fantlab ru

Все отзывы посетителя amiller

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Антология «Зов Лавкрафта»

amiller, 21 января 2020 г. 12:17

Написал отзывы ко всем рассказам, кроме своего, разумеется. В сборнике нет ни одного произведения, которое мне бы не понравилось. Все они очень разные по жанровым направлениям, стилю, сюжетам, игре и связи с творчеством Лавкрафта. Каждый на своём месте. Чудесная книга получилась.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Елена Щетинина, Наталья Волочаевская «HOLLYWOOD FOREVER»

amiller, 21 января 2020 г. 12:14

В прошлый раз, когда вышла антология «9», почти все сошлись во мнении — рассказ Елены и Натальи там был лучшим. А как оно теперь? Ну... по мне ситуация хоть и изменилась, но совсем не намного.

Для начала рассказ хочется отметить за тематику «лавкрафтовщины». Все остальные авторы так или иначе брались или за богов вселенной ГФЛ, или за «цикл снов» — но ведь да, есть ещё реаниматор Герберт Уэст. И встретить его в финале книги приятно. Да ещё в декорациях «золотого века» Голливуда.

Отсюда вытекает второй момент: рассказ безупречно выдержан по стилю. Не скажу, что я большой фанат и знаток этой эпохи кино, однако всё же знаком довольно много с чем и дух времени тут однозначно ощущал с первой до последней строки. Особенно, конечно, хорош создаваемый прежде всего диалоговой стилистикой образ героини — тут просто говорить нечего, аплодировать только. По моим рецензиями вы можете заметить: всегда обращаю на диалоги особое внимание.

А тут рассказ по сути полностью из такового состоит — тут как бы ничего и не происходит, в духе «тарантиновских сцен», что увлекательности текста не мешает никак. Ну и уровень синефилии тоже тарантиновский.

Наконец, сюжет. Идея в его основе вроде бы и простая, но за счёт подачи постепенно разрастается из масштабов странной шутки в описание масштабного заговора, который с поля ГФЛ уже куда-то к моему любимому ФКД направляется. Стоит ли говорить, что этот момент порадовал? Если уж на что и можно посетовать, то это на некоторую предсказуемость концовки примерно с середины. Но, с другой стороны — есть законы жанров и поджанров, а УОТЭТОПАВАРОТЫ не являются какой-то безусловной ценностью сами по себе.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Александр Матюхин «Первенец»

amiller, 20 января 2020 г. 16:11

Что это вообще было? Смоуконзэвотер какой-то! Или нет? В хорошем смысле. Ладно, давайте как-нибудь разбираться. Кстати, как бодрость духа? А то сейчас начнётся чад кутежа, например!

«Первенец» сходу подкупил меня очень резким, неожиданным началом основного действия. Казалось бы, ритм экспозиции убаюкивает, как в авто на трассе, и тут РРРАЗ!.. Это круто, я всегда такое ценю. Автор резко берёт читателя за горло и тащит в глубину истории. Пусть даже этот обрыв экспозиции потом приведёт к удивлению относительно поведения героя: каким-то совсем не таким брутальным он изначально вырисовывался...

Ай, да какое это имеет значение. После вступления «Первенец» несётся по кочкам лихо. Для начала Матюхин вводит шаурма-хоррор (вот уж точно — близко многим читателям), потом начинается экшен, нагромождение перипетий которого (то один другого, то наоборот...) напоминает фильм Гая Ричи. Дальше в программе сплаттер, причём такой, в духе «Мясного танка» Романова, а не «Слякоти» Подольского: воспринимать его серьёзно сложно и не очень-то нужно. Ну и Лавкрафт, Лавкрафт!.. Тут уж тема сборника как надо отработана. И переключения в одного POVа на другого вообще без объявления войны!..

Всё это как-то немного сумбурно, положим, однако крайне увлекательно и бодро. «Первенец» — самый отвязный текст сборника. Этот рассказ надо читать под «Коррозию металла» или Роба Зомби — вовсе не под упоминающиеся там Deep Purple и AC/DC. Однако как раз из-за этого трэша и угара становится трудно сравнить «Первенца» с прочими рассказами антологии. Они все разные, но у Матюхина какой-то уж слишком другой (набрано курсивом).

Я вообще не ожидал встретить в книге такое, особенно уже под конец — когда, казалось бы, всё с ней давно понятно. Я теряюсь с оценкой, как-то здесь всё уж слишком необузданно. Да, этот рассказ — тот самый высший мутант, так и не запущенный в массовое производство. Слишком редкий для восьми баллов, слишком дикий для десяти.

Не верь никому, верь Матюхину! Смоуконзэвотер!..

Оценка: 9
– [  3  ] +

Илья Пивоваров «Сезон плодородия»

amiller, 17 января 2020 г. 14:37

Подобного рода истории о культах часто страдают от сравнений друг с другом. Скажем, «Солнцестояние» ещё на этапе трейлеров все сравнивали с «Плетёным человеком». Ну а этот рассказ сравнят, наверняка, уже с «Солнцестоянием».

И скажут — мол, то же самое. Это, конечно же, будет не очень справедливо, однако нельзя не признать: первые же страницы вкупе с названием, увы, спойлерят рассказ от и до. Моментально возникает весь набор ожиданий, представление о развязке — и обмануты они не будут, всё действительно развивается совершенно ожидаемым образом.

Можно было бы так же сказать, например, про «Речной-3», но там у нас всё же есть сильное сопереживание герою (в моём случае, по крайней мере), так что предсказуемость идёт только на пользу. Ты понимаешь, что будет, но не хочешь. чтобы так было. Здесь, хотя мотивация персонажа точно такая же, сам по себе прописан он не то чтобы блекло... нет. Я бы сказал, немного отстранённо. Автор довольно-таки бесстрастно ведёт повествование — понятно, что такой подход избран им сознательно, но лично мне это не очень понравилось.

На уровне сюжета рассказ даже не пытается удивить или заинтриговать, что можно назвать довольно серьёзным недостатком. Однако у него всё же есть и большие достоинства — они не исчерпываются тем, что Илья в принципе замечательно пишет и читать его текст приятно уже «потому что».

Пойдя по классическому пути сюжетно, Пивоваров сфокусировался на передаче психологического состояния героя, создании атмосферы безумия и некоторых ярких образах (концовка в этом плане отличная). Это, кстати, тоже провоцирует меня на сравнение с недавним фильмом Ари Астера, где сюжет вообще не во главе угла — всё дело в форме и в том, что мы ощущаем.

В этом плане всё удалось очень хорошо. Особого хоррора, опять-таки, не будет — но на нём вообще мало кто из авторов концентрировался.

Непосредственно лавкрафтовское в «Сезоне плодородия» выпирает не то чтобы сильно, но очевидно присутствует — вопросов нет. Рассказ в рамках антологии смотрится некоторой разрядкой — небольшой, более-менее простой и при этом в определённых аспектах яркий. Возможно, если бы я составлял сборник — переставил бы его с «Грязной водой» местами, чтобы этот текст шёл сразу после здоровенных «Законов геометрии». С другой стороны, при реальном своём положении в книге тексты лучше контрастируют атмосферой.

Особо много о «Сезоне плодородия» я сказать просто не могу — он именно такой, каким представляется с самого начала чтения. И это вовсе не упрёк — тут же не конкурс какой-то, тут книга, которая должна быть гармоничной.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Евгений Абрамович «Грязная вода»

amiller, 16 января 2020 г. 16:27

Для Евгения, как я понимаю, военная тема вообще характерна (увы, его я тоже читал меньше, чем некоторых других авторов сборника). Вот и тут про войну, причём с очень деликатно затронутым, но всё же явным актуальным подтекстом.

Эту тему я развивать, конечно, не буду — война она и есть война, не суть. Уж лучше про рассказ в принципе.

Он, естественно, хорош — как и все в сборнике, хотя и относится к тем из них, которые я скорее всё же на «восьмёрку» оценю. Но сначала о том, что мне в нём безусловно понравилось. Во-первых, хотя вы и знаете моё отношение к «чистому хоррору», читатели-то страшного ожидают — и тут, наряду с «Тень моего брата», один из самых хоррорных рассказов книги. По крайней мере, более сконцентрированный на хорроре как таковом, чем большинство. Несколько сцен — действительно жуткие.

Во-вторых, чувствуется любовь автора к военной теме в мрачной ипостаси. Такое Абрамович писать умеет однозначно, мне вспомнился тот же фильм Deathwatch, например. Да и опять же, для лавкравтовщины интересный выбор сеттинга.

Впрочем, тут кроется и определённая проблема, в которой мне увиделся... ну, некоторый недостаток рассказа.

Скажем так. «Грязная вода» довольно явно распадается на две части — и если первая в большей степени про ужасы войны, то вторая начинает уже на тему сборника работать. И хотя переход сделан мастеровито, лично мне гораздо больше понравилась именно первая часть. Вторая, а она всё-таки основная для книги, а фоне военных ужасов немного теряется, несмотря на хорошие сцены и яркий финал.

Всё то жуткое, что ближе к концу показано, уступает прекрасной сцене с превращением речей из громкоговорителя в нечто СТРАННОЕ. Лично меня тот момент, чем-то напоминающий «Прикосновение» и в то же время один рассказ Павлова, реально торкнул. Как и вообще вся та атмосфера и те отображения чувств персонажей, которые были в начале.

Опять же... знаете все эти приколы про «тебе не придётся описывать монстров, если ты назовёшь их НЕОПИСУЕМЫМИ»? Это шуточки, конечно, на деле не очень справедливые к Лавкрафту, но в каждой шутке есть доля шутки. Пока монстры «Грязной воды» прячутся во тьме, пока окружение ещё не откровенно мистическое (а скорее странное, НЕ ТАКОЕ, тревожно неправильное) — это работает круче, чем когда автор уже начинает всё показывать более открыто.

Впрочем, кабы Абрамович весь рассказ выдержал в таком стиле, то он был бы не очень лавкрафтовским. А это тоже минус. Вот тут у нас и выходит парадокс.

С одной стороны, «Грязная вода» украшает антологию. Это классный рассказ, который тут точно на своём месте. Но с другой стороны — меня не покидает ощущение, что будучи чуть другим, вне контекста темы, он мог бы оказаться ещё круче, чем есть.

Конечно, это вкусовщина. Но я уже объяснял, что именно ею определяются в сборнике мои градации оценок от 8 до 10. Ниже в книге точно ничего не оценишь, потому что качество стабильно высокое, что совсем не удивительно. По объективным критериям тут в порядке всё. Ну а субъективные работают по-разному.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Алексей Жарков «Чистокровные Аркхемиане»

amiller, 15 января 2020 г. 13:20

Видел уже ряд отзывов, мол — это же просто «Тень над Иннсмутом». Ну да, весьма схожий сюжет, Зедок Аллен = Садок А.Л., это всё понятно. Но не так этот рассказ на самом деле прост, слишком поверхностно считать его какой-то перепевкой рассказа Лавкрафта. Увы, не все смотрят под капот — просто «Тень над Иннсмутом» произведение очень известное.

Во-первых, конечно, это самый оригинальный текст в антологии, потому что перенести лавкрафтовщину в будущее, да ещё не самое близкое — это, знаете ли, не банально. От Жаркова такого можно было ожидать, он ведь к НФ тяготеет, но тем не менее!

Во-вторых, текст (особенно в конце) похож на структуру такового у ГФЛ, при этом читается присущим Жаркову лёгким образом, и это тоже очень отрадное сочетание. Задачи писать в стиле ГФЛ перед нами никто не ставил, но таким образом с этим поработать — здорово. Да и в целом мне нравится стиль Жаркова, хотя каюсь — я его не так много читал, как Романова или Кабира, например. В рецензии на «Фан Рё» говорил уже об этом.

В-третьих... Романов тоже касался некоторым образом типичной для ГФЛ ксенофобии, но очень легонько. Жарков же за эту тему взялся очень плотно и выдал, можно сказать, современную адаптацию проблематики Лавкрафта. Что опять-таки очень интересный подход и в сборнике не чтобы совсем больше не встречается... но мало у кого. В определённой мере «Чистокровные аркхемиане» демонстрируют более глубокий подход, нежели избранный большинством участников проекта. «Более глубокий», как я всегда говорю, не значит автоматически «лучший», но всё-таки это весомое достоинство.

Причём меня-то как раз ксенофобия Лавкрафта всегда отталкивала, это одна из причин, почему я вообще не люблю его творчество (что никак не мешает мэтра уважать). Однако наличие той самой проблематики и уровень работы с ней для меня всегда один из главных факторов оценки любого произведения. Сам стараюсь не писать чистую беллетристику. И не очень люблю её читать.

В силу этих причин я считаю рассказ классным. В число главных моих фаворитов антологии он не войдёт, положим (чистая вкусовщина), но смотрится в книге интересно и отнюдь не является простой перепевкой произведения Лавкрафта на чуть иной манер. Хотя это увидят не все. Ну, на то и антология — произведения в ней крайне разнообразные. На любой вкус.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Александр Подольский «Твари из Нижнего города»

amiller, 15 января 2020 г. 12:52

Несомненным плюсом является сама по себе идея, всё-таки скрестить тему Лавкрафта с комиксовым неонуаром в духе «Города грехов» (да, на классику нуара это не очень похоже) — интересно! Кроме того, рассказ донельзя динамичный и имеет очень крутую концовку.

Что мне в нём не нравится, так это сочетание достаточно подробных описаний окружения с очень, очень, очень скупым описанием действий. Как вы, может быть, знаете — я стараюсь наоборот. Сразу подчеркну, что это сейчас была чистой воды вкусовщина: я думаю, что Александр вполне сознательно писал именно так, подражая некоторым «нуарным» книгам. Для которых как раз такой стиль бывает характерен, я не раз замечал. Просто мне вот не по душе, мои ожидания от экшн-сцен из-за этого постоянно оказывались обманутыми.

Думаю, для многих это проблемой вообще не станет, но именно в силу данной причины я поставил «Тварям...» не «десятку», а только «девятку». Это очень крутой текст, который совершенно не зря добавили в книгу вопреки его солидному возрасту и засвеченности. Достаточно необычный, очень бойкий и (это ещё раз подчеркну) с очень крутым финалом. Нуарный лавкрафтовский боевик, который при чтении мозг визуализирует точно в духе комикса моего однофамильца и экранизации Родригеса.

Да, Подольский — это не только приснопамятная «Слякоть», по поводу которой народ до сих пор не успокоился...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Максим Кабир «Речной-3»

amiller, 12 января 2020 г. 23:09

Рассказы Максима бывают, что называется, «попроще» и «посложнее». Мне всегда больше заходили те, которые попроще — а не что-то в духе «И наступила...». Так вот, «Речной-3» относится именно к тому пласту творчества Кабира, который мне более по душе.

Что же меня подкупило на этот раз?

Во-первых, в «лавкрафтовском» произведении не так легко создать некую интригу — всё же сеттинг диктует не только отдельные элементы, а целые сюжетные ходы и общий настрой. Однако «Речной-3» успешно с этой задачей справляется: как в начале (когда имеет место пусть не прямо супероригинальная, однако нетривиальная завязка), так и в финале (когда читательская эмпатия очень сильная и страшно не хочется, чтобы случилось ожидаемое).

Во-вторых, текст очень ностальгический для людей плюс-минус нашего поколения. Тех, чьё взросление пришлось на девяностые. Причём Кабир эту атмосферу создаёт не самыми банальными средствами — берёт не с поверхности детали, а выбирает что-то поинтереснее. Ну, скажем так, псевдоголландский спирт (даже его название, кстати, не озвучивается) там — самое явное указание на эпоху.

В-третьих, что отчасти связано с предыдущим пунктом — главным героем является юноша с типично юношескими же проблемами, а мне чем я старше, тем больше нравятся произведения про это вот. И с этой составляющей Кабир тоже справился замечательно, особенно здорово становится с момента появления в сюжете девушки.

Лавкрафтовщина, опять же, представлена в полный рост. А вот хоррор в его типичном понимании — в меньшей. По сравнению с «Тенью моего брата» рассказ совсем не страшный. да и в целом он больше про действие (пусть даже мысленное, но действие), чем про ощущения. Но я, как вы знаете, с такой меркой к текста не подхожу вообще.

«Речной-3» цепанул меня по совокупности субъективных факторов. Я не стал бы утверждать, что он гораздо лучше других рассказов антологии, и уж точно не скажу, будто он для вас должен стать одним из фаворитов. Так-то уровень рассказов в сборнике ровный — они просто разные крайне, тут уж кому что по вкусу.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дмитрий Тихонов «Коронация»

amiller, 11 января 2020 г. 17:46

Сразу скажу, что этот рассказ — из числа наиболее понравившихся мне в антологии, хоть и хороши все. И не только из-за присутствия персонажа, что в наше время всем в основном известен по очень любимому мной телевизионному произведению. Это не спойлер — «жёлтый знак» в самом начале появится.

В самом же начале читателя эпатируют образом главного героя — он мало что наркоман, так ещё и гомосексуалист. Признаться честно, большую часть текста я не вполне понимал, чего ради нужна эта деталь, кроме самой по себе провокации. К концу же то ли понял, то ли уж очень удачным оказался образ — так или иначе, в историю главный герой сел как влитой. Хотя многие по умолчанию начнут говниться, ясное дело...

От лавкравтовщины в декорациях Петербурга можно ожидать мрачного духа Достоевского, но «Коронация» и тут идёт против ожиданий — скорее мы видим бойкий контркультурный текст, и меня это порадовало. Надо отметить, что стиль ещё и очень выгодно контрастирует с идущим перед «Коронацией» рассказом Костюкевича: Кабир явно не от балды расставлял произведения.

При том, что градус безумия здесь ничуть не меньше. Просто это безумие совсем иного рода — если поезд с кукухой главного героя «Мира, скрытого в тени» мерно постукивает на стыках рельс, то тут персонажа с читателем лихо уносит на кислотной волне. История динамична, события развиваются быстро, читается очень легко. Не успеваем оглянуться — и андерграунд наркостолицы России уже уходит туда, куда не каждый опытный психонавт водил свой галеон.

Насчёт того, хорошо ли Тихонов пишет, говорить полагаю излишним. Все и так в курсе, как и в случае Костюкевича.

С лавкравтовщиной тут тоже нет проблем — как на уровне сюжета, так и в духе произведения. Понятно, что у определённого читателя возникнут вопросы «шо это было и зачем», но «Мифы Ктулху» никогда не были про ответы на все вопросы. А «Коронация» выглядит такой же полноправной их частью, как благословлённый самим ГФЛ рассказ Чемберса.

По большому счёту, тут мне просто нечего записать в минусы. Подать мифологию вселенной Лавкрафта в таком ключе — хорошая идея. Один автор сборника, правда, ещё дальше пошёл — но о его произведении речь пойдёт позже.

А тут — первая моя «десятка» в антологии. До сих пор ставил 8 или 9 баллов. Разница между этими оценками, впрочем, субъективная насквозь. Всё в книге я оцениваю высоко по объективным критериям, а чуть выделяю тексты, которые больше лично вот в меня попали.

«Коронация», без сомнения, попала прямо в цель. Настолько, что как-то даже сложно описать впечатления. «Очень хороший рассказ» (с) тот-самый-читатель

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дмитрий Костюкевич «Мир, скрытый в тени»

amiller, 10 января 2020 г. 14:20

«Знаете это ощущение, когда сидишь в поезде, напротив стоит другой состав, твой трогается — и не сразу понятно, это он поехал или соседний? Так вот, с кукухой то же самое» (с)

Итак, главный герой садится в поезд, где с самого начала что-то смутно не так, да и его собственные цели загадочны. Ну а далее состав едет прямо в концентрированное безумие. Пытаться пересказать события и поток образов после завязки бесполезно, я даже не стану пытаться. Скажу лучше о другом.

Если привередливому читателю типа меня не хватило Лавкрафта у Чубукова, то тут уж отвалят его с избытком. Если «Битва, которой не было» для вас слишком лёгкое чтиво, а «Ужас в Кау-Лите» какой-то слишком понятный, то таки уже снова поздравляю: по адресу.

Читать «Мир, скрытый в тени» слегка тяжеловато, зато он прямо физически передаёт нам ощущения героя, а сам опыт от рассказа близок к лично моим ощущениям от Лавкрафта почти предельно. Возможно, если «Тень моего брата» — самый страшный рассказ антологии, то этот — самый «лавкрафтовский» на уровне впечатления от самого по себе текста. Так сказать, в техническом плане.

При этом Дима, конечно, не копирует язык Лавкрафта, что по меньшей мере странной идеей было бы. Пишет он вполне в своём стиле, а точнее в одном из стилей, которыми владеет: напомнило его недавнюю миниатюру в КЛНК, скажем. Даже очень похожее выражение про «подарок» замечено.

Проблема, наверное — та же, что у Романова: рассказ не очень-то лицом к массовому читателю. Опять из серии «или зайдёт, или нет». Впрочем, хотя я сам не фанат подобного стиля и такого рода рассказов вообще, мне это никак не помешало оценить литературный уровень — он ожидаемо высок. Ну, давайте я вам не буду объяснять, что за автор Костюкевич? Вы все прекрасно это знаете и всё понимаете.

Не могу поручиться, что в конце этого путешествия вы останетесь довольны (на мой взгляд, в сборнике есть рассказы, куда эффективнее «бьющие по площадям», которые наверняка понравятся всем или почти всем). Но что впечатлений вынесете массу — это точно. Да и представить себе лавкрафтовскую антологию без чего-то подобного...

Не-не-не. Без такого рассказа сборник был ли БОГОХУЛЬНЫМ в плохом смысле лавкрафтовского слова.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Владимир Чубуков «Тень моего брата»

amiller, 9 января 2020 г. 13:13

Третий рассказ антологии очень сильно отличается от первых двух по всем параметрам, кроме качества. Качество, ясное дело, высокое. С остальным давайте разбираться.

В первом рассказе хоррора практически не было, во втором его было немного — там больше тревога, безумие. А вот «Тень моего брата» — это тот самый пресловутый «чистый хоррор». Как он есть.

Как вы знаете, я сам от этого направления далёк. Однако это мой личный бзик, а с объективной позиции я должен сразу отметить: если вы ищете в подобных сборниках реально жуткое и не очень довольны первыми двумя рассказами, то Чубуков вас порадует.

Потому что да... если бы я такие сцены в кино увидел, меня бы проняло. Это текст на меня равным образом, увы, не работает. Многие точно получат удовольствие именно от хоррорной составляющей.

Но за всё приходится чем-то платить. Я обычно иного жду — увлекательного сюжета, драматургии, выраженной управляющей идеи, постмодернистких референсов, и вот с этим в «Тени моего брата» не очень. Рассказ — именно что классический такой «русский хоррор». То есть он концентрируется конкретно на ужасе, полностью следует постулату «главная задача хоррора — пугать». История проста, чтобы не отвлекать от главного. Лишнего нет. Ну вот прямо по заветами Артемьевой и Парфёнова, скажем, которые много раз о чём-то подобном говорили. Неспроста говорили, понятное дело.

И хоть я такое не люблю, но и не могу ставить в упрёк. Вкусовщина она и есть вкусовщина, а рецензент должен быть по возможности объективен. Я абсолютно уверен, что многим из вас зайдёт именно это, а не я или Романов.

Тем более что рассказ написан хорошим языком. Если в первой рецензии я посетовал на отдельные фразы, которые лично мне показались не совсем удачными, то тут... ну, мог бы пожурить за неестественно «литературную» речь в ключевом диалоге. Но может, это автор специально так?

Более-менее объективно в минус запишу только одно: Лавкрафта я тут... ну, почти не увидел. Возможно, чего-то не улавливаю, поскольку не всё сам читал — но всё же большую часть, так что и у среднего читателя тоже наверняка будут вопросы. Причём если фактические отсылки я могу тупо пропустить, то по части атмосферы явно не оно.

Нет, я не хочу сказать, что рассказ мимо темы сборника. Ни в коем случае. Но мне он правда больше напоминает типичную конкурсную работу с ЧД (это не упрёк, ага), нежели что-то, вдохновлённое Лавкрафтом. Хотя что-то и для меня проглядывает... мельком. Опять же, у меня вообще приключенческий сюжет, не мне судить. Но отметить надо.

Вердикт: отличный рассказ для тех, кому в некоторых других произведениях сборника не хватило хоррора. Правда, при этом может не хватить Лавкрафта, но нельзя же всё и сразу? Рассказы в антологии очень разные, так и должно быть. Этот свою аудиторию точно найдёт. Я ещё не прочёл всё — но не исключаю, что именно «Тень моего брата» окажется самой страшной историей под обложкой Григорьева.

А делает ли это её лучшей — решайте сообразно своим вкусам. Лично мои фавориты окажутся другими, но текст Чубукова явно книге был нужен. На своём месте.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Николай Романов «Ужас в Кау-Лите»

amiller, 8 января 2020 г. 15:38

Сразу о том, про что вы подумали: сплаттерпанка тут нет, хотя кое-что «этакое» Коля в тексте использовал, и «это» даже стало локальным мемом среди авторов сборника. Не буду спойлерить, лучше поговорим о прочих составляющих.

Если оставить за скобками сплаттер, то остальное, чего от Коли можно ожидать, тут на месте. Автор оттолкнулся от не самого известного рассказа Лавкрафта, на который ссылается в названии, одновременно играя с древним именем города, являющегося местом действия. А город это тот же, что уже несколько раз в его творчестве появлялся, причём отнюдь не случайно. Вы меня поняли.

Физиологических ужасов не будет, а физиологические странности — да, хотя странным и по-лавкрафтовски тревожным, ненормальным тут выступает всё: и локация, и второстепенные персонажи, и нарастающая ментальная болезненность. К финалу наступит олдскульное вирдовое безумие, и если язык Романова просто диаметрально противоположен стилю ГФЛ, то вот дух рассказа попадает в него на все сто процентов.

Традиционно похвалю диалоги, с которыми Николай всегда работал, на мой взгляд, очень классно. Описания, авторская речь — цветистые, тут Коля всегда ходил по краю раздражающих многих «красивостей», но вкус ему до сих пор не изменял. Не случилось этого и теперь.

В очередной раз убеждаемся, что хотя Романов прежде всего известен как автор забористого сплаттера, он легко может обойтись и без «мяса», что-то совершенно иное сделать. К сожалению, такие его рассказы всегда были менее успешны (вспомним «В поисках Гармонии» и «На крючке»), что меня расстраивает. Боюсь, и «Ужас в Кау-Лите» по вкусу не всем придётся — он не такой заморочный, как блестящая «Сила», и куда более странный, чем столь же блестящий «В поисках Гармонии».

Но я всё-таки надеюсь, что читатели настроятся на морскую волну этого текста и извлекут из него всё, что автор между букв и строк запрятал. Это простая по структуре и фактурная по наполнению история. Если честно, мне в своё время не очень понравился «Кошачий саван», а вот тут, хотя итоговый образ ужаса не такой яркий — впечатление вышло для меня существенно более сильным.

Основной и, по сути, единственный недостаток рассказа — он откровенно «не для всех» и вообще, скажем так, не совсем лицом к читателю. Чего от фаната Линча и стоит ожидать, конечно. Просто готовьтесь, что это не «Ёлочка» и уж тем более не «Мясной танк». Они тоже не так просты, как на первый взгляд, просто там и «первого» большинству хватает. Здесь... не уверен.

Я люблю творчество Романова, пусть и критиковал некоторые рассказы. «Ужас в Кау-Лите» в моём личном топе не подвинет «Силу» и «В поисках Гармонии», но займёт довольно высокое место.

И чёрт возьми, [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ] в камнях — это круто!..

Оценка: 9
– [  6  ] +

Виктория Колыхалова «Битва, которой не было»

amiller, 8 января 2020 г. 00:28

Рассказ начинается с пометки «Основано на реальных событиях», которая у меня обычно вызывает лёгкую иронию — не припомню, чтобы подобная строка в начале (а не в конце) пошла на пользу какому-то произведению в более-менее последние годы, кроме фильма «Кровью и потом» Майкла Бэя. Ну правда: фраза настолько примелькалась везде и всюду, что работает не лучше, чем «Минздрав предупреждает...»

Однако это было лирическое отступление, а теперь о самом рассказе. Он, как и следовало ожидать, весьма хорош.

Нет, я могу и выделить кое-какие недостатки. Лично на мой вкус — небольшой перебор с японскими словечками (часть объясняется, часть надо по контексту разобрать). Они уместны в принципе, как-никак — рассказ про Сэнгоку Дзидай, необходим японский колорит. Но, по-моему, немного пересолили текст именно незнакомыми большей части аудитории словами. Процентов на 20–30 меньше бы: вреда атмосфере никакого, а читать человеку не особо в теме Японии (вроде меня) стало бы чуть легче. Тем не менее «японистость» текста относится и к его достоинствам одновременно — такая вот диалектика. Чувствуется, что автор не с бухты-барахты взялся за эту тему.

Ещё немного натянутой вышла часть экспозиции — то есть размышления героя о прошлом и настоящем. Слишком явно уж он думает «для читателя», и что мешало подать ту информацию авторской речью? Плюс меня удивило построение некоторых предложений, но чуть-чуть.

Ну и да, сюжет простой, описывается в одно предложение. Но это даже не минус, потому как история при этом очень «лавкрафтовская» именно по духу и структуре. Не баг, а фича. Сюжеты самого ГФЛ зачастую были вот именно такими.

В любом случае, вторая половина текста заставляет закрыть глаза на кое-какие заусенцы в первой. Битвы, которой не было, действительно в какой-то мере не будет, но... то, как эпическая ужасающая картина почти вся показана через небольшие детали — это очень классно. Про глаза — это очень хорошо. И даже историческая справка в конце-то как раз очень в тему оказывается.

Хоррора тут, конечно, маловато — но всё равно в сборнике у меня его точно меньше всех, так что не мне за это судить коллег. А в целом — очень приятный исторический рассказ в довольно экзотических декорациях и с хорошо запоминающимся финалом. К тому же не обошлось без персонажа, за которого автоматом баллы накинешь...

Оценка: 8
⇑ Наверх