fantlab ru

Все отзывы посетителя Uldissian

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ник Перумов «Зона магов»

Uldissian, 30 марта 2020 г. 18:23

До того, как мне довелось ознакомиться с сетевым черновиком «Зоны магов», было непонятно решение автора заморозить последнюю книгу трилогии. Честно говоря, после увлекательного прочтения первых двух частей это решение Перумова было сродни болезненному удару под дых. Все, что оставалось на душе — это вопросы: как? почему? зачем?

Однако после ознакомления с черновым отрывком все встало на свои места. Авторский замысел для третьей части выглядел даже не то чтобы сырым, он был просто неудачным. Чего ждет читатель после «Разрешенного волшебства» и «Враг неведом»? Ответы на вопросы, ясен перец! Что случилось с планетой Сказок после рокового выстрела Джейаны? Какова судьба главных героев и Терры после того, как ее вынужденно оставил верховный координатор Исайя Гинзбург? Где исток, триггерное событие, приведшее к гражданской войне, к противостоянию Умников и поколения Гинзбурга? Кто такой Идущий-по-Следу и чем он так опасен? Что это за Сенсорика, «магия», как ее можно обосновать в рамках научной фантастики? Почему именно Твердислав был так важен для Умников? Чего они вообще добиваются, кроме поголовного истребления «старцев»? Интересна также судьба прежних Ворожей, поддавшихся искушению и перешедших на сторону этих зловредных колдунов, дальнейшее развитие романтической линии Аэ и Твердислава (правда, без взаимности). Вот только сюжетный разворот, имеющийся в отрывке, отправляет все эти ожидания и чаяния в помойное ведро. Нет, как бы говорит автор, в гробу мы видели все эти философские и мистические тайны, а также судьбы персонажей. Теперь, будто бы дразня аудиторию, мы нарочно запихнем Твердислава с Гинзбургом в какой-то левый, не вписывающийся в контекст прошлых частей мирок, загружаем читателя клишированным сюжетом про местный «злой халифат» с работорговлей, пустыней и прочим рафат-лукумом. Единственная связь с прошлыми частями трилогии — это воспоминания героев и мороки с участием Аэ — Умницей из предыдущих книжек, местной коварной Морганой ЛеФэй. Конечно, для незавершенной книги это не будет упреком, однако уже в начале сюжет и место действия сворачивают явно не в ту степь. Возможно, автор хотел в этой книге раскрыть тему Сенсорики и образа мира, который хотели воздвигнуть Умники на руинах старого. Увы, исполнение оставляет желать лучшего, да и образ персонажей сильно померк на фоне «Враг неведом».

В сухом остатке мы имеем смешанные чувства недоумения, сожаления и легкого разочарования. В последнем случае, это из-за решения Ника Перумова заморозить и более не возвращаться к этому проекту. Как по мне, это ошибочное решение. Пересборка «Зоны магов» и завершение трилогии не только удовлетворило любопытство читателя, но и позволила бы автору оставить след в отечественном жанре фэнтези, космооперы и научной фантастики. В конце концов, цикл «Техномагия» среди прочих сочинений Перумова — наиболее глубокий и продуманный, не побоюсь сказать, даже по сравнению с увлекательной историей про странствия Кэр Лаэда, мага Долины и воина Серой Лиги. Можно только сожалеть, что одна из самых самобытных и неординарных книг так и не нашла достойного завершения, оставшись замороженной.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ник Перумов «Враг неведом»

Uldissian, 30 марта 2020 г. 16:48

Вторая книга цикла «Техномагия» — редкий пример у молодых (а Перумов на тот момент был именно в числе таковых) авторов, когда продолжение лучше, чем первая часть. Сиквел «Враг неведом» начинает повествование на том месте, где обрывается первая книга. Главный герой поднимается на Небесный ковчег и, как полагает, он отправляется прямо ко Всеотцу, о котором столько толковали мудрые Учителя. Здесь же обозначается сюжетная линия о дальнейших приключениях и мытарствах Джейаны и соклановцев Твердислава, оставшихся в данном бренном мире. И, как мы видим в этой деконструкции, ожидания бывшего вождя Твердислава не совпали с реальностью.

Чем замечательна данная книга? Очередной вселенской свалкой между волшебниками и «технарями»? Конфликтом отцов и детей? Нет, и еще раз нет: вторая часть отменно сыграла на полутонах, что тоже редкость в творчестве Перумова! Как никогда прежде и в более поздних книгах Перумов основательно раскрывает персонажей, их мотивы и поступки. Вот Умники, вечно невзрослеющие дети, представленные крайне эгоистичной и неэтичной версией Питера Пэна и его «потерянных мальчиков». Ради исполнения своих желаний и стремления переформатировать вселенную в соответствии со своими представлениями они готовы устроить резню в галактическом масштабе и уничтожить поколение отцов. По другую сторону баррикад находятся отцы, бесспорным лидером которых является верховный координатор Исайя Гинзбург. Пожалуй, это самый яркий и запоминающийся персонаж в неоконченной трилогии, на фоне которого даже Твердислав смотрится персонажем второго плана. По сути, это мессия, спасший в последний момент Старшее поколение от бесславной и ужасно участи сгинуть в Сенсорике Умников, бесспорный лидер, сумевший спасти цивилизацию на самом краю пропасти. Только благодаря его твердости характера, вере и воле терпящие поражение «старики» еще держат фронт против безжалостного и искусного противника. Гинзбург в сюжете, прежде всего, пророк, вдохновитель, прекрасный оратор, разбирающийся в душах и поступках людей. Он ведет войну на два фронта: против Умников и еще одну, незримую, с Идущим-по-Следу, где читатель может разглядеть очередное явление Люцифера, либо Змея, искушавшего Адама и Еву. К сожалению, эта линия противостояния показана очень широкими мазками, а об истоках конфликта Умников с поколением отцов в сиквеле есть всего лишь пара глухих упоминаний из уст Исайи Гинзбурга.

Разделение сюжетных линий здесь также не случайно. В маршруте Твердислава мы видим пример становления героя-миротворца, способного остановить галактическую войну, понять и примирить обе стороны. Джейана же, напротив, утратила веру, внутреннюю опору, и... становится тем, с кем ведут долгую войну сторонники Гинзбурга, жаждущей разрушений и слепой мести. При всем при том, что линия Джейаны подана сыровато, Ник Перумов впоследствии так и не смог превзойти однажды созданные им образы. По итогам второй книги читатель не может однозначно указать на любого персонажа или сторону конфликта, как на безусловное добро и зло. У Учителей, Умников, Твердиславичей, Джейаны и даже у Ведунов есть свою истина, за которую они готовы положить свои жизни. И это пробуждает живой отклик и симпатии ко многим героям данной книги. Для любителей жанра «магия vs. технология» можно рекомендовать обе книги из цикла.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ник Перумов «Разрешённое волшебство»

Uldissian, 30 марта 2020 г. 16:14

«Разрешенное волшебство», первая книга из цикла «Техномагия» — пожалуй, одно из наиболее ярких и самобытных произведений Ника Перумова. К большому сожалению, трилогия так и не была завершена, однако уже две опубликованные книги оставили след в жанре российского (славянского фэнтези).

Чем уникальна данная книга во всем творчестве автора, на фоне всех прочих его работ? А тем, что Перумов здесь предпринял первую и, увы, последнюю серьезную попытку деконструкцию фэнтези. Сюжет, на первый взгляд, не представляет собой ничего выдающегося. Перед читателем предстает довольно трафаретный по нынешним меркам мир-сказка, мир фэнтези, помесь деревенской пасторали Хоббитшира, девственный первобытный мир кланов из «Черной крови» того же Перумова-Логинова, Нетландии из «Питера Пэна», щедро приправленный морализаторским пафосом из «Хроник Нарнии». Ни больше, ни меньше. Как и положено многим подобным мирам, здесь прослеживается конфликт кланов и Ведунов с их полчищами хтонических тварей, а также находится место эльфам, гномам и прочим волшебным расам. И над всем этим незримо стоят мудрые Учителя и наставники кланов, говорящие от имени некого Всеотца. Казалось бы, перед нами очередной «Волкодав» или подражание Анджею Сапковскому. Вот здесь как раз неискушенный читатель и поскользнется на мякине.

По сюжету главный герой книги, вождь Твердислав одноименного клана, вынужден покинуть своих подопечных, дабы найти и спасти девочку, похищенную не то Ведунами, не то загадочными чародеями с неизвестного острова. Этим самым он подвергает клан опасностям перед теми же Ведунами, но главное, открыто идет против табу Всеотца и Учителей. К Твердиславу позже примкнет его мятежная подружка Джейана, а также бывший соклановец, обращенный Ведунами в неизвестное чудовище. И, собственно, после этого начинается поворотный момент, объясняющий название книги и всей серии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В ходе злоключений Твердислава и его спутников выясняется, что весь этот мир, вся его история, вся борьба кланов с Ведунами, все учение о Всеотце от наставников — не более, чем обман. На деле данный мир, планета — военный полигон, детище проекта «Вера», а проживающие на нем кланы — будущие рекруты для последующей отправки на межпланетную гражданскую войну внутри громадной Галактической империи. «Учителя» на деле — военные инструкторы и профессиональные психологи, а вся магия — это квантовое поле, генерируемое машинами в недрах планеты. И весь этот маскарад нужен для того, чтобы поставлять на фронт фанатичных бойцов, владеющий псионикой, или магией на которую неспособны сами «Учителя».

Именно этот резкий сюжетный разворот с обширной деконструкцией и разоблачением всех фальшивых чудес, ложной религии и искаженного образа мира из уст Учителей в совокупности делает «Разрешенное волшебство» столь ярким, столь непохожим на все прочие работы Перумова. Иные фэнтези-циклы, как «Гибель богов», могут быть эпичны, могут быть добротными, как приключенческая литература, однако они вторичны. Все это уже мы видели у Толкиена, у Урсулы Ле Гуин, у К.С. Льюиса, у Желязны в том или ином виде. Конечно, могут припомнить Стругацких, указывая на конфликт Умников со Старшим поколением. Однако эта линия не главенствует в первой книге и, как ни странно, идет больше фоном. На первом плане в книге — яркие и неплохо прописанные персонажи, оказавшиеся вырванными из привычного мирка, которым сочувствуешь и сопереживаешь не меньше, чем «благородному дикарю», насильно перемещенному из первобытных джунглей в нуарный мегаполис. Нигде больше в сочинениях Ника Перумова вы не найдете подобного контраста и резких смен декораций. И мало какая из книг автора сможет держать в напряжении от начала и до конца весь сюжет.

Оценка: нет
⇑ Наверх