fantlab ru

Все отзывы посетителя Белый рыцарь

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

Белый рыцарь, 17 февраля 2022 г. 15:12

Если вы не были в восторге от первых двух книг трилогии, то очень сомнительно, что придете в большой восторг от третьей. Что должно произойти с автором, чтобы в какой-то определенный отрезок творчества он начал писать фанфики на самого себя, да еще и не очень удачные? Загадка. Очевидно, что многие читатели после выхода «НН» и «ПсМ» вполне справедливо начали интересоваться у Джо: «А что, собсно, это было?», на что он, тоже вполне справедливо набычился и выдал на-гора третий том, заявив: «Не хотите читать об очередной войне Союза против Севера? Ок. Щас я вам политику покажу!» И… таки показал.

Почему издатель так самоотверженно из тома в том лепит на обложку словосочетание «темное фэнтези»? Еще одна загадка. Во-первых, оно совершенно не «темное» (ну так, легкий налет кариеса, если уж действительно за уши притягивать), а во-вторых, абсолютно не «фэнтези». То, что предоставляет нам Джо в трилогии «Эпоха безумия», это попытка в псевдоисторический роман. И не самая удачная, к слову. Но, справедливости ради, фантастический элемент в книге таки присутствует. Например, никем не замеченные многотысячные армии сжигателей/ломателей, марширующих к Адуе. Или два супершпиона – подросток и бабка, на коих держится вся разведка великого интригана и главного интеллектуала Севера — Черного Кальдера. Вообще, до самой последней страницы была надежда, что все написанное на протяжении безразмерных трех томов – это какой-то особо тонкий стеб автора, что вот-вот и настоящий Джо выпрыгнет из-за угла и громко рявкнет: «Ха-ха-ха, купились? А я пошутил!». Но нет, все: начиная от опереточных интриг и детсадовской политики, и заканчивая многостраничными диалогами ни о чем, преподносится на самых серьезнейших щах…

Ну ладно, сюжет никакущий, в принципе, нельзя сказать, что в первой трилогии Земного Круга был невероятный сюжет, но ведь в книгах не осталось и изюминок с вишенками! Та неповторимая динамика и кинематографичность, что выделяли книги Джо на фоне его коллег, исчезли напрочь. Все какое-то блеклое, вялое, вторичное, искусственное. Раньше его книги были какими-угодно, но не скучными. А сейчас? Первые 500 страниц откровенно тянет в зевоту. Жестокость ради жестокости и кровища ради кровищи – очень сомнительная ставка. Зачем столько времени посвящать бесконечным заседаниям? Зачем столько времени посвящать тому, кто и как грабил, бил, жег, если речь идет о каких-то даже не эпизодических персонажах? Зачем вообще в тексте столько откровенной воды и повторяющихся рефлексий? А когда наконец дело доходит до единственной батальной зарисовки, становится очевидным, что Джо окончательно устал от своего собственного амплуа. Битва за Карлеон – просто стыд.

Нет больше масштаба и эпика, нет драматизма, нет драйва, есть какие-то непонятные потуги в разборки уровня район на район (это в лучшем случае), а так – вообще метание совочков в песочнице. Главные же персонажи истории, как правило, выполняют одно и то же действие всю книгу – Савин сидит в своих хоромах, Рикке сидит на троне, Лео сидит в народном совете, Орсо – просто сидит, ну и Броуд на заднем плане бьет лица, а Вик и Клевер – мечутся между сторонами.

Кстати, кто-то из ораторов выше очень метко заметил, что книгам Джо стало не хватать маскулинности. И это чистейшая правда. За всю трилогию больше всего было написано о платьях, париках, косметике, корсетах, прическах, веерах, светских раутах, шляпках, женских склоках и соперничестве, ну и конечно же о самом модном нынче трэнде – месячных. Приходилось вновь и вновь открывать обложку книги, чтобы убедиться, что там все-таки написано Джо Аберкромби, а не, простите, какая-нибудь Джоан Аберкромби. При всех этих, непременно очень важных сюжетообразующих моментах, тот же Баяз, суть его планов и манипуляций получают от силы полтора абзаца экранного времени. Ну просто всё…

К тому же, всей трилогии и последней книге в частности катастрофически не хватает «мистической» сюжетной линии, которая бы освежила в памяти читателя всю тему с местными магами, их войнушками и магией в мире. И пролила бы хоть какой-то свет на то, что происходит в Земном Круге, помимо гоп-стопа в Адуе (который откровенно затянут и скучноват). Если автор считал, что ему удалось создать эффектную саспенс-атмосферу и раскрыть глубокий психологизм трагедии, то это слишком смело. Одной попой на двух стульях не усидишь, увы. Тут уж либо массчтиво, либо психологизм, высокие материи и сложные внутренние конфликты. От того и не верится во всякие «метаморфозы» персонажей и их метания.

Кроме того, не очень хорошо отразилось на повествовании то, что автор слишком уж заузил рамки истории, превратив ее в локальную заварушку, при которой: выйди из стен города и уплывешь в вакуум, в котором ничего нет, ну кроме абстрактного Севера, где всю книгу на троне (тоже в вакууме) сидит Рикке и вроде как правит.

Ну и напоследок пару слов о персонажах. Из накипевшего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На персонажной ниве все без изменений. Как и первые две книги, они либо раздражают, либо вызывают недоумение, либо не вызывают вообще ничего. Наверно, мое мнение точно популярным не станет, но, елки-палки, меня неприятно удивило, как слили Сульфура. Бессмысленно и глупо. Трех едоков и шпионов под боком заметить ооочень сложно. Оп-оп, ловите быстрее очередной фантастический элемент до кучи. На протяжении всех семи книг, что Сульфур появлялся в кадре – оставался самым странным и загадочным героем. Единственный помощник Баяза, могущественный маг и едок. И что нам о нем рассказали? Ничего. Ни мотивов, ни причин служения Баязу, ни даже каких-то крох предыстории. Откуда он вообще взялся и почему стал едоком? Где пропали все остальные ученики Баяза, в то время, как у какого-то там Кхалюля их тысячи? Семь книг, Карл! Ну можно же было сподобиться хотя бы на какой-то бэк в последней трилогии? Неа. Ведь гораздо важнее где, с кем, как, в какие отверстия и в каких количествах совокупляется Савин.

Ладно, проехали. Идем дальше. Про Мэри Сью всея Земной Круг Савин просто даже сказать нечего. Самый раздражающий и неправдоподобный персонаж эвер, при чем защищен таким толстенным авторским магическим барьером 100-го уровня, что наверно даже сам Эувин поперхнулся бы, попытайся он его преодолеть. А попытки Джо вызвать у читателя какие-то переживания на эпизоде сбрасывания ее с башни, по-моему, вообще имели слегка противоположный эффект...

Странно, но почему-то жалость в этой книге вызывают исключительно Броуд и Лео, главные жертвы Савин. Каждый из них по своему расплатился за то, что купился на красивую обвертку, не сразу унюхав запашок гнильцы под ней. Первому теперь до скончания дней светит роль палача, второму – жизнь калеки. Орсо, еще одна жертва Савин, жалости, увы, не вызывает. Наверно, потому что данный персонаж не вызывает вообще ничего. Складывается впечатление, что Джо до последней страницы и сам не решил, зачем он был нужен в этой трилогии, ну кроме набивания дополнительных страниц благодаря пространным диалогам и совсем не смешным шуткам.

Баяз, засранец еще тот, и в принципе нет ничего плохого в том, появись у него достойный противник, поставивший бы старикана на место. На это было бы очень интересно посмотреть. Но видеть, как его, втаптывающего ранее в дерьмо самых суровых лидеров местных государств, отшивает какая-то там Рикке? Серьезно? Даже не смешно. И что, на милость, мешало Баязу на том же холме с Героями наступить башмаком на шею Рикке, заставив ее глотать собственную рвоту, как это было с Джезалем? Нуууууу…. Очевидно, что высокая политкорректность Первого мага! Или нет — присутствие Трясучки! Наверняка железный глаз, 100500 раз упомянутый в тексте, дает ему иммунитет к магии. Ога.

Рикке разочаровала. Полностью. В первой книге она поначалу вызывала симпатию и была надежда, что станет чем-то вроде женской ипостаси Ищейки. Надежный лидер, в котором так долго нуждается Север, единственный адекватный персонажем в книге. Ан нет! До мэрисьюшности Савин не дотягивает, но у дамы явно все впереди, руку на предательствах она уже хорошо набила.

Насчет Глокты и так уже было сказано очень много. От себя добавлю лишь то, что ни симпатии, ни восхищения он никогда у меня не вызывал. А после своего признания, что великий заговор всех времен и народов придумала его жена-алкоголичка… нуууу… нет слов, честно. Очень жаль, что из главных персонажей первой трилогии, именно он цветет и пахнет, а не Ищейка, или те же Джезаль с Логеном. Они хоть и не были положительными персонажами, но, как не странно, иногда вызывали положительные эмоции.

Ну и в финале книги симпу от меня словила Вик. Молодца! Очень эффектно показала Глокте средний палец (наконец-то, хоть кто-то!) и гордо ушла в закат. Аплодирую стоя. Надеюсь, у нее все отлично сложится. Кстати, так и осталось загадкой, почему никак не обыгрался факт, что Пайк ее родной отец. Допустим, ей было тяжело узнать Пайка с обожженным лицом, но он то свою дочь точно узнал, тем более, что Вик и своего реального имени не скрывает. Для себя объясняю это лишь одним – похоже Джо и сам об этом забыл. Ха!

Очень сомневаюсь, что меня потянет перечитать эту трилогию еще раз, в отличии от первой. Тут нет ни персонажей, ни локаций, ни сюжетных перипетий, которые хотелось бы освежать в своих воспоминаниях. Жаль. Еще один автор, от которого всегда ожидался определенный уровень – стал сомнительным товарищем, к чьим книгам теперь стоит очень критически присматриваться перед покупкой.

Оценка: 4
– [  14  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Падение Гондолина»

Белый рыцарь, 10 октября 2021 г. 18:49

Беря в руки книгу «Падение Гондолина» нужно обязательно понять для себя две вещи. Во-первых, это неоконченное произведение, а, во-вторых, его нельзя рассматривать отдельно от двух предыдущих неоконченных сказаний, что выходили под редакцией Кристофера Толкина ранее: «Дети Хурина» и «Берен и Лютиэн».

Почему, собственно, столько внимания именно им? Кристофер дает ответ в предисловии: его отец считал, что эти три сюжета очень важны для мифологии Средиземья, а потому и решил выделить их из общей канвы «Сильмариллиона» в отдельные полновесные произведения, детально раскрыв, как судьбу главных героев, так и события, что сопровождали становление их мифа.

Композиция книги «Падение Гондолина» мало чем отличается от композиции книг двух предыдущих недописанных историй. Редактор в лице Кристофера предлагает читателю ознакомится с двумя версиями сказания: ранней и поздней. Им сопутствуют его детальные комментарии о работе над черновиками отца и пояснения, как он скрупулезно реконструировал текст, расплетая головоломки многочисленных записок, писем и заметок Толкина.

Если со всем, что рассказывается в «Сильмариллионе» вы на «ты», то спешу предупредить: не рассчитывайте найти что-то кардинально новое в истории о Туоре, двоюродном брате Турина, на плечи которого владыка вод Ульмо возлагает важную миссию – найти тайный город короля нольдоров Тургона и принести важную весть его владыке. Главная цель труда Кристофера — провести сравнительное исследование всех видоизменений данного отцовского сюжета от «ранней» до «поздней» версии. То, как изменялись имена персонажей, их происхождение, роль в истории и дальнейшая судьба. А также то, как преображались и взгляды самого Толкина на данный сюжет, как эволюционировали его идеи, как видоизменялись сквозные мотивы, а с ними и подача событий.

Примечательно, что обе версии «Падение Гондолина» по сути не являются оконченными, обрываясь на разных этапах развития сюжета. Ранняя – на событиях после побега уцелевших нольдоров из горящего Гондолина, поздняя – на приходе Туора ко дворцу короля Тургона. Увы, но полную картину этого мифа мы, к сожалению, увидеть не сможем. Но даже те обрывки, которые есть – обязательно придутся по душе тем, кто остался в восторге от «Сильмариллиона» и «Властелина Колец». Возвышенный, ни с чем не сравнимый, слог и абсолютно непередаваемая атмосфера, что легко совмещает в себе глубокий драматизм и настоящую героику (не приторную, не наигранную, не примитивную), а именно ту, что берет свое начало в мифах и легендах. Разве не за всем этим (и эльфами!) мы и погружаемся в мир творчества Толкина? Если да, тогда вы просто обязаны заполучить себе эту книгу.

Грустно, что Толкин так и не смог должно закончить историю Гондолина. И еще грустнее от того, что причина этому – достаточно прохладная реакция на черновики Толкина его издателя, а позже – отказ в печати «Сильмарилиона». Кристофер пишет в своих комментариях, что подобная категоричность заставила его отца попросту опустить руки, так и не решившись закончить ни историю о Берене и Лютиэн, ни историю о самом трагичном противостоянии Первой эпохи Средеземья – осаде и падении Гондолина. Только подумайте, сколько еще интересных произведений мог бы подарить своим читателям Толкин, обернись ситуация иначе! Увы, идут года, сменяются эпохи, а издатели со своим высоким «икспертным мнением», как жили в своих параллельных мирах в прошлом столетии, так и живут поныне. Бездарные авторы-штамповки кичатся своими новыми графоманскими книгами каждый новый год, а уникальные вещи – остаются в столах толкинов. Мне искренне хотелось бы, чтобы мы читали эти вещи еще при жизни оных, а не после и в черновиках…

И чтобы не завершать свой отзыв на минорной ноте, скажу, что для меня было приятным открытием, встретить одного из участников Братства Кольца среди защитников Гондолина, а позже и среди тех, кто смог спастись из горящего города. Надеюсь, это открытие станет таким же интригующим и еще для кого-то!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Майкл Салливан «Эра легенд»

Белый рыцарь, 14 августа 2021 г. 19:33

Если после прочтения первых двух частей цикла «Эра мифов»/ «Эра мечей» меня одолевало легкое недоумение от того, что за абсурд там происходит, а в душе еще теплилась надежда, что дальше все наладится, после ознакомления с «Эрой войны» / «Эрой легенд» — ожидания исчезли напрочь, а растерянность окончательно сменилась негодованием, разочарованием, и уж простите на слове – чувством обманутости.

Первый минус – это конечно же пламенное желание товарища Салливана рассказывать о том, о чем вообще не интересно читать. Помните тот поход за оружием в исполнении бой-дам из «Эра Мечей» с дальнейшим избиением демонов вчерашними крестьянками? Так, то были лишь цветочки! А ведь изначально обещалось, что приквел будет акцентировать внимание на судьбе Мовиндьюле — главном антагонисте цикла о «Рийрии» и поэтапно расскажет, как же он докатился до того, до чего, собственно, докатился. А также нам наконец расскажут полную версию мифа о Персефоне и Нифроне, элементы которого постоянно возникают в произвольном порядке по тексту «Рийрии». В общем, забудьте. Если с первой задачей автор худо-бедно (где-то на троечку с минусом) справляется, то о второй особо и не напрягается. Да и зачем? Ведь целых 100500 эпизодических персонажей от мойщиков ночных горшков до пивоваров и пахарей просто обязаны быть услышанными и упомянутыми! Важными ровно настолько, чтобы быть забытыми уже через строку. При чем сам автор тоже особо не старается сделать их уникальными и яркими, добавляет для галочки в качестве массовки, чтобы потом на последней странице книги упомянуть, что вот да, были такие и погибли. Эм, что?! Эмоций при чтении ноль, а драгоценное пространство книги утеряно непонятно на что.

Второй минус – доведенное до карикатуры разделение на «хороших» («наших»), которые всегда справедливы, добры, умны, сострадательны, не знающие страха и упрека, готовы на самопожертвование и бла-бла, и «плохих» («чужих»), которые исключительно злы, злопамятны, корыстны, жестоки, мстительны и невероятно глупы. При чем под «хорошими» понимаются исключительно рхуны (они же люди), а под плохими – фрэи (они же эльфы), и даже те, которые вроде как выступают на стороне людей и много в чем им помогают, тоже не заслуживают доверия. «Ведь они делают это из корысти!» – тут же не забывает глубокомысленно изречь автор устами первого встречного персонажа. Ага, ок. Вывод: забудьте о любой комплексности и неоднозначности образов. Все они просты, плоски, скучны, картонны, а их действия, увы, предсказуемы до такой степени, что уже после второй-третьей главы, понимаешь, чем, собственно, закончиться книга.

Третий минус – чрезмерная однобокость демонстрации прогресса в созданном мире книги. Зародыш сего чуда уже появился в первых двух частях, но тут усугубился до такой степени, что это утрирование буквально физически ощущаешь при чтении в виде зубной боли. Ну честно! Вот послушайте: ребята-эльфы через реку от людских деревень в среднем живут по две-три тысячи лет без бед и хлопот и, представляете (!), до сих пор не додумались до письменности! Они посвящают свои жизни искусству: живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и, представляете (!), у них нет литературы! Они единственные разводят лошадей и, представляете (!), до сих пор не понимают, что животных можно использовать в качестве тягловой силы! Серьезно, товарищ Салливан? Вы же сами говорите, что фрэи уже 9000 тыс. лет живут в своей столице, а значит, их цивилизации не меньше 10 000 лет, а может и больше. То есть их развитие преодолело промежуток даже больший, чем, например, от зарождение Шумерской цивилизации (а это 2500 год до н.э.) и до наших времен, и до сих пор без письменности и колеса?! А теперь вишенка на торте: все эти трехтысячелетние эльфы сидели под деревьями и ждали звездного часа, чтобы две девочки-подростка из людской деревни, где жгут кизяки вместо дров, поскребли головы, поковырялись в носу и придумали письменность, луки, стрелы, колеса, телеги и даже додумались (!), что лошадей можно запрягать в повозки и перевозить таким образом крупногабаритные и тяжелые грузы. Просто все. Занавес.

Ну хочется показать, какими изобретательными были люди – замечательно, но, елки-палки, не делайте же это так примитивно: за счет принижения и доведения до абсурдности развития других народов. Смотрится, как сюжет из книжки для младшего школьного возраста. И уж явно не говорит в пользу качества и серьезности опуса.

Четвертый минус — настолько завышенный градус мелодрамы, что порой во время чтения ловишь себя на мысли, а что я, собственно, вообще читаю? Вопреки тому, какие ассоциации обязана вызывать книга с названием «Эра войны», произведение рассказывает о чем-угодно, но явно не о войне. 2/3 повествования занимают дичайшие рефлексии опостылевшего еще по первым двум частям скучнейшего Рэйта а ля Убийцы Богов, не отстающего от него в этом вопросе воспитанника – Тэша «всехубьюодиностанусь», а так же затяжные душевные метания главной Мэри Сью всей эпопеи — девочки-мистика Сури, которая получает абилку «маг 80 уровня» уже от рождения.

Пятый минус – проистекает прямехонько из четвертого: на кой вообще в книге столько романтических линий? Ну две – ок, ну три – с натяжкой можно стерпеть, но ведь не пять же, КАРЛ! Это же не дамское фэнтези, ну серьезно. Зачем? При чем всей этой подростковой любви второстепенных персонажей отводится столько «экранного» времени, что главные персонажи остаются вытесненными из дискурса напрочь. И ладно, была бы эта любоффь как-то интересно подана и обыграна, свои фэнтезийные Ромео и Джульета или там Гамлет и Офелия, и так, чтобы до косточек пробрало и слезу вызвало, но нет же — картонный уровень: «Ты меня любишь? Докажи!» и «Ах, он/она меня не любит! Чожиделать?». Вопиющая деталь – как товарищ Салливан не пытается нагнетать градус драмы, между бесчисленными влюбленными персонажами вообще нет никакой химии, им не то, что не пытаешься сопереживать, а даже наоборот: мысленно восклицаешь «Доколе, товарищ Салливан? Ну доколе?!». И каждую страницу ждешь, когда же они уймутся, украдкой надеясь: может в сторону этих чудиков прилетит случайная вражеская стрела? Боюсь, мои надежды не оправдаются…

К слову, можно было бы простить даже это обилие пресных романтических линий, если бы автор удосужился посвятить достойную толику внимания развитию отношений между Персефоной и Нифроном, у которых никакой романтики нет, но есть довольно прагматичный союз, основанный на достижении общих целей. Демонстрация отношений зрелых людей (и эльфов) очень бы пошла на пользу слюнявому «детскому саду», но увы. Главным действующим лицам мифа о Первой империи отводится в «Эре войны» / «Эре легенд» роль эпизодических статистов, появляющихся с тремя диалогами за две книги (!) на одну страничку и полтора абзаца. Просто лютый вин!

Шестой минус – к концу «Эры легенд» начинает набивать оскомину любимая Салливанская фишка с преподнесением вотэтаповоротов через «гениальные» умозаключения какого-нибудь персонажа. И если раньше эти рояли еще вызывали добродушную улыбку на моем лице, сейчас же определенно раздражают. Этим вотэтаповорот-заявлениям, как правило, вообще не предшествует никакая напряженная мозговая деятельность персонажа, их изрекающего. Ладно бы он, как Шерлок Холмс пол романа вел расследование, изучал улики, опрашивал свидетелей, щепетильно докапывался до истинны, чтобы в финале торжественно заявить: убийца – дворецкий. Дык нет! Каждый второй персонаж в «Эпохах» — это местный Шерлок Холмс, хотя расследований он и не ведет (да и зачем?) ведь сигналы ему, видимо, посылает сама вселенная. Поэтому, когда подобные Холмсы в финале заявляют: убийца – дворецкий, земля – круглая, а солнце – большое, начинаешь понимать, что с миром и современной литературой что-то не так.

Седьмой минус – общая беда всего сегодняшнего фэнтези, да и вообще современной литературы: намеренная идеализация женских персонажей и принижение мужских. Вот серьезно, я этого не понимаю. Ну хочется рассказать историю о храбрых, сильных и независимых дамах – ну ок, никто же не против, рассказывайте. Но зачем всех мужчин в книге делать, не побоюсь этого слова, одноклеточными идиотами? Мало того, что они у Салливана априори злые, жестокие, себялюбивые, склочные, жаждут войны, смертей, убийства, власти и прочего тому подобного, так они еще и настолько беспросветно глупы и недальновидны, что не замечают затевающиеся под носом мятежи, заговоры, предательства, напрочь неспособны к логическому мышлению. Еще худо-бедно эту философию можно было бы приплести к рхунским вождям, что они там, допустим, за свою 30-40 летнюю жизнь ничего кроме войны и землянки с грунтовым полом не видели, и откуда взяться острому уму, тяге к добродетелям и мощному интеллекту? Но, елки-палки, как же карикатурно с подобным подходом смотрятся эльфы, когда автор рассказывает, что их жизни длятся по две-три тысячи (тысячи, КАРЛ!) лет и у них прям такая из себя культура и цивилизация, что их считают богами, а уже на следующей странице их поведение мало чем отличается от поведения второклашек на школьной перемене: диалоги соответствующие, ход мыслей соответствующий, цели/мотивация соответствующая. В качестве завершения мысли – пантомима «Рука-Лицо» в исполнении приглашенных гостей – Галадриэль и Элронда.

А как же плюсы, спросите вы? Увы! По крайней мере мною не найдено ни одного. Не то, чтобы предыдущий цикл Салливана «Рийрия» был каким-то шедевром, а если откровенно, то и до крепкого середнячка не дотягивал, но беря в руки новую книгу автора, рассчитываешь на какое-то развитие таланта, эволюцию идей, приемов, а в итоге – ничего не получаешь. Он использует все то, что было в «Рийрии», только делает это намного хуже и поверхностнее. И это до глубины души обидно. Ведь, положа руку на сердце, хорошего качественного фэнтези с классическими расами, развивающего достояние Толкина, ох, как мало. Иногда просто хочется почитать что-то такое, надеешься, покупаешь книгу, ждешь, если уж не шедевра и нетленки на все времена, то хотя бы приятного приключения, а получаешь «это». Грустно.

Оценка: 5
⇑ Наверх