куда более мессианский, в отличие от более коммерческого на западе. Иными словами, если западная литература вполне прагматично столетиями развивала беллетристику как продукт, то в русской культуре всякая книжность на протяжении всей истории была обременена духовно-просветительской миссией. Христианизация Руси, просвещение, идеология – все шло через книгу. Фактически мы только теперь приучаемся смотреть на книгу как на предмет, ограниченный строго и чисто развлекательной функцией. (И, как мне кажется, приживается этот взгляд плохо, недаром так упал интерес к чтению в целом... Впрочем, это в любом случае не единственная причина, да и вообще утверждение весьма спорное. Не будем спорить!)

Вступление получилось длинным. Но без него не объяснить, в чем состоит, по моему мнению, особенность рецензируемой книги. И почему я нахожу весьма оправданным начинать именно ею публикацию авторских романов в единственной по-настоящему жанровой серии отечественной литературы ужасов.

Мы уже довольно давно живем в пространстве постмодерна. В нашем мире все уже было под луной; будущее постоянно глядит на нас из прошлого. Лавкрафт соединял сочиненное прошлое с сочиненной современностью, ссылаясь на цитаты из придуманного им «древнего Некрономикона».

Автор «Фаталиста» делает нечто похожее.

Главные действующие лица «Фаталиста»: Григорий Александрович Печорин. Юнкер Грушницкий. Княжна Мэри. Княгиня Лиговская…

Место действия: Пятигорск. Маленький курортный город с минеральными водами на русском Кавказе. Черкесы. Картежники. Высший свет…

Даже те, кто знакомился со школьной классикой по кратким изложениям, узнают имена, локации, образы…

Автор заимствовал их из русской классики, чтобы развить совершенно новый сюжет. Таким образом, первый роман в серии «ССК» соединяет два временных берега, заполняя лакуну в русской литературе между Гоголем, Алексеем Толстым, Булгаковым и — Старобинец, Галиной, Деминым, Шолоховым, Измайловым, Образцовым, Точиновым, Атеевым и т.д.

Нет, это не меш-ап. И даже не фанфик на похождения Печорина. Это, скорее, как принято говорить в кино: произведение по мотивам…

Фантазия на тему: каким мог бы быть роман «Герой нашего времени», если бы Михаил Юрьевич Лермонтов ставил себе задачу написать роман ужасов.

Сюжетная линия во многом повторяет оригинальный роман, однако и образы героев, и обстоятельства поворачиваются совершенно иной стороной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(осторожно, спойлеры!): события, рассказанные в главе «Контрабандисты» в романе Глебова повествуют о тайном культе; несчастная Вера, жертва Печорина, в «Фаталисте» неожиданно проявляет себя как ярая феминистка; содержатель игрового дома обнаруживает в себе демонические черты…

В художественном решении находится место не только стилизации, естественной и легкой, но и в некоторой степени – стимпанку, чрезвычайно, видимо, близкому сердцу автора.

Конечно, от романа ужасов мы в первую очередь ожидаем именно ужасов. Вызывает ли текст леденящую дрожь?

Способен ли напугать? Если события романа описывают времена давно минувшие и людей, априори никогда не существовавших?

Не волнуйтесь. Автор романа ужасов ни в коем случае не оставит читателя в состоянии стерильной безопасности – он непременно и обязательно посягнет на ваше душевное спокойствие и чувство защищенности…

Из прошлого, как и положено, со страниц книги на нас поглядит непредсказуемое опасное будущее, которое, как учат нас любимые фильмы ужасов, никогда «не предопределено».

Ну и, помимо «скрытой угрозы», присутствующие в тексте элементы триллера, кровавые подробности некоторых событий заставят читателя если не трепетать, то, по крайней мере, не отрываться от чтения, испытывая жгучий интерес и сопереживая героям.

А детективная и любовная линия, наличие мистики и саспенса вкупе с вечными вопросами о душе и смысле человеческого существования способны зацепить воображение и чувства любого читателя.

Если вы сумели полюбить Эраста Петровича Фандорина – почему бы вам не полюбить и Григория Александровича Печорина, тем более, если встреча с ним – это встреча как бы со старым знакомым, только при других, более опасных и трудных обстоятельствах?

Из несомненных достоинств «Фаталиста» – легкий, динамичный стиль повествования, обилие диалогов, двигающих сюжет, занимательность.

Франсиско Гойя сопроводил один из своих рисунков надписью: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ…»

«Сон» преподавателя русской литературы — писателя Виктора Глебова — породил ужасного «Фаталиста». Давайте посмотрим, к чему это приведет.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Николай Зайков «Красный зов ночи»

lady-maika, 8 декабря 2016 г. 00:03

Интересно. Почему, если животное в тексте наделено способностью мыслить и сострадать — это непременно анекдот? Откуда такое специфическое восприятие? В литературе это совершенно классический прием. Начиная с «Холстомера» Толстого и т.д. Находки автора действительно находки. Почему бы и не быть звездам стекляшками в глазах собаки? Как раз логично.

А кровь и впрямь гнойная, именно об этом и речь. Текст сделан в стилистике, совершенно соответствующей художественной задаче — физиологичные описания, местами простецкий разговорный язык, местами примтивности. Идея произведения состоит как раз в этом: показать, как смерть одного существа (в том числе нравственная) убивает все вокруг. Погибает духом хозяин — умирает собака, умирает собака — в дом приходят странные чужаки, и хозяин тоже погибает. А там и весь дом гибнет. Хороший, сильный рассказ.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Дмитрий Сергеевич Лазарев «Кадиллак Эльдорадо»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:37

Рассказ написан по сетевой легенде, точно соответствует заявленной теме и условиям сборника, написан ярко, и также отличается острой общественной актуальностью. После того, как в нашем родном отечестве начали стрелять в школах, офисах и на улицах – невозможно не испугаться, прочитав рассказ о кадиллаке «Эльдорадо».

Рассказ выстроен композиционно совершенно, написан легким, читабельным языком. Говоря проще: это хорошая увлекательная история с социальной подоплекой. Зер гуд.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Виктория Колыхалова «Селфи»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:35

Формально этот рассказ схож по сюжету со «Скелетиком» Максима Кабира — и там, и там имеются главные героини, одержимые мыслью о похудении. Но сразу вслед за этим формальным фактом сюжеты расходятся по разным дорожкам: «Селфи» – сжат как пружинка, миниатюрен, как заточенное шило, остер и прям как стилет убийцы.

Виктория Колыхалова – как настоящая женщина, скрывает в себе загадку. Как настоящая женщина и настоящий писатель… Ну как она может писать такие кошмары?! Неизвестно. Надо просто внимательнее следить за ее творчеством. Проявляя осторожность и предусмотрительность: мало ли откуда она выскочит и пырнет читателя в самое сердце?! (Вика, это мое признание тебе! Коллеге и подруге по интересам :)))

Оценка: 10
– [  3  ] +

Александр Балашев-Юго «Ужин»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:34

Если уворовать ноутбук со вселившейся в него нечистью (как в предыдущем рассказе сборника поступила героиня Олега Кожина) дано отнюдь не каждому, то задерживаться на работе приходилось многим – оставаться в маленьком круге света посреди темноты, когда офисы пустеют, а коридоры становятся особенно гулкими и каждый шаг в звонкой пустоте и тишине – кто там??? — отдается биением пульса прямо в горле.

Рассказ написан очень умело и – что особенно дорого – с чувством юмора. Черного, разумеется.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Николай Леонидович Иванов «Кусунгобу»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:32

Очень любопытный рассказ. Сложный, как клубок шерсти, которым поиграл черт (чтобы не говорить тут о котиках). И очень пугающий, если хорошенько понять, в чем смысл. А смысл его в том, что цифровые технологии позволяют еще тоньше, еще незаметнее человеком манипулировать… И никто не знает, кто именно дергает нас за ниточки!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Козлов «Агарес»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:31

Очень интересный рассказ, настоящая детективная история с мистической сердцевиной. Редкий случай: детективные рассказы вообще штука не простая; это жанр, почти отживший свое. Ведь нынче, если и пишут детективы – так целыми романами. Надо обладать особенным мастерством и тонким чувством меры, чтобы изложить историю по классическим детективным канонам – завязка-коллизии-развязка – на таком крохотном текстовом пятачке в 15-20 тысяч знаков.

Дмитрий Козлов эту хитрую задачку решил. Можно сказать: справился мастерски!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Сергей Леппе «Любимый кузен Тайво»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:30

Рассказ понравился сразу наличием в нем черного юмора – весьма редкая птица в отечественном хорроре, такого всегда мало. А если говорить о самой истории – то она великолепна: легкая, быстрая, заковыристая…

Завораживающе реалистичная и одновременно фантастическая в деталях и сюжете. Автор вызывает интерес: будет любопытно посмотреть, что он еще напишет.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Дмитрий Мордас «Прикосновение»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:29

Рассказы Дмитрия Мордаса всегда атмосферные, лиричные; их сюжет бывает невозможно пересказать – настолько тонко прописаны детали, что точку сборки произведения отыскать невозможно – конструкции не чувствуется, как не чувствуется остов листа, сорванного ветром из кроны дерева. Рассказы Дмитрия – как живые организмы; их нельзя разобрать, препарировать… С ними приходится общаться.

Рассказ, пугающий безысходностью, неумолимостью судьбы… А написан также по мотивам известной сетевой легенды. Самый грустный рассказ сборника.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Алексей Жарков «Непроходимая»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:28

Сборник, посвященный сетевым страхам, не мог обойтись без рассказа о «проклятой» игре. Это естественно. Видимо, поэтому такой рассказ и был написан. Неотвратимо как судьба… Медленно, но верно сводящая человека с ума нереальная, искусственная реальность – основная тема рассказа Алексея Жаркова. Легкие волны безумия наплывают на читателя… Чтобы он, как минимум, почувствовал себя неуютно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ольга Денисова «Smile.jpg»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:19

С творчеством Ольги Денисовой я не знакома до сих пор, но знаю, что автор – не новичок, хотя именно на поле хоррора, кажется, не играла до сей поры. Тем интереснее: рассказ об инфернальной собаке-убийце влетел в состав сборника как гол в футбольные ворота – чисто и безоговорочно. Этот рассказ — умело выстроенная ловушка: читатель входит в уютную атмосферу одиночества на зимней даче, попадает в чей-то кошмарный сон, пробуждается – и выскакивает как ошпаренный, с вытаращенными от ужаса глазами.

Впечатляет. Особенно, если вы боитесь собак.))

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Подольский «Этот человек»

lady-maika, 19 октября 2015 г. 20:17

Один из самых сильных и быстро растущих авторов современного русского хоррора, Александр Подольский обладает особенно хитроумным – если можно так выразиться – оригинальным мышлением. Что, собственно, и позволяет ему всякий раз находить какие-то особенные повороты сюжетов, внешне не броские, но бьющие четко в точку, в болезненную точку души современного человека.

Его тексты могут казаться простыми, но на самом деле – всегда снабжены каким-то дополнительным смыслом, двойным дном. Вы думаете, рассказ «Этот человек» – простая жанровая беллетристика с занимательным сюжетцем, прицепленным к расхожей сетевой баечке? Портреты некрасивого человечка, о котором идет речь в рассказе, можно найти повсюду в Интернете – что интересного в нем? А вот задумайтесь: насколько похожими становимся мы все, когда едем в метро, унифицировано уткнувшись в свои унифицированные гаджеты и как удивительно одинаково ждем лайков и размещаем фоточки утреннего завтрака или любимого котика. И где мы все пропадаем? И где искать пропавших самих себя, если в сетевом мире большинство из нас – анонимы, лишенные даже реального имени… Что, вздрогнули? Правильно… Это — начало сборника Темная сторона сети.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Олег Кожин «Охота на удачу»

lady-maika, 29 ноября 2014 г. 21:49

Прочитала буквально на днях.

Основное впечатление сложилось: книга эта – между волком и собакой. Все ощущения двойственны. Какая она?

Междужанровая, междувозрастная – в первую очередь. Главные герои – современные подростки 17 и 16 лет – это уже не младшие тинейджеры, но и не взрослые с их взрослыми проблемами.

Жанр книги… Магический реализм? Городское фэнтази? Роман ужасов? Мне показалось – что-то между ними.

Повесть или роман? Что-то среднее: персонажей на целый роман вполне достаточно, мир (чуть не написала – игровой мир) продуман, но сюжетная линия имеет мало веток, действие идет от начала и до конца, практически все время фокусируется на главном герое и подавляющая часть события дана от его лица.

В какие-то моменты приходили мысли, что, может быть, книга лучше смотрелась бы, например, в серии «Большой книги ужасов», выпускаемых для подростков.

Но – нет. В романе полно моментов, в которых младшие тинейджеры в силу возраста не разберутся: тема судиц, Некрополита. Да и система мифологии, созданной автором, не так проста, как кажется. Хотя внешне часто смотрится типичной фентэзийной развлекухой. Однако это не так. Практически каждый персонаж наделен неким «двойным» дном. Начиная от ярко описанных в прологе «сборщиков удачи», Скомороха и великолепного Оба-на до Швеца, судиц, Лили…

Больше всего мне понравился Арбоб – низкорослый забитый гастарбайтер, а по совместительству – дэв, жестокое чудовище, питающееся чужим страхом и умеющее вырастать до гигантских размеров. Это, безусловно, фигура, олицетворяющая определенные страхи современного социума, и у многих читателей такое представление найдет отклик.

Меньше всего впечатлили Некрополит и Хозяин. Хозяин – рядом с колоритным и подробно описанным Оба-На, Арбобом, близнецами и даже мороженщицей Халей показался тускловатым. Может быть, автор намеренно старался сохранить завесу тайны над этой фигурой… Кого? Дьявола? Трудновато привнести что-то оригинальное в этот до боли знакомый образ? Может быть, поэтому и оставлен он был таким… «нераскрашенным»? А, может, я просто не поняла ничего. В любом случае, Хозяин не удивил и не добавил впечатлений — как смазанный, размытый контур на недопроявленной фотографии.

Некрополит же, напротив, раскрыт слишком подробно. Ему посвящена почти целая глава. Но он показался сильно разросшейся версией Кракена того же автора. Только в романной ипостаси — лишенный своей таинственности, открытый настолько, что, можно сказать, даже вывернут наизнанку и выпотрошен самим автором. А вследствие этого — уже мало интересный.

Мне кажется, в этом месте романа автор сделал ошибку, доверив объяснение – рассказ о Некрополите, о его предыстории – своей героине. Переданная в разговорном стиле, эта история сильно теряет в художественном плане. Практически все наиболее яркие придумки автора в этом изложении обесценились. Уверена — они сыграли бы сильнее, если б были изложены от лица автора.

И ведь это было бы только логично. С самого начала автор выбрал стиль общения с читателем — обращение к нему напрямую. Такой стиль, присущий, вообще говоря, приключенческой литературе 19 века, в наше время смотрится несколько архаично. К счастью, этим приемом автор не злоупотреблял: голос автора на заднем плане звучал не часто и чтению не мешал, разве что воспринимался не совсем привычно. Хорошо.

Но вот как раз там, где повествование от автора сыграло бы вернее и лучше всего – именно в этом месте почему-то рассказ был передоверен героине. Думаю – зря.

Героиня эта вообще слишком много рассказывает, объясняет, поясняет. И это тоже – упущенная художественная выгода. Описывать придуманный мир, посвящать читателя во все его нюансы – явная прерогатива и основная обязанность создателя этого мира. То есть автора.

И это сразу заметно, скажем, по тем описаниям природы, которые автор сделал от своего лица – замечательно живые. Каждый раз приятно читать.

Но во многих других эпизодах автор выбрал иную форму развития сюжета – рассказы от лица персонажей. И мне кажется, именно это больше всего мешало полному 3D-восприятию романа.

Финал истории – сцена пытки Лили и неожиданное решение героя Пытать собственную удачу… В этом тоже какая-то двойственность. Вроде бы – сцены из примитивного боевика. А с другой стороны – исподволь подняты такие глубинные пласты самых сложных вопросов бытия, что даже не сразу успеваешь их осознать.

И Геркины размышления – когда главный герой получает хоть минуту передышки, он тут же начинает о чем-то рассуждать, мучиться разными нравственными вопросами… Переживать чувство вины. И это его чувство вины временами мешает читателю осознать, о чем, собственно говоря, пытается поведать автор.

Заканчивается все… Впрочем, хватит спойлеров. Если кто-то хочет знать, чем заканчивается книга – читайте сами.

Мое впечатление: автор так много всего имеет нам сказать, что временами запыхивается, как и его вечно бегущий герой Герка (Этакий современный Геракл? Ассоциации — куда без них?). Ему надо сделать так много – в мире, в литературе, совершить столько подвигов… Что не всегда хватает дыхания все это передать достаточно ясно.

Дышите глубже, автор! И работайте. Лично я жду продолжения. Если не этой конкретно книги – то банкета в целом. Удачи, Олег!)

Оценка: 8
– [  22  ] +

Антология «Тёмная сторона дороги»

lady-maika, 19 ноября 2014 г. 16:46

(Мнение составителя)

Если кто-то считает, что составитель (да еще и один из авторов) не имеет права высказываться о своем сборнике – пожалуйста, не читайте этот отзыв. Он, разумеется, будет самый пристрастный из всех возможно пристрастных высказываний. И еще — здесь будет куча спойлеров. Но, как мне кажется, спойлером хорошую книгу не испортишь.)

Но думаю, ребятам и девчатам, тексты которых я в сборник отобрала, может быть интересно услышать мое мнение об их рассказах. Свои оценки я тут на Фантлабе примерно выставила (себе не ставила, нет))) по каждому тексту, но хочу не только цифирками, но и словами.

Сказать по правде, когда я этот сборник отправляла в изд-во, мнение мое о нем было не самое высокое. Но это отношу, скорее, за счет своей склонности к критике, самокритике и дьявольскому вечному перфекционизму (Да, да! Первым перфекционистом на Земле был Дьявол, и об этом не стоит забывать, устремляясь к прекрасному и в поисках лучшего, когда особенно начинаешь жестко критиковать других в духе – вот так надо было, или вот эдак… Когда речь идет о других, мы все знаем, как надо сделать ЛУЧШЕ, в этом нисколько не сомневаюсь. Со стороны многие промахи заметнее, это действительно).

Сейчас, когда уже прошло достаточно много времени, когда сборник показал неплохие результаты в продаже, когда появились первые отзывы читателей (огромное спасибо за поддержку, друзья!) я смотрю на сборник в большей степени отстраненно.

И, знаете, с удивлением замечаю, что, хотя у меня есть, конечно, свои фавориты и аутсайдеры (любимчики и второгодники), но в сборнике нет ни одного рассказа, который бы я оттуда сейчас выкинула. Текстов, о которых бы я пожалела – нету. (Даже свои – не стала бы. Как ни странно).

Меня убеждает в правоте читательская реакция: все по-разному понимают, какой текст «хороший», а какой «плохой». Четкого, единого и однозначного мнения нет ни у кого.

А если есть разногласия – значит, все нормально. Значит, есть что обсудить и о чем поговорить. Значит, не скучно…))

Поэтому я тут выскажусь – чем лично мне каждый текст или автор ДОРОГ в этих ДОРОГАХ, что я лично в них увидела.

Да, еще должна заметить – хотя тут, на Фантлабе это не отражено, но сборник начинается ПРЕДИСЛОВИЕМ. Вступительной статьей и ЛЕГЕНДОЙ о Хранителях Дорог. Советую обратить на нее внимание, потому что легенда образная, на мой взгляд, довольно любопытная. Ну, вот. А теперь – поехали!))

Поворот налево (2014) // Автор: Дмитрий Витер. — Прочитав этот рассказ, я сразу поняла, что он – о лично пережитом (и это так и есть). Не смотря на фантасмагорию происходящего, горький жизненный опыт чувствуется моментально, и это придает и силы, и глубины тексту. Проза Дмитрия Витера всегда поэтична и прочувствована, и этим она мне нравится. Если сборнику нужна была капля взрослой серьезности и достоверного трагизма, истинного жизненного ужаса – то она в этом рассказе.

Гроб на колесах (2014) // Автор: М. С. Парфенов – Рассказ этот был написан давно, и знаю, что Михаил сомневался и даже не хотел публиковать его. Да, М.С. Парфенов, как автор, как раз сейчас входит в полную силу, и у него есть тексты сильнее. Но меня этот рассказ очаровал своей идеей – жуткая городская сказка о маршрутке-монстре, этаком смешении Нечто и Чужого, разъезжающей по трассам города. При этом Михаил, как автор интеллектуальный, склонный к реалистичному исследованию глубин человеческой души, не написал только лишь сказку. Он еще и попытался проанализировать и показать поведение людей в ситуации кошмара. В рамках небольшого рассказа он с этой задачей, на мой взгляд, справился великолепно.

Житель дороги (2014) // Автор: Алексей Жарков

Забавный рассказ Алексея Жаркова по теме чем-то совпадает с предыдущим текстом, но он как раз более сказочный, поэтично-фантастичный. Он более легкий, но и в нем есть некий флер ужаса и, если вдуматься, можно и некую мораль разглядеть. Вроде того, что: эй, путешественник! А не боишься ли ты стать вечным скитальцем? Эта мысль остается в голове читателя, как легкое эхо в горах. Пугает, но легко.

Что-то не отпускает никогда (2014) // Автор: Андрей Сенников

А вот рассказ Андрея Сенникова – как и сказано в названии, «не отпускает долго». В первую очередь, за счет серьезности самого автора. Каждое слово здесь взвешено и отмерено. Обилие шоферской терминологии, доскональное знание предмета поначалу даже подавляет – автор вслед за своим лирическим героем настолько погружен в тему, что буквально живет в ней, уходит в себя. Ему нет дела до читателя, он мрачен, угрюм. Он абсолютно ДОСТОВЕРЕН. И сочувствие, все-таки пробуждаемое к нему в конце само по себе становится печальным катарсисом: вот оно как, мужик! Ну, что ж… Все там будем. Своеобразное мементо мори.

Попутчица (2014) // Автор: Алексей Шолохов Этот рассказ написан по реальной дорожной легенде. Алексей проработал все детали, продумал и уложил в крепкий художественный текст, связал все логические ниточки и систему образов. Это грубоватая мужская проза. Но что мне всегда нравится в работах Шолохова – его исключительное моральное чутье, исповедальная правдивость и честность автора, позволяющего ему смотреть в глаза любой, даже самой ужасной человеческой мерзости – печально, с укором и внутренним стыдом, но без страха. Если б мне когда-нибудь на страшной дороге понадобился попутчик (не в духе одноименного фильма ужасов))) – Лешу позвала бы первым.

До следующего раза (2014) // Автор: Юлия Ткачёва

С работами Юлии Ткачевой до этого рассказа не была знакома совсем. Текст понравился неожиданной концовкой, удивительно логичной привязкой современности и русской фольклорной мифологии. Хороший литературный язык. Юлия приятно удивила и буду рада знакомиться с ее текстами и в дальнейшем.

Мешок без подарков (2014) // Автор: Александр Подольский

Этот автор всегда поражает меня оригинальностью своего мышления. Александр Подольский всегда экстравагантен и непредставимо разнообразен, как индийские божества – такие многорукие, странные, фантастические. Догадаться, что Дед Мороз может быть ТАКИМ, и дорожная легенда – ТАКОЙ… Нет, это никому не под силу. Кроме Саши. Если дорожный сборник, как и любая дорога должна встречать неожиданными поворотами – вот вам рассказы Подольского. Оба.

Вечная мерзлота (2014) // Автор: Александра Давыдова

Полусонное покачивание поезда и отрывочные картинки в замерзшем окне – таким предстает перед читателем рассказ Саши Давыдовой. Саша сама опытная путешественница и умение удивляться неизвестному, видеть тайну в окружающем мире, наверное, у нее в крови. И она отлично сумела это передать в своем рассказе. К тому же здесь есть еще и про любовь, про встречи и расставания.

Узкая колея нашего детства (2014) // Автор: Олег Кожин

Кожина часто критикуют за сентиментальность и излишнюю многословность. Может быть, это справедливо. Но много ли есть авторов, у которых это многословие так интересно читать? Войти в рассказ Кожина – как вступить в реку. И уже плыть по течению, потому что другого не дано. Необычные пейзажи, неординарный способ путешествия и действительно жуткие сцены в конце. Этот рассказ просто застревает в голове. Еще одно мемент мори: подумай, путешественник, стоит ли выходить на такую дорогу? А любая дорога начинается в детстве.

Поезд 099 (2014) // Автор: Михаил Павлов

Реальный поезд, реальные люди… и нереальная действительность. Поэтичный и философский рассказ. Он на самом деле существует в двух плоскостях, на самом деле двоится: в нем есть плоскости буквального, художественного изображения, и мифа, притчевого подтекста, который зыбок так же, как тот зыбкий, иллюзорный мир, в котором движется поезд 099 (реальный поезд Москва-Казань). Где-то в этой притче скрывается какая-то мораль, но выразить ее словами невозможно, ее не ухватить мыслью, только чувством. Один из самых сложных текстов сборника, на мой взгляд. И самых простых – потому что похож на сон. Вернее, на полуобморочный кошмар в поезде.

Лишний вагон (2014) // Автор: Мария Артемьева

Продолжение темы кошмаров; рассказ, написанный по сюжету городской легенды.

Карты и иглы (2014) // Автор: Альберт Гумеров

Ужас идет по нарастающей: суматоха образов, реальных и разнообразных, попутчиков, жертв, дорог — увиденных как будто сверху самим Воландом. Местами непонятно, местами жутко. В дороге так часто бывает.

Ночь трассы (2014) // Автор: Илья Пивоваров

Над этим текстом нам с Ильей пришлось хорошо поработать. Не все в нем увязалось, не все уложилось. Но что в нем точно есть, и чем он мне лично понравился – прекрасно выписанной атмосферой. Автомобильная трасса. Лето. Жара. Юные автостопщики, в чем-то наивно-глуповатые, в чем-то – в конце концов мудрые. Им нельзя не посочувствовать. Их нельзя было не взять. Равнодушно проскакивать мимо голосующих детей?)) Это дурно.

Бог тошноты (2014) // Автор: Владислав Женевский

Есть люди, которым очень тяжко даются путешествия. Их укачивает. Тошнота буквально убивает для них прелесть путешествия. Я представила себе такого человека в пути – и поняла, что этот рассказ способен в чем-то его утешить. По крайней мере, поразительный финал рассказа укажет ему ту жуткую и фантастическую причину, по которой ему так хреново сидится даже у окошка в автобусе… А чувство юмора поддержит и спасет от ненависти к самому себе за неудачную физиологию)). Да здравствуют разнообразные боги! На них можно так много всего свалить.)))

«Принцесса Мария» (2014) // Автор: Александра Давыдова

Еще один тонкий проникновенный «девический» текст. Нежный. Беззащитный. Про море, корабль, про то, как легко заблудиться и пропасть в этом мире…

Хозяин туннелей (2014) // Автор: Александр Подольский

…даже если ты просто спустился в метро с надежным другом. Все равно не стоит зарываться и соваться туда, куда не просят. Даже там, где все кажется знакомым и изведанным – есть многое на свете, друг Горацио. Один из самых пугающих текстов сборника. Зло совсем близко, совсем рядом, и человек каждый день идет по краю гибели, даже не замечая этого. Отличный рассказ!

Изоляция (2013) // Автор: Александр Матюхин

Один из лучших рассказов Александра Матюхина. Он тоже о метро – самый привычный вид транспорта для современного горожанина. Но привыкнуть к метро – не означает, все в нем знать и понимать. По смыслу этот рассказ как бы дополняет предыдущий текст, но смотрит на предмет немного с другого ракурса. Обратите внимание, какие у людей в метро отрешенные лица. А.Матюхин особо подчеркивает: путешествуя там, под землей, мы каждодневно погружаемся в себя, в одиночество. И это тоже одна из опасностей…

Рейс (2014) // Автор: Дмитрий Козлов

Рассказ написан по реальной городской легенде. В чем-то простоват, в чем-то наоборот – изящен. У Дмитрия есть более сильные тексты, но и этот хорош — и в тему, и пугающий. Особенно, если прочесть его в самолете.

Собачка (2014) // Автор: Юрий Погуляй

Мне этот рассказ еще на Чертовой Дюжине понравился. Очень достоверно описана ситуация – обычная, ничем не выдающаяся поездка женщины с ребенком за город, в деревню… Поначалу подводит погода, заставляет их машину увязнуть в грязи… А затем, встретившись с непонятным злом, они увязают в трясине чужой, фантасмогорической реальности, из которой неизвестно как выбраться. Пугающий и мрачный рассказ. И очень атмосферный.

Стрелочник (2014) // Автор: Мария Артемьева

Рассказ о случайностях, влияющих на судьбу. Отчасти по реальным событиям.

Метастазы (2014) // Автор: Максим Кабир

Самый черный и жуткий рассказ сборника – о том, что случайность – это на самом деле неузнанная до поры, до времени закономерность. Максим Кабир – один из самых интересных и растущих авторов. Высшее мастерство литератора – писать так, чтобы художественный прием не был заметен. Максим – один из таких поразительных умельцев. Вот и этот рассказ — вроде бы текст как текст, местами с ошибками написан (корректоры исправили!)… А пробирает до дрожи.

Скорбный перегон (2014) // Автор: Олег Кожин

Рассказ написан по реальной городской легенде. В том смысле, что под Медвежьегорском и вправду рельсы «поют». А вот почему они поют – это уже безудержная фантазия автора, предлагающего весьма пугающую (и в чем-то остроумную) версию.

Деление с остатком (2014) // Автор: Ольга Дорофеева Мне очень понравился этот рассказ. В нем – память о детстве, о «счастливых билетиках», и их свойствах. Он легкий, остроумный, светлый. Пусть и на Темной стороне иногда мелькает что-то вроде солнечного зайчика! Для контраста. Не все же черной краской мазать.

Самые свежие новости (2014) // Автор: Алексей Шолохов

Этим рассказом мы как бы замыкаем круг начатых тем: снова шоссе, пассажиры автобуса. Предчувствие катастрофы… И сама авария. Здесь все более мистично и фантастично, нежели в рассказе Дмитрия Витера, но ощущение невозможности вырваться из колеи вполне живое и достоверное. Предчувствиям стоит доверять.

Заброшенная дорога (2014) // Автор: Мария Артемьева

По мотивам городских легенд – напоминание о том, что нельзя войти в одну реку дважды. О дороге и возвращении домой. О том, что даже возвращаясь, вы не можете знать, к чему вас привела дорога. Дороги всегда что-то меняют.

Вот такое лично у меня представление об этом сборнике. Он сам по себе был для меня дорогой (и не только для меня). Надеюсь, и читателям он послужит хотя бы не скучным попутчиком в дороге. Удачи всем на Темной стороне и Темных дорогах!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Антология «Альфа-самка»

lady-maika, 12 ноября 2014 г. 02:26

)))) Авторы не обижаются. Мне просто показалась забавной идея искать любовь в сборнике ужасов))

На самом деле мысль лежит на поверхности: именно отсутствие любви и приводит большинство героев туда, куда их это приводит. Очевидно, это и есть основная мораль сборника. Мне так кажется)

Оценка: 8
– [  8  ] +

М. С. Парфёнов «Бабай»

lady-maika, 5 февраля 2014 г. 21:53

Рассказ жесткий и парадоксальный. Местами читать его неприятно, как неприятно оказаться вдруг в голове у маньяка. Развязка, при всей ее кровавости, радует.

Оценка: 8
⇑ Наверх